МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 апреля 2025 г. N 31-1/И/2-7168
Министерство здравоохранения Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в связи с поступающими от участников обязательного медицинского страхования запросами в части применения финансовых санкций по результатам медико-экономического контроля к счетам за оказанную медицинскую помощь со способом оплаты по подушевому финансированию, сообщает следующее.
Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации
от 27.12.2024 N 1940, установлено, что при оплате медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях, применяется в том числе способ оплаты по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц.
Методическими рекомендациями по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 28.01.2025 N 31-2/115 - 00-10-26-2-06/965, направленными в адрес руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.01.2025 N 31-2/1304 (далее - Методические рекомендации), предусмотрено, что объем средств на оплату медицинской помощи в амбулаторных условиях по подушевому нормативу финансирования, оказываемой медицинскими организациями, участвующими в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации, рассчитывается без учета средств на финансовое обеспечение медицинской помощи, оплачиваемой за единицу объема, и средств на финансовое обеспечение фельдшерских здравпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов.
При этом Разделом VI Методических рекомендаций предусмотрено что в тарифном соглашении рекомендуется устанавливать размеры подушевых нормативов финансирования, используемых при определении размера штрафа за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества в разрезе условий оказания медицинской помощи, в том числе в амбулаторных условиях, установленных Территориальной программой государственных гарантий подушевой норматив финансирования за счет средств обязательного медицинского страхования для медицинской помощи, предоставляемой в рамках базовой программы застрахованным лицам в амбулаторных условиях (при необходимости - с учетом коэффициента дифференциации соответствующей медицинской организации).
Таким образом, способ оплаты по подушевому нормативу финансирования является самостоятельным и не может быть уменьшен за счет применения финансовых санкций по результатам медико-экономического контроля в части полной и или частичной неоплаты.
Вместе с тем согласно пункту 158 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России
от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила), в соответствии с частью 2 статьи 41 Федерального закона
от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) взаимные обязательства медицинских организаций и страховых медицинских организаций, следствием которых является возможность, в том числе уплаты медицинской организацией штрафа за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, предусматриваются договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Размеры штрафов, исчисленных и установленных в соответствии с частью 2 статьи 41 Федерального закона N 326-ФЗ, устанавливаются в тарифном соглашении, заключаемом в соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона N 326-ФЗ, в соответствии с пунктами 154 и 155 Правил.
Приложением N 5 к Правилам установлены следующие значения коэффициента для определения размера штрафа за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества в рамках медико-экономического контроля:
по коду нарушения 1.1 "Нарушение условий оказания медицинской помощи, в том числе сроков ожидания медицинской помощи, несвоевременное включение в группу диспансерного наблюдения лиц, которым по результатам проведения профилактических мероприятий или оказания иной медицинской помощи впервые установлены диагнозы, при которых предусмотрено диспансерное наблюдение в соответствии с порядком проведения диспансерного наблюдения" - 0,3;
по коду нарушения 1.2 "Невключение в группу диспансерного наблюдения лиц, которым по результатам проведения профилактических мероприятий или оказания иной медицинской помощи впервые установлены диагнозы, при которых предусмотрено диспансерное наблюдение в соответствии с порядком проведения диспансерного наблюдения (в случае, если установление диагноза и постановка на диспансерное наблюдение должно быть осуществлено в рамках одного случая оказания медицинской помощи)" - 1;
по коду нарушения 1.3 "Госпитализация застрахованного лица, медицинская помощь которому должна быть оказана в стационаре другого профиля (непрофильная госпитализация), кроме случаев госпитализации для оказания медицинской помощи в неотложной и экстренной форме на койки терапевтического и хирургического профилей" - 0,3.
Учитывая изложенное, штрафы могут применяться к медицинским организациям вне зависимости от установленного им способа оплаты медицинской помощи.
Первый заместитель Министра
В.А.ЗЕЛЕНСКИЙ