ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приказ ФНС России от 14.11.2025 N ЕД-7-1/983@ "Об утверждении Положения об Аналитическом управлении Федеральной налоговой службы"

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 14 ноября 2025 г. N ЕД-7-1/983@
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ АНАЛИТИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
В целях упорядочения деятельности структурных подразделений центрального аппарата Федеральной налоговой службы приказываю:
1. Утвердить Положение об Аналитическом управлении Федеральной налоговой службы согласно приложению к настоящему приказу.
2. Признать утратившим силу приказ ФНС России от 01.09.2020 N ЕД-7-1/626@ "Об утверждении Положения об Аналитическом управлении Федеральной налоговой службы".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель Федеральной
налоговой службы
Д.В.ЕГОРОВ
Приложение
к приказу ФНС России
от "__" ________ 2025 г.
N _____________
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ АНАЛИТИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
1. Общие положения
1.1. Аналитическое управление (далее - Управление) является самостоятельным структурным подразделением Федеральной налоговой службы (далее - Служба).
1.2. В своей деятельности Управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, Положением о Федеральной налоговой службе, приказами и распоряжениями Службы, решениями руководства Службы, а также настоящим Положением.
2. Основные задачи Управления
Основными задачами Управления являются:
2.1. Обеспечение единых подходов к проведению аналитической работы и методическое сопровождение этой работы в налоговых органах.
2.2. Прогнозирование и контроль исполнения поступлений администрируемых Службой доходов бюджетной системы Российской Федерации на текущий (отчетный), очередной финансовый год и плановый период; координация работ по мониторингу указанных поступлений во взаимосвязи с ключевыми показателями социально-экономического развития Российской Федерации.
2.3. Осуществление внутреннего финансового контроля за бюджетными операциями, проводимыми Управлением.
2.4. Координация работ по оценке резервов и выработке мер по мобилизации дополнительных доходов в бюджетную систему Российской Федерации на основании предложений структурных подразделений Службы.
2.5. Прогнозирование и представление в Минфин России и государственные внебюджетные фонды ежемесячного распределения и прогноза поступлений (кассового плана) администрируемых Службой годовых доходов.
2.6. Координация работ по предоставлению информации структурными подразделениями Службы при проведении контрольных мероприятий Счетной палатой Российской Федерации в части вопросов о доходах федерального бюджета.
2.7. Проведение комплексного анализа факторов, влияющих на поступление администрируемых Службой доходов (по различным отраслям экономики). Разработка и совершенствование методологии анализа соответствия уплачиваемых налогов и сборов результатам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков и уровню налоговой нагрузки (в разрезе регионов, секторов экономики и видов деятельности). Внедрение технологий проведения указанного анализа и координация их применения структурными подразделениями Службы и налоговыми органами.
2.8. Координация и методологическое сопровождение работы структурных подразделений Службы по разработке, актуализации и совершенствованию форм статистической налоговой отчетности, а также технологий их формирования, утверждения, использования и анализа; подготовка проектов приказов об утверждении указанных форм статистической налоговой отчетности.
2.9. Координация и методологическое сопровождение работы структурных подразделений Службы по разработке и мониторингу ключевых показателей эффективности деятельности Службы, по организации общественного контроля за деятельностью Службы, а также по подготовке отдельных документов расширенных заседаний коллегии Службы.
2.10. Обеспечение работы Комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России.
2.11. Организация работы по сбору, анализу, систематизации сведений о налоговых расходах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), а также о действующих на территории Российской Федерации преференциальных налоговых режимах и инвестиционных льготах.
2.12. Обеспечение предоставления внешним пользователям сводной аналитической информации, формируемой Управлением, в соответствии с соглашениями об информационном взаимодействии и на основании мотивированных запросов федеральных органов исполнительной власти.
2.13. Координация работы Службы по реализации государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" (далее - госпрограмма) в части вопросов, отнесенных к компетенции Службы.
2.14. Координация работы структурных подразделений Службы по организации и подготовке сводных материалов, необходимых для выполнения поручений, предусмотренных посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
2.15. Координация подготовки совместно с другими структурными подразделениями Службы докладов, справок и других аналитических материалов руководству Службы по вопросам, входящим в компетенцию Управления.
2.16. Формирование и ведение государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности.
3. Основные функции Управления
Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:
3.1. Анализирует практику осуществления аналитической работы, подготавливает предложения по ее совершенствованию и оптимизации.
3.2. Координирует разработку, внедрение, оптимизацию и обеспечение стабильной работы технологических процессов по вопросам, отнесенным к компетенции Управления и закрепленным за ним решением руководителя Службы.
3.3. Разрабатывает методологию прогнозирования поступлений администрируемых Службой доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды и утверждает соответствующую методику.
3.4. Организует работу по прогнозированию и контролю исполнения поступлений администрируемых Службой доходов в бюджетную систему Российской Федерации (консолидированного бюджета и федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов) на текущий (отчетный), очередной финансовый год и плановый период.
3.5. Осуществляет прогнозирование и представление в установленном порядке в Минфин России и государственные внебюджетные фонды помесячного распределения администрируемых Службой годовых доходов, утвержденных федеральными законами о федеральном бюджете и о бюджетах государственных внебюджетных фондов соответственно.
3.6. Осуществляет оценку и ежемесячное представление в установленном порядке в Минфин России и государственные внебюджетные фонды помесячного прогноза поступлений (кассового плана) администрируемых Службой доходов в федеральный бюджет и в бюджеты государственных внебюджетных фондов на текущий финансовый год.
3.7. Координирует работу по предоставлению информации структурными подразделениями Службы при проведении контрольных мероприятий Счетной палатой Российской Федерации при проверке исполнения федерального закона о федеральном бюджете за отчетный финансовый год и при проверке обоснованности прогноза на текущий финансовый год и плановый период в части вопросов по доходам федерального бюджета.
3.8. Осуществляет комплексный отраслевой анализ факторов, влияющих на поступление администрируемых Службой доходов. Разрабатывает и совершенствует методологию анализа соответствия уплачиваемых налогов и сборов результатам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков и уровню налоговой нагрузки (по регионам, секторам экономики и видам экономической деятельности). Организует соответствующую аналитическую работу в налоговых органах.
3.9. Осуществляет координацию работ по оценке резервов и выработке мер по мобилизации дополнительных доходов в бюджетную систему Российской Федерации на основании предложений структурных подразделений Службы.
3.10. Осуществляет методологическое и экспертно-аналитическое обеспечение по ведению налоговых паспортов субъектов Российской Федерации, федеральных округов Российской Федерации и Российской Федерации в целом.
3.11. Разрабатывает (совершенствует) формы отчетов и методические указания по формированию статистической налоговой отчетности о начислении и поступлении налоговых платежей, а также выходные и аналитические таблицы к формам и по другим вопросам, входящим в компетенцию Управления.
3.12. Организует работу по формированию, ведению и актуализации сводных итогов статистической налоговой отчетности.
3.13. Организует работу Службы по размещению данных статистической налоговой отчетности в Единой межведомственной информационно-статистической системе.
3.14. Развивает и методологически сопровождает программно-аналитические комплексы, обеспечивающие сбор, обработку и представление данных о деятельности Службы, а также формирование аналитических материалов для обеспечения заинтересованных пользователей информацией, необходимой для принятия управленческих решений, по вопросам, входящим в компетенцию Управления.
3.15. Подготавливает совместно со структурными подразделениями Службы План деятельности Федеральной налоговой службы и Отчет о его исполнении, публичную декларацию целей и задач Службы и отчет о ее исполнении на ежегодной основе, итоги деятельности Службы, комплексные показатели эффективности (КПЭ) руководителя и КПЭ деятельности Службы.
3.16. Осуществляет совместно со структурными подразделениями Службы анализ результатов деятельности Службы по основным направлениям налогового администрирования.
3.17. Разрабатывает стратегию развития Управления.
3.18. В части осуществления общественного контроля координирует вопросы формирования Общественного совета при ФНС России (далее - Совет), его документационного обеспечения, а также вопросы его деятельности, в частности, планирование заседаний, формирование повестки (на основе информации, полученной от членов Совета) и протокола заседаний, подготовки отчетов о деятельности Совета.
3.19. Осуществляет подготовку планов работы коллегии Службы на очередной год (на основе информации, полученной от структурных подразделений Службы); формирует регламент заседания коллегии и обеспечивает подготовку протокола заседания коллегии.
3.20. Разрабатывает (совершенствует) методологию мониторинга ключевых показателей эффективности деятельности и организует работу по мониторингу этих показателей, а также анализу результатов деятельности налоговых органов по основным направлениям налогового администрирования, включая разработку и расчет соответствующих показателей.
3.21. Осуществляет сбор и обработку данных для проведения оценки эффективности деятельности налоговых органов; осуществляет документационное и организационное обеспечение работы Комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России.
3.22. Контролирует качество работы налоговых органов по направлениям, входящим в компетенцию Управления, в установленном порядке.
3.23. Осуществляет сбор, анализ, систематизацию и передачу органам исполнительной власти сведений о налоговых расходах Российской Федерации и налоговых расходах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в рамках исполнения положений постановлений Правительства Российской Федерации от 12.04.2019 N 439 "Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации" и от 22.06.2019 N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
3.24. Осуществляет мониторинг и анализ действующих на территории Российской Федерации преференциальных налоговых режимов и инвестиционных льгот; обеспечивает развитие и сопровождение соответствующих автоматизированных инструментов.
3.25. Организует работу структурных подразделений Службы по внесению изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2004 г. N 410 "О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2004 г. N 410) и совместный приказ Минфина России и ФНС России от 30.06.2008 N 65н/ММ-3-1/295@.
3.26. Организует методологическое сопровождение работы налоговых органов в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2004 г. N 410 во взаимодействии со структурными подразделениями Службы по соответствующим направлениям деятельности.
3.27. Предоставляет внешним пользователям информацию и сведения, относящиеся к компетенции Управления, с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации.
3.28. Осуществляет методологическое сопровождение работы структурных подразделений Службы по подготовке предложений о внесении изменений в госпрограмму в части вопросов, отнесенных к компетенции Службы.
3.29. Осуществляет методологическое сопровождение работы структурных подразделений Службы по подготовке и размещению в подсистеме управления государственными программами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" ежемесячных, ежеквартальных и годовых отчетов о ходе реализации комплекса процессных мероприятий "Обеспечение функционирования и развитие налоговой системы Российской Федерации".
3.30. Обеспечивает подготовку приказов, распоряжений, планов-графиков и иных документов Службы, необходимых для выполнения поручений, предусмотренных посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, реализация которых возложена на Службу, в том числе:
координирует работу структурных подразделений Службы и анализирует ход исполнения мероприятий;
подготавливает сводные отчеты о выполнении для представления в Минфин России и руководству Службы.
3.31. Подготавливает обобщенную информацию о ходе достижения результатов федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов, затрагивающих вопросы, отнесенные к компетенции Службы.
3.32. Подготавливает совместно с другими структурными подразделениями Службы:
доклады, справки и другие аналитические материалы руководителю Службы о реализации планов, мероприятий, графиков, утвержденных Минфином России или Службой, по вопросам, входящим в компетенцию Управления;
итоги мониторинга соответствия поступлений администрируемых доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации основным показателям социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов;
итоги анализа исполнения доходных частей бюджетов по уровням бюджетной системы Российской Федерации.
3.33. Осуществляет методологическое сопровождение государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, формирует и ведет указанный ресурс, а также предоставляет содержащиеся в нем сведения внешним пользователям в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об информационной безопасности и персональных данных.
3.34. Осуществляет ограничение (возобновление) доступа к бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
3.35. Участвует в формировании тематического плана научно-исследовательских и методических работ для нужд Службы и координирует деятельность по его исполнению.
3.36. Принимает участие в совершенствовании структуры центрального аппарата Службы, анализе организационной структуры налоговых органов и подготовке предложений по ее совершенствованию.
3.37. Проводит обучение работников налоговых органов, совещания, семинары, оказывает практическую помощь налоговым органам по вопросам, входящим в компетенцию Управления.
3.38. Осуществляет методическую деятельность по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.
3.39. Представляет интересы Службы в федеральных органах государственной власти по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.
3.40. Осуществляет методологическое и организационное обеспечение ведения специализированных информационных ресурсов и программно-аналитических комплексов по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.
3.41. Обеспечивает базовый, расширенный и специальный уровни профессиональных знаний и навыков государственных гражданских служащих в области информационно-коммуникационных технологий в части деятельности Управления.
3.42. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.
3.43. Обеспечивает контроль исполнения законодательства и нормативных правовых актов по противодействию коррупции, соблюдению государственными гражданскими служащими запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения в части деятельности Управления.
3.44. Участвует в планировании и организации обучения государственных гражданских служащих в рамках своей компетенции.
3.45. Ведет в установленном порядке делопроизводство и хранение документов Управления, осуществляет их передачу на архивное хранение.
3.46. Участвует в обеспечении мобилизационной подготовки центрального аппарата Службы и налоговых органов к деятельности в военное время и в условиях военного и чрезвычайного положения.
3.47. Организует и выполняет мероприятия по мобилизационной подготовке Управления к деятельности в военное время и в условиях военного и чрезвычайного положения.
3.48. Участвует в организации и обеспечении выполнения предусмотренных законодательством Российской Федерации мероприятий по поддержанию готовности налоговых органов к ведению гражданской обороны.
3.49. Организует и выполняет предусмотренные законодательством Российской Федерации мероприятия по вопросам поддержания готовности Управления к ведению гражданской обороны.
3.50. Организует внутренний контроль деятельности налоговых органов по направлениям деятельности налоговых органов, относящимся к компетенции Управления, в том числе разрабатывает методические документы и технологические решения по организации системы внутреннего контроля, и участвует в его проведении. Осуществляет внутренний финансовый контроль за бюджетными операциями, проводимыми Управлением.
3.51. Осуществляет иные функции по поручению руководства Службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Права при реализации основных функций Управления
Управление для осуществления своих основных функций имеет право:
4.1. Вносить руководству Службы предложения по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
4.2. Знакомиться с документами структурных подразделений Службы, необходимыми для выполнения возложенных на Управление задач.
4.3. Запрашивать и получать в установленном порядке от структурных подразделений Службы и налоговых органов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций независимо от их организационно-правовой формы материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию Управления.
4.4. Привлекать в установленном порядке специалистов научно-исследовательских и иных организаций, готовить материалы для заключения с этими организациями договоров на проведение и выполнение работ по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
4.5. Вести в установленном порядке переписку с организациями и гражданами по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
4.6. Разрабатывать проекты нормативных правовых актов и других документов по функциям Управления и направлять их на заключение соответствующим структурным подразделениям Службы.
4.7. Привлекать в установленном порядке специалистов структурных подразделений Службы к подготовке проектов документов, справочной информации и других материалов по поручению руководства Службы.
4.8. Участвовать в формировании заказов, проработке контрактов на осуществление необходимых для выполнения своих задач закупок программных, технических средств и расходных материалов.
4.9. Изучать зарубежный опыт по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
4.10. Осуществлять иные полномочия, входящие в компетенцию Управления.
5. Организация деятельности Управления
5.1. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями Службы, соответствующими подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Деятельность Управления осуществляется на основе разработанных в соответствии с основными направлениями работы ФНС России планов и мероприятий, утверждаемых руководством Службы.
5.2. Структура Управления и численность его работников устанавливаются руководителем Службы в соответствии с утвержденной структурой и численностью работников центрального аппарата Службы.
Для выполнения задач, возложенных на Управление, в его составе создаются соответствующие отделы.
5.3. Руководство Управлением осуществляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем Службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.4. Назначение на должности работников Управления осуществляется руководителем Службы по представлению начальника Управления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Освобождение от замещаемой должности работников Управления осуществляется руководителем Службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.5. Начальник Управления:
5.5.1. Осуществляет общее руководство Управлением, организует его работу, определяет круг вопросов, относящихся к компетенции его заместителей, утверждает положения об отделах, регламенты и должностные регламенты федеральных государственных гражданских служащих, осуществляет контроль за их выполнением.
5.5.2. Вносит в установленном порядке предложения о назначении, перемещении и увольнении работников Управления, наложении дисциплинарных взысканий на лиц, допустивших должностной проступок, а также о поощрении работников за успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей.
5.5.3. Принимает участие в совещаниях, проводимых руководством Службы, вносит предложения по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
5.5.4. Организует в установленном порядке совещания и семинары с участием налоговых органов и организаций, находящихся в ведении Службы, по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, а также принимает участие в совещаниях и семинарах, проводимых другими структурными подразделениями Службы.
5.5.5. Дает работникам Управления обязательные для них письменные и устные указания по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, в пределах их должностных обязанностей и требует от них отчет об исполнении этих указаний.
5.5.6. Представляет в установленном порядке Службу по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, в федеральных органах государственной власти, органах власти субъектов Российской Федерации.
5.5.7. В установленном порядке рассматривает и отвечает на корреспонденцию, поступающую от структурных подразделений Службы, налоговых органов, организаций и граждан; организует прием граждан и представителей организаций, в необходимых случаях проводит их личный прием.
5.5.8. В установленном порядке получает от других структурных подразделений Службы, налоговых органов и организаций, находящихся в ведении Службы, материалы и документы, необходимые для деятельности Управления.
5.5.9. Проводит служебные совещания с работниками Управления.
5.5.10. Подписывает служебную документацию в пределах своей компетенции.
5.5.11. Организует делопроизводство в Управлении.
5.5.12. Осуществляет сотрудничество с государственными органами, научными, образовательными, общественными и иными организациями, внебюджетными фондами, ассоциациями, а также с представителями государств - участников СНГ, зарубежными экспертами и международными организациями по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.
5.6. Начальник Управления несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Управление настоящим Положением, за соблюдение законодательства Российской Федерации, приказов и распоряжений Минфина России и руководства Службы, сохранность имущества и документов, находящихся в ведении Управления, обеспечение соблюдения работниками Управления внутреннего трудового распорядка и исполнительской дисциплины.
5.7. Заместители начальника Управления несут персональную ответственность за работу курируемых отделов Управления, координируют их деятельность по поручениям руководства Службы и начальника Управления, обеспечивают своевременную подготовку соответствующих материалов.
5.8. Гражданские служащие Управления осуществляют свои полномочия в соответствии с утвержденными должностными регламентами, работники Управления - в соответствии с утвержденными должностными инструкциями.
5.9. Гражданские служащие и работники Управления несут персональную ответственность за выполнение обязанностей, возложенных на них в установленном порядке.