МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 сентября 2025 г. N 31-2/И/2-19014
Министерство здравоохранения Российской Федерации направляет для руководства и использования в работе совместные с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования разъяснения по вопросу применения Методики оценки эффективности использования ресурсов медицинских организаций на основе выполнения функции врачебной должности, показателей использования коечного фонда, представленной в приложении 15 к письму Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.02.2025 N 31-2/И/2-2286 "О формировании и экономическом обосновании территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2025 - 2027 годы", а также ее новую редакцию.
В.А.ЗЕЛЕНСКИЙ
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 31-2/1032
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
N 00-10-26-06/13666
ПИСЬМО
от 28 августа 2025 года
Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в связи с поступающими обращениями от субъектов Российской Федерации по вопросам применения методики оценки эффективности использования ресурсов медицинских организаций на основе выполнения функции врачебной должности, показателей использования коечного фонда, представленной в приложении 15 к письму Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.02.2025 N 31-2/И/2-2286 "О формировании и экономическом обосновании территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2025 - 2027 годы" (далее - Методика), взамен письма Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 23.05.2025 N 00-10-26-06/7587, направленного в адрес Территориальных фондов обязательного медицинского страхования, направляет скорректированную Методику для руководства в работе.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации 
от 27.12.2024 N 1940 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов" (далее - Программа госгарантий) направление на оплату содержания неиспользуемого коечного фонда средств обязательного медицинского страхования не допускается (за исключением простоя коек, связанного с проведением санитарно-эпидемиологических мероприятий, а также расходов, связанных с оплатой труда медицинских работников).
В целях рационального использования коечного фонда <1> медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, необходимо внедрять меры, направленные на оптимизацию его загрузки и повышения качества оказываемой медицинской помощи.
--------------------------------
<1> Мощность коечного фонда медицинской организации, указанная в едином реестре медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, по территориальной программе субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год.
При этом очевидным является тот факт, что прямые расходы, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (оплата труда медицинских работников, приобретение лекарственных средств (за исключением списанных лекарственных препаратов), расходных материалов, продуктов питания (за исключением списанных продуктов питания) и иных прямых расходов), к содержанию коечного фонда не относятся и не могут учитываться при расчете.
С этой целью проводится качественная (объемная оценка) использования коечного фонда, по профилям коек, определенных в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России 
от 17.05.2012 N 555н "Об утверждении номенклатуры коечного фонда по профилям медицинской помощи".
Первый заместитель
Министра здравоохранения
Российской Федерации
В.А.ЗЕЛЕНСКИЙ
Председатель
Федерального фонда обязательного
медицинского страхования
И.В.БАЛАНИН
Приложение
МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ МЕДИЦИНСКИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ НА ОСНОВЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ФУНКЦИИ ВРАЧЕБНОЙ
ДОЛЖНОСТИ, ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОЕЧНОГО ФОНДА
1. Для медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, оценивается коэффициент выполнения функции врачебной должности (Кв).
Pф - фактическое число посещений;
Pн - плановое, нормативное число посещений.
2. Для медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, оценивается коэффициент эффективного использования коечного фонда (Кэ) на основе оценки рационального и целевого использования коечного фонда.
а) Показатель рационального использования коечного фонда оценивается как обеспечение нормативных показателей занятости койки при соблюдении нормативных сроков лечения
Оf - фактический оборот койки, как отношение фактической занятости койки (Uf) к фактическим срокам лечения (Bf);
Оn - нормативный оборот койки, как нормативная занятость койки (Un) к нормативному сроку лечения (Bn).
б) Коэффициент целевого использования коечного фонда отражает занятость койки для обоснованной госпитализации стационарных больных, не может быть более 1.
Ks - коэффициент целевого использования коечного фонда;
Us - количество больных, госпитализированных при наличии обоснованных показаний для стационарного лечения;
Uo - общее количество госпитализированных больных.
в) Коэффициент экономической эффективности использования коечного фонда (КЭ) определяется как интегральный показатель, отражающий степень как рационального, так и целевого использования коечного фонда
3. Определение коэффициентов финансовых затрат поликлиники (Кп) и стационара (Кс).
Для этого сумма фактических расходов поликлиники (Фп) и стационара (Фс) сравнивается с утвержденными суммами расходов по поликлинике (Пп) и стационару (Пс)
Эффективной следует считать деятельность поликлиники и стационара, если Кп и Кс ниже Кв и Кэ.
Примеры: Кв = 0,85 и Кп = 0,8. Поликлиника работает эффективно, поскольку при финансовом обеспечении 80% функция врачебной должности выполняется на 85%;
Кэ. = 0,7 и Кс = 0,9. Стационар работает неэффективно, поскольку при финансовом обеспечении 90% коечный фонд используется лишь на 70%.
При этом, неэффективной считается деятельность стационара, при условии превышения используемых в Методике коэффициента финансовых затрат стационара (Кс) над коэффициентом экономической эффективности использования коечного фонда (Кэ).
Для определения потребности в мощностях медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в условиях дневного стационара и в стационарных условиях, рекомендуется проводить расчеты обеспеченности коечным фондом по каждому профилю медицинской помощи.
Рекомендованное число дней работы койки в году
Профили больничных коек  | Рекомендованное число дней работы койки в году  | 
 | Дети  | Взрослые  | Все население  | 
1  | 2  | 3  | 4  | 
Кардиологические, в т.ч.  | 337  | 336  | 336  | 
кардиологические  | 337  | 336  | 336  | 
кардиоревматологические для детей  | 337  |  | 337  | 
Ревматологические  | 334  | 338  | 337  | 
Гастроэнтерологические  | 335  | 335  | 335  | 
Пульмонологические  | 333  | 335  | 335  | 
Эндокринологические  | 332  | 337  | 336  | 
Нефрологические  | 338  | 329  | 331  | 
Гематологические  | 338  | 338  | 338  | 
Аллергологические  | 337  | 335  | 335  | 
Педиатрические  | 326  | 326  | 326  | 
Терапевтические, в т.ч.  | 329  | 332  | 332  | 
терапевтические  | 329  | 332  | 332  | 
геронтологические  |  | 329  | 329  | 
профпатологии  |  | 332  | 332  | 
Патология недоношенных и новорожденных  | 337  |  | 337  | 
Травматологические  | 324  | 333  | 332  | 
Ортопедические  | 340  | 339  | 339  | 
Урологические  | 325  | 329  | 328  | 
Нейрохирургические  | 326  | 332  | 331  | 
Ожоговые  | 337  | 337  | 337  | 
Стоматологические  | 318  | 326  | 325  | 
Торакальной хирургии  | 331  | 340  | 338  | 
Проктологические  | 334  | 335  | 335  | 
Кардиохирургические  | 335  | 335  | 335  | 
Сосудистой хирургии  | 335  | 335  | 335  | 
Хирургические, в т.ч. гнойной хирургии  | 305  | 329  | 325  | 
Онкологические, в т.ч.  | 333  | 337  | 336  | 
онкологические  | 333  | 337  | 336  | 
радиологические и рентгенологические  | 333  | 337  | 336  | 
Гинекологические  | 317  | 318  | 318  | 
Оториноларингологические  | 317  | 324  | 322  | 
Офтальмологические  | 324  | 327  | 327  | 
Неврологические  | 335  | 336  | 336  | 
Дерматовенерологические, в т.ч.  |  |  |  | 
дерматологические  | 334  | 334  | 334  | 
венерологические  | 339  | 339  | 339  | 
Инфекционные  | 262  | 250  | 250  | 
Для беременных и рожениц  | 252  | 252  | 252  | 
Патологии беременности  | 325  | 325  | 325  | 
Для производства абортов  | 283  | 283  | 283  | 
Психиатрические  | 345  | 348  | 348  | 
Наркологические  | 337  | 338  | 338  | 
Туберкулезные  | 341  | 338  | 338  | 
Прочие, в т.ч.  | 320  | 320  | 320  | 
паллиативные, сестринского ухода  | 330  | 330  | 330  | 
прочие (реанимация и интенсивная терапия, токсикология, общие, прочие для взрослых)  |  |  | 320  | 
При отсутствии данных о нормативах деятельности стационара принимаются значения среднегодовой занятости койки - 340 дней, средних сроков лечения - 11,4 дней и оборота койки - 29,8 больных за год.".