МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 июля 2025 г. N 03-1326
О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
Департамент государственной общеобразовательной политики и развития дошкольного образования Минпросвещения России направляет для использования в работе методические рекомендации по организации процесса обучения в первом классе в адаптационный период (сентябрь - октябрь) (далее - Методические рекомендации).
В Методических рекомендациях раскрыты общие требования к организации процесса обучения в первом классе в адаптационный период с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России
от 31 мая 2021 г. N 286, а также требований санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 г. N 28, даны конкретные рекомендации по организации процесса изучения отдельных учебных предметов в связи с сокращением общей недельной нагрузки обучающихся.
Заместитель директора Департамента
А.И.МАГОМЕДОВ
Приложение
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ИНСТИТУТ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ" ИМЕНИ В.С. ЛЕДНЕВА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ПЕРВОМ КЛАССЕ
В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД (СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ)
Введение.
Адаптация (от лат. adaptatio - приспособление) отражает способность любого живого организма приспосабливаться к различным условиям природной и социальной среды. Это явление свойственно человеку и отражает его стремление не только физически приспособиться к среде обитания, но, прежде всего, социализироваться: включиться в систему новых отношений и общественных связей. Начало обучения в школе связано с периодом привыкания первоклассника к новому этапу социализации, включения личности в новую для него учебную деятельность и систему новых отношений со взрослыми, сверстниками, самим собой.
Психологи выделяют следующие особенности адаптационного периода ребенка при поступлении его в школу:
в дошкольном детстве будущие первоклассники считаются самыми "большими" среди детей других дошкольных периодов развития: они хорошо владеют общением со сверстниками, с ними с удовольствием и интересом общаются с младшими детьми, многие дети 6 - 7 лет умеют читать, что также привлекает к ним внимание младших. Статус "старшего" в первом классе меняется: первоклассники самые "младшие" их всех младших школьников, но отношение к ним по этому признаку, как правило, не корректируются: они сразу оказываются объектом постоянных требований учителя и других взрослых;
дошкольный период связан с устойчивостью режима жизни детей. Его организация подчиняется принятому укладу жизни в семье (в детском саду), привычкам ребенка, его индивидуальным особенностям, привычным занятиям. В школьный режим первоклассник вмешаться не может, все подчинено произвольной деятельности, что вызывает часто стрессовые ситуации. Например, многие дети с трудом высиживают за партой четыре урока, устают от того, что в течение 30 минут занимаются одной и той же деятельностью (читают или пишут). Кроме того, часто обучающихся сразу погружают в систему внеурочных занятий. Более строгая и обширная система требований к произвольной деятельности вызывает отрицание к ней;
старшие дошкольники входят в достаточно широкий круг общения, но его особенности связаны с тем, что это круг обычно хорошо им знаком: семья, родственники, детский сад, друзья, соседи и т.п. Школа не только значительно расширяет социальные контакты, но многие из них ситуативны (случайные встречи в школе, выходы с классом за ее пределы, внеурочная деятельность и пр.). И ребенок растерян, он не знает, как вести себя с незнакомыми людьми, в необычной для него обстановке. В большой мере это касается и классного коллектива: одновременно, в короткие сроки первокласснику нужно пройти новый этап социализации, и если ему не помогать, то начинаются проблемы с адаптацией.
Необходимо подчеркнуть, что явление адаптации нужно рассматривать как естественное и необходимое в жизни ребенка. Задача окружающих его людей - создать условия для того, чтобы привыкание к новой социальной среде, новым условиям жизни протекало безболезненно и спокойно.
Чтобы процесс адаптации протекал успешно и не влиял негативно на эмоциональное состояние первоклассника, его здоровье и учебные достижения, учителю необходимо знать, какие признаки характеризуют явление дезадаптации, какие требования предъявляются к организации обучения в первые месяцы учебного года.
Признаки дезадаптации первоклассника можно классифицировать по влиянию на организм ребенка:
изменения в физическом и эмоциональном состоянии. Ребенок беспокойно спит, с трудом просыпается; теряет аппетит; выглядит усталым, утомленным, жалуется на плохое самочувствие ("Можно я сегодня в школу не пойду, у меня голова болит...");
трудности формирования учебной деятельности (неуспешность освоения учебного материала; низкая мотивация учения; учебная пассивность; отсутствие познавательного интереса; отказ от выполнения требований учителя; нежелание выполнять домашние задания). Все это становится причиной возникновения устойчивой неуспеваемости;
создание видимости участия в деятельности - проявление низкой работоспособности, отсутствие интереса к предлагаемым заданиям; часты отказ от их выполнения. Ребенок как бы отсутствует на уроке, его взгляд рассеян, он не слышит, что говорит учитель и не реагирует на его слова;
изменения в психической деятельности: резко снижается коммуникативная активность (скован при общении с одноклассниками, стесняется отвечать прилюдно (у доски); очевидна низкая самооценка; страх перед любыми формами контроля);
нежелание ребенка разговаривать о школе и его школьных делах: отказывается отвечать на вопросы о школе, делиться своими впечатлениями о прошедшем школьном дне; стремление переключить разговор на другие темы; негативные отзывы об учителе ("строгая, придирается", "задает трудные задания", "старая, некрасивая"); жалобы на события, происходящие в школе ("заставляют все есть в столовой", "дети толкаются в раздевалке", "Колька на мое место сел!").
Предлагаемые методические рекомендации помогут учителю начальных классов организовать период обучения первоклассников без рисков развития дезадаптации: организовать режим дня, целесообразный для первых двух месяцев протекания адаптационного периода; устранить возможные признаки переутомления и нарушения положительного эмоционального состояния; сформировать интерес к учебной деятельности и уверенность ученика в том, что у него все получится и он будет успешным в учении.
I. Общие вопросы организации обучения в 1 классе
в адаптационный период (сентябрь-октябрь)
Условия благополучного протекания адаптационного
периода первоклассников
Какие условия должен создать учитель, чтобы устранить возможности возникновения дезадаптационных явлений?
Первое условие. Благоприятный, эмоционально-положительный психологический климат в классе. Учитель должен понимать, что каждый ребенок самоценен, имеет свои психологические особенности, интересы, способы общения. Одни первоклассники эгоистичны, избалованны, требуют к себе постоянного особого внимания, другие - с трудом идут на контакт с педагогом и сверстниками. В любом случае педагог должен быть сдержан, терпим к капризам ребенка, избегать замечаний и упреков. Психологи советуют в таких случаях вступать с обучающимся в непосредственный контакт: подержать за руку, положить руку ему на плечо, погладить (как бы случайно) по голове. В этом случае, как утверждает психология, учитель "забирает себе" ситуативный стресс ребенка.
Второе условие. Необходимо строить процесс обучения с учетом индивидуальных особенностей детей: темпа их деятельности, особенности памяти и внимания, уровня сенсорной культуры, владения логическими операциями и связной речью. В адаптационный период категорически нельзя формально форсировать темп детской деятельности. Увеличение скорости чтения, письма, решения упражнений на действия с числами должно идти очень постепенно, без "насилия" над ребенком. Возможна только положительная оценка, советы и непосредственная помощь по выполнению задания. Любое порицание обучающегося в период привыкания к школьной жизни приведет к обратной реакции - снижению самооценки ребенка и нежеланию учиться.
Третье условие. Важнейшим условием создания успешной адаптационной среды является обеспечение неформального общения с учителями и с одноклассниками. При организации праздников "Мы - первоклассники", "Знакомимся со школой", "Осень золотая", "Вместе весело шагать" и других целесообразно привлечь для участия как можно больше детей с трудностями социальной адаптации: участвовать в концерте, рисовать пригласительные билеты, выступить ведущими в конкурсе-соревновании. Чтобы дети легче выполнили порученное им дело, можно привлечь к мероприятию их родителей. Рядом с мамой или папой прилюдно выступать детям будет легче.
Четвертое условие. Очень важно в адаптационный период наладить отношения с семьей ребенка, который проявляет признаки дезадаптации. Педагог посоветует родителям в этот период проявлять особое внимание первокласснику: соблюдать режим дня, увеличить прогулки и игры на свежем воздухе; не навязчиво интересоваться школьной жизнью, обеспечить общение с одноклассниками.
Если у ребенка есть хронические заболевания, то анализировать и оценивать любые проявления его плохого самочувствия. Родители должны проявлять этику в обсуждении событий, происходящих в школе: не выражать отрицательного отношения к поведению своего ребенка; сдерживать негативные эмоции; убеждать, что все будет хорошо.
Требования к организации режима школьного дня
для первоклассников в сентябре-октябре
Как было подчеркнуто выше, дезадаптация несет серьезные риски нарушения всех привычных форм жизнедеятельности ребенка, поэтому, прежде всего, необходимо создать такой режим школьной жизни, который бы не усиливал, а снимал любые риски дезадаптации. На основе требований санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 г. N 28, установлены следующие требования к организации школьной жизни обучающихся в первом классе:
1. Ступенчатый режим обучения. Снижение учебной нагрузки в сентябре-октябре - 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый.
Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов, определенной гигиеническими нормативами. Для предупреждения переутомления в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в среду или в четверг.
При этом учитель должен понимать, что в случае обучения по индивидуальным учебным планам, в том числе для ускоренного обучения, объем дневной и недельной учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий, расписание занятий должны соответствовать требованиям, предусмотренным санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2, и санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 г. N 28.
2. Организация мероприятий для обеспечения двигательной активности и профилактики переутомления.
Двигательная активность является естественной потребностью детей младшего школьного возраста. Ее значение особенно возрастает в период дефицита движений. Именно этот дефицит особенно ощущается в первые месяцы обучения в школе, когда ребенок находится в течение длительного времени в одной позе.
При этом желательно организовать уроки физической культуры на свежем воздухе, увеличить время на подвижные игры средней и большой активности. Целесообразны игры с различными предметами: мячами, скакалками, гимнастическими палками, обручами.
Обучающимся и их родителям (законным представителям) необходимо дать рекомендации по проведению дома утренней зарядки, познакомить их с комплексом упражнений, а также закаливающими процедурами.
В середине учебного дня проводить педагог организует динамическую паузу не менее 40 минут. Она, как правило, проводится на улице. Рекомендуется во время динамической паузы проводить игры средней подвижности. Это определяется тем, что после этого занятия дети возвращаются на урок, поэтому они не должны быть слишком физически уставшими.
Если погода не позволяет быть на улице, то нужно создать для двигательной активности условия в помещении. Так, например, динамическая пауза может проводиться как танцевальный час.
Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров) с целью создания благоприятных условий для снятия утомляемости и укрепления здоровья обучающихся. Проведение физкультминутки на уроке обязательно.
В целях обеспечения оптимизации учебной нагрузки в общеобразовательных организациях необходимо использовать методические рекомендации, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10 ноября 2023 г. "МР 2.4.0331-23. 2.4. Гигиена детей и подростков. Методические рекомендации по обеспечению оптимизации учебной нагрузки в общеобразовательных организациях".
3. Особенности контрольно-оценочной деятельности в первом классе.
Учитель организует необходимую работу по ознакомлению детей, их родителей с особенностями контрольно-оценочной деятельности в первом классе, разъясняет им необходимость и целесообразность идеи организации контроля достижений ребенка без балльной оценки. Результаты работы первоклассников оцениваются только словесно. В соответствии с пунктом 24 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России
от 22 марта 2021 г. N 115, в первом классе не рекомендуются домашние задания.
II. Изучение учебных предметов в адаптационный период
(сентябрь-октябрь)
Планирование недельной нагрузки в условиях ее уменьшения
В соответствии с требованиями санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 г. N 28, в сентябре-октябре недельная нагрузка первоклассников не превышает 15 часов, то есть при пятидневной учебной неделе - 3 урока в день.
При сокращении часов необходимо учитывать следующие рекомендации.
В первую очередь уменьшаются часы учебных предметов, которые имеют максимальное количество баллов по шкале трудности - математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение. Вместе с тем сокращение допускается не более, чем 1 час в неделю по каждому предмету. Это требует от учителя проявления особого внимания к отбору содержания каждого урока и применению динамичных, практико-ориентированных, игровых методик, облегчающих усвоение учебного материала и не перегружающих формально память обучающихся.
Учебные предметы "Русский язык", "Математика" сокращаются на один час в неделю, а "Литературное чтение" на 0,5 часа. То, как планировать содержание уроков в этом случае, описано в методических рекомендациях ниже.
Учебный предмет "Окружающий мир" относится к числу наиболее объемных по содержанию текстов в учебнике, объяснений учителя, бесед, поэтому является трудным для восприятия, чтения первоклассниками и их общения во время учебных занятий. Учитывая особенности адаптационного периода, целесообразно в сентябре-октябре проводить по 1 уроку в неделю. Учитель может компенсировать содержание второго урока за счет проведения наблюдений, целевых прогулок и экскурсий в природу, в учреждения культуры и места трудовой деятельности людей.
Учебные предметы "Музыка" и "Изобразительное искусство" сокращаются на 0,5 часа. Это означает, что возможны два варианта планирования этих уроков: 1) проведение одного урока в неделю в режиме интеграции содержания изо и музыки; 2) проведение по очереди уроков по изо и музыке: первая и третья неделя - урок изобразительного искусства; вторая и четвертая неделя - урок музыки. Целесообразно предусматривать использование музыки и изобразительного искусства на уроках литературного чтения и окружающего мира, что может компенсировать уменьшение числа часов на изучение этих предметов.
"Труд (технология)" - учебный предмет, который требует развития умений пользоваться ножницами, осуществлять измерения с помощью линейки, складывать бумагу, делать аппликацию и др., поэтому рекомендуется в период адаптации к школе уменьшить число часов и проводить уроки труда через неделю. Это позволит в медленном темпе начать становление умений и навыков, которыми дети не овладели в период дошкольного детства.
Пример распределения часов по учебным предметам по варианту 1 федерального учебного плана:
Первая и третья неделя
Русский язык - 4 ч.
Литературное чтение - 4 ч.
Математика - 3 ч.
Окружающий мир - 1 ч.
Музыка - 0,5 ч.
Изобразительное искусство 0,5 ч.
Труд (технология) - 0 ч.
Физическая культура - 2 ч.
Всего: 15 часов.
Вторая и четвертая неделя
Русский язык - 4 ч.
Литературное чтение - 3 ч.
Математика - 3 ч.
Окружающий мир - 1 ч.
Музыка - 0,5 ч.
Изобразительное искусство 0,5 ч.
Труд (технология) - 1 ч.
Физическая культура - 2 ч.
Всего 15 час.
Особенности изучения русского языка и литературного чтения
(период обучения грамоте) в сентябре-октябре
В соответствии с учебными планами <1>, зафиксированными в федеральной образовательной программе начального общего образования, на изучение "Русского языка" отводится 5 часов в неделю и на изучение "Литературного чтения" - 4 часа. Однако для обеспечения "ступенчатого режима" в сентябре-октябре может происходить сокращение количества уроков русского языка до 4 часов в неделю и литературного чтения до 3 часов 1 раз в 2 недели. В связи с этим при принятии конкретных решений для полноценного прохождения программ, образовательная организация должна учитывать несколько принципиальных моментов, заключающихся в том, что при сокращении учебных часов в адаптационный период необходимо:
--------------------------------
<1> Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 N 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"
а) избегать сокращения общего объема учебного времени, отводимого в программе на отработку действий звукового анализа и моделирования, так как они является основой успешности дальнейшего изучения русского языка, фундаментом будущей орфографической грамотности;
б) не планировать изучение на одном уроке двух разных букв и не исключать обобщающие уроки, на которых предусмотрена отработка группы изученных букв;
в) исключить интенсификацию обучения написания букв и не сокращать подготовительный период до введения первой буквы, поскольку современные первоклассники не отличаются высоким уровнем развития мелкой моторики, у многих обучающихся существуют проблемы со зрительным и пространственным восприятием, со зрительно-моторными координациями; если в первые недели ускорять процесс овладения графическим навыком и не давать первоклассникам возможности преодолеть имеющиеся проблемы, то у значительного числа детей проблемы с почерком останутся надолго.
Таким образом, при сокращении на один час количества уроков русского языка не целесообразно объединять содержание нескольких предусмотренных программой уроков в один. Важно идти в соответствии с планированием, а 8 часов (по одному часу в течение двух первых месяцев) восполнить за счет: 1) резерва учебных часов, заложенный в федеральной рабочей программе для увеличения продолжительности периода обучения грамоте с 20 до 23 учебных недель; 2) наращивания интенсивности изучения программного материала в декабре - феврале, когда для большинства первоклассников адаптационный период уже пройден, алгоритм изучения букв отработан.
В условиях сокращения до 3 часов в неделю уроков литературного чтения необходимо учитывать, что на этих уроках идет не только знакомство с новыми буквами и закрепление навыка чтению, но и проводится специальная работа по формированию навыка аудирования, поэтому предусмотрены уроки, направленные на восприятие художественного произведения через слушание. Это позволяет организовать процесс знакомства с художественным произведением, способствующий обогащению читательского опыта и интереса к детской книге у первоклассников.
Организация литературного слушания в адаптационный период первоклассников не только необходимый этап подготовки к освоению программы по литературному чтению в последующих классах, но и важное условие сохранения преемственности при вхождении в мир искусства слова и формирования чуткого и думающего читателя, так как:
деятельность слушания преобладала в дошкольных организациях при знакомстве с детскими книгами;
на этапе дошкольного детства посредником между художественным произведением и ребенком выступал взрослый, квалифицированный читатель;
несформированность навыка чтения в адаптационный период сдерживает процесс самостоятельной работы с детскими книгами.
Однако такие уроки могут проводиться в нестандартной форме, что позволяет в условиях 3 часов в неделю интегрировать их содержание в другие уроки. Например, учитывая связь "слово-звук-краски", это может быть интеграция литературного слушания и учебного материала предметов "Музыка" и "Изобразительное искусство". Потребность что-то изображать, рисовать, рассматривать - необходимый и специфический способ познания мира, что и становится основой погружения в мир художественного произведения, а сама атмосфера литературного слушания предполагает свободные формы общения: рисование и лепка, разыгрывание отдельных сцен и диалогов героев (элементы театрализации), инсценирование и другие.
В связи с этим при организации слушания художественного произведения важно учитывать:
характер и динамику художественного восприятия, свойственные первоклассникам;
связь восприятия с эстетическим и нравственным развитием младших школьников;
объем произведения для слушания, который должен быть небольшим и доступным по содержанию, чтобы первоклассники могли целостно воспринять предложенный для слушания текст.
В адаптационный период также можно взять за основу координацию поурочного планирования по двум предметам, представленную для трехчасового изучения "Литературного чтения" (федеральные учебные планы N 3, 4).
Особенности изучения математики в сентябре-октябре
С целью создания благоприятных условий адаптации первоклассников предлагается вариант обучения, при котором математика изучается 3 урока в неделю в течение 8 недель в классе, а предметное содержание оставшегося часа оптимизируется. Направления оптимизации для уроков математики включают сокращение подготовки к изучению нового материала, опору на предшкольную подготовку и реализуется в формах, отличных от урока.
Содержание, имеющее практический характер, будет осваиваться учеником в формах, отличных от обычного урока. Выделим это содержание и возможные формы работы.
Содержание | Форма работы |
Характеристики объекта, группы объектов (количество, форма, размер) | Прогулка, экскурсия (сбор природного материала, изготовление поделок). Игры на школьной спортивной площадке (со счетом, использованием математической терминологии - круг, прямоугольная форма и др.) |
Установление пространственных отношений, ориентировка на плоскости листа, парты, доски | Экскурсия по школе, составление маршрутов. Обсуждение устройства пришкольного участка |
Сравнение без измерения: выше - ниже, шире - уже, длиннее - короче; длиннее, короче, одинаковые по длине. Сравнение геометрических фигур: общее, различное | Работа с наглядными пособиями, обсуждения и практические действия во время прогулки (сравнение размеров доступных объектов на глаз, прикладыванием, с помощью выбранной мерки), экскурсия в кабинет математики (знакомство с измерительными инструментами, пространственными фигурами и др.) |
Конструирование целого из частей (чисел, геометрических фигур) | Игры в кабинете (конструктор, Танграм и другие), сюжетно-ролевые и дидактические игры под руководством педагога |
Установление и продолжение закономерности в ряду заданных объектов: ее обнаружение, продолжение ряда | Игры в кабинете (например, с использованием игрального кубика, ранжирование наглядного материала), игры во время прогулки |
Работа с таблицей | Чтение и составление графика дежурств, календаря или дневника природы |
С целью предупреждения затруднений в освоении математики, предлагается также обязательное проведение устной работы на математическом содержании (устный счет - количественный и порядковый, работа с составом числа, математической терминологией - названия геометрических форм, описание хода сравнения, измерения с помощью выбранной мерки).
Характеристика содержания обучения математике
в адаптационный период
В течение первого месяца обучения математике педагог организует работу по обобщению предшкольного опыта ребенка (этот опыт имеется даже у детей, не посещавших дошкольную образовательную организацию): описание предмета (форма, размер), его положения в пространстве или на плоскости (слева-справа от, над-под и т.п.); описание взаимного расположения двух объектов; нахождение общего и различного у двух объектов (треугольника и четырехугольника, одноэтажного и многоэтажного дома, тетради и учебника и т.д.). Обобщаются представления о числах в пределах 5: их последовательный и порядковый счет, установление соответствия между числом и количеством, сравнение количеств с переходом к устному выводу о том, какое число больше или меньше.
В ходе наблюдения за группами предметов окружающего и знакомыми математическими объектами (изучаемыми геометрическими фигурами, числами, схемами), первоклассники учатся устанавливать общие свойства, находить основания для сравнения, группировать по заданному признаку. С целью расширения математического кругозора и практических навыков дети рисуют от руки или чертят с помощью карандаша и линейки на клетчатой бумаге знакомые фигуры, проводят линии по точкам, по пунктирным линиям. Первоклассники учатся правильно называть математические объекты (число, цифра, количество, порядок, свойство) и использовать их в речи под руководством учителя.
Параллельно целесообразно организовывать игры с использованием счета, описания объектов и их количеств: группы объектов расставляются в заданном или самостоятельно выбранном порядке (дети - по росту, по возрасту, по месяцу и дню рождения; дома - по числу этажей; книги - по толщине и т.д.). Кабинеты, в которых обучаются первоклассники, всегда содержат наглядные материалы, настольные игры, конструкторы. Все это может быть использовано для работы по предмету.
В октябре работа с математическим материалом становится систематической. Дети последовательно знакомятся с числами от 1 до 5, от 6 до 9, с числом и цифрой 0, числом 10 и десятком. На уроках обязательно организуется работа с разрезным материалом для лучшего усвоения знаний и овладения действием моделирования, которое будет использоваться в дальнейшем (для представления отношений, текста задачи и т.п.). Первичные представления о числах первого десятка дети могут использовать во время прогулок, экскурсий. Особое внимание нужно уделить знакомству первоклассников со школой и кабинетом математики, где они могут познакомиться с геометрической наглядностью (и поделиться информацией об известной), узнать об ученых-математиках, задать вопросы учителю математики. Первоклассники под руководством учителя могут составить планы и маршруты перемещения по школе, придумать свою нумерацию или условные обозначения для разных кабинетов и тематических зон школы (зимний сад, читальный зал и др.). Во время подвижных игр первоклассники могут соревноваться в назывании математических терминов, составлении предложений с числами ("В моем доме 9 этажей", "Я знаю сказку "Волк и семеро козлят").
Учитель обратит внимание, что в первые два месяца не изучаются темы, которые не будут иметь продолжения в первом классе. Поэтому при необходимости отдельные темы могут быть рассмотрены в адаптационный период ознакомительно, а в дальнейшем изучены более основательно (например, сравнение геометрических фигур, состав чисел в пределах 10).
(В приложении 1 представлен примерный список игр для первоклассников).
Особенности изучения "Окружающего мира" в сентябре-октябре
Выше было отмечено, что корректировка процесса изучения учебного предмета "Окружающий мир" в адаптационный период идет за счет уменьшения недельной нагрузки до 1 часа. Но специфика этого предмета позволяет компенсировать программное содержание формами детской деятельности, которые проводятся вне учебного расписания во внеурочное время.
Предмет "Окружающий мир" совпадает с потребностями детей этого возраста расширять свое взаимодействие с миром вокруг: общаться с объектами природы, людьми, участвовать в жизни общества. Поэтому существенное место в школьной жизни ребенка могут занимать формы чувственного познания. Во внеучебное время кратковременные занятия целесообразно проводить не в помещении школы, а в ближайшем природном и социальном окружении. Например, знакомство с осенними изменениями в природе, которое приходится на сентябрь-октябрь, целесообразно проводить в парке, сквере, на водоеме (занятия-наблюдения, целевые прогулки, экскурсии). При участии родителей можно провести экскурсии на социальные объекты (теплица, краеведческий музей, дом-музей известного писателя, исторические памятники населенного пункта, кондитерская фабрика, стадион и др. в соответствии с особенностями родного края).
Во внеурочное время учитель организует "час знакомства с книгой", когда он сам читает первоклассникам художественные произведения о природе, о труде людей, о родной стране.
С интересом относятся первоклассники к занятиям, где учитель проводит демонстрационные опыты, мини-эксперименты: определение свойств жидких и твердых тел; особенности движения тел; развитие объекта природы "от семени до семени", условие жизни объекта фауны (движение, питание, особенности поведения) и др.
Особое место в адаптационный период должны занимать дидактические и ролевые игры, которые проводятся с четким сохранением структуры игровой деятельности. Так, дидактическая игра имеет следующие компоненты: цель (кто и при каких условиях становится победителем); игровое правило (если.., то...) и игровое действие (сигнал к началу игры). Ролевая игра предусматривает три компонента: воображаемая ситуация ("представь, что ты выполняешь вот такую роль."), роли (соответственно игровой цели), сюжет как отражение взаимодействия ролей. Объявляя игру, учитель должен представить первоклассникам ее цель, игровое правило и игровое действие.
Примеры игр даны в приложении 2.
Дополнительно обращаем внимание на то, что по итогам адаптационного периода необходимо провести мониторинг готовности обучающихся к дальнейшему обучению, в случае выявления детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, организовать работу по психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся в соответствии со статьей 42 Федерального закона
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
Кроме того, работа с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности при изучении учебных предметов, должна вестись на протяжении всего обучения на уровне начального общего образования. Методическое пособие для учителя начальной школы по данному вопросу размещено на сайте "Единое содержание общего образования" (https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2025/01/trudnosti_noo_2024.pdf).
Приложение 1
ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК
ИГР ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ
Название игры | Назначение игры. Ученик... |
Найди предмет | находит предмет в пространстве, на плоскости по его описанию |
Угадай по описанию | находит в окружающем объекты, обладающие заданным свойством, заданными свойствами |
Что общего? Чем отличаются? | называет общие свойства и различия двух групп объектов |
Сколько стоит? | видит цены товаров и отвечает на вопрос о стоимости покупки, состоящей из одного-двух товаров |
Что изменилось? | сравнивает объекты (геометрические фигуры, числа, предметы окружающего - шкаф, парта.), называет изменившийся признак |
Слушай и складывай | следует инструкции при конструировании объекта из предложенных частей, выполнении манипуляций с листом бумаги, счетными палочками |
Покупатель | формулирует и проверяет правильность составления предложения о возможности покупки товаров на имеющуюся сумму денег (в пределах 10) |
Объединяем и называем | находит разные основания для группировки объектов (чисел, геометрических фигур, объектов окружающего - мебели, книг, измерительных инструментов) |
Пример дидактических игр с математическим содержанием "Объединяем и называем".
Дидактическая задача. Первоклассник учится находить разные основания для группировки объектов (чисел, геометрических фигур, объектов окружающего - мебели, книг, измерительных инструментов).
Форма работы - парная.
Правила игры:
1) нужно выбрать несколько объектов или предметов и дать им общее название;
2) нужно доказать, что все названные предметы имеют это свойство.
Выигрывает команда, которая последней назовет группу объектов (предметов).
Ход игры. Первоклассники видят числа, записанные на уроке в тетради (например, 1, 2, 3) и договариваются в паре, что у них есть группа чисел (одно решение), которые записаны с помощью одной цифры (второе решение).
Примеры групп объектов: предметы из дерева (парта, дверь, указка); предметы, названия которых начинаются с твердого звука "с" (стул, стол, сказки, словарь); геометрические фигуры из разрезного материала; книги, которые есть у каждого ученика в портфеле (словарь, учебник) и т.д.
Приложение 2
СПИСОК
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР, РАЗВИВАЮЩИХ СЕНСОРНУЮ КУЛЬТУРУ,
ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ И РЕЧЬ-ОПИСАНИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
1. "Определи на ощупь".
Содержание: в мешочке сложены любые предметы, отличающиеся своим внешним видом (круглое, длинное, продолговатое, плоское...) и спецификой поверхности (гладкое, мягкое, шершавое).
Игровое задание: нужно пощупать предмет и описать, какой он. Предположить его название.
2. "Что пропало?"
Содержание: на столе в определенном порядке расположены предметы (к примеру, посуда, игрушки, письменные принадлежности).
Игровое задание: в течение 10 секунд (учитель медленно и тихо считает) игрок смотрит на предметы, стараясь запомнить их. Затем он отворачивается и один предмет убирается. Играющий должен назвать убранные предмет.
3. "Что изменилось?"
Содержание: на столе в определенном порядке расположены предметы (к примеру, посуда, игрушки, письменные принадлежности).
Игровое задание: в течение 10 секунд (учитель медленно и тихо считает) игрок смотрит на предметы, стараясь запомнить, как они расположены. Водящий отворачивается и предметы меняют местами. Играющий должен сказать, что изменилось.
4. Игра "Магазин". Роли: продавец, покупатель.
Содержание: на столе разложены разные предметы, вещи, игрушки. Игровое задание: Покупатель, не называя предмет, описывает его. Продавец должен угадать, какой предмет хочет купить покупатель.
5. "Назови цвет".
Содержание: на столе разложены карточки разного цвета.
Игровое задание: Вариант 1: Водящий берет любую карточку и называет ее цвет. Приводит примеры предметов такого цвета.
Вариант 2: ведущий сам дает цветную карточку игроку. Тот называет цвет и рассказывает, как можно с помощью других цветов получить данный.