ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

<Письмо> Минпросвещения России от 28.10.2024 N АБ-3159/07 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по вопросам осуществления проверок органами опеки и попечительства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с психическими расстройствами, проживающих в организациях социального обслуживания (детских домах-интернатах), предоставляющих социальные услуги в стационарной форме")

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 октября 2024 г. N АБ-3159/07
О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
В рамках реализации пунктов 5.2 и 5.4 Комплекса мер по повышению качества жизни и соблюдению прав и законных интересов детей с психическими расстройствами, проживающих в организациях социального обслуживания (детских домах-интернатах), предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, на 2023 - 2025 годы, утвержденного 15 февраля 2023 г. N 1644п-П45, Минпросвещения России направляет для использования в работе методические рекомендации по вопросам защиты имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в организациях социального обслуживания (детских домах-интернатах), предоставляющих социальные услуги в стационарной форме и методические рекомендации по вопросам осуществления проверок органами опеки и попечительства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с психическими расстройствами, проживающих в организациях социального обслуживания (детских домах - интернатах), предоставляющих социальные услуги в стационарной форме (далее - методические рекомендации).
Методические рекомендации согласованы Минтрудом России и Минздравом России.
А.В.БУГАЕВ
Приложение
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВОПРОСАМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОВЕРОК ОРГАНАМИ ОПЕКИ
И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ
БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ,
ПРОЖИВАЮЩИХ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
(ДЕТСКИХ ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ), ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ
СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В СТАЦИОНАРНОЙ ФОРМЕ
Методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 5.4 Комплекса мер по повышению качества жизни и соблюдению прав и законных интересов детей с психическими расстройствами, проживающих в организациях социального обслуживания (детских домах-интернатах), предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, на 2023 - 2025 годы, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой 15 февраля 2023 г. N 1644п-П45, в целях повышения эффективности защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных под надзор в детские дома-интернаты на основании акта органа опеки и попечительства, и формирования единого подхода к осуществлению органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных в детских домах-интернатах.
Методические рекомендации предназначены для специалистов органов опеки и попечительства и специалистов организаций социального обслуживания (детских домов-интернатов), предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и осуществляющие полномочия опекуна (попечителя) в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (вне зависимости от форм собственности и ведомственной принадлежности).
Список сокращений:
стационарная организация для детей - организации социального обслуживания (детские дома-интернаты), предоставляющие социальные услуги в стационарной форме, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и осуществляющие полномочия опекуна (попечителя) в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (вне зависимости от форм собственности и ведомственной принадлежности);
дети-сироты - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
несовершеннолетние подопечные - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, помещенные в организации социального обслуживания (детские дома-интернаты), предоставляющие социальные услуги в стационарной форме, на основании акта органа опеки и попечительства о помещении ребенка под надзор в организацию для детей-сирот;
организации для детей-сирот - организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
проверка - проверка условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей;
СК РФ - Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023);
ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 11.03.2024);
Закон об опеке и попечительстве - Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (ред. от 10.07.2023);
постановление Правительства РФ N 481 - постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" (ред. от 19.04.2022);
постановление Правительства РФ N 423 - постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" (ред. от 10.02.2020);
Правила осуществления проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных - Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей;
акт проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного - акт проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного, соблюдения опекунов прав и законных интересов несовершеннолетнего подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.
1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях повышения эффективности защиты прав детей-сирот, помещенных под надзор в стационарные организации для детей на основании акта органа опеки и попечительства, и формирования единого подхода к осуществлению органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных в таких организациях.
2. Деятельность стационарных организаций для детей направлена на предоставление социальных услуг детям, имеющим психические расстройства, в целях создания для них благоприятных условий жизнедеятельности.
В случае, если дети-сироты на основании акта органа опеки и попечительства помещаются под надзор в стационарные организации для детей, такие учреждения также относятся к организациям для детей-сирот. Соответственно на такие организации должны быть возложены полномочия по содержанию, воспитанию и (или) образованию детей, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке уполномоченными на то органами (учредителем).
К организациям для детей-сирот применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 2 статьи 155.2 СК РФ
3. Проверка проводится органом опеки и попечительства в целях осуществления надзора за деятельностью стационарной организации для детей, исполняющей обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей-сирот, а также защите их прав и законных интересов.
4. Форма акта проверки утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1642.
5. Органам опеки и попечительства при осуществлении проверки следует руководствоваться Правилами осуществления проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, утвержденными постановлением Правительства РФ г. N 423.
6. Орган опеки и попечительства проводит плановые и внеплановые проверки в виде посещения несовершеннолетнего подопечного в организации. Проверки проводятся уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении проверки.
В должностных обязанностях уполномоченного специалиста органа опеки и попечительства должно быть указано на проведение плановых и внеплановых проверок и составление акта проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного.
7. В случае привлечения к проверке иных специалистов, не состоящих в трудовых отношениях с органом опеки и попечительства и стационарной организацией для детей, их участие должно быть согласовано с организацией.
8. В акте органа опеки и попечительства о проведении проверки рекомендуется указывать:
основания для проведения проверки;
фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения несовершеннолетнего подопечного, условия жизни которого подлежат проверке;
реквизиты акта органа опеки и попечительства о помещении несовершеннолетнего подопечного под надзор в стационарную организацию для детей;
фамилия, имя, отчество (при наличии) уполномоченного специалиста органа опеки и попечительства;
срок проведения проверки.
9. Основанием прекращения проведения проверок является завершение пребывания несовершеннолетнего подопечного в организации.
10. При введении режимно-ограничительных мероприятий на территории организации в связи с возникновением инфекционного заболевания проверки не должны прерываться. Уполномоченный специалист органа опеки и попечительства обеспечивается индивидуальными средствами защиты, для общения с несовершеннолетним подопечным выделяется отдельное помещение.
Временное ограничение на проведение проверок может устанавливаться непосредственно инфекционно больных и обсервационных несовершеннолетних подопечных, помещенных в изолятор. Полное прекращение проведения проверок возможно только при объявлении карантина органом государственной власти территории, в котором указана как ограничительная мера запрещение посещения детских учреждений.
В случае запрещения посещения стационарной организации для детей органу опеки и попечительства рекомендуется принять акт о переносе плановой проверки на весь период до завершения ограничительных мер.
В течение указанного периода органом опеки и попечительства может быть организован мониторинг, включающий в себя сбор, учет, обработку и анализ информации, поступающей от самой организации, компетентных органов, уполномоченных организаций. Мониторинг может осуществляться в дистанционном режиме с применением цифровых технологий.
11. В случае если несовершеннолетний подопечный временно выбыл из стационарной организации для детей (например, в другую организацию для детей-сирот, в медицинскую организацию для получения медицинской помощи), органу опеки и попечительства также рекомендуется принять акт о переносе плановой проверки на весь период временного отсутствия несовершеннолетнего подопечного.
В случае если несовершеннолетний подопечный выбыл из стационарной организации для детей в другую организацию для детей-сирот орган опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей-сирот при получении личного дела несовершеннолетнего подопечного обязан в течение 3 дней со дня его получения провести внеплановую проверку.
12. Периодичность плановой проверки определяется Правилами осуществления проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных:
а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о помещении ребенка в организацию для детей-сирот под надзор;
б) 1 раз в 6 месяцев в течение первого года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о помещении ребенка в организацию для детей-сирот под надзор.
13. Плановая проверка осуществляется в соответствии с установленным режимом дня несовершеннолетнего подопечного. Дату и время проведения проверки целесообразно предварительно согласовывать с организацией.
14. Решение о проведении внеплановой проверки органу опеки и попечительства рекомендуется принимать в течение одного рабочего дня с момента поступления сведений от юридических и физических лиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении организацией своих обязанностей либо о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетнего подопечного.
15. Перед проведением проверки органу опеки и попечительства рекомендуется запрашивать информацию об освоении образовательных программ несовершеннолетним подопечным в образовательной организации, а также о выполнении стационарной организацией рекомендаций по результатам проведения ежегодной диспансеризации несовершеннолетнего подопечного.
16. Организация вправе определить лицо, ответственное в учреждении за координационное взаимодействие с органом опеки и попечительства на период проведения проверки.
Организация должна обеспечить необходимые условия для проведения органом опеки и попечительства проверки, в том числе доступа в помещения, проведения опроса работников и несовершеннолетних подопечных с учетом их возраста и индивидуальных особенностей.
17. При проведении проверки орган опеки и попечительства оценивает:
- условия жизни несовершеннолетнего подопечного (включая состояние его здоровья, внешний вид, жилищно-бытовые условия, удовлетворение базовых потребностей, обеспечение безопасности в соответствии с возрастом, социальную адаптацию, навыки самообслуживания в соответствии с возрастом, физическим развитием и индивидуальными особенностями ребенка);
- соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетнего подопечного (включая его образование, обеспечение потребностей в развитии и возможности организации обеспечить потребности развития ребенка, социальные связи, организацию отдыха и оздоровления, взаимодействие организации с органами опеки и попечительства);
- обеспечение сохранности имущества несовершеннолетнего подопечного (включая его доходы, расходование полученных доходов, реализацию мер по сохранности и эффективному использованию его имущества).
При оценке рекомендуется использовать наблюдение за особенностями воспитания и содержания несовершеннолетних подопечных, в частности за:
а) созданием доступной (безбарьерной) среды, обеспечивающей свободное передвижение детей в зданиях и помещениях, а также беспрепятственный доступ к услугам, предоставляемым стационарной организацией для детей;
б) организацией условий для приема пищи вне кровати и условий для игры и/или занятий вне кровати для несовершеннолетних подопечных с тяжелыми и множественными нарушениями развития в специально оборудованных помещениях;
в) обучением по формированию у несовершеннолетнего подопечного навыков самообслуживания (осуществление гигиенических процедур, принятие пищи, уход за одеждой и обувью и т.д.), навыков, необходимых для самостоятельной жизни (приготовление пищи, покупка продуктов и товаров, пользование общественным транспортом, использование банковских карточек и т.д.), обучению пользования техническими средствами реабилитации (при необходимости) и навыкам социально-средового взаимодействия и коммуникации (пользование мобильными телефонами, интернетом и др.);
г) созданию условий для обеспечения возможности получения несовершеннолетним подопечным образования в образовательных организациях вне стационарной организации для детей, а также осуществлению мероприятий по его включению в систему досуговой (культурной, спортивной и др.) деятельности, программы дополнительного образования, коррекционно-развивающую работу по формированию жизненных компетенций с учетом индивидуальной программы реабилитации и абилитации и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
18. При проверке также необходимо использовать такие формы получения сведений, как беседа с несовершеннолетним подопечным с учетом его возможностей, изучение его документов, включая его учебные и творческие работы и другие документы, опрос работников организации, осуществляющих свою профессиональную деятельность с несовершеннолетним подопечным.
При беседе с несовершеннолетним подопечным, не достигшим возраста 16 лет либо достигшим этого возраста, но страдающих психическим расстройством или отстающих в психическом развитии, необходимо участие педагога или психолога.
В случае невозможности установления мнения несовершеннолетнего подопечного, признанного в установленном порядке недееспособным <2>, учитывается информация о его предпочтениях, полученная от работников организации, постоянно находящихся с воспитательной группой, выполняющих функции индивидуального куратора (наставника) несовершеннолетнего <32>.
--------------------------------
<2> Статья 29 ГК РФ
<3> В организации для детей-сирот за воспитательной группой закрепляется ограниченное количество педагогических работников организаций для детей-сирот, постоянно находящихся с воспитательной группой детей, выполняющих также функции воспитателей, индивидуальных кураторов (наставников) детей, в том числе на этапе подготовки к выпуску из организации для детей-сирот и непосредственно перед выпуском. Замещение педагогических работников работниками из других воспитательных групп не допускается, за исключением случаев увольнения работников, их болезни или отпуска (пункт 38 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства РФ N 481)
Мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, по любому вопросу, затрагивающему его интересы, учитывается обязательно <4>. При этом законодательство не регламентирует вопрос о том, в какой форме должно быть выражено мнение ребенка, достигшего 10 лет, и не содержит требование о наличии письменного заявления от ребенка. Свое мнение ребенок может выразить и в устной форме.
--------------------------------
<4> Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам (статья 57 СК РФ)
Уполномоченный специалист органа опеки и попечительства в ходе проведения проверки вправе ознакомиться с документами в личном деле несовершеннолетнего подопечного, заключением психолого-медико-педагогической комиссии, документами, подтверждающими сохранность жилого помещения подопечного, его медицинскими документами, а также ознакомиться с календарным планом проведения диспансеризации находящихся в стационарной организации детей <5>.
--------------------------------
<5> Пункты 6 - 8 Порядка проведения диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, утв. приказом Минздрава России от 15.02.2013 N 72н
19. Стационарная организация для детей вправе предъявить требования к состоянию здоровья и внешнему виду уполномоченного специалиста органа опеки и попечительства при посещении несовершеннолетнего подопечного в отделении паллиативной помощи (отделение милосердия).
20. В акте проверки указываются выводы и заключения проверки, при наличии выявленные нарушения и рекомендации организации по их устранению.
При составлении акта проверки необходимо учитывать, что несовершеннолетние подопечные в стационарной организации для детей имеют право на:
содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, защиту их прав и законных интересов;
причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты;
сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Несовершеннолетие подопечные обладают также правами, предусмотренными статьями 55 - 57 СК РФ (право ребенка на общение с родителями и другими родственниками; право на защиту своих прав и законных интересов;
право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства) <6>.
--------------------------------
<6> Статья 155.3 СК РФ
21. Акт проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного оформляется в течение 10 дней со дня ее проведения, подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства. В акте указывается фамилия, имя, отчество (при наличии), должность лица, ответственного в организации за координационное взаимодействие с органом опеки и попечительства на период проведения проверки.
22. Орган опеки и попечительства вправе проверить сведения о несовершеннолетнем подопечном, полученные в организации в ходе проверки, путем запросов информации в образовательных организациях, медицинских и иных организациях.
При этом срок составления акта проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного не должен превышать установленного Правилами осуществления проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных срока, - 10 дней со дня проведения проверки.
23. Акт проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется в стационарную организацию для детей в течение 3 дней со дня утверждения акта, второй хранится в органе опеки и попечительства.
В целях отслеживания получения рекомендуется направлять акт проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного с сопроводительным письмом регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо вручать акт с сопроводительным письмом лицу, ответственному в организации за координационное взаимодействие с органом опеки и попечительства на период проведения проверки, лично с отметкой о получении на экземпляре органа опеки и попечительства. Сопроводительное письмо может подписываться уполномоченным должностным лицом органа опеки и попечительства.
С 1 июля 2024 года для формирования федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, региональные операторы обязаны предоставлять федеральному оператору информацию об условиях жизни и воспитания несовершеннолетних подопечных <7>.
--------------------------------
<7> Федеральный закон от 04.08.2023 г. N 488-ФЗ
24. Акт проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного хранится в личном деле несовершеннолетнего подопечного.
Ведение личных дел подопечных, помещенных в стационарную организацию для детей, и составление описи документов, содержащихся в их личных делах, осуществляются уполномоченным работником <8>.
--------------------------------
<8> Пункты 3 и 13 Правил ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, утвержденных постановлением Правительства РФ N 423
При помещении подопечного в стационарную организацию орган опеки и попечительства хранит акт о направлении несовершеннолетнего подопечного в организацию для детей-сирот, акт передачи личного дела и опись документов <9>, а также акты проверок условий жизни несовершеннолетнего подопечного и другие документы в случаях и порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
--------------------------------
<9> Пункт 12 Правил ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, утвержденных постановлением Правительства РФ N 423
25. В случае выявления жестокого обращения в отношении несовершеннолетнего подопечного со стороны работников организации, других детей, находящихся в организации, и посторонних лиц организация незамедлительно информирует орган опеки и попечительства в целях принятия мер по защите прав и интересов детей, включая передачу под предварительную опеку (попечительство) или перевод в другую организацию для детей-сирот <10>.
--------------------------------
<10> Пункт 50(1) постановления Правительства РФ N 481
26. Порядок и случаи согласования органом опеки и попечительства
с организацией даты и времени проведения проверки, порядок принятия акта органа опеки и попечительства о проведении проверки, порядок направления акта проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного в стационарную организацию для детей возможно урегулировать в законодательстве субъектов Российской Федерации.