ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Письмо Росавиации от 03.11.2016 N АН1.02-3871 "Информация по безопасности полетов N 21"

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ПИСЬМО
от 3 ноября 2016 г. N АН1.02-3871
ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 21
Несмотря на проводимые профилактические мероприятия, продолжаются авиационные происшествия с вертолетами гражданской авиации Российской Федерации.
За период с 2010 года с вертолетами гражданской авиации Российской Федерации произошло 19 авиационных происшествий, связанных с попаданием в метеоусловия, не обеспечивающие полет по правилам визуальных полетов (ПВП), и непринятием экипажем своевременного решения о прекращении выполнения полетного задания, возврате на аэродром вылета, вынужденной посадке на запасной аэродром или площадку, подобранную с воздуха. Причем из 19 авиационных происшествий 9 произошло с вертолетами коммерческой авиации (8 катастроф, приведших к гибели 71 человека).
21.10.2016 на удалении 45,6 км от КТА аэропорта Уренгой (ЯНАО) произошла катастрофа вертолета Ми-8Т RA-22869 ООО "Авиакомпания "СКОЛ".
Сведения о КВС:
Пол мужской, данные о свидетельстве пилота уточняются, минимум погоды ПВП (ночь) 300 x 4000 x 25, общий налет 10105 ч, налет на Ми-8 9563 ч, налет на Ми-8 в качестве КВС 2774 ч.
Метеорологические условия:
Метеоусловия в период времени, близкий к моменту АП: видимость у поверхности земли более 5000 м, локально 3000 м, слабый ливневой снег, дымка, облачность редкая кучево-дождевая 450 м от уровня земли, локально значительная облачность 150 м, верхняя граница 400 м от уровня земли в низинах; в облаках умеренное обледенение.
21.10.2016 выполнялся полет по перевозке пассажиров по маршруту а/п Уренгой - п.п. Пионерная - п.п. Ротор-40 (дозаправка топливом) - п.п. Сузун - п.п. Ротор-40 (дозаправка топливом) - а/п Уренгой. На борту находилось 3 члена экипажа и 19 пассажиров.
Из предварительных результатов расшифровки средств объективного контроля следует, что вылет с п.п. Сузун был произведен в 13:28 UTC. По метеоусловиям посадка на дозаправку на п.п. Ротор-40 не производилась. В 14:30 UTC экипаж вертолета вышел на связь с диспетчером Тарко-Салинского центра ОВД и доложил о расчетном времени посадки в а/п Уренгой в 15:10 UTC. Полет по маршруту проходил на приборной скорости 220 - 250 км/ч. Через примерно 1 ч 21 мин. после взлета бортовым самописцем параметров полета было зарегистрировано появление разовой команды "Минимальный остаток топлива". Еще через примерно 4,5 мин. были существенно уменьшены высота и скорость полета. В течение последующих 14,5 мин. полет проходил на истинных высотах от 5 до 170 м и скоростях от околонулевых до 200 км/ч с разворотами по курсу на 360° и более, со значительными изменениями углов крена и тангажа. Столкновение вертолета с землей произошло в 15:08 UTC, двигатели вертолета работали до конца полета.
В результате авиационного происшествия 16 пассажиров и 3 члена экипажа погибли.
Экипаж Ми-8 поисково-спасательной службы, дежуривший в аэропорту Новый Уренгой, не смог выполнить поисково-спасательные работы в связи с неблагоприятными метеоусловиями по маршруту полета.
Ведется расследование комиссией МАК с участием представителей Росавиации. Комиссия по расследованию предлагает к реализации следующие оперативные рекомендации:
1. Информацию об АП довести до сведения руководящего, летного и инженерно-технического состава эксплуатантов вертолетов.
2. С летным составом провести занятия по выполнению полетов по ПВП, в том числе в темное время суток, действиям экипажа при ухудшении метеоусловий до значений ниже установленных и расчету количества топлива с учетом прогнозируемых метеорологических условий, предполагаемых отклонений от маршрута, а также предполагаемых задержек.
При плановой проверке эксплуатанта ООО АК "ВИТЯЗЬ-АЭРО" выявлено, что 07.09.2016 произошел авиационный инцидент с воздушным судном Ми-8Т RA-25656, связанный со срабатыванием в полете сигнализации "Минимальный остаток топлива". Расследование проводится комиссией Камчатского МТУ Росавиации.
26.10.2016 произошел авиационный инцидент с воздушным судном Ми-8Т RA-22856 ПАО "АэроБратск". При выполнении рейса по перевозке вахтовых пассажиров экипаж вертолета из-за малого остатка топлива произвел посадку на а/д Мирный при метеоусловиях ниже минимума аэродрома. Инцидент расследует комиссия С(Я) МТУ Росавиации.
С целью обеспечения безопасности полетов предлагаю:
1. руководителям (начальникам) территориальных органов Росавиации довести данную информацию до сведения руководителей базирующихся на подконтрольной территории эксплуатантов гражданской авиации, а также собственников воздушных судов;
2. руководителям организаций гражданской авиации принять к реализации оперативные рекомендации комиссии по расследованию катастрофы вертолета Ми-8Т RA-22869 ООО "Авиакомпания "СКОЛ";
3. руководителям организаций гражданской авиации, а также собственникам воздушных судов:
3.1. изучить настоящую информацию с летным и инженерно-техническим персоналом;
3.2. с командно-летным, инспекторским, инструкторским составом и членами летных экипажей воздушных судов провести занятия по правилам принятия решения о вылете по ПВП и действиям при встрече с погодными условиями, не позволяющими продолжать полет по ПВП, с учетом требований пунктов 2.7.1, 2.8, 2.10, 2.15, 2.17, 3.33, 3.69, 3.72, 3.109, 5.37, 5.42 и 5.45 федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128;
3.3. при проведении предварительной подготовки к полету экипажей вертолетов обращать особое внимание на расчет необходимого количества топлива перед вылетом с учетом возможного скоротечного изменения метеоусловий по маршруту и в местах предполагаемых посадок на площадках, расположенных в горной местности, а также на своевременность принятия решения о продолжении полета при встрече с условиями погоды ниже минимума и опасными метеорологическими явлениями.
Руководитель
А.В.НЕРАДЬКО
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2