ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление ГД ФС РФ от 27.01.1995 N 506-1 ГД "О проекте Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (вместе с письмом Президента РФ от 09.09.1994 N Пр-1246)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 1995 г. N 506-1 ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РСФСР "О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ
МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", внесенный Президентом Российской Федерации.
2. Направить указанный законопроект в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации для внесения поправок.
Поправки представляются в Комитет Государственной Думы по экономической политике до 15 февраля 1995 года.
3. Комитету Государственной Думы по экономической политике до 26 февраля 1995 года доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
И.П.РЫБКИН
ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 сентября 1994 г. N Пр-1246
В соответствии с пунктом "г" статьи 84 Конституции Российской Федерации вношу проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В
ЗАКОН РСФСР "О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ"
Статья 1. Внести в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 16, ст. 499; 1992, N 32, ст. 1882; 1992, N 34, ст. 1966) следующие изменения и дополнения:
1) в названии и по тексту Закона слово: "РСФСР" заменить словами: "Российская Федерация", слова: "республиканский товарный рынок" и "местный товарный рынок" заменить словами: "товарный рынок", слова: "органы власти и управления" заменить словами: "федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления", слова: "Совет Министров" заменить словами: "Правительство", слова: "Антимонопольный комитет РСФСР", "территориальное управление" заменить словами: "федеральный антимонопольный орган", "территориальный орган".
2) дополнить Закон статьей 1.1 следующего содержания:
"Статья 1.1. Антимонопольное законодательство
Антимонопольное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона, издаваемых в соответствии с ним иных законодательных актов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации.";
3) в статье 2:
а) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Закон не распространяется на отношения, регулируемые нормами правовой охраны промышленной собственности, товарных знаков и авторских прав за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.";
б) пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в антимонопольном законодательстве Российской Федерации, то применяются правила международного договора.";
4) статью 3 изложить в следующей редакции:
"Статья 3. Система антимонопольных органов
1. Для проведения государственной политики по развитию товарных рынков и конкуренции, ограничению монополистической деятельности и пресечению недобросовестной конкуренции образуется федеральная система антимонопольных органов.
2. Федеральную систему антимонопольных органов составляют:
федеральный орган по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (далее - федеральный антимонопольный орган);
территориальные антимонопольные органы (далее - территориальные органы).
3. Руководитель федерального антимонопольного органа назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
4. Основные задачи, функции, полномочия и ответственность федерального антимонопольного органа определяются настоящим Законом и иными законодательными актами Российской Федерации.
5. Территориальные органы подведомственны федеральному антимонопольному органу и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе положения, утверждаемого федеральным антимонопольным органом.";
5) статью 4 изложить в следующей редакции:
"Статья 4. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие понятия:
товар - продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи или обмена;
взаимозаменяемые товары - группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг другом в процессе потребления (производства);
товарный рынок - сфера обращения товара, не имеющего заменителей или взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами;
хозяйствующие субъекты - российские и иностранные коммерческие организации и некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, и индивидуальные предприниматели;
конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю;
доминирующее положение - исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 процентов и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение вышеуказанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65 процентов, если это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности доли рынка хозяйствующего субъекта, относительного размера долей рынка, принадлежащих конкурентам, возможности новых конкурентов работать на соответствующем товарном рынке или иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 процентов;
монополистическая деятельность - противоречащие антимонопольному законодательству действия хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) причиняющие ущерб потребителю;
группа лиц - совокупность юридических и (или) физических лиц, один из которых имеет возможность контролировать деятельность другого (других) юридического лица (лиц) путем владения акциями (паями, долями) или располагая другими средствами решающего воздействия на принимаемые им решения. При оценке доминирующего положения группа лиц рассматривается как единый хозяйствующий субъект.";
6) в статье 5:
а) в пункте 1:
абзац второй после слов: "на рынке либо" дополнить словом: "значительного";
в абзаце третьем слова: "жилых домов, квартир" заменить словами: "иного движимого и недвижимого имущества, имущественных прав";
дополнить пункт абзацем следующего содержания:
"установление монопольно высоких (низких) цен";
б) пункт 2 после слов: "будут способствовать" дополнить словом: "существенному";
7) в статье 6:
а) в абзаце первом пункта 1 слова: "занимающих в совокупности доминирующее положение" заменить словами: "имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 процентов";
б) в пункте 3 слова: "указанные в п. п. 1 и 2 настоящей статьи" заменить словами: "указанные в пункте 1 настоящей статьи", а слова: "будут способствовать насыщению" заменить словами: "будут способствовать существенному насыщению";
8) в статье 7:
а) в пункте 1:
в абзаце пятом слова: "без учета" заменить словами: "за исключением";
в абзаце седьмом слова: "отдельным хозяйствующим субъектам" заменить словами: "отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам";
дополнить пункт абзацем следующего содержания:
"Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, принимающие решения о предоставлении льгот отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, обязаны согласовывать проекты указанных решений с федеральным антимонопольным органом (территориальным органом).";
б) в пункте 2:
слова: "структур государственного управления" заменить словами: "федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации";
дополнить пункт абзацем следующего содержания:
"Запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.";
9) статью 9 исключить;
10) в статье 11:
а) абзац шестой пункта 2 изложить в следующей редакции:
"контролирует приобретение обыкновенных акций (паев, долей), которое может привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов либо существенному ограничению конкуренции";
б) пункт 3 после слов: "создаются и действуют" дополнить словами: "научно-исследовательский институт и";
в) пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Для финансирования мероприятий по развитию конкуренции и поддержки предпринимательства, демонополизации и ограничению монополистической деятельности при федеральном антимонопольном органе за счет средств федерального бюджета образуется Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции. Положение о Фонде утверждается Правительством Российской Федерации.
Общее руководство деятельностью фонда осуществляется наблюдательным советом, состоящим из представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, который по должности возглавляется руководителем федерального антимонопольного органа.
Состав наблюдательного совета утверждается Правительством Российской Федерации.";
11) в статье 12:
а) изложить название статьи в следующей редакции:
"Статья 12. Полномочия федерального антимонопольного органа (территориального органа)";
б) абзац первый изложить в следующей редакции:
"Федеральный антимонопольный орган (территориальный орган) вправе:";
в) в абзаце втором слова: "настоящего Закона" и "настоящему Закону" заменить соответственно словами: "антимонопольного законодательства" и "антимонопольному законодательству", слова: "об их принудительном разделении" заменить словами: "об их принудительном разделении (выделении)";
г) в абзаце третьем слова: "настоящему Закону" заменить словами: "антимонопольному законодательству", а слова: "органам управления" заменить словами: "федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления";
д) абзацы четвертый и пятый изложить в следующей редакции:
"вносить в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предложения о введении или отмене лицензирования, об изменении таможенных тарифов, о введении или отмене квот, а также о предоставлении налоговых льгот, льготных кредитов и иных видов государственной поддержки;
принимать решения о привлечении к ответственности хозяйствующих субъектов и их должностных лиц, а также должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за нарушение антимонопольного законодательства";
е) абзац шестой после слов: "с исками и заявлениями" дополнить словами: "в том числе о расторжении или изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству";
ж) дополнить статью абзацем следующего содержания:
"осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.";
12) статью 13 изложить в следующей редакции:
"Статья 13. Право доступа к информации
Сотрудники федерального антимонопольного органа (территориального органа) в целях выполнения возложенных на них функций имеют право беспрепятственного доступа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также в коммерческие и некоммерческие организации и в их объединения, в другие организации и учреждения для ознакомления с необходимой информацией.";
13) в статье 14:
а) в названии статьи слова: "Антимонопольному комитету РСФСР" заменить словами: "федеральному антимонопольному органу (территориальному органу)";
б) слова: "органы управления" заменить словами: "федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления";
14) в названии статьи 15 слова: "Антимонопольного комитета РСФСР" заменить словами: "федерального антимонопольного органа (территориального органа)";
15) в статье 16:
а) название статьи изложить в следующей редакции:
"Статья 16. Содействие развитию товарных рынков, конкуренции и поддержка предпринимательства и демонополизации";
б) абзац первый после слова : "конкуренции" дополнить словами: "поддержка предпринимательства и демонополизации";
в) в абзаце втором слова: "на данный товарный рынок" заменить словами: "на рынок определенного товара";
г) из абзаца третьего исключить слова: "в том числе об установлении фиксированных цен на товары, производимые или реализуемые хозяйствующими субъектами, злоупотребляющими своим доминирующим положением";
д) абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"о создании и развитии параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет централизованных инвестиций и кредитов";
е) из абзаца пятого исключить слово: "дефицитных";
ж) абзац шестой изложить в следующей редакции:
"о привлечении иностранных инвестиций, создании предприятий с иностранными инвестициями и свободных экономических зон";
з) абзац восьмой изложить в следующей редакции:
"о внесении изменений в перечни видов деятельности, подлежащих лицензированию, и в порядок их лицензирования.";
и) дополнить статью частью второй следующего содержания:
"Федеральный антимонопольный орган (территориальный орган) организует разработку и реализацию федеральных и региональных программ демонополизации, программ развития конкуренции и поддержки предпринимательства.";
16) название раздела V изложить в следующей редакции:
"Раздел V. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА КОНЦЕНТРАЦИЕЙ
НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ";
17) статью 17 изложить в следующей редакции:
"Статья 17. Государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений
1. В целях предотвращения возможного злоупотребления коммерческими организациями доминирующим положением или существенного ограничения конкуренции федеральным антимонопольным органом (территориальным органом) осуществляется предварительный государственный контроль за:
созданием и преобразованием коммерческих организаций, если их уставный капитал превышает 30 тысяч минимальных размеров месячной оплаты труда либо коммерческая организация и (или) его учредители, имеющие совокупную долю на соответствующем товарном рынке свыше 35 процентов, работают (будут работать) на рынке одного и того же товара, а также объединений коммерческих организаций независимо от их организационно-правовой формы;
слиянием и присоединением коммерческих организаций, если сумма их активов по балансу превышает 30 тысяч минимальных размеров месячной оплаты труда либо реорганизуемые коммерческие организации имеют совокупную долю на соответствующем товарном рынке свыше 35 процентов, а также объединений коммерческих организаций, независимо от организационно-правовой формы;
ликвидацией и разделением государственных и муниципальных унитарных коммерческих организаций или акционерных обществ, 100 процентов акций которых находятся в государственной собственности, а также выделением из их состава отдельных структурных подразделений, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, за исключением случаев, когда ликвидация осуществляется по вступившему в законную силу решению арбитражного суда.
2. Увеличение уставного капитала (фонда) коммерческой организации сверх предельной величины, установленной в соответствии с п. 1 настоящей статьи, производится с согласия федерального антимонопольного органа (территориального органа).
3. В случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, лица или органы, принимающие решение о создании, реорганизации, ликвидации либо увеличении уставного капитала (фонда) коммерческих организаций, представляют в федеральный антимонопольный орган (территориальный орган) помимо документов, направляемых в регистрирующие органы в соответствии с законодательством Российской Федерации, ходатайство о даче согласия на создание, реорганизацию, ликвидацию либо об увеличении уставного капитала (фонда) коммерческих организаций, сведения об основных видах деятельности и объемах производимой продукции (работ, услуг) каждой из объединяющихся коммерческих организаций и (или) самой коммерческой организации. Федеральный антимонопольный орган (территориальный орган) вправе в пределах своей компетенции запрашивать иную информацию, необходимую для реализации своих полномочий.
Федеральный антимонопольный орган (территориальный орган) не позднее 30 дней с момента получения необходимых документов сообщает заявителю в письменной форме о принятом решении.
В случае возникновения необходимости указанный срок может быть увеличен федеральным антимонопольным органом (территориальным органом), но не более, чем на 15 дней.
4. Федеральный антимонопольный орган (территориальный орган) вправе отклонить ходатайство, если его удовлетворение может привести к доминирующему положению коммерческой организации и (или) ограничению конкуренции. Федеральный антимонопольный орган (территориальный орган) вправе удовлетворить ходатайство даже при возможности наступления указанных неблагоприятных последствий в случае, если это может способствовать существенному насыщению рынка, улучшению потребительских свойств товаров и повышению их конкурентоспособности.
5. В случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, государственная регистрация коммерческой организации при ее создании и реорганизации, а также исключение коммерческой организации из государственного реестра при ее ликвидации осуществляется регистрирующим органом только с предварительного согласия федерального антимонопольного органа (территориального органа).";
18) статью 18 изложить в следующей редакции:
"Статья 18. Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей в уставном капитале (фонде) коммерческих организаций
Приобретение одним юридическим или физическим лицом более 25 процентов акций (паев, долей) какой-либо коммерческой организации требует уведомления федерального антимонопольного органа (территориального органа) в 15-дневный срок.
С предварительного согласия федерального антимонопольного органа (территориального органа) осуществляется:
приобретение хозяйствующим субъектом (группой лиц), работающих на рынке определенного товара, более 25 процентов обыкновенных акций (паев, долей) коммерческой организации, работающей на рынок того же товара, если их совокупная доля на соответствующем товарном рынке превышает 35 процентов;
приобретение любым хозяйствующим субъектом (группой лиц) более 25 процентов обыкновенных акций (паев, долей) коммерческой организации, занимающей доминирующее положение;
приобретение любым хозяйствующим субъектом (группой лиц) более 25 процентов обыкновенных акций (паев, долей) коммерческой организации, если сумма их активов по балансу превышает 30 тысяч минимальных размеров месячной оплаты труда.
Федеральный антимонопольный орган (территориальный орган) вправе отказать в даче согласия на приобретение акций (паев, долей), если такое приобретение может привести к возникновению (усилению) доминирующего положения и (или) ограничению конкуренции. Федеральный антимонопольный орган (территориальный орган) вправе удовлетворить ходатайство даже при возможности наступления указанных неблагоприятных последствий в случае, если это может способствовать существенному насыщению рынков, улучшению потребительских свойств товаров и повышению их конкурентоспособности.
Положения части 1 настоящей статьи применяются также к случаям передачи пакетов обыкновенных акций (паев, долей) в доверительное управление (траст).
Сделка, совершенная в нарушение настоящей статьи, признается недействительной в порядке, установленном действующим законодательством";
19) дополнить Закон статьей 18.1 следующего содержания:
"Статья 18.1. Государственный контроль за иными способами концентрации на товарных рынках
Государственный контроль за иными способами концентрации на товарных рынках осуществляется федеральным антимонопольным органом (территориальным органом) в порядке, устанавливаемом законодательными актами Российской Федерации.";
20) статью 19 изложить в следующей редакции:
"Статья 19. Принудительное разделение коммерческих организаций и некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, или выделение из их состава отдельных структурных подразделений
1. В случае, когда коммерческие организации и некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, занимают доминирующее положение, систематически нарушают антимонопольное законодательство, федеральный антимонопольный орган (территориальный орган) вправе принять решение об их принудительном разделении или выделении из их состава отдельных структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции.";
2. Решение о принудительном разделении (выделении) коммерческой организации или некоммерческой организации, занимающейся предпринимательской деятельностью, принимается при наличии совокупности следующих условий:
возможности организационного и территориального обособления организаций, структурных подразделений или структурных единиц;
отсутствия тесной технологической взаимосвязи организаций, структурных подразделений и структурных единиц;
разграничения сфер деятельности организаций, структурных подразделений или структурных единиц в рамках узкой специализации на определенный товар.
3. Решение федерального антимонопольного органа (территориального органа) о принудительном разделении (выделении) коммерческих организаций или некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, подлежит исполнению собственником или органом, создавшим такие организации, с учетом требований и в сроки, предусмотренные в указанном решении.";
21) в статье 20:
а) в названии статьи слова: "Антимонопольного комитета РСФСР" заменить словами: "федерального антимонопольного органа (территориального органа)";
б) в части первой слова: "в 45-дневный срок", "о создании, слиянии, присоединении, преобразовании, ликвидации" заменить соответственно словами: "в 60-дневный срок", "о создании, реорганизации, ликвидации или увеличении уставного капитала (фонда)", а слова: "суд или" исключить;
в) часть вторую изложить в следующей редакции:
"В тот же срок обжалуются в суд или арбитражный суд решения федерального антимонопольного органа (территориального органа) по заявлению о приобретении обыкновенных акций (паев, долей)";
г) дополнить статью частью третьей следующего содержания:
"Решение о принудительном разделении коммерческих организаций или некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, или выделении из их состава структурных подразделений обжалуется ими в арбитражный суд в течение 30 дней с момента вынесения федеральным антимонопольным органом (территориальным органом) указанного решения.";
22) статью 21 исключить;
23) название раздела VI изложить в следующей редакции:
"Раздел VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"
24) в статье 22:
а) в названии и пункте 1 статьи слова: "настоящего Закона" заменить словами: "антимонопольного законодательства";
б) в абзаце первом пункта 1 слова: "органы управления" заменить словами: "федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления";
в) в абзаце втором пункта 1 слова: "Антимонопольного комитета РСФСР (территориального управления)" заменить словами: "федерального антимонопольного органа (территориального органа)";
г) в пункте 3 слова: "Антимонопольным комитетом РСФСР" заменить словами: "федеральным антимонопольным органом (территориальным органом)";
25) пункт 1 статьи 23 изложить в следующей редакции:
"1. Хозяйствующие субъекты несут ответственность в виде штрафа за следующие нарушения:
монополистическую деятельность - в размере до 15000 минимальных размеров месячной оплаты труда;
недобросовестную конкуренцию - в размере до 6000 минимальных размеров месячной оплаты труда;
несоблюдение требований, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона, - в размере до 1 процента валового дохода за последний календарный год каждого хозяйствующего субъекта, участвующего в процедуре, установленной пунктами 1 и 2 статьи 17 настоящего Закона;
несоблюдение требований, установленных статьей 18 настоящего Закона, - в размере до 25 процентов суммы сделки с приобретателя обыкновенных акций (паев, долей);
неисполнение в срок предписания федерального антимонопольного органа (территориального органа) - в размере до 100 минимальных размеров месячной оплаты труда за каждый день просрочки исполнения предписания;
непредставление в срок по требованию федерального антимонопольного органа (территориального органа) документов либо иной информации, необходимой для осуществления его деятельности, - в размере до 50 минимальных размеров месячной оплаты труда за каждый день нарушения установленного срока;
предоставление федеральному антимонопольному органу (территориальному органу) недостоверных сведений - в размере до 1000 минимальных размеров месячной оплаты труда.";
26) статью 24 изложить в следующей редакции:
"Статья 24. Ответственность должностных лиц за нарушение настоящего Закона
1. Должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления или хозяйствующих субъектов несут административную ответственность за следующие нарушения:
неисполнение в срок предписания федерального антимонопольного органа (территориального органа) - в виде предупреждения или штрафа в размере до 8 минимальных размеров месячной оплаты труда:
непредставление в срок по требованию федерального антимонопольного органа (территориального органа) документов либо иной информации, необходимой для осуществления его деятельности, - в виде предупреждения или штрафа в размере до 6 минимальных размеров месячной оплаты труда;
создание условий, препятствующих работникам федерального антимонопольного органа (территориального органа) выполнению возложенных на них обязанностей, - в виде предупреждения или штрафа в размере до 8 минимальных размеров месячной оплаты труда.
2. Должностные лица, виновные в осуществлении регистрации коммерческих организаций или их объединений без согласия федерального антимонопольного органа (территориального органа), предусмотренной статьей 17 настоящего Закона, несут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 8 минимальных размеров месячной оплаты труда.
3. Взысканные штрафы зачисляются в соответствующий бюджет.
4. Должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления или хозяйствующих субъектов, виновные в неоднократном совершении действий, предусмотренных п. 1 настоящей статьи, привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.";
27) статью 25 изложить в следующей редакции:
"Статья 25. Ответственность должностных лиц федерального антимонопольного органа (территориального органа)
Должностные лица федерального антимонопольного органа (территориального органа) несут гражданско-правовую, материальную и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Должностные лица федерального антимонопольного органа (территориального органа) несут за нарушение настоящего Закона административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 8 минимальных размеров месячной оплаты труда.";
28) в статье 26 слова: "настоящего Закона" заменить словами: "антимонопольного законодательства";
29) название раздела VII изложить в следующей редакции:
"Раздел VII. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ, ОБЖАЛОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ
РЕШЕНИЙ И ПРЕДПИСАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО
ОРГАНА (ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА)";
30) в статье 27:
а) название статьи изложить в следующей редакции:
"Статья 27. Основания для рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства федеральным антимонопольным органом (территориальным органом)";
б) в пункте первом:
в абзаце первом слова: "настоящего Закона" и "решения в пределах" заменить соответственно словами: "антимонопольного законодательства" и "решения и предписания в пределах";
в абзаце втором исключить слово: "народных";
31) статью 28 изложить в следующей редакции:
"Статья 28. Порядок обжалования решений и предписаний федерального антимонопольного органа (территориального органа)
1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты или их должностные лица вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании недействительными полностью или частично решений и предписаний федерального антимонопольного органа (территориального органа) либо об отмене или изменении решений о наложении штрафов на хозяйствующие субъекты и административных взысканий.
2. Подача заявления приостанавливает исполнение решения и предписания на время их рассмотрения в суде или арбитражном суде до вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда.";
32) в статье 29:
а) в названии статьи слова: "Антимонопольного комитета РСФСР" заменить словами: "федерального антимонопольного органа (территориального органа)";
б) в пункте 1 слова: "уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение" заменить словами: "неисполнение в срок";
в) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Штраф, наложенный федеральным антимонопольным органом (территориальным органом) на хозяйствующий субъект, взыскивается в соответствующий бюджет в безакцептном порядке в 15-дневный срок с момента вынесения решения о его взыскании.
Штраф, наложенный федеральным антимонопольным органом (территориальным органом) на должностное лицо, уплачивается им в соответствующий бюджет в 30-дневный срок с момента получения решения о наложении штрафа. При уклонении от уплаты штрафа в установленный срок или неуплате штрафа в полном размере федеральный антимонопольный орган (территориальный орган) вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании суммы штрафа с должностного лица.
Уплата штрафа не освобождает хозяйствующий субъект или должностное лицо от обязанности исполнить предписание федерального антимонопольного органа (территориального органа) или представить по его требованию информацию в соответствии со статьей 14 настоящего Закона."
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу с момента его опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РСФСР "О КОНКУРЕНЦИИ
И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА
ТОВАРНЫХ РЫНКАХ"
Необходимость внесения изменений и дополнений в указанный Закон обусловлена принятием Конституции Российской Федерации, изменением действующего законодательства, характером и темпами проводимых экономических реформ, а также потребностью в определении конкретных правовых механизмов реализации отдельных положений Закона. Изменения и дополнения разработаны на основе обширного анализа правоприменительной практики, включая практику арбитражных судов.
Настоящий проект подготовлен с участием сотрудников Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации и в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации (протокол N 11 от 23 июня 1994 г., раздел IV) согласован с Минфином России (Самусев А.Л.), Госкомимуществом России (Чубайс А.Б.), Минюстом России (Юдушкин С.М.) и Департаментом собственности и предпринимательства Аппарата Правительства Российской Федерации (Прохоров В.А.).
Законопроект рассматривался на расширенном заседании Коллегии ГКАП России с участием заинтересованных министерств и ведомств, научных организаций, зарубежных экспертов, в том числе из Организации экономического сотрудничества и развития, а также ряда территориальных управлений Комитета.
Основные поправки в законопроекте сводятся к следующему.
1. Предлагается изменить редакцию ст. 3 Закона, в которой однозначно устанавливается федеральная принадлежность системы территориальных управлений ГКАП России, а также приводится в соответствие с Конституцией Российской Федерации положение о порядке назначения и освобождения от должности Председателя ГКАП России. Предлагается установить, что Председатель ГКАП России назначается и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
2. В ст. 4 уточнено определение такой принципиальной для реализации Закона категории, как доминирующее положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке. Устанавливаются конкретные границы доминирования хозяйствующего субъекта. Верхняя предельная граница (65 процентов) безусловно относит хозсубъект к числу доминирующих, интервал от 35 до 65 процентов требует доказывания наличия доминирующего положения Антимонопольным комитетом (его территориальными управлениями).
В этой же статье вводится новое понятие "группа лиц" (юридические лица, граждане), имеющих возможность взаимно контролировать хозяйственную деятельность с целью усиления экономического влияния на рынке и возможного злоупотребления доминирующим положением. Такие процессы безусловно должны подпадать под антимонопольный контроль.
3. Для условий создания эффективного функционирования товарных рынков в ст. 16 устанавливается компетенция ГКАП России в части организации разработки и реализации федеральных и региональных программ демонополизации, развития конкуренции и поддержки предпринимательства. С этой целью расширяются возможности Комитета по координации деятельности Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции при ГКАП России и его наблюдательного Совета.
4. Анализ правоприменительной практики ст. 17 Закона показал необходимость введения предварительного контроля не только за величиной уставного капитала хозяйствующего субъекта, но и за размером его материальных активов, так как последние в не меньшей степени характеризуют положение на рынке хозяйствующего субъекта.
Принципиально важным является усиление контроля за ликвидацией государственных предприятий с целью предотвращения процессов, приводящих к доминированию на рынке предприятий, ранее бывших конкурентами.
5. Интенсивное развитие рынка ценных бумаг обусловило необходимость уточнения положений по контролю за установлением влияния хозсубъектов на товарных рынках путем приобретения акций, паев, долей уставных капиталов конкурирующих хозяйствующих субъектов. Предлагается наряду с предварительным контролем ввести последующий антимонопольный контроль за приобретением юридическими и физическими лицами акций, паев и долей, в размере, превышающем 25 процентов уставного капитала.
6. Существенно ограничены полномочия антимонопольных органов в части принудительного разделения хозяйствующих субъектов (ст. 19). Предлагается ввести обязательным условием применения этой нормы формирование конкурентной среды в результате принудительного разделения предприятия.
7. В связи с изменениями, внесенными в ст. 32, 37 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", и в целях усиления гарантий прав государства как собственника из Закона предлагается исключить ст. 21 "О поддержке разделения хозяйствующего субъекта или его выхода из ведомственного подчинения".
Проект устанавливает безакцептный порядок взыскания штрафов с хозяйствующих субъектов с зачислением их в соответствующий бюджет.
При этом за хозяйствующим субъектом сохраняется право на обжалование решений антимонопольных органов в арбитражном суде, чем гарантируется охрана его прав.
Последнее изменение имеет существенное значение, так как действующий порядок взыскания штрафных санкций является излишне затянутым и может длиться месяцами, в то время как хозяйствующий субъект, нарушив антимонопольное законодательство и достигнув своей цели, имеет возможность уйти с рынка безнаказанным.
Прочие изменения (ст. 2, 5 - 7, 10 - 14, 16, 22 - 29) носят редакционный характер, а также уточняют основания для наложения штрафных санкций и устанавливаются их размеры в зависимости от минимальной месячной оплаты труда.
Председатель
ГКАП России
Л.А.БОЧИН
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РСФСР
"О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ"
1. Необходимость внесения изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" вызвана двумя существенными обстоятельствами:
- принятием Конституции Российской Федерации, изменением действующего законодательства;
- накоплением значительного опыта правоприменительной практики по регулированию конкурентных отношений, позволяющего осуществить коррекцию правовых норм.
2. Основные поправки заключаются в следующем:
2.1. Ст. 3 содержательно изменяется путем установления принадлежности системы территориальных органов ГКАП к федеральной системе.
2.2. Путем установления нового порядка назначения и освобождения Председателя ГКАП России (Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации).
2.3. В ст. 4 существенно уточняется юридическое определение "доминирующего положения хозяйствующего субъекта" через введение верхней (65%) и нижней (35%) предельных значений рыночной доли.
2.4. В ст. 4 вводится новое понятие "группа лиц", имеющих возможность взаимно контролировать хозяйственную деятельность, что создает предпосылки для проявления экономической силы и доминирования на рынке.
2.5. В ст. 16 расширяются компетенции ГКАП по координации деятельности Фонда поддержки предпринимательства при ГКАП.
2.6. Ст. 17 обогащается расширением предварительного контроля за счет включения показателя размеров материальных активов (а не только уставного фонда).
2.7. Значительным дополнением ст. 17 является положение об усилении контроля за процедурой ликвидации государственных предприятий, с целью предотвращения ситуации доминирования конкурентов.
2.8. Уточняются положения ст. 18, регулирующие контроль за установлением влияния хозяйствующих субъектов на товарных рынках путем приобретения акций, паев, долей, уставных капиталов потенциальных конкурентов.
2.9. Ст. 19 и ст. 21 существенно ограничивают полномочия ГКАП в части принудительного разделения хозяйствующих субъектов.
2.10. Устанавливается безакцептный порядок взыскания штрафов с хозяйственных субъектов с зачислением их в соответствующие бюджеты, при сохранении права обжалования через суд.
3. Редакционные изменения (ст. 2, 5, 7, 10 - 14, 16, 22 - 29), в основном, связаны с новыми понятиями Конституции Российской Федерации (Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" принимался в правовом пространстве Конституции РСФСР).
4. Анализ изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" позволяет сделать вывод, что вскрытые правоприменительной практикой последних лет узкие места и проблемы регулирования конкурентных отношений и защиты потребителей от злоупотреблений монопольным и доминирующим положением нашли, в основном, адекватное отражение. Таким образом, новый текст продвигает вперед качество правового регулирования рыночных отношений конкуренции, заметно улучшает терминологическую чистоту и содержательность определений и понятий. Организационно-правовые изменения (ст. 3) укрепляют правовой статус ГКАП как исполнительного органа, без предъявления каких-либо претензий и увеличения численного состава персонала.
5. Вместе с тем следует обратить внимание на то, что не все изменения и дополнения в полной мере решают задачу улучшения правового регулирования конкурентных отношений на товарных рынках и работа по совершенствованию закона должна быть продолжена. В этом плане необходимо уточнить определение "группа лиц" по формообразующим критериям (соглашение, перекрестное владение или иным образом), понятие "решающее воздействие". Без этих уточнений могут возникнуть трудности для рассмотрения "группы лиц" как "единого хозяйственного субъекта". В ст. 4 не вызывает сомнений необходимость образования Фонда поддержки предпринимательства при федеральном антимонопольном органе, что должно отразить с одной стороны, заинтересованность государства в развитии малого предпринимательства, а с другой стороны - развитие конкурентной среды. Однако вызывает определенные сомнения предложенное решение по организации Наблюдательного Совета, как структуры общего руководства Фондом. В ст. 17 вызывает сомнение численный критерий (тридцать тысяч минимальных размеров месячной оплаты труда) для включения в действие нормы предварительного контроля за преобразованием коммерческих организаций. С учетом происходящих в экономике процессов целесообразней повысить его до сорока - сорока пяти тысяч минимальных размеров. В существенной переработке нуждается статья 18, особенно в части необходимости получения предварительного согласия антимонопольного органа на приобретение более 25% акций коммерческих организаций, занимающих доминирующее положение на рынке, а также если сумма их активов по балансу превышает 30 тысяч минимальных размеров месячной оплаты труда. В ст. 23 мера ответственности по нарушениям ст. 18 (25% суммы сделки с приобретателя обыкновенных акций (паев, долей) представляется чрезмерной, конфискованной и должна быть уменьшена до 10 - 15%%.
6. Учитывая вышеизложенное, и всю важность дальнейшего продвижения в области совершенствования правового регулирования конкурентных отношений на товарных рынках Комитет по экономической политике считает возможным принять представленный Президентом проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в первом чтении с последующим внесением в него поправок при рассмотрении во втором чтении.