МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ
ПИСЬМО
от 4 июля 2025 г. N 07-3202
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России направляет методические рекомендации по организации работы с несовершеннолетними иностранными гражданами, склонными к совершению преступлений и правонарушений, в образовательных организациях в целях недопущения совершения противоправных деяний (далее - Методические рекомендации).
Методические рекомендации разработаны Минпросвещения России совместно с МВД России и Минобрнауки России во исполнение пункта 12 протокола заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 10 октября 2024 г. N 4пр.
Просим направить Методические рекомендации в образовательные организации и организовать сопровождение их реализации в работе с несовершеннолетними иностранными гражданами.
Директор департамента
Л.П.ФАЛЬКОВСКАЯ
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР
ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ИНОСТРАННЫМИ
ГРАЖДАНАМИ, СКЛОННЫМИ К СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
И ПРАВОНАРУШЕНИЙ, В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В ЦЕЛЯХ
НЕДОПУЩЕНИЯ СОВЕРШЕНИЯ ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЯНИЙ
Рекомендовано Ученым советом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный психолого-педагогический университет" для педагогических работников, административно-управленческого аппарата образовательной организации и других специалистов, работающих с несовершеннолетними иностранными гражданами.
Составители:
Сизова Татьяна Ивановна - руководитель Федерального координационного ресурсного центра по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный психолого-педагогический университет";
Солдатенкова Марина Леонидовна - заместитель руководителя Федерального координационного ресурсного центра по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный психолого-педагогический университет";
Тарулина Наталья Владимировна - ведущий аналитик Федерального координационного ресурсного центра по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный психолого-педагогический университет";
Гурина Оксана Дмитриевна - заместитель декана по научной работе, доцент кафедры юридической психологии и права факультета "Юридическая психология" Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный психолого-педагогический университет", главный эксперт Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский Исследовательский Центр";
Заева Ольга Вячеславовна - начальник отдела профилактики девиантного поведения несовершеннолетних Федерального государственного бюджетного учреждения "Центр защиты прав и интересов детей";
Герговская Евгения Викторовна - заместитель начальника отдела Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Рецензенты:
Дворянчиков Н.В. - декан факультета юридической психологии, профессор кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный психолого-педагогический университет", кандидат психологических наук, доцент;
Шпагина Е.М. - доцент кафедры гуманитарных и социальных наук Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "МИРЭА - Российский технологический университет", кандидат психологических наук.
Введение
В целях проработки перечня поручений Президента Российской Федерации
от 19 мая 2021 г. N Пр-831 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, состоявшегося 30 марта 2021 года, реализации мероприятий Комплекса мер по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования на период до 2025 года, утвержденного Минпросвещения России, Минобрнауки России, ФАДН России в апреле 2022 года (далее - Комплекс мер), пункта 12 протокола заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 10 октября 2024 г. N 4пр, разработаны методические рекомендации по организации работы с несовершеннолетними иностранными гражданами, склонными к совершению преступлений и правонарушений, в образовательных организациях в целях недопущения совершения противоправных деяний и адресованы педагогическим работникам, административно-управленческому аппарату образовательной организации и другим специалистам, работающим с несовершеннолетними иностранными гражданами.
Раздел 1. Признаки дезадаптации и их диагностика
1.1. Дезадаптация. Аккультурационные профили
Дезадаптация - это сложное явление, которое можно анализировать с разных научных перспектив. Ниже представлены несколько определений дезадаптации, основанных на различных областях знания.
С точки зрения психологии дезадаптация рассматривается как состояние, при котором индивид не может успешно справляться с требованиями новой социальной или культурной среды. Это может проявляться в виде эмоциональных расстройств, таких как тревожность и депрессия. Л.С. Выготский подчеркивает важность социального контекста в развитии личности и адаптации. Он утверждает, что взаимодействие с окружающей средой и другими людьми критически важно для успешной адаптации (Выготский, Л.С. "Мышление и речь", 1956).
С точки зрения социологии дезадаптация может быть связана с отсутствием социальной поддержки и интеграции в новое общество. Это состояние может возникать из-за культурного шока, предвзятости и дискриминации. Эмиль Дюркгейм в своих работах о социальной интеграции и аномии указывает на то, что недостаток социальных связей может приводить к дезадаптации и социальной изоляции (Дюркгейм, Э. "О разделении общественного труда", 1991).
Культурная психология рассматривает дезадаптацию как результат конфликта между различными культурными нормами и ценностями. Это может проявляться в трудностях принятия новой культуры и сохранения идентичности. Джон У. Бери в своих исследованиях адаптации мигрантов выделяет концепцию культурного шока и его влияние на психическое здоровье, утверждая, что успешная адаптация зависит от способности индивида интегрировать элементы новой культуры (Berry, J.W., 1997).
С точки зрения педагогики, дезадаптация может возникать в образовательной среде, когда дети мигрантов сталкиваются с трудностями в обучении из-за языковых барьеров и различий в образовательных системах. Ричард С. Ларсон в своих работах о миграции и образовании подчеркивает, что образовательные учреждения играют важную роль в поддержке адаптации детей мигрантов, и отсутствие такой поддержки может привести к дезадаптации (Larson, R, 2010).
С точки зрения медицины, дезадаптация может рассматриваться как состояние, при котором индивид не может адаптироваться к новым условиям жизни, что может привести к различным физическим и психическим заболеваниям. Ханс Селье, создатель теории стресса, описывает, как хронический стресс, вызванный дезадаптацией, может приводить к различным заболеваниям и ухудшению здоровья (Селье, Г., 1950).
Юридическая психология исследует, как психологические факторы влияют на правоприменение и судебные процессы. Дезадаптация может влиять на психическое состояние индивида, что, в свою очередь, может изменять его способность принимать решения и осознавать свои действия. Мартин Р. Гарднер в своей работе "Psychological Aspects of Law" подчеркивает, что дезадаптация может приводить к снижению уровня осознания и понимания правовых норм, что делает индивидов более уязвимыми в правовых ситуациях (Gardner, M.R., 2002).
В криминологии дезадаптация может рассматриваться как фактор, способствующий правонарушениям. Люди, испытывающие трудности с адаптацией, могут быть более склонны к правонарушениям из-за социальной изоляции и отсутствия поддержки. Дэвид Л. Лоури в своих работах о криминологии указывает на то, что дезадаптация может быть связана с увеличением уровня преступности среди мигрантов, так как они могут прибегать к незаконным способам выживания (Lowry, D.L, 2010).
Таким образом, дезадаптация как концепция охватывает широкий спектр проблем, связанных с неэффективной адаптацией индивидов к новым условиям жизни, что может приводить к серьезным последствиям, эмоциональным расстройствам, социальной изоляции и даже правонарушения. Эти аспекты подчеркивают важность понимания дезадаптации как комплексного состояния, которое затрагивает как личные, так и социальные факторы. Когда мы рассматриваем дезадаптацию в контексте несовершеннолетних иностранных граждан, становится очевидным, что этот процесс имеет свои уникальные черты. Дети и подростки, сталкивающиеся с новыми культурными средами, могут испытывать усиленные эмоциональные расстройства, такие как тревожность и депрессия, что связано с их уязвимостью в переходный период формирования идентичности. Социальная изоляция и трудности в межличностных взаимодействиях могут усугублять их состояние, приводя к снижению качества жизни.
Выделив основное, можно констатировать, что дезадаптация несовершеннолетних иностранных граждан - это комплексное состояние, возникающее в результате неэффективной адаптации к новой культурной среде, которое включает в себя эмоциональные расстройства (такие как тревожность и депрессия), социальную изоляцию, трудности в межличностных взаимодействиях и снижение качества жизни.
В результате диагностики уровня адаптации несовершеннолетних иностранных граждан в образовательной среде можно определить несколько профилей аккультурации.
Аккультурационные профили позволяют более детально рассмотреть, как несовершеннолетние иностранные граждане справляются с процессом адаптации, и какие стратегии они выбирают. Реализуемые стратегии в дальнейшем влияют на интеграцию несовершеннолетних иностранных граждан в новое общество.
Согласно исследованиям (Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., Ткаченко Н.В, 2023) профили аккультурации учащегося - иностранного гражданина построены на математико-статистическом анализе данных по выраженности особых образовательных потребностей детей - иностранных граждан в области: а) психологического благополучия; б) социальных навыков; в) культурной адаптации:
Интеграционный профиль. Характерен для обучающихся иностранных граждан, успешно адаптирующихся в российской культурной среде.
Смешанный профиль. Характерен для обучающихся иностранных граждан, адаптирующихся в российской культурной среде менее успешно, чем обучающиеся с интеграционным профилем, и испытывающих при этом процессе психологические трудности.
Дезадаптивный профиль. Характерен для обучающихся иностранных граждан, с трудом адаптирующихся в российской культурной среде и испытывающих при этом наибольшие психологические трудности.
Диагностика и осознание аккультурационных профилей может помочь специалистам в области образования разрабатывать более эффективные стратегии поддержки несовершеннолетних иностранных граждан, способствуя их успешной интеграции в новое общество.
Особенности аккультурационных профилей для разных возрастных групп.
Уровень начального общего образования:
1. Интеграционный профиль. Отличается высокими показателями культурной адаптации, психологического благополучия и сформированности социальных навыков.
2. Смешанный профиль. В целом показатели хуже, чем у интеграционного профиля, но по некоторым нет значимых различий. В целом показатели лучше, чем у дезадаптивного профиля, но по некоторым нет значимых различий.
У обучающихся соответствующих данному профилю есть как риск дезадаптации, так и возможность интеграции.
3. Дезадаптивный профиль. Отличается низкими показателями культурной адаптации, психологического благополучия и социальных навыков.
Уровень основного и среднего общего образования:
1. Интеграционный профиль. Обучающиеся, относящиеся к данном профилю, характеризуются по отношению к остальным профилям (смешанному и дезадаптивному): более высокими показателями культурной адаптации, психологической устойчивости, удовлетворенностью жизнью, сформированностью социальных навыков в учебной ситуации и во взаимодействии со взрослыми в образовательной организации.
В целом интеграционный профиль характерен для несовершеннолетних иностранных обучающихся, успешно адаптирующихся в российской культурной среде, разделяющих традиции и ценности российского общества.
2. Смешанный профиль. Обучающиеся, которых можно отнести к данному профилю, характеризуются по отношению к остальным профилям (интеграционному и дезадаптивному) более низкими показателями выраженности сохранения родной культуры, по отношению к интеграционному профилю - более низкими показателями культурной адаптации и психологической устойчивости, у них будет ниже удовлетворенность жизнью, больше внешних психологических проблем и проблем с гиперактивностью, а также негативное отношение к образовательной организации. Также у детей этого профиля хуже сформированы социальные навыки в учебной ситуации и во взаимодействии со взрослыми, по отношению к дезадаптивному профилю - более высокими показателями культурной адаптации и сформированности навыков взаимодействия со сверстниками. Они менее подвержены социальной тревожности и депрессивности, у них меньше внутренних психологических проблем.
В целом смешанный профиль характерен несовершеннолетним иностранным гражданам, адаптирующимся в российской культурной среде менее успешно, чем дети с интеграционным профилем, и испытывающим при этом процессе психологические трудности.
3. Дезадаптивный профиль. Обучающиеся, относящиеся к данному профилю, характеризуются по отношению к остальным профилям (интеграционному и смешанному) наибольшей выраженностью сохранения родной культуры, низкой сформированностью навыков взаимодействия со сверстниками, слабой культурной адаптацией. Они наиболее подвержены социальной тревожности и депрессивности. У них более выражены внутренние психологические проблемы. По отношению к интеграционному профилю они характеризуются более низкими показателями психологического благополучия, психологической устойчивости и удовлетворенностью жизнью. Они более подвержены социальной тревожности, депрессивности, у них больше эмоциональных, психологических проблем и хуже отношение к школе. Также у них хуже сформированы социальные навыки в учебной ситуации и во взаимодействии со сверстниками. В целом дезадаптивный профиль характерен для несовершеннолетних иностранных граждан, с трудом адаптирующихся в российской культурной среде и испытывающим при этом процессе психологические трудности.
Таким образом, результаты исследования аккультурационных профилей несовершеннолетних иностранных граждан подчеркивают важность индивидуального подхода в образовательной среде. Понимание особенностей интеграционного, смешанного и дезадаптивного профилей позволяет специалистам в области образования не только разрабатывать эффективные стратегии поддержки, но и выявлять потенциальные риски, связанные с адаптацией учащихся. Важно отметить, что недостаточная культурная адаптация и психологические трудности могут способствовать возникновению склонности к противоправным деяниям.
1.2 Признаки, позволяющие выявить склонность несовершеннолетних иностранных граждан к совершению противоправных деяний, в том числе преступлений и правонарушений
Дезадаптация может быть вызвана различными факторами, такими как культурный шок, языковые барьеры, отсутствие социальной поддержки, дискриминация и трудности в образовательной среде, что приводит к ухудшению психоэмоционального состояния несовершеннолетних детей мигрантов и затрудняет их интеграцию в новое общество (Berry, 1997; Ward & Kennedy, 1999).
К признакам, позволяющим выявить склонность несовершеннолетних иностранных обучающихся к совершению преступлений и правонарушений, можно отнести следующие:
1. Эмоциональные расстройства: несовершеннолетние иностранные граждане могут испытывать повышенный уровень стресса, тревожности и депрессии, а изменение привычной социальной среды может усугублять эмоциональные расстройства.
2. Социальная изоляция: отсутствие поддержки со стороны сообщества и семьи, чувство одиночества и изоляции.
3. Культурный шок: столкновение с новыми культурными ценностями и нормами.
4. Языковые барьеры: проблемы с уровнем владения русским языком, усиливающие чувство дезадаптации.
5. Образовательные трудности: проблемы в освоении образовательных программ на русском языке.
6. Экономические трудности семьи: отсутствие стабильного источника дохода, вызывающее дополнительный стресс и ухудшение качества жизни детей иностранных граждан.
7. Социально-демографические признаки: неблагоприятные жилищно-бытовые условия (отсутствие воды, света, газа, неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия и др.), территориальная и культурная изолированность, неполная семья (отсутствие отца, матери и др.), частые переезды, переходы из одной образовательной организации в другую.
8. Социально-психологические сложности: неблагоприятные семейные отношения (жестокое обращение, эмоциональное, физическое насилие, пренебрежение и др.).
9. Поведенческие признаки: неадекватные и выраженные эмоциональные реакции, конфликтное поведение (школьные конфликты с учениками, педагогами, администрацией), отказ посещать школу, частые пропуски школьных занятий, агрессивное поведение (физическое или психологическое насилие), злоупотребление психоактивными веществами, ухудшение физического и/или психического состояния.
10. Индивидуально-психологические и личностные признаки: высокий уровень импульсивности, низкий уровень развития моральных суждений, низкий уровень эмпатии, высокий уровень субъективной остракизации (исключенности из значимой социальной группы), идентификация с радикальными националистическими и религиозными группами, в том числе членство в интернет-сообществах в различных социальных сетях.
В связи с вышеизложенным возникает необходимость разработки эффективного диагностического инструментария, который должен быть направлен на выявление склонности несовершеннолетних иностранных обучающихся к совершению противоправных деяний.
1.3. Диагностический инструментарий по выявлению склонности несовершеннолетних иностранных обучающихся к совершению противоправных деяний, в том числе преступлений и правонарушений
В работе с несовершеннолетними иностранными гражданами, склонными к совершению преступлений и правонарушений, используется комплексный диагностический инструментарий, который позволяет выявить факторы риска и определить потребности данной группы.
Работа по выявлению склонности несовершеннолетних иностранных обучающихся к совершению противоправных деяний, в том числе преступлений и правонарушений, выстраивается в образовательной организации педагогами-психологами, социальными педагогами, классными руководителями согласно предложенному диагностическому инструментарию, в том числе заявленному в Программе психолого-педагогической оценки особых образовательных потребностей детей - иностранных граждан в сферах психологического благополучия, социальных навыков и культурной адаптации (Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., Ткаченко Н.В., 2022).
Перечень диагностических методик
Диагностируемые критерии | Название методики |
I. Показатели уровня владения русским языком (первичная диагностика) |
Уровень владения русским языком | Методические рекомендации об организации работы общеобразовательных организаций по оценке уровня языковой подготовки обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан (Омельченко Е.А., Криворучко Т.В., Дорохова М.В., Шевцова А.А., 2022 г. (https://drive.google.com/file/d/1UUs-8hZUsclQS8mu-1TCOTlBAkYJzmqt/view?usp=sharing). |
Тестирования на знание русского языка, достаточное для освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, иностранных граждан и лиц без гражданства https://fipi.ru/inostr-exam/inostr-exam-deti?ysclid=ma414xeikd839265774 |
Диагностический инструментарий по уровню владения русским языком https://edsoo.ru/diagnosticheskie-raboty-dlya-detej-sla/ |
II. Показатели уровня социокультурной адаптации (промежуточные диагностики) |
Знания культуры | 1. Методика "Модуль исследования ценностей" (Татарко А.Н., Н., Лебедева Н.М., 2011 г.) (https://id.hse.ru/data/2011/12/06/1271598891/06.pdf); 2. Методы измерения ценностей (Карандашев В.Н, 2004) (https://clck.ru/wwvUb); 3. Методика "Кто я?" (Румянцева Т.В., 2006) (http://ags29.narod.ru/pages/ovz/test_kyna.pdf). 4. Диагностики этнокультурного развития детей младшего школьного возраста (//multiurok.ru/files/diagnostika-etnokulturnoi-kompetentnosti.html) |
Степень включенности в контакты | Рисуночная диагностика субъективного благополучия ребенка - (РДПБ) (Ионина О.В., 2020) (https://guto-razvitie.ru/sites/default/files/documents/metod_portf_diagnostika_ekspress.pdf). |
Социометрия | 1. Методика "Самооценка эмоционально-мотивационных ориентации в межгрупповом взаимодействии" (модифицированный вариант) (Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., 2021) (http://my-enu-site.narod.ru/files/N.P._Fetiskin_V.V._Kozlov_G.M._Manuilov_Soccialno-psihologicheskaya_diagnostika.pdf); 2. Методика "Шкала отношения к школе" (уровень внутренней школьной мотивации и отношения к школе) (Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., 2021) (https://drive.google.com/file/d/15B_cQpjMwu5rTv66neUs1iWV5jlxrhYy/view?usp=sharing); 3. Методика оценки социальных навыков несовершеннолетнего иностранного гражданина (навыки поведения в классе и в школе, выполнения домашних заданий, взаимодействие со сверстниками и взрослыми) (Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., 2021) (https://drive.google.com/file/d/1_BvhYdHUo1_qK8NlKjptZqhkzKYHNoeo/view?usp=sharing). |
III. Показатели уровня психологической адаптации |
Стратегии адаптации | 1. Методика Карта стандартизованного наблюдения детей и подростков из семей мигрантов "Стратегии адаптации" (Солдатова Г.У., Макарчук А.В., Пантелеев А.Б. 2008) (https://psyjournals.ru/files/118894/icp_2008.pdf); 2. Методика "Многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников" (уровень удовлетворенности жизнью в различных сферах) (Сычев О.А., Гордеева Т.О., Лункина М.В., Осин Е.Н., Сиднева А.Н 2018) (https://psyjournals.ru/files/96667/pse_2018_n6_Sychev_Gordeeva_et_al.pdf). |
Выраженность поведенческих и эмоциональных проблем | 1. Методика опросник "Выраженность поведенческих и эмоциональных проблем" (Дмитриев, 2010) (http://www.miu.by/kaf_new/mpp/111.pdf); 2. Методика "Детский тест психологической устойчивости" (способность к эффективному социальному взаимодействию с целью получения ресурсов и поддержки) (Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., 2021) (https://drive.google.com/file/d/1JHucKnarulw-jRMa5s97ISuZ6VqU4Hy_/view?usp=sharing). |
Характер межгрупповых контактов | Методика социально-психологический тест "Социометрический тест" (включенность ребенка в сообщество одноклассников) (Битянова М.Р. 2004) (https://eduportal44.ru/koiro/enpj/33_6_2016/) |
IV. Определение социокультурных особенностей семьи |
Идентичность со страной исхода (родиной) | 1. Методика измерения гражданской идентичности для детей и подростков (Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., 2021) (https://drive.google.com/file/d/1bELAStZnn3ZNeH4KEMUIZZCQl3RlsUXA/view?usp=sharing); 2. Методика Опросник "Интеграция бикультурной идентичности" (Хухлаев О.Е., Бахтеева М.С. 2020) (https://drive.google.com/file/d/1gtjJ6yw3ftMNl-puHtb8ILkb1L1eFnel/view?usp=sharing). |
Социальная дезадаптация | 1. Методика "Опросник родительского отношения" (Рогов Е.И., 1996) (https://elenamatichina.ucoz.net/diagnost/metodika_drop.pdf). 2. Комплекс диагностик определения школьной дезадаптации (https://multiurok.ru/files/kartotieka-komplieks-diaghnostik-opriedielieniia-1.html) |
Риски семейного неблагополучия | Методика "Оценка рисков семейного неблагополучия" (Сафронова М.В., Осьмук Л.А., 2011) (https://clck.ru/wwdgn) |
Выявление родительского отношения | Метод ОРО для оценки детско-родительских отношений, что позволяет понять, насколько гармоничными и поддерживающими являются эти отношения, и как они влияют на поведение и эмоциональное состояние ребенка. Методика предназначена для родителей детей 3 - 10 лет (https://psytests.org/parent/oro.html). |
V. Риск правонарушений |
Оценка уровня социальной адаптации и выявить проблемы в межличностных отношениях | Опросник по адаптации (например, шкала адаптации детей и подростков Социально-психологический опросник (СПО) - авторы: Н.Е. Долгова, Т.А. Костюкова). https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/588326-oprosnik-socialno-psihologicheskoe-blagopoluc |
Выявление склонности к различным формам девиантного поведения | Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения "ДАП-П" для учащихся общеобразовательных учреждений, который направлен на выявление лиц, склонных к различным видам девиантного поведения (https://stoppav.ru/images/docs/SHPR/biblioteka/NPB/PP/Metodich_ruk_Sbornik_testov_Prilozhenie.pdf) |
Стратегии преодоления стрессовых ситуаций | Опросник "Стратегии преодоления трудностей" (COPE) - авторы: Ч.С. Карвер, М.Ф. Кин. Данная методика позволяет выявить стратегии, которые используют индивиды для преодоления трудных ситуаций, что может быть связано с их социальной адаптацией (https://psytests.org/coping/cope-run.html) |
Отношение к правонарушениям | Опросник по выявлению правосознания и отношения к правонарушениям - автор: В.И. Слободчиков. Оценка уровня правосознания, понимания правовых норм и отношения к правонарушениям, что может быть полезно в работе с различными группами населения, включая несовершеннолетних (https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/383284-oprosnik-individualnoe-pravosoznanie-i-pravov) |
Уровень тревожности | Тест на уровень тревожности (например, шкала тревожности Спилбергера https://psytests.org/anxiety/stai-run.html). |
Склонность к девиантному поведению несовершеннолетних | Тест "Склонность к девиантному поведению" (например, Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних тест СДП - склонности к девиантному поведению, разработанная коллективом авторов: Э.В. Леус, САФУ им. М.В. Ломоносова, А.Г. Соловьев, https://psytests.org/diag/sdp-run.html). |
Эмоциональный интеллект | Тест на эмоциональный интеллект (EQ-i) - автор: Р. Бар-Он. Этот инструмент помогает оценить эмоциональные и социальные навыки, которые влияют на адаптацию и взаимодействие с окружающими (https://psytests.org/eq/hall-run.html) |
VI. Диагностика принимающего сообщества |
Межкультурна я компетентность | Методика оценки межкультурной компетентности позволят оценить знания о культуре и способности взаимодействовать с представителями других культур, включая вопросы о готовности к сотрудничеству и взаимодействию с мигрантами, авторы: О.Е. Хухлаев, В.В. Гриценко, А.В. Макарчук О.С. Павлова, Н.В. Ткаченко, Ш.А. Усубян, В.А. Шорохова (https://psytests.org/group/iomk.html). |
Социальная дистанции | Опросник по социальной дистанции для измерения уровня предвзятости и социальной дистанции между различными группами населения, включая мигрантов, автор: Эдвард А. Богардус (https://cpd-program.ru/methods/ssd.htm) |
Культурный интеллект | "Шкала культурного интеллекта" К. Эрли и С. Анга (Г.У., Чигарькова, С.В., Рассказова, Е.И., 2018). "Шкала культурного интеллекта" измеряет несколько компонентов культурного интеллекта, оценивает способность эффективно взаимодействовать с представителями разных культур, что требует навыков, известных как "культурный интеллект" - умение "чужака" правильно интерпретировать незнакомые жесты так, как это делает носитель культуры (https://psytests.org/group/culis.html). |
Изучение отношения к феномену "национальности" (этничности) | Шкала этнонациональных установок О.Е. Хухлаев, И.М. Кузнецов, Н.В. Методика направлена на изучение установок отношения к феномену национальности и включает четыре субшкалы: националистические, патриотические, нейтральные и негативные установки. Методика подходит для исследования межгрупповых отношений в России (https://psytests.org/group/senu.html). |
Раздел 2. Организация мероприятий с несовершеннолетними иностранными обучающимися, склонными к совершению противоправных деяний, в том числе преступлений и правонарушений в образовательных организациях в целях недопущения совершения противоправных деяний
2.1. Алгоритм (чек-лист) по выявлению несовершеннолетних иностранных граждан, склонных к совершению противоправных деяний, в том числе преступлений и правонарушений
Предложенный алгоритм (чек-лист) по выявлению несовершеннолетних иностранных граждан, склонных к совершению противоправных деяний, в том числе преступлений и правонарушений, направлен на систематизацию процесса выявления потенциальных проблем в поведении несовершеннолетних иностранных граждан, а также на создание условий для их обсуждения и решения.
1. При приеме несовершеннолетнего иностранного гражданина на обучение в образовательную организацию необходимо установить:
факт законности пребывания такого ребенка и его родителей (законных представителей) на территории Российской Федерации посредством предоставления указанной категорией лиц документов, подтверждающих постановку на миграционный учет, и проверки наличия сведений о них в Реестре контролируемых лиц (доступен на сайте МВД России - https://мвд.рф/rkl), в случае установления факта включения ребенка и (или) его родителя (законного представителя) в Реестр контролируемых лиц информация об указанных иностранных гражданах незамедлительно направляется в территориальный орган МВД России на районном уровне по месту фактического нахождения образовательной организации;
уровень владения русским языком (в рамках языковой диагностики) и психологической готовности к социализации в ученической среде, роль родителей (законных представителей) в соблюдении прав несовершеннолетнего на получение образования
Положительным критерием, подтверждающим контроль со стороны родителей за поведением детей и исполнение ими обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению, является их инициативность в подаче заявления о зачислении ребенка в учебное учреждение, обеспечении своевременного прохождения им теста на знание русского языка и при неудовлетворительных результатах - организации подготовки к повторному тестированию и проведении данной процедуры.
2. Для выявления несовершеннолетних иностранных обучающихся, склонных к совершению противоправных деяний, в том числе преступлений и правонарушений, требуется обращать внимание на следующие индикаторы:
наличие опыта противоправных или асоциальных поступков (учитывается информация, поступающая из органов внутренних дел, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, иных субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, законных представителей или родственников),
случаи самовольных уходов с места жительства, учебы, бродяжничества; факты совершения преступлений и правонарушений;
одобрительная позиция по отношению к употреблению алкогольной продукции, наркотиков и психоактивных веществ;
внешние поведенческие проявления
трудности в адаптации, самореализации, установлении и поддержании контактов со сверстниками;
нарушение учебной дисциплины, уклонение или отказ от выполнения учебных заданий, игнорирование рекомендаций и замечаний преподавателей, пропуски занятий без уважительной причины;
выражение в высказываниях и комментариях, письменных работах (сочинениях, диктантах, рефератах и т.д.) пренебрежительного отношения (или явного отрицания) к исторической памяти, традиционным российским ценностям, государственной символике, Флагу и Гимну Российской Федерации, информации, доводимой в рамках уроков "Разговоры о важном", отказ от участия в общественной жизни класса, школы;
создание опасных и конфликтных ситуаций;
появление в речи новых слов и выражений, не связанных с получаемыми в ходе образовательного процесса знаниями, резкое увеличение числа разговоров на политические, социальные, религиозные темы, в ходе которых высказываются крайние суждения и проявляются признаки национальной, религиозной и политической нетерпимости;
наличие у подростка одежды и предметов с атрибутикой и символикой религиозного радикализма, экстремизма, криминальных субкультур, ярко подчеркивающей принадлежность к стране исхода и оскорбляющей представителей других национальностей и конфессий);
эмоциональное состояние
вспыльчивость, демонстрация неадекватной, преувеличенно эмоциональной реакции, выраженной неприязни к какой-либо имущественной, расовой, национальной, конфессиональной или иной социальной группе, а также провокационные действия, направленные на возбуждение агрессии у других лиц;
социальная изоляция (самоотчуждение), недоверие, замкнутость, отрицание общественного мнения;
отсутствие критического мышления, повышенная внушаемость, психологическая зависимость от третьих лиц, негативно влияющих на несовершеннолетнего;
социально-демографические условия
неблагоприятные взаимоотношения в семье (конфликты, асоциальный образ жизни родителей;
слабый либо излишний (авторитарный) контроль со стороны взрослых членов семьи;
падение уровня жизни семьи (стесненные жилищные условия, наличие бытовых проблем, трудное материальное положение и проч.), сложности в получении медицинской помощи, образования, отсутствие устойчивых социальных связей;
особенности интересов и досуговой занятости
неорганизованность отдыха и досуга, бесконтрольность внеурочной деятельности, устойчивое нежелание в упорядочении свободного времяпрепровождения;
проявление интереса к интернет-ресурсам (социальные сети, мессенджеры, сайты), содержащим шок-контент и деструктивную информацию (пропагандирующую религиозный и политический экстремизм, террористическую деятельность, оправдывающую культ жестокости и насилия, героизирующую криминалитет и прочие противоправные проявления);
нескрываемое подростком общение с лицами, имеющими криминальный опыт, радикальные взгляды, нарушения миграционного законодательства, публичная бравада такими связями;
Признаки употребления наркотиков/вовлечения в незаконный оборот наркотиков:
внешние бледность кожи, расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза, замедленная речь, плохая координация движений, порезы и следы от уколов, кожные нагноения, странный запах от тела, волос и личных вещей;
наличие среди личных предметов приспособлений для курения, свертков и пакетиков с растительными или порошкообразными веществами (в том числе с их остатками), емкости (бутылки, банки) с фольгой, свернутые в трубочку бумажки, разноцветные таблетки, капсулы, флаконы от лекарств);
проявления/изменения в поведении
скрытность, стремление как можно быстрее уйти из школы, резко сменяемые периоды активности и пассивности в деятельности, настроении;
изменения материального состояния
внезапное появление дорогостоящих вещей, гаджетов; стали известны факты (сведения) о наличии крупных сумм денег/о денежных долгах (затруднениях); частая смена номеров телефона и иные.
При осуществлении образовательными организациями антинаркотической пропаганды предлагается использовать рекомендации (методические материалы и учебные пособия) по созданию информационно-просветительского контента, направленного на повышение уровня осведомленности граждан о рисках, связанных с употреблением наркотиков, размещенные в разделе "Библиотека антинаркотической пропаганды" на официальном сайте МВД России (https://мвд.рф/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/gunk);
виктимность несовершеннолетнего
применение к несовершеннолетнему насилия, дискриминация по месту жительства или в образовательной организации;
травля подростка со стороны сверстников, в том числе в сети "Интернет" (систематическое умышленное физическое или психическое действие, направленное на умаление достоинства личности другого лица, совершаемое путем преследования, запугивания, унижения, в том числе в форме оскорбления, причиняющее нравственные, моральные или физические страдания личности, если такие действия не обусловлены ответной (защитной) реакцией на инициативное противоправное поведение объекта агрессии).
3. Для получения объективной информации о личности обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан и установления обозначенных в чек-листе индикаторов, помимо визуального наблюдения, сотрудникам образовательных организаций рекомендуется:
проведение диагностических мероприятий, в том числе предложенных в разделе 1 части 1.3. настоящих рекомендаций, опросов, в том числе анонимных, индивидуальных бесед в неформальной обстановке, возможно на отвлеченные темы без прямой постановки вопроса) среди ученического коллектива на предмет психологического климата и настроений в подростковой среде, наличия межличностных или межгрупповых конфликтов, межнациональной розни, фактов приготовления либо совершения правонарушений и иных антисоциальных действий, травли; изучение записей в рабочих тетрадях, не связанных с учебными заданиями (рисунки, пометки и проч.), круга общения и условий семейного воспитания, активности детей мигрантов в чатах интернет-мессенджеров образовательных организаций и класса, а также на страницах (аккаунтах, профилях) в социальных сетях, находящихся в открытом доступе.
4. Оценка критериев риска склонности несовершеннолетних иностранных граждан к совершению противоправных деяний, в том числе преступлений и правонарушений, и меры реагирования.
Для фиксации сведений, характеризующих обучающегося несовершеннолетнего иностранного гражданина, рекомендуется ведение специалистами (классными руководителями, кураторами, социальными педагогами, психологами и проч.) общих форм, применяемых в образовательных организациях (например, социального дневника).
При выявлении признаков деструктивного поведения у лиц указанной категории необходима организация с ними комплексной работы с привлечением должностных лиц заинтересованных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также членов общественных и волонтерских организаций, лидеров религиозных, национально-культурных объединений, этнических диаспор (общин, землячеств), способных оказать положительное влияние и обеспечить адресное сопровождение.
В целях установления значимых параметров важно исследовать контекст развития разных групп несовершеннолетних, а именно:
- совершивших преступления и/или правонарушения разного типа с насильственной составляющей и без насилия;
- имеющих признаки девиантного поведения;
- не имеющих явных признаков различных форм девиаций, что позволит сформировать профили несовершеннолетних разных групп риска.
2.2. Профилактические мероприятия с несовершеннолетними иностранными гражданами общего характера в целях недопущения совершения противоправных деяний, в том числе преступлений и правонарушений
В образовательных организациях в целях недопущения совершения противоправных деяний, в том числе преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних иностранных обучающихся, могут быть предложены мероприятия общего характера, направленные на приобщение к российским духовно-нравственным ценностям, на изучение основ российского законодательства, традиционных семейных ценностей, культуры поведения в обществе, национальных приоритетов и исторической памяти Российской Федерации, формирование у обучающихся критического отношения к деструктивным проявлениям, религиозному экстремизму, действиям, запрещенным в российском обществе, а также способов реагирования на поступающие угроз через проведение классных часов на темы: "Культурный мир России", изучение культурных ценностей и национальных традиций народов, "Мы все разные, но мы вместе", "Учимся жить без конфликтов", "Поговорим о дружбе и друзьях", "Учимся общаться", "Стоп конфликт", час общения "Дружба народов", "Игры народов мира", внеурочных занятий "Разговоры о важном", линейки с подъемом Государственного флага Российской Федерации и исполнением Государственного гимна Российской Федерации, через мероприятия и разработанные курсы в рамках внеурочной деятельности и системы дополнительного образования (Сизова Т.И., Солдатенкова М.Л., Криворучко Т.В., 2022).
2.3. Профилактические мероприятия с несовершеннолетними иностранными гражданами индивидуального характера в целях недопущения совершения противоправных деяний, в том числе преступлений и правонарушений
Целью мероприятий индивидуального характера с несовершеннолетними иностранными гражданами, склонными к совершению противоправных деяний, в том числе преступлений и правонарушений, является создание условий для их социальной адаптации и предотвращения девиантного поведения в каждом конкретном случае.
Задачи по проведению мероприятий с обозначенной категорией детей должны отражать этапы по созданию безопасной образовательной среды, необходимой для реализации плана мероприятий как индивидуального, так и группового характера:
1. Профилактика правонарушений: обучение несовершеннолетних иностранных граждан навыкам саморегуляции, разрешения конфликтов и управления эмоциями для снижения риска совершения правонарушений.
2. Социальная адаптация: помощь в интеграции в новую культурную и социальную среду, формирование позитивного самоощущения и идентичности.
3. Развитие жизненных навыков: обучение навыкам, необходимым для успешной жизни в обществе, включая трудовые, образовательные и социальные навыки.
4. Поддержка и консультирование: предоставление психологической и социальной помощи для решения личных и межличностных проблем, а также помощь в преодолении языковых и культурных барьеров.
5. Укрепление семейных связей: вовлечение семьи в процесс коррекции поведения, способствующей созданию поддерживающей среды.
6. Формирование позитивных социальных отношений: содействие в установлении здоровых отношений с окружающими, включая сверстников и взрослых.
Основным механизмом выработки и реализации индивидуальной стратегии работы и сопровождения детей иностранных граждан является психолого-педагогический консилиум образовательной организации (далее - консилиум), одна из задач которого состоит в выявлении трудностей освоения образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений по организации психолого-педагогического сопровождения.
По итогам консилиума составляется список несовершеннолетних иностранных граждан, нуждающихся в индивидуальном коррекционном сопровождении. Для каждого из них разрабатывается индивидуальный план коррекционной работы.
Рекомендуется в течение учебного года провести три таких консилиума. Первичный консилиум целесообразно проводить не ранее второй - третьей недели сентября и не позднее второй недели октября.
В консилиуме принимают участие:
- представитель администрации;
- классный руководитель;
- учителя-предметники, учителя русского языка, учителя русского языка как иностранного;
- педагог-психолог и социальный педагог.
Если не представляется возможным оценить, насколько несовершеннолетний иностранный обучающийся нуждается в специальной поддержке и коррекции в связи с его когнитивными или эмоционально-волевыми характеристиками, необходимо направить такого учащегося в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (далее - ПМПК). В соответствии с заключением ПМПК обучающемуся может быть рекомендована коррекционная работа, дополняющая или заменяющая индивидуальную работу, связанную с психологическим благополучием, сформированностью социальных навыков и культурной адаптацией.
Мониторинг и оценка результатов индивидуальной работы становятся ключевыми аспектами в этом процессе и на основе полученных данных позволяют не только отслеживать прогресс учащихся, но и вносить необходимые изменения для улучшения качества поддержки.
Более подробно о разработке индивидуального маршрута несовершеннолетнего иностранного гражданина, склонного к совершению преступлений и правонарушений в образовательных организациях можно найти информацию в рекомендациях по организации профилактической работы в образовательных организациях с целью предупреждения возникновения рисков совершения противоправных деяний несовершеннолетних иностранных граждан и в отношении них, в том числе с учетом национального и религиозного фактора (Сизова Т.И., Солдатенкова М.Л., Криворучко Т.В., 2022).
2.4. Работа с родителями (законными представителями) несовершеннолетних иностранных граждан
Родители (законные представители) обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан составляют довольно разнородную группу с точки зрения уровня образования, социально-экономического положения и будущих планов. Им необходимо решать вопросы, связанные с поиском жилья и работы, в то время как их детям предстоит адаптироваться к новому детскому коллективу, который может иметь свои собственные нормы и правила, отличные от привычных. В разных культурах, этнических или национальных группах система образования обладает уникальными особенностями, отражающими различные ценностные ориентиры. Взаимодействие между педагогом, ребенком и родителем из разных культур может быть затруднено из-за различий в понимании целей образования, а также в ожиданиях друг от друга и от школы в целом.
Механизм адаптации через образовательную организацию воздействует не только на детей из семей трудовых мигрантов, но и на их родителей, поскольку образовательная организация является пространством, в котором мигранты встречаются с "официальным" миром". И тогда задача образовательной организации в отношении работы с родителями - формирование отношений сотрудничества, построенных на контакте и доверии.
В такой работе необходимо учитывать стадию адаптации родителей (законных представителей) в принимающем обществе: выживание, обучение, установление контактов, лидерство, чтобы ожидания педагогов и возможности родителей не стали причиной трудностей, а стали основой для конструктивного взаимодействия (Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., Ткаченко Н.В., 2023).
Для снижения уровня напряженности родителей важно не противопоставлять их сообществу, а помогать интегрироваться с учетом их дополнительных потребностей, помогать иностранным гражданам стать частью родительского сообщества школы. Важно, с одной стороны, учитывать специфические языковые и культурные особенности, характеризующие родителей - иностранных граждан, а с другой - вовлекать их в общешкольные активности, показывать, что к ним относятся как к любым другим родителям учащихся.
Дополнительные меры, которые помогут установить отношения доброжелательного сотрудничества и предотвратить возможные трудности еще до их зарождения:
- создание системы поддержки для родителей с низким уровнем владения русским языком;
- привлечение родителей-мигрантов к подготовке общешкольных мероприятий этнокультурной тематики;
- создание внутришкольного актива из хорошо адаптированных родителей-мигрантов;
- проведение индивидуальных встреч и приветственных семинаров, фестивалей национальных культур с привлечением инокультурных родителей и пр.
2.5. Организация межведомственного взаимодействия в работе с несовершеннолетними иностранными гражданами в целях недопущения совершения противоправных деяний, в том числе преступлений и правонарушений
Межведомственное взаимодействие является одним из эффективных элементов в профилактике совершения противоправных деяний несовершеннолетних иностранных граждан, склонных к совершению преступлений и правонарушений. Важно отметить, что профилактика правонарушений среди несовершеннолетних является частью более широкой задачи по предупреждению преступности в целом. Решение этой проблемы требует совместных усилий.
Участниками межведомственного взаимодействия по работе с несовершеннолетними иностранными гражданами могут быть:
- социальные службы: центры социальной помощи, службы по делам несовершеннолетних;
- правоохранительные органы: полиция, прокуратура, службы безопасности;
- медицинские учреждения;
- негосударственные организации: благотворительные фонды, организации, работающие с мигрантами.
При организации межведомственного взаимодействия целесообразно определить порядок взаимодействия с правоохранительными органами и иными организациями в целях недопущения совершения противоправных деяний, в том числе преступлений и правонарушений, среди несовершеннолетних иностранных граждан:
1. Определение ответственных органов: необходимо четко определить, какие учреждения и организации будут участвовать в работе с несовершеннолетними иностранными гражданами;
2. Совместное планирование: на основании собранной информации разрабатываются совместные планы действий, включающие профилактические мероприятия и программы коррекции;
3. Реализация мероприятий: каждое учреждение выполняет свои функции в рамках согласованного плана, включая организацию тренингов, консультаций, групповых занятий и других мероприятий;
4. Своевременный обмен информацией о фактах, требующих принятия комплексных мер реагирования по компетенции (пропуски учебных занятий по неуважительным причинам со стороны несовершеннолетнего, грубое нарушение устава учебного заведения, подозрение в употреблении алкогольной продукции или запрещенных к обороту веществ, демонстрация символики радикальных религиозных течений, криминальной, экстремистской или наркотической субкультур, проявление иных форм девиации, в том числе с ярко выраженной принадлежностью к стране исхода, приверженность к межнациональной группе);
5. Принятие мер реагирования на противоправное поведение несовершеннолетних с миграционной историей (рассмотрение на советах профилактики с участием сотрудников полиции и иных заинтересованных специалистов ситуаций, связанных с негативными проявлениями в ученических коллективах, организация примирительных процедур, собраний родительского и ученического активов для выработки оптимальных решений по урегулированию возникающих конфликтов);
6. Мониторинг и оценка результатов: по окончании реализации мероприятий проводится оценка их эффективности. Анализируется динамика изменений в поведении несовершеннолетних, а также уровень их адаптации.
Список рекомендуемых и используемых источников:
1. Быть гражданином: мои права, моя ответственность, мой выбор. Примерная программа курса внеурочной деятельности для обучающихся общеобразовательных организаций/Авторы-составители: Заева О.В., Алагуев М.В., Бородина А.С., Скорина Е.Н., Артамонова Е.Г. - М.: ФГБУ "Центр защиты прав и интересов детей", 2021. - 62 с., ссылка на источник: https://fcprc.ru/media/media/mediacia/PRogramma-Byt-Gr_HzUEG8k_4sz2Vz4.pdf
2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. М.: АПН РСФСР, 1956. 519 с.
3. Гурина О.Д. Ксенофобские установки и личностные особенности подростков с противоправным поведением: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.06/О.Д. Гурина. - М., 2020. - 23 с.
4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991
5. Методические материалы по признакам девиаций, действиям специалистов органов и организаций системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся "Навигатор профилактики", ссылка на источник: https://mgppu.ru/about/publications/deviant_behaviour
6. Методические рекомендации для программ обучения специалистов по психолого-педагогическому сопровождению и социальной адаптации детей, возвращенных из зон боевых действий/Под ред. О.Е. Хухлаева, О.С. Павловой, Н.В. Тарулиной. - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. - 532 с.
7. Методические рекомендации по проведению программы психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации детей иностранных граждан./Под ред. О.Е. Хухлаева, М.Ю. Чибисовой и Н.В. Ткаченко. - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. - 209 с.)
8. Программа оценки особых образовательных потребностей детей - иностранных граждан в сферах психологического благополучия, социальных навыков и культурной адаптации/Под ред. О.Е. Хухлаева, М.Ю. Чибисовой и Н.В. Ткаченко М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. - 238 с.
9. Рекомендации по организации профилактической работы в образовательных организациях с целью предупреждения возникновения рисков совершения противоправных деяний несовершеннолетних иностранных граждан и в отношении них, в том числе с учетом национального и религиозного фактора/сост. Т.И. Сизова, М.Л. Солдатенкова, Т.В. Криворучко. - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. - 39 с.
10. Федеральные рабочие программы воспитания в составе Федеральных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 N 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"; приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 N 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования"; приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 N 371 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования".
11. Berry, J.W., & Sam, D.L. (1997). Acculturation and Adaptation. In J.W. Berry, M.H. Segall, & C. Kagitcibasi (Eds.), Handbook of Cross-Cultural Psychology: Vol. 3. Social Behavior and Applications (2nd ed., pp. 291 - 326). Allyn & Bacon.
12. Gardner, Robert & Clement, Richard & Giles, Howard & Robinson, W. (1990). Social psychological perspectives on second language acquisition.
13. Selye H. Stress and the general adaptation syndrome. Br Med J. 1950 Jun 17; 1(4667): 1383 - 92. doi: 10.1136/bmj.1.4667.1383. PMID: 15426759; PMCID: PMC2038162.
14. Ward, C., & Kennedy, A. (1999). The measurement of sociocultural adaptation. International Journal of Intercultural Relations, 23(4), 659 - 677. https://doi.org/10.1016/S0147-1767(99)00014-0