ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Письмо Росреестра от 16.04.2019 N 14-03796-ГЕ/19 "О рассмотрении обращения" (вместе с "Письмом" Минэкономразвития России от 13.03.2019 N Д23и-7823 "О рассмотрении письма")

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ПИСЬМО
от 16 апреля 2019 г. N 14-03796-ГЕ/19
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направляет для сведения и возможного учета в работе копию письма Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 13.03.2019 N Д23и-7823 по вопросу, касающемуся представления органом государственной власти (органом местного самоуправления) в орган регистрации прав заявления об осуществлении учетно-регистрационных действий в интересах физических или юридических лиц на основании соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 марта 2019 г. N Д23и-7823
О РАССМОТРЕНИИ ПИСЬМА
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) совместно с Росреестром рассмотрел обращение по вопросам, связанным с государственной регистрацией земельных участков, изымаемых для государственных нужд земельных участков, и в части своей компетенции сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения.
В соответствии с положениями части 1 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 ЗК РФ (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 56.10 ЗК РФ), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство.
Согласно части 8 статьи 56.10 ЗК РФ правообладатель изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, в организацию, подавшую ходатайство об изъятии.
Учитывая положения пункта 5 статьи 56.10 ЗК РФ, а также то, что в аналогичных ситуациях в ЗК РФ указано на возможность подготовки документов в форме электронных документов, подготовка соглашения об изъятии недвижимости в форме электронного документа в рассматриваемом случае не является обязательной, но при этом может быть осуществлена при наличии у сторон соглашения возможности его подписания усиленной квалифицированной электронной подписью.
При этом исходя из положений статей 14, 21 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшем в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки. Документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделки, являющейся в том числе основанием для государственной регистрации возникновения права представляются в орган регистрации прав не менее чем в двух экземплярах-подлинниках.
Учитывая положения части 2 статьи 19, части 3 статьи 60 Закона N 218-ФЗ, заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельные участки, образованные на основании решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд возникают права у граждан или юридических лиц, представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном статьей 18 Закона N 218-ФЗ, одновременно органом государственной власти (органом местного самоуправления), принявшим соответствующее решение об изъятии и заключившим соглашение об изъятии с гражданином или юридическим лицом.
Согласно части 1 статьи 18 Закона N 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:
в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении;
в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав.
Исходя из положений пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ), орган государственной власти (орган местного самоуправления) не является заявителем в понимании Закона N 210-ФЗ, который вправе обращаться в МФЦ с целью получения услуги, предоставляемой органом государственной власти (органом местного самоуправления).
При этом в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации направлено письмо Росреестра от 24 апреля 2018 г. N 18-04296-ВА/18, согласно которому органы государственной власти (органы местного самоуправления) имеют право обратиться с заявлением о государственной регистрации прав, ограничения права или обременения объекта недвижимости в интересах физических или юридических лиц в МФЦ, а МФЦ не вправе отказывать в данном случае в приеме документов.
Учитывая изложенное, принимая также во внимание положения частей 8 - 10 статьи 21 Закона N 218-ФЗ, заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельные участки, образованные на основании решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе в отношении земельных участков, на которые на основании соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд возникают права у граждан или юридических лиц, могут быть представлены органом государственной власти (органом местного самоуправления) в орган регистрации прав следующими способами:
в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения в МФЦ;
в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя органа государственной власти (органа местного самоуправления), иного должностного лица, уполномоченного на то соответствующим правовым актом органа государственной власти (органа местного самоуправления), с приложенным к ним в том числе соглашением об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями сторон сделки (сформированный пакет документов также подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью соответствующего уполномоченного должностного лица органа).
Заместитель директора
Департамента недвижимости
Э.У.ГАЛИШИН
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2