ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приказ АНО НАРК от 22.10.2025 N 159/25-ПР "Об утверждении наименований квалификаций и требований к квалификации торговой, внешнеторговой и по отдельным видам предпринимательской и экономической деятельности" (вместе с "Наименованиями квалификаций и требованиями к квалификациям, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, представленные СПК торговой, внешнеторговой и по отдельным видам предпринимательской и экономической деятельности")

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
"НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО РАЗВИТИЯ КВАЛИФИКАЦИЙ"
ПРИКАЗ
от 22 октября 2025 г. N 159/25-ПР
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАИМЕНОВАНИЙ КВАЛИФИКАЦИЙ И ТРЕБОВАНИЙ
К КВАЛИФИКАЦИИ ТОРГОВОЙ, ВНЕШНЕТОРГОВОЙ И ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВИДАМ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ, пунктом 16 Положения о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, утвержденного приказом Минтруда России от 11 июля 2022 г. N 410н, приказом Минтруда России от 19 июня 2024 года N 302н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в сфере ярмарочной деятельности" приказываю:
1. Утвердить одобренные Национальным агентством развития квалификаций (экспертное заключение Национального агентства развития квалификаций от 20 октября 2025 г. N 43/2025) наименования квалификаций и требования к квалификации, подготовленные Советом по профессиональным квалификациям торговой, внешнеторговой и по отдельным видам предпринимательской и экономической деятельности (приложения 1 - 3).
2. Департаменту систем оценки квалификаций (А.С. Перевертайло) внести соответствующие изменения в Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации https://nok-nark.ru. Срок: 24 октября 2025 г.
3. Департаменту информационных технологий (М.А. Щербакову) разместить на сайте АНО НАРК https://nark.ru информацию об утверждении наименований квалификаций и требований к квалификации торговой, внешнеторговой и по отдельным видам предпринимательской и экономической деятельности. Срок: 24 октября 2025 г.
4. Настоящий приказ вступает в силу с даты его подписания и действует до 1 марта 2031 г.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Генеральный директор
А.В.ВОВЧЕНКО
Приложение 1
к приказу АНО НАРК
от 22.10.2025 г. N 159/25-ПР
НАИМЕНОВАНИЯ КВАЛИФИКАЦИЙ И ТРЕБОВАНИЯ
К КВАЛИФИКАЦИЯМ, НА СООТВЕТСТВИЕ КОТОРЫМ ПРОВОДИТСЯ
НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИИ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ СПК
ТОРГОВОЙ, ВНЕШНЕТОРГОВОЙ И ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВИДАМ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Наименование квалификации: Специалист по информационному сопровождению подготовки ярмарки (5-й уровень квалификации)
2. Номер квалификации: 33.02600.01
3. Уровень (подуровень) квалификации: 5
4. Область профессиональной деятельности: Сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и пр.)
5. Вид профессиональной деятельности: Деятельность по организации и проведению ярмарок
6. Реквизиты протокола Совета об одобрении квалификации: протокол N 37 от 18 июля 2025 года
7. Реквизиты приказа Национального агентства об утверждении квалификации: от 22.10.2025 г. N 159/25-ПР
8. Основание разработки квалификации:
Вид документа
Полное наименование и реквизиты документа
Профессиональный стандарт (при наличии)
Специалист в сфере ярмарочной деятельности, приказ Минтруда России от 19.06.2024 N 302н
Квалификационное требование, установленное федеральным законом и иным нормативным правовым актом Российской Федерации (при наличии)
-
Квалификационная характеристика, связанная с видом профессиональной деятельности
-
9. Трудовые функции (профессиональные задачи, обязанности) и их характеристики:
N
Код (при наличии профессионального стандарта)
Наименование трудовой функции (профессиональной задачи, обязанности)
Трудовые действия
Необходимые умения
Необходимые знания
Дополнительные сведения (при необходимости)
1
A/01.5
Ведение баз данных участников в сфере ярмарочной деятельности
Поиск контактных данных новых потенциальных участников ярмарок, мероприятий деловой и дополнительной программы ярмарок
Определять источники информации о потенциальных участниках ярмарок, мероприятий деловой и дополнительной программы ярмарок
Методы и инструменты работы с базами данных
Виды и особенности организационных структур организаций и сферы ответственности руководителей и специалистов
Осуществлять почтовый и электронный документооборот
Методы работы с первичными и вторичными источниками маркетинговой информации
Внесение контактных данных новых потенциальных участников ярмарок, мероприятий деловой и дополнительной программы ярмарок в клиентскую базу
Классифицировать потенциальных участников ярмарки, мероприятий деловой и дополнительной программы ярмарок по возможной заинтересованности в участии в ярмарке
Нормативные правовые акты в сфере защиты персональных данных
Методы и технологии обработки и анализа данных
Обновление информации в клиентской базе данных о ходе работы с конкретным участником ярмарок, мероприятий деловой и дополнительной программы ярмарок
Осуществлять первичные коммуникации для определения контактных лиц конкретной организации - потенциального участника ярмарки, мероприятий деловой и дополнительной программы ярмарок
Нормативные правовые акты в сфере организации коммерческого документооборота
Осуществлять почтовый и электронный документооборот
Основы документооборота
Организовывать систематизированное хранение бумажных и электронных документов
Способы формализации данных
Выборка по базе данных потенциальных участников для осуществления работы по привлечению участников ярмарок, мероприятий деловой и дополнительной программы ярмарок
Использовать программы управления клиентскими базами, управления организацией
Нормативные правовые акты в сфере организации и проведения публичных мероприятий
Нормативные правовые акты в сфере рекламы
Основы бухгалтерского учета
Определять набор заявочных документов, которые необходимо оформить для конкретного участника в зависимости от набора заказанных им ярмарочных услуг и формы участия в ярмарке
Этические нормы профессиональной деятельности
Особенности цифровых ресурсов и специализированных платформ для проведения ярмарок
A/02.5
Ведение документооборота в ходе организации и проведения ярмарок
Подготовка форм заявочной документации до начала работы над проектом ярмарки
Определять набор заявочных документов, которые необходимо оформить для конкретного участника в зависимости от набора заказанных им ярмарочных услуг и формы участия в ярмарке
Нормативные правовые акты в сфере организации и проведения публичных мероприятий
Методы работы с первичными и вторичными источниками маркетинговой информации
Работать с деловыми электронными справочниками и интернет-справочниками
Нормативные правовые акты в сфере рекламы
Осуществлять почтовый и электронный документооборот
Нормативные правовые акты в сфере организации коммерческого документооборота
Оформление необходимых заявочных документов от каждой организации, подавшей заявку об участии в ярмарке
Осуществлять первичные коммуникации для определения контактных лиц конкретной организации - потенциального участника ярмарки, мероприятий деловой и дополнительной программы ярмарок
Нормативные правовые акты в сфере защиты персональных данных
Методы и технологии обработки и анализа данных
Виды и особенности организационных структур организаций и сферы ответственности руководителей и специалистов
Классифицировать потенциальных участников ярмарки, мероприятий деловой и дополнительной программы ярмарок по возможной заинтересованности в участии в ярмарке
Способы формализации данных
Методы и инструменты работы с базами данных
Организовывать систематизированное хранение бумажных и электронных документов
Основы документооборота
Внесение изменений в оформленные заявочные документы по просьбе участника ярмарки и по согласованию с ним (при необходимости)
Определять источники информации о потенциальных участниках ярмарок, мероприятий деловой и дополнительной программы ярмарок
Этические нормы профессиональной деятельности
Оформление документов на оплату и документов, подтверждающих факт оказания ярмарочных услуг, в соответствии с заявочной документацией
Пользоваться основными программами офисных программных пакетов, программами управления клиентскими базами, управления организацией
Основы бухгалтерского учета
A/03.5
Подготовка информационных материалов и консультирование участников ярмарки
Поиск информации для подготовки проведения ярмарок
Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями для поиска информации
Нормативные правовые акты в сфере организации и проведения публичных мероприятий
Методы и технологии обработки и анализа данных
Анализ данных для проверки достоверности полученной информации о ярмарках
Определять значение факторов и событий внешней среды для проекта ярмарки
Нормативные правовые акты в сфере защиты персональных данных
Способы формализации данных
Подготовка информации для включения в презентационные и маркетинговые материалы ярмарки
Нормативные правовые акты в сфере рекламы
Особенности цифровых ресурсов и специализированных платформ для проведения ярмарок
Составление информационных писем и приглашений к участию в ярмарке, мероприятиях деловой и дополнительной программы ярмарки, ярмарочных проектах для различных групп потенциальных участников
Разрабатывать тексты рекламных и информационных сообщений о проведении ярмарок
Методы и инструменты работы с базами данных
Виды и особенности организационных структур организаций и сферы ответственности руководителей и специалистов
Подготовка материала (текстов пресс-релизов, пост-релизов, новостей) для размещения в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" под руководством специалиста более высокой квалификации
Методы работы с первичными и вторичными источниками маркетинговой информации
Предоставление участникам (потенциальным участникам) пакета информации о ярмарке, мероприятиях деловой и дополнительной программы ярмарки, ярмарочных проектах в соответствии с их интересами и запросами
Определять актуальные темы публикаций о ярмарках для целевой аудитории
Нормативные правовые акты в сфере организации коммерческого документооборота
Основы документооборота
Основы бухгалтерского учета
Этические нормы профессиональной деятельности
A/04.5
Обеспечение информационной поддержки ярмарки
Подготовка информационных писем и приглашений к участию в ярмарке, мероприятиях деловой и дополнительной программы ярмарки для различных групп потенциальных участников под руководством специалиста более высокой квалификации
Создавать мультимедиа-презентации с помощью специализированного программного обеспечения
Нормативные правовые акты в сфере защиты персональных данных
Нормативные правовые акты в сфере организации и проведения публичных мероприятий
Подготовка презентаций ярмарки для потенциальных участников с целью их привлечения к участию
Нормативные правовые акты в сфере рекламы
История ярмарочного дела и индустрии встреч
Инструменты и способы подготовки электронных бизнес-презентаций
Консультирование потенциальных участников о ярмарке и дополнительной программе ярмарки
Осуществлять коммуникации с использованием современных средств связи (видеоконференции, вебинары)
Деловой этикет и основы делопроизводства
Иностранный язык (письменный и устный) на среднем уровне в сфере ярмарочной деятельности
Теория межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии
Сбор необходимой заявочной документации для регистрации организации в качестве участника ярмарки
Методы и технологии обработки и анализа данных
Способы формализации данных
Проведение консультаций по запросу участников ярмарки
Осуществлять коммуникации с разными типами клиентов, определять запросы потенциального клиента, работать с возражениями
Инструменты эффективного осуществления продаж
Менеджмент мероприятий (ивент-менеджмент)
Основы психологии
Основы этики делового общения и межкультурной коммуникации
Техники переговоров
Подготовка комплекта информационных материалов по эффективному участию в ярмарке для предоставления участникам ярмарок по запросу, размещения на сайте ярмарки или ярмарочной организации
Применять методы и способы эффективной деловой коммуникации с учетом индивидуальных особенностей потенциального участника
Нормативные правовые акты в сфере организации коммерческого документооборота
Этические нормы профессиональной деятельности
10. Возможные наименования должностей, профессий и иные дополнительные характеристики:
Связанные с квалификацией наименования должностей, профессий, специальностей, групп, видов деятельности, компетенций и т.п.
Документ, цифровой ресурс
Код по документу (ресурсу)
Полное наименование и реквизиты документа (адрес ресурса)
Специалист по ярмаркам
Специалист по ярмарочной деятельности
Специалист по организации ярмарок
ОКЗ
3332
Организаторы конференций и других мероприятий
ОКПДТР
26585
Специалист по маркетингу
46590
Специалист по связям с общественностью
ЕТКС, ЕКС
Агент коммерческий
Специалист по маркетингу
Специалист по связям с общественностью
ОКСО, ОКСВНК
5.38.02.04
Коммерция (по отраслям)
5.42.02.01
Реклама
8.51.02.02
Социально-культурная деятельность (по видам)
11. Основные пути получения квалификации:
Формальное образование и обучение (тип образовательной программы, при необходимости - направление подготовки/специальность/профессия, срок обучения и особые требования, возможные варианты):
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена
или
Среднее профессиональное образование (непрофильное) - программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в сфере организации и проведения ярмарок (выставок)
Опыт практической работы (стаж работы и особые требования (при необходимости), возможные варианты): -
Неформальное образование и самообразование (возможные варианты): -
12. Особые условия допуска к работе:
13. Наличие специального права в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, необходимого для выполнения работы (при наличии): -
14. Перечень документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по квалификации:
1. Документ, подтверждающий наличие среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена
или:
1. Документ, подтверждающий наличие среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена (непрофильное),
2. Документ, подтверждающий наличие дополнительного профессионального образования в сфере организации и проведения ярмарок (выставок)
15. Срок действия свидетельства: 3 года
Приложение 2
к приказу АНО НАРК
от 22.10.2025 г. N 159/25-ПР
НАИМЕНОВАНИЯ КВАЛИФИКАЦИЙ И ТРЕБОВАНИЯ
К КВАЛИФИКАЦИЯМ, НА СООТВЕТСТВИЕ КОТОРЫМ ПРОВОДИТСЯ
НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИИ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ СПК
ТОРГОВОЙ, ВНЕШНЕТОРГОВОЙ И ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВИДАМ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Наименование квалификации: Специалист по подготовке и проведению ярмарки (6-й уровень квалификации)
2. Номер квалификации: 33.02600.02
3. Уровень (подуровень) квалификации: 6
4. Область профессиональной деятельности: Сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и пр.)
5. Вид профессиональной деятельности: Деятельность по организации и проведению ярмарок
6. Реквизиты протокола Совета об одобрении квалификации: протокол N 37 от 18 июля 2025 года
7. Реквизиты приказа Национального агентства об утверждении квалификации: от 22.10.2025 г. N 159/25-ПР
8. Основание разработки квалификации:
Вид документа
Полное наименование и реквизиты документа
Профессиональный стандарт (при наличии)
Специалист в сфере ярмарочной деятельности, приказ Минтруда России от 19.06.2024 N 302н
Квалификационное требование, установленное федеральным законом и иным нормативным правовым актом Российской Федерации (при наличии)
-
Квалификационная характеристика, связанная с видом профессиональной деятельности
-
9. Трудовые функции (профессиональные задачи, обязанности) и их характеристики:
N
Код (при наличии профессионального стандарта)
Наименование трудовой функции (профессиональной задачи, обязанности)
Трудовые действия
Необходимые умения
Необходимые знания
Дополнительные сведения (при необходимости)
1
B/01.6
Привлечение участников ярмарок
Осуществление переговоров об участии в ярмарочных проектах
Осуществлять коммуникации с клиентами ярмарочного проекта
Нормативные правовые акты в сфере защиты персональных данных
Методы и технологии обработки и анализа данных
Способы формализации данных
Менеджмент мероприятий (ивент-менеджмент)
Деловой этикет и основы делопроизводства
Проведение презентаций ярмарочных проектов для потенциальных участников
Создавать мультимедиа-презентации с помощью специализированного программного обеспечения
Нормативные правовые акты в сфере организации и проведения публичных мероприятий
Инструменты эффективного осуществления продаж
Инструменты и способы подготовки электронных бизнес-презентаций
Проводить публичные выступления и презентации для привлечения клиентов в ярмарочный проект
Нормативные правовые акты в сфере рекламы
Методы эффективных публичных выступлений и презентаций
Консультирование потенциальных участников о ярмарке, мероприятиях деловой и дополнительной программы ярмарки в соответствии с их интересами и запросами
Определять запросы потенциального клиента, работать с возражениями
Иностранный язык (письменный и устный) на среднем уровне в сфере ярмарочной деятельности
Вести деловую переписку
Техники переговоров
Информирование руководства об участии в ярмарке лиц, участие которых повлияет на реализацию маркетингового плана ярмарки
Определять значение факторов и событий внешней среды для проекта ярмарки
Этические нормы профессиональной деятельности
Информирование руководства о соглашениях с участниками ярмарки, об их участии в общих маркетинговых мероприятиях для своевременного включения в маркетинговые материалы ярмарки
Нормативные правовые акты в сфере организации коммерческого документооборота
Подготовка и размещение текстов и иллюстративных материалов пресс-релизов, пост-релизов, новостей в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Выявлять актуальные темы публикаций о ярмарках для целевой аудитории
Особенности цифровых ресурсов и специализированных платформ для проведения ярмарок
Разрабатывать тексты рекламных и информационных сообщений
Предоставление актуальных данных о ходе реализации проекта ярмарки для включения в маркетинговые материалы ярмарки
Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями для поиска информации
Основы маркетинга
Методы разработки рекламных и информационных текстов
B/02.6
Подготовка и проведение ярмарки
Разработка проекта экспозиции
Работать в графических редакторах
Специализированное программное обеспечение в сфере бухгалтерского учета, финансов, управления организацией
Организация и контроль обустройства ярмарочных стендов в соответствии с договорами на участие в ярмарке
Формировать детальный план проведения ярмарки и контролировать ход его выполнения
Методы и технологии обработки и анализа данных
Менеджмент мероприятий (ивент-менеджмент)
Распределение обязанностей между работниками ярмарочного стенда
Распределять задачи для персонала и контролировать их выполнение
Способы формализации данных
Тайм-менеджмент
Основы управления персоналом
Требования охраны труда при работе на ярмарочной площадке
Организация допуска и работы на ярмарочной площадке организаций, отвечающих за застройку и оформление экспозиции, поставщиков оборудования для работы ярмарки
Определять количество и квалификацию необходимого дополнительного персонала для работы на площадке во время проведения ярмарки
Нормативные правовые акты в сфере защиты персональных данных
Координация работы офиса организатора на площадке ярмарки, в том числе решение текущих вопросов с партнерами, спонсорами, подрядчиками ярмарки, руководством ярмарочной площадки, решение вопросов, связанных с изменением программы ярмарки
Работать в специализированных программах в сфере управления организацией
Нормативные правовые акты в сфере организации и проведения публичных мероприятий
Контроль выполнения программы дополнительных мероприятий ярмарки в соответствии с утвержденным графиком
Основы управления проектами
Разработка рекомендаций по автоматизации процессов подготовки и организации ярмарки
Составлять (оформлять) первичные учетные документы, в том числе электронные документы
Нормативные правовые акты в сфере организации коммерческого документооборота
Решение оперативных вопросов, возникающих в ходе проведения ярмарки
Принимать решения в случае отклонений от разработанного детального плана
Методы организации деловых коммуникаций
Контроль выполнения условий договоров с подрядчиками ярмарки
Работать в специализированных программах в сфере управления организацией
Основы финансового менеджмента
Контроль осуществления оплаты в соответствии с условиями договора
Основы бухгалтерского учета
Основы документооборота
Модели и методы ценообразования
Специализированное программное обеспечение в сфере бухгалтерского учета, финансов, управления организацией
Основы заключения договоров, контрактов
Информирование участников ярмарок и прочего персонала, работающего на ярмарке, о требованиях нормативных правовых актов в сфере безопасности жизнедеятельности, экологии и здравоохранения при организации участия в конкретной ярмарке
Разрабатывать инструкции для персонала, работающего на ярмарке
Нормативные правовые акты в сфере рекламы
Основы организации конференций и деловых мероприятий
Этика делового общения и этические нормы профессиональной деятельности
Контроль соблюдения требований нормативных правовых актов в сфере безопасности жизнедеятельности, экологии и здравоохранения участниками, партнерами, спонсорами, посетителями, подрядчиками ярмарки в ходе ее проведения
Консультировать о требованиях нормативных правовых актов в сфере безопасности жизнедеятельности, экологии и здравоохранения при организации ярмарки
Нормативные правовые акты в сфере безопасности жизнедеятельности, экологии и здравоохранения применительно к организации деятельности в сфере ярмарок (в стране проведения ярмарки)
Сопровождение представителей контролирующих органов во время их визита на ярмарочную площадку
Подготавливать информационные материалы о технических и экологических характеристиках используемого оборудования для проверки контролирующими органами
B/03.6
Подготовка отчетов о проведении ярмарки
Составление периодических отчетов руководству о ходе подготовки ярмарки для принятия решений в сфере оптимизации управления проектом ярмарки
Систематизировать и анализировать первичную информацию о реализации проекта ярмарки
Нормативные правовые акты в сфере защиты персональных данных
Основы управления проектами
Этические нормы профессиональной деятельности
Основы документооборота
Разработка предложений по оптимизации управления проектом ярмарки, мероприятий деловой и дополнительной программы ярмарки
Выявлять релевантную информацию в соответствии с поставленными управленческими задачами
Нормативные правовые акты в сфере организации и проведения публичных мероприятий
Нормативные правовые акты в сфере рекламы
Основы ценообразования
Подготовка итогового отчета после проведения ярмарки
Формировать итоговые отчеты и отчеты о ходе подготовки ярмарки
Нормативные правовые акты в сфере организации коммерческого документооборота
Методы и технологии обработки и анализа данных
Основы экономического анализа
Методы и инструменты формализации данных
10. Возможные наименования должностей, профессий и иные дополнительные характеристики:
Связанные с квалификацией наименования должностей, профессий, специальностей, групп, видов деятельности, компетенций и т.п.
Документ, цифровой ресурс
Код по документу (ресурсу)
Полное наименование и реквизиты документа (адрес ресурса)
Ведущий специалист по ярмаркам
Ведущий специалист по ярмарочной деятельности
Ведущий специалист по организации ярмарок
Главный специалист по ярмаркам
Главный специалист по ярмарочной деятельности
Главный специалист по организации ярмарок
ОКЗ
2433
Специалисты по сбыту продукции (исключая информационно-коммуникационные технологии)
ОКПДТР
26585
Специалист по маркетингу
46590
Специалист по связям с общественностью
ЕТКС, ЕКС
Специалист по маркетингу
Специалист по связям с общественностью
ОКСО, ОКСВНК
5.38.02.04
Коммерция (по отраслям)
5.42.02.01
Реклама
8.51.02.02
Социально-культурная деятельность (по видам)
5.38.03.01
Экономика
5.38.03.02
Менеджмент
5.38.03.06
Торговое дело
5.42.03.01
Реклама и связи с общественностью
5.42.03.05
Медиакоммуникации
5.43.03.01
Сервис
11. Основные пути получения квалификации:
Формальное образование и обучение (тип образовательной программы, при необходимости - направление подготовки/специальность/профессия, срок обучения и особые требования, возможные варианты):
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена
или
Среднее профессиональное образование (непрофильное) - программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в сфере ярмарочного (выставочного) менеджмента
или
Высшее образование - бакалавриат
или
Высшее образование (непрофильное) - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование в сфере ярмарочного (выставочного) менеджмента
Опыт практической работы (стаж работы и особые требования (при необходимости), возможные варианты):
Не менее одного года в сфере организации ярмарок или управления ярмарочными проектами при наличии среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена
Неформальное образование и самообразование (возможные варианты): -
12. Особые условия допуска к работе:
13. Наличие специального права в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, необходимого для выполнения работы (при наличии): -
14. Перечень документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по квалификации:
1. Документ, подтверждающий наличие среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена
2. Документ, подтверждающий опыт работы не менее одного года в сфере организации ярмарок или управления ярмарочными проектами
или:
1. Документ, подтверждающий наличие среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена (непрофильное),
2. Документ, подтверждающий наличие дополнительного профессионального образования в сфере ярмарочного (выставочного) менеджмента
3. Документ, подтверждающий опыт работы не менее одного года в сфере организации ярмарок или управления ярмарочными проектами
или:
1. Документ, подтверждающий наличие высшего образования
или:
1. Документ, подтверждающий наличие высшего образования (непрофильное),
2. Документ, подтверждающий наличие дополнительного профессионального образования в сфере ярмарочного (выставочного) менеджмента
15. Срок действия свидетельства: 3 года
Приложение 3
к приказу АНО НАРК
от 22.10.2025 г. N 159/25-ПР
НАИМЕНОВАНИЯ КВАЛИФИКАЦИЙ И ТРЕБОВАНИЯ
К КВАЛИФИКАЦИЯМ, НА СООТВЕТСТВИЕ КОТОРЫМ ПРОВОДИТСЯ
НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИИ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ СПК
ТОРГОВОЙ, ВНЕШНЕТОРГОВОЙ И ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВИДАМ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Наименование квалификации: Руководитель ярмарочных проектов (6-й уровень квалификации)
2. Номер квалификации: 33.02600.03
3. Уровень (подуровень) квалификации: 6
4. Область профессиональной деятельности: Сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и пр.)
5. Вид профессиональной деятельности: Деятельность по организации и проведению ярмарок
6. Реквизиты протокола Совета об одобрении квалификации: протокол N 37 от 18 июля 2025 года
7. Реквизиты приказа Национального агентства об утверждении квалификации: от 22.10.2025 г. N 159/25-ПР
8. Основание разработки квалификации:
Вид документа
Полное наименование и реквизиты документа
Профессиональный стандарт (при наличии)
Специалист в сфере ярмарочной деятельности, приказ Минтруда России от 19.06.2024 N 302н
Квалификационное требование, установленное федеральным законом и иным нормативным правовым актом Российской Федерации (при наличии)
-
Квалификационная характеристика, связанная с видом профессиональной деятельности
-
9. Трудовые функции (профессиональные задачи, обязанности) и их характеристики:
N
Код (при наличии профессионального стандарта)
Наименование трудовой функции (профессиональной задачи, обязанности)
Трудовые действия
Необходимые умения
Необходимые знания
Дополнительные сведения (при необходимости)
1
C/01.6
Разработка концепции организации и проведения ярмарки
Мониторинг развития отраслей экономики, связанных с тематикой ярмарок, для актуализации концепции ярмарки
Анализировать и систематизировать большие объемы маркетинговой информации
Нормативные правовые акты в сфере защиты персональных данных
Подготовка предложений об актуализации концепции ярмарки с учетом развития отраслей экономики
Выявлять существенные события в развитии различных отраслей экономики, значимые для развития ярмарочной деятельности
История развития ярмарочной деятельности
Применять полученную маркетинговую информацию для принятия управленческих решений в сфере ярмарок
Конъюнктура рынка ярмарочных услуг
Проведение периодического анализа конкурентных проектов ярмарок
Выявлять существенные события в развитии различных отраслей экономики, значимые для развития ярмарочной деятельности
Основы конкурентного права и принципы рыночной конкуренции
Применять полученную маркетинговую информацию для принятия управленческих решений в сфере ярмарок
Анализ отчетов, представляемых специалистами по организации ярмарок
Принимать управленческие решения в сфере развития проектов ярмарок
Методы и технологии обработки и анализа данных
Способы формализации данных
Разработка или актуализация концепции проекта ярмарки
Формировать, поддерживать и развивать сеть контактов с ключевыми игроками и экспертами отраслей экономики, связанных с организуемыми ярмарками
Менеджмент мероприятий (ивент-менеджмент)
Управление проектами
Особенности цифровых ресурсов и специализированных платформ для проведения ярмарок
Обоснование выбора формата, места и (или) платформы проведения ярмарки с учетом особенностей ее концепции (онлайн/офлайн/смешанный) и ситуации в стране (эпидемической, политической, экологической)
Определять ключевые факторы, влияющие на достижение целевых коммерческих результатов ярмарки
Методы развития рынка мест и площадок для проведения ярмарок
Риск-менеджмент
В соответствии с утвержденной концепцией ярмарки - разработка плана экспозиции ярмарки, списка потенциальных партнеров и спонсоров, тематики и форматов деловых и дополнительных мероприятий
Экономика проекта, расчет эффективности инвестиций
Инструменты бизнес-планирования
Разработка бизнес-плана проекта ярмарки
Нормативные правовые акты в сфере организации коммерческого документооборота
Представление интересов организации - профессионального организатора ярмарок в органах государственного управления, отраслевых союзах и ассоциациях
Определять приоритеты и ключевые факторы эффективности ярмарки на основе имеющейся маркетинговой информации
Маркетинг
Этика делового общения и этические нормы профессиональной деятельности
Разработка концепций и бизнес-планов ключевых деловых мероприятий в программе ярмарки
Рассчитывать коммерческие показатели эффективности проекта ярмарки
Нормативные правовые акты в сфере организации и проведения публичных мероприятий
Методы организации деловых мероприятий на ярмарке
Анализировать риски организации ярмарки
Нормативные правовые акты в сфере рекламы
C/02.6
Управление проведением ярмарки
Разработка плана подготовки к проведению ярмарки и контроль его выполнения
Адаптировать типовые подходы к организации ярмарочных мероприятий к особенностям конкретной ярмарки
Нормативные правовые акты в сфере организации и проведения публичных мероприятий
Нормативные правовые акты в сфере организации коммерческого документооборота
Применять современные цифровые технологии для организации ярмарочной деятельности
Нормативные правовые акты в сфере рекламы
Способы формализации данных
Формирование команды проекта ярмарки
Формировать команду для работы ярмарки
Нормативные правовые акты в сфере защиты персональных данных
Основы психологии
Постановка задач участникам команды ярмарки
Управлять участниками команды ярмарки
Основы управления персоналом
Тайм-менеджмент
Разработка системы мотивации для участников команды проекта ярмарки
Применять финансовые и нефинансовые инструменты мотивации для получения наилучших результатов по проекту ярмарки
Основы командообразования
Разработка бюджета ярмарки и контроль его выполнения
Управлять ресурсами проекта ярмарки
Методы и технологии обработки и анализа данных
Формирование рекомендаций по разработке бренд-кодов и стратегии продвижения ярмарки
Выявлять интересы различных групп потенциальных партнеров и спонсоров
Основы управления контентом и эргономикой цифровых ярмарочных пространств
Особенности осуществления кросс-культурных коммуникаций
Заключение соглашений со средствами массовой информации и с ключевыми партнерами ярмарки
Формировать, поддерживать и развивать сеть контактов с подрядными и агентскими организациями для создания системы постоянных партнеров и повышения надежности сотрудничества
Маркетинг
Техники ведения переговоров
Особенности работы с различными группами потенциальных партнеров и спонсоров ярмарок
Основы делового протокола
Заключение договоров со спонсорами ярмарки
Осуществлять выбор оптимальных инструментов ярмарочного маркетинга в соответствии с целями и задачами участия организации в ярмарке
Особенности работы с различными группами потенциальных партнеров и спонсоров ярмарок
Интегрировать маркетинговые цели и задачи организации в программу участия в конкретной ярмарке
Договорное право и судебная практика
Формирование критериев отбора подрядных организаций с целью обеспечения полного комплекса услуг и возможностей для участников ярмарки
Формировать критерии выбора подрядчиков и агентов в соответствии с требованиями концепции и бизнес-плана ярмарки
Этика делового общения и этические нормы профессиональной деятельности
Заключение договоров с подрядными организациями ярмарки
Урегулировать споры и разногласия, возникающие в ходе выполнения работ, предоставления услуг по заключенным договорам и соглашениям
Договорное право и судебная практика
Формирование критериев отбора агентских организаций
Формировать, поддерживать и развивать сеть контактов с подрядными и агентскими организациями для создания системы постоянных партнеров и повышения надежности сотрудничества
Разговорный иностранный язык
Осуществление продаж ярмарочных площадей, в том числе по агентским договорам
Разрабатывать предложения для эффективного продвижения ярмарки среди целевых аудиторий участников и партнеров
Основы конфликтологии
Виды современного ярмарочного оборудования
Контроль выполнения функций офиса организатора, реализации задач и обязанностей работниками офиса организатора
Анализировать процессы подготовки и организации ярмарки
Управление проектами
Подходы к проектированию экспозиции
Мониторинг производственных, технологических процессов организации и проведения ярмарок на основе цифровых технологий
Приемы постановки целей и задач
Информационно-коммуникационные технологии для формирования смешанного и виртуального ярмарочного пространства, организации и проведения ярмарок
C/03.6
Анализ и оценка результатов проведения ярмарки
Постановка задачи по сбору данных для подготовки отчетов об организации ярмарки
Обрабатывать и анализировать данные об участии в ярмарке
Нормативные правовые акты в сфере защиты персональных данных
Нормативно-правовые акты в сфере организации и проведения публичных мероприятий
Способы формализации данных
Этические нормы профессиональной деятельности
Подготовка сводного отчета с учетом данных промежуточных и итоговых отчетов участников команды ярмарки
Систематизировать и анализировать большой объем информации о реализации проекта ярмарки
Методы и технологии обработки и анализа данных
Программное обеспечение, необходимое для анализа данных и подготовки отчетных документов
Управление проектами
Оценка эффективности реализации проектов, качественные и количественные критерии эффективности проекта
Проверка эффективности деятельности организации по проведению ярмарок
Принимать управленческие решения в сфере реализации проекта ярмарки
Методы и приемы работы в специализированных программах в области бухгалтерии, финансов, управления организацией
Особенности ценообразования проекта
Представление результатов проведения проекта ярмарки
Формировать результаты реализации проекта ярмарки
Нормативные правовые акты в сфере организации коммерческого документооборота
Подготовка рекомендаций для повышения общей эффективности деятельности организации
Подготавливать отчетность по результатам проведения ярмарки
Нормативные правовые акты в сфере рекламы
Технологии эффективного участия в ярмарках
Оценка достижения поставленных целей и задач участия в ярмарке
Оценивать проект проведения ярмарки и определять возможности повышения эффективности деятельности
Инструменты достижения количественных и качественных целей участия в ярмарках
10. Возможные наименования должностей, профессий и иные дополнительные характеристики:
Связанные с квалификацией наименования должностей, профессий, специальностей, групп, видов деятельности, компетенций и т.п.
Документ, цифровой ресурс
Код по документу (ресурсу)
Полное наименование и реквизиты документа (адрес ресурса)
Руководитель ярмарочных проектов
Заместитель руководителя по проведению ярмарок
Начальник структурного подразделения по ярмарочной деятельности
ОКЗ
1439
Руководители иных сфер обслуживания, не входящие в другие группы
ОКПДТР
26585
Специалист по маркетингу
46590
Специалист по связям с общественностью
ЕТКС, ЕКС
Начальник отдела маркетинга
Начальник отдела по связям с общественностью
ОКСО, ОКСВНК
5.38.03.01
Экономика
5.38.03.02
Менеджмент
5.38.03.06
Торговое дело
5.42.03.01
Реклама и связи с общественностью
5.42.03.05
Медиакоммуникации
5.43.03.01
Сервис
11. Основные пути получения квалификации:
Формальное образование и обучение (тип образовательной программы, при необходимости - направление подготовки/специальность/профессия, срок обучения и особые требования, возможные варианты):
Высшее образование - бакалавриат
или
Высшее образование (непрофильное) - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование в сфере ярмарочного (выставочного) менеджмента
Опыт практической работы (стаж работы и особые требования (при необходимости), возможные варианты):
Не менее трех лет в сфере организации ярмарок или управления ярмарочными или выставочными проектами
Неформальное образование и самообразование (возможные варианты): -
12. Особые условия допуска к работе:
13. Наличие специального права в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, необходимого для выполнения работы (при наличии): -
14. Перечень документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по квалификации:
1. Документ, подтверждающий наличие высшего образования
2. Документ, подтверждающий опыт работы не менее трех лет в сфере организации ярмарок или управления ярмарочными или выставочными проектами
или:
1. Документ, подтверждающий наличие высшего образования (непрофильное)
2. Документ, подтверждающий наличие дополнительного профессионального образования в сфере ярмарочного (выставочного) менеджмента
3. Документ, подтверждающий опыт работы не менее трех лет в сфере организации ярмарок или управления ярмарочными или выставочными проектами
15. Срок действия свидетельства: 5 лет