ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

<Письмо> Рособрнадзора от 29.08.2016 N 02-343 "О направлении методических рекомендаций по отбору образовательных организаций для включения в ежегодный план проведения плановых проверок" (вместе с "Рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, по отбору образовательных организаций для включения в ежегодный план проведения плановых проверок")

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ПИСЬМО
от 29 августа 2016 г. N 02-343
О НАПРАВЛЕНИИ
МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОТБОРУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В ЕЖЕГОДНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 (абзац 2) перечня поручений Президента Российской Федерации от 2 января 2016 г. N Пр-15ГС по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 23 декабря 2015 г. (далее - перечень поручений Президента Российской Федерации) Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено принять меры по снижению административной нагрузки на образовательные организации, в том числе путем сокращения мероприятий по контролю (надзору) в сфере образования.
Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования (далее - органы государственного контроля (надзора) в сфере образования), контрольно-надзорные мероприятия проводятся в отношении образовательных организаций на основании ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - План проверок).
В этой связи Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) были разработаны рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, по отбору образовательных организаций для включения в ежегодный план проведения плановых проверок (далее - Рекомендации).
Рособрнадзор в целях реализации перечня поручений Президента Российской Федерации полагает необходимым учитывать вышеуказанные Рекомендации в работе при формировании Плана проверок.
А.А.МУЗАЕВ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ОРГАНАМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ПЕРЕДАННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ПО ОТБОРУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В ЕЖЕГОДНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК
Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования (далее - органы государственного контроля (надзора) в сфере образования), проводятся мероприятия по контролю (надзору) в сфере образования в отношении образовательных организаций на основании ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - План проверок).
Наиболее эффективной формой контроля, позволяющей всесторонне оценить и проверить объект надзора, является выездная проверка. Вместе с тем она же является и наиболее трудоемкой, и требует значительных финансовых затрат.
Построение единой, открытой и понятной для всех системы планирования выездных проверок должно быть основано на определенных принципах, таких как:
своевременность реагирования на признаки возможного совершения правонарушений;
неотвратимость наказания в случае выявления нарушений законодательства в сфере образования;
обоснованность выбора объекта проверки.
Такой подход к планированию проверок, безусловно, способствует росту эффективности контрольных мероприятий за счет реализации обоснованного отбора объектов проверки.
В целях принятия мер по снижению административной нагрузки на образовательные организации и сокращения мероприятий по контролю Рособрнадзор рекомендует органам государственного контроля (надзора) в сфере образования при планировании проверок анализировать:
данные, размещенные в региональных информационных системах об уровне образовательных достижений обучающихся (результаты региональных мониторингов качества образования, государственных итоговых аттестаций, всероссийских проверочных работ, национальных и международных исследований качества образования и др. исследований);
данные, размещенные в региональных информационных системах об уровне квалификации педагогических работников (результаты аттестации);
результаты ранее проводившихся проверок;
информацию и документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны быть размещены на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Также рекомендуем при проведении мероприятий по контролю не запрашивать документы, размещенные на вышеуказанных информационных ресурсах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и не требующих актуализации.
При формирования Плана проверок и выборе образовательной организации необходимо учитывать следующие критерии:
наличие или отсутствие нарушений, выявленных по результатам ранее проведенных проверок;
исполнение предписаний, выданных по результатам плановых и внеплановых проверок;
наличие или отсутствие обращений граждан по вопросам нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования;
наличие сведений о нарушении законодательства Российской Федерации в сфере образования, поступивших от других органов государственного контроля (надзора), органов прокуратуры и др.;
наличие положительной динамики образовательных достижений обучающихся, в том числе по результатам региональных мониторингов, исследований качества образования, государственных итоговых аттестаций, всероссийских проверочных работ и др.;
инновационная активность образовательных организаций;
наличие или отсутствие вступивших в законную силу постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования.
На основании предложенных критериев предлагаем сформировать три группы образовательных организаций.
Первая группа. Образовательные организации:
показывающие стабильно низкие результаты на уровне среднерегионального, по итогам региональных мониторингов, исследований качества образования, государственных итоговых аттестаций, всероссийских проверочных работ и др.;
в деятельности которых ранее были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования, включая грубые нарушения лицензионных требований;
на деятельность которых неоднократно поступали жалобы и обращения;
Вторая группа. Образовательные организации:
показывающие стабильный уровень образовательных достижений обучающихся на уровне среднерегионального, по итогам региональных мониторингов, исследований качества образования, государственных итоговых аттестаций, всероссийских проверочных работ и др.,
в деятельности которых не было выявлено грубых нарушений лицензионных требований.
Третья группа. Образовательные организации:
показывающие стабильно высокий уровень образовательных достижений обучающихся на уровне среднерегионального, по итогам региональных мониторингов, исследований качества образования, государственных итоговых аттестаций, всероссийских проверочных работ и др.,
в деятельности которых не выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования по результатам ранее проведенных проверок, имеющие высокую инновационную активность;
на деятельность которых не поступали обращения и жалобы граждан.
При распределении образовательных организаций на группы:
а) в первую группу включаются образовательные организации при наличии хотя бы одного из критериев, входящих в данную группу;
б) образовательные организации, не подпадающие под критерии первой группы, но имеющие хотя бы один из критериев второй группы, включаются во вторую группу;
в) образовательные организации, не подпадающие под критерии первой и второй групп, включаются в третью группу.
Периодичность проведения и форма проверки определяются исходя из того, в какую группу включена образовательная организация.
В отношении образовательных организаций первой группы проводятся плановые проверки не чаще одного раза в 3 года.
В отношении образовательных организаций второй группы проводятся плановые проверки не чаще одного раза в 4 года.
В отношении образовательных организаций третьей группы проводятся плановые документарные проверки, периодичность которых составляет не чаще одного раза в 5 лет.
Результатом реализации такого подхода станет:
снижение общей административной нагрузки на образовательные организации со стабильно высокими показателями качества образования и низкой вероятностью нарушений;
повышение качества проведения плановых проверок;
дополнительная мотивация образовательных организаций к повышению качества работы;
высвобождение достаточного количества ресурсов для проведения органами государственного контроля (надзора) в сфере образования профилактической работы по предупреждению и устранению нарушений обязательных требований.
При подготовке плана проверок в целях снижения административной нагрузки на образовательные организации следует рассмотреть возможность сочетания проверок при осуществлении лицензионного контроля, федерального государственного надзора в сфере образования и федерального государственного контроля качества образования.
Сформированный План проверок целесообразно рассматривать и согласовывать на общественных советах или иных коллегиальных органах при органах государственного контроля (надзора) в сфере образования.
Информация о согласовании ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с вышеуказанными органами и органами прокуратуры размещается на официальных сайтах органов государственного контроля (надзора) в сфере образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".