ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приказ ФНС России от 25.07.2017 N ММВ-7-22/579@ "Об утверждении порядка работы налоговых органов с невыясненными платежами"

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 25 июля 2017 г. N ММВ-7-22/579@
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ С НЕВЫЯСНЕННЫМИ ПЛАТЕЖАМИ
В целях совершенствования контроля и анализа информации о платежных документах, отнесенных к разряду невыясненных, приказываю:
1. Утвердить порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами согласно приложению к настоящему приказу.
2. Управлению информационных технологий (Т.В. Матвеева) обеспечить в установленном порядке организацию доработки программного обеспечения АИС "Налог-3", реализующего возможность проведения работы с невыясненными платежами, формирования Ведомости невыясненных поступлений местного и регионального уровней и сводной аналитической таблицы по невыясненным поступлениям в целом по Управлению ФНС по субъекту Российской Федерации.
3. Настоящий приказ вступает в силу с 01.12.2017 и отменяет действие раздела V Приказа ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@.
4. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) УФНС России по субъектам Российской Федерации:
4.1. Довести настоящий приказ до подведомственных налоговых органов ФНС России.
4.2. Обеспечить использование программного обеспечения в практической работе для ведения Ведомости невыясненных поступлений местного и регионального уровней и сводной аналитической таблицы по невыясненным поступлениям в целом по Управлению ФНС по субъекту Российской Федерации.
4.3. Обеспечить представление инспекциями Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциями межрайонного уровня аналитической таблицы по невыясненным платежам на региональный уровень - в срок до 6 числа месяца, следующего за отчетным, по окончании отчетного года - на седьмой рабочий день января.
5. Методологическое сопровождение работы с невыясненными платежами возложить на Управление расчетов с бюджетом (Н.В. Шалыгина).
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего вопросы организационно-методологического обеспечения учета поступлений в бюджетную систему Российской Федерации платежей, администрируемых налоговыми органами, - в части пунктов 1, 3, 4, 5 на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего работу по созданию, развитию, сопровождению и эксплуатации автоматизированной системы Федеральной налоговой службы, - в части пункта 2.
Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.В.МИШУСТИН
Приложение
Утвержден
приказом ФНС России
от __.__.2017 N _____
ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
С НЕВЫЯСНЕННЫМИ ПЛАТЕЖАМИ
1. Работа с невыясненными платежами
Работа с невыясненными платежами осуществляется по расчетным документам, в полях которых не указана или неверно указана информация плательщиком либо кредитным учреждением при формировании ЭПД, а также платежи, которые невозможно однозначно определить к отражению в информационных ресурсах налоговых органов.
Вся информация о работе с невыясненными платежами отражается в Ведомости невыясненных поступлений (далее - Ведомость) (приложение N 1 к Порядку).
После обработки данных, поступивших от УФК, в Ведомости отражаются платежи:
- отнесенные органами Федерального казначейства на соответствующий КБК по учету невыясненных поступлений согласно классификации доходов бюджетов Российской Федерации и прилагаемые к Запросу органа Федерального казначейства на выяснение принадлежности платежа;
- оформленные плательщиками с нарушением Правил указания информации в полях расчетных документов, что привело к невозможности отражения их в карточках "РСБ", либо информационных ресурсах налоговых органов, в которых производится учет соответствующих поступлений;
- платежи, которые не могут быть однозначно классифицированы специалистами налогового органа для отражения в карточках "РСБ" конкретных налогоплательщиков;
- платежи, по которым не открыты карточки "РСБ", у налогоплательщиков.
Налогоплательщики - юридические лица, индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и иные физические лица должны оформлять расчетные документы на перечисление налогов (сборов) и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Уточнение платежей налоговые органы осуществляют в порядке, предусмотренном пунктами 7, 9 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
При обнаружении налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе представить в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.
По документам, требующим уточнения реквизитов в целях правильного отражения в информационных ресурсах налогового органа информации о поступивших платежах, налоговый орган информирует плательщика о необходимости уточнения реквизитов расчетного документа (рекомендуемая форма в приложении N 2 к Порядку).
После получения информационного сообщения о необходимости уточнения реквизитов поручения на перечисление налога, сбора, страхового взноса, пени, штрафа налогоплательщик предоставляет в налоговый орган заявление о необходимости уточнения реквизитов платежного документа.
При поступлении в налоговый орган заявления налогоплательщика об уточнении вида и принадлежности платежа налоговым органом в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного заявления выносится решение об уточнении платежа по форме, утвержденной приказом ФНС России от 29.12.2017 N ММВ-7-1/731@ (Приложение N 3 к Порядку).
В случае если ошибка в расчетном документе возникла по вине банка при формировании ЭПД, то налоговый орган после сверки расчетов с плательщиком запрашивает банк о представлении в налоговый орган копии расчетного документа, оформленного плательщиком на бумажном носителе.
Коды ОКТМО, указанные в расчетных документах на уплату федеральных налогов (сборов), в полном объеме подлежащих зачислению в доходы федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством, не используются органами федерального казначейства при межбюджетном регулировании поступающих доходов. В связи с этим неверно указанные коды ОКТМО в таких расчетных документах не требуют дополнительного уточнения.
В случае уточнения ИНН, КПП, ФИО плательщика, статуса плательщика, основания платежа, налогового периода документа решение об уточнении платежа принимается без последующего оформления Уведомления по форме N 54 и подлежит отражению в информационных ресурсах налоговых органов.
Если решение об уточнении платежа требует исполнения в органах Федерального казначейства, налоговые органы направляют в их адрес Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа, решениях о зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов, пеней, штрафов, а также подлежащих возмещению сумм налогов и сборов по форме N 54 (далее - Уведомление по форме N 54) (рекомендуемая форма в приложении N 4 к Порядку).
Уведомление по форме N 54 оформляется в случае исправления значений любого из разрядов КБК (реквизит платежного документа "104"), в том числе и кода администратора платежа, с указанием всех 20 разрядов КБК, уточнения значений кода ОКТМО (реквизит платежного документа "105"), значений ИНН получателя (реквизит платежного документа 61) и КПП получателя (реквизит платежного документа "103"), а также уточнения расчетного счета органа Федерального казначейства (с 01.01.2018)
Информация из расчетных документов, требующих дополнительного уточнения и включенных в Ведомость, проводится в карточки "РСБ" после вынесения налоговым органом решения об уточнении платежей и получения сведений из органов Федерального казначейства об осуществлении исправлений.
Налоговые органы информируют налогоплательщика о принятом решении в соответствии с п. 7 ст. 45 НК РФ). При этом направление извещений осуществляется в электронном виде для юридических лиц и ИП, представляющих отчетность по телекоммуникационным каналам связи - по телекоммуникационным каналам связи, для ЮЛ, ИП и ФЛ - выгружаются в Личный кабинет налогоплательщика, при его наличии, в случае его отсутствия направляются по почте (рекомендуемая форма в приложении N 5 к Порядку).
Процедура уточнения платежных документов по страховым взносам аналогична мероприятиям, проводимым налоговым органом по уточнению платежей, администрируемых ФНС России. В соответствии с пунктом 9 статьи 45 НК РФ уточнение реквизитов в расчетных документах по уплате страховых взносов не производится, в случае, если сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
При этом необходимо учитывать, что порядок уточнения реквизитов в платежных документах по уплате страховых взносов за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, денежные средства по которым поступили в органы системы Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) до передачи администрирования страховых взносов налоговым органом (до 01.01.2017), и порядок уточнения реквизитов в платежных документах по уплате страховых взносов за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, денежные средства по которым поступили в налоговые органы после возложения функций администрирования страховых взносов (после 01.01.2017), существенно различаются.
При обнаружении налогоплательщиками ошибок при заполнении расчетных документов по уплате страховых взносов и необходимости уточнения в них реквизитов следует руководствоваться следующим.
1) Утонение реквизитов в расчетных документах, денежные средства по которым поступили до 01.01.2017 года в органы системы ПФР.
Заявление об уточнении реквизитов представляется плательщиком в отделение ПФР. Отделение ПФР в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и выносит решение об уточнении реквизитов в расчетном документе, которое направляет в налоговый орган. Одновременно с решением об утонении платежа по расчетному документу отделение ПФР передает в налоговый орган сумму пени, подлежащей уменьшению либо доначислению, пересчитанную по состоянию на 01.01.2017.
На основании полученных сведений налоговый орган отражает полученное решение об уточнении платежа и сумму начисленной (уменьшенной) пени в лицевом счете плательщика.
В случае, если данные расчетного документа подлежат уточнению через органы Федерального казначейства, налоговые органы на основании решения об уточнении платежа, направленного отделением ПФР, формируют и направляют в органы Федерального казначейства соответствующее уведомление по форме N 54.
2) Порядок уточнения реквизитов в расчетных документах, денежные средства по которым поступили после 01.01.2017 в налоговые органы.
Плательщик заявление об уточнении расчетного документа представляет в налоговый орган.
Налоговый орган направляет в отделение ПФР запрос с приложением копии заявления плательщика и копии платежного документа (до реализации соответствующего программного обеспечения запрос направляется на бумажном носителе).
После получения запроса отделение ПФР в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и подтверждает правомерность уточнения реквизитов в расчетном документе, направляя сообщение о возможности проведения соответствующих мероприятий по уточнению реквизитов.
Налоговые органы на основании сообщения, направленного отделением ПФР, принимают решение об уточнении платежа.
В случае, если данные расчетного документа подлежат уточнению через органы Федерального казначейства, налоговые органы формируют и направляют в органы Федерального казначейства уведомление по форме N 54.
Налоговый орган осуществляет перерасчет пеней в автоматизированном режиме с даты фактической уплаты платежа.
В случае, если сумма, уплаченная по конкретному расчетному документу, учтена на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, отделения ПФР в течение 5 рабочих дней извещают налоговые органы о невозможности уточнения реквизитов.
В целях правильного заполнения расчетных документов налоговые органы должны проводить работу по информированию налогоплательщиков о значениях реквизитов, необходимых для правильного заполнения полей платежных документов.
В налоговых органах для правильного заполнения платежных документов на стендах необходимо размещать соответствующую информацию, а также информацию об адресе официального сайта ФНС России в сети Internet, где можно найти любой реквизит, необходимый для заполнения расчетных документов.
Кроме того, налоговые органы при постановке на учет налогоплательщиков, плательщиков сборов, страховых взносов в соответствии с п. 6 ст. 32 НК РФ обязаны сообщать сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства.
Результаты работы налоговых органов с невыясненными платежами отражаются в Ведомости, которые ежемесячно передаются на региональный уровень в виде аналитической таблицы, для проведения анализа сложившейся ситуации с невыясненными платежами.
Управления, перешедшие на двухуровневую систему управления, формируют аналитическую таблицу на региональном уровне в целом по субъекту.
Межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам формируют аналитическую таблицу по невыясненным поступлениям на местном уровне.
2. Ведение Ведомости невыясненных поступлений
Ведомость состоит из следующих разделов:
- Учет невыясненных платежей при перечислении в безналичной форме, отнесенных органами Федерального казначейства и налоговыми органами на невыясненные. (далее - Раздел 1);
- Учет невыясненных платежей при перечислении наличными денежными средствами (далее - Раздел 2);
2.1. Ведение Раздела 1 Ведомости невыясненных поступлений
В соответствующих графах указываются:
В графе 1 - номер по порядку (сквозная нумерация).
В Графе 2 - дата поступления документа из УФК.
В Графах 3 - 17.1 - информация, передаваемая УФК в УФНС (Информация из расчетных документов, прилагаемых к Выписке из лицевого счета АДБ, к Справке, прилагаемой к выписке из лицевого счета АДБ, а также Запросы на выяснение принадлежности платежа) в рамках соответствующих нормативных документов Минфина России и Федерального казначейства.
В графе 18 - соответствующий код из справочника оснований отнесения платежей к категории невыясненных, приведенного в списке <*> в Приложении 1 к настоящему Порядку.
--------------------------------
<*> Справочник для графы 18 имеет вид: 01 - отсутствует, указан несуществующий (неверный) КБК; 03 - отсутствует, указан несуществующий (неверный) код ОКТМО; 05 - не указан (неверно указан) ИНН плательщика, 06 - несоответствие ИНН наименованию плательщика, 07 - отсутствует (неверно указан) КПП плательщика; 08 - отсутствует, указан несуществующий (неверный) ИНН получателя; 09 - отсутствует, указан несуществующий (неверный) КПП получателя. 10 - налогоплательщик не состоит на учете в налоговом органе, 11 - уплата за 3-х лиц, 12 - отсутствие/неверное указание Основания платежа, 13 - неверно указан N счета получателя и наименование получателя, 14 - отсутствует открытая карточка "РСБ" налогоплательщика, 15 - отсутствие /неверное указание/ Статуса плательщика, 16 - отсутствие /неверное указание/ налогового периода.
В Графах 19 - 21 - информация, поступающая из органов Федерального казначейства (информация из Выписки из лицевого счета АДБ).
В Графах 22 - 24 - информация из уведомления о необходимости уточнения реквизитов расчетного документа.
В Графе 25 - информация, которая может принимать следующие значения:
01 - расчетный документ, поступивший из банка
02 - заявление налогоплательщика.
В графах 26, 27 - дата и номер расчетного документа или дата и номер зарегистрированного налоговыми органами заявления об уточнении платежа.
В Графах 28, 29, 30 - информация о результатах рассмотрения налоговыми органами документов, представленных налогоплательщиками.
В Графах 31, 32 - информация при направлении кредитным организациям Уведомлений об ошибочном указании информации в расчетных документах при перечислении налогов (сборов) и иных платежей.
В Графе 33 - информация может принимать следующие значения:
"+" - Решение об уточнении вида и принадлежности платежа с формированием формы N 54;
"-" - Решение об уточнении вида и принадлежности платежа без оформления формы N 54;
В случаях, когда уточняются реквизиты расчетного документа плательщика, указанные в графах 37, 37.1, 38, 39 и 42, оформление Уведомления формы N 54 не требуется.
По реквизитам расчетного документа, указанным в графах 36, 36.1, 40, 41, налоговым органом оформляется Решение об уточнении с оформлением Уведомления формы N 54.
В графах 34, 35 указывается "Дата" и "Номер" решения налогового органа, указанного в графе 33.
В графах 36 - 42 - конкретные значения уточненных реквизитов расчетного документа.
В графах 15, 21 и 43 - одна и та же сумма.
В Графе 44 - Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа по форме N 54;
В Графах 44.1 - 44.2 - дата и номер документа, указанного в графе 44.
В Графах 45 - 47 - информация из органов Федерального казначейства соответствующих документов налоговых органов, указанных в графе 44.
В Графах 48 и 49 - информация при поступлении платежей по расчетным документам, относящимся к плательщикам, состоящим на учете в другом налоговом органе данного субъекта Российской Федерации.
В Графе 50 информация об отражении документа в карточке "РСБ" и соответствующих реестрах.
Формирование сальдо на начало/конец отчетного периода (С1/С2) по разделу 1.
Сальдо (остатки) на начало/конец отчетного периода (С1/С2) формируется по данным граф 21.43 и 47.
Формирование остатков на начало отчетного периода (С1) производится по следующей формуле: