ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

<Письмо> Рособрнадзора от 08.04.2025 N 04-103 "О проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования в 2025 году"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ПИСЬМО
от 8 апреля 2025 г. N 04-103
В рамках организации и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования (далее соответственно - ГИА-9, ГИА-11, далее вместе - ГИА) в 2025 году и в связи с обращениями исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (далее - ОИВ), Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) сообщает.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2025 г. N 77 "Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации и приема на обучение в 2025 году" (далее - постановление N 77) установлено, что в 2025 году на лиц, обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в образовательных организациях, включенных в утверждаемый в соответствии с частью 1.1 статьи 19 Федерального закона от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Министерством просвещения Российской Федерации перечень, распространяются особенности проведения ГИА и приема на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность, предусмотренные статьей 5 Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах образования и науки в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Перечень школ).
В соответствии с пунктом 3 постановления N 77 Минпросвещения России и Рособрнадзором издан приказ от 22 января 2025 г. N 34/122 "О внесении изменений в Особенности проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, формы проведения государственной итоговой аттестации и условия допуска к ней в 2023/24, 2024/25, 2025/26 учебных годах, утвержденные приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 9 февраля 2024 г. N 89/208" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 февраля 2025 г., регистрационный N 81345) (далее соответственно - Особенности, Особенности ГИА-9, Особенности ГИА-11).
В 2025 году лица, обучающиеся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в образовательных организациях, включенных в утверждаемый Минпросвещения России Перечень школ (далее - участники ГИА из Перечня школ), с учетом принятых решений ОИВ Белгородской, Курской и Брянской областей, согласованных с Рособрнадзором, проходят ГИА по аналогии с лицами, указанными в подпункте 1 пункта 1 Особенностей ГИА-9, подпункте 1 пункта 1 Особенностей ГИА-11, а именно:
1) В части форм ГИА-9 и условий допуска к ГИА-9:
в 2024/25 учебном году требование о необходимости прохождения итогового собеседования по русскому языку и наличии результата "зачет" за итоговое собеседование по русскому языку применяется для участников ГИА-9 из Перечня школ;
участники ГИА-9 из Перечня школ проходят ГИА-9 в форме промежуточной аттестации в соответствии с пунктом 7 Особенностей ГИА-9.
2) В части форм ГИА-11 и условий допуска к ГИА-11:
в 2024/25 учебном году требование о необходимости прохождения итогового сочинения (изложения) и наличии результата "зачет" за итоговое сочинение (изложение) применяется для участников ГИА-11 из Перечня школ;
участники ГИА-11 из Перечня школ проходят ГИА-11:
а) в форме промежуточной аттестации в соответствии с пунктом 7 Особенностей ГИА-11;
б) по своему выбору в форме единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) в соответствии с пунктом 8 Особенностей ГИА-11.
Обращаем внимание, что Особенности распространяются только на участников ГИА, которые обучаются в образовательных организациях, включенных в Перечень школ. В случае зачисления обучающихся в иные образовательные организации, не включенные в Перечень школ, участники ГИА проходят ГИА в соответствии с Порядком проведения ГИА-9 <1>, Порядком проведения ГИА-11 <2>.
--------------------------------
<1> Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 4 апреля 2023 г. N 232/551 (зарегистрирован Минюстом России 12 мая 2023 г., регистрационный N 73292).
<2> Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 4 апреля 2023 г. N 233/552 (зарегистрирован Минюстом России 15.05.2023, регистрационный N 73314).
В случае переезда участников ГИА из Перечня школ в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого они обучаются, информируем.
В соответствии с пунктом 32 Порядка проведения ГИА-11 ОИВ утверждают согласованные председателем государственной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - ГЭК) места расположения пунктов проведения экзаменов (далее - ППЭ) и распределение между ППЭ участников ГИА.
Таким образом, при проведении ГИА-11 в форме ЕГЭ участники ГИА могут быть распределены в ППЭ, расположенные в иных административно-территориальных единицах соответствующего субъекта Российской Федерации для прохождения ГИА без отчисления из образовательной организации, включенной в Перечень школ.
В случае переезда участников ГИА из Перечня школ за пределы субъекта Российской Федерации <3>, на территории которого они обучаются, и в случае прохождения ими ГИА в форме ЕГЭ рекомендуем организовать проведение ГИА в указанной форме на территории тех субъектов Российской Федерации, в которых участники ГИА фактически пребывают.
--------------------------------
<3> Находятся в других субъектах Российской Федерации, в которых они фактически пребывают.
На основании изложенного рекомендуем следующую схему взаимодействия по организации и проведению ГИА.
Образовательная организация, включенная в Перечень школ, осуществляет следующие действия:
осуществляет сбор информации от участников ГИА или их родителей (законных представителей) об их желании проходить ГИА на территории другого субъекта Российской Федерации;
инициирует подготовку заявлений от участников ГИА или их родителей (законных представителей) в адрес председателя ГЭК того субъекта Российской Федерации, на территории которого участник ГИА фактически находится, о согласовании возможности прохождения ГИА по месту пребывания участника ГИА и осуществляет сбор электронных копий указанных заявлений;
направляет по защищенным каналам связи в адрес ОИВ, на территории которого расположена образовательная организация, включенная в Перечень школ, сведения об участниках ГИА, включая электронные копии заявлений об участии в ГИА, заявления от участников ГИА или их родителей (законных представителей) в адрес председателя ГЭК субъекта Российской Федерации, на территории которого участник ГИА фактически находится, а также контактные данные участника ГИА и его родителей (законных представителей) (номер телефона, адрес электронной почты (при наличии).
ОИВ, на территории которого находится образовательная организация, включенная в Перечень школ, осуществляет следующие действия:
осуществляет централизованный сбор сведений об участниках ГИА на территории субъекта Российской Федерации и местах их фактического пребывания;
направляет в ОИВ, на территории которых фактически пребывают участники ГИА, необходимую информацию об участниках ГИА, включая копии заявлений об участии в ГИА <4>, заявления от участников ГИА или их родителей (законных представителей) в адрес председателя ГЭК о согласовании возможности прохождения ГИА на территории субъекта Российской Федерации, в котором участники фактически находятся, а также контактные данные участников ГИА и их родителей (законных представителей);
--------------------------------
<4> Рекомендуем передавать указанные материалы об участниках ГИА посредством их размещения на технологическом портале единого государственного экзамена в защищенной сети передачи данных федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр тестирования" (далее - ФГБУ "ФЦТ"). По вопросам размещения материалов об участниках ГИА на указанном ресурсе и обеспечения возможности доступа к ним сотрудников ОИВ необходимо обращаться в ФГБУ "ФЦТ".
отмечает в региональной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее - РИС), указанных участников ГИА как выбывших после получения информации об их распределении в пункты проведения экзаменов (далее - ППЭ) субъекта Российской Федерации, на территории которого они фактически пребывают.
ОИВ, на территории которого участники ГИА фактически пребывают, осуществляет следующие действия:
согласует с председателем ГЭК распределение участников ГИА по ППЭ;
организует внесение в РИС сведений об участниках ГИА;
обеспечивает информирование участников ГИА о местах проведения ГИА;
обеспечивает обработку и проверку экзаменационных работ указанных участников ГИА, ознакомление указанных участников ГИА с полученными ими результатами;
осуществляет прием и рассмотрение апелляций о нарушении Порядка проведения ГИА-11 и о несогласии с выставленными баллами (далее вместе - апелляции), принятие решений по итогам рассмотрения соответствующих апелляций;
направляет информацию о результатах рассмотрения апелляций по защищенным каналам связи (см. сноску N 4) в ОИВ, на территории которых участники ГИА проходили обучение;
направляет информацию о результатах ГИА по защищенным каналам связи (см. сноску N 4) в ОИВ, на территории которых участники ГИА проходили обучение.
Полученную информацию ОИВ, на территории которого участники ГИА из Перечня школ проходили обучение, направляет в образовательные организации, включенные в Перечень школ.
По вопросу получения аттестатов об основном общем и среднем общем образовании (далее - аттестат) участниками ГИА из Перечня школ сообщаем следующее.
Выдачу аттестатов осуществляет образовательная организация, включенная в Перечень школ, в которой участник ГИА осваивал имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и среднего общего образования, на основании полученных им результатов ГИА.
Образовательная организация, включенная в Перечень школ, должна обеспечить хранение оригиналов аттестатов и их выдачу, руководствуясь пунктом 25 Порядка выдачи аттестатов <5>, в соответствии с которым аттестат выдается выпускнику организации, осуществляющей образовательную деятельность, лично или другому лицу при предъявлении им документа, удостоверяющего личность, и оформленной в установленном порядке доверенности, выданной указанному лицу выпускником, или по заявлению выпускника направляется в его адрес через операторов почтовой связи общего пользования заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Доверенность и (или) заявление, по которым был выдан (направлен) аттестат, хранятся в личном деле выпускника.
--------------------------------
<5> Порядок заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденный приказом Минпросвещения России от 5 октября 2020 г. N 546 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2020 г., регистрационный N 61709).
Кроме того, необходимо обеспечить оперативную загрузку сведений о выданных аттестатах в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении".
Настоящее письмо носит информационно-разъяснительный характер и не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом.
И.К.КРУГЛИНСКИЙ