ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 5 апреля 2005 г. N 0100/2416-05-32
О ПРОВЕДЕНИИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ,
НАПРАВЛЕННЫХ НА НЕРАСПРОСТРАНЕНИЕ КОНТРАФАКТНЫХ
АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ФОНОГРАММ
Проблема борьбы с незаконным оборотом объектов интеллектуальной собственности имеет общественно-политическое значение и обуславливает необходимость дальнейшего усиления мер экономического, правового, организационного и технического характера для создания целостной государственной системы защиты потребительского рынка от контрафактной продукции.
За годы реформ на потребительском рынке Российской Федерации в целом созданы экономические условия для цивилизованного обращения товаров и услуг, заложены основы формирования рыночной инфраструктуры и конкурентной среды с использованием рыночных механизмов в удовлетворении потребительского спроса. Однако относительное несовершенство правовых и организационных механизмов приводит к тому, что оборот контрафактных товаров на рынке все еще имеет место.
Как отмечалось на последнем заседании Правительственной комиссии по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, состоявшемся 23 марта 2003 года, доля контрафакта только по аудио- и видеопродукции по разным оценкам составляет от 40 до 95%. При этом подобный разброс мнений не в последнюю очередь связан с отсутствием системного подхода к организации и проведению соответствующего мониторинга ее обращения на рынке, превалированием субъективного (конъюнктурного) подхода к определению квалифицирующих признаков контрафактности товаров, отсутствием надлежащим образом обобщенной правоприменительной практики и т.д., что в некоторых случаях приводит к искусственному завышению реального уровня показателей выявленной контрафактной продукции.
Поскольку таким образом объективность общих результатов соответствующих мероприятий, направленных на нераспространение контрафактной аудиовизуальной продукции, находится в прямой зависимости от скорейшего и эффективного разрешения указанных негативных факторов, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю и надзору в сфере потребительского рынка, стремящийся в своей практической деятельности к безусловному соблюдению буквы закона и осуществлению возложенных на нее контрольно-надзорных функций исключительно в рамках соответствующей компетенции, обращает внимание территориальных органов на нижеследующие формальные положения действующего законодательства об интеллектуальной собственности, учет которых необходим при проведении контрольно-надзорных мероприятий по пресечению незаконного оборота аудиовизуальных произведений и фонограмм.
Исходя из соответствующих положений ст. ст.
2,
128,
138 Гражданского кодекса Российской Федерации (
ГК РФ), под интеллектуальной собственностью как одним из видов объектов гражданских прав понимается исключительное право граждан или юридических лиц на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ или услуг (в частности, фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). При этом правовое положение участников соответствующих отношений, основания возникновения интеллектуальной собственности и порядок осуществления прав на нее устанавливаются
ГК РФ и другими законами.
Так, правовое регулирование отношений, связанных с возникновением и защитой авторских и смежных прав, осуществляется (помимо
ГК РФ) в первую очередь Законом РФ от 09.07.1993 N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" .
Согласно п. 2 ст. 48 Закона нарушителями авторских и смежных прав являются физические или юридические лица, которые не выполняют требования этого Закона.
За нарушение предусмотренных Законом авторских и смежных прав наступает гражданская, уголовная и административная ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Виды и формы гражданско-правовой защиты авторских и смежных прав закреплены в п. 1 ст. 49 Закона.
Административная ответственность за нарушение авторских и смежных прав предусмотрена ст.
7.12 КоАП РФ. При этом рассмотрение соответствующих дел осуществляется только судами согласно ч. 1 ст.
23.1 КоАП РФ, а составление протоколов об административных правонарушениях - должностными лицами органов внутренних дел (милиции) в соответствии с п. 1 ч. 2 ст.
28.3 КоАП РФ.
Согласно п. п. 3, 4 ст. 48 Закона контрафактными являются экземпляры произведений и фонограмм, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав, а также экземпляры охраняемых в РФ в соответствии с настоящим Законом произведений и фонограмм, импортируемых без согласия обладателей авторских и смежных прав из государства, в котором эти произведения и фонограммы никогда не охранялись или перестали охраняться (для сведения: экземпляр произведения - это копия произведения, изготовленная в любой материальной форме, экземпляр фонограммы - это копия фонограммы на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков, зафиксированных в этой фонограмме). Решение о том, является или нет находящаяся в гражданском обороте продукция (т.е. вышеупомянутые экземпляры произведений и фонограмм) контрафактной, может быть принято только судом. Им же принимается решение об обязательной конфискации этой продукции, которая в дальнейшем подлежит обязательному уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских и смежных прав по его просьбе (п. 4 ст. 49 Закона).
Согласно п. 3 ст. 38 Закона "если экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия производителя фонограммы и без выплаты вознаграждения", тогда как, например, "право на распространение экземпляров фонограммы путем сдачи их в прокат принадлежит производителю фонограммы независимо от права собственности на эти экземпляры".
Указанные положения Закона имеют вполне определенное прикладное значение с точки зрения правоприменения раздела XII Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (с последующими изменениями и дополнениями), поскольку контроль за их соблюдением входит в компетенцию Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Так, действия продавца, связанные с недоведением обязательной информации об обладателе авторских и смежных прав, номере лицензии на деятельность по воспроизведению (изготовлению) аудиовизуальных произведений и фонограмм, других сведений, призванных обеспечить соблюдение соответствующих требований Положения о лицензировании деятельности по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.06.2002 N 381, в отношении реализуемых экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, находящихся в гражданском обороте (т.е. приобретенных этим продавцом у предпринимателя А, который в свою очередь приобрел эту продукцию у предпринимателя В, и т.д.), могут быть квалифицированы лишь как нарушение продавцом права потребителей на информацию по ч. 1 ст.
14.8 КоАП РФ или нарушение правил продажи отдельных видов товаров по ст.
14.15 КоАП РФ. При этом определение и констатация того, что названные в рассматриваемом примере экземпляры продукции, не сопровождающиеся соответствующей необходимой информацией, являются контрафактными, а продавец, их реализующий, является нарушителем авторских и смежных прав, к полномочиям Роспотребнадзора не относится.
Более того, в связи с тем, что подобное утверждение не будет подкреплено соответствующим решением суда, оно может быть расценено как нарушение в отношении субъекта предпринимательской деятельности принципа презумпции невиновности (ст.
1.5 КоАП РФ).
Что же касается действий исполнителя, оказывающего услуги по сдаче соответствующих экземпляров фонограмм в прокат без лицензионного соглашения с правообладателем, то Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека они могут быть квалифицированы тоже только как нарушающие права потребителей на получение полной и достоверной информации об услуге. Как введение и оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации продукции, указанные действия могут быть квалифицированы (при определенных условиях) помимо ст.
7.12 КоАП РФ (см. выше) также и по ст. 10 "Формы недобросовестной конкуренции" Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", государственный контроль за соблюдением которого осуществляет Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы.
Тем не менее, принимая во внимание то обстоятельство, что в любом случае любая реализуемая аудиовизуальная продукция, как и сам порядок ее продажи, должны соответствовать установленным требованиям, а осуществляемый в этой части контроль со стороны Роспотребнадзора может рассматриваться как традиционно применяемая защитная мера, направленная на недопущение попадания на потребительский рынок контрафактной продукции, максимальная эффективность которой может быть достигнута лишь в тесном взаимодействии с другими контролирующими органами, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека доводит до сведения территориальных управлений, что в июне 2005 года на очередном заседании Правительственной комиссии по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности состоится заслушивание Роспотребнадзора (совместно с МВД России) по вопросу "Об информационной системе изготовления и распространения фальсифицированной и контрафактной продукции".
В этой связи в целях своевременной подготовки соответствующих материалов к заседанию Комиссии территориальным управлениям Роспотребнадзора необходимо:
1. Провести в апреле - мае 2005 года комплексные проверки индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих розничную реализацию экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм на предмет безусловного соблюдения ими соответствующих требований п. 4, п. 90, п. 91, п. 92, п. 93 Правил продажи отдельных видов товаров, обеспечив по результатам контрольно-надзорных мероприятий (при наличии оснований) применение мер административного воздействия в рамках компетенции Федеральной службы.
2. В срок до 1 мая 2005 года представить в Роспотребнадзор обобщенную информацию о результатах соответствующих контрольно-надзорных мероприятий с указанием:
общего числа соответствующих проверок за указанный период (в том числе проведенных совместно с представителями органов внутренних дел);
числа выявленных нарушений Правил продажи отдельных видов товаров в целом (в том числе отдельно по индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам), а также отдельно по каждому из вышеуказанных пунктов Правил (4, 90, 91, 92, 93);
общего числа возбужденных административных дел, в том числе по соответствующим статьям
КоАП РФ (в целом и отдельно по индивидуальным предпринимателям (должностным лицам) и юридическим лицам);
общего числа выданных представлений по ст.
29.13 КоАП РФ;
общего числа наложенных и уплаченных (взысканных) штрафов (всего и по статьям
КоАП РФ в разрезе субъектов административной ответственности - должностных и юридических лиц);
сведений о примененных мерах обеспечения производства по делу об административном правонарушении из числа предусмотренных ст.
27.1 КоАП РФ (общее число, в том числе по видам);
ассортиментной структуры проверенной в установленном порядке продукции (примерная доля аудиокассет, аудио-CD, видеокассет, DVD);
предложений по упорядочению и повышению эффективности соответствующих контрольно-надзорных мероприятий на рассматриваемом сегменте потребительского рынка.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО