ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

<Письмо> Минпросвещения России от 31.07.2025 N ОК-2062/03 "О направлении методического письма" (вместе с "Информационно-методическим письмом об организации изучения учебных предметов "Родной язык (язык народа Российской Федерации) и/или государственный язык республики Российской Федерации", "Литературное чтение на родном языке (языке народа Российской Федерации)", "Родная литература (литература на языке народа Российской Федерации)")

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 июля 2025 г. N ОК-2062/03
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКОГО ПИСЬМА
В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2025 г. приказов Министерства просвещения Российской Федерации от 9 октября 2024 г. N 704 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования" и от 18 июня 2025 г. N 467 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования" Минпросвещения России направляет информационно-методическое письмо об организации изучения учебных предметов "Родной язык (язык народа Российской Федерации) и/или государственный язык республики Российской Федерации", "Литературное чтение на родном языке (языке народа Российской Федерации)", "Родная литература (литература на языке народа Российской Федерации)".
О.П.КОЛУДАРОВА
Приложение
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ "РОДНОЙ ЯЗЫК
(ЯЗЫК НАРОДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ) И/ИЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЯЗЫК РЕСПУБЛИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (ЯЗЫКЕ НАРОДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)",
"РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (ЛИТЕРАТУРА НА ЯЗЫКЕ НАРОДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)"
С 1 сентября 2025 года вступают в силу приказы Министерства просвещения Российской Федерации от 9 октября 2024 г. N 704 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования" (зарегистрирован Минюстом России 11 февраля 2025 г., регистрационный номер 81220), (далее - Приказ N 704), и от 18 июня 2025 г. N 467 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования" (зарегистрирован Минюстом России 17 июля 2025 г., регистрационный номер 82961) (далее - Приказ N 467).
Приказом N 467 исключено понятие "предметная область" и уточнен перечень обязательных учебных предметов. Предметные области в настоящий момент не несут смысловой нагрузки и являются избыточными при разработке образовательными организациями основных общеобразовательных программ (далее - ООП): название предметной области повторяет название включенных в нее учебных предметов, кроме того, предметные результаты в обновленных федеральных государственных образовательных стандартах начального общего и основного общего образования (ФГОС НОО, ФГОС ООО) (приказы Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. N 286 и N 287) представлены по отдельным учебным предметам, а не по предметным областям.
Приказом N 467 внесены уточнения в наименования учебных предметов - "Родной язык (язык народа Российской Федерации) и (или) государственный язык республики Российской Федерации", "Литературное чтение на родном языке (на языке народа Российской Федерации", "Родная литература (литература на языке народа Российской Федерации)". Внесение уточнений в наименование учебного предмета не оказывает влияния на цели и содержание образовательного процесса, при этом особо подчеркивает, что речь идет о языках и литературах народов Российской Федерации, которые признаются как часть исторически сложившегося культурного и лингвистического наследия страны. При разработке ООП и подготовке учебно-методической документации рекомендуется использовать в наименовании учебного предмета традиционно используемые формулировки, например, "Родной (башкирский) язык", "Литературное чтение на родном (башкирском) языке", "Родная (башкирская) литература", "Государственный (башкирский) язык Республики Башкортостан".
Приказом N 704 в части преподавания родных языков и родных литератур внесены следующие изменения.
Скорректирован организационный раздел федеральной образовательной программы начального общего образования (ФОП НОО) - в федеральных учебных планах (ФУП) 3 - 5 вариантов недельная нагрузка обучающихся в 1 классе составляет 20 часов, при этом в вариантах 3 и 4 ФУП на изучение учебных предметов "Родной язык (язык народа Российской Федерации)" и "Литературное чтение на родном языке (языке народа Российской Федерации)" отводится 1 час, в варианте 5 ФУП - 2 часа.
Указанная корректировка ФОП НОО обусловлена необходимостью приведения федеральных учебных планов в соответствие с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к образовательным организациям, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (далее - СП 2.4.3648-20) в части организации образовательного процесса для обучающихся 1-го класса:
- обучение только в первую смену (пункт 3.4.15 СП 2.4.3648-20);
- обучение в рамках 5-дневной учебной недели (абзац 15 пункта 3.4.16 СП 2.4.3648-20);
- продолжительность урока не должна превышать в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; в январе - мае - по 4 урока в день по 40 минут каждый (абзацы 16 и 21 пункта 3.4.16 СП 2.4.3648-20);
- равномерное распределение образовательной недельной нагрузки в течение учебной недели - объем максимально допустимой нагрузки для обучающихся 1-х классов в течение дня не должен превышать 4 уроков и один раз в неделю - 5 уроков за счет урока физической культуры (абзац 9 пункта 3.4.16 СП 2.4.3648-20);
- организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут (абзац 17 пункта 3.4.16 СП 2.4.3648-20);
- предоставление дополнительных недельных каникул в середине третьей четверти при четвертном режиме обучения (возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей или триместров) (абзац 18 пункта 3.4.16 СП 2.4.3648-20).
Таким образом, недельная нагрузка для первоклассников не должна превышать 20 часов, недельная нагрузка 21 час, как в 1 - 2 вариантах ФУП, возможна только при включении в расписание занятий 3-х уроков физической культуры в неделю.
Также СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2, не предусмотрена возможность организации шестидневной учебной недели для первоклассников - учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену (таблица 6.6 "Требования к организации образовательного процесса").
В 2 - 4 и 5 - 9 классах изменений по количеству часов, отведенных на изучение родного языка и родной литературы, нет, то есть речь не идет о сокращении часов на изучение родного языка.
В случае, если образовательная организация выбирает варианты 3 или 4 ФУП для 1 класса, то с учетом установленной недельной нагрузки, соответствующей возрастным психолого-физическим особенностям обучающихся 1 класса, рекомендуется изменять формат занятий по обучению родному языку с созданием активной практики использования родного языка через курсы внеурочной деятельности.
При организации образовательного процесса для обучающихся 1 класса рекомендуется с учетом выбора родителей (законных представителей) предусмотреть дополнительные часы на изучение родного языка и литературного чтения на родном языке - не менее 1 часа для интегрированных курсов внеурочной деятельности. Эти часы необходимо использовать для создания речевой среды для практики использования родного языка, отработки речевых навыков (аудирования, говорения), усвоенных на уроках, в активной игровой, творческой деятельности с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся 1 класса, на чтение и анализ художественных текстов на родном языке. Для совершенствования речи, активизации словарного запаса ребенка, формирования и совершенствования звуковой культуры речи, ее интонационного строя можно использовать возможности театрализованной деятельности, музыкально-ритмические занятия.
С рабочими программами интегрированных курсов внеурочной деятельности по родному языку и литературному чтению на родном языке и методическими рекомендациями по их реализации можно ознакомиться на сайте ФГБНУ "Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации" (https://natlang.ru/metodicheskie-rekomendatsii/).
Директор
Департамента государственной
общеобразовательной политики
и развития дошкольного образования
Минпросвещения России
А.В.РЕУТ