МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ПИСЬМО
от 17 августа 2022 г. N Исх-33606/04
ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 9
В первом полугодии 2022 года произошло 32 инцидента, связанных со столкновениями воздушных судов с птицами. Кроме того за указанный период учтено 334 сообщения о столкновениях (угрозах столкновений) воздушных судов с птицами, не приведших к угрозе безопасности полетов. Распределение количества столкновений (угроз столкновений) представлено на рисунке 1.
Рисунок 1. Распределение количества столкновений
(угроз столкновений)
154 столкновения (угрозы столкновения) произошло на этапах взлета и посадки в аэропортах (районе аэропорта) Российской Федерации. Распределение абсолютных показателей количества столкновений по аэропортам представлено в таблице 1.
Таблица 1. Распределение абсолютных показателей количества
столкновений по аэропортам Российской Федерации
Наименование аэропорта (района аэропорта) | Количество учтенных событий |
ULLI Пулково | 37 |
UUEE Шереметьево | 15 |
UUWW Внуково | 12 |
UUDD Домодедово | 10 |
URSS Сочи | 9 |
UMKK Калининград | 7 |
URMM Минеральные Воды | 6 |
URML Махачкала | 4 |
UNNT Новосибирск | 3 |
UNOO Омск | 3 |
URMO Владикавказ | 3 |
USRR Сургут | 3 |
USTR Тюмень | 3 |
ULAA Архангельск | 2 |
URRP Ростов-на-Дону (Платов) | 2 |
URWW Волгоград | 2 |
USNN Нижневартовск | 2 |
UUYY Сыктывкар | 2 |
UWGG Нижний Новгород | 2 |
UWLL Ульяновск (Баратаевка) | 2 |
UWWW Самара (Курумоч) | 2 |
UEEE Якутск | 1 |
UIII Иркутск | 1 |
UNAA Абакан | 1 |
UNBG Горно-Алтайск | 1 |
UNKL Красноярск | 1 |
URKK Краснодар | 1 |
URMG Грозный | 1 |
URMT Ставрополь | 1 |
USCC Челябинск | 1 |
USHH Ханты-Мансийск | 1 |
USKK Киров | 1 |
USSS Екатеринбург | 1 |
UUBP Брянск | 1 |
UUBW Жуковский (Раменское) | 1 |
UUCU Гринвуд | 1 |
UUDL Ярославль | 1 |
UUOB Белгород | 1 |
UWKE Бегишево (Нижнекамск) | 1 |
UWKS Чебоксары | 1 |
UWPP Пенза | 1 |
UWSG Саратов (Гагарин) | 1 |
Исходя из приведенных данных видно, что, несмотря на окончание сезона массовых миграций птиц, продолжает иметь место значительное количество случаев столкновений воздушных судов с птицами, которое в ряде случаев приводит к выходу из строя отдельных частей воздушных судов (и, соответственно, дорогостоящему ремонту) и в перспективе может привести к серьезному инциденту.
Данные факты могут свидетельствовать о недостатках в работе как служб орнитологического обеспечения полетов операторов аэродромов, так и остальных организаций, задействованных в обеспечении полетов: эксплуатантов воздушных судов, органов обслуживания воздушного движения, а также недостатков в их взаимодействии.
По указанным причинам Росавиация отмечает, что основные функции в части орнитологического обеспечения полетов должны распределяться следующим образом.
Оператор аэродрома:
наблюдение за птицами и дикими животными на аэродроме и в прилегающих районах;
организация необходимых мер вмешательства в соответствии с разделом 4.12 Руководства по аэродрому и Инструкцией по орнитологическому обеспечению полетов. Целью всех мероприятий является устранение любых обнаруженных факторов опасности, связанных с птицами и дикими животными;
предоставление подразделениям ОВД подробной информации о потенциальной опасности, создаваемой птицами и дикими животными;
учет всех наблюдаемых птиц и диких животных (на территории аэропорта и в прилегающей зоне);
учет мероприятий по контролю за птицами и результатов данных мер;
регистрация фактических, потенциальных или предполагаемых случаев столкновений с птицами;
выработка усовершенствованных (дополнительных) мероприятий по контролю за птицами и дикими животными, исходя из местных условий.
Орган ОВД:
информирование оператора аэродрома о случаях выявления птиц в зонах полетов воздушных судов;
принятие непосредственных мер в связи с выявлением опасности столкновения с птицами, например задержка взлета ВС, изменение ВПП для посадки или взлета, изменение маршрутов и высоты.
Представители службы ОВД должны принимать участие в работе по орнитологическому обеспечению полетов оператора аэродрома, включая согласование Инструкции по орнитологическому обеспечению полетов.
Эксплуатант воздушных судов:
информирование о всех случаях столкновения с птицами, а также о факторах опасности, которые наблюдались персоналом авиакомпании как в воздухе, так и на земле.
При высокой частоте столкновений ВС с птицами на определенных аэродромах рекомендуется проводить внутренние расследования в авиакомпании с информированием оператора аэродрома и Росавиации.
С целью обеспечения безопасности полетов предлагаю принять дополнительные меры по орнитологическому обеспечению полетов:
1. Руководителям территориальных органов Росавиации:
довести настоящую информацию по безопасности полетов до руководителей операторов аэродромов, авиакомпаний и органов ОВД на аэродромах;
обеспечить проведение заседаний групп по безопасности на ВПП по рассмотрению вопросов орнитологического обеспечения полетов с участием представителей территориального органа Росавиации.
2. Руководителям операторов аэродромов:
с учетом отмеченной в настоящей ИБП статистики и данных о наблюдении птиц на территории аэродромов и вблизи них определить фактический риск столкновения ВС с птицами и серьезность столкновения для всех отмеченных видов птиц (пример прилагается);
определить дополнительные мероприятия по минимизации последствий столкновения с птицами (дополнительные патрулирования территории аэродрома в целях выявления и отпугивания птиц, привлечение сторонних организаций для удаления птиц и условий их скопления, прочие мероприятия);
обеспечить проведение мероприятий по отпугиванию птиц и ликвидации мест их скопления в соответствии с особенностями поведения конкретных их видов;
рассмотреть возможность опубликования сведений о периодах массовых перелетах птиц в сборниках аэронавигационной информации и путем издания NOTAM;
провести работу с авиакомпаниями по принимаемым мерам борьбы с птицами;
обеспечить исполнение рекомендаций, указанных в письме Росавиации от 04.03.2022 N Исх-6946/04;
установить в повестку дня каждого заседания групп по безопасности на ВПП пункт по орнитологическому обеспечению полетов с обсуждением эффективности принимаемых мер и выработке дополнительных мероприятий.
3. Руководителям авиакомпаний:
в рамках СУБП определить аэропорты с наибольшей вероятностью столкновения с птицами;
для аэропортов со сложной орнитологической обстановкой обеспечить участие в группах по безопасности на ВПП представителей авиакомпании на постоянной основе.
4. ФГУП "Госкорпорация по ОрВД":
обеспечить информирование оператора аэродрома обо всех случаях наблюдения птиц;
обеспечить участие представителей органов ОВД в заседаниях групп по безопасности на ВПП.
И.о. руководителя
Н.В.АНДРИАНОВА
Приложение
к письму Росавиации
от ______________ N ___
ПРИМЕР
ОЦЕНКИ РИСКОВ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ,
СОЗДАВАЕМЫХ ПТИЦАМИ <1>
--------------------------------
<1> На основе Doc 9137 Руководство по аэропортовым службам Часть 3. "Предотвращение опасного присутствия птиц и диких животных".
1. Оценка рисков в области безопасности полетов проводится с целью дать возможность эксплуатанту аэродрома понять реальную опасность катастрофических последствий в результате столкновений с птицами, зависящую от способности или неспособности существующих элементов авиационной транспортной системы поддерживать приемлемый уровень безопасности полетов. Этот процесс используется для того, чтобы ориентировать потенциально ограниченные ресурсы в области контроля за птицами на наиболее важные области.
2. Для определения риска рекомендуется брать всю территорию аэродрома и прилегающую территорию в районе секторов захода на посадку и вылета.
3. Исходя из результатов наблюдения за птицами необходимо определить вид птицы, для которой будет проводиться оценка.
Для аэродромов с большим видовым разнообразием птиц допускается их группирование по массе и частоте появления. Критерии определяются оператором аэродрома.
4. Оценка риска проводится на основании вероятности столкновения и серьезности столкновения.
5. Оценка вероятности столкновения рассчитывается с учетом данных о событиях с птицами и данных о наблюдении птиц на аэродроме и прилегающей территории (журнала регистрации сведений о скоплениях птиц на аэродроме) в форме матрицы.
| Категория вероятности |
Очень высокая | высокая | умеренная | низкая | Очень низкая |
Количественная характеристика | > 200 | 100 - 200 | 50 - 100 | 50 | 10 |
Качественная характеристика (субъективно) | Постоянно | Большую часть времени | иногда | редко | очень редко |
Для более точной оценки для определения количественной характеристики в расчет может быть включена летная деятельность на аэродроме (в зависимости от количества взлетно-посадочных операций и регламента работы аэродрома), эксплуатируемые типы воздушных судов (турбореактивные, турбовинтовые или по скоростным характеристикам), а также поведенческие факторы, возрастной и половой состав птиц, метеорологических условий и растительности на территории аэродрома и прилегающей территории.
6. Для периодов года со сложной орнитологической обстановкой рекомендуется проводить оценку вероятности столкновения посезонно.
7. Оценка серьезности проводится также в форме матрицы в целях определения повреждения воздушному судну в результате столкновения.
| Категория серьезности |
Очень высокая | высокая | умеренная | низкая | Очень низкая |
Количественная характеристика | > 20% | 10 - 20% | 6 - 10% | 2 - 6% | 0 - 2% |
тип повреждения ВС и (или) наличие человеческих жертв | Катастрофическое | Опасное | Серьезное | Незначительное | Ничтожное |
Пример шкалы серьезности последствий риска
Катастрофическое | - разрушение воздушного судна и (или оборудования), необходимого для обеспечения безопасности полета; - человеческие жертвы |
Опасное | - значительное ухудшение эксплуатационных характеристик воздушного судна и (или) его оборудования; - невозможность выполнения экипажем своих обязанностей; - телесные повреждения людей. |
Серьезное | - значительное ухудшение эксплуатационных характеристик воздушного судна и (или) оборудования; - уменьшение возможностей экипажа выполнять свои обязанности и (или) увеличение рабочей нагрузки на него или условий, снижающих эффективность работы; - серьезный инцидент. |
Незначительное | - раздражающие воздействия; - ограничение работоспособности воздушного судна и или (оборудования); - использование аварийных процедур; - незначительный инцидент. |
Ничтожное | - последствия для безопасности полета отсутствуют; - повреждения воздушного судна отсутствуют; - опасное сближение. |
8. Для тех видов птиц или диких животных, в отношении которых отсутствуют данные о серьезности ущерба, который они могут причинить, уровень серьезности последствий рассчитывается путем умножения массы на тип стаи.
Пример категоризации птиц по массе тела
Масса тела | Пример | Значение массы тела |
< 50 г | Воробьи | 2 |
51 - 200 г | Скворцы | 4 |
201 - 1000 г | Голуби | 8 |
1 - 5 кг | Чайки | 16 |
> 5 кг | Крупные хищные птицы | 32 |
Пример категоризации птиц по размеру стаи
Размер стаи | Пример | Значение стаи |
Обычные одиночные | Крупные хищные птицы | 1 |
Разрозненные стаи | Голуби, чайки | 2 |
Плотные стаи | скворцы | 4 |
9. На основании категоризации по массе тела или по размеру стаи проводится соответствующая категоризации серьезности последствий
| Категория серьезности |
Очень высокая | высокая | умеренная | низкая | Очень низкая |
Количественная характеристика | 32 - 128 | 16 | 8 | 4 | 2 |
10. По результатам оценки серьезности и вероятности проводится оценка риска.
Уровень 1 (зеленый) - приемлемый. Риск является приемлемым. Дополнительных действий не требуется.
Уровень 2 (желтый) - допустимый. Риск является допустимым при условии действий по снижению риска в области безопасности полетов. Рассмотреть предпринимаемые в настоящее время действия, определить возможные дополнительные действия.
Уровень 3 (красный) - недопустимый. Требуется принятие незамедлительных действий.