ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление ЦИК России от 06.07.2011 N 19/204-6 (ред. от 14.07.2021) "Об Инструкции о порядке использования технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней 2010 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации"

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 2011 г. N 19/204-6
ОБ ИНСТРУКЦИИ
О ПОРЯДКЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПОДСЧЕТА
ГОЛОСОВ - КОМПЛЕКСОВ ОБРАБОТКИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ
БЮЛЛЕТЕНЕЙ 2010 НА ВЫБОРАХ И РЕФЕРЕНДУМАХ,
ПРОВОДИМЫХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с подпунктами "в", "е" пункта 9, пунктом 13 статьи 21, пунктами 32, 35 статьи 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Инструкцию о порядке использования технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней 2010 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации (прилагается).
2. Опубликовать настоящее Постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
В.Е.ЧУРОВ
Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
Н.Е.КОНКИН
Утверждена
Постановлением Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
от 6 июля 2011 г. N 19/204-6
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПОДСЧЕТА
ГОЛОСОВ - КОМПЛЕКСОВ ОБРАБОТКИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ
БЮЛЛЕТЕНЕЙ 2010 НА ВЫБОРАХ И РЕФЕРЕНДУМАХ,
ПРОВОДИМЫХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция определяет порядок использования технических средств подсчета голосов избирателей, участников референдума - комплексов обработки избирательных бюллетеней 2010 при голосовании на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.
Комплекс обработки избирательных бюллетеней 2010 (далее - КОИБ-2010) предназначен для автоматизированного приема и обработки бюллетеней для голосования, подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума при проведении выборов и референдумов всех уровней в соответствии с действующим законодательством; ввода данных протокола участковой избирательной комиссии, комиссии референдума (далее - участковая комиссия) об итогах голосования, которые не подсчитываются КОИБ-2010, проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол, печатания протоколов участковой комиссии об итогах голосования по каждому виду проводимых выборов и записи результатов голосования по каждому виду проводимых выборов, в том числе на внешний носитель информации.
КОИБ-2010 используется как составная часть средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" для участковых комиссий.
1.2. В случае внесения в изготовленные бюллетени для голосования (далее - бюллетень) данных о кандидате, списке кандидатов от руки или с использованием технических средств в порядке, предусмотренном пунктом 18 статьи 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подсчет голосов избирателей и составление протоколов участковых комиссий об итогах голосования по соответствующим выборам (соответствующему избирательному округу) осуществляются без использования КОИБ-2010.
2. Особенности работы участковой комиссии
при использовании КОИБ-2010
2.1. Оператор КОИБ-2010
Функционирование КОИБ-2010 в помещении для голосования избирательного участка, участка референдума (далее - помещение для голосования) обеспечивают операторы КОИБ-2010 - члены участковой комиссии с правом решающего голоса, которые предварительно прошли курс обучения правилам эксплуатации КОИБ-2010.
Основные функции оператора КОИБ-2010:
1) принимать КОИБ-2010, доставленный в помещение для голосования, с комплектом эксплуатационной документации (паспорт, руководство по эксплуатации);
2) осуществлять монтаж КОИБ-2010 в помещении для голосования;
3) подготавливать комплекты бюллетеней для проведения тестирования КОИБ-2010 в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования, а также для проведения тренировки в день, предшествующий дню голосования;
4) проверять работоспособность КОИБ-2010 в день, предшествующий дню голосования:
загружать исходные данные (дата и время голосования, номер избирательного участка, описание бюллетеня, описание протокола об итогах голосования, последовательность смены режимов голосования, проверяемые контрольные соотношения);
тестировать КОИБ-2010;
проводить тренировки;
получать на КОИБ-2010 распечатку "Результаты голосования" на избирательном участке, участке референдума в тренировочном режиме и передавать ее председателю участковой комиссии;
получать на КОИБ-2010 распечатку протокола об итогах голосования в тренировочном режиме и передавать ее председателю участковой комиссии;
5) загружать исходные данные в день голосования;
6) тестировать КОИБ-2010 перед началом голосования в день голосования до открытия помещения для голосования избирательного участка, участка референдума;
7) докладывать председателю участковой комиссии о готовности КОИБ-2010 к голосованию;
8) по указанию председателя участковой комиссии переводить КОИБ-2010 в день голосования из режима тестирования в режим голосования "Стационарный" (режим работы КОИБ-2010, в котором в КОИБ-2010 опускаются бюллетени, выдаваемые избирателям, участникам референдума в помещении для голосования, а также бюллетени, заполненные досрочно проголосовавшими избирателями, участниками референдума при проведении досрочного голосования, предусмотренного статьей 65 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации");
9) осуществлять контроль за работой КОИБ-2010 в течение дня голосования, в том числе за сохранностью оборудования, за правильностью ввода бюллетеней избирателями, участниками референдума в КОИБ-2010 и, при необходимости, оказывать им консультативную помощь;
10) сообщать по телефонам "горячей линии технической поддержки" о возникновении нештатных ситуаций, связанных с работой КОИБ-2010;
11) по указанию председателя участковой комиссии переводить КОИБ-2010 из режима голосования "Стационарный" в режим голосования "Переносной" (режим работы КОИБ-2010, в котором в КОИБ-2010 опускаются бюллетени из переносных ящиков для голосования) в день голосования;
12) по указанию председателя участковой комиссии переводить КОИБ-2010 из режима голосования "Переносной" в режим "Подведение итогов" в день голосования;
13) получать на КОИБ-2010 распечатки результатов голосования на избирательном участке, участке референдума и передавать их председателю участковой комиссии;
14) по указанию председателя участковой комиссии вводить в КОИБ-2010 дополнительные сведения числовые значения строк протокола об итогах голосования, внесенные в увеличенную форму протокола, кроме следующих:
"Число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования";
"Число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования";
"Число недействительных бюллетеней";
"Число действительных бюллетеней";
"Число голосов избирателей по каждой из позиций, содержащихся во всех бюллетенях" ("Число голосов участников референдума по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), содержащихся в бюллетенях для голосования на референдуме");
15) получать на КОИБ-2010 распечатки протоколов об итогах голосования на избирательном участке, участке референдума и передавать их председателю участковой комиссии;
16) сохранять данные протоколов об итогах голосования на избирательном участке, участке референдума на внешнем носителе информации;
17) передавать внешний носитель информации с данными протоколов об итогах голосования председателю участковой комиссии для представления в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума (далее - вышестоящая комиссия);
18) по указанию председателя участковой комиссии осуществлять демонтаж и упаковку КОИБ-2010 после сдачи протоколов об итогах голосования в вышестоящую комиссию;
19) обеспечивать сохранность КОИБ-2010.
2.2. Требования к помещению для голосования с использованием КОИБ-2010
Помещение для голосования, кроме установленных законом требований, до начала развертывания КОИБ-2010 должно быть оборудовано стационарной или переносной электрической розеткой, расположенной на расстоянии не более 3-х метров от места установки КОИБ-2010.
В помещении для голосования рядом с информационным стендом и местом установки КОИБ-2010 должны быть размещены плакаты с правилами голосования с использованием КОИБ-2010.
Все технические средства, входящие в состав КОИБ-2010, должны находиться в поле зрения членов участковой комиссии и лиц, имеющих право присутствовать в помещении для голосования, в течение всего времени работы комиссии в день голосования, в том числе во время проведения тестирования в день голосования.
При организации видеонаблюдения в помещениях для голосования КОИБ-2010 должны полностью находиться в зоне видимости камер видеонаблюдения.
2.3. Обеспечение участковой комиссии
Участковая комиссия, применяющая КОИБ-2010, дополнительно должна быть обеспечена:
1) бумагой формата A4 для принтера КОИБ-2010;
2) сменным внешним носителем информации с записанными на нем исходными данными о проводимых на избирательном участке, участке референдума выборах, референдуме, подготовленными на КСА ГАС "Выборы" вышестоящей комиссией по отношению к участковой комиссии (далее - ключевой носитель информации), который используется в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования;
3) прямоугольной печатью с номером избирательного участка, участка референдума, полученной в вышестоящей комиссии (описание и образец печати приведены в приложении N 1 к настоящей Инструкции);
4) запасными штемпельными подушками для печати из расчета одна штемпельная подушка на 1000 оттисков;
5) бюллетенями для голосования на выборах, референдумах с использованием КОИБ-2010, полученными в вышестоящей комиссии. Требования к изготовлению бюллетеней для голосования с использованием КОИБ-2010 приведены в приложении N 2 к настоящей Инструкции.
В помещении для голосования избирательного участка, участка референдума должно быть предусмотрено наличие резервного стационарного ящика для голосования.
2.4. Правила подготовки бюллетеней к выдаче избирателям
Прямоугольная печать участковой комиссии (в случае проведения досрочного голосования - прямоугольная печать соответствующей комиссии) ставится на лицевой стороне бюллетеня строго в зоне печати комиссии; цифры номера избирательного участка, участка референдума (в случае проведения досрочного голосования - цифры номера печати соответствующей комиссии) на оттиске печати должны находиться в нижней части зоны печати комиссии; оттиск печати должен быть четким, не смазанным (недопустимы жирные оттиски, приводящие к "слипанию" цифр, или слабые оттиски с потерей части элементов печати).
Зона печати комиссии - место на лицевой стороне бюллетеня в правом верхнем углу, ограниченное линиями, в котором ставятся печать соответствующей комиссии и подписи членов комиссии.
Контур оттиска печати не должен пересекать или касаться линий рамки зоны печати комиссии.
Подписи двух членов комиссии с правом решающего голоса ставятся в верхней части зоны печати комиссии, не допускается их попадание в зону цифр на оттиске печати.
В случае использования для защиты бюллетеней специального знака (марки) он размещается только на оборотной стороне бюллетеня.
Толщина специального знака (марки) не должна превышать 0,5 мм.
Площадь специального знака (марки) не должна превышать 9 см2.
Наклеивание специального знака (марки) производится членами избирательных комиссий с правом решающего голоса в соответствии с установленными требованиями (приложение N 3).
При вычеркивании из бюллетеня данных выбывших кандидатов, списков кандидатов необходимо пользоваться только шариковой ручкой и следить за тем, чтобы линия вычеркивания проходила через квадрат для отметки избирателя, но не пересекала рамку бюллетеня (слева и справа) и не проходила между квадратами для отметок избирателей.
Оформленные участковой комиссией бюллетени, в том числе бюллетени для проведения тестирования и тренировки, в день, предшествующий дню голосования, проверяются членами участковой комиссии с правом решающего голоса под руководством председателя участковой комиссии и не выдаются избирателям в следующих случаях:
1) если при проставлении печати участковой комиссии на бюллетене получен неудачный оттиск: не пропечаталась часть элементов печати или "слиплись" (размазались) цифры печати;
2) если контур оттиска печати пересекает линии рамки зоны для печати;
3) если обнаружен типографский брак при изготовлении тиража бюллетеней: бледный оттиск базовых линий или их части на бюллетене, базовые линии имеют разрывы или белые вкрапления;
4) если внутри квадратов для отметок избирателей, участников референдума имеются следы типографской краски или иные темные вкрапления, контрастные с цветом бюллетеня;
5) если подписи членов участковой комиссии попали в зону цифр на оттиске печати или за границы зоны печати комиссии;
6) при нарушении правил вычеркивания данных выбывших кандидатов, списков кандидатов (если линия вычеркивания данных выбывших кандидатов, списков кандидатов не проходит через квадрат для отметки избирателя, либо пересекает рамку бюллетеня, либо проходит между квадратами, в иных случаях);
7) при нарушении правил наклеивания специального защитного знака (марки).
Бюллетени, оформленные с нарушением указанных выше правил, откладываются в отдельную пачку и хранятся в сейфе у председателя участковой комиссии отдельно от бюллетеней, предназначенных к выдаче избирателям, участникам референдума, а после окончания голосования погашаются в установленном порядке вместе с неиспользованными бюллетенями.
Правила и образцы оформления бюллетеней приведены в приложении N 3 к настоящей Инструкции.
Если прорезь в переносном ящике для голосования меньше ширины бюллетеня, то при проведении досрочного голосования или голосования вне помещения для голосования перед выдачей избирателю, участнику референдума бюллетеня можно предварительно сложить его так, чтобы линия сгиба проходила только между квадратами для отметок избирателя, участника референдума (линию сгиба рекомендуется не фиксировать).
После проставления избирателем, участником референдума отметки бюллетень складывается избирателем, участником референдума по заранее подготовленной линии сгиба и опускается в переносной ящик для голосования или вкладывается в конверт.
2.5. Классификация бюллетеней, обрабатываемых КОИБ-2010
Бюллетени классифицируются КОИБ-2010 следующим образом:
"Действительный", если он является бюллетенем установленной формы (геометрические параметры бюллетеня соответствуют исходным данным), на нем проставлен оттиск печати соответствующей комиссии, отметки избирателя, участника референдума проставлены только в допустимом количестве квадратов;
"Недействительный", если он является бюллетенем установленной формы, на нем проставлен оттиск печати соответствующей комиссии, но отметки избирателя, участника референдума не проставлены ни в одном квадрате либо если в нем число отметок в квадратах превышает число отметок, установленное законом;
"Неустановленной формы", если на бюллетене не проставлен оттиск печати соответствующей комиссии либо он не соответствует геометрии бюллетеня установленной формы, либо нарушены правила подготовки бюллетеня, определенные пунктом 2.4 настоящей Инструкции.
Бюллетени, классифицированные КОИБ-2010 как недействительные, маркируются цветной линией на оборотной стороне в верхней или нижней части бюллетеня (в зависимости от того, какой стороной был опущен бюллетень в сканирующее устройство КОИБ-2010).
Бюллетени, классифицированные КОИБ-2010 как бюллетени неустановленной формы, сканирующим устройством не принимаются и возвращаются обратно в приемный лоток.
Результаты классификации бюллетеня, опущенного в сканирующее устройство КОИБ-2010, можно просматривать на информационном табло КОИБ-2010 только в режиме тестирования.
Сканирующее устройство, входящее в состав КОИБ-2010, - устройство, обеспечивающее считывание информации с бюллетеня, его распознавание (классификацию).
Данные классификационные требования не предъявляются к бюллетеням с внесенными в них в соответствии с пунктом 18 статьи 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" данными о кандидатах, списках кандидатов после изготовления тиража бюллетеней.
2.6. Правила ввода бюллетеней в сканирующее устройство КОИБ-2010
Операторы КОИБ-2010 в день голосования по просьбе избирателя, участника референдума консультируют его только по порядку ввода бюллетеней в сканирующее устройство КОИБ-2010 и следят за соблюдением следующих правил:
бюллетени вводятся в сканирующее устройство только при горящем зеленом индикаторе;
бюллетени помещаются в лоток сканирующего устройства только по одному и в расправленном виде;
складывать бюллетени недопустимо;
бюллетени вводятся в сканирующее устройство лицевой (текстовой) стороной вниз.
Правила ввода бюллетеней должны быть изложены на плакатах, размещаемых рядом с информационным стендом и местом установки КОИБ-2010.
Возврат бюллетеней сканирующим устройством КОИБ-2010 происходит автоматически в следующих случаях:
при одновременном вводе двух или более бюллетеней;
при вводе сложенного бюллетеня;
при вводе бюллетеня лицевой стороной вверх;
при вводе бюллетеня со значительным смещением в сторону (не по направляющим);
при задержке бюллетеня рукой во время ввода;
при вводе бюллетеня неустановленной формы;
при вводе рваного или очень мятого бюллетеня.
Возвращенный бюллетень не учитывается КОИБ-2010, показания счетчика бюллетеней, опущенных в сканирующее устройство, при возврате не изменяются.
В случаях возврата бюллетеня следует повторно ввести его в сканирующее устройство с точным соблюдением правил ввода.
При неоднократном возврате бюллетеня избирателю, участнику референдума оператор КОИБ-2010 предлагает ему заменить бюллетень в установленном порядке и информирует об этом председателя участковой комиссии.
3. Организация работы участковой комиссии в день,
предшествующий дню голосования
Подготовка КОИБ-2010 к работе в день, предшествующий дню голосования, и проведение всех работ в этот день выполняются операторами КОИБ-2010 в соответствии с Порядком работы оператора КОИБ-2010 в день, предшествующий дню голосования (приложение N 4 к настоящей Инструкции), и Руководством по эксплуатации КОИБ-2010, входящим в комплект эксплуатационной документации.
Для подготовки комплектов бюллетеней для проведения тестирования КОИБ-2010 и тренировки председатель участковой комиссии выдает по акту (приложение N 5 к настоящей Инструкции) необходимое количество бюллетеней из числа бюллетеней, полученных участковой комиссией, операторам КОИБ-2010, которые в центральной части каждого бюллетеня (на сведениях о кандидатах, об избирательных объединениях либо вопросах референдума) шариковой ручкой наносят надпись "ТЕСТ" на бюллетенях для проведения тестирования КОИБ-2010 и надпись "ТРЕНИРОВКА" на бюллетенях для проведения тренировки (правила подготовки и образцы оформления бюллетеней для проведения тестирования КОИБ-2010 и тренировки приведены в приложении N 6 к настоящей Инструкции).
Для проведения тестирования КОИБ-2010 и тренировки, а также голосования вышестоящая комиссия передает в участковую комиссию в заклеенном конверте ключевой носитель информации с исходными данными о проводимых на избирательном участке, участке референдума выборах, референдуме, подготовленными на КСА ГАС "Выборы" вышестоящей комиссией. На месте склейки на конверте ставится печать комиссии, передающей ключевой носитель информации. Председатель участковой комиссии вскрывает в присутствии операторов КОИБ-2010 конверт с ключевым носителем информации и выдает им ключевой носитель информации по акту (приложение N 7 к настоящей Инструкции).
Операторы КОИБ-2010 осуществляют монтаж КОИБ-2010 в помещении для голосования в соответствии с Руководством по эксплуатации КОИБ-2010.
Проверка работоспособности КОИБ-2010 производится после его монтажа и включает:
загрузку исходных данных с ключевого носителя;
тестирование КОИБ-2010;
проведение голосования в тренировочном режиме.
3.1. Загрузка исходных данных
Операторы КОИБ-2010 получают у председателя участковой комиссии ключевой носитель информации, вставляют его в специальный разъем главного сканирующего устройства. Загрузка исходных данных после этого осуществляется автоматически.
Операторы КОИБ-2010 получают у председателя участковой комиссии информацию о выбывших кандидатах, списках кандидатов, распечатывают исходные данные, проверяют по распечатке правильность включения в исходные данные информации о кандидатах, списках кандидатов и передают распечатку председателю участковой комиссии.
Распечатка исходных данных подписывается председателем, заместителем председателя и секретарем участковой комиссии и остается в участковой комиссии.
3.2. Проведение тестирования КОИБ-2010
После загрузки исходных данных операторы КОИБ-2010 выполняют тестирование для проверки правильности классификации бюллетеней каждым сканирующим устройством КОИБ-2010 (вводят комплект бюллетеней для тестирования КОИБ-2010, считывают информацию на информационном табло сканирующего устройства и убеждаются, что сканирующее устройство правильно классифицирует отметки в квадратах). КОИБ-2010 считается работоспособным, если каждым сканирующим устройством были правильно классифицированы все бюллетени из комплекта для проведения тестирования КОИБ-2010.
Распечатка протокола тестирования подписывается председателем, заместителем председателя и секретарем участковой комиссии и остается в участковой комиссии.
3.3. Работа в тренировочном режиме
В тренировочном режиме операторы КОИБ-2010 выполняют следующие процедуры:
1) вводят бюллетени из комплекта бюллетеней для проведения тренировки в режиме голосования "Стационарный" и в режиме голосования "Переносной";
2) распечатывают на КОИБ-2010 "Результаты голосования" и передают их председателю участковой комиссии.
Распечатка "Результаты голосования" подписывается председателем, заместителем председателя и секретарем участковой комиссии и остается в участковой комиссии;
3) вводят в КОИБ-2010 по указанию председателя участковой комиссии данные строк протокола участковой комиссии, которые не могут быть подсчитаны автоматически, для составления протоколов по каждому виду выборов, референдумов, после чего на КОИБ-2010 формируются протоколы об итогах голосования на избирательном участке, участке референдума (с выполненными контрольными соотношениями);
4) распечатывают протоколы об итогах голосования на избирательном участке, участке референдума, проводят ручной подсчет голосов и сравнивают данные, содержащиеся в распечатках протоколов, с результатами ручного подсчета и данными, содержащимися в распечатке "Результаты голосования", и составляют акт по форме, приведенной в приложении N 12;
5) передают протоколы об итогах голосования на ключевом носителе информации председателю участковой комиссии для передачи в вышестоящую комиссию;
6) после получения подтверждения из вышестоящей комиссии о считывании на КСА ГАС "Выборы" данных протоколов об итогах голосования с машиночитаемого кода, содержащегося на каждой напечатанной странице протокола (для КОИБ-2010 модели 17404049.438900.001), и с ключевого носителя информации по указанию председателя участковой комиссии завершают работу и выключают сканирующие устройства в соответствии с Руководством по эксплуатации КОИБ-2010.
Незамедлительно после завершения тестирования КОИБ-2010 и тренировки в день, предшествующий дню голосования, операторам КОИБ-2010 необходимо:
по акту сдать председателю участковой комиссии на ответственное хранение до начала работ по подготовке КОИБ-2010 в день голосования ключевой носитель информации;
сдать председателю участковой комиссии бюллетени, использованные для проведения тестирования КОИБ-2010 и тренировки, с внесением записи о возврате бюллетеней в соответствующий акт.
Использованные для проведения тестирования КОИБ-2010 в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования и тренировки в день, предшествующий дню голосования, бюллетени после окончания голосования в день голосования погашаются с соблюдением требований, установленных законом, после составления акта об использовании этих бюллетеней для проверки работоспособности КОИБ-2010 (приложение N 8 к настоящей Инструкции).
Категорически запрещается предварительно гасить бюллетени, использованные для проведения тестирования КОИБ-2010 и тренировки.
4. Организация работы участковой комиссии
в день голосования до открытия помещения для голосования
и в ходе голосования
4.1. Подготовка КОИБ-2010 к проведению голосования в день голосования
Члены участковой комиссии в день голосования собираются в помещении для голосования не позднее чем за час до начала времени голосования для проведения тестирования КОИБ-2010.
Контроль за работой КОИБ-2010 осуществляется операторами КОИБ-2010 в день голосования в соответствии с Порядком работы оператора КОИБ-2010 в день голосования (приложение N 9 к настоящей Инструкции) и Руководством по эксплуатации КОИБ-2010.
Операторам КОИБ-2010 необходимо:
1) получить у председателя участковой комиссии по актам ключевой носитель информации и комплект бюллетеней для проведения тестирования КОИБ-2010 в день голосования;
2) включить КОИБ-2010 и загрузить исходные данные с ключевого носителя информации;
3) уточнить у председателя участковой комиссии информацию о выбывших кандидатах, списках кандидатов. В случае необходимости выполнить процедуру снятия позиций с голосования в соответствии с Порядком работы оператора КОИБ-2010 в день голосования;
4) распечатать исходные данные и передать распечатку председателю участковой комиссии.
Распечатка исходных данных подписывается председателем, заместителем председателя и секретарем участковой комиссии;
5) выполнить тестирование КОИБ-2010 с помощью комплектов бюллетеней для проведения тестирования КОИБ-2010 в день голосования;
6) распечатать протокол тестирования и передать распечатку председателю участковой комиссии.
Распечатка протокола тестирования подписывается председателем, заместителем председателя и секретарем участковой комиссии.
Подписанные распечатки исходных данных и протокола тестирования вкладываются в конверт для документации и вместе с первым экземпляром протокола об итогах голосования передаются в вышестоящую избирательную комиссию;
7) из накопителей для бюллетеней извлечь бюллетени, использованные для проведения тестирования КОИБ-2010 в день голосования, и после внесения записей о возврате в соответствующий акт сдать их для последующего погашения председателю участковой комиссии;
8) доложить по телефонам "горячей линии технической поддержки" о готовности КОИБ-2010 к проведению голосования на соответствующем избирательном участке.
Тестовые бюллетени неустановленной формы без оттиска печати участковой комиссии после завершения тестирования КОИБ-2010 в день голосования заверяются подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и печатью.
При подготовке КОИБ-2010 к проведению голосования в день голосования до его начала вправе присутствовать и наблюдать за процессом подготовки КОИБ-2010 члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован, или кандидат из указанного списка, представители средств массовой информации, наблюдатели и иностранные (международные) наблюдатели. Председатель участковой комиссии в обязательном порядке оповещает всех присутствующих о порядке проведения тестирования, его начале и результатах.
Подготовка КОИБ-2010 к проведению голосования должна быть завершена до времени начала голосования на избирательном участке.
4.2. Проведение голосования
В день голосования непосредственно перед наступлением времени голосования председатель участковой комиссии предъявляет к осмотру членам участковой комиссии и лицам, указанным в пункте 4.1 настоящей Инструкции:
пустые накопители бюллетеней;
пустые переносные ящики для голосования и резервный стационарный ящик для голосования, которые опечатываются, включая прорезь резервного стационарного ящика, и находятся в помещении для голосования.
Операторы КОИБ-2010 устанавливают сканирующие устройства на накопители, опечатывают соединения сканирующих устройств с накопителями для бюллетеней.
Во время, определенное законом, председатель участковой комиссии объявляет об открытии помещения для голосования.
По указанию председателя участковой комиссии операторы КОИБ-2010 переводят КОИБ-2010 в режим голосования "Стационарный".
Председатель участковой комиссии предъявляет к осмотру членам участковой комиссии и лицам, указанным в пункте 4.1 настоящей Инструкции, информационные табло всех сканирующих устройств КОИБ-2010 с отображением "Принято: 0".
В случае проведения голосования с использованием бюллетеней с внесенными в них в соответствии с пунктом 18 статьи 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" данными о кандидатах, списках кандидатов после изготовления тиража бюллетеней такие бюллетени также опускаются в КОИБ-2010. Подсчет голосов избирателей по этим бюллетеням и составление протокола об итогах голосования производятся без использования КОИБ-2010.
При проведении досрочного голосования, предусмотренного пунктом 2 статьи 65 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", председатель участковой комиссии в присутствии членов участковой комиссии и иных лиц, указанных в пункте 4.1 настоящей Инструкции, перед началом голосования, но после подготовки и включения КОИБ-2010 в режим голосования "Стационарный" сообщает о числе избирателей, участников референдума, включенных в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума, проголосовавших досрочно, в том числе в помещении территориальной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии), предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с бюллетенями. После этого председатель участковой комиссии вскрывает поочередно каждый конверт.
Если число досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума составляет более одного процента от числа избирателей, участников референдума, внесенных в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума (но не менее десяти избирателей, участников референдума), на оборотной стороне бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума, непосредственно после извлечения бюллетеней из конвертов проставляется печать участковой комиссии.
Перед началом ввода бюллетеней после перевода операторами КОИБ-2010 в режим "СТАЦИОНАРНЫЙ" председатель участковой комиссии сообщает лицам, присутствующим в помещении для голосования, об указанной процедуре и размещает для обзора информацию с текстом информационного сообщения (образец информационного сообщения приведен в приложении N 9б).
После совершения указанных действий председатель участковой комиссии, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, участника референдума, опускает бюллетени в КОИБ-2010. Если на конверте отсутствуют соответствующие реквизиты либо из конверта извлечено более одного бюллетеня установленной формы по соответствующему избирательному округу, на референдуме по соответствующему вопросу референдума, все извлеченные из данного конверта избирательные бюллетени по соответствующему избирательному округу, бюллетени, содержащие этот вопрос референдума, признаются недействительными, о чем составляется акт. На квадратах, расположенных на лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, справа от данных баллотирующихся кандидатов, списков кандидатов, а на выборах в органы местного самоуправления - также позиции "Против всех кандидатов" ("Против всех списков кандидатов"), на квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии, после чего председатель участковой комиссии опускает эти бюллетени в КОИБ-2010.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" может проводиться досрочное голосование групп избирателей, участников референдума. В этом случае голосование проводится с использованием переносных ящиков для голосования и в день голосования перед началом голосования председатель участковой избирательной комиссии предъявляет к осмотру присутствующим в помещении для голосования лицам опечатанный переносной ящик (опечатанные переносные ящики) для голосования с избирательными бюллетенями, заполненными и опущенными досрочно проголосовавшими избирателями, участниками референдума, после чего располагает его (их) в помещении для голосования так, чтобы он (они) постоянно находился(ись) в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. По окончании времени голосования в режиме голосования "Стационарный" указанный выше опечатанный переносной ящик (опечатанные переносные ящики) для голосования вскрывается в порядке, предусмотренном в пункте 5.1 настоящей Инструкции.
4.2.1. Определение числа проголосовавших избирателей, участников референдума
В течение дня голосования в режиме голосования "Стационарный" во время, определенное вышестоящей комиссией, операторы КОИБ-2010 считывают показания со счетчиков всех сканирующих устройств КОИБ-2010, суммируют их, делят на количество видов используемых при голосовании бюллетеней, после чего получившееся число проголосовавших избирателей, участников референдума сообщают председателю участковой комиссии, который передает эти данные в вышестоящую комиссию.
4.2.2. Действия операторов КОИБ-2010 в нештатных ситуациях, возникших в ходе голосования
В случае возникновения нештатных ситуаций операторы КОИБ-2010 немедленно информируют председателя участковой комиссии, сообщают по телефонам "горячей линии технической поддержки" и принимают меры по устранению неисправности в соответствии с Руководством по эксплуатации КОИБ-2010 и рекомендациями специалистов группы технической поддержки.
Загрязнение сканирующих линеек нештатной ситуацией не является. В случае сообщения сканирующим устройством КОИБ-2010 о загрязнении линейки ее необходимо протереть штатными средствами, входящими в состав КОИБ-2010, в соответствии с Руководством по эксплуатации и продолжить голосование.
Отключение электропитания
В случае кратковременного (отключилось - включилось) отключения электропитания в помещении для голосования необходимо подождать перезагрузки обоих сканирующих устройств (примерно 2 минуты), после чего КОИБ-2010 автоматически возвращается в рабочее состояние, при этом в памяти КОИБ-2010 сохраняется информация, полученная по ранее обработанным бюллетеням.
В случае продолжительного временного (отключилось, но не включилось, и время включения неизвестно) отключения электропитания необходимо:
сообщить об этом по телефонам "горячей линии технической поддержки" (в течение 5 - 10 минут после отключения электропитания);
по указанию председателя участковой комиссии установить резервный стационарный ящик для ручного голосования и предложить избирателям, участникам референдума опускать в него бюллетени.
После восстановления электропитания в помещении для голосования необходимо:
включить сканирующие устройства и принтер;
подождать загрузки сканирующих устройств (примерно 2 минуты);
убедиться, что сканирующие устройства готовы к приему бюллетеней (включились зеленые индикаторы);
опечатать прорезь резервного стационарного ящика для ручного голосования;
предложить избирателям, участникам референдума продолжить голосование с использованием КОИБ-2010;
сообщить о восстановлении работы КОИБ-2010 по телефонам "горячей линии технической поддержки".
Отказ одного сканирующего устройства
В случаях отказа одного сканирующего устройства во время голосования (когда сканирующее устройство не принимает бюллетени установленной формы) необходимо его выключить и через 10 - 15 секунд включить вновь, подождать загрузки сканирующего устройства и после включения зеленого индикатора на верхней панели продолжить голосование. Если работоспособность сканирующего устройства не восстановилась, необходимо сообщить об этом по телефонам "горячей линии технической поддержки".
Если после консультации со специалистами группы технической поддержки и выполнения их рекомендаций сканирующее устройство остается неработоспособным, операторы должны вызвать группу технической поддержки на избирательный участок.
Если специалистам группы технической поддержки не удалось восстановить работоспособность сканирующего устройства, председатель участковой комиссии совместно с ее членами составляет акт о неработоспособности данного сканирующего устройства и докладывает об этом в вышестоящую комиссию. Акт о неработоспособности сканирующего устройства передается в вышестоящую комиссию вместе с первым экземпляром протокола участковой комиссии об итогах голосования.
Голосование избирателей, участников референдума продолжается на работоспособном сканирующем устройстве.
В случае выхода из строя главного сканирующего устройства необходимо вынуть из него ключевой носитель информации и вставить в специальный разъем исправного сканирующего устройства, переподключить принтер к подчиненному (исправному) сканирующему устройству, которое автоматически становится главным.
Отказ обоих сканирующих устройств
В случае отказа обоих сканирующих устройств во время голосования операторы КОИБ-2010:
немедленно информируют об этом председателя участковой комиссии;
сообщают по телефону "горячей линии технической поддержки" и производят перезагрузку обоих сканирующих устройств.
Если попытка восстановить работоспособность КОИБ-2010 путем перезагрузки окажется неудачной, участковая комиссия открывает прорезь резервного стационарного ящика для ручного голосования и предлагает избирателям, участникам референдума опускать в него бюллетени.
В случае восстановления работоспособности КОИБ-2010 необходимо:
убедиться, что сканирующие устройства готовы к приему бюллетеней (включились зеленые индикаторы);
опечатать прорезь резервного стационарного ящика для ручного голосования;
предложить избирателям, участникам референдума продолжить голосование с использованием КОИБ-2010;
сообщить о восстановлении работы КОИБ-2010 по телефонам "горячей линии технической поддержки".
Если работоспособность КОИБ-2010 восстановить не удалось, участковая комиссия составляет акт о неработоспособности сканирующих устройств и докладывает об этом в вышестоящую комиссию. Акт о неработоспособности передается в вышестоящую комиссию вместе с первым экземпляром протокола об итогах голосования. Подсчет голосов избирателей и составление протокола об итогах голосования в данном случае производятся вручную, при этом бюллетени из накопителей КОИБ-2010 и резервного стационарного ящика подсчитываются в порядке, установленном для подсчета голосов избирателей, участников референдума в стационарных ящиках.
5. Организация работы участковой комиссии после окончания
голосования в помещении для голосования
По окончании голосования участковая комиссия производит действия по установлению итогов голосования, определенные Законом (пункты 3 - 6 статьи 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
После оглашения итоговых данных, полученных в результате работы со списком избирателей, участников референдума, и внесения их в соответствующие строки увеличенных форм протоколов участковая комиссия в присутствии лиц, имеющих право присутствовать при подсчете голосов, производит следующие действия.
Если в течение дня голосования использовался резервный стационарный ящик для ручного голосования, участковая комиссия проверяет неповрежденность печатей (пломб), открывает его, затем председатель участковой комиссии опускает все содержащиеся в нем бюллетени в сканирующее устройство в режиме "Стационарный" таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Обнаруженные поврежденные бюллетени в сканирующее устройство не опускаются. Участковая комиссия в соответствии с пунктом 17 статьи 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решает вопрос о действительности всех таких бюллетеней и впоследствии составляет вручную протокол об итогах голосования, суммируя полученные данные этих бюллетеней с данными протокола об итогах голосования, составленного посредством КОИБ-2010.
Если печать (пломба) повреждена, участковая комиссия составляет акт о выявленном повреждении, в котором указывает причину повреждения и излагает свои выводы.
После выполнения вышеуказанных действий КОИБ-2010 переводится в режим голосования "Переносной".
5.1. Организация работы участковой комиссии с переносными ящиками для голосования
Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них. Если печать (пломба) повреждена, участковая комиссия составляет акт о выявленном повреждении, в котором указывает причину повреждения и излагает свои выводы.
Подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования, ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в соответствующую строку увеличенной формы протокола об итогах голосования.
Если число обнаруженных в переносном ящике бюллетеней установленной формы для голосования больше количества заявлений избирателей, участников референдума, содержащих отметку о получении бюллетеня, все бюллетени для голосования, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии признаются недействительными, о чем составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использованием этого ящика для голосования.
Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается и вносится в указанный акт. На лицевой стороне каждого из недействительных бюллетеней, на квадратах, расположенных справа от данных кандидатов, списков кандидатов, вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии (образец оформления приведен в приложении N 3).
Затем председатель участковой комиссии опускает все бюллетени установленной формы, извлеченные из переносного ящика для голосования, в КОИБ-2010.
Аналогичные действия проводятся со вторым и третьим (при их наличии) переносными ящиками для голосования.
После проведения указанных операций операторы переводят КОИБ-2010 в режим "Подведение итогов".
Обнаруженные в переносном ящике для голосования поврежденные бюллетени в сканирующее устройство не опускаются. Участковая комиссия в соответствии с пунктом 17 статьи 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решает вопрос о действительности всех таких бюллетеней и впоследствии составляет вручную протокол об итогах голосования, суммируя полученные данные этих бюллетеней с данными протокола об итогах голосования, составленного посредством КОИБ-2010. Аналогичные действия выполняются в случае неоднократного возврата избирательных бюллетеней сканирующим устройством КОИБ-2010.
6. Организация работы участковой комиссии
по составлению протокола об итогах голосования
для подписания членами участковой комиссии
По указанию председателя участковой комиссии операторы КОИБ-2010 распечатывают результаты голосования на избирательном участке, участке референдума по каждому виду выборов, референдума.
Сведения о результатах голосования по каждому виду выборов, референдума автоматически оглашаются КОИБ-2010 через встроенный в него громкоговоритель (динамик).
Полученные распечатки операторы КОИБ-2010 передают председателю участковой комиссии, а также заместителю председателя, секретарю и членам участковой комиссии по их требованию. Распечатки результатов голосования подписываются председателем, заместителем председателя и секретарем участковой комиссии с указанием даты и времени подписания и заверяются печатью участковой комиссии.
Данные, содержащиеся в распечатках результатов голосования, заносятся в увеличенные формы протоколов участковой комиссии. Образец формы распечатки результатов голосования приведен в приложении N 10 к настоящей Инструкции.
Подписанные и заверенные распечатки результатов голосования направляются в вышестоящую комиссию вместе с первым экземпляром протокола об итогах голосования участковой комиссии.
Для составления протокола об итогах голосования операторы КОИБ-2010 получают у председателя участковой комиссии данные строк протокола участковой комиссии, которые не могут быть подсчитаны КОИБ-2010 автоматически.
Операторы КОИБ-2010 подключают к главному сканирующему устройству клавиатуру, затем производят клавиатурный ввод числовых значений соответствующих строк из увеличенной формы протокола согласно запросам на информационном табло главного сканирующего устройства.
КОИБ-2010 производит проверку контрольных соотношений данных протокола, и на информационное табло выводится информация о совпадении либо несовпадении контрольных соотношений.
Если на информационном табло содержится информация о невыполнении контрольных соотношений, необходимо в первую очередь распечатать на принтере КОИБ-2010 невыполненные контрольные соотношения и введенные оператором данные, проверить правильность ввода числовых значений из соответствующих строк увеличенной формы протокола. В случае если после проведения проверки не выполняются указанные соотношения, то участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования.
В том случае, если на информационном табло содержится информация, что число полученных участковой комиссией бюллетеней не равно сумме выданных и погашенных бюллетеней, участковая комиссия проводит проверку данных, внесенных на каждый лист списка избирателей, суммарных данных, занесенных на последний лист списка избирателей, а также правильность подсчета погашенных бюллетеней.
Если в результате дополнительного подсчета контрольные соотношения не выполняются снова, участковая комиссия составляет соответствующий акт, прилагаемый к протоколу об итогах голосования, и вводит в КОИБ-2010 полученные числовые значения в строки протокола об итогах голосования - "Число утраченных бюллетеней" или "Число бюллетеней, не учтенных при получении".
Если контрольные соотношения выполняются, в этих строках протокола проставляется цифра "0".
В том случае, если на информационном табло содержится информация, что число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования, плюс число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования, не равно числу недействительных бюллетеней плюс числу действительных бюллетеней либо число действительных бюллетеней не равно сумме голосов, поданных за всех кандидатов, списки кандидатов, участковая комиссия принимает решение о проведении ручного подсчета голосов.
После составления протокола об итогах голосования с выполненными контрольными соотношениями оператор КОИБ-2010 распечатывает протокол участковой комиссии об итогах голосования в двух экземплярах для подписания, полученные распечатки передаются председателю участковой комиссии. Требования к форме протокола участковой комиссии об итогах голосования, выдаваемого на печать КОИБ-2010, приведены в приложении N 11 к настоящей Инструкции.
Участковая комиссия сравнивает данные, содержащиеся в полученной распечатке протокола участковой комиссии об итогах голосования на избирательном участке, участке референдума, с данными, содержащимися в ранее полученной распечатке результатов голосования. В случае несовпадения данных, содержащихся в распечатках, участковая комиссия проводит ручной подсчет голосов.
При проведении голосования в соответствии со статьей 63.1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в случае, если в результате сравнения контрольных данных о ходе голосования в один из дней голосования выявлено их несовпадение, участковая комиссия проводит ручной подсчет голосов.
В случае поступления обоснованных жалоб (заявлений), касающихся процедуры подсчета голосов, от лиц, присутствующих при подсчете голосов, участковая комиссия, использовавшая КОИБ-2010, вправе принять решение о незамедлительном проведении непосредственного подсчета голосов без использования КОИБ-2010 (ручной подсчет), по итогам которого либо составляется протокол об итогах голосования (в случае разницы более чем в один процент, определяемой делением разницы между данными ручного подсчета голосов и данными, полученными с использованием КОИБ-2010, на большее число голосов, но не менее трех единиц между данными ручного подсчета голосов и данными, полученными с помощью КОИБ-2010, хотя бы по одной из определенных законом строк протокола участковой комиссии об итогах голосования) с отметкой "Повторный", либо подписывается протокол, составленный с помощью КОИБ-2010. Составляется акт (приложение N 12 к настоящей Инструкции) о совпадении данных, полученных в ходе ручного подсчета голосов, с первоначальными данными, который вместе с протоколом участковой комиссии об итогах голосования направляется в вышестоящую комиссию. Критерии определения необходимости составления протокола с отметкой "Повторный" приведены в таблице.
Критерии определения
необходимости составления протокола с отметкой "Повторный"
Разница
Составление протокола с отметкой "Повторный"
в процентах
[ручной-КОИБ-2010] x 100%
большее
абсолютная
[ручной-КОИБ-2010]
Более 1%
4, 5 и т.д.
Да
3
Да
Более 1%
0, 1, 2
Нет
1%
4, 5 и т.д.
Нет
3
Нет
0, 1, 2
Нет
Менее 1%
4, 5 и т.д.
Нет
3
Нет
0, 1, 2
Нет
Жалобы участковой комиссией признаются обоснованными, если при проведении соответствующей проверки установлены следующие имевшие место обстоятельства:
не была проведена или проведена не полностью процедура тестирования КОИБ-2010 в день голосования;
лицам, указанным в пункте 4.1 настоящей Инструкции, было отказано в возможности наблюдения за процедурой тестирования КОИБ-2010;
в ходе голосования и при подготовке протокола об итогах голосования происходили многократные (не менее трех) отказы КОИБ-2010, приводящие к его временной неработоспособности;
сумма показаний счетчиков опущенных бюллетеней на информационных табло всех КОИБ-2010 отличается от количества выданных бюллетеней по всем уровням выборов в большую сторону;
нет возможности распечатать протокол из-за отказа принтера;
отказ всех сканирующих устройств на участке;
отключение электропитания на участке не восстановлено до подведения итогов голосования;
КОИБ-2010 не был опечатан, либо печати повреждены;
КОИБ-2010 не был переведен из режима тестирования в режим голосования "Стационарный" либо из режима голосования "Стационарный" в режим голосования "Переносной";
данные, содержащиеся в распечатке результатов голосования, не соответствуют данным, содержащимся в распечатке протокола об итогах голосования;
сведения о результатах голосования по каждому виду выборов, референдума не были оглашены через встроенный в КОИБ-2010 громкоговоритель (динамик) <*>.
--------------------------------
<*> Участковая комиссия может признать обоснованными другие жалобы (заявления) и принять решение о проведении ручного подсчета голосов.
Перед подписанием протокола об итогах голосования сведения о количестве поступивших в участковую комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, участников референдума жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу, вносятся в каждый экземпляр протокола вручную. Проводится проверка контрольных (логических) соотношений в установленном порядке.
После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, участников референдума, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования.
Копии протоколов могут изготавливаться с помощью КОИБ-2010 на принтере.
По требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать в установленном порядке указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования с указанием присвоенного ей номера экземпляра. Участковая комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре, в который вносятся фамилия, имя, отчество и статус в избирательной кампании лица, которому выдается заверенная копия протокола об итогах голосования, и номер выданной копии итогового протокола. Лицо, получившее заверенную копию, расписывается в реестре, указывая при этом контактный телефон, по которому оно может быть извещено о проведении в случае необходимости заседания участковой комиссии для составления повторного протокола либо проведения повторного подсчета голосов, а также дату и время получения копии. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола.
Первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежит. К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой комиссии с правом решающего голоса, конверт с распечатками исходных данных и протоколом тестирования, распечатка результатов голосования, полученных в день голосования, а также поступившие в указанную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, участников референдума жалобы (заявления) на нарушения закона, на основании которого проводятся выборы, принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой комиссии и составленные участковой комиссией акты и реестры.
После подписания протокола об итогах голосования и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, оператор по указанию председателя участковой комиссии извлекает из разъема главного сканирующего устройства ключевой носитель информации. После внесения в соответствующий акт записей о возврате ключевых носителей информации оператор возвращает его председателю участковой комиссии для последующей передачи в вышестоящую комиссию вместе с первым экземпляром протокола. Председатель участковой комиссии в присутствии лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", вкладывает ключевой носитель информации в конверт и заклеивает его. На месте склейки на конверте ставится печать участковой комиссии.
Первый экземпляр протокола об итогах голосования с приложенными к нему документами и ключевым носителем информации доставляется в вышестоящую комиссию председателем или секретарем участковой комиссии либо иным членом участковой комиссии с правом решающего голоса по поручению председателя участковой комиссии. При указанной передаче протокола участковой комиссии вправе присутствовать другие члены участковой комиссии, а также наблюдатели, направленные в данную участковую комиссию.
Второй экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования предоставляется для ознакомления лицам, присутствовавшим при подсчете голосов, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией.
В случае одновременного проведения выборов разных уровней действия по подготовке протоколов об итогах голосования на соответствующих выборах проводятся аналогичным образом.
После подписания всех протоколов об итогах голосования участковая комиссия извлекает бюллетени из накопителей для бюллетеней КОИБ-2010 и упаковывает их в мешки или коробки без сортировки. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей комиссии или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой комиссии как с правом решающего голоса, так и с правом совещательного голоса. Упаковка осуществляется в присутствии лиц, которые указаны в пункте 4.1 настоящей Инструкции и которым предоставляется возможность поставить на мешках или коробках свои подписи.
В случае совмещения дней голосования на выборах, референдумах разных уровней с использованием отпечатанных бюллетеней с внесенными в них изменениями после изготовления тиража бюллетеней подсчет голосов по этим бюллетеням и составление протокола об итогах голосования производятся вручную после составления протоколов с использованием КОИБ по другим уровням выборов, референдума в порядке, определенном статьей 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <*>.
После извлечения бюллетеней из накопителей КОИБ-2010 участковая комиссия производит отбор бюллетеней с внесенными в них изменениями после изготовления тиража бюллетеней и подсчет голосов вручную в соответствии с законом. Упаковка таких бюллетеней производится в соответствии с пунктом 23 статьи 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <*>.
--------------------------------
<*> При проведении референдума Российской Федерации, выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации применяются нормы соответствующих законов.
Бюллетени, по которым подсчет голосов проводился автоматизированным способом, упаковываются в мешки или коробки без сортировки.
7. Контрольный (ручной) подсчет голосов
Законом, а в случае его отсутствия - решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации или комиссии, организующей выборы, референдум, может быть предусмотрено, что в пределах территории, на которой действует одна территориальная комиссия, не менее чем на пяти процентах определяемых жребием избирательных участков, участков референдума (но не менее чем на трех избирательных участках, участках референдума), где использовались технические средства подсчета голосов, проводится контрольный подсчет голосов избирателей, участников референдума непосредственно членами участковых комиссий с правом решающего голоса (ручной подсчет голосов). При этом жеребьевка проводится вышестоящей комиссией в течение получаса после окончания времени голосования, а результаты жеребьевки доводятся до сведения каждой участковой комиссии незамедлительно. При совмещении дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней порядок проведения контрольного подсчета голосов определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации либо соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в зависимости от уровня проводимых выборов.
Контрольный (ручной) подсчет голосов избирателей, участников референдума производится непосредственно членами участковых комиссий с правом решающего голоса.
О возможности проведения контрольного (ручного) подсчета голосов должны быть оповещены все лица, присутствующие при установлении итогов голосования на избирательном участке, участке референдума.
Если по итогам жеребьевки участковая комиссия не попадает в число комиссий, проводящих контрольный (ручной) подсчет, то она обеспечивает сохранность избирательных бюллетеней и всей избирательной документации (бюллетеней для голосования на референдуме и всей документации референдума). При этом члены участковой комиссии после оповещения присутствующих о возможности проведения по решению вышестоящей комиссии ручного подсчета голосов дожидаются соответствующего телефонного сообщения.
Если участковая комиссия обязана произвести контрольный (ручной) подсчет по итогам жеребьевки либо в соответствии с решением вышестоящей комиссии о проведении ручного подсчета голосов на всех избирательных участках, участках референдума, она проводит ручной подсчет голосов в установленном законом порядке.
По итогам контрольного (ручного) подсчета составляется акт о совпадении данных, полученных в ходе ручного подсчета голосов, с первоначальными данными (приложение N 12 к настоящей Инструкции), либо составляется протокол об итогах голосования с отметкой "Повторный" (в случае разницы более чем в один процент, определяемой делением разницы между данными ручного подсчета голосов и данными, полученными с использованием КОИБ, на большее число голосов, но не менее трех единиц между данными ручного подсчета голосов и данными, полученными с помощью КОИБ, хотя бы по одной из определенных законом строк протокола участковой комиссии об итогах голосования). Указанный акт вместе с протоколом участковой комиссии об итогах голосования направляется в вышестоящую комиссию. Председатель участковой комиссии избирательного участка, участка референдума, определенного жребием для проведения контрольного (ручного) подсчета голосов, непосредственно после установления результатов контрольного (ручного) подсчета голосов информирует о полученных результатах вышестоящую комиссию.
7.1. Решение территориальной комиссии
(окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии
муниципального образования) о проведении повторного
подсчета голосов на избирательном участке, участке
референдума, оснащенном КОИБ-2010
В соответствии с пунктом 3 статьи 69 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" территориальная комиссия (окружная избирательная комиссия, избирательная комиссия муниципального образования) до подписания протокола об итогах голосования в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие в комиссию жалобы (заявления), связанные с проведением голосования, подсчетом голосов и составлением протоколов нижестоящих участковых комиссий.
В случае поступления в территориальную комиссию (окружную избирательную комиссию, избирательную комиссию муниципального образования) после ввода данных всех протоколов участковых комиссий об итогах голосования (включая повторные вводы) жалоб (заявлений) о существенных расхождениях данных протокола об итогах голосования на избирательном участке, участке референдума, оснащенном КОИБ-2010, с предварительными итогами голосования в целом на территории территориальная комиссия (окружная избирательная комиссия, избирательная комиссия муниципального образования) должна рассмотреть указанные жалобы (заявления).
При проведении выборов существенным расхождением между процентом голосов, поданных за кандидата, список кандидатов, набравшего (набравший) наибольшее число голосов на избирательном участке, оснащенном КОИБ-2010 (N1), и процентом голосов, поданных за того же кандидата, список кандидатов, по предварительным итогам голосования в целом на территории (N2) является расхождение, равное или превышающее 15 процентов (N1 - N2