ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

<Письмо> Минприроды России от 21.08.2025 N 25-47/35062 "О рассмотрении обращения"

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 августа 2025 г. N 25-47/35062
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Минприроды России в рамках компетенции рассмотрело письмо по вопросам, связанным с разъяснением применения нормативных актов, регулирующих деятельность в области обращения с медицинскими отходами, и сообщает.
Отношения в области обращения с медицинскими отходами регулируются в том числе Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), статьей 49 которого определено, что медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания человека в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:
1) класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым коммунальным отходам;
2) класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы;
3) класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
4) класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
5) класс "Д" - радиоактивные отходы.
Федеральным законом от 08.08.2024 N 306-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 306-ФЗ), вступивший в законную силу 01.07.2025, в Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) внесены изменения, в соответствии с которыми к твердым коммунальным отходам, в том числе отнесены эпидемиологически безопасные медицинские отходы, приближенные по составу к ТКО (класс "А").
С 01.09.2026 медицинские отходы классов "Б" и "В" подлежат обязательному обеззараживанию в соответствии с требованиями, установленными санитарными правилами: лицами, в результате деятельности которых образуются медицинские отходы, и иными лицами, осуществляющими обеззараживание медицинских отходов в соответствии с пунктом 4 статьи 22.1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Обеззараживание медицинских отходов класса "Б" и "В" не изменяет первоначальные критерии отнесения отходов к данному классу опасности, и соответственно указанная категория отходов вне зависимости от способов и методов обеззараживания отходов сохраняет свою классификацию.
Обращение с медицинскими отходами класса "Б" и "В" после обеззараживания происходит в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, который определен санитарно-эпидемиологическими требованиями к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур, а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами определены СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3.
Таким образом, действие норм Закона N 89-ФЗ и принятых в реализацию актов Правительства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами, не распространяется на медицинские отходы классов "Б" и "В" после обеззараживания.
Письма Минприроды России, в которых рассматриваются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащаяся в них позиция не может рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Заместитель директора Департамента
экономики замкнутого цикла в сфере
отходов производства и потребления
Б.В.ФРАНЦУЗОВ