МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 ноября 2025 г. N 12-53/50604
О ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ
Минприроды России в рамках установленной компетенции рассмотрело обращение, поступившее на официальный сайт Минприроды России в информационно-коммуникационной сети "Интернет" в электронной форме, а также аналогичное обращение, поступившее письмом, по вопросу заполнения подраздела "Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов" программы производственного экологического контроля (далее - ПЭК) в случае сброса сточных вод не в водный объект, а в централизованную систему водоотведения (далее - ЦСВ) и сообщает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 67 Федерального закона
от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) ПЭК осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 2 статьи 67 Закона N 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу ПЭК, осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК.
Требования к содержанию программы ПЭК, порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК утверждены приказом Минприроды России от 18.02.2022 N 109 (далее - Требования).
Согласно пункту 9.2 Требований подраздел программы ПЭК "Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов" должен содержать в числе прочего план-график проведения проверок работы очистных сооружений, включая мероприятия по технологическому контролю эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков (далее - План-график).
Периодичность проведения проверок работы очистных сооружений согласно пункту 9.2.4 Требований устанавливается не реже двух раз в год.
Отмечаем, что в соответствии с
Водным кодексом Российской Федерации и законодательством в области охраны окружающей среды водопользователями являются организации, осуществляющие водоотведение, которые в свою очередь обязаны получить разрешительные документы на право пользования водными объектами в целях в том числе сброса сточных вод, поставить на государственный учет объекты, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность и которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, а также исчислять и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
Лица, являющиеся абонентами организаций, осуществляющих водоотведение, при этом не осуществляющие сброс сточных вод в водные объекты, не являются водопользователями.
При сбросе сточных вод в ЦСВ или передаче таких вод гарантирующей организации в соответствии с Федеральным законом
от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), то есть при отсутствии сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водный объект, необходимость указания Плана-графика в подразделе программы ПЭК "Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов", а также установления проверок работы очистных сооружений не реже двух раз в год при осуществлении ПЭК Требованиями не предусмотрена.
Отношения между организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и водоотведение, организациями, осуществляющими транспортировку воды, а также сточных вод, и абонентами регулируются Законом N 416-ФЗ, а также Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 29.07.2013 N 644.
В Росприроднадзор направляется для сведения.
Дополнительно сообщаем, что письма Минприроды России, в которых рассматриваются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минприроды России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них пояснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Директор Департамента
государственной политики
и регулирования в сфере
охраны окружающей среды
и экологической безопасности
Р.М.МИШИЕВ