ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

<Письмо> Росреестра от 20.03.2025 N 11-2529-АБ/25 "О применении отдельных положений законодательства Российской Федерации при осуществлении федерального государственного земельного контроля (надзора)"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ПИСЬМО
от 20 марта 2025 г. N 11-2529-АБ/25
О ПРИМЕНЕНИИ
ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по результатам дополнительно проведенного анализа законодательства Российской Федерации с учетом практики осуществления федерального государственного земельного контроля (надзора) взамен изложенной в пункте 2 письма Росреестра от 3 марта 2025 г. N 11-1886-АБ/25 и пункте 2.3 протокола от 13 марта 2025 г. N МС/007-ПР/25 информации сообщает.
Пунктом 7.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) предусмотрена обязанность гражданина или юридического лица, которому принадлежит здание или сооружение, расположенное на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, приобрести такой земельный участок в собственность или аренду в установленном законом порядке, за исключением случаев, если для возникновения прав на такие земельные участки предоставление земельных участков не требуется.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) специальный состав административного правонарушения, выражающегося в неприобретении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены находящиеся в собственности объекты недвижимости, не предусмотрен. Вместе с тем такие лица используют земельные участки, на которых расположены принадлежащие им объекты недвижимости, при отсутствии оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации прав на них.
В настоящее время Росреестром осуществляется разработка проекта федерального закона, предусматривающего внесение в КоАП изменений, в том числе в части уточнения содержащегося в статье 7.1 КоАП состава административного правонарушения.
В этой связи необходимо отметить, что в соответствии с положениями статьи 15 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) предмет государственного контроля (надзора), муниципального контроля определяется федеральным законом о виде контроля, законом субъекта Российской Федерации о виде контроля.
При этом в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации предметом федерального государственного земельного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, органами государственной власти и органами местного самоуправления обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
Таким образом, учитывая, что в настоящее время административная ответственность за нарушение предусмотренной пунктом 7.1 статьи 3 Закона N 137-ФЗ обязанности не установлена, ее соблюдение не является предметом федерального государственного земельного контроля (надзора). В этой связи при осуществлении федерального государственного земельного контроля (надзора) в случае выявления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не приобретенных в собственность либо аренду правообладателями расположенных на них зданий и сооружений должностные лица территориальных органов Росреестра по таким фактам не могут принимать решения, предусмотренные пунктами 1 - 4 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ (выдавать собственникам таких зданий или сооружений предписания об устранении выявленных нарушений земельного законодательства, предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований).
А.И.БУТОВЕЦКИЙ