ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Статья 142.

Настоящий Устав вступает в силу со дня его официального опубликования.
Изданные до введения в действие настоящего Устава нормативные правовые акты, в том числе акты законодательства Союза ССР, по вопросам, которые согласно настоящему Уставу должны регулироваться федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в части, не противоречащей настоящему Закону, действуют впредь до принятия соответствующих актов.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "УСТАВ ЖЕЛЕЗНЫХ
ДОРОГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
1. Обоснование необходимости принятия
данного законопроекта
Действующий "Устав железных дорог Союза ССР", утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 6 апреля 1964 г. N 270, ориентирован на социалистический уклад экономики с системой централизованного обеспечения всех отраслей народного хозяйства материально-техническими ресурсами.
Проводимые в государстве экономические преобразования, развитие рыночных отношений, изменение форм собственности вызвали объективную необходимость изменения и нормативной базы железнодорожного транспорта. Многие положения действующего Устава железных дорог Союза ССР перестали отвечать требованиям нынешнего этапа социально-экономического развития государства, а отдельные положения Устава становятся препятствием в урегулировании складывающихся в настоящий период отношений железных дорог с пользователями их услуг. Необходимость принятия Федерального закона "Устав железных дорог Российской Федерации" также определена Федеральным законом "О федеральном железнодорожном транспорте".
Федеральный закон "Устав железных дорог Российской Федерации" наряду с Федеральным законом "О федеральном железнодорожном транспорте" составит основу нормативной базы правового регулирования деятельности железнодорожного транспорта, позволит более полно регламентировать взаимоотношения его предприятий как с органами государственного управления и контроля, так и с пользователями услуг железнодорожного транспорта.
Учитывая роль и значение железнодорожного транспорта в России, принятие законопроекта в сочетании с действующим законодательством будет способствовать стабилизации социально-экономического развития государства.
2. Цели и задачи принятия законопроекта
Исходя из положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте", Устав железных дорог призван обеспечить сбалансированное регулирование взаимоотношений всех сторон, участвующих в перевозке грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа, определить их права, обязанности и закрепить равную ограниченную ответственность сторон за несоблюдение принятых обязательств по перевозке.
Устав железных дорог ориентирован на предоставление в условиях рыночных отношений большей возможности осуществления работ и услуг по договорам, в том числе за счет совершенствования технологии перевозок, развития сервисного обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.
Законопроект направлен на решение следующих основных задач:
удовлетворение потребностей грузоотправителей, грузополучателей, пассажиров в перевозках и обеспечение своевременной доставки в пункты назначения грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа и сохранности их при перевозке, а также безопасности движения поездов;
расширение прав, установление обязанностей и ответственности железных дорог, юридических и физических лиц, иных организаций, действующих от их имени и пользующимися услугами железных дорог;
определение основных условий перевозок грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа, регулирование взаимоотношений сторон, участвующих в перевозках;
определение основных положений, связанных с эксплуатацией железнодорожных подъездных путей.
3. Общая характеристика и основные положения
законопроекта
Подготовка законопроекта осуществлена на базе действующего в Российской Федерации законодательства, и прежде всего, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте", антимонопольного законодательства.
Законопроект разработан с учетом предложений и замечаний федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, прошел экспертизу в Исследовательском центре частного права при Президенте Российской Федерации и Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации.
Проект содержит восемь разделов, состоит из 142 статей. В нем нашли отражение: организация перевозок грузов и пассажиров, работа подъездных путей, перевозка грузов в прямом смешанном сообщении, ответственность железных дорог, грузоотправителей, грузополучателей, предприятий смежных видов транспорта и пассажиров, а также порядок составления актов, предъявления и рассмотрения претензий и исков и другие.
Законопроект четко трактует положения, касающиеся взаимоотношений перевозчика, пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей и наряду с правами и обязанностями устанавливает равную ограниченную ответственность сторон за несоблюдение принятых на себя обязательств по перевозке.
Предусмотрена ответственность перевозчика за опоздание отправления и прибытия пассажирских поездов, а также за просрочку в доставке багажа.
Введено положение, запрещающее железной дороге, за исключением особых обстоятельств, отказывать в перевозке грузов.
Уточнен порядок предъявления грузов к перевозке в случае вынужденного ограничения перевозок.
В отличие от действующего устава в законопроекте:
отменяется система месячного, квартального и годового планирования перевозок грузов и предложен более удобный для грузоотправителей порядок представления заявок на перевозки, устраняются имеющиеся в настоящее время ограничения по переадресовке грузов;
исключается ответственность грузоотправителя за неполное использование грузоподъемности и вместимости вагонов, контейнеров, а также обязательность маршрутных отправок грузов;
вместо штрафной ответственности за сверхнормативный простой вагонов (контейнеров) под грузовыми операциями предусматривается плата за пользование вагонами (контейнерами);
изменяются сроки рассмотрения претензий, исковой давности, что существенно защищает права пострадавшей стороны при перевозке.
В законопроекте также нашли свое отражение положения антимонопольного законодательства.
Законопроектом расширены возможности урегулирования взаимоотношений участников перевозки посредством договоров и установления повышенной ответственности за несоблюдение своих обязательств.
Проект содержит основные моменты специфики перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, что позволит регулировать отношения сторон при этих перевозках в период до принятия соответствующего закона, предусмотренного Гражданским кодексом Российской Федерации.
4. Состояние законодательства в области железнодорожного
транспорта и место законопроекта в системе
действующего законодательства
В настоящее время деятельность федерального железнодорожного транспорта, помимо Устава железных дорог Союза ССР, непосредственно регулируется Федеральным законом "О федеральном железнодорожном транспорте", принятым Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 20 июля 1995 г., а по отдельным вопросам постановлениями Совета Министров СССР и Правительства Российской Федерации, иными межведомственными и ведомственными нормативными правовыми актами.
Однако с введением Гражданского кодекса Российской Федерации возникла необходимость принятия Устава на уровне федерального закона, поскольку только в законе могут быть, в частности, решены вопросы платы за перевозку, ответственности, порядка предъявления претензий.
Принятие Федерального закона "Устав железных дорог Российской Федерации" создает основу для разработки Правил перевозок грузов и Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа, Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, груза и грузобагажа для личных (бытовых) нужд физических лиц, а также других нормативных правовых актов, которые детализируя положения федерального закона, конкретизируют взаимоотношения перевозчика и пользователей транспорта.
Принятие Устава железных дорог Российской Федерации потребует внесения изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном железнодорожном транспорте" от 25 августа 1995 г. N 153-ФЗ.
Подлежат признанию утратившими силу Постановления Правительства Российской Федерации: от 4 декабря 1992 г. N 936 "О мерах по обеспечению стабильной работы транспорта при перевозках экспортных грузов", 16 января 1995 г. N 41 "Об освобождении железных дорог от ответственности за неподачу вагонов и контейнеров в случае невнесения грузоотправителем платежей за перевозку груза", 20 февраля 1995 г. N 157 "Об отмене материальной ответственности за весовой и объемный недогрузы вагонов и контейнеров при перевозках грузов по железным дорогам", 7 марта 1995 г. N 222 "Об ответственности грузоотправителей, железных дорог и портов при перевозках экспортных грузов железнодорожным транспортом через морские, речные порты и пограничные станции".
Потребуется признание утратившими силу отдельных решений в Постановлениях Правительства Российской Федерации от 26 мая 1992 г. N 347, 24 января 1993 г. N 55, 12 февраля 1994 г. N 95, 28 апреля 1995 г. N 433, подлежит признанию недействующими на территории Российской Федерации значительное количество решений Правительства бывшего СССР.
5. Финансово-экономическое обоснование
Принятие законопроекта не потребует каких-либо дополнительных материальных и иных затрат.
6. Ожидаемые социально-экономические последствия
принятия законопроекта
Учитывая рыночный характер проекта Устава железных дорог его принятие позитивно отразится на стабилизации экономики Российской Федерации в целом и каждого ее субъекта, на подъеме промышленного производства, будет содействовать расширению новых экономических связей, повышению количества и качества услуг, предоставляемых железнодорожным транспортом.