ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 1999 г. N 3935-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ
НЕДВИЖИМОСТИ В ГОРОДАХ НОВГОРОДЕ И ТВЕРИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Новгороде и Твери", внесенный депутатами Государственной Думы А.С. Котковым, С.Ю. Орловой, С.И. Штогриным.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам до 20 мая 1999 года.
3. Комитету Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
Вносится депутатами
Государственной Думы
ОРЛОВОЙ С.Ю.,
КОТКОВЫМ А.С.,
ШТОГРИНЫМ С.И.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН "О ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ
НЕДВИЖИМОСТИ В ГОРОДАХ НОВГОРОДЕ И ТВЕРИ"
Статья 1. Внести в Федеральный закон "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Новгороде и Твери" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3582) следующие изменения и дополнения:
1. В статье 1 слова "в 1997 - 1998 годах" заменить словами "в 1997 - 2003 годах".
2. Статью 2 изложить в следующей редакции:
"Статья 2. С момента введения налога на недвижимость юридические и физические лица, являющиеся плательщиками налога на недвижимость в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона, освобождаются поэтапно от уплаты налога на имущество предприятий, налога на имущество физических лиц, за исключением налога на транспортные средства, предусмотренного Законом Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", и земельного налога в городах Новгороде и Твери.
Конкретный порядок перевода отдельных категорий юридических и физических лиц на уплату налога на недвижимость и замещения им вышеуказанных налогов на территории городов Новгорода и Твери определяется решениями представительных органов местного самоуправления городов Новгорода и Твери.".
3. В статье 3 слова "федеральным бюджетом и" исключить.
4. В статье 5 слова "того года, за который начисляются платежи" заменить словами "отчетного года".
5. В статье 7 слова "и (или) обязательственными" исключить.
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 1999 года.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ
НЕДВИЖИМОСТИ В ГОРОДАХ НОВГОРОДЕ И ТВЕРИ"
Федеральный закон "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Новгороде и Твери" был введен в действие в августе 1997 года и предусматривал проведение эксперимента в течение 1997 - 1998 гг.
В рамках реализации вышеуказанного Федерального закона в городах Новгороде и Твери были получены следующие результаты.
Проведен переучет всей недвижимости жилого и нежилого назначения, при этом оказалось, что около 25% обследованных объектов ранее не были учтены. Кроме того, более чем удвоилось количество учтенных гаражей, которые выпадали из базы налога на имущество физических лиц. Созданы автоматизированные реестры недвижимости для целей налогообложения. В 1998 году городской Думой г. Новгорода принято Положение о порядке ведения реестра недвижимости для целей налогообложения.
Подготовлены методики оценки рыночной стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения (для нежилых объектов г. Твери методика дорабатывается). Значительных усилий потребовало определение прав и правообладателей по учтенным объектам недвижимости. Таким образом, практически отработана технология массового переучета объектов недвижимости для целей налогообложения и определены направления необходимого совершенствования нормативной правовой базы переучета и переоценки недвижимого имущества для целей налогообложения.
Согласована концепция переходного механизма, позволяющая учесть различия ситуации по городам и обеспечить постепенную замену действующих имущественных налогов, исключив как риск выпадения доходов вследствие сокращения налоговой базы, так и резкие изменения налогового бремени по группам налогоплательщиков при введении налога на недвижимость.
По г. Новгороду предполагается на первом этапе заменить налогом на недвижимость налоги на имущество физических лиц и землю, а также налог на имущество предприятий для тех юридических лиц, которые являются полными собственниками, то есть владеют на праве собственности как зданиями и сооружениями, так и земельными участками. Проведенные расчеты позволяют ожидать, что сумма поступлений от налога на недвижимость по городу Новгороду будет не меньше, чем сумма поступлений от заменяемых налогов.
По г. Твери предполагается, что на первом этапе налогом на недвижимость будет заменен налог на землю, тогда как налоги на имущество физических лиц и предприятий на 1999 год остаются без изменений. Переход в режим эксперимента позволит увеличить поступления от налогообложения земель на 20 - 50% за счет увеличения бремени для налогоплательщиков, владеющих землей на праве пользования.
Переход к налогу на недвижимость в части имущества физических лиц приведет к увеличению налоговых поступлений от гаражей и других нежилых объектов, при этом налоговое бремя для собственников жилья не будет превышать плату за найм для пользователей муниципального жилья.
Представленным законопроектом предусматривается продление сроков эксперимента до 2003 года, обеспечивающее возможность завершения перехода к новому налогу и получения стабильных результатов в части развития производства и доходов бюджетов.
Поступления от налога на недвижимость предлагается направить в местные бюджеты. Доходы федерального бюджета от земельного налога, выпадающие в связи с проведением эксперимента, составят в 1999 году не более 0,5 миллиона рублей по г. Новгороду и не более 5,1 миллиона рублей по г. Твери. В связи с этим предлагается выпадающие доходы федерального бюджета по налогу на землю учесть во взаимоотношениях с соответствующими субъектами Российской Федерации в счет средств по взаимным расчетам.
Изменения и дополнения в Федеральный закон "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Новгороде и Твери", необходимые для проведения эксперимента, предусматриваются представленным законопроектом.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 января 1999 г. N 251п-П13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ
НЕДВИЖИМОСТИ В ГОРОДАХ НОВГОРОДЕ И ТВЕРИ"
В соответствии с частью 3 статьи
104 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации рассмотрело проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Новгороде и Твери", внесенный депутатами Государственной Думы С.Ю. Орловой, А.С. Котковым и С.И. Штогриным, и сообщает, что принятие его поддерживается.
Первый заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации
Ю.МАСЛЮКОВ
Приложение 1
Таблица 1
СОСТОЯНИЕ РЕЕСТРА НЕДВИЖИМОСТИ
┌────────────┬───────────────────────────────┬───────────────────────┐
│ │ Тверь │ Новгород │
│ ├───────────────────────────────┼───────────────────────┤
│ │здания, сооружения и помещения │ здания, сооружения │
│ │ │ и помещения │
├────────────┼──────┬─────┬────────┬─────────┼─────┬────┬─────┬──────┤
│ состояние │квар- │ ИЖД │промыш- │ всего │квар-│ИЖД │про- │всего │
│ реестра │тиры │ │ленность│ │тиры │ │мыш- │ │
│ │ │ │и ком- │ │ │ │лен- │ │
│ │ │ │мерция, │ │ │ │ность│ │
│ │ │ │гаражи │ │ │ │и │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ком- │ │
│ │ │ │ │ │ │ │мер- │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ция, │ │
│ │ │ │ │ │ │ │га- │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ражи │ │
├────────────┼──────┼─────┼────────┼─────────┼─────┼────┼─────┼──────┤
│всего объек-│147000│26500│ 41500│ 215000│81543│4606│41960│128109│
│тов, шт. │ │ │ │ │ │ │ │ │
├────────────┴──────┼─────┼────────┼─────────┼─────┼────┼─────┼──────┤
│Оценка рыночной │ │ │ │ │ │ │ │
│стоимости налогооб-│ │ │ │ │ │ │ │
│гаемых объектов │ │ │ │ │ │ │ │
├────────────┬──────┼─────┼────────┼─────────┼─────┼────┼─────┼──────┤
│млн. рублей │ 5348│ 2616│7838 <*>│15802 <*>│ 3532│ 339│ 3581│ 7452│
├────────────┼──────┼─────┼────────┼─────────┼─────┼────┼─────┼──────┤
│% от итога │ 33,8%│16,6%│49,6% │100,0% │47,4%│4,5%│48,1%│100,0%│
└────────────┴──────┴─────┴────────┴─────────┴─────┴────┴─────┴──────┘
--------------------------------
<*> Эти данные предварительные, методика оценки нежилых объектов дорабатывается.
Таблица 2
ВАРИАНТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕДВИЖИМОСТИ
┌───────────────────────────────┬──────────────┬─────────────────┐
│ │ Новгород │ Тверь │
│ ├──────┬───────┼───────┬─────────┤
│ │ тыс. │ % │ тыс. │ % │
│ │рублей│ │рублей │ │
├───────────────────────────────┼──────┼───────┼───────┼─────────┤
│Целевые доходы, всего │ 76538│ 100,0%│ 131400│ 100,0%│
├───────────────────────────────┼──────┼───────┼───────┼─────────┤
│в т. ч. имущество физ. лиц │ 801│ 1,0%│ 1460│ 1,1%│
├───────────────────────────────┼──────┼───────┼───────┼─────────┤
│имущество предприятий │ 70000│ 91,5%│ 96360│ 73,3%│
├───────────────────────────────┼──────┼───────┼───────┼─────────┤
│земельный налог │ 5737│ 7,5%│ 33580│ 25,6%│
├───────────────────────────────┼──────┴───────┼───────┴─────────┤
│Оценка рыночной стоимости │ │ │
│налогооблагаемой недвижимости │ │ │
│города, тыс. рублей │ 7452416│ 15802000│
├───────────────────────────────┼──────────────┼─────────────────┤
│Ставка налога на недвижимость, │ │ │
│позволяющая выйти на целевой │ │ │
│размер доходов │ 1,03%│ 0,83%│
└───────────────────────────────┴──────────────┴─────────────────┘
Примечание к таблице 2. При ставке налога в 2% увеличение бюджетных поступлений составило бы (в тыс. рублей) для
Новгорода 72 510,
Твери 184 640.
Таблица 3
ЦЕЛЕВАЯ СТРУКТУРА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
К ОКОНЧАНИЮ ЭКСПЕРИМЕНТА
┌────────────────────────────────┬──────┬────────────┬───────────┐
│ Виды использования │Ставка│База налого-│ Реальная │
│ объектов недвижимости │налога│обложения, │эффективная│
│ │на не-│в % от │ ставка │
│ │движи-│рыночной │ │
│ │мость │стоимости │ │
├────────────────────────────────┼──────┼────────────┼───────────┤
│Жилье │ 2% │ 5% │ 0,1% │
├────────────────────────────────┼──────┼────────────┼───────────┤
│Гаражи │ 2% │ 50% │ 1,0% │
├────────────────────────────────┼──────┼────────────┼───────────┤
│Коммерческое │ │ │ │
│(магазины, офисы, пр.) │ 2% │ 100% │ 2,0% │
├────────────────────────────────┼──────┼────────────┼───────────┤
│Соц. - культ. - бытовое │ 2% │ 25% │ 0,5% │
├────────────────────────────────┼──────┼────────────┼───────────┤
│Производственное (промышлен- │ │ │ │
│ность, транспорт, строитель- │ │ │ │
│ство, пр.) │ 2% │ 50% │ 1,0% │
└────────────────────────────────┴──────┴────────────┴───────────┘
Приложение 2
Таблица 1
ИЗМЕНЕНИЕ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
ПРИ ПЕРЕХОДЕ К НАЛОГУ НА НЕДВИЖИМОСТЬ В Г. НОВГОРОДЕ
┌─┬──────┬──────┬────┬─────┬─────┬───────┬──────┬─────┬──────┬─────┬────┬─────┬──────┬───────────────┐
│N│Тип │Год │Об- │Этаж-│Район│Рын. │Инвен.│Пло- │Налог │Зе- │Со- │Плата│Налог │ Налог на │
│ │им-ва │постр.│щая │ность│ │стои- │стои- │щадь │на │мель-│во- │за │на │ недвижимость, │
│ │физ. │ │пло-│ │ │мость │мость │зе- │имуще-│ный │куп-│найм │имуще-│ руб. в части │
│ │лица │ │щадь│ │ │зданий,│зда- │мель-│ство │на- │ный │ана- │ство ├────┬────┬─────┤
│ │ │ │ │ │ │рублей │ний, │ного │(став-│лог, │пла-│ло- │(став-│зда-│зем-│в це-│
│ │ │ │ │ │ │ │руб- │уча- │ка │руб- │теж,│гич- │ка │ний │ли │лом │
│ │ │ │ │ │ │ │лей │стка,│0,1% │лей │руб-│ных │0,5% │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │кв. м│от │ │лей │квар-│от │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │инв. │ │ │тир, │инв. │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │стои- │ │ │руб- │стои- │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │мости)│ │ │лей │мости)│ │ │ │
├─┼──────┼──────┼────┼─────┼─────┼───────┼──────┼─────┼──────┼─────┼────┼─────┼──────┼────┼────┼─────┤
│1│Кот- │ 1997│ 223│ 2│Центр│1182158│198738│ 400│ 199│ 28│ 227│ │ 994│1182│ 45│ 1227│
│ │тедж │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├─┼──────┼──────┼────┼─────┼─────┼───────┼──────┼─────┼──────┼─────┼────┼─────┼──────┼────┼────┼─────┤
│2│Индив.│ 1960│ 52│ 1│Ок- │ 23498│ 39204│ 400│ 39│ 28│ 67│ │ 196│ 23│ 21│ 45│
│ │дом │ │ │ │раина│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├─┼──────┼──────┼────┼─────┼─────┼───────┼──────┼─────┼──────┼─────┼────┼─────┼──────┼────┼────┼─────┤
│3│Квар- │ 1978│ 37│ 9│Центр│ 94961│ 30106│ │ 30│ │ 30│ 136│ 151│ 95│ │ 95│
│ │тира │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├─┼──────┼──────┼────┼─────┼─────┼───────┼──────┼─────┼──────┼─────┼────┼─────┼──────┼────┼────┼─────┤
│4│Квар- │ 1969│ 50│ 9│Центр│ 120874│ 45718│ │ 46│ │ 46│ 161│ 229│ 121│ │ 121│
│ │тира │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├─┼──────┼──────┼────┼─────┼─────┼───────┼──────┼─────┼──────┼─────┼────┼─────┼──────┼────┼────┼─────┤
│5│Квар- │ 1994│ 31│ 10│Ок- │ 72615│ 41778│ │ 42│ │ 42│ 81│ 209│ 73│ │ 73│
│ │тира │ │ │ │раина│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├─┼──────┼──────┼────┼─────┼─────┼───────┼──────┼─────┼──────┼─────┼────┼─────┼──────┼────┼────┼─────┤
│6│Гараж │ 1983│ 22│ 1│Центр│ 23134│ 3756│ 25│ 4│ 2│ 6│ │ 19│ 23│ 38│ 269│
┼─┼──────┼──────┼────┼─────┼─────┼───────┼──────┼─────┼──────┼─────┼────┼─────┼──────┼────┼────┼─────┤
│7│Гараж │ 1975│ 25│ 1│Ок- │ 13851│ 2099│ 27│ 2│ 2│ 4│ │ 10│ 14│ 20│ 189│
│ │ │ │ │ │раина│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
└─┴──────┴──────┴────┴─────┴─────┴───────┴──────┴─────┴──────┴─────┴────┴─────┴──────┴────┴────┴─────┘
Под совокупным платежом понимается сумма налога на имущество при ставке 0,1% инвентаризационной стоимости и земельного налога.
Размер платежей - годовой.
Таблица 2
СТРУКТУРА НАЛОГООБЛАГАЕМОЙ БАЗЫ НАЛОГА
НА ИМУЩЕСТВО ДЛЯ НЕКОТОРЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
┌─┬──────────────────────┬─────────┬─────────┬─────────┬─────────┐
│ │ Основная сфера │Остаточ- │Остаточ- │Остаточ- │Доля │
│ │ деятельности │ная стои-│ная стои-│ная стои-│недвижи- │
│ │ предприятия │мость │мость со-│мость │мого иму-│
│ │ │зданий, │оружений,│прочего │щества в │
│ │ │тыс. руб-│тыс. руб-│имущест- │налогооб-│
│ │ │лей │лей │ва, тыс. │лагаемой │
│ │ │ │ │рублей │базе │
├─┼──────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│1│Розничная торговля │ 5538 │ 0 │ 6537 │ 46% │
├─┼──────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│2│Оптово - розничная │ 4155 │ 0 │ 11460 │ 27% │
│ │торговля │ │ │ │ │
├─┼──────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│3│Связь │ 23273 │ 9448 │ 78961 │ 29% │
├─┼──────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│4│Пищевая промышленность│ 14746 │ 4171 │ 4724 │ 80% │
├─┼──────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│5│Электроника │ 2768 │ 0 │ 2266 │ 55% │
└─┴──────────────────────┴─────────┴─────────┴─────────┴─────────┘
Примечание к таблице 2. Несмотря на существенную зависимость доли недвижимости в составе имущества от отраслевой принадлежности предприятия, структура базы налога на имущество сильно различается даже в пределах отрасли (см., например, торговля).
Таблица 3
ИЗМЕНЕНИЕ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ ПЕРЕХОДА К НАЛОГУ
НА НЕДВИЖИМОСТЬ В Г. НОВГОРОДЕ
┌─┬──────────────┬────┬───────┬─────┬───────┬─────┬──────┬─────┬──────┬─────┐
│N│ Отрасль │Пло-│Оценка │Пло- │Оценка │Сумма│Сумма │Сумма│Сум- │Отно-│
│ │ │щадь│рыноч- │щадь │рыноч- │нало-│налога│зе- │марные│шение│
│ │ │зда-│ной │зем- │ной │га на│на │мель-│плате-│теку-│
│ │ │ний,│стои- │ли, │стои- │не- │имуще-│ного │жи по │щих │
│ │ │кв. │мости │кв. м│мости │дви- │ство │нало-│зе- │пла- │
│ │ │м │зданий,│ │земли, │жимо-│по │га в │мель- │тежей│
│ │ │ │руб. │ │руб. │сть, │расче-│1998 │ным │к │
│ │ │ │ │ │ │руб. │ту за │году,│нало- │пла- │
│ │ │ │ │ │ │ │1998 │руб- │гам, │тежам│
│ │ │ │ │ │ │ │год, │лей │рублей│по │
│ │ │ │ │ │ │ │рублей│ │ │нало-│
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │гу на│
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │не- │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │дви- │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │жи- │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │мость│
├─┼──────────────┼────┼───────┼─────┼───────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┤
│1│Машиностроение│2660│ 957227│13317│ 862942│36403│ 52782│20400│ 73182│ 2,01│
├─┼──────────────┼────┼───────┼─────┼───────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┤
│2│Строительство │2116│2262177│ 5169│ 500993│55263│ 48249│ 8187│ 56436│ 1,02│
├─┼──────────────┼────┼───────┼─────┼───────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┤
│3│Полиграфия │4328│2411628│ 7879│1089693│70026│129974│12420│142394│ 2,03│
└─┴──────────────┴────┴───────┴─────┴───────┴─────┴──────┴─────┴──────┴─────┘
Приложение 3
ЦЕЛИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТА
Проблемы, обусловившие необходимость эксперимента
Существующая система управления и налогообложения недвижимости не обеспечивает реализации ее доходного потенциала - большая часть доходов от сделок с недвижимостью проходит через теневой сектор. Налогооблагаемая база деформирована - стоимость фальсифицируется, механизмов контроля нет, это источник коррупции и криминала. Налоговое бремя смещено на те сектора и субъекты экономической деятельности, которые нуждаются в стабильности, работают легально и "привязаны" к основным средствам - в первую очередь, это относится к производителям продукции. Они же являются главными жертвами нестабильной и нерациональной системы налогообложения земель.
Частые и слабо предсказуемые изменения в условиях платы за землю подрывают инвестиционные процессы. Так, инвестиции в реальный сектор требуют не менее 2 - 5 лет, в развитие территории - 5 - 10 лет, за этот период происходит многократное изменение ставок платы за землю (налога и арендной платы), само по себе способное разорить инвестора. Только самым крупным, как правило иностранным, компаниям удается добиться эксклюзивных условий, не всегда выгодных для территории (например, долгосрочная аренда с фиксированной ставкой или предоплатой за весь срок). Отечественные же организации, даже крупные, не могут рассчитывать на стабильность платы за землю. Для предпринимателя возможность вложений в недвижимость практически напрямую зависит от отношений с властью. В результате деньги либо уходят из региона, либо используются через теневые каналы, избегая налогообложения. Таким образом, рынок недвижимости развивается крайне дисфункционально, являясь полем теневых взаимодействий и не обеспечивая сколько-нибудь заметных доходов бюджетов.
Цели эксперимента - стимулировать производство путем постепенного переноса налогового бремени с активной части основных фондов и оборотных средств на пассивную часть - здания и землю; добиться более справедливого распределения бремени - чем лучше и дороже объект, тем больше налога он дает в бюджет; стимулировать рациональное и эффективное использование городских земель; обеспечить стабильные собственные доходы бюджета и средства для финансирования развития территории.
Концепция эксперимента, с учетом изменений за 1998 год
Налог на недвижимость должен в конечном счете заменить налоги на имущество как физических лиц, так и предприятий, и налог на землю. Однако переход к новому налогу будет осуществляться поэтапно, по мере развития рынка недвижимости и расширения налоговой базы и формирования социально - экономических условий переноса налоговой нагрузки на крупных землепользователей и население. Законодательное закрепление переходного периода обеспечит возможность учитывать особенности каждой территории и избежать стрессовых эффектов, которые могли бы сорвать эксперимент.
В рамках эксперимента осуществляется переход к налогообложению недвижимости по рыночной стоимости, оценка которой производится по единой методике, утвержденной представительными органами власти. Это, во-первых, способствует достижению справедливости налогообложения - чем лучше владение, тем больше денег отчисляется на нужды сообщества. Таким образом, общество и власть становятся напрямую заинтересованными в увеличении стоимости недвижимости, находящейся в собственности или пользовании субъектов, и развитии цивилизованного рынка.
Во-вторых, это позволит закрепить ставки и обеспечить предсказуемость налоговых сборов. Соответственно, субъекты деятельности получат возможность планировать расходы и оптимизировать правовой режим объекта недвижимости, выбирать между собственностью и арендой. Власти, в свою очередь, смогут максимизировать совокупный доход (разовые плюс регулярные платежи) от недвижимости путем регулирования условий перехода от аренды к собственности. Оценка рыночной стоимости, учитывая кризисное состояние рынка, будет при этом лишь одним из ориентиров для установления цены выкупа наряду с другими целями и ограничениями.
В-третьих, плата, основанная на реальной стоимости, заставит землепользователей или вкладывать и эффективно эксплуатировать недвижимость, или отказываться от нее. Наконец, в-четвертых, фискальная функция может быть в полной мере реализована по мере того, как начнется рост рыночной стоимости недвижимости. Только тогда, на базе развития легализованного рынка недвижимости, город получит стабильный источник собственных доходов и возможность финансировать развитие территории.
Сроки эксперимента. Введение налога потребовало подготовительных работ, которые не могли осуществляться без должной законодательной основы и в полной мере развернулись после принятия федерального закона в 1997 году. Согласование изменений в федеральный закон об эксперименте, обеспечивающих продление его действия и возможность мягкого перехода к новому налогу, к началу 1999 года не завершены.
С тем, чтобы избежать выпадения доходов бюджетов, необходимо замещение налога на имущества предприятий увязать с ростом платежеспособности и налоговой нагрузки населения и увеличением рыночной стоимости недвижимости. Учитывая состояние экономики и политическую нестабильность, развитие спроса на недвижимость потребует времени, при этом необходимо регулировать предложение, не допуская снижения цен. Ставки платы за землю, при их кажущейся доступности, уже сегодня провоцируют землепользователей, в первую очередь производителей, отказываться от излишков территории. Однако эти земли оказываются невостребованными даже по бросовым ценам. Поэтому необходимо обеспечить постепенность изменений, избежать "выталкивания" низкоплатежеспособных с рынка, поскольку это спровоцирует рост предложения и падение цен. Кроме того, следует отработать механизм, обеспечивающий высокую собираемость налога.
Таким образом, завершение эксперимента, то есть возможность сделать вывод о том, способен ли переход к налогу на недвижимость решить задачи наполнения бюджета при одновременном снижении бремени товаропроизводителей и соблюдении жестких социальных ограничений, наступит не ранее, чем через 5 лет с момента введения налога на недвижимость, то есть в 2003 году.
Приложение 4
┌──────────────────────────┐
│УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА│
┌───┤К ВЛОЖЕНИЯМ В НЕДВИЖИМОСТЬ│
│ └──────────────────────────┘
1999 - 2000 гг.│
┌──────────────┘
│
├─────────── СТАБИЛЬНОСТЬ УСЛОВИЙ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ,
│ РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗАСТРОЙКИ
│
├─────────── ПРИЕМЛЕМЫЙ УРОВЕНЬ И ПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ
│
├─────────── ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И ГАРАНТИИ ПРАВ СОБСТВЕННИКОВ,
│ АРЕНДАТОРОВ, ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
│
└─────────── ПРОЗРАЧНОСТЬ И СТАБИЛЬНОСТЬ ПРАВИЛ ИГРЫ
│
│
2000 - 2001 гг. V
┌──────────────┴─────────────────┐
│ПОВЫШЕНИЕ СПРОСА НА НЕДВИЖИМОСТЬ│
└──────────────┬─────────────────┘
│ ┌───────────────────┐
V V │
2001 - 2003 гг. ┌─────────┴──────────┴──┐ │
┌──────────┐ ┌────┤РОСТ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ│ ┌───────────┐ │
│УНИФИКАЦИЯ│ │ └─────────┬─────────────┘ │УВЕЛИЧЕНИЕ │ │
│УСЛОВИЙ │<──┘ │ │НАЛОГОВОЙ │ │
│ЗЕМЛЕПОЛЬ-│ │ │НАГРУЗКИ НА│ │
│ЗОВАНИЯ ├────────┐ │ ┌───────┤НАСЕЛЕНИЕ │ │
└──────────┘ V V V └───────────┘ │
2002 - 2003 гг. │ │ │ │
┌───┴─────────┴────────┴────────┐ │
│УВЕЛИЧЕНИЕ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТ│ │
└──────┬──────┬─────────────────┘ │
┌───────────┐ │ │ │
│ЗАМЕЩЕНИЕ │ │ │ │
│НАЛОГА НА │<─────────┘ │ │
│ИМУЩЕСТВО │ │ │
│ПРЕДПРИЯТИЙ│ │ │
└───────────┘ V │
2003 г. │ │
┌──────────┴───────────────┐ │
│ФИНАНСИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ И ├──────────────┘
│БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ│
└──────────────────────────┘
Приложение 5
РАСХОДЫ НА СОЗДАНИЕ РЕЕСТРА НЕДВИЖИМОСТИ
ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
(в ценах 1997 г., в деноминированных рублях)
┌──────────────────┬──────────────────────┬──────────────────────┐
│ Этапы работы │ Новгород │ Тверь │
│ ├──────┬───────┬───────┼──────┬───────┬───────┤
│ │коли- │затраты│суммар-│коли- │затраты│суммар-│
│ │чество│в рас- │ные за-│чество│в рас- │ные за-│
│ │объек-│чете на│траты, │объек-│чете на│траты, │
│ │тов │1 объ- │руб. │тов │1 объ- │руб. │
│ │ │ект, │ │ │ект, │ │
│ │ │руб. │ │ │руб. │ │
├──────────────────┼──────┼───────┼───────┼──────┼───────┼───────┤
│Организация пере- │ │ │ │ │ │ │
│учета недвижимости│ │ │ │ │ │ │
│(подготовка форм │ │ │ │ │ │ │
│учета, планшетов и│ │ │ │ │ │ │
│др.) │122000│ 0,22 │ 26840│186000│ 1,0 │ 186000│
├──────────────────┼──────┼───────┼───────┼──────┼───────┼───────┤
│Сбор данных из ар-│ │ │ │ │ │ │
│хивов │116000│ 0,52 │ 60320│186000│ 0,9 │ 167400│
├──────────────────┼──────┼───────┼───────┼──────┼───────┼───────┤
│Ввод данных │122000│ 0,16 │ 19520│186000│ 0,6 │ 111600│
├──────────────────┼──────┼───────┼───────┼──────┼───────┼───────┤
│Натурные инспекти-│ │ │ │ │ │ │
│рования │ 13500│ 66,54 │ 898290│ 37000│ 21,0 │ 777000│
├──────────────────┼──────┼───────┼───────┼──────┼───────┼───────┤
│Разработка методи-│ │ │ │ │ │ │
│ки оценки │122000│ 1,4 │ 170800│186000│ 1,07│ 204600│
├──────────────────┼──────┼───────┼───────┼──────┼───────┼───────┤
│Камеральный и на- │ │ │ │ │ │ │
│турный контроль │ │ │ │ │ │ │
│качества оценки │ 18408│ 2,6 │ 47861│ <*> │ <*> │ <*> │
├──────────────────┼──────┼───────┼───────┼──────┼───────┼───────┤
│Прочие расходы │ │ │ 215100│ │ │ 210000│
├──────────────────┼──────┼───────┼───────┼──────┼───────┼───────┤
│ИТОГО: │122000│ 11,793│1438731│186000│ 8,9 │1656600│
└──────────────────┴──────┴───────┴───────┴──────┴───────┴───────┘
--------------------------------
<*> Доработка методики и контроль качества оценки нежилых объектов перенесены на 1999 год.
В расходы на создание реестра не включены затраты на программно - техническое обеспечение, разрабатываемое городами на протяжении нескольких лет для решения смежных задач, а также затраты на методическое сопровождение, осуществляемое за счет средств технической помощи АМР США. В целом около 50 процентов расходов на создание реестра было профинансировано за счет средств городов Новгорода и Твери.
СТРУКТУРА ЗАТРАТ ПРИ СОЗДАНИИ РЕЕСТРА НЕДВИЖИМОСТИ
ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Переучет недвижимости 40%
Программно - техническое обеспечение 10%
Переоценка 20%
Методическое сопровождение 15%
Прочие расходы 15%
Приложение 6
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА
В ГОРОДАХ НОВГОРОДЕ И ТВЕРИ
┌──┬───────────────────────┬─────┬───────┬───────┬───────┬───────┐
│N │ │1999 │ 2000 │ 2001 │ 2002 │ 2003 │
│ │ ├─┬─┬─┼─┬─┬─┬─┼─┬─┬─┬─┼─┬─┬─┬─┼─┬─┬─┬─┤
│ │ │2│3│4│1│2│3│4│1│2│3│4│1│2│3│4│1│2│3│4│
├──┼───────────────────────┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┤
│1 │Согласование сценария │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │перехода на весь период│>│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │в целом, по направлени-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ям │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├──┼───────────────────────┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┤
│2 │Отработка процедуры об-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │жалования учетных ха- │>│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │рактеристик и оценки │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├──┼───────────────────────┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┤
│3 │Согласования бюджетных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │отношений на последую- │ │>│ │ │ │>│ │ │ │>│ │ │ │>│ │ │ │>│ │
│ │щий период │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├──┼───────────────────────┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┤
│4 │Анализ и согласование │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │политики землепользова-│ │─┼─┼─┼─┼─┼>│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ния на весь период экс-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │перимента │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├──┼───────────────────────┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┤
│5 │Уточнение учетных и │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │правовых характеристик │─┼─┼─┼─┼─┼─┼>│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │объектов │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├──┼───────────────────────┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┤
│6 │Проведение переоценки │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │объектов │ │>│ │ │ │>│ │ │ │>│ │ │ │>│ │ │ │>│ │
├──┼───────────────────────┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┤
│7 │Анализ последствий вве-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │дения налога, уточнение│ │ │>│ │ │ │>│ │ │ │>│ │ │ │>│ │ │ │>│
│ │деталей эксперимента на│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │последующий период │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├──┼───────────────────────┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┤
│8 │Отработка механизмов │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │администрирования нало-│ │ │─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼>│
│ │га на недвижимость │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├──┼───────────────────────┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┤
│9 │Координация методик оп-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ределения платы за │─┼─┼>│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │найм, арендной платы за│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │нежилые помещения и │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │оценки для налогообло- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │жения │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├──┼───────────────────────┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┤
│10│Переход к установлению │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │арендной платы за землю│ │ │─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼>│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │в % от рыночной стои- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │мости │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├──┼───────────────────────┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┤
│11│Согласование политики │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │регулирования земельных│ │─┼>│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │отношений │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├──┼───────────────────────┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┤
│12│Определение условий пе-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │редачи прав на землю │ │ │ │─┼─┼─┼>│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├──┼───────────────────────┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┤
│13│Поэтапное сближение │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │аренды и налога в части│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │земли для разных типов │ │ │ │ │ │ │ │─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼>│
│ │использования │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├──┼───────────────────────┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┤
│14│Завершение перехода от │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │трех налогов к единому │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │>│
│ │налогу на недвижимость │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
└──┴───────────────────────┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┘
Приложение 7
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ, ПРИНЯТИЕ
КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО В 1999 ГОДУ
┌───────────────────────────────────────────────┬────────────────┐
│ Нормативное правовое обеспечение │ Сроки │
│ │(начало - конец)│
├───────────────────────────────────────────────┼────────────────┤
│Закон Российской Федерации │ │
│ │ │
│ "О внесении изменений и дополнений в │ март 1999 │
│ Федеральный закон "О проведении эксперимента │ │
│ по налогообложению недвижимости в городах │ │
│ Новгороде и Твери" │ │
├───────────────────────────────────────────────┼────────────────┤
│Законы соответствующих субъектов Российской │ │
│Федерации │ │
│ │ │
│ "О проведении эксперимента по налогообложению│ апрель - май │
│ недвижимости в городе Новгороде" │ 1999 │
│ │ │
│ "О проведении эксперимента по налогообложению│ апрель - июнь │
│ недвижимости в городе Твери" │ 1999 │
│ │ │
├───────────────────────────────────────────────┼────────────────┤
│Решения представительных органов местного │ │
│самоуправления │ │
│ │ │
│ Положение "О порядке ведения реестра │ март 1999 │
│ недвижимости для целей налогообложения" │ │
│ (для Твери) │ │
│ │ │
│ Положение "О налоге на недвижимость" │ июнь 1999 │
│ │ │
│ Положение "О переходном периоде" │ июнь 1999 │
│ │ │
│ Положение "О методике оценки недвижимости │февраль - апрель│
│ для целей налогообложения" │ 1999 │
│ │ │
│ Положение "Об обжаловании учета и оценки" │ июнь 1999 │
└───────────────────────────────────────────────┴────────────────┘
Кроме того, необходимо внести изменения и дополнения в отдельные законодательные акты Российской Федерации и разработать инструкции о порядке исчисления и сбора налога на недвижимость.