ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 1999 г. N 4098-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ
КОРЗИНЕ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике в пятидневный срок со дня принятия настоящего Постановления.
3. Комитету Государственной Думы по труду и социальной политике доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 февраля 1999 г. N 779п-П12
О ВНЕСЕНИИ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЕ В ЦЕЛОМ
ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В соответствии со статьей
104 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект Федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации".
Председатель Правительства
Российской Федерации
Е.ПРИМАКОВ
Проект
Вносится Правительством
Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЕ В ЦЕЛОМ
ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Настоящий Федеральный закон устанавливает потребительскую корзину в целом по Российской Федерации.
Статья 1. Потребительская корзина для основных социально - демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по Российской Федерации устанавливается в составе и объеме (в натуральных показателях) согласно Приложению к настоящему Федеральному закону.
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
Приложение
к Федеральному закону
"О потребительской корзине
в целом по Российской Федерации"
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА ДЛЯ ОСНОВНЫХ
СОЦИАЛЬНО - ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ
В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
┌────────────────────┬──────────┬────────────────────────────────┐
│ │ Единица │ Объемы потребления │
│ │измерения │ (на одного человека) │
│ │ ├──────────┬──────────┬──────────┤
│ │ │трудоспо- │пенсионеры│ дети │
│ │ │собное на-│ │ │
│ │ │селение │ │ │
├────────────────────┴──────────┴──────────┴──────────┴──────────┤
│ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ │
├────────────────────┬──────────┬──────────┬──────────┬──────────┤
│Хлебные продукты │ │ │ │ │
│(хлеб и макаронные │ │ │ │ │
│изделия в пересчете │ │ │ │ │
│на муку, мука, │ │ │ │ │
│крупы, бобовые) │кг в год │ 152,0 │ 119,0 │ 96,0 │
│ │ │ │ │ │
│Картофель │кг в год │ 123,6 │ 90,0 │ 118,0 │
│ │ │ │ │ │
│Овощи и бахчевые │кг в год │ 89,4 │ 96,8 │ 108,1 │
│ │ │ │ │ │
│Фрукты свежие │кг в год │ 16,7 │ 13,6 │ 41,0 │
│ │ │ │ │ │
│Сахар и кондитерские│ │ │ │ │
│изделия в пересчете │ │ │ │ │
│на сахар │кг в год │ 20,3 │ 18,8 │ 23,9 │
│ │ │ │ │ │
│Мясопродукты │кг в год │ 31,5 │ 22,7 │ 28,5 │
│ │ │ │ │ │
│Рыбопродукты │кг в год │ 13,7 │ 14,7 │ 11,2 │
│ │ │ │ │ │
│Молоко и │ │ │ │ │
│молокопродукты в │ │ │ │ │
│пересчете на молоко │кг в год │ 210,7 │ 199,5 │ 295,6 │
│ │ │ │ │ │
│Яйца │штук в год│ 165,6 │ 90,0 │ 169,8 │
│ │ │ │ │ │
│Масло растительное, │ │ │ │ │
│маргарин и другие │ │ │ │ │
│жиры │кг в год │ 12,0 │ 10,2 │ 10,3 │
│ │ │ │ │ │
│Прочие продукты │ │ │ │ │
│(соль, чай, специи) │кг в год │ 4,9 │ 4,15 │ 3,6 │
├────────────────────┴──────────┴──────────┴──────────┴──────────┤
│ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ │
├────────────────────┬──────────┬──────────┬──────────┬──────────┤
│Верхняя пальтовая │ │ │ │ │
│группа │штук │ 3 │ 3 │ 3 │
│ │ │ │ │ │
│Верхняя костюмно - │ │ │ │ │
│платьевая группа │штук │ 8 │ 8 │ 11 │
│ │ │ │ │ │
│Белье │штук │ 9 │ 10 │ 11 │
│ │ │ │ │ │
│Чулочно - носочные │ │ │ │ │
│изделия │штук │ 7 │ 4 │ 6 │
│ │ │ │ │ │
│Головные уборы │ │ │ │ │
│и галантерейные │ │ │ │ │
│изделия │штук │ 5 │ 4 │ 4 │
│ │ │ │ │ │
│Обувь │пар │ 6 │ 6 │ 7 │
│ │ │ │ │ │
│Школьно - письменные│ │ │ │ │
│товары │штук │ - │ - │ 27 │
│ │ │ │ │ │
│Постельное белье │штук │ 14 │ 14 │ 14 │
│ │ │ │ │ │
│Предметы первой │ │ │ │ │
│необходимости, │ │ │ │ │
│санитарии и │ │ │ │ │
│лекарства │штук │ 61 │ 61 │ 61 │
│ │ │ │ │ │
│Товары культурно - │ │ │ │ │
│бытового и │ │ │ │ │
│хозяйственного │ │ │ │ │
│назначения │штук │ 19 │ 19 │ 19 │
├────────────────────┴──────────┴──────────┴──────────┴──────────┤
│ УСЛУГИ │
├────────────────────┬──────────┬──────────┬──────────┬──────────┤
│Жилье │кв. м │ 18 │ 18 │ 18 │
│ │общей │ │ │ │
│ │площади │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Центральное │ │ │ │ │
│отопление │гкал в год│ 6,7 │ 6,7 │ 6,7 │
│ │ │ │ │ │
│Холодное и горячее │ │ │ │ │
│водоснабжение и │ │ │ │ │
│водоотведение │л в сутки │ 285 │ 285 │ 285 │
│ │ │ │ │ │
│Газоснабжение │куб. м │ 10 │ 10 │ 10 │
│ │в месяц │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Энергоснабжение │кВт/час │ 50 │ 50 │ 50 │
│ │в месяц │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Транспортные услуги │поездок │ 619 │ - │ 396 │
│ │ │ │ │ │
│Другие виды услуг │процентов │ 15 │ 15 │ 15 │
│ │общей │ │ │ │
│ │величины │ │ │ │
│ │расходов │ │ │ │
│ │на услуги │ │ │ │
└────────────────────┴──────────┴──────────┴──────────┴──────────┘
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ
КОРЗИНЕ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Проект Федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" разработан в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
Потребительская корзина в целом по Российской Федерации определена на основе методических рекомендаций, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 г. N 192.
Потребительская корзина представляет собой минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, выраженный в натуральных показателях, и устанавливается для основных социально - демографических групп населения - трудоспособного населения, пенсионеров и детей.
Состав потребительской корзины сформирован с учетом:
научных рекомендаций по минимальным объемам потребления и перечню товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;
фактического состава, структуры и объема потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в малоимущих семьях;
влияния на потребление социально - экономических, демографических, природно - климатических и других факторов;
финансовых возможностей бюджетов разных уровней по обеспечению государственной поддержки населения.
Набор продуктов питания состоит из 11 укрупненных групп продуктов (хлебные продукты, картофель, овощи и бахчевые, фрукты свежие, сахар и кондитерские изделия, мясопродукты, рыбопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, масло растительное, маргарин и другие жиры, прочие продукты), обеспечивающих в необходимом объеме потребности основных социально - демографических групп населения в пищевых веществах и энергии.
Данный набор сформирован путем укрупнения минимального набора продуктов питания, состоящего из 35 продуктов.
Набор непродовольственных товаров составлен по результатам обследований домашних хозяйств и состоит из 10 укрупненных групп предметов индивидуального пользования (одежда, обувь, галантерейные изделия, школьно - письменные товары для детей) и общесемейного пользования (постельное белье, предметы первой необходимости, санитарии и лекарства, товары культурно - бытового и хозяйственного назначения). Данный набор сформирован путем укрупнения минимального набора непродовольственных товаров, состоящего более чем из 100 предметов.
Набор непродовольственных товаров сформирован с учетом половозрастных особенностей соответствующих социально - демографических групп населения, различной степени их физической, трудовой и социальной активности, распространенности товаров на потребительском рынке и доступности их приобретения.
Набор услуг состоит из 7 групп и включает услуги платного характера (жилищно - коммунальные, транспортные и прочие). Услуги организаций здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания в потребительскую корзину не включаются, так как их минимальные объемы в соответствии с действующим законодательством предоставляются населению бесплатно.
В отличие от действующих Методических рекомендаций по расчетам прожиточного минимума, утвержденных Минтрудом России в 1992 г., при формировании настоящей потребительской корзины непродовольственные товары и услуги включаются в корзину прямым счетом, а не в виде доли в структуре прожиточного минимума.
Кроме того, за последние годы произошло старение гардероба у низкодоходных групп населения, существенно увеличились расходы на жилищно - коммунальные услуги и транспорт.
В этой связи величина прожиточного минимума в среднем на душу населения, определяемая на основе подготовленного проекта Федерального закона, увеличится приблизительно на 21 процент и составит исходя из цен декабря 1998 г. около 869 рублей (по действующей методике - 717 рублей). При этом доля продуктов питания в структуре прожиточного минимума в среднем на душу населения сократится с 62,4 процента до 51,5 процента, непродовольственных товаров - увеличится с 21,1 до 29,2 процента, платных услуг - с 11,3 до 13,1 процента. Кроме того, с 5,2 до 6,2 процента увеличится доля обязательных платежей и сборов.
Принятие Федерального закона "О потребительской корзине по Российской Федерации" не повлечет прямых дополнительных расходов из бюджетов всех уровней и государственных социальных внебюджетных фондов.
В последующем в соответствии с Федеральный законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" соотношение между минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии по старости и величиной прожиточного минимума на очередной финансовый год будет устанавливаться федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Возможные дополнительные расходы на увеличение этих соотношений должны предусматриваться при формировании бюджетов всех уровней и бюджетов государственных социальных внебюджетных фондов.