ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление ГД ФС РФ от 25.10.2001 N 2019-III ГД "О проекте Федерального закона N 82461-3 "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" (вместе с письмом Президента РФ от 17.04.2001 N Пр-715)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2001 г. N 2019-III ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 82461-3
"ОБ УПРАВЛЕНИИ СРЕДСТВАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ (СТРАХОВАНИЯ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона N 82461-3 "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации", внесенный Президентом Российской Федерации, с учетом следующих концептуальных замечаний, которые должны быть реализованы при доработке указанного законопроекта ко второму чтению:
необходимости реорганизации Пенсионного фонда Российской Федерации в форме преобразования его в государственное учреждение;
определения субсидиарной ответственности Российской Федерации как собственника имущества, передаваемого в оперативное управление Пенсионного фонда Российской Федерации, по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации;
определения требований к принципам и порядку формирования органов управления Пенсионного фонда Российской Федерации, а также определения сроков их полномочий;
необходимости создания наблюдательного совета Пенсионного фонда Российской Федерации;
устранения имеющихся противоречий отдельных норм указанного законопроекта нормам законодательства Российской Федерации.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике в месячный срок со дня принятия настоящего Постановления.
3. Комитету Государственной Думы по труду и социальной политике доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
17 апреля 2001 года N Пр-715
------------------------------------------------------------------
ПИСЬМО
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с пунктом "г" статьи 84 Конституции Российской Федерации вношу на рассмотрение Государственной Думы проекты федеральных законов "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации".
Распоряжение о назначении официального представителя Президента Российской Федерации прилагается <*>.
--------------------------------
<*> Не приводится.
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
17 апреля 2001 года
N Пр-715
Проект
N 82461-3
Вносится Президентом
Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ УПРАВЛЕНИИ СРЕДСТВАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ (СТРАХОВАНИЯ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 1. Государственное пенсионное обеспечение (страхование) в Российской Федерации (далее - государственное пенсионное обеспечение (страхование)), включая назначение, перерасчет и выплату государственных трудовых и социальных пенсий, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственных трудовых и социальных пенсиях, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами, составляющими единую централизованную систему органов управления средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования).
Статья 2. Считать самостоятельное финансово - кредитное учреждение - Пенсионный фонд Российской Федерации (России) преобразованным в некоммерческую организацию - Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - Фонд), - созданную Российской Федерацией в целях государственного пенсионного обеспечения (страхования) граждан.
Территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации (России), включая региональные отделения, преобразуются в территориальные органы Фонда (учреждения), которые являются юридическими лицами.
Фонд является правопреемником Пенсионного фонда Российской Федерации (России) по всем правам и обязательствам, в том числе по трудовым договорам (контрактам).
Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О некоммерческих организациях", настоящим Федеральным законом, иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Вопросы создания Фонда, его деятельности, а также ликвидации и правопреемства находятся в ведении Российской Федерации.
Фонд управляет средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) (государственным внебюджетным фондом денежных средств, направляемых на социальное обеспечение), а также иным имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном пенсионном обеспечении (страховании) и настоящим Федеральным законом.
Средства государственного пенсионного обеспечения (страхования) являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.
Бюджет государственного пенсионного обеспечения (страхования) и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно федеральными законами.
Фонд наделяется Российской Федерацией имуществом, используемым в целях финансового и материально - технического обеспечения текущей деятельности Фонда и его территориальных органов. Имущество, передаваемое Фондом его территориальным органам в целях обеспечения их текущей деятельности, закрепляется за ними Фондом на праве оперативного управления.
Имущество Фонда, используемое в целях финансового и материально - технического обеспечения текущей деятельности Фонда и его территориальных органов, учитывается отдельно от средств государственного пенсионного обеспечения (страхования). Смета расходов на финансовое и материально - техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов утверждается ежегодно федеральным законом в составе бюджета государственного пенсионного обеспечения (страхования) на очередной финансовый год.
Сделки, совершаемые с имуществом Фонда, используемым в целях финансового и материально - технического обеспечения текущей деятельности Фонда и его территориальных органов, совершаются Фондом самостоятельно и от собственного имени.
Фонд и его территориальные органы не могут являться учредителями (участниками) коммерческих организаций любой организационно - правовой формы.
По обязательствам, вытекающим из отношений по государственному пенсионному обеспечению (страхованию) не может быть обращено взыскание на имущество Фонда, используемое в целях финансового и материально - технического обеспечения текущей деятельности Фонда и его территориальных органов.
По обязательствам Фонда, не вытекающим из отношений по государственному пенсионному обеспечению (страхованию), не может быть обращено взыскание на средства государственного пенсионного обеспечения (страхования).
Фонд может быть реорганизован или ликвидирован на основании соответствующего федерального закона, определяющего порядок реорганизации (ликвидации) Фонда и использования его имущества.
Центральными органами Фонда являются правление Фонда и исполнительная дирекция Фонда.
Фонд является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.
Фонд вправе иметь расчетные и иные счета в Центральном банке Российской Федерации, а также счета в иных банках, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.
Местонахождение центральных органов Фонда - город Москва.
Статья 3. Задачами Фонда являются:
назначение, перерасчет и выплата государственных пенсий, включая организацию их доставки и пересылки, а также методическое обеспечение указанной деятельности;
организация и ведение единого федерального банка данных, содержащего сведения о пенсионерах;
организация и ведение единого государственного банка данных, содержащего сведения о плательщиках, уплачивающих обязательные платежи на государственное пенсионное обеспечение (страхование) в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - обязательные платежи);
организация учета обязательных платежей;
регистрация плательщиков обязательных платежей;
организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования";
капитализация средств государственного пенсионного обеспечения (страхования);
участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан;
осуществление экспертизы проектов нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Фонда;
ведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Фонда;
изучение и обобщение практики применения нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Фонда, разработка и внесение в установленном порядке предложений по совершенствованию законодательства в области государственного пенсионного обеспечения (страхования);
проведение научно - исследовательских работ и подготовка специалистов в области государственного пенсионного обеспечения (страхования);
осуществление международного сотрудничества от имени Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Фонда, участие в разработке и реализации в установленном порядке международных договоров Российской Федерации по вопросам, касающимся пенсионного обеспечения.
Статья 4. Средства государственного пенсионного обеспечения (страхования) формируются за счет:
обязательных платежей;
отчислений из федерального бюджета на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям; на выплату социальных пенсий; на выплату в связи с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; на выплату пенсий, назначенных по Закону Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", в части, касающейся включения в трудовой стаж, дающий право на пенсию, периодов, не связанных с уплатой обязательных платежей; на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий, финансируемых из федерального бюджета; на расходы, связанные с досрочным выходом на пенсию безработных граждан;
штрафных санкций и пеней;
доходов от размещения временно свободных средств государственного пенсионного обеспечения (страхования);
добровольных взносов физических и юридических лиц;
иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Статья 5. Средства государственного пенсионного обеспечения (страхования) направляются:
на выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации государственных пенсий гражданам, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;
органам социальной защиты населения для оказания материальной помощи пожилым и нетрудоспособным гражданам;
на финансовое и материально - техническое обеспечение текущей деятельности Фонда (включая содержание его центральных органов);
на финансовое и материально - техническое обеспечение деятельности территориальных органов Фонда (включая их содержание);
на иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации о государственном пенсионном обеспечении (страховании).
Контроль за расходованием средств государственного пенсионного обеспечения (страхования) осуществляется Счетной палатой Российской Федерации.
Статья 6. Руководство Фондом осуществляет правление Фонда.
Состав правления Фонда формируется из лиц, входящих в него по должности (председатель правления Фонда, его заместители, исполнительный директор Фонда), лиц, представительствующих в нем на постоянной основе (представители Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации), а также лиц, представительствующих в нем на основе ротации (семь представителей от территориальных органов Фонда). Ротация членов правления Фонда осуществляется не чаще одного раза в год.
Председатель правления Фонда назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации, а его заместители - Правительством Российской Федерации.
Персональный состав правления Фонда, за исключением лиц, входящих в него по должности, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению председателя правления Фонда.
Решения правления Фонда оформляются постановлениями.
Заседания правления Фонда созываются по инициативе председателя правления Фонда или не менее чем одной трети членов правления Фонда по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца.
Правление Фонда правомочно принимать решения, если на заседании присутствует не менее половины его членов. Решения правления Фонда принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих. При равенстве голосов голос председательствующего на заседании правления Фонда является решающим.
Заседание правления Фонда ведет председатель правления Фонда, а в случае его отсутствия - уполномоченный им член правления Фонда.
Протокол заседания правления Фонда подписывается председательствующим. Мнение членов правления Фонда, при голосовании оставшихся в меньшинстве, заносится по их требованию в протокол.
Правление Фонда:
осуществляет контроль за целевым расходованием средств государственного пенсионного обеспечения (страхования);
определяет перспективные и текущие задачи Фонда;
принимает решения о создании (реорганизации) и ликвидации территориальных органов Фонда;
утверждает сметы расходов территориальных органов Фонда, отчеты об их исполнении;
утверждает структуру и штатное расписание исполнительной дирекции Фонда, территориальных органов Фонда, аппарата ревизионной комиссии Фонда;
назначает на должность и освобождает от должности исполнительного директора Фонда и его заместителей, председателя ревизионной комиссии Фонда и его заместителей, руководителей территориальных органов Фонда;
утверждает положения об исполнительной дирекции Фонда, территориальных органах Фонда, ревизионной комиссии Фонда и ее аппарате;
издает в пределах своей компетенции акты по вопросам, относящимся к деятельности Фонда. Издаваемые Фондом акты, которые имеют нормативный характер, подлежат государственной регистрации и обязательному официальному опубликованию в порядке, установленном для государственной регистрации и опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;
несет ответственность за выполнение Фондом своих задач;
назначает аудитора Фонда;
решает другие вопросы, относящиеся к компетенции Фонда.
Статья 7. Текущую деятельность Фонда обеспечивает постоянно действующий исполнительный орган - исполнительная дирекция Фонда.
Работой исполнительной дирекции Фонда руководит исполнительный директор Фонда.
Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции Фонда и территориальных органов Фонда образуется ревизионная комиссия Фонда.
Статья 8. В целях установления достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности Фонда и соответствия совершенных им финансовых и хозяйственных операций нормативным правовым актам Российской Федерации ежегодно проводится аудиторская проверка Фонда.
Статья 9. На служащих Фонда, за исключением технического персонала, распространяются ограничения, установленные федеральным законом для федеральных государственных служащих.
Статья 10. Признать утратившим силу Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, N 5, ст. 180).
Статья 11. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТАМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ "ОБ УПРАВЛЕНИИ
СРЕДСТВАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
(СТРАХОВАНИЯ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ УПРАВЛЕНИИ СРЕДСТВАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (СТРАХОВАНИЯ)
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Проектом Федерального закона "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" предусматривается преобразование Пенсионного фонда Российской Федерации из финансово - кредитного учреждения в некоммерческую организацию.
Законопроектом предусматривается также расширение задач Фонда. В частности, Фонду передаются функции назначения, перерасчета и выплаты государственных пенсий. В целях совершенствования учета получателей государственных пенсий законопроектом предусматривается организация и ведение единого федерального банка данных, содержащего сведения о пенсионерах.
В законопроекте уточнены источники формирования средств государственного пенсионного обеспечения (страхования) в связи с введением единого социального налога, а также более детально определены направления целевых расходов, осуществляемых за счет этих средств.
Законопроектом определена организационная структура Фонда: правление Фонда, осуществляющее руководство Фондом, и исполнительная дирекция, обеспечивающая текущую деятельность Фонда.
Кроме финансового контроля за деятельностью Фонда, осуществляемого Счетной палатой Российской Федерации, в целях установления достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности Фонда и соответствия совершенных Фондом финансовых и хозяйственных операций нормативным правовым актам Российской Федерации законопроектом предусматривается ежегодное проведение аудиторской проверки Фонда.
Законодательно закрепляется государственная регистрация издаваемых Фондом актов, затрагивающих права и обязанности граждан, устанавливающих правовой статус организаций или носящих межведомственный характер.
Реализация законопроекта не требует дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
Проектом Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" вносятся изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Кроме того, учитывая специфику Фонда и возложение на него функций по управлению федеральной собственностью вносятся дополнение и изменение в Федеральный закон "О некоммерческих организациях".