ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

<Письмо> Росавиации от 09.06.2017 N Исх-12929/02 "Информация по безопасности полетов N 6"

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ПИСЬМО
от 9 июня 2017 г. N Исх-12929/02
ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 6
В текущем году по состоянию на 31.05.2017 в гражданской авиации произошло 25 авиационных инцидентов, связанных со столкновением воздушных судов (далее - ВС) с птицами, а также получено 205 сообщений о столкновениях с птицами, не приведших к повреждению воздушных судов. За аналогичный период 2016 года произошел 21 авиационный инцидент, получено 183 сообщения о столкновениях с птицами, не приведших к повреждению воздушных судов.
Статистические данные о столкновениях российских ВС с птицами размещены на официальном сайте Росавиации в сети Интернет в разделе "Безопасность полетов - Столкновения с птицами и другими животными" (www.favt.ru/dejatelnost-bezopasnost-poletov-stolknoveniya-ptici-stat/).
Информация ИКАО о столкновениях ВС с птицами в мире за период с 2008 по 2015 годы размещена на официальном сайте ИКАО по адресу: www.icao.int/safety/IBIS/Forms/AllItems.aspx.
В 2015 и 2016 годах Росавиацией подготовлены и направлены в адрес организаций гражданской авиации Информации по безопасности полетов с анализом случаев столкновений ВС с птицами (дикими животными) и рекомендациями по принятию профилактических мер, направленных на уменьшение числа (снижение риска) таких случаев.
Анализ состояния орнитологического обеспечения полетов в гражданской авиации показывает, что эффективность мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов связана, в том числе с качеством расследований инцидентов, связанных со столкновениями ВС с птицами. По данным, поступающим в Управление инспекции по безопасности полетов Росавиации, отмечается рост числа инцидентов, в ходе расследования которых не устанавливается групповая и видовая принадлежность птиц, время суток в момент столкновения (если этап полета, на котором произошло столкновение, не установлен, не указывается время взлета и посадки, а также наименование аэродрома вылета) и другая важная информация. В этой связи следует обратить внимание на информацию и рекомендации по расследованию инцидентов Отраслевой группы авиационной орнитологии, размещенные на официальном сайте группы в сети Интернет по адресу: http://otpugivanie.narod.ru/documents/investigation.pdf.
Управлением инспекции по безопасности полетов также отмечается формальный подход к заполнению формы отчетности о столкновении ВС с птицами (www.favt.ru/public/materials//f/c/5/4/9/fc549044fa07e74e3f396e6fd9e65237.pdf). В ряде случаев заполненная экипажем ВС форма отчетности в дальнейшем не проверяется и не дополняется сведениями, которые можно уточнить, используя результаты опроса экипажа, осмотра ВС, взаимодействия с эксплуатантом ВС или операторами аэропортов вылета и посадки.
Практика показывает, что формы отчетности из организаций гражданской авиации поступают преимущественно в отсканированном виде. Сканирование часто выполняется с низким качеством, что приводит к потере читаемости информации, приводимой в формах отчетности. В связи с этим следует, по возможности, направлять в Управление инспекции по безопасности полетов Росавиации заполненный электронный вариант формы отчетности о столкновении ВС с птицами. Кроме того, к заполненной форме отчетности желательно прилагать цветные фотографии останков птицы и следов столкновения на ВС.
Предлагаю:
Руководителям (начальникам) территориальных органов Росавиации:
1. Довести настоящую информацию до подконтрольных организаций гражданской авиации.
2. Обратить внимание на качество расследования инцидентов, связанных со столкновением воздушных судов с птицами. При проведении расследований инцидентов, связанных со столкновениями ВС с птицами, использовать рекомендации Отраслевой группы авиационной орнитологии.
3. Рекомендовать руководителям организаций гражданской авиации:
3.1. Довести настоящую информацию до летного состава, специалистов по орнитологическому обеспечению полетов и специалистов, ответственных за функционирование СУБП (инспекции по безопасности полетов).
3.2. Осуществлять, в том числе в рамках деятельности групп по обеспечению безопасности на ВПП, контроль (анализ) реализации рекомендаций, предложенных в директивном письме Росавиации от 29.06.2016 N АН1.02-2302 (Информация по безопасности полетов Росавиации N 11) по предотвращению (минимизации) авиационных событий, связанных со столкновениями ВС с птицами и дикими животными.
3.3. Поручить подразделению, ответственному за функционирование СУБП (инспекции по безопасности полетов), установить контроль за полнотой информации, приводящейся в форме отчетности о столкновении с птицами. Обратить особое внимание на заполнение полей формы отчетности, характеризующих этап полета ВС при столкновении, размерность и количество птиц, групповую и видовую принадлежность птиц (дополнительные сведения следует указывать в разделе "Замечания").
3.4. Для направления информации в адрес Управления инспекции по безопасности полетов Росавиации использовать, по возможности, электронный вариант заполнения формы отчетности о столкновении ВС с птицами, размещенной на официальном сайте Росавиации в сети Интернет.
Начальник
Управления инспекции
по безопасности полетов
С.С.МАСТЕРОВ