ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 31 марта 1997 г. N 02-140
О СЛУЖБЕ ГЛАВНОГО АУДИТОРА БАНКА РОССИИ
Во исполнение статьи 95 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол от 24 января 1997 года) приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации внутреннего аудита в Центральном банке Российской Федерации.
Считать одной из важнейших задач службы главного аудитора Банка России оказание помощи руководству Банка России в обеспечении выполнения его функций путем независимой оценки информации о финансовом состоянии Банка России в целом и по его отдельным учреждениям, анализа эффективности организации выполнения отдельных операций и функций Банка России, участие в оценке достоверности публикуемой Банком России бухгалтерской отчетности и другой финансовой информации.
2. Установить, что по условиям оплаты труда, медицинского и социально - бытового обслуживания должность главного аудитора Банка России приравнивается к должности заместителя председателя Банка России - члена Совета директоров Банка России.
3. Установить, что главный аудитор Банка России подчиняется непосредственно Председателю Банка России и по должности может участвовать в работе Совета директоров Банка России без права на участие в голосовании.
Председатель Банка России
С.К.ДУБИНИН
Приложение
к Приказу по Банку России
от 31 марта 1997 г. N 02-140
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА
В ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящим Положением определяется общая организация системы внутреннего аудита в Банке России.
При этом под внутренним аудитом понимается контроль, осуществляемый путем проведения регулярных документальных ревизий финансово - хозяйственной стороны деятельности отдельно взятых подразделений и учреждений Банка России, имеющих самостоятельный бухгалтерский баланс, а также путем целевых аудиторских проверок организации выполнения Банком России отдельных функций или отдельных операций и проверок выполнения подразделениями Банка России и учреждениями Банка России законодательных и других нормативных актов (включая внутренние инструкции и положения), регулирующих их деятельность.
1.2. Внутренний аудит в Банке России обеспечивается службой главного аудитора Банка России, состоящей из следующих структурных подразделений Банка России и его учреждений:
а) департамент внутреннего аудита и ревизий Банка России,
б) ревизионные отделы (управления, секторы) территориальных учреждений Банка России, Департамента полевых учреждений и Дирекции Центрального хранилища.
1.3. Главной задачей службы главного аудитора Банка России являются: обеспечение наблюдения за соответствием совершенных в Банке России финансовых и хозяйственных операций законодательству Российской Федерации и нормативным актам Банка России; независимая оценка информации о финансовом состоянии Банка России в целом и по его отдельным учреждениям; проверка организации выполнения учреждениями и организациями системы Банка России отдельных функций и отдельных операций Банка России; проверка выполнения подразделениями Банка России и учреждениями Банка России законодательных и других нормативных актов (включая внутренние инструкции и положения), регулирующих их деятельность.
1.4. Общая организация работы по осуществлению внутреннего аудита в Банке России возлагается на главного аудитора Банка России, который назначается на должность и освобождается от должности Национальным банковским советом по представлению Совета директоров Банка России и по вопросам, связанным с осуществлением аудита, подчиняется непосредственно Председателю Банка России.
1.5. Департамент внутреннего аудита и ревизий Банка России осуществляет общую организацию и методическое обеспечение проведения ревизий и аудиторских проверок в системе Банка России, а также осуществляет проведение ревизий и целевых проверок работы учреждений и организаций, подчиненных непосредственно Банку России. Численность и структура Департамента, а также положение о нем утверждаются в установленном порядке.
1.6. Ревизионные отделы (управления, секторы) территориальных учреждений Банка России, Департамента полевых учреждений Банка России и Дирекции Центрального хранилища являются структурными подразделениями соответствующих учреждений Банка России, а по своим функциональным обязанностям подотчетны Департаменту внутреннего аудита и ревизий Банка России. Ревизионные отделы (управления, секторы) призваны обеспечивать проведение ревизий и целевых проверок работы структурных подразделений, подчиненных непосредственно тем учреждениям Банка России, в составе которых созданы эти ревизионные отделы (управления, секторы).
Работники ревизионных отделов (управлений, секторов) учреждений Банка России могут привлекаться к участию в проведении ревизий и аудиторских проверок иных учреждений и организаций Банка России. Такое привлечение осуществляется на основании распоряжений руководства Департамента внутреннего аудита и ревизий Банка России, согласованных с руководством соответствующих учреждений Банка России.
Численность и структура ревизионных отделов (управлений, секторов) определяются в общеустановленном порядке по согласованию с Департаментом внутреннего аудита и ревизий Банка России.
Комплексные ревизии и тематические аудиторские проверки планируются таким образом, чтобы обеспечивалось ежегодное посещение сотрудниками службы внутреннего аудита всех подведомственных Банку России учреждений и организаций.
1.7. Специалисты Департамента внутреннего аудита и ревизий Банка России и ревизионных отделов (управлений, секторов) при выполнении своих функциональных обязанностей независимы от руководителей тех учреждений и подразделений Банка России, деятельность которых подвергается ревизии или аудиторской проверке.
1.8. Текущий контроль за соблюдением исполнительской и служебной дисциплины является прямой служебной обязанностью руководителей учреждений системы Банка России и их структурных подразделений; текущий контроль не может возлагаться на службу внутреннего аудита, осуществляющую проверку организации контроля за исполнительской и служебной дисциплиной только в рамках проводимых ревизий и аудиторских проверок.
Раздел 2. ФУНКЦИИ ГЛАВНОГО АУДИТОРА БАНКА РОССИИ
2.1. Главный аудитор Банка России:
а) осуществляет общее руководство работой службы главного аудитора Банка России;
б) подготавливает предложения руководству Банка России об основных направлениях работы подразделений службы главного аудитора Банка России на текущий период и на перспективу;
в) утверждает программы проведения конкретных аудиторских проверок работы учреждений Банка России, включая программы проверок структурных подразделений Банка России;
г) рассматривает материалы ревизий территориальных учреждений Банка России и всех аудиторских проверок и докладывает Председателю Банка России о результатах проведения ревизии или аудиторской проверки для принятия им соответствующего управленческого решения по итогам проведенной ревизии или аудиторской проверки, организует контроль за устранением недостатков, выявленных ревизиями и аудиторскими проверками;
д) организует разработку проектов нормативных актов, регулирующих работу внутреннего аудита в Банке России;
е) организует контроль за работой по повышению профессионального уровня специалистов службы главного аудитора;
ж) анализирует общие результаты ревизий и аудиторских проверок и обеспечивает разработку мер по совершенствованию внутреннего аудита в Банке России;
з) представляет Совету директоров Банка России ежегодный отчет о работе службы главного аудитора, а также представляет доклады Национальному банковскому совету в установленные им сроки и порядке;
и) организует совместно с Департаментом бухгалтерского учета и отчетности координацию работы, связанной с проведением внешнего аудита Банка России, осуществляемого внешней аудиторской организацией, определяемой Национальным банковским советом;
к) осуществляет другие полномочия в соответствии с решениями Совета директоров Банка России или Председателя Банка России.
Раздел 3. ФУНКЦИИ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СЛУЖБЫ ГЛАВНОГО АУДИТОРА БАНКА РОССИИ
3.1. Сотрудники подразделений, входящих в службу главного аудитора Банка России, в своей профессиональной деятельности являются независимыми от администрации тех учреждений Банка России и его подразделений, работа которых подвергается ревизии или аудиторскому контролю, и должны руководствоваться только положениями федеральных законов и других законодательных актов Российской Федерации, а также нормативных актов Банка России по соответствующим направлениям деятельности Банка России.
3.2. Руководители ревизионных отделов (управлений, секторов) территориальных учреждений Банка России, Департамента полевых учреждений Банка России и Дирекции Центрального хранилища назначаются на должности и освобождаются от должностей в общеустановленном порядке по согласованию с Департаментом внутреннего аудита и ревизий Банка России.
3.3. Акты ревизий и аудиторские заключения, составляемые работниками службы главного аудитора, должны содержать объективную оценку состояния проверяемого участка. Выводы и предложения по результатам ревизий и аудита должны быть аргументированы.
3.4. Работники службы главного аудитора обязаны обеспечивать соблюдение режима конфиденциальности получаемых сведений и несут ответственность за несанкционированное разглашение информации, ставшей им известной в процессе ревизии или аудиторской проверки.
3.5. Работники подразделений, относящихся к службе главного аудитора, для надлежащего исполнения своих задач и функций имеют право на:
беспрепятственный допуск в соответствии с заданием на производство ревизий и внутреннего аудита (с соблюдением установленного порядка доступа) во все служебные помещения проверяемых учреждений Банка России;
опечатывание денежных хранилищ, материальных складов, архивов и других служебных помещений ревизуемых учреждений и организаций на период проверки сохранности находящихся в них ценностей и документов;
расширение круга вопросов (участков) ревизии, если выявляется необходимость в таком расширении при выполнении основного задания;
изъятие из дел отдельных документов (с оставлением в делах акта изъятия и копий изъятых документов), если в ходе ревизии будут обнаружены подделки, подлоги или иные злоупотребления;
получение от ответственных работников проверяемых учреждений Банка России письменных объяснений по вопросам, возникающим в ходе проведения ревизий и аудита;
выдачу предписаний руководителям проверяемых учреждений Банка России о принятии ими безотлагательных мер в связи с выявленными недостатками, если непринятие таких мер может повлечь утрату ценностей, документов или способствовать злоупотреблениям.
3.6. Организация и непосредственное проведение аудиторских проверок, а также общий контроль за выполнением планов проведения ревизий учреждений и организаций системы Банка России возлагаются на Департамент внутреннего аудита и ревизий Банка России.
Раздел 4. ОБЩИЙ ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ РЕВИЗИЙ
4.1. Основной задачей подразделений службы главного аудитора Банка России при проведении ревизий является проверка работы учреждений и организаций Банка России с позиций обеспечения требований законодательства, правильности документирования операций, бухгалтерского и статистического учета и отчетности.
4.2. Комплексные ревизии деятельности территориальных учреждений Банка России, расчетно - кассовых центров и других предприятий, организаций и учреждений Банка России, имеющих самостоятельный баланс, проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 года. Решение о проведении комплексной ревизии в отношении любого учреждения Банка России может приниматься Председателем Банка России или главным аудитором Банка России (по согласованию с Председателем Банка России или его заместителем, курирующим финансовые вопросы), а в отношении учреждений и организаций, подведомственных территориальному учреждению Банка России, - руководителем этого территориального учреждения. В период между комплексными ревизиями работа учреждений и организаций системы Банка России ежегодно подвергается текущему аудиту со стороны подразделений службы главного аудитора Банка России, в том числе путем проведения внезапных ревизий денежных средств и других ценностей, анализа динамики показателей балансовой и иной отчетности, тематических проверок состояния учетно - операционной работы, документальных ревизий отдельных операций и участков работы и другими методами аудита.
При этом под комплексной ревизией понимается документальная проверка реальности баланса на начало текущего года и на последнюю отчетную дату, правильности и законности осуществленных расходов, соблюдения правил и порядка совершения хозяйственных и других операций и их отражения по счетам бухгалтерского учета, полноты и достоверности бухгалтерской отчетности, составляемой территориальными учреждениями и организациями Банка России, обеспечения сохранности денежных средств и ценностей, рационального использования материальных и трудовых ресурсов Банка России, оценка эффективности организации внутреннего контроля за выполнением отдельных операций и заданий.
4.3. Подразделения службы главного аудитора Банка России строят свою работу на основе годовых планов. Годовой план проведения ревизий территориальных Главных управлений (Национальных банков), других учреждений и организаций Банка России предусматривает примерный срок проведения ревизии и определяет должностное лицо, ответственное за организацию проведения ревизии. Указанный план утверждается Председателем Банка России по представлению главного аудитора Банка России.
Аналогичные планы проведения ревизий РКЦ и других учреждений и организаций, подведомственных территориальным учреждениям Банка России, утверждаются руководителями соответствующих учреждений Банка России по представлениям руководителей ревизионных отделов (управлений, секторов) и направляются для сведения в Департамент внутреннего аудита и ревизий Банка России.
4.4. Конкретные сроки проведения ревизий и состав ревизионных бригад определяются соответственно руководителями Департамента внутреннего аудита и ревизий Банка России и ревизионных отделов (управлений, секторов) по подведомственному кругу ревизуемых учреждений.
4.5. Коррективы в утвержденные планы ревизий могут вноситься лицами, их утвердившими, на основании обоснованных ходатайств со стороны должностных лиц, ответственных за проведение ревизий.
4.6. Общий порядок проведения ревизий учреждений и организаций Банка России и методика ревизии отдельных операций и участков работы регламентируется отдельными указаниями Банка России, подготавливаемыми Департаментом внутреннего аудита и ревизий. Руководитель ревизии может вносить уточнения в последовательность, методы и формы проверки с учетом особенностей ревизуемого учреждения.
4.7. Руководители и иные должностные лица ревизуемой организации обязаны:
а) создавать проверяющим условия, обеспечивающие эффективное проведение ревизии, предоставлять проверяющим всю необходимую документацию, а также давать по их запросу (устному или письменному) разъяснения и объяснения в устной или письменной форме;
б) оперативно устранять все выявленные проверяющими нарушения, в том числе по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности;
в) не допускать каких-либо действий, направленных на ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении ревизии, а также на изъятие из текста итогового документа включенных в него записей о недостатках в работе, подтверждаемых конкретными документами и ссылками на положения законодательства и нормативных документов Банка России. Виновные в этом должностные лица проверяемых учреждений могут быть привлечены к дисциплинарной или иной ответственности.
4.8. Ревизия завершается составлением итогового документа ("акт ревизии"), который должен содержать выводы об общем состоянии бухгалтерского учета и финансовой отчетности, перечень проверенных участков работы и операций с указанием выявленных недостатков и причин их появления, а также общие рекомендации по устранению недостатков.
4.9. Итоговый документ предназначен для служебного пользования и составляется в 3 экземплярах, один из которых (второй экземпляр подлинника) предназначен для ревизуемого учреждения. Два остальных экземпляра передаются в то учреждение Банка России, которому подчинено ревизуемое учреждение или предприятие, при этом один экземпляр (первый экземпляр подлинника со всеми приложениями) подлежит постоянному хранению, а другой используется для текущей работы со структурными подразделениями.
Возможные возражения со стороны руководства ревизуемого учреждения по отдельным позициям итогового документа оформляются в письменной форме и приобщаются в качестве приложения к первому и второму экземплярам итогового документа.
4.10. После завершения ревизии территориальных учреждений и других организаций, подчиненных непосредственно Банку России, итоговые документы и другие материалы представляются в Департамент внутреннего аудита и ревизий Банка России с краткой информацией руководителя ревизии (аудитора) о результатах проделанной работы.
4.11. Департамент внутреннего аудита и ревизий Банка России направляет руководителям структурных подразделений центрального аппарата Банка России соответствующие профилю их деятельности разделы итогового документа для информации и принятия мер по устранению выявленных недостатков (в части, касающейся компетенции этих структурных подразделений).
4.12. Поступающие в Департамент итоговые документы проведенных ревизий рассматриваются главным аудитором Банка России. О результатах ревизий главный аудитор Банка России докладывает Председателю Банка России в порядке информации или для принятия соответствующего управленческого решения.
4.13. Контроль за устранением территориальными учреждениями и иными подразделениями Банка России выявленных недостатков и выполнением принятых решений по ним осуществляется соответствующими структурными подразделениями центрального аппарата Банка России по относящимся к их компетенции вопросам.
Раздел 5. ОБЩИЙ ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТОРСКИХ ПРОВЕРОК
5.1. Аудиторские проверки в рамках внутреннего аудита в Банке России производятся на основании специальных поручений Председателя Банка России, решений Совета директоров Банка России или по инициативе главного аудитора Банка России.
Руководители территориальных учреждений Банка России могут назначать проведение аудиторских проверок по кругу подведомственных им учреждений и организаций. Аудиторской проверке могут подвергаться как отдельные участки работы, так и отдельные операции, в отношении которых по тем или иным причинам возникает потребность в проверке. Организация проведения таких аудиторских проверок осуществляется в порядке, изложенном в пп. 5.2 - 5.6 настоящего Положения.
5.2. Аудиторские проверки осуществляются специалистами подразделений службы главного аудитора Банка России с привлечением, при необходимости, специалистов других подразделений Банка России и его учреждений. К аудиту должны привлекаться лица, имеющие соответствующую профессиональную подготовку.
5.3. На основании принятого решения об аудиторской проверке того или иного участка деятельности или отдельных операций Банка России, а также проверке выполнения подразделениями Банка России и учреждениями Банка России законодательных и других нормативных актов (включая внутренние инструкции и положения), регулирующих их деятельность, Департамент внутреннего аудита и ревизий Банка России подготавливает программу (задание) аудиторской проверки, утверждаемую главным аудитором Банка России. В этой программе определяются операции или участки деятельности Банка России или нормативные документы, подвергаемые проверке; круг учреждений системы Банка России, охватываемый проверкой; порядок и сроки проведения аудиторской проверки; должностные лица из числа сотрудников службы главного аудитора Банка России, ответственные за проведение соответствующего направления аудиторской проверки.
5.4. Аудиторская проверка проводится путем сбора и анализа соответствующей нормативно - правовой базы и программно - технического обеспечения, показателей бухгалтерской и статистической отчетности и иной информации, относящейся к проверяемому участку деятельности Банка России. Аудитор должен иметь доступ к книгам, учетным записям, деловой корреспонденции и иной информации по соответствующему участку работы проверяемого учреждения Банка России.
Аудиторы должны выявлять ошибки, неточности и незаконные действия при выполнении соответствующих операций или на участках деятельности, определять возможную степень их влияния на результаты выполнения Банком России своих функций.
5.5. По завершении аудиторской проверки составляется аудиторское заключение (отчет), в котором должно содержаться исчерпывающее мнение аудиторов о характере аудиторской проверки, о соответствии представляемой финансовой и иной информации Банка России и его учреждений действительному положению дел. При этом аудиторы исходят из того, что они проводят проверки в интересах Банка России и должны помогать руководству Банка России и его учреждений лучше выполнять их функции.
5.6. Аудиторское заключение (отчет) рассматривается главным аудитором Банка России и представляется Председателю Банка России с соответствующими рекомендациями и предложениями по реализации материалов аудиторской проверки.
Раздел 6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА
С ВНЕШНИМ АУДИТОМ
6.1. Внешний аудит Банка России осуществляется аудиторской организацией, определяемой Национальным банковским советом, т.е. внешний аудит выполняется лицами, не являющимися сотрудниками Банка России и его учреждений.
6.2. Главный аудитор Банка России обеспечивает общую организацию проведения внешнего аудита в Банке России и его учреждениях, а также координацию взаимоотношений с внешним аудитором по вопросам внутреннего аудита.
Главный аудитор Банка России
В.И.СОЛОВОВ