МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ
ПИСЬМО
от 16 июня 2022 г. N 07-3860
О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ
В рамках исполнения пункта 2 Комплекса мер по подготовке и повышению квалификации специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан на 2021 - 2024 годы, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 25 июня 2021 г. N 6425п-П8, департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России направляет методические рекомендации по проведению расчета нормативов численности специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан в субъектах Российской Федерации, согласованные с Минтрудом России (М.С. Абдулхалимов, письмо от 14 июня 2022 г. N 28-7/10/В-7835), для руководства в работе.
Директор департамента
Л.П.ФАЛЬКОВСКАЯ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ЦЕНТР ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ"
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ РАСЧЕТА НОРМАТИВОВ ЧИСЛЕННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Методические рекомендации разработаны в целях оказания методической поддержки при организации работы по формированию кадрового состава органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан и рекомендуются для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, наделенными законами субъектов Российской Федерации отдельными государственными полномочиями в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, при установлении нормативов численности специалистов органов опеки и попечительства.
Методические рекомендации разработаны федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Российский государственный социальный университет" по заказу федерального государственного бюджетного учреждения "Центр защиты прав и интересов детей"
1. Характеристика деятельности, осуществляемой специалистами органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан
Полномочия в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан установлены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. К полномочиям органов опеки и попечительства (далее - ООиП) относятся обеспечение реализации прав и защита интересов несовершеннолетних граждан, включая детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из норм статьи 6 Федерального закона
от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", специалисты ООиП являются государственными гражданскими служащими или муниципальными служащими, на которых распространяется соответственно законодательство о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
Специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих, обусловленный содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, а также ограничениями, связанными с прохождением государственной и муниципальной службы.
Согласно Федеральному закону
от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) государственная гражданская служба Российской Федерации представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий, в том числе государственных органов субъектов Российской Федерации, что в полной мере относится к ООиП.
Законодательством Российской Федерации на ООиП возложено порядка 60 полномочий, многие из которых комплексные по своей структуре. Кроме того, предусмотрено еще около 40 полномочий в сфере защиты прав и законных интересов детей, порядок осуществления которых определяется законами субъектов Российской Федерации.
Разнородность полномочий ООиП требует междисциплинарной команды, специалисты которой владеют профессиональными компетенциями в области права, экономики, социальной работы, медиации, педагогики и психологии. Вопрос качества выполнения полномочий зависит как от квалификации специалистов, так и от численности специалистов ООиП, которая должна обеспечивать имеющуюся на территории ООиП потребность.
2. Цель и практическая значимость Методических рекомендаций по проведению расчета нормативов численности специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан в субъектах Российской Федерации
Методические рекомендации по проведению расчета нормативов численности специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан в субъектах Российской Федерации (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях оказания методической поддержки при организации работы по формированию кадрового состава ООиП.
Практическая значимость Методических рекомендаций определяется возможностью их использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, наделенными законами субъектов Российской Федерации отдельными государственными полномочиями в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, при установлении нормативов численности специалистов ООиП.
Положения настоящих Методических рекомендаций носят исключительно рекомендательный характер, а их учет при определении структуры и штатного расписания ООиП позволит сформировать оптимальную организационно-штатную структуру ООиП, обеспечивающую оптимизацию кадрового состава, что в целом способствует повышению качества реализации возложенных на ООиП полномочий.
Методику типового расчета нормативов численности специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, содержащуюся в разделе 5 Методических рекомендаций, рекомендуется использовать в качестве основы для разработки региональных методик расчета нормативов численности специалистов ООиП с учетом специфики конкретного субъекта Российской Федерации (осуществление специалистами ООиП полномочий одновременно в отношении несовершеннолетних граждан и совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, высокая плотность населения, полномочия, возложенные на ООиП законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и др.).
3. Определение понятий, используемых в Методических рекомендациях
В настоящих Методических рекомендациях используется следующая терминология.
1. Отдаленные и труднодоступные территории - населенные пункты, находящиеся на значительном расстоянии как друг от друга, так и от районного центра, с отсутствием регулярного транспортного сообщения (нестабильное автомобильное, водное и воздушное сообщение), со сложными метеоусловиями, отсутствием устойчивой телекоммуникационной связи.
2. Норматив численности - установленная численность специалистов определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных трудовых действий или объемов работ.
3. Плановый фонд рабочего времени - время, которым располагает организация для реализации возложенных на нее полномочий с учетом утвержденного режима работы и отдыха, скорректированное на время невыходов на работу в связи с плановыми отпусками, неоплачиваемыми отпусками, болезнями, простоями, пр.
4. Плотность населения - это число жителей, приходящихся на квадратный километр территории.
5. Трудовое действие - это логически завершенная совокупность трудовых движений, выполняемых специалистом неизменными предметами и средствами труда.
6. Трудозатраты - это количество затраченного времени на выполнение определенного вида деятельности за определенный период.
7. Типовые нормы времени - величина затрат рабочего времени, установленная для выполнения единицы однородных работ специалистом в оранизационно-технических условиях.
4. Правовые основания по определению нормативов численности специалистов органов опеки и попечительства на федеральном уровне
Федеральным законом
от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" установлено, что структура исполнительных органов субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 20, пункт 4 статьи 25, часть 3 статьи 31), а должности гражданской службы субъектов Российской Федерации согласно положениям статьи 8 Федерального закона N 79-ФЗ учреждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений Федерального закона N 79-ФЗ в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа.
В соответствии с частью 8 статьи 37 Федерального закона
от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона
от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
Учитывая, что должности муниципальной службы образуются в соответствии с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, принятие решения о составлении (изменении) штатного расписания, в том числе с учетом сферы деятельности, а также численного состава муниципальных служащих органа местного самоуправления, относится к исключительной компетенции представителя нанимателя (работодателя).
Таким образом, штатная численность ООиП определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно.
В настоящее время субъекты Российской Федерации по-разному определяют норматив численности специалистов ООиП, единые подходы отсутствуют. Более того, субъекты Российской Федерации руководствуются рекомендациями в том числе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, требующими актуализации (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 июня 2007 г. N АФ-226/06 "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних").
Существующие подходы для определения нормативов численности специалистов ООиП не учитывают число и объем полномочий ООиП, временные затраты на выполнение специалистом ООиП соответствующих полномочий, региональную специфику, включая плотность населения и наличие отдаленных и труднодоступных территорий в субъекте Российской Федерации.
В этой связи разработаны настоящие Методические рекомендации, включающие Методику типового расчета нормативов численности специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан.
При подготовке Методических рекомендаций учтены результаты опроса представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, руководителей территориальных органов, созданных указанными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководителей органов местного самоуправления, на которые законами субъектов Российской Федерации возложено выполнение отдельных полномочий в сфере опеки и попечительства, а также специалистов ООиП.
По итогам опроса определены типовые нормы времени на выполнение трудовых действий специалистом ООиП (часов в месяц) (Приложение N 1 к Методическим рекомендациям). Также определены примерные трудозатраты специалиста ООиП на одного несовершеннолетнего гражданина. Методика расчета представлена в Приложении N 2 к Методическим рекомендациям.
5. Методика типового расчета нормативов численности специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан
Методика устанавливает рекомендуемый порядок расчета оптимальной штатной численности специалистов ООиП органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - субъект РФ) в случае, если полномочия в сфере опеки и попечительства осуществляются исключительно данным органом (без создания территориальных органов и передачи полномочий органам местного самоуправления); территориального ООиП, созданного органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан; органа местного самоуправления, на который законом субъекта РФ возложены полномочия в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан).
Расчет нормативной численности ООиП рекомендуется проводить по следующей схеме.
1. Нормативная численность специалистов ООиП (НЧ) в отношении несовершеннолетних граждан определяется по формуле 1: