МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ПИСЬМО
от 16 марта 2021 г. N Исх-8987/04
ИНФОРМАЦИЯ
ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 2 <1>
--------------------------------
<1> Информация по безопасности полетов выпускается с целью проведения корректирующих мер или действий, направленных на повышение безопасности полетов. В информации по безопасности полетов могут приводиться сведения о предварительных результатах расследования авиационных событий, которые уточняются и дополняются в ходе дальнейшего расследования. Ни при каких обстоятельствах эта информация не может предоставляться или обсуждаться с не уполномоченными лицами, чтобы нс повредить процессу расследования.
С наступлением весенне-летнего периода эксплуатации воздушных судов (далее - ВС) резко возрастает количество авиационных событий, связанных со столкновением ВС с птицами.
В рамках имеющихся полномочий Росавиация регулярно готовит Информации по безопасности полетов с детальным анализом случаев столкновений ВС с птицами с целью использования такой информации для реализации в организациях гражданской авиации профилактических мероприятий, в том числе предложенных Росавиацией, направленных на снижение риска столкновения воздушных судов с птицами:
Информация по безопасности полетов N 8 (письмо Росавиации от 24.05.2016 N 02.3-1875);
Информация по безопасности полетов N 11 (письмо Росавиации от 29.06.2016 N АН1.02-2302);
Информация по безопасности полетов N 6 (письмо Росавиации от 09.06.2017 N Исх-12929/02);
Информация по безопасности полетов N 6 (письмо Росавиации от 12.04.2018 N Исх-8846/02);
Информация по безопасности полетов N 8 (письмо Росавиации от 28.05.2019 N Исх-17109/02);
Информация по безопасности полетов N 11 (письмо Росавиации от 19.08.2019 N Исх-27957/02);
Информация по безопасности полетов N 9 (письмо Росавиации от 04.08.2020 N Исх-31819/02),
а также директивное письмо Росавиации от 04.06.2018 N Исх-13636/02.
В 2020 году зарегистрировано 814 случаев столкновений ВС с птицами, 49 из которых привели к повреждениям ВС. За период с 2010 по 2020 год в Автоматизированной системе обеспечения безопасности полетов гражданских воздушных судов Российской Федерации (АСОБП) зарегистрировано 776 инцидентов, включая 1 серьезный инцидент, и 3 аварии, связанные со столкновениями ВС с птицами. Из них в Российской Федерации произошло 553 события (включая 1 серьезный инцидент и 3 аварии), за пределами территории Российской Федерации - 132. Распределение абсолютных показателей по региону события представлено на рисунке 1.
Рис. 1. Распределение числа авиационных событий
(столкновение с птицами) по региону события
(за период с 2010 года по 2020 год)
Распределение количества авиационных событий, связанных со столкновениями ВС с птицами за период с 2010 по 2020 год, представленное на рисунке 2, позволяет отметить, что самый высокий риск авиационного события приходится на такие наиболее сложные этапы полета, как взлет и заход на посадку.
Рисунок 2
В 2020 году, по сравнению с 2019 годом, увеличилось число аэропортов, в которых (в том числе в районе аэропорта) произошло 2 и более инцидента, связанных со столкновениями ВС с птицами. В 2020 году таких аэропортов Российской Федерации - 7, в 2019 году - 6. Распределение количества инцидентов, связанных со столкновениями ВС с птицами в 2020 году по аэропортам, представлено в таблице 1.
Таблица 1
Распределение по аэропортам (районам аэропортов)
абсолютных показателей о столкновениях
ВС с птицами в 2020 году
Аэропорт (район аэропорта) | Количество столкновений (угроз столкновений) без повреждений | Количество авиационных инцидентов |
UUDD Домодедово | 56 | 3 |
UUEE Шереметьево | 49 | 3 |
ULLI Пулково | 45 | 4 |
URSS Сочи | 29 | 1 |
UUWW Внуково | 23 | |
UNNT Новосибирск | 22 | 1 |
URFF Симферополь | 21 | 2 |
URML Махачкала | 18 | |
URKK Краснодар | 17 | 2 |
URMM Минеральные Воды | 14 | 2 |
URRP Ростов-на-Дону | 13 | |
UMKK Калининград | 10 | |
UHSS Южно-Сахалинск | 7 | |
USSS Екатеринбург | 6 | |
USTR Тюмень | 6 | |
UWWW Самара (Курумоч) | 6 | |
UIII Иркутск | 5 | |
UNKL Красноярск | 5 | |
ULAA Архангельск | 4 | |
URMS Магас | 4 | 1 |
URWW Волгоград | 4 | 1 |
USPP Пермь | 4 | |
UWUU Уфа | 4 | 2 |
UHHH Хабаровск | 3 | |
UHWW Владивосток | 3 | |
UIAA Чита | 3 | |
UNOO Омск | 3 | 1 |
UNWW Новокузнецк | 3 | |
URMN Нальчик | 3 | |
USHH Ханты-Мансийск | 3 | |
UUOB Белгород | 3 | 1 |
UWKE Бегишево | 3 | |
UWLL Ульяновск (Баратаевка) | 3 | |
UIUU Улан-Удэ | 2 | |
URKA Анапа | 2 | |
URMT Ставрополь | 2 | |
UUBW Жуковский (Раменское) | 2 | |
UUOL Липецк | 2 | |
UUYY Сыктывкар | 2 | |
UWGG Нижний Новгород | 2 | |
UWKD Казань | 2 | |
UWOO Оренбург | 2 | |
UWPP Пенза | 2 | 1 |
UNAA Абакан | 1 | |
UNTT Томск | 1 | |
URMG Грозный | 1 | |
URWA Астрахань | 1 | |
URWI Элиста | 1 | |
USCC Челябинск | 1 | |
USDD Салехард | 1 | |
USII Ижевск | 1 | |
USKK Киров | 1 | |
USMM Надым | 1 | |
USNN Нижневартовск | 1 | 1 |
USRK Когалым | 1 | |
UUBC Калуга | 1 | |
UUDL Ярославль | 1 | |
UUOO Воронеж (Чертовицкое) | 1 | |
UWKS Чебоксары | 1 | |
UWSG Саратов (Гагарин) | 1 | |
URMO Владикавказ | | 1 |
USRO Ноябрьск | | 1 |
С целью снижения рисков столкновения ВС с птицами Росавиация с 2015 года ввела систему докладов обо всех случаях столкновений ВС с птицами (добровольные сообщения), независимо от последствий, а также для предоставления операторам аэродромов исходных данных для анализа рисков орнитологической обстановки в районе аэродрома.
Распределение абсолютных показателей столкновений ВС с птицами (угроз столкновений) по годам представлено на рисунке 3.
Рис. 3. Количество сообщений о случаях столкновения
воздушных судов с птицами.
В целях минимизации рисков для безопасности полетов, связанных с столкновением ВС с птицами, предлагаю:
1. Руководителям территориальных органов Росавиации довести настоящую информацию до организаций гражданской авиации, осуществляющих деятельность на подконтрольной территории.
2. Операторам аэродромов:
- организовать проведение плановых и внеплановых осмотров аэродромов на предмет выявления зафиксированных и вновь появляющихся маршрутов перелетов птиц.
- уделить особое внимание заболоченным участкам и водоемам на территории аэродрома и вблизи него с проведением мероприятий по их осушению и исключению возможности скопления птиц;
- провести анализ задействованного оборудования, в том числе сигналов биоакустических установок, периодичности сигналов звуковых отпугиваний в течение суток с учетом времени полетов ВС;
- проводить осмотры ВПП перед полетами и после длительных интервалов между полетами, а на аэродромах с низкой интенсивностью полетов - перед каждым взлетом и посадкой ВС;
- актуализировать инструкцию по орнитологическому обеспечению полетов и планы мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов;
- организовать доведение информации об орнитологической обстановке до сведения экипажей ВС, в том числе посредством ATIS;
- провести обучение по орнитологическому обеспечению полетов персонала, задействованного в осмотрах ВПП и обслуживании ВС;
- оценить необходимость проведения дополнительных мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов в рамках СУБП оператора аэродрома;
- при необходимости проведения дополнительных мер по отпугиванию птиц сформировать внештатные (сезонные) группы;
- обеспечить прекращение полетов ВС в случае опасности столкновения ВС с птицами.
3. Органам ОВД в рамках наблюдения за секторами взлета и посадки ВС уделить особое внимание орнитологической обстановке и доведению информации о ней до операторов аэродромов и экипажей ВС.
4. Авиакомпаниям провести занятия по:
- действиям экипажей ВС в сложной орнитологической обстановке;
- передаче докладов о наблюдениях птиц (скоплениях птиц) органу ОВД.
А.В.НЕРАДЬКО