ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

<Письмо> Росавиации от 15.06.2012 N 02.3-588 "Информация по безопасности полетов N 16"

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ПИСЬМО
от 15 июня 2012 г. N 02.3-588
ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 16
Информирую о происшедших в июне 2012 года авиационных происшествиях с воздушными судами авиации общего назначения, связанных с сознательным нарушением установленных воздушным законодательством Российской Федерации правил планирования, организации, обеспечения и выполнения полетов.
02.06.2012 в районе нп Губкинский (Ямало-Ненецкий автономный округ) произошла авария автожира. Группа лиц, не наделенных в соответствии с п. 2 статьи 11 Воздушного кодекса Российской Федерации правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, произвела несанкционированный взлет на принадлежавшем частному лицу автожире, не зарегистрированном в установленном порядке и не имеющем сертификата летной годности. При выполнении посадки воздушное судно столкнулось с препятствием и разрушилось, пилот и пассажир автожира получили травмы.
09.06.2012 в районе нп Погорелов Бело-Калитвинского района Ростовской области произошла катастрофа самолета СП-30 RA-1708G, принадлежащего частному лицу. При выполнении авиационно-химических работ в простых метеоусловиях самолет столкнулся с землей, пилот погиб. Предварительно установлено, что через 10 - 12 минут после взлета пилот по рации сообщил помощнику об ухудшении самочувствия. Полет выполнялся без заявки и без уведомления органов УВД. Комиссия по расследованию рекомендует к реализации следующие оперативные мероприятия:
Обратить внимание эксплуатантов АОН на выполнение требований п. 11.4 ФАП "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов/полетным диспетчерам гражданской авиации", утвержденных Приказом Минтранса России от 12.09.2008 N 147 и Инструкций по организации полетов на АХР.
10.06.2012 в районе посадочной площадки Березняки произошло парашютное происшествие, приведшее к гибели двух парашютистов. После десантирования парашютистов из самолета "Skywagon" RA-1022G, принадлежащего ООО "Авиакомпания Навигатор", произошло неполное раскрытие купола парашюта-тандема. Парашютист-инструктор запасным парашютом не воспользовался. В плане полета данный вид деятельности не указывался. Информация о случившемся была направлена в МЧС спустя более 2-х часов после неудавшихся поисков погибших. Организованными поисками тела погибших были обнаружены в лесном массиве.
11.06.2012 ориентировочно в 22.00 местного времени с посадочной площадки в районе г. Серов Свердловской области КВС Ан-2 RA-40315 ООО "АВИА-ЗОВ" (имеет сертификат на право выполнения авиационных работ), взяв на борт ВС ориентировочно 10 пассажиров, произвел взлет в неполном составе экипажа (без второго пилота) и в неизвестном направлении. По предварительным данным пассажиры и КВС находились в состоянии алкогольного опьянения. Обратно на площадку самолет не вернулся. По состоянию на 14.06.2012 проводимые поисковые работы с использованием ВС Ан-26, Ми-8 и Ан-2 результатов не дали.
Происходящие авиационные происшествия с ВС АОН свидетельствуют о том, что обладатели свидетельств частного пилота или пилота сверхлегкого воздушного судна нередко переоценивают степень личной профессиональной подготовленности к условиям предстоящего полета и зачастую пренебрегают элементарными мерами безопасности. Например, в течение 2011 года три авиационных происшествия произошли при выполнении полетов пилотами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. Из 20 происшедших в течение 2011 года авиационных происшествий 9 было допущено пилотами, имевшими авиационное образование и общий налет более 1500 часов. В 7 случаях пилоты имели общий налет 1000 часов и менее. В остальных случаях каких-либо данных о подготовке пилотами представлено не было.
Особое внимание следует обратить на следующее обстоятельство. Выполнение полетов в воздушном пространстве класса "G" по ПВП не требует наличия разрешения на использование воздушного пространства и обязательной двухсторонней связи с органом ОВД (часть "в" пункта 10 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации). При этом следует учитывать, что в случае, если пилот при полете в воздушном пространстве класса "G" не уведомляет о своей деятельности, ему не могут быть предоставлены полетно-информационное обслуживание и аварийное оповещение (пункт 124 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации). В особых ситуациях это может приводить к значительному увеличению времени поиска потерпевшего бедствие воздушного судна с целью оказания неотложной помощи находящимся на его борту людям.
Например, 02.03.2008 в Тюменской области произошла катастрофа вертолета R-44 RA-04223, принадлежащего частному лицу.
Полеты выполнялись без связи с органами ОВД, точный маршрут полета никому не был известен. В результате авиационного происшествия аварийный радиомаяк "KANNAD-406AF" не сработал. О факте авиационного происшествия стало известно лишь спустя 2 дня - 04.03.2008.
Через месяц после происшествия (08.04.2011) поиски вертолета были прекращены, а находившиеся на борту люди (пилот и пассажир) были признаны пропавшими без вести. Место происшествия было обнаружено случайно, спустя 5 месяцев (30.07.2008), экипажем вертолета Ми-2, выполнявшим в этом районе полеты по охране лесов.
18.11.2011 в Тверской области произошла катастрофа вертолета R-44 RA-04348, принадлежащего ОАО "Редкинский опытный завод". Пилот вертолета (в результате авиационного происшествия погиб) выполнял полеты в воздушном пространстве класса "G", уведомление о своей деятельности в органы ОВД не передавал.
Отсутствие информации о маршруте полета и местах посадок, а также затруднения в определении координат места происшествия из-за слабого сигнала передатчика аварийного радиомаяка "KANNAD-406AF" привело к тому, что поиск вертолета продолжался до 26.11.2011. При расследовании также был сделан вывод о том, что конструкция АРМ "KANNAD-406AF" и расположение элементов АРМ на воздушном судне не гарантируют передачи информации о бедствии в случае разрыва цепи питания антенны от моноблока, при разрушении конструкции воздушного судна.
Предлагаю руководителям территориальных органов Росавиации:
1. Довести настоящую информацию до эксплуатантов ВС АОН и эксплуатантов, имеющих сертификат на право выполнения авиационных работ и потребовать реализовать рекомендации комиссии по расследованию катастрофы самолета СП-30 RA-1708G в Ростовской области.
2. Рекомендовать эксплуатантам ВС АОН и эксплуатантам, имеющим сертификат на право выполнения авиационных работ:
2.1. Обратить внимание на персональную административную и уголовную ответственность пилотов за нарушение требований воздушного законодательства Российской Федерации при организации и выполнении полетов.
2.2. Не пренебрегать при выполнении полетов в воздушном пространстве класса "G" возможностью уведомлять органы ОВД о маршруте полета, предполагаемых местах посадок и времени стоянки на них.
2.3. Максимально объективно оценивать собственные навыки выполнения полетов с учетом фактических и прогнозируемых погодных условий, времени суток и предполагаемых мест посадок.
Начальник
Управления инспекции
по безопасности полетов
С.С.МАСТЕРОВ