ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Письмо Минтруда РФ от 19.01.1995 N 106-ВК "О Рекомендациях по подготовке положения о территориальном Фонде охраны труда"

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 января 1995 г. N 106-ВК
О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПОДГОТОВКЕ ПОЛОЖЕНИЯ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ФОНДЕ ОХРАНЫ ТРУДА
Направляем для использования в практической работе подготовленные Управлением охраны труда - Всероссийской государственной экспертизой условий труда Рекомендации по подготовке положения о территориальном фонде охраны труда.
Первый заместитель
Министра труда
Российской Федерации
В.Ф.КОЛОСОВ
Приложение
к письму Министерства труда
Российской Федерации
от 19.01.95 N 106-ВК
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ФОНДЕ
ОХРАНЫ ТРУДА
1. В разделе об общих положениях рекомендуется указать следующее:
территориальный фонд охраны труда (в последующем - Фонд) образуется в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране труда. Фонд, как правило, создается при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
основная задача Фонда состоит в том, чтобы на основе социального партнерства органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, объединений работодателей и профессиональных союзов, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, изыскивать и эффективно использовать финансовые ресурсы для обеспечения здоровых и безопасных условий труда работников;
Фонд является государственным финансово-кредитным учреждением. Денежные средства Фонда находятся в оперативном управлении органа по труду субъекта Российской Федерации, не входят в состав его бюджета и не подлежат изъятию. Бюджет Фонда и отчет о его выполнении утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
в своей деятельности Фонд руководствуется законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, Министерства труда Российской Федерации в части, не противоречащей законодательству субъекта Российской Федерации, и принятым положением о Фонде;
Фонд является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и текущий счета (в том числе валютные) в банках Российской Федерации, печать с изображением герба субъекта Российской Федерации и своим наименованием, другие печати, штампы и бланки;
Фонд может заключать договоры, соглашения, контракты, быть истцом и ответчиком в суде, непосредственно осуществлять внешнеэкономическую деятельность и международное сотрудничество, соответствующие его целям и задачам. Для реализации своих задач Фонд может создавать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предприятия и организации, размещать средства на депозитных счетах в банках Российской Федерации;
Фонд может открывать на территории субъекта Российской Федерации свои отделения, а также сотрудничать с предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности (в дальнейшем - предприятия) и физическими лицами в вопросах, не противоречащих основным задачам и функциям Фонда;
вступление в члены Фонда является добровольным. Членами Фонда могут быть юридические и физические лица, действующие на территории субъекта Российской Федерации.
2. В разделе, характеризующем основные функции Фонда, указывается, что таковыми являются:
создание финансовых ресурсов за счет концентрации: средств, выделяемых из бюджета субъекта Российской Федерации и территориального Фонда социального страхования Российской Федерации; ежеквартальных отчислений членов Фонда; штрафов, налагаемых на руководителей, должностных лиц и других ответственных работников предприятий, виновных в нарушении законов и других нормативных актов о труде и охране труда; средств, полученных в виде дивидендов, процентов по займам, банковским депозитам; доходов от инвестирования средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги; прибыли собственных предприятий и организаций; доходов от долевого использования средств Фонда в деятельности предприятий и иных юридических лиц; платы предприятий и организаций за консультационные, экспертные и другие услуги; добровольных взносов юридических и физических лиц, в том числе и иностранных; прочих, не противоречащих законам Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, а также основным задачам и функциям Фонда, поступлений;
финансирование и льготное кредитование мероприятий по улучшению условий и охраны труда и оздоровлению работников, проводимых предприятиями - членами Фонда, и предоставление краткосрочных и долгосрочных процентных займов на указанные цели предприятиям не членам Фонда, действующим на территории субъекта Российской Федерации;
финансирование научных исследований в области охраны труда и улучшения его условий;
открытие для предприятий персональных накопительных счетов.
3. Рекомендуется выделить в отдельный раздел некоторые особенности формирования Фонда, предусмотрев, что:
орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации выделяет Фонду, по представлению территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, средства для финансирования мероприятий по обеспечению здоровых и безопасных условий труда с учетом программ территорий по охране и улучшению условий труда. При этом указанные средства могут быть перечислены в Фонд единовременно или в течение ряда лет. Кроме того, при формировании годовых бюджетов субъекта Российской Федерации орган исполнительной власти может предусматривать дополнительные выделения средств в размерах, определяемых трехсторонней комиссией. В таком же порядке территориальный Фонд социального страхования Российской Федерации может решать вопрос об отчислении в Фонд средств на научные исследования в области охраны труда и улучшения его условий;
члены Фонда перечисляют средства в Фонд, как правило, ежеквартально в размерах, определенных органом управления Фондом и утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Эти размеры по предприятиям корректируются в зависимости от результатов сертификации постоянных рабочих мест, как это предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 485 "О проведении обязательной сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах, средств производства, оборудования для средств коллективной и индивидуальной защиты" <*>;
--------------------------------
<*> Порядок корректировки определяется Правительством Российской Федерации или, по его поручению, Минтрудом России.
по решению органа управления Фондом может быть принято решение также о вступительном взносе, его размере и порядке дифференциации по предприятиям в зависимости от специфики отрасли, численности работников, формы собственности и т.п.
4. Использование средств Фонда может быть предусмотрено в самостоятельном разделе по следующим направлениям:
реализация мероприятий, предусмотренных Федеральной и территориальной долговременными и текущими программами по охране и улучшению условий труда;
проведение перспективных научно-исследовательских и опытно - конструкторских работ по охране и улучшению условий труда;
разработка новых и совершенствование имеющихся средств коллективной и индивидуальной защиты работников, а также требований к средствам производства, технологиям и организации труда в части обеспечения здоровых и безопасных условий труда;
проведение экспертизы условий труда; организация работы по аттестации рабочих мест по условиям труда и их сертификации на соответствие требованиям охраны труда; расследование несчастных случаев на производстве;
ликвидация последствий производственных аварий, несчастных случаев; оказание помощи пострадавшим на производстве и возмещение ущерба от производственных травм;
оздоровление работников и повышение их медико-социальной защищенности;
повышение квалификации работников, занимающихся вопросами охраны и улучшения условий труда, отвечающих за соблюдение законов об охране труда, а также проведение семинаров, конференций и издание методических материалов по охране и улучшению условий труда;
покрытие расходов, связанных с содержанием и деятельностью Фонда, методических консультативных и учебных центров по вопросам охраны труда и улучшения его условий, а также подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих охрану труда, контроль за соблюдением законодательства об охране труда;
приобретение приборов контроля производственной среды, лабораторного и другого оборудования для исследовательских лабораторий территориальных органов государственной экспертизы условий труда;
учреждение и финансирование (долевое участие) деятельности предприятий по производству средств коллективной и индивидуальной защиты работников, а также других предприятий и организаций, деятельность которых направлена на реализацию основных задач и функций Фонда;
содействие в развитии международного сотрудничества в области улучшения условий и охраны труда;
выдача долгосрочных и краткосрочных процентных займов предприятиям не членам Фонда, действующим на территории субъекта Российской Федерации, для реализации ими мероприятий по охране и улучшению условий труда работников;
приобретение ценных бумаг и размещение средств на депозитных счетах в банках.
Последние два направления использования средств не должны наносить ущерб основным задачам и функциям Фонда. Поэтому целесообразно расходы на эти цели ограничивать решением органа управления Фондом.
5. Отдельным разделом рекомендуется выделить вопросы организации управления Фондом и порядка выдачи средств, предусмотрев в нем следующее:
органом управления Фондом является Собрание членов Фонда или его представителей (в дальнейшем - Собрание), а между собраниями - общественный координационный Совет (в дальнейшем - Совет), состав которого утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В состав Совета включаются представители органов субъекта Российской Федерации, ведающие вопросами надзора и контроля за охраной труда, Рострудинспекции, финансов и экономики, а также представители фондов охраны труда отдельных предприятий. Председателем Совета утверждается, как правило, руководитель органа по труду;
решения Собрания и Совета считаются правомочными, если они приняты более чем 50% голосов;
Собрание принимает и представляет на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации Положение о фонде охраны труда территории, дополнения и изменения к нему. Собрание созывается не реже одного раза в год;
Совет утверждает основные направления деятельности Фонда на перспективу, обсуждает проект годового бюджета Фонда и отчет по его исполнению и принимает соответствующие решения. Совет собирается председателем по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Председатель Совета представляет на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации бюджет Фонда и отчет о его исполнении, открывает и закрывает расчетный и текущий счета (в том числе валютные) в банках Российской Федерации, осуществляет другие функции по руководству Фондом. Распорядителями кредитов Фонда являются председатель Совета и главный бухгалтер органа по труду. Председатель Совета несет полную ответственность за результаты деятельности Фонда;
перечисление средств на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда производится на основании договоров, в соответствии с которыми сторона, получившая средства, должна представить отчет о выполнении мероприятий и их эффективности. Поступившие отчеты анализируются Фондом и представляются на утверждение органу по труду субъекта Российской Федерации;
контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Фонда осуществляет ревизионная комиссия, образуемая органами субъекта Российской Федерации, ведающими вопросами труда, финансов, экономики.