ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Письмо Росавиации от 25.11.2013 N 02.3-1410 "Информация по безопасности полетов N 21"

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ПИСЬМО
от 25 ноября 2013 г. N 02.3-1410
ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 21
Управлением инспекции по безопасности полетов проведен анализ инцидентов и ПВС (далее - авиационных событий) за периоды с 01.01.2008 по 31.12.2012 и 10 месяцев 2013 года, связанных с повреждениями воздушных судов на перроне в результате недостатков в деятельности служб аэропортов, а также в организации технического и наземного обслуживания воздушных судов в аэропортах и у поставщиков аэропортовых услуг.
Статистика распределения авиационных событий по годам в абсолютных величинах за указанные периоды представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Распределение авиационных событий по годам
Более объективная оценка показателей безопасности полетов при организации обслуживания воздушных судов на земле представлена в относительных величинах на рисунках 2 и 3.
Рис. 2. Тенденция изменения показателей безопасности полетов
Рис. 3. Относительные показатели обеспечения безопасности
полетов при наземном обеспечении (число инцидентов и ПВС
на 100 тыс. самолетовылетов)
За эти же периоды, по данным ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", было обслужено 3344649 и 557442 самолетовылетов (вылетов, прилетов) эксплуатантов Российской Федерации соответственно <1>.
--------------------------------
<1> Данные по состоянию на 10 месяцев 2013 г. предварительные.
На рисунке 3 представлены относительные показатели безопасности полетов, являющиеся наиболее универсальными и наглядными, в которых число событий с воздушными судами дано на определенное количество самолетовылетов.
Приведенный анализ показывает, что число инцидентов и ПВС (на 100 тыс. самолетовылетов), связанных с наземным обслуживанием, неуклонно росло наибольшими темпами в 2012 году и за 10 месяцев текущего года.
В настоящее время в гражданской авиации на рынке предоставления коммерческих услуг в сегменте наземного обслуживания все большую популярность приобретают хэндлинговые компании, деятельность которых, вследствие различных причин нормативного и организационного характера, как показывают результаты материалов расследований, может оказывать существенное влияние на безопасность полетов.
Наиболее распространенными перронными услугами хэндлинговых компаний являются:
- встреча/выпуск ВС (полный цикл);
- погрузка/разгрузка багажа;
- транспортировка багажа;
- посадка/высадка пассажиров (с использованием собственных трапов);
- противообледенительная обработка ВС;
- буксировка ВС и др.
Примером тяжелых последствий вследствие серьезных недостатков в организации наземного обслуживания является катастрофа самолета ATR-72-201 VP-BYZ ОАО "Авиакомпании "ЮТэйр", происшедшая в аэропорту Рощино (Тюмень) 02.04.2012, когда в полет был выпущен самолет с устраненным наземным обледенением (обстоятельства и причины катастрофы указаны в приказе Росавиации от 19.08.2013 N 504 "Об авиационном происшествии с самолетом ATR-72-201 VP-BYZ").
Рост числа ПВС за последние годы свидетельствует о том, что качество наземного обслуживания часто не соответствует предъявляемым требованиям. Как правило, при расследованиях авиационных событий выявляются случаи недостаточной подготовки водителей спецмашин при работе в зоне обслуживания воздушного судна, слабой подготовки специалистов к выполнению работ по обслуживанию воздушных судов, а порой и допуск к обслуживанию самолетов лиц, не имеющих специальной подготовки и опыта самостоятельной работы, невыполнение обслуживающим персоналом требований документов, регламентирующих порядок наземного и технического обслуживания воздушных судов.
С учетом этого, ниже приведены примеры авиационных событий, являющихся характерными для большинства российских аэропортов:
- 06.07.2010 в аэропорту Шереметьево при подготовке к буксировке самолета А-320 VP-BQW ОАО "Аэрофлот-РАЛ" водитель аэродромного тягача при подъезде к воздушному судну столкнулся с буксировочным водилом, продвинув его вместе с передней стойкой шасси самолета вперед по направлению своего движения и тем самым причинив воздушному судну значительные повреждения.
Причиной столкновения аэродромного тягача с буксировочным водилом явились ошибочные действия водителя при работе с органами управления тягачом, выразившиеся в непреднамеренном нажатии педали газа вместо педали тормоза;
- в аэропорту Кемерово 30.10.2010 при погрузке тяжеловесного груза в задний багажник самолета А-320 VQ-BES ОАО "Авиакомпания "Сибирь" произошло повреждение зализа фюзеляжа углом платформы грузовой машины АПК-10 службы спецтранспорта ООО "Международный аэропорт Кемерово".
Причиной соприкосновения поднимающейся платформы кузова автомобиля АПК-10 с обтекателем фюзеляжа воздушного судна явились ошибочные действия водителя;
- 27.04.2011 при подъезде трапа СПТ-114, эксплуатирующей компании ЗАО "Аэропорт Сервис", к самолету А-320 VQ-BCG ОАО "Владивосток Авиа" в аэропорту Хомутово (Южно-Сахалинск) и установке его в рабочее положение у самолета произошло соударение левого ограждения верхней площадки трапа с правым краем передней входной пассажирской двери самолета. В результате события воздушное судно получило повреждение двери.
Комиссией установлено, что данный трап конструктивно не был предназначен для коммерческого обслуживания воздушного судна данного типа;
- в аэропорту Внуково 27.01.2012 авиамеханик ООО "ЮТэйр-Техник" производил работы по встрече самолета ATR-42-300 VP-BLJ ОАО "Авиакомпании "ЮТэйр" на месте стоянки. После остановки воздушного судна авиамеханик, не дождавшись выключения двигателей и полной остановки воздушных винтов, направился к левой стойке шасси, очевидно, имея намерение установить упорные колодки под колеса, попал в плоскость вращения левого воздушного винта.
В результате чрезвычайного происшествия авиамеханик ООО "ЮТэйр-техник", проводивший работы по встрече воздушного судна, погиб. Чрезвычайное происшествие произошло в результате недостаточной подготовки авиамеханика к выполнению работ по обслуживанию воздушных судов и его личной неосторожности;
- 07.04.2012 в аэропорту Внуково при взлете воздушного судна ATR-72-201 VQ-BLN ОАО "Авиакомпании "ЮТэйр" экипаж ВС не смог произвести подъем передней опоры шасси на установленной скорости и принял решение о прекращении взлета. При анализе действий персонала авиакомпании и обслуживающих организаций при подготовке самолета к вылету было установлено, что регистрация пассажиров и распределение мест производились сотрудниками хэндлинговой компании ЗАО "Ю-Ти-Джи", в результате чего 17 пассажирам в процессе регистрации по их просьбе места были изменены, в том числе 10 пассажирам были изменены места с 10 - 12 ряда на места в 1 - 3 рядах. Кроме того, весь багаж общей массой 400 кг был загружен в передний грузовой отсек. В результате изложенного была нарушена центровка самолета.
Причинами допущенного нарушения явились низкий уровень стандартизации деятельности хэндлинговой компании, предоставляющей наземные услуги, отсутствие согласованности в действиях сотрудников, проводивших регистрацию пассажиров, с сотрудниками группы диспетчерского обслуживания рейсов ОАО "Аэропорт Внуково", проводивших расчет центровки ВС и оформивших сводную загрузочную ведомость, а также отсутствие со стороны членов экипажа контроля соответствия центровки ВС фактическому размещению пассажиров.
Необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с рекомендациями пункта 4.2.1 части III главы 4 "Руководства по процедурам эксплуатационной инспекции, сертификации и постоянного надзора" (Doc 8335) составной частью Руководства по производству полетов (РПП) может являться Руководство по загрузке и обслуживанию воздушного судна (Руководство по наземному обслуживанию). Согласно пункту 4.3.5.6.7 Документа 8335, указанное руководство должно содержать процедуры и ограничения в отношении обслуживания, заправки, загрузки и выгрузки, предполетной подготовки и послеполетной проверки применительно к конкретным типам и моделям воздушных судов и предоставляться членам летного экипажа, персоналу технического обслуживания, сотрудникам наземного обслуживания и агентам по обслуживанию.
Аналогичные требования содержатся в пункте 5.12 ФАП "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128, согласно которым РПП эксплуатанта должно содержать сведения об организации и процедурах наземного обслуживания.
Таким образом, эксплуатантам также необходимо предусматривать процедуры организации и контроля качества предоставляемых услуг по наземному обслуживанию своих воздушных судов.
С учетом изложенного в целях улучшения наземного обслуживания воздушных судов предлагаю:
1. Руководителям территориальных органов Росавиации:
1.1. Довести настоящую информацию до руководителей подконтрольных организаций гражданской авиации.
1.2. Поручить отделам инспекции по безопасности полетов в аэропортах в процессе инспекционного контроля на перроне осуществлять инспектирование соблюдения требований персоналом обслуживающих компаний, участвующих в предполетном и послеполетном обслуживании воздушных судов (посадка/высадка пассажиров, подъезд/отъезд спецтехники и средств механизации, загрузка/выгрузка багажа и грузов, буксировка ВС и др.), положений:
раздела 6.1 "Руководства по организации работы и обслуживанию спецавтотранспорта аэропортов Российской Федерации" (РОРОС-95);
глав III и IV "Инструкции по организации движения спецавтотранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации", утвержденной приказом Минтранса России от 13.07.2006 N 82;
пункта 3.2.5, главы 5, пунктов 20.1.1, 20.1.5 - 20.1.7, 20.2.1, 20.2.6, 20.2.7, разделов 22.1 и 22.3 "Наставления по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России" (НТЭРАТ ГА-93) и др.
2. Рекомендовать руководителям подконтрольных организаций гражданской авиации:
2.1. Данную информацию довести до руководящего, инспекторского, инструкторского состава и членов летного и кабинного экипажей эксплуатантов воздушного транспорта, руководящего состава и персонала служб обеспечения полетов аэропортов (обслуживающих компаний), инженерно-технического персонала центров технического обслуживания и ремонта.
2.2. Повторно изучить с персоналом служб организации, обеспечения и выполнения полетов техническую и технологическую документацию, содержащую сведения о порядке и процедурах наземного обслуживания, а также "Инструкцию по организации движения спецавтотранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации", утвержденную приказом Минтранса России от 13.07.2006 N 82.
2.3. Провести анализ авиационных событий, связанных с повреждениями воздушных судов на перроне в результате недостатков в деятельности служб аэропортов, а также недостатков при организации технического и наземного обслуживания воздушных судов на перроне и при необходимости:
а) пересмотреть процедуры подготовки, допуска к работе, переподготовки и повышения квалификации обслуживающего персонала;
б) усовершенствовать систему контроля соблюдения технологии наземного обслуживания воздушных судов обслуживающим персоналом хэндлинговых компаний и аэропортовых служб;
в) провести ревизию договоров по техническому, наземному и коммерческому обслуживанию воздушных судов, ранее заключенных с компаниями - поставщиками наземных услуг, с целью детализации требований к качеству и контролю выполняемых работ.
2.4. Обратить внимание на выполнение рекомендаций, ранее предложенных Росавиацией в информации по безопасности полетов N 3 за 2012 год.
Начальник
Управления инспекции
по безопасности полетов
С.С.МАСТЕРОВ
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2