Личностные результаты | - Применять математику для решения практических задач в повседневной жизни в сфере личных и семейных финансов; - Оценивать практические ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения жизненных проблем, в том числе в вопросах личных и семейных финансов. |
Метапредметные результаты Универсальные познавательные учебные действия | - Устанавливать связи и зависимости между объектами (часть - целое; причина - следствие); - Применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка). |
Метапредметные результаты Универсальные регулятивные учебные действия | - Выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения. |
Предметные результаты | К концу обучения в первом классе обучающийся научится: Пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер объекта; - Решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие и требование (вопрос); - Распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения относительно заданного набора объектов/предметов; - Группировать объекты по заданному признаку; находить и называть закономерности в ряду объектов повседневной жизни. К концу обучения во втором классе обучающийся научится: - Использовать при выполнении практических заданий единицы величины стоимости (рубль, копейка); преобразовывать одни единицы данной величины в другие; - Сравнивать величины стоимости, устанавливая между ними соотношение "больше/меньше на"; - Распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами "все", "каждый"; проводить одно - двух шаговые логические рассуждения и делать выводы; - Подбирать примеры, подтверждающие суждение, ответ. К концу обучения в третьем классе обучающийся научится: - Использовать при выполнении практических заданий и решении задач единицы: массы (грамм, килограмм), стоимости (копейка, рубль); преобразовывать одни единицы данной величины в другие; - Сравнивать величины стоимости, устанавливая между ними соотношение "больше/меньше на/в"; - Называть, находить долю величины (половина, четверть); - Знать и использовать в практических ситуациях (покупка товара, выполнение расчетов) соотношение между величинами; выполнять сложение и вычитание однородных величин, умножение и деление величины на однозначное число; - Извлекать и использовать информацию, представленную в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира, в предметах повседневной жизни (например, ценник, этикетка). К концу обучения в четвертом классе обучающийся научится: - Выполнять прикидку результата вычислений; осуществлять проверку полученного результата по критериям: достоверность/реальность), соответствие правилу/алгоритму, а также с помощью калькулятора; - Использовать при решении задач единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), стоимости (копейка, рубль) и др.; - Решать практические задачи, связанные с повседневной жизнью (на покупки и т.п.), в том числе, с избыточными данными, находить недостающую информацию (например, из таблиц, схем), находить и оценивать различные способы решения, использовать подходящие способы проверки; - Распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения; приводить пример, контрпример; - Извлекать и использовать для решения практических задач информацию, представленную в простейших столбчатых диаграммах, таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира, в предметах повседневной жизни (например, счет, прайс-лист, объявление); - Использовать формализованные описания последовательности действий (алгоритм, план, схема) в практических ситуациях; дополнять алгоритм, упорядочивать шаги алгоритма. |
Федеральная рабочая программа по учебному предмету | Единая рамка компетенций по финансовой грамотности | ||
Раздел | Предметное содержание | Предметная область, раздел | Результат |
"Математика", 2 класс | |||
Числа и величины | Числа в пределах 100. Запись равенства, неравенства. Величины. Сравнение. Соотношение между единицами величины (в пределах 100), его применение для решения практических задач. | 1. Деньги и операции с ними. Цены на товары и услуги | Проверять чеки и квитанции после совершения покупок |
Текстовые задачи | Расчетные задачи на увеличение/уменьшение величины на несколько единиц/в несколько раз. | 1. Деньги и операции с ними. Цены на товары и услуги | Уметь правильно считать сдачу |
"Математика", 3 класс | |||
Числа и величины | Стоимость (единицы - рубль, копейка); установление отношения "дороже/дешевле на/в". Соотношение "цена, количество, стоимость" в практической ситуации. | 1. Деньги и операции с ними. Платежи и покупки | Цены на товары и услуги |
Текстовые задачи | Задачи на понимание смысла арифметических действий (в том числе деления с остатком), отношений (больше/меньше на/в), зависимостей (купля-продажа, расчет времени, количества), на сравнение (разностное, кратное). Проверка решения и оценка полученного результата. Доля величины: половина, треть, четверть, пятая, десятая часть в практической ситуации; сравнение долей одной величины. Задачи на нахождение доли величины. | 1. Деньги и операции с ними. Платежи и покупки | Цены на товары и услуги |
"Математика", 4 класс | |||
Текстовые задачи | Анализ зависимостей, характеризующих процессы: работы (производительность, время, объем работы), купли-продажи (цена, количество, стоимость) и решение соответствующих задач. Задачи на установление времени (начало, продолжительность и окончание события), расчета количества, расхода, изменения. Задачи на нахождение доли величины, величины по ее доле. | 1. Деньги и операции с ними. Платежи и покупки | Цены на товары и услуги Уметь сравнивать полезность приобретаемого товара или услуги с его ценой |
Математическая информация | Данные о реальных процессах и явлениях окружающего мира, представленные на диаграммах, схемах, в таблицах, текстах. Поиск информации в справочной литературе, сети Интернет. Запись информации в предложенной таблице, на столбчатой диаграмме. Правила безопасной работы с электронными источниками информации (электронная форма учебника, электронные словари, образовательные сайты, ориентированные на детей младшего школьного возраста). | 1. Деньги и операции с ними. Цены на товары и услуги | Уметь сравнивать и сопоставлять цены на разные товары Знать, что одни и те же товары или услуги могут иметь разную цену в разных местах, в разное время и у разных продавцов Осознавать, что деньги необходимо хранить в безопасном месте |
Личностные результаты | - Первоначальные представления о человеке как члене общества, в том числе участника финансовых отношений; - Осознание прав и ответственности человека как члена общества и участника финансовых отношений; - Осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека, как основного источника получения дохода; - Ответственное потребление и отношение к результатам труда и деньгам. - Осознанное восприятие достоверности информации |
Метапредметные результаты Универсальные познавательные учебные действия | - Понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; - Сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; - Находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях. Умение анализировать информацию на предмет ее достоверности |
Метапредметные результаты Универсальные регулятивные учебные действия | - Предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях; - Оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их. |
Предметные результаты | К концу обучения в первом классе обучающийся научится: - Оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к природе; правила поведения в быту; - Ориентироваться в правилах безопасного поведения в Интернете. - Понимать факт существования кибермошенников К концу обучения во втором классе обучающийся научится: - Безопасно использовать мессенджеры в условиях контролируемого доступа в Интернет; Различать формы финансового кибермошенничества Знать основы противодействия им. К концу обучения в третьем классе обучающийся научится: - Различать расходы и доходы семейного бюджета; - Использовать различные источники информации об обществе, финансах для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; - Безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в Интернет; Ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах. Знать виды финансового кибермошенничества и правила противодействия им К концу обучения в четвертом классе обучающийся научится: - Использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; - Осуществлять безопасный поиск ресурсов и верифицированной информации в Интернете. Знать последствия взаимодействия с кибермошенниками Знать основные правила поведения после взаимодействия с кибермошенниками |
Федеральная рабочая программа по учебному предмету | Единая рамка компетенций по финансовой грамотности | ||
Раздел | Предметное содержание | Предметная область, раздел | Результат |
"Окружающий мир", 1 класс | |||
Правила безопасной жизнедеятельности | Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в Интернет. | 1. Деньги и операции с ними. Цифровая среда | Иметь представление о цифровых инструментах |
"Окружающий мир", 2 класс | |||
Правила безопасной жизнедеятельности | Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет. | 1. Деньги и операции с ними. Цифровая среда | Иметь представление о цифровых инструментах. Иметь представление о безопасном поведении в Интернете |
"Окружающий мир", 3 класс | |||
Человек и общество | Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Значение труда в жизни человека и общества. Особенности труда людей родного края, их профессии. | 2. Планирование и управление личными финансами. Доходы и расходы семейного и личного бюджета. Финансовое планирование. | Знать, что такое личные и семейные доходы и пути их повышения. Знать, что такое личные (семейные) расходы и каковы общие принципы управления расходами человека и семьи. Понимать необходимость вести учет доходов и расходов (бюджет). Понимать, что заработная плата, как правило, является основным источником дохода человека |
Правила безопасной жизнедеятельности | Безопасность в Интернете (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет. | 1. Деньги и операции с ними. Цифровая среда | Иметь представление о цифровых инструментах. Иметь представление о безопасном поведении в Интернете, защите персональных данных |
"Окружающий мир", 4 класс | |||
Правила безопасной жизнедеятельности | Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в Интернет. | 1. Деньги и операции с ними. Цифровая среда | Иметь представление о цифровых инструментах. Иметь представление о безопасном поведении в Интернете, защите персональных данных. Знать правила защиты персональных данных в цифровой среде |
Уровень общего образования | Общеобразовательные предметы, в которые включены вопросы финансовой грамотности |
Начальная школа | Математика, Окружающий мир |
Основная школа | Математика, Информатика, Обществознание, География |
Средняя школа | Математика, Информатика, Обществознание, География |
Предмет | НОО | ООО | СОО |
Окружающий мир | Деньги, семейные ресурсы, покупки в магазинах. Основы критического мышления. Основы финансовой кибербезопасности | ||
Математика | Простые расчеты покупок, решения бытовых задач | Расчеты простых и сложных процентов (вклады, кредиты, размер заработной платы, налогов и др.) | Сложные финансовые расчеты (кредиты, вклады), решение бытовых финансовых задач |
ОБЖ | Элементарная финансовая безопасность, в том числе финансовая кибербезопасность при совершении покупок, в том числе через интернет | Финансовая безопасность, в том числе финансовая кибербезопасность и во всех сферах жизни человека. Защита персональной и финансовой информации | |
Обществознание | Основные понятия финансовой грамотности, финансовое планирование, семейный бюджет. Способы разумного взаимодействия семьи с финансовыми институтами, права потребителя финансовых услуг, способы их защищать. Ведение семейного бюджета Основные понятия финансового кибермошенничества. Правила безопасного финансового поведения в киберпространстве. | Финансовая грамотность. Основы управления личными (семейными) финансами, формирование личных сбережений, пенсионных накоплений. Финансовое планирование; финансовые риски, уплата налогов, инвестирование. Роль, функции и задачи Банка России Понятие социальной инженерии. Виды финансового кибермошенничества. Принципы противодействия кибермошенникам. Понятие и последствия вовлечения молодых людей в противоправные действия финансовых кибермошенников. | |
Литература | Изучение финансового поведения на примере литературных героев: "Мертвые души", "Дачники" и др. | Изучение финансового поведения на примере литературных героев: "Анна Каренина", "Преступление и наказание", "Вишневый сад" | |
География | Анализ социально-экономического положения населения России, характеристика уровня доходов, качества жизни | Изучение влияния типа хозяйства, характера государства на уровень благополучия населения разных стран, в том числе через определение уровня финансовой грамотности. | |
Информатика | Использование различных компьютерных программ для ведения семейного бюджета, осуществления различных расчетов, в том числе через интернет, правила информационной безопасности (включая защиту персональных данных) | Использование различных компьютерных программ для ведения семейного бюджета, осуществления различных расчетов, в том числе через интернет, правила информационной безопасности. Безопасность в информационных системах, в том числе в Интернет. | |
Экономика | Отдельный модуль, посвященный финансовой грамотности, включающий все основные темы. Основы финансовой киберграмотности | ||
Право | Гражданское право в части регулирования правоотношений в сфере оказания услуг финансовыми организациями. Защита прав потребителей финансовых услуг. Вовлечение молодых людей в противоправные действия финансовых кибермошенников | ||
Индивидуальный проект | А) индивидуальный проект по тематике финансовой грамотности Б) финансовое обеспечение расчетов нефинансовых проектов В) индивидуальный проект по повышению уровня финансовой киберграмотности населения Г) правила финансовой кибербезопасности |
Федеральная рабочая программа по учебному предмету | Единая рамка компетенций по финансовой грамотности | ||
Раздел (Тема) Содержание | Планируемый результат | Предметная область, раздел | Результат |
"Информатика", 9 класс | |||
Цифровая грамотность Тема 1. Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения в ней | Распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе кибермошеничество, кибербуллинг, фишинг). | 1. Деньги и операции с ними. Финансовая безопасность | Знать признаки ситуаций финансового кибермошенничества, признаки фишинговых и других мошеннических сайтов. Распознавать угрозу финансового кибермошенничества. |
Тема 2. Работа в информационном пространстве | Приводить примеры ситуаций, в которых требуется использовать коммуникационные сервисы, справочные и поисковые службы и др. Знать примеры услуг, доступных на официальных сервисах и сервисах государственных услуг. | 1. Деньги и операции с ними. Цифровая среда | Знать возможности использования личного кабинета Интернет-банка и мобильного приложения. Понимать особенности процедуры идентификации личности с помощью цифровых инструментов, принципы работы множественной аутентификации |
Федеральная рабочая программа по учебному предмету | Единая рамка компетенций по финансовой грамотности | ||
Раздел (Тема) Содержание | Планируемый результат | Предметная область, раздел | Планируемый результат |
"Математика", 5 - 6 классы | |||
Натуральные числа. Действия с натуральными числами Решение текстовых задач Текстовые задачи, следующих видов: задачи на движение, на части, на покупки, на работу и производительность, на проценты, на отношения и пропорции. Кроме того, обучающиеся учатся работать с информацией, представленной в форме таблиц или диаграмм. | Решать задачи, содержащие зависимости, связывающие величины: цена, количество, стоимость. Пользоваться основными единицами измерения: цена, количество; выражать одни единицы величины через другие. Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимые данные, устанавливать зависимости между величинами, строить логическую цепочку рассуждений. | 1. Деньги и операции с ними. Платежи и покупки. Цены на товары и услуги | Проверять чеки и квитанции после совершения покупок. Уметь делать выбор товаров и услуг с учетом их цен. Уметь считать стоимость покупки и сдачу. |
Дроби Понятие процента. Вычисление процента от величины и величины по ее проценту. Решение текстовых задач, содержащих дроби и проценты. | Объяснять, что такое процент. Вычислять проценты при решении задач в сфере личных и семейных финансов. Приводить, разбирать, оценивать различные решения. | 2. Планирование и управление личными финансами. Личные сбережения | Знать, что такое банковский вклад. Знать, что такое процентные ставки по вкладам. Уметь сравнивать и выбирать вклад, Уметь сравнивать условия по разным банковским продуктам |
Положительные и отрицательные числа. | Приводить примеры использования в реальной жизни положительных и отрицательных чисел. | 2. Планирование и управление личными финансами. Личные сбережения. Займы и кредиты. | Осознавать необходимость принятия грамотных решений относительно целесообразности обращения за займом и/или кредитом |
"АЛГЕБРА", 7 - 9 классы | |||
Числа и вычисления | Решать практико-ориентированные задачи, связанные с отношением величин, пропорциональностью величин, процентами; интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных со свойствами рассматриваемых объектов. | 2. Планирование и управление личными финансами. Личные сбережения. Займы и кредиты. | Уметь сравнивать и выбирать вклад Уметь сравнивать условия по разным банковским продуктам Определять, для каких случаев подходят те или иные виды заимствования |
Решать практические задачи, содержащие проценты, доли, части, выражающие зависимости: скорость - время - расстояние, цена - количество - стоимость, объем работы - время - производительность труда. Разбирать реальные жизненные ситуации, формулировать их на языке математики, находить решение, применяя математический аппарат, интерпретировать результат | 4. Финансовая среда. Финансовые взаимоотношения с государством | Рассчитывать сумму налогов к уплате, налоговых вычетов. | |
Уравнения и неравенства | Использовать неравенства при решении различных практических задач. Решать текстовые задачи алгебраическим способом с помощью составления уравнения или системы двух уравнений с двумя переменными. | 3. Риск и доходность. Предпринимательство | Иметь представление о выручке, переменных и постоянных издержках, прибыли Оценивать бизнес-идеи и риски, с ними связанные |
Числовые последовательности | Рассматривать примеры процессов и явлений из реальной жизни, иллюстрирующие изменение в арифметической прогрессии, в геометрической прогрессии; изображать соответствующие зависимости графически. Решать задачи, связанные с числовыми последовательностями, в том числе задачи из реальной жизни с использованием цифровых технологий (электронных таблиц, графического калькулятора и т.п.). Решать задачи на сложные проценты, в том числе задачи из реальной практики (с использованием калькулятора). | 3. Риск и доходность. Инвестирование. | Уметь рассчитывать доходность отдельных осуществленных операций с различными инвестиционными продуктами |
Функции | Приводить примеры линейных зависимостей в реальных процессах и явлениях | 2. Планирование и управление личными финансами. Личные сбережения. Займы и кредиты. Доходы и расходы семейного и личного бюджета. Финансовое планирование | Уметь считать расходы и доходы (личные и семейные) в краткосрочном периоде. Уметь распределять расходы по основным категориям |
"Вероятность и статистика", 7 - 9 классы | |||
Представление данных | Освоение способов представления статистических данных и числовых массивов с помощью таблиц и диаграмм с использованием актуальных и важных данных (финансовые данные, изменение банковских процентов, общественные явления). | 1. Деньги и операции с ними. Иностранная валюта. | Знать, как обменивать одну валюту на другую. Уметь различать российскую и иностранную валюту Уметь рассчитывать количество приобретаемой валюты на определенную сумму в другой валюте |
Описательная статистика | Освоение понятия: наибольшее и наименьшее значения числового массива, размах. Решать задачи на выбор способа описания данных в соответствии с природой данных и целями исследования | 3. Риск и доходность. Инвестирование. | Уметь рассчитывать доходность отдельных осуществленных операций с различными инвестиционными продуктами |
Вероятность и частота случайного события | Освоение понятия: случайный опыт и случайное событие, маловероятное и практически достоверное событие. Изучать значимость маловероятных событий в природе и обществе на важных примерах (аварии, несчастные случаи, защита персональной информации, передача данных). Изучать роль классических вероятностных моделей (монета, игральная кость) в теории вероятностей. | 3. Риск и доходность. Финансовая безопасность 4. Финансовая среда. Финансовая безопасность | Знать признаки мошеннических действий Знать алгоритм противодействия типичным схемам финансового мошенничества, связанного с инвестированием и страхованием |
Случайная величина | Освоение понятия: математическое ожидание случайной величины как теоретическое среднее значение, дисперсия случайной величины как аналог дисперсии числового набора. Решение задачи на вычисление математического ожидания и дисперсии дискретной случайной величины по заданному распределению, в том числе задач, связанных со страхованием и лотереями. | 3. Риск и доходность. Инвестирование. Предпринимательство | Оценивать бизнес-идеи и риски, с ними связанные |
Федеральная рабочая программа по учебному предмету | Единая рамка компетенций по финансовой грамотности | ||
Раздел (Тема) Содержание | Планируемый результат | Предметная область, раздел | Планируемый результат |
"Информатика" 7 - 8 классы | |||
Компьютерные сети | Искать информацию в сети Интернет (в том числе, по ключевым словам, по изображению), критически относиться к найденной информации, осознавая опасность для личности и общества распространения вредоносной информации, в том числе экстремистского и террористического характера; Понимать структуру адресов веб-ресурсов; Использовать современные сервисы интернет-коммуникаций; Соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в сети. | Все предметные области Цифровая среда | Знать правила кибербезопасности (включая защиту персональных данных) Иметь представление о том, что такое интернет-платежи и как они осуществляются Иметь представление о схемах финансового кибермошенничества, с которыми можно столкнуться в цифровой среде, в том числе признаки мошеннических ресурсов, схем с применением социальной инженерии. Знать риски финансового кибермошенничества |
"Информатика", 9 класс | |||
Цифровая грамотность Тема 1. Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения в ней | Распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе кибермошеничество, кибербуллинг, фишинг). | Предметная область 1. Деньги и операции с ними. Финансовая безопасность | Знать признаки ситуаций финансового мошенничества, признаки фишинговых и других мошеннических ресурсов, схем с применением социальной инженерии. Уметь распознавать риски кибермошенничества |
Тема 2. Работа в информационном пространстве | Приводить примеры ситуаций, в которых требуется использовать коммуникационные сервисы, справочные и поисковые службы и др. Знать примеры услуг, доступных на официальных сервисах и сервисах государственных услуг. Уметь искать и анализировать информацию в информационном пространстве. Уметь вычленять лжеинформацию в общем информационном поле. | Предметная область 1. Деньги и операции с ними. Цифровая среда | Знать возможности использования личного кабинета Интернет-банка и мобильного приложения Понимать особенности процедуры идентификации личности с помощью цифровых инструментов |
Раздел 4. Информационные технологии. Тема 6. Электронные таблицы | Использовать электронные таблицы для обработки, анализа и визуализации числовых данных, в том числе с выделением диапазона таблицы и упорядочиванием (сортировкой) его элементов; Создавать и применять в электронных таблицах формулы для расчетов с использованием встроенных арифметических функций (суммирование и подсчет значений, отвечающих заданному условию, среднее арифметическое, поиск максимального и минимального значения); Использовать электронные таблицы для численного моделирования в простых практических задачах. | Предметная область 2. Планирование и управление личными финансами. Личные сбережения. Доходы и расходы семейного и личного бюджета. Предметная область 3. Риск и доходность. Предпринимательство. | Понимать преимущества финансового планирования и составления бюджета на основе этих планов. Уметь составлять личный финансовый план с помощью электронных таблиц. Иметь представление о выручке, переменных и постоянных издержках, прибыли. Использовать электронные таблицы для составления бизнес-плана. |
Федеральная рабочая программа по учебному предмету | Единая рамка компетенций по финансовой грамотности | ||
Раздел (Тема) Содержание | Планируемый результат | Предметная область, раздел | Планируемый результат |
"География", 7 класс | |||
Страны и народы мира | Различать основные виды хозяйственной деятельности людей на различных территориях. Интегрировать и интерпретировать информацию об особенностях природы, населения и его хозяйственной деятельности на отдельных территориях, представленную в одном или нескольких источниках, для решения различных учебных и практико-ориентированных задач | 2. Планирование и управление личными финансами. Доходы и расходы семейного и личного бюджета. Финансовое планирование | Знать источники получения доходов. Понимать причины изменения доходов и расходов. |
Взаимодействие природы и общества | Приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий. Распознавать проявления глобальных проблем человечества (экологическая, сырьевая, энергетическая, преодоления отсталости стран, продовольственная) на локальном и региональном уровнях | 4. Финансовая среда. Финансовые взаимоотношения с государством | Понимать, что экономическая ситуация в стране влияет на личное благосостояние и благосостояние семьи. Понимать, что правительственные решения, в том числе решения о налогах и льготах, могут влиять на личные и семейные расходы и сбережения Знать о возможностях взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти при защите от мошеннических действий |
"География", 8 класс | |||
Природные условия и ресурсы России. | Оценивать влияние географического положения регионов России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения. Приводить примеры рационального и нерационального природопользования. | 3. Риск и доходность. Предпринимательство | Знать, что необходимо для открытия собственного бизнеса (ресурсы). |
2. Планирование и управление личными финансами. Доходы и расходы семейного и личного бюджета. Финансовое планирование | Знать, что такое личные (семейные) расходы и каковы общие принципы управления расходами человека и семьи. | ||
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. | Приводить примеры мер безопасности, в том числе для экономики семьи, в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф. | 3. Риск и доходность. Страхование | Понимать, в чем смысл страхования, и какие риски с помощью страхования можно снизить. Знать различные виды страховых продуктов (в том числе страхование имущества, здоровья, жизни). |
Численность населения России. Человеческий капитал России | Применять понятия "трудовые ресурсы", "трудоспособный возраст", "рабочая сила", "безработица" и др. для решения практико-ориентированных задач. | 2. Планирование и управление личными финансами. Доходы и расходы семейного и личного бюджета. Финансовое планирование | Знать источники получения доходов. Понимать причины изменения доходов и расходов. Понимать, что заработная плата, как правило, является основным источником дохода человека. |
4. Финансовая среда. Финансовые взаимоотношения с государством | Знать об основных социальных выплатах, предоставляемых государством. | ||
"География", 9 класс | |||
Общая характеристика хозяйства России | Находить, извлекать и использовать информацию, характеризующую отраслевую, функциональную и территориальную структуру хозяйства России, для решения практических задач. Критически оценивать финансовые условия жизнедеятельности человека и их природные, социальные, политические, технологические, экологические аспекты, необходимые для принятия собственных решений, с точки зрения домохозяйства, предприятия и национальной экономики. | 2. Планирование и управление личными финансами. Доходы и расходы семейного и личного бюджета. Финансовое планирование | Знать источники получения доходов. Понимать причины изменения доходов и расходов. |
4. Финансовая среда. Финансовые взаимоотношения с государством | Понимать, что экономическая ситуация в стране влияет на личное благосостояние и благосостояние семьи. Понимать, что правительственные решения, в том числе решения о налогах и льготах, могут влиять на личные и семейные расходы и сбережения Знать, что государство осуществляет политику по противодействию финансовому кибермошенничеству |
Федеральная рабочая программа по учебному предмету | Единая рамка компетенций по финансовой грамотности | ||
Раздел (Тема) Содержание | Планируемый результат | Предметная область, раздел | Планируемый результат |
6 класс | |||
Раздел 2. Общество, в котором мы живем. Виды экономической деятельности. | Приводить примеры разного положения людей в обществе, видов экономической деятельности. Сравнивать положение в обществе различных людей; различные формы хозяйствования. | 2. Планирование и управление личными финансами. Доходы и расходы семейного и личного бюджета. Финансовое планирование | Понимать, что заработная плата, как правило, является основным источником дохода человека. Понимать влияние образования на последующую карьеру и доходы. Понимать необходимость расставления приоритетов в своих расходах при ограниченности дохода |
7 класс | |||
Раздел 1. Социальные ценности и нормы. Гражданственность и патриотизм. | Приводить примеры гражданственности и патриотизма | 4. Финансовая среда. Финансовые взаимоотношения с государством | Понимать, что такое налоги, зачем они нужны и каковы направления использования налоговых поступлений в государственный бюджет |
Раздел 2. Человек как участник правовых отношений. Правонарушение и юридическая ответственность. Особенности юридической ответственности несовершеннолетних. | Приводить примеры и моделировать ситуации, в которых возникают ситуации, связанные с правонарушениями и наступлением юридической ответственности; примеры, поясняющие опасность правонарушений для личности и общества. Использовать полученные знания для объяснения необходимости правомерного поведения, включая налоговое поведение и противодействие коррупции, различий между правомерным и противоправным поведением, проступком и преступлением. Оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия правовым нормам: выражать свою точку зрения, участвовать в дискуссии. | 1. Деньги и операции с ними. Финансовая безопасность. | Знать признаки ситуаций финансового мошенничества, а также финансового кибермошенничества, признаки фишинговых и других Мошеннических ресурсов, схем с применением социальной инженерии. |
1. Деньги и операции с ними. Цифровая среда | |||
3. Риск и доходность. Финансовая безопасность | |||
Иметь представление о мошеннических схемах, с которыми можно столкнуться в цифровой среде, в том числе признаки мошеннических ресурсов, схем с применением социальной инженерии. | |||
Знать признаки мошеннических действий на примере финансовых пирамид Знать признаки социальной инженерии. Знать признаки мошеннических действий. Понимать признаки вовлечения молодых людей в противоправные действия, связанные с финансовым кибермошенничеством. | |||
Раздел 3. Основы российского права. Права потребителей и возможности их защиты. | Использовать полученные знания о праве и правовых нормах в практической деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного выполнения гражданских обязанностей (для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя...), публично представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную деятельность), в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом. | 4. Финансовая среда. Права и обязанности пользователей финансовых услуг | Знать о правах потребителя, зафиксированных в российском законодательстве. Знать, что гражданин имеет право на получение качественных услуг (как потребитель, собственник, налогоплательщик, инвестор и др.). Понимать, что делать, если ваши права пользователя товаров и услуг нарушаются. Знать, что пользователь имеет право обращаться с жалобой на нарушение прав. Знать о возможностях взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти при защите от мошеннических действий, а также при нарушении прав пользователя финансовых услуг |
Раздел 3. Основы российского права. Несовершеннолетние как участники гражданско-правовых отношений. Трудовой договор. Особенности трудового статуса несовершеннолетних при осуществлении трудовой деятельности. | Иметь представлении о содержании трудового договора. Моделировать ситуации, регулируемые нормами гражданского, трудового права. Устанавливать и объяснять взаимосвязи прав и обязанностей работника и работодателя. Использовать полученные знания об отраслях права в решении учебных задач для объяснения взаимосвязи гражданской правоспособности и дееспособности. Определять и аргументировать свое отношение к защите прав участников трудовых отношений с использованием знаний в области трудового права. Решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные взаимодействия, регулируемые нормами гражданского, трудового права. Использовать полученные знания о нормах гражданского, трудового права в практической деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного выполнения обязанностей, правомерного поведения, реализации и защиты своих прав; публично представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную деятельность), в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом. | 2. Планирование и управление личными финансами. Доходы и расходы семейного и личного бюджета. Финансовое планирование | Понимать, что заработная плата, как правило, является основным источником дохода человека. Знать различные виды оплаты труда и понимать их преимущества и недостатки как источника дохода. Понимать, что доходы и имущество облагаются налогами (налог на доходы физических лиц и др.). |
8 класс | |||
Раздел 1. Человек в экономических отношениях. Экономический выбор. | Использовать полученные знания для объяснения причин достижения (недостижения) результатов экономической деятельности. Решать познавательные и практические задачи, связанные с осуществлением экономических действий, на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов, отражающие типичные ситуации и социальные взаимодействия в сфере экономической деятельности. Оценивать собственные поступки и поступки других людей с точки зрения их экономической рациональности (сложившиеся модели поведения производителей и потребителей; граждан, защищающих свои экономические интересы; практики осуществления экономических действий на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов). | 1. Деньги и операции с ними. Цены на товары и услуги | Знать, что одни и те же товары или услуги могут иметь разную цену в разных местах, в разное время и у разных продавцов. Уметь сравнивать полезность приобретаемого товара или услуги с его ценой. Уметь делать выбор товаров и услуг с учетом их цен, качества товара и конкурентных предложений |
Раздел 1. Человек в экономических отношениях. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица. | Использовать полученные знания для объяснения причин и последствий безработицы. Устанавливать и объяснять связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве. Осмысленно читать тексты экономической тематики, преобразовывать текстовую экономическую информацию в модели (таблица, схема, график и другое), в том числе об экономических и социальных последствиях безработицы. Приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой грамотности и финансовой киберграмотности, в практической деятельности и повседневной жизни для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере. Приобретать опыт составления простейших документов (резюме). | 2. Планирование и управление личными финансами. Доходы и расходы семейного и личного бюджета. Финансовое планирование | Понимать, что заработная плата, как правило, является основным источником дохода человека. Знать различные виды оплаты труда и понимать их преимущества и недостатки как источника дохода. Понимать, что доходы и имущество облагаются налогами (налог на доходы физических лиц и др.). Понимать признаки вовлечения молодых людей в противоправные действия, связанные с финансовым кибермошенничеством. Знать юридические последствия участия в мошеннических действиях. Знать об основных социальных выплатах, предоставляемых государством |
4. Финансовая среда. Финансовые взаимоотношения с государством | |||
Раздел 1. Человек в экономических отношениях. Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности. | Использовать полученные знания для объяснения социально-экономической роли и функций предпринимательства. Определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с использованием обществоведческих знаний, фактов общественной жизни свое отношение к предпринимательству и развитию собственного бизнеса. Осмысленно читать тексты экономической тематики, преобразовывать текстовую экономическую информацию в модели (таблица, схема, график и другое), в том числе о видах и формах предпринимательской деятельности. | 3. Риск и доходность. Предпринимательство | Знать, что необходимо для открытия собственного бизнеса. Иметь представление о выручке, переменных и постоянных издержках, прибыли. Понимать, в каких формах может осуществляться предпринимательская деятельность. Понимать риски и потенциальные выгоды предпринимателя в отличие от наемного работника и самозанятого. |
Раздел 1. Человек в экономических отношениях. Обмен. Деньги и их функции. Торговля и ее формы. | Характеризовать функции денег. | 1. Деньги и операции с ними. Сущность и функции денег. | Знать, какие виды денег бывают. Знать признаки подлинности денег. Понимать, какую роль деньги играют в семье и обществе. Понимать, что такое инфляция. Понимать, что в условиях инфляции деньги теряют свою покупательную способность. |
1. Деньги и операции с ними. Иностранная валюта | Уметь различать российскую и иностранную валюту | ||
1. Деньги и операции с ними. Платежи и покупки | Знать о разных технологиях и методах оплаты товаров и услуг. Знать основы безопасного пользования цифровыми и платежными сервисами | ||
Раздел 1. Человек в экономических отношениях. Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы, участники фондового рынка). Услуги финансовых посредников. Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платежная карта, денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное банковское обслуживание. Страховые услуги. | Приводить примеры деятельности и проявления основных функций различных финансовых посредников. Приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности и повседневной жизни выбора форм сбережений. Решать познавательные и практические задачи, связанные с осуществлением экономических действий, на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов, отражающие типичные ситуации и социальные взаимодействия в сфере экономической деятельности. Извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" о тенденциях развития экономики в нашей стране, о борьбе с различными формами финансового мошенничества. Анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить ее с личным социальным опытом. Используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами, оценивать собственные поступки и поступки других людей с точки зрения их экономической рациональности (распределения семейных ресурсов, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик). | 1. Деньги и операции с ними. Иностранная валюта | Понимать, что такое валютный курс. Знать, как обменивать одну валюту на другую. Знать, что курсы обмена валют могут изменяться во времени. Понимать, что существует разница между курсом покупки валюты и курсом продажи валюты. Понимать, что есть курс Банка России и курс в банках и обменных пунктах, и эти курсы отличаются. |
1. Деньги и операции с ними. Финансовая безопасность | Понимать, что за все финансовые решения отвечает собственник средств (своими деньгами), даже если решения приняты под влиянием рекламы и под давлением мошенников. Иметь представление о возможности совершения мошенниками финансовых операций без согласия собственника средств. Знать, что использование денег, обмен валют, пользование банковскими картами связано с финансовыми рисками (рисками потери денег). Знать, как снизить риски, связанные с использованием денег, обменом валют, пользованием банковскими картами (в том числе, как противостоять мошенническим действиям). | ||
2. Планирование и управление личными финансами. Личные сбережения | Понимать, что сбережения могут приносить доход. Знать способы формирования сбережений. Понимать суть государственной системы страхования вкладов. Знать, что приобретение сберегательного продукта происходит на определенных условиях и связано с заключением договора. | ||
2. Планирование и управление личными финансами. Займы и кредиты. | Понимать, что такое заем и что такое кредит. Понимать, в каких случаях заем и/или кредит бывает необходим. Иметь представление о трудностях, с которыми сталкиваются люди с высоким уровнем задолженности по займам и/или кредитам. Понимать, что такое кредитная история и как она может повлиять на решения банков о выдаче кредита в будущем. | ||
2. Планирование и управление личными финансами. Финансовая безопасность | Знать, что использование кредитных и финансовых продуктов связано с финансовыми рисками. Знать о возможностях снижения рисков, связанных со сберегательными продуктами, заемными средствами. | ||
3. Риск и доходность. Страхование | Понимать, в чем смысл страхования, и какие риски с помощью страхования можно снизить. | ||
3. Риск и доходность. Инвестирование | Понимать, что Инвестиционные риски, как правило, выше, чем риски по банковским вкладам. Знать основы безопасного пользования цифровыми и платежными сервисами | ||
Раздел 1. Человек в экономических отношениях. Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации. | Характеризовать объекты спроса и предложения на финансовом рынке. Приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности и повседневной жизни для выбора форм сбережений. | Предметная область 3. Риск и доходность. Инвестирование | Знать, что такое ценные бумаги, какими они бывают. Знать, что разные инвестиционные продукты имеют различный уровень риска потери вложенных денег и доходности. Понимать различия акций, облигаций. |
Раздел 1. Человек в экономических отношениях. Защита прав потребителя финансовых услуг. | Оценивать собственные поступки и поступки других людей с точки зрения их экономической рациональности (сложившиеся модели поведения граждан, защищающих свои экономические интересы). Приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности и повседневной жизни для реализации и защиты прав потребителя (в том числе финансовых услуг). | 4. Финансовая среда. Права и обязанности пользователей финансовых услуг | Знать о правах потребителя, зафиксированных в российском законодательстве. Знать, что гражданин имеет право на получение качественных услуг (как потребитель, собственник, налогоплательщик, инвестор и др.). Понимать, что делать, если ваши права пользователя товаров и услуг нарушаются. Знать, что пользователь имеет право обращаться с жалобой на нарушение прав. Знать о возможностях взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти при защите от мошеннических действий. |
Раздел 1. Человек в экономических отношениях. Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары и товары длительного пользования. Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план. Способы и формы сбережений. | Решать познавательные и практические задачи, связанные с осуществлением экономических действий, на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов, отражающие типичные ситуации и социальные взаимодействия в сфере экономической деятельности. Используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами, оценивать собственные поступки и поступки других людей с точки зрения их экономической рациональности (сложившиеся модели поведения производителей и потребителей; практики осуществления экономических действий на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; распределения семейных ресурсов). Приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности и повседневной жизни для анализа потребления домашнего хозяйства, структуры семейного бюджета, составления личного финансового плана; выбора форм сбережений. Приобретать опыт составления простейших документов (личный финансовый план). | 1. Деньги и операции с ними. Платежи и покупки | Уметь отличать рекламу от информации о продукте или услуге. Знать признаки ситуаций финансового мошенничества, а также финансового кибермошенничества, признаки фишинговых и других мошеннических ресурсов, схем с применением социальной инженерии. |
2. Планирование и управление личными финансами. Доходы и расходы семейного бюджета. Финансовое планирование. | |||
Знать, что такое личные и семейные доходы и пути их повышения. Знать, что такое личные (семейные) расходы и каковы общие принципы управления расходами человека и семьи. Понимать необходимость вести учет доходов и расходов (бюджет). Понимать, что заработная плата, как правило, является основным источником дохода человека. Понимать отличия долгосрочных финансовых целей от краткосрочных. Понимать последствия дефицита личного (семейного) бюджета. Понимать преимущества финансового планирования и составления бюджета на основе этих планов. Понимать необходимость расставления приоритетов в своих расходах при ограниченности дохода. | |||
2. Планирование и управление личными финансами. Личные сбережения. | |||
Знать способы формирования сбережений. Знать, что инфляция влияет на сбережения. | |||
Раздел 1. Человек в экономических отношениях. Налоги. | Осваивать и применять знания о видах налогов. Использовать полученные знания для объяснения необходимости правомерного налогового поведения. Приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности и повседневной жизни для осознанного выполнения гражданских обязанностей. | 4. Финансовая среда. Финансовые взаимоотношения с государством. | Понимать, что такое налоги, зачем они нужны и каковы направления использования налоговых поступлений в государственный бюджет. Знать основные объекты налогообложения физических лиц и соответствующие им налоги. Понимать достоинства и недостатки пропорциональной и прогрессивной систем налогообложения. |
Раздел 1. Человек в экономических отношениях. Доходы и расходы государства. Государственный бюджет. Государственная бюджетная и денежно-кредитная политика Российской Федерации. | Осваивать и применять знания о роли государства в экономике, основах государственной бюджетной и денежно-кредитной политики, классифицировать (в том числе устанавливать существенный признак классификации) механизмы государственного регулирования экономики. Использовать полученные знания для объяснения основных механизмов государственного регулирования экономики. Извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" о тенденциях развития экономики в нашей стране. Анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить ее с личным социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами. | 4. Финансовая среда. Финансовые взаимоотношения с государством. | Понимать, что экономическая ситуация в стране влияет на личное благосостояние и благосостояние семьи. Иметь представление об инициативном бюджетировании, в том числе о школьном. Понимать возможность собственного участия инициативном бюджетировании. |
Раздел 2. Человек в мире культуры. Информационная культура и информационная безопасность. Правила безопасного поведения в Интернете. | Осуществлять поиск информации о видах мошенничества в Интернете в разных источниках информации. | 1. Деньги и операции с ними. Цифровая среда | Знать правила кибербезопасности (включая защиту персональных данных). Иметь представление о мошеннических схемах, с которыми можно столкнуться в цифровой среде, в том числе признаки ситуаций финансового мошенничества, а также финансового кибермошенничества, признаки фишинговых и других мошеннических ресурсов, схем с применением социальной инженерии. Понимать признаки вовлечения молодых людей в противоправные действия, связанные с финансовым кибермошенничеством. Знать юридические последствия участия в мошеннических действиях. |
9 класс | |||
Раздел 2. Гражданин и государство. Россия - социальное государство. Основные направления и приоритеты социальной политики российского государства. Взаимосвязь конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации. | Характеризовать Россию как социальное государство. Приводить примеры и моделировать ситуации бюджетной и денежно-кредитной политики. Использовать полученные знания о Российской Федерации в практической учебной деятельности (выполнять задания, индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного выполнения гражданских обязанностей; публично представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную деятельность) в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом. | 4. Финансовая среда. Финансовые взаимоотношения с государством. | Понимать, что экономическая ситуация в стране влияет на личное благосостояние и благосостояние семьи. Знать об основных социальных выплатах, предоставляемых государством. Понимать, что такое пенсия и иметь представление о том, кому (по каким основаниям) она полагается. Понимать, как работает система пенсионного обеспечения в России. |
Раздел 4. Человек в современном изменяющемся мире. Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера. | Приводить примеры влияния образования на возможности профессионального выбора и карьерного роста. Сравнивать требования к современным профессиям. | 2. Планирование и управление личными финансами. Доходы и расходы семейного и личного бюджета. Финансовое планирование | Понимать, что заработная плата, как правило, является основным источником дохода человека. Понимать влияние образования на последующую карьеру и доходы. |