ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление ГД ФС РФ от 18.10.2001 N 1994-III ГД "О проекте Федерального закона N 81195-3 "О гражданстве Российской Федерации" (вместе с письмом Президента РФ от 13.04.2001 N Пр-691)

Глава I. проекта по структуре и содержанию приведена в соответствие с современными российскими и международными технико - юридическими требованиями. Новым в проекте является введение понятий "общего" и "упрощенного" порядка рассмотрения и принятия решений по вопросам гражданства (пункты "и" и "к" статьи 3). Введение этих понятий значительно упрощает изложение последующих статей проекта, их понимание и применение. В статье 11 проекта (статья 12 действующего Закона) в качестве оснований приобретения гражданства исключены признание (исчерпало себя) и регистрация (в связи с введением процедуры приема в гражданство в упрощенном порядке). В связи с этим отсутствуют соответствующие статьи о приобретении гражданства: в порядке признания и в порядке регистрации (статьи 13 и 18 действующего Закона). С учетом изложенного существенные изменения и дополнения внесены в условия приобретения гражданства (статьи 13 и 14 проекта). В пункте "а" статьи 13 проекта в качестве обычного условия приема в гражданство срок проживания на территории Российской Федерации до подачи заявления увеличен с трех до пяти лет, что отвечает положениям Европейской конвенции о гражданстве. Вместе с тем с учетом интересов государства и общепринятой практики условия приобретения гражданства дополнены обязательством соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации (пункт "б"), условием наличия законного источника существования (пункт "в") и отказом от имеющегося иного гражданства, за исключением случаев, предусмотренных международным договором, или если такой отказ невозможен в силу независящих от лица причин (пункт "г" этой же статьи). Отказ от иного гражданства при приобретении российского гражданства отвечает принципу устойчивой правовой связи лица с государством и согласуется с практикой других государств. Это требование не исключает возможности приобретения гражданином Российской Федерации в дальнейшем иного гражданства согласно статье 62 Конституции Российской Федерации. Статья 13 проекта отвечает интересам россиян, оказавшихся после распада СССР за пределами России, и в рамках международного права отражает положения статьи 11 Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом". В статье 14 проекта излагаются льготные условия приема в гражданство в упрощенном порядке, основанные на практике применения действующего Закона в специфическом постсоветском правовом поле. С учетом практики реализации действующего Закона и международного опыта процедура восстановления в гражданстве приравнена в проекте к приобретению гражданства. Основным условием при этом является проживание на территории России. Конкретизирован и значительно расширен перечень оснований отклонения заявлений о приобретении гражданства (пункты "а", "б", "г", "д", "е" и "ж" статьи 16), а также оснований отказа в выходе из российского гражданства (статья 20).