1. Наименование квалификации | Руководитель процесса тифлокомментирования (6-й уровень квалификации) |
2. Номер квалификации | |
3. Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
4. Область профессиональной деятельности | Социальное обслуживание |
5. Вид профессиональной деятельности | Деятельность по дистанционной передаче визуальной информации об окружающем мире лицам с нарушением зрения посредством тифлокомментирования |
6. Реквизиты протокола совета об одобрении квалификации | от 21.03.2024 N 77 |
7. Реквизиты приказа Национального агентства об утверждении квалификации | от 03.12.2024 N 169/24-ПР |
8. Основание разработки квалификации |
Вид документа | Полное наименование и реквизиты документа |
Профессиональный стандарт (при наличии) | Тифлокомментатор, приказ Минтруда России от 08.07.2024 N 336н |
Квалификационное требование, установленное федеральным законом и иным нормативным правовым актом Российской Федерации (при наличии) | - |
Квалификационная характеристика, связанная с видом профессиональной деятельности | - |
Код (при наличии профессионального стандарта) | Наименование трудовой функции (профессиональной задачи, обязанности) | Трудовые действия | Необходимые умения | Необходимые знания | Дополнительные сведения (при необходимости) |
B/01.6 | Планирование и организация процесса тифлокомментирования | Разработка плана-графика и технического задания реализации тифлокомментирования | Определять состав потенциальных партнеров, необходимых для реализации тифлокомментирования | Нормативные правовые акты Российской Федерации в области тифлокомментирования | Соблюдение конфиденциальности |
Определять сложность, стоимость и источники ресурсного обеспечения реализации тифлокомментирования | Нормативные акты, регулирующие сферу защиты прав потребителей и интересов инвалидов по зрению | ||||
Стандарты тифлокомментирования | |||||
Использовать электронное, цифровое и коммуникационное оборудование | |||||
Требования законодательства Российской Федерации к обеспечению информационной безопасности | |||||
Оформлять договорную и отчетную документацию по реализации тифлокомментирования | |||||
Современные технические средства и технологии создания и реализации тифлокомментирования | |||||
Правила и порядок ведения делопроизводства и электронного документооборота (далее - ЭДО) | |||||
Определение потребности в кадровых ресурсах для обеспечения процесса тифлокомментирования в соответствии с разработанными планами и/или техническими заданиями | Применять методы эффективного менеджмента для организации тифлокомментирования | Основы проектного менеджмента и управления рисками | |||
Основы финансового планирования и фандрайзинга | |||||
Определять сложность, стоимость и источники ресурсного обеспечения реализации тифлокомментирования | |||||
Нормативные правовые акты Российской Федерации в области тифлокомментирования | |||||
Формировать бюджет (сметную документацию) для реализации тифлокомментирования | |||||
Современные технические средства и технологии создания и реализации тифлокомментирования | |||||
Распределение функциональных задач между всеми участниками процесса тифлокомментирования | Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в процессе делового общения с соблюдением делового этикета | Основы социологии и коммуникативной компетентности | |||
Профессиональная и деловая этика | |||||
Основы финансового планирования и фандрайзинга | |||||
Определять сложность, стоимость и источники ресурсного обеспечения реализации тифлокомментирования | |||||
Нормативные правовые акты Российской Федерации в области тифлокомментирования | |||||
Формировать бюджет (сметную документацию) для реализации тифлокомментирования | |||||
Современные технические средства и технологии создания и реализации тифлокомментирования | |||||
Определение возможных рисков в процессе работы и принятие мер по их предупреждению и устранению | Применять методы эффективного менеджмента для организации тифлокомментирования | Основы проектного менеджмента и управления рисками | |||
Расчет финансовых средств для реализации тифлокомментирования | Привлекать средства на организацию тифлокомментирования | Основы финансового планирования и фандрайзинга | |||
Нормативные правовые акты Российской Федерации в области тифлокомментирования | |||||
Определять сложность, стоимость и источники ресурсного обеспечения реализации тифлокомментирования | |||||
Нормативные акты, регулирующие сферу защиты прав потребителей и интересов инвалидов по зрению | |||||
Формировать бюджет (сметную документацию) для реализации тифлокомментирования | |||||
Стандарты тифлокомментирования | |||||
Использовать электронное, цифровое и коммуникационное оборудование | |||||
Требования законодательства Российской Федерации к обеспечению информационной безопасности | |||||
Основы проектного менеджмента и управления рисками | |||||
Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО | |||||
Ведение договорной и отчетной документации | Оформлять договорную и отчетную документацию по реализации тифлокомментирования | Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО | |||
Нормативные акты, регулирующие сферу защиты прав потребителей и интересов инвалидов по зрению | |||||
Использовать электронное, цифровое и коммуникационное оборудование | |||||
Требования законодательства Российской Федерации к обеспечению информационной безопасности | |||||
B/02.6 | Контроль деятельности тифлокомментатора | Контроль соблюдения правил тифлокомментирования | Оценивать соблюдение правил тифлокомментирования | Правила тифлокомментирования | |
Требования к качеству тифлокомментирования разных видов и направлений (в разных сферах) | |||||
Определять последовательность подачи информации при тифлокомментировании | |||||
Сопоставление тифлокомментария с исходным объектом тифлокомментирования | Выделять существенные детали в объекте тифлокомментирования | Специализированные термины и обозначения, связанные с объектом тифлокомментирования | |||
Осуществление лексикографического и терминологического контроля | Применять соответствующую терминологию по теме тифлокомментирования | Нормы литературного русского и/или национального языка | |||
Культура речи | |||||
Выявление ошибок и недостатков тифлокомментария | Выявлять и анализировать недостатки, снижающие качество тифлокомментария и тифлокомментирования | Требования к качеству тифлокомментирования разных видов и направлений (в разных сферах) | |||
Осуществление технического контроля аудиозаписи тифлокомментария | Оценивать соблюдение правил тифлокомментирования | Правила тифлокомментирования | |||
Требования к качеству тифлокомментирования разных видов и направлений (в разных сферах) | |||||
Контроль промежуточных этапов процесса тифлокомментирования | Выявлять и анализировать недостатки, снижающие качество тифлокомментария и тифлокомментирования | Правила тифлокомментирования | |||
Требования к качеству тифлокомментирования разных видов и направлений (в разных сферах) | |||||
Подготовка и оформление экспертных заключений с оценкой качества тифлокомментария | Составлять экспертное заключение по разработке текста тифлокомментария и проведению тифлокомментирования | Правила оформления экспертных заключений | |||
Этапы экспертизы процесса тифлокомментирования | |||||
Сбор информации о качестве процесса тифлокомментирования | Оценивать соблюдение правил тифлокомментирования | Правила тифлокомментирования | |||
Требования к качеству тифлокомментирования разных видов и направлений (в разных сферах) | |||||
Проведение анализа удовлетворенности качеством процесса тифлокомментирования | Оценивать соблюдение правил тифлокомментирования | Правила тифлокомментирования | |||
Требования к качеству тифлокомментирования разных видов и направлений (в разных сферах) | |||||
B/03.6 | Методическое сопровождение в процессе подготовки и проведения тифлокомментирования | Консультирование по вопросам создания необходимых условий для организации и проведения процесса тифлокомментирования | Вести деловые переговоры | Деловая и профессиональная этика | |
Составлять методические и/или практические рекомендации по улучшению качества тифлокомментирования | |||||
Современные технические средства и технологии организации тифлокомментирования разных видов и направлений на всех этапах | |||||
Разрабатывать материалы по повышению качества тифлокомментирования и развитию тифлокомментаторов | |||||
Основы информационных технологий в профессиональной деятельности | |||||
Основы педагогики | |||||
Основы психологии | |||||
Консультирование технических специалистов в процессе монтажа аудиоматериалов в условиях записи | Консультировать по технике разработки и озвучивания текста тифлокомментария | Современные технические средства и технологии организации тифлокомментирования разных видов и направлений на всех этапах | |||
Пользоваться поисковыми справочными, аналитическими системами, информационными ресурсами, базами данных и цифровыми сервисами | |||||
Основы информационных технологий в профессиональной деятельности | |||||
Требования к качеству тифлокомментирования разных видов и направлений (в разных сферах) | |||||
Основы педагогики | |||||
Основы психологии | |||||
Консультирование тифлокомментаторов по разработке текста тифлокомментария | Составлять методические и/или практические рекомендации по улучшению качества тифлокомментирования | Требования к качеству тифлокомментирования разных видов и направлений (в разных сферах) | |||
Рекомендации по разработке методических и практических материалов | |||||
Разрабатывать материалы по повышению качества тифлокомментирования и развитию тифлокомментаторов | |||||
Правила тифлокомментирования | |||||
Пользоваться поисковыми справочными, аналитическими системами, информационными ресурсами, базами данных и цифровыми сервисами | Нормы литературного русского и/или национального языка | ||||
Культура речи | |||||
Специализированные термины и обозначения, связанные с объектом тифлокомментирования | |||||
Основы педагогики | |||||
Основы психологии | |||||
Основы информационных технологий в профессиональной деятельности | |||||
Разработка практических и методических рекомендаций по составлению и озвучиванию текста тифлокомментария | Пользоваться поисковыми справочными, аналитическими системами, информационными ресурсами, базами данных и цифровыми сервисами | Современные технические средства и технологии организации тифлокомментирования разных видов и направлений на всех этапах | |||
Составлять методические и/или практические рекомендации по улучшению качества тифлокомментирования | Правила тифлокомментирования | ||||
Нормы литературного русского и/или национального языка | |||||
Разрабатывать материалы по повышению качества тифлокомментирования и развитию тифлокомментаторов | |||||
Культура речи | |||||
Требования к качеству тифлокомментирования разных видов и направлений (в разных сферах) | |||||
Специализированные термины и обозначения, связанные с объектом тифлокомментирования | |||||
Основы информационных технологий в профессиональной деятельности | |||||
Подготовка анкет, опросных листов для сбора отзывов о качестве тифлокомментария | Разрабатывать анкеты, опросные листы для получения отзывов о качестве тифлокомментирования | Рекомендации по разработке методических и практических материалов | |||
Требования к качеству тифлокомментирования разных видов и направлений (в разных сферах) | |||||
Основы педагогики | |||||
Основы психологии | |||||
Основы информационных технологий в профессиональной деятельности | |||||
Разработка и проведение мероприятий для теоретического и практического развития тифлокомментаторов | Разрабатывать материалы по повышению качества тифлокомментирования и развитию тифлокомментаторов | Правила тифлокомментирования | |||
Основы педагогики | |||||
Основы психологии | |||||
Составлять методические и/или практические рекомендации по улучшению качества тифлокомментирования | Требования к качеству тифлокомментирования разных видов и направлений (в разных сферах) | ||||
Основы педагогики | |||||
Основы психологии | |||||
Разработка и проведение мероприятий по повышению качества тифлокомментирования | Проводить индивидуальные и групповые мероприятия по повышению качества тифлокомментирования и развитию тифлокомментаторов | Требования к качеству тифлокомментирования разных видов и направлений (в разных сферах) | |||
Основы педагогики | |||||
Основы психологии | |||||
Внедрение отечественного и зарубежного опыта в области тифлокомментирования | Применять в работе отечественный и зарубежный опыт в области тифлокомментирования | Современные технические средства и технологии организации тифлокомментирования разных видов и направлений на всех этапах | |||
Пользоваться поисковыми справочными, аналитическими системами, информационными ресурсами, базами данных и цифровыми сервисами | |||||
Основы информационных технологий в профессиональной деятельности | |||||
Составление отчета о полученных результатах проведенных мероприятий по улучшению качества тифлокомментирования | Вести отчетную документацию | Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО | |||
Пользоваться поисковыми справочными, аналитическими системами, информационными ресурсами, базами данных и цифровыми сервисами | |||||
Основы информационных технологий в профессиональной деятельности |
Связанные с квалификацией наименования должностей, профессий, специальностей, групп, видов деятельности, компетенций и т.п. | Документ, цифровой ресурс | Код по документу (ресурсу) | Полное наименование и реквизиты документа (адрес ресурса) |
Руководитель процесса тифлокомментирования | ОКЗ | 1349 | Руководители служб в сфере социальных услуг, не входящие в другие группы |
ОКВЭД | 88.99 | Предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки | |
ОКПДТР | 24059 | Менеджмент (в социально-бытовом обслуживании населения) | |
24075 | Менеджмент (а прочих функциональных подразделениях (службах)) | ||
ЕКС | - | - | |
ОКСО | 5.38.03.02 | Менеджмент | |
5.38.03.03 | Управление персоналом | ||
5.38.03.04 | Государственное и муниципальное управление | ||
5.39.02.01 | Социальная работа | ||
5.39.03.02 | Социальная работа | ||
5.39.03.03 | Организация работы с молодежью | ||
5.42.03.01 | Реклама и связи с общественностью | ||
5.42.03.02 | Журналистика | ||
5.42.03.03 | Издательское дело | ||
5.42.03.04 | Телевидение | ||
5.42.03.05 | Медиакоммуникации | ||
6.44.03.01 | Педагогическое образование | ||
6.44.03.02 | Психолого-педагогическое образование | ||
6.44.03.03 | Специальное (дефектологическое) образование | ||
6.44.03.04 | Профессиональное обучение (по отраслям) | ||
6.44.03.05 | Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) | ||
7.45.03.01 | Филология | ||
7.45.03.02 | Лингвистика | ||
8.50.03.01 | Искусства и гуманитарные науки | ||
8.50.03.03 | История искусств | ||
8.50.03.04 | Теория и история искусств | ||
8.51.03.01 | Культурология | ||
8.51.03.03 | Социально-культурная деятельность | ||
8.51.03.04 | Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия | ||
8.51.03.05 | Режиссура театрализованных представлений и праздников | ||
8.51.03.06 | Библиотечно-информационная деятельность | ||
8.52.03.03 | Цирковое искусство | ||
8.52.03.05 | Театроведение | ||
8.52.03.06 | Драматургия |
1. Наименование квалификации | Тифлокомментатор (6-й уровень квалификации) |
2. Номер квалификации | |
3. Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
4. Область профессиональной деятельности | Социальное обслуживание |
5. Вид профессиональной деятельности | Деятельность по дистанционной передаче визуальной информации об окружающем мире лицам с нарушением зрения посредством тифлокомментирования |
6. Реквизиты протокола Совета об одобрении квалификации | от 21.03.2024 N 77 |
7. Реквизиты приказа Национального агентства об утверждении квалификации | от 03.12.2024 N 169/24-ПР |
8. Основание разработки квалификации |
Вид документа | Полное наименование и реквизиты документа |
Профессиональный стандарт (при наличии) | Тифлокомментатор, приказ Минтруда России от 08.07.2024 N 336н |
Квалификационное требование, установленное федеральным законом и иным нормативным правовым актом Российской Федерации (при наличии) | - |
Квалификационная характеристика, связанная с видом профессиональной деятельности | - |
Код (при наличии профессионального стандарта) | Наименование трудовой функции (профессиональной задачи, обязанности) | Трудовые действия | Необходимые умения | Необходимые знания | Дополнительные сведения (при необходимости) |
A/01.6 | Подготовка и создание авторского текста тифлокомментария | Осмотр объекта тифлокомментирования и ведение записей или текстовых заготовок | Выделять существенные детали в объекте тифлокомментирования | Этапы подготовки тифлокомментария | Соблюдение конфиденциальности |
Классифицировать детали объекта тифлокомментирования для вербализации визуальной информации по важности и сложности восприятия | |||||
Сбор дополнительной информации по объекту тифлокомментирования с использованием справочных материалов и информационных технологий | Подбирать и структурировать дополнительную информацию об объекте тифлокомментирования | Специализированные термины и обозначения, связанные с объектом тифлокомментирования | |||
Пользоваться поисковыми справочными, аналитическими системами, информационными ресурсами, базами данных и цифровыми сервисами | Технология работы с поисковыми системами, информационными ресурсами, базами данных и цифровыми сервисами | ||||
Разработка текста тифлокомментария к объектам тифлокомментирования | Определять последовательность описания деталей объекта тифлокомментирования | Правила тифлокомментирования | |||
Стандарты тифлокомментирования | |||||
Определять объем необходимой информации для тифлокомментария | |||||
Нормативные правовые акты Российской Федерации в области тифлокомментирования | |||||
Формулировать четко и лаконично описание деталей и общих свойств объекта тифлокомментирования | |||||
Составлять текст тифлокомментария с учетом правил тифлокомментирования | |||||
Доработка текста тифлокомментария по результатам экспертизы | Излагать грамотно русскую письменную речью при составлении текста тифлокомментария | Нормы литературного русского и/или национального языка | |||
Оформление текста | Оформлять текст тифлокомментария с применением информационных технологий | Основы информационных технологий в профессиональной деятельности | |||
A/02.6 | Тифлокомментирование с применением различных технологий и видов тифлокомментирования | Тифлокомментирование с использованием подготовленного текста тифлокомментария (прямое подготовленное тифлокомментирование) | Формулировать четко и лаконично описание деталей и общих свойств объекта тифлокомментирования | Правила тифлокомментирования | |
Нормы литературного русского и/или национального языка | |||||
Определять последовательность подачи информации при тифлокомментировании | |||||
Культура речи | |||||
Профессиональная и деловая этика | |||||
Передавать визуальную информацию с учетом правил тифлокомментирования | Специализированные термины и обозначения, связанные с объектом тифлокомментирования | ||||
Четко произносить слова и предложения при тифлокомментировании | |||||
Оборудование для передачи тифлокомментария и ведения аудиозаписи | |||||
Применять соответствующую терминологию по теме тифлокомментирования | |||||
Тифлокомментирование без предварительной подготовки текста тифлокомментария (прямое горячее тифлокомментирование) | Формулировать четко и лаконично описание деталей и общих свойств объекта тифлокомментирования | Правила тифлокомментирования | |||
Нормы литературного русского и/или национального языка | |||||
Определять последовательность подачи информации при тифлокомментировании | |||||
Культура речи | |||||
Профессиональная и деловая этика | |||||
Специализированные термины и обозначения, связанные с объектом тифлокомментирования | |||||
Передавать визуальную информацию с учетом правил тифлокомментирования | |||||
Осуществлять тифлокомментирование к объекту без предварительной подготовки в режиме реального времени | Оборудование для передачи тифлокомментария и ведения аудиозаписи | ||||
Четко произносить слова и предложения при тифлокомментировании | |||||
Применять соответствующую терминологию по теме тифлокомментирования | |||||
Переводить визуальную информацию в вербальную форму синхронно с наблюдением объекта тифлокомментирования | |||||
Озвучивание подготовленного текста тифлокомментария для звукозаписи автоматизированного тифлокомментирования | Передавать визуальную информацию с учетом правил тифлокомментирования | Правила тифлокомментирования | |||
Нормы литературного русского и/или национального языка | |||||
Озвучивать заранее подготовленный текст тифлокомментария к объекту тифлокомментирования с оптимальным уровнем звучания, четкостью произношения, с соблюдением хронометража | |||||
Культура речи | |||||
Профессиональная и деловая этика | |||||
Специализированные термины и обозначения, связанные с объектом тифлокомментирования | |||||
Применять соответствующую терминологию по теме тифлокомментирования | Оборудование для передачи тифлокомментария и ведения аудиозаписи | ||||
Регламент звукозаписи тифлокомментария | |||||
Озвучивать заранее подготовленный текст тифлокомментария при аудиозаписи (звукозаписи) с синхронизацией тифлокомментария и звукового потока, не допуская расхождения тифлокомментария и видеоряда | |||||
Пользоваться оборудованием для передачи тифлокомментария для звукозаписи тифлокомментария на студии |
Связанные с квалификацией наименования должностей, профессий, специальностей, групп, видов деятельности, компетенций и т.п. | Документ, цифровой ресурс | Код по документу (ресурсу) | Полное наименование и реквизиты документа (адрес ресурса) |
Тифлокомментатор | ОКЗ | 3412 | Социальные работники |
ОКВЭД | 88.99 | Предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки | |
ОКПДТР | - | - | |
ЕКС | - | - | |
ОКСО | 5.39.02.01 | Социальная работа | |
6.44.02.03 | Педагогика дополнительного образования | ||
6.44.02.05 | Коррекционная педагогика в начальном образовании | ||
6.44.02.06 | Профессиональное обучение (по отраслям) | ||
8.50.02.01 | Мировая художественная культура | ||
8.51.02.01 | Народное художественное творчество (по видам) | ||
8.51.02.02 | Социально-культурная деятельность (по видам) | ||
8.51.02.03 | Библиотековедение | ||
8.52.02.01 | Искусство балета | ||
8.52.02.03 | Цирковое искусство | ||
8.52.02.04 | Актерское искусство | ||
8.55.02.01 | Театральная и аудиовизуальная техника (по видам) | ||
8.55.02.02 | Анимация (по видам) | ||
5.39.03.02 | Социальная работа | ||
5.39.03.03 | Организация работы с молодежью | ||
5.42.03.01 | Реклама и связи с общественностью | ||
5.42.03.02 | Журналистика | ||
5.42.03.03 | Издательское дело | ||
5.42.03.04 | Телевидение | ||
5.42.03.05 | Медиакоммуникации | ||
6.44.03.01 | Педагогическое образование | ||
6.44.03.02 | Психолого-педагогическое образование | ||
6.44.03.03 | Специальное (дефектологическое) образование | ||
6.44.03.04 | Профессиональное обучение (по отраслям) | ||
6.44.03.05 | Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) | ||
7.45.03.01 | Филология | ||
7.45.03.02 | Лингвистика | ||
8.50.03.01 | Искусства и гуманитарные науки | ||
8.50.03.03 | История искусств | ||
8.50.03.04 | Теория и история искусств | ||
8.51.03.01 | Культурология | ||
8.51.03.03 | Социально-культурная деятельность | ||
8.51.03.04 | Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия | ||
8.51.03.05 | Режиссура театрализованных представлений и праздников | ||
8.51.03.06 | Библиотечно-информационная деятельность | ||
8.52.03.03 | Цирковое искусство | ||
8.52.03.05 | Театроведение | ||
8.52.03.06 | Драматургия |