МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 13 августа 2025 г. N 737
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
О ПОРЯДКЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ТАМОЖЕННЫХ
ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ СЕМЕЙ
В соответствии с абзацем шестым пункта 15 Указа Президента Российской Федерации
от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации
от 2 февраля 1998 г. N 103 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям" приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов Российской Федерации и их семей.
2. Признать утратившими силу:
1) приказ ФТС России
от 21 апреля 2011 г. N 833 "Об утверждении Инструкции о порядке пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов Российской Федерации и их семей" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 мая 2011 г., регистрационный N 20842);
2) приказ ФТС России
от 21 декабря 2017 г. N 2059 "О внесении изменений в Инструкцию о порядке пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов Российской Федерации и их семей, утвержденную приказом ФТС России
от 21 апреля 2011 г. N 833" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 января 2018 г., регистрационный N 49767).
3. Настоящий приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.
Руководитель
В.И.ПИКАЛЕВ
Утверждена
приказом ФТС России
от 13 августа 2025 г. N 737
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ТАМОЖЕННЫХ
ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ СЕМЕЙ
I. Общие положения
1. Настоящая инструкция регулирует вопросы, связанные с пенсионным обеспечением лиц, проходивших службу в таможенных органах Российской Федерации (далее - таможенный орган) на должностях сотрудников таможенных органов (далее - сотрудник) в таможенных органах, учреждениях, находящихся в ведении ФТС России (далее - учреждение), представительствах (представителей) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах и имеющих специальные звания, а также лиц, работавших в таможенных органах и замещавших должности, по которым предусмотрены специальные (персональные) звания, и уволенных со службы (работы) в таможенных органах с правом на получение пенсии (далее - пенсионер), а также имеющих право на пенсионное обеспечение членов семей погибших (умерших) сотрудников (умерших пенсионеров).
2. Пенсионное обеспечение пенсионеров и членов семей погибших (умерших) сотрудников (умерших пенсионеров) осуществляется пенсионной службой Финансово-экономического управления ФТС России и подразделениями пенсионного обеспечения региональных таможенных управлений (далее - подразделение пенсионной службы) во взаимодействии с подразделениями государственной службы и кадров, иными структурными подразделениями таможенных органов, а также учреждениями.
3. Работа по пенсионному обеспечению пенсионеров и членов семей погибших (умерших) сотрудников (умерших пенсионеров) включает:
1) своевременное назначение (возобновление) и пересмотр пенсий, организацию их выплаты, приостановление (прекращение) выплаты назначенных пенсий;
2) своевременное назначение и организацию выплаты пособий, компенсаций, установленных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации
от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" (далее соответственно - пособия, компенсации);
3) контроль за правильностью и своевременностью выплаты пенсий, пособий, компенсаций публичным акционерным обществом "Сбербанк России" (далее - Банк);
4) планирование расходов на выплату пенсий, пособий, компенсаций, представление расчетов и обоснований этих расходов для включения в проект федерального бюджета на соответствующий год;
5) проверку расчетов выслуги лет для назначения пенсии, представленных подразделениями государственной службы и кадров таможенных органов;
6) ведение учета пенсионных дел и персонального учета пенсионеров, а также членов семей погибших (умерших) сотрудников (умерших пенсионеров), имеющих право на пенсионное обеспечение;
7) выдачу пенсионерам и членам семей погибших (умерших) сотрудников (умерших пенсионеров), имеющим право на пенсионное обеспечение, документов, подтверждающих право на получение мер социальной поддержки;
8) взаимодействие по вопросам пенсионного обеспечения пенсионеров и членов семей погибших (умерших) сотрудников (умерших пенсионеров), предоставления мер социальной поддержки с федеральными органами исполнительной власти либо иными федеральными государственными органами, осуществляющими пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу (военную службу), отделениями Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также органами социальной защиты населения.
II. Назначение (возобновление), выплата, приостановление
и прекращение выплаты пенсий, пособий, компенсаций
4. Документы и сведения, необходимые для назначения (возобновления) пенсий сотрудникам и членам семей погибших (умерших) сотрудников, в подразделения пенсионной службы представляют подразделения государственной службы и кадров таможенных органов по последнему месту службы сотрудника.
В случае отсутствия в распоряжении подразделения государственной службы и кадров таможенного органа необходимых документов и сведений такие документы и сведения запрашиваются подразделением государственной службы и кадров таможенного органа у сотрудника либо члена семьи погибшего (умершего) сотрудника в случае, если получение таких документов и сведений таможенным органом посредством межведомственного электронного взаимодействия невозможно.
Документы и сведения, необходимые для назначения (возобновления) пенсии, представляются подразделениями государственной службы и кадров в подразделения пенсионной службы не позднее 10 календарных дней со дня подачи заявления о назначении (возобновлении) пенсии сотрудником либо членом семьи погибшего (умершего) сотрудника либо со дня представления сотрудником, членом семьи погибшего (умершего) сотрудника документов и сведений, запрошенных в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта.
5. Для назначения (возобновления) пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в подразделение пенсионной службы представляются следующие документы и сведения:
1) заявление о назначении (возобновлении) пенсии (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящей инструкции);
2) копия паспорта гражданина Российской Федерации;
3) сведения о банковских реквизитах для зачисления сумм пенсий, пособий, компенсаций на счет, открытый в банке на территории Российской Федерации;
4) расчет выслуги лет для назначения пенсии;
5) расчет стажа службы (выслуги лет) для установления ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет);
6) расчет общей продолжительности службы для выплаты единовременного пособия при увольнении и оклада по специальному званию;
7) копия трудовой книжки или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей
66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, или копии архивных справок, решений судов, иных документов, подтверждающих службу (трудовую деятельность);
8) копии документов воинского учета (для лиц, проходивших военную службу);
9) копии документов об образовании и (или) о квалификации;
10) выписка из приказа об увольнении сотрудника;
11) копии протоколов комиссий таможенных органов по установлению выслуги лет (при наличии);
12) документы, подтверждающие право на льготное исчисление военной службы (службы);
13) денежный аттестат сотрудника;
14) выписка из акта освидетельствования в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом (далее соответственно - выписка из акта освидетельствования, ФУ МСЭ) (при наличии инвалидности);
15) заключение военно-врачебной комиссии (свидетельство о болезни, справка) сотрудника, уволенного со службы в таможенных органах по состоянию здоровья (при назначении пенсии по инвалидности);
16) копии документов, подтверждающих родственные отношения между лицами, указанными в заявлении о назначении (возобновлении) пенсии в качестве членов семьи;
17) сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета;
18) справки Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации о неполучении пенсии по линии этого органа (ведомства) либо о прекращении выплаты такой пенсии (с указанием дня прекращения);
19) копии удостоверений, на основании которых осуществляется реализация мер социальной поддержки (при наличии);
20) согласие на обработку персональных данных, составленное по типовой форме, утвержденной приказом ФТС России
от 7 июля 2014 г. N 1309 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 августа 2014 г., регистрационный N 33500);
21) фотография сотрудника (размер 30 x 40 мм).
6. Для назначения (возобновления) пенсии по случаю потери кормильца в подразделение пенсионной службы представляются следующие документы и сведения:
1) заявление о назначении (возобновлении) пенсии по случаю потери кормильца (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящей инструкции);
2) копия паспорта гражданина Российской Федерации;
3) сведения о банковских реквизитах для зачисления сумм пенсий, пособий, компенсаций на счет, открытый в банке на территории Российской Федерации;
4) копия приказа об исключении сотрудника из списков должностных лиц таможенных органов в связи с гибелью (смертью);
5) копия свидетельства о смерти сотрудника (копия решения суда об объявлении гражданина умершим либо признании безвестно отсутствующим);
6) заключения медицинских, следственных и судебных органов об обстоятельствах гибели (смерти) сотрудника вследствие ранения, контузии, увечья, иного повреждения здоровья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей;
7) заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи гибели (смерти) с увечьем (ранением, травмой, контузией) или заболеванием, полученным в период прохождения службы в таможенных органах;
8) документы, подтверждающие нахождение членов семьи погибшего (умершего) сотрудника (умершего пенсионера) на его иждивении на день смерти сотрудника (пенсионера) или копия решения суда (в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 29 Закона Российской Федерации
от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон N 4468-1), не представляются);
9) расчет стажа службы (выслуги лет) для установления ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет);
10) копии протоколов комиссий таможенных органов по установлению выслуги лет (при наличии);
11) копия трудовой книжки или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей
66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, или копии архивных справок, решений судов, подтверждающих службу (трудовую деятельность) члена семьи погибшего (умершего) сотрудника (умершего пенсионера);
12) денежный аттестат погибшего (умершего) сотрудника;
13) выписка из акта освидетельствования в ФУ МСЭ (при наличии инвалидности);
14) сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета членов семьи погибшего (умершего) сотрудника (умершего пенсионера);
15) справки Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации о неполучении членом семьи погибшего (умершего) сотрудника (умершего пенсионера) пенсии по линии этого органа (ведомства) либо о прекращении выплаты такой пенсии (с указанием дня прекращения);
16) копии удостоверений, на основании которых осуществляется реализация мер социальной поддержки (при наличии);
17) согласие на обработку персональных данных, составленное по типовой форме, утвержденной приказом ФТС России
от 7 июля 2014 г. N 1309 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 августа 2014 г., регистрационный N 33500);
18) фотография члена семьи погибшего (умершего) сотрудника (умершего пенсионера) (размер 30 x 40 мм).
7. В отношении детей, пасынков, падчериц, братьев, сестер и внуков (в случае если они не находятся на полном государственном обеспечении) для назначения (возобновления) пенсии по случаю потери кормильца, кроме документов и сведений, указанных в пункте 6 настоящей инструкции, дополнительно представляются:
1) копия свидетельства о рождении;
2) справка, подтверждающая обучение нетрудоспособного члена семьи в возрасте от 18 до 23 лет по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (представляется два раза в год в сентябре и марте);
3) копии документов, подтверждающих нетрудоспособность родителей (при назначении (возобновлении) пенсии братьям, сестрам или внукам);
4) копия свидетельства об усыновлении (удочерении) (при назначении (возобновлении) пенсии пасынкам, падчерицам);
5) копия документа, удостоверяющего опеку и попечительство (при назначении (возобновлении) пенсии круглым сиротам).
8. В отношении супруга (супруги) для назначения (возобновления) пенсии по случаю потери кормильца, кроме документов и сведений, указанных в пункте 6 настоящей инструкции, дополнительно представляются:
1) копия свидетельства о браке;
2) копии документов, подтверждающих, что супруга (супруг) не работает и занята (занят) уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста.
9. В отношении родителей, отчима, мачехи, дедушки, бабушки для назначения (возобновления) пенсии по случаю потери кормильца, кроме документов и сведений, указанных в пункте 6 настоящей инструкции, дополнительно представляются:
1) копия свидетельства о рождении погибшего (умершего) сотрудника (умершего пенсионера) или решение суда об установлении родственных отношений (при назначении (возобновлении) пенсии родителям);
2) документ из органа местного самоуправления или копия решения суда о том, что отчим (мачеха) воспитывали или содержали погибшего (умершего) пасынка (падчерицу) не менее пяти лет (при назначении (возобновлении) пенсии отчиму (мачехе).
10. Члены семьи умерших пенсионеров для назначения (возобновления) им пенсии по случаю потери кормильца представляют документы и сведения, указанные в пунктах 6 - 9 настоящей инструкции, в подразделение пенсионной службы таможенного органа, в регионе деятельности которого они проживают.
11. Для исчисления к пенсии за выслугу лет или по инвалидности надбавки на нетрудоспособного члена семьи (в случае если нетрудоспособный член семьи не находится на полном государственном обеспечении) неработающий пенсионер представляет в подразделение пенсионной службы следующие документы:
1) заявление о назначении надбавки на нетрудоспособного члена семьи (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к настоящей инструкции);
2) копию свидетельства о рождении нетрудоспособного члена семьи;
3) копию трудовой книжки или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1.
Трудового кодекса Российской Федерации, или копии архивных справок, решений судов, иных документов, подтверждающих службу (трудовую деятельность) пенсионера;
4) справку об отсутствии регистрации пенсионера в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей <1>;
--------------------------------
<1> Абзац третий статьи 4 Федерального закона
от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
5) справку об отсутствии регистрации пенсионера как плательщика налога на профессиональный доход;
6) справку, подтверждающую обучение нетрудоспособного члена семьи в возрасте от 18 до 23 лет по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (представляется два раза в год в сентябре и марте);
7) справку Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации о том, что пенсионер, член семьи, на которого исчисляется надбавка, не получает страховую или социальную пенсию.
12. Документы, необходимые для назначения пособий, компенсаций пенсионерам и членам семей погибших (умерших) сотрудников (умерших пенсионеров), оформляет подразделение пенсионной службы по заявлению указанных лиц.
При отсутствии в таможенном органе подразделения пенсионной службы документы, указанные в абзаце первом настоящего пункта, оформляет подразделение государственной службы и кадров таможенного органа по последнему месту службы (работы) пенсионера по его заявлению (заявлению члена его семьи), после чего направляет их в подразделение пенсионной службы.
13. На основании представленных документов и сведений, указанных в пунктах 5 - 9 настоящей инструкции, подразделение пенсионной службы составляет заключение о назначении пенсии за выслугу лет, по инвалидности либо по случаю потери кормильца (рекомендуемые образцы приведены в приложениях N 4 и N 5 к настоящей инструкции) и оформляет пенсионное дело, которое комплектуется документами, указанными в пунктах 5 - 9 настоящей инструкции.
Заключение о назначении пенсии за выслугу лет, по инвалидности либо по случаю потери кормильца утверждает начальник таможенного органа (лицо, им уполномоченное).
14. Пенсионное дело регистрируется с присвоением порядкового номера и предшествующего ему буквенного обозначения соответствующего подразделения пенсионной службы.
15. При изменении пенсионером, членом семьи погибшего (умершего) сотрудника (умершего пенсионера), состоящим на учете в подразделении пенсионной службы, адреса регистрации по месту жительства (месту пребывания) его пенсионное дело на основании письменного заявления направляется в соответствующее подразделение пенсионной службы, где подлежит регистрации с присвоением нового номера.
16. При назначении одним подразделением пенсионной службы нескольким семьям пенсии по случаю потери одного и того же кормильца на каждую семью оформляется отдельное пенсионное дело.
17. При возобновлении выплаты пенсии по ранее прекращенному пенсионному делу оно возобновляется с сохранением ранее присвоенного номера.
18. Разрешение на выплату пенсии оформляется после регистрации пенсионного дела, подписывается начальником подразделения пенсионной службы, начальником таможенного органа (лицом, им уполномоченным) и направляется (доставляется) в Банк.
19. Разрешение на выплату пенсии выписывается на постоянный срок, кроме случаев, когда разрешение выписывается на определенный срок.
20. Разрешение на выплату пенсии выписывается на определенный срок:
1) при назначении пенсии по инвалидности в случае, если инвалидность установлена на определенный срок, - до очередного переосвидетельствования в ФУ МСЭ, проводимого в соответствии с разделом V Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 5 апреля 2022 г. N 588 (далее - Порядок переосвидетельствования инвалида);
2) при назначении пенсии по случаю потери кормильца:
лицам, не достигшим 18 лет, - до достижения 18-летнего возраста;
лицам старше 18 лет, обучающимся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации (за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучение в которых связано с поступлением на военную службу, службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, службу в войска национальной гвардии Российской Федерации или службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации), - до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста, а также достигшим возраста 18 лет и завершившим обучение по основным образовательным программам основного общего или среднего общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - на период до 1 сентября года, в котором завершено указанное обучение <2>;
--------------------------------
<2> Пункт "а" части третьей статьи 29 Закона N 4468-1.
лицам старше 18 лет, если они стали инвалидами до достижения 18-летнего возраста и инвалидность установлена на определенный срок, - до очередного переосвидетельствования в ФУ МСЭ, проводимого в соответствии с Порядком переосвидетельствования инвалида.
21. Продление срока выплаты пенсии производится путем направления в Банк нового разрешения на выплату пенсии:
1) при поступлении лица, достигшего 18-летнего возраста и получающего пенсию по случаю потери кормильца, на очную форму обучения в образовательную организацию - на срок до окончания обучения, но не более чем до достижения им 23-летнего возраста;
2) при очередном переосвидетельствовании в ФУ МСЭ пенсионера, получающего пенсию по инвалидности, или иждивенца-инвалида, получающего пенсию по случаю потери кормильца, - на срок до очередного переосвидетельствования, проводимого в соответствии с Порядком переосвидетельствования инвалида.
22. При переходе с пенсии за выслугу лет на пенсию по инвалидности или наоборот в Банк направляется уведомление с указанием вида, размера пенсии и срока действия разрешения на выплату пенсии.
23. При удержании из пенсии пенсионера, члена семьи погибшего (умершего) сотрудника (умершего пенсионера) излишне выплаченных денежных средств за предыдущий период в Банк направляется уведомление с указанием периода и размера удержания.
24. Если пенсионер, член семьи погибшего (умершего) сотрудника (умершего пенсионера) является плательщиком алиментов, исполнительный лист высылается в Банк для последующего удержания части пенсии.
25. При желании пенсионера, члена семьи погибшего (умершего) сотрудника (умершего пенсионера) получать пенсию в ином банке им в подразделение пенсионной службы направляется заявление, составленное в произвольной форме.
26. Пенсия, назначенная пенсионеру, члену семьи погибшего (умершего) сотрудника (умершего пенсионера), признанному недееспособным, выплачивается опекунам.
27. В случае если у пенсионера, члена семьи погибшего (умершего) сотрудника (умершего пенсионера), признанного недееспособным, находящегося в медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, опекуна не имеется, пенсия перечисляется на отдельный номинальный счет, открытый указанной организацией в соответствии с главой
45 Гражданского кодекса Российской Федерации, или на счет, открытый в банке на имя пенсионера, члена семьи погибшего (умершего) сотрудника (умершего пенсионера).
28. Подразделение государственной службы и кадров таможенного органа при приеме на службу пенсионера, члена семьи погибшего (умершего) сотрудника (умершего пенсионера) не позднее 10 рабочих дней со дня приема на службу в таможенные органы извещает подразделение пенсионной службы о поступлении его на службу.
29. Пенсионное дело считается прекращенным, если пенсионер, член семьи погибшего (умершего) сотрудника (умершего пенсионера) утратил право на дальнейшее получение пенсии.
III. Пересмотр и перерасчет размера пенсии
30. Пересмотр размера пенсии производится в случаях, установленных статьей 55 Закона N 4468-1.
31. Если пенсионер, член семьи погибшего (умершего) сотрудника (умершего пенсионера) приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии. Если задержка с перерасчетом пенсии была допущена по вине подразделения пенсионной службы, разница в пенсии выплачивается без ограничения предельным сроком. В учреждение Банка высылается уведомление об изменении размера пенсии.
32. При изменении выслуги лет, влияющей на размер выплачиваемой пенсии, подразделение государственной службы и кадров таможенного органа по последнему месту службы сотрудника подготавливает новый расчет выслуги лет для назначения пенсии, который приобщается к пенсионному делу.
33. В случае индивидуального пересмотра размера пенсии подразделением пенсионной службы подготавливается документ, на основании которого осуществляется доплата пенсионеру, члену семьи погибшего (умершего) сотрудника (умершего пенсионера) недополученной суммы пенсии, разницы в размерах пенсий.
IV. Учет, хранение и пересылка пенсионных дел
34. Подразделение пенсионной службы ведет персональный учет пенсионеров, членов семьи погибшего (умершего) сотрудника (умершего пенсионера) и пенсионных дел с использованием Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов <3>.
--------------------------------
<3> Пункт 1 Перечня информационных систем персональных данных, используемых в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного приказом ФТС России
от 3 февраля 2025 г. N 108 "Об утверждении Правил обработки персональных данных в таможенных органах Российской Федерации, представительствах (представителями) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах и Перечня информационных систем персональных данных, используемых в таможенных органах Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 30 июля 2025 г., регистрационный N 83089).
35. Для обеспечения выплаты пособий, компенсаций подразделение пенсионной службы ведет учет соответствующих категорий пенсионеров, членов семьи погибшего (умершего) сотрудника (умершего пенсионера), имеющих право на их получение.
36. Пенсионные дела хранятся в специально оборудованных помещениях, обеспечивающих их сохранность.
37. В случае перемены пенсионером, членом семьи погибшего (умершего) сотрудника (умершего пенсионера) адреса регистрации по месту жительства (месту пребывания) на территории Российской Федерации пенсионное дело пересылают в подразделение пенсионной службы по новому адресу регистрации по месту жительства (месту пребывания) пенсионера, члена семьи погибшего (умершего) сотрудника (умершего пенсионера) на основании его заявления для осуществления дальнейших выплат пенсии, пособий, компенсаций.
38. Пенсионные дела не подлежат направлению в иные государственные органы, органы местного самоуправления и за пределы Российской Федерации.
Приложение N 1
к Инструкции о порядке пенсионного
обеспечения сотрудников таможенных
органов Российской Федерации и их семей,
утвержденной приказом ФТС России
от 13 августа 2025 г. N 737
Рекомендуемый образец
В ______________________________________
(наименование таможенного органа,
________________________________________
назначающего пенсию)
от _____________________________________
(специальное звание,
_______________________________________,
фамилия, имя, отчество (при наличии)
зарегистрированного по адресу: _________
(адрес регистрации по месту жительства
________________________________________
(месту пребывания) с указанием
почтового индекса)
адрес электронной почты ________________
(при наличии)
телефон: _______________________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
о назначении (возобновлении) пенсии
В связи с увольнением со службы в таможенных органах __________________
(дата увольнения)
прошу назначить мне пенсию _______________________________________________.
(вид пенсии: за выслугу лет, по инвалидности (с указанием группы)
Назначенную пенсию прошу перечислять __________________________________
__________________________________________________________________________.
(сведения о банковских реквизитах для зачисления сумм пенсий, пособий,
компенсаций на счет, открытый в банке
__________________________________________________________________________.
на территории Российской Федерации)
О себе сообщаю следующее:
1. Родился ________________________________________________________________
(число, месяц, год и место рождения)
__________________________________________________________________________.
2. На день увольнения со службы в таможенных органах проживал в ___________
__________________________________________________________________________.
(адрес регистрации по месту жительства (месту пребывания)
3. Замещаемая перед увольнением со службы в таможенных органах должность __
__________________________________________________________________________.
4. Выплачено денежное довольствие по ________________________ включительно.
(число, месяц, год)
5. Ранее получал (получаю) пенсию от ______________________________________
(сведения об органе, выплачивающим
пенсию,
__________________________________________________________________________.
если выплата пенсии прекращена, то с какого времени)
Оборотная сторона
6. Имею право на повышение пенсии и получение надбавок к пенсии по
следующим основаниям: _____________________________________________________
(сведения об участии в боевых действиях, работах
__________________________________________________________________________.
по ликвидации последствий радиационных аварий и других мероприятий, дающих
право на льготы)
7. Имею право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за
выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией по
следующим основаниям: _____________________________________________________
(сведения о государственных наградах Российской
Федерации, которыми награжден сотрудник)
__________________________________________________________________________.
8. Имею удостоверение ____________________________________________________.
(какое удостоверение: ветерана Великой Отечественной
войны, боевых действий)
9. Совместно со мной проживают следующие члены семьи: _____________________
__________________________________________________________________________.
(степень родства, фамилии, имена, отчества (при наличии) супруги (супруга),
__________________________________________________________________________.
детей, лиц, находящихся на иждивении, даты рождения, группы инвалидности,
__________________________________________________________________________.
время предстоящего окончания детьми образовательных организаций)
10. В настоящее время работаю (не работаю) ________________________________
(место работы,
__________________________________________________________________________.
занимаемая должность, рабочий телефон)
Обо всех изменениях, влияющих на размер выплачиваемой пенсии (пособий,
компенсаций) либо лишающих права на дальнейшее получение пенсии (пособия,
компенсации), обязуюсь сообщать в подразделение пенсионной службы
(подразделение государственной службы и кадров) таможенного органа по
адресу регистрации по месту жительства (месту пребывания). Об
ответственности, установленной частью десятой статьи 56 Закона Российской
Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,
Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской
Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их
семей", за предоставление недостоверных сведений, влияющих на размер
выплачиваемой пенсии (пособия, компенсации), предупрежден.
"__" __________ 20__ г. ____________________________
(подпись заявителя)
Заявление принято "__" __________ 20__ г.
Предъявлен паспорт серии ____ N ________, выданный ________________________
Должностное лицо, принявшее заявление _____________________________________
(подпись) (инициалы имени, отчества
(при наличии), фамилия)
"__" __________ 20__ г.
Приложение N 2
к Инструкции о порядке пенсионного
обеспечения сотрудников таможенных
органов Российской Федерации и их семей,
утвержденной приказом ФТС России
от 13 августа 2025 г. N 737
Рекомендуемый образец
В ______________________________________
(наименование таможенного органа,
________________________________________
назначающего пенсию)
от _____________________________________
фамилия, имя, отчество (при наличии)
_______________________________________,
зарегистрированного по адресу: _________
(адрес регистрации по месту жительства
________________________________________
(месту пребывания) с указанием почтового
индекса)
адрес электронной почты ________________
(при наличии)
телефон: _______________________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
о назначении (возобновлении) пенсии по случаю потери кормильца
Прошу назначить (возобновить) пенсию за умершего (погибшего)
"__" __________ 20__ г.
___________________________________________________________________________
(специальное звание, фамилия, имя, отчество (при наличии) сотрудника
___________________________________________________________________________
(пенсионера)
на следующих нетрудоспособных членов семьи: _______________________________
___________________________________________________________________________
(родственное отношение, фамилия, имя, отчество (при наличии) и возраст
членов семьи,
___________________________________________________________________________
имеют ли инвалидность, находятся ли на полном государственном обеспечении,
___________________________________________________________________________
а в отношении члена семьи, занятого уходом за детьми до 14 лет, -
__________________________________________________________________________.
работает или нет)
Назначенную пенсию прошу перечислять в ____________________________________
___________________________________________________________________________
(сведения о банковских реквизитах для зачисления сумм пенсий, пособий,
компенсаций на счет, открытый в банке
__________________________________________________________________________.
на территории Российской Федерации)
Одновременно сообщаю следующее:
1. Семья получала (получает) пенсию от ____________________________________
(сведения об органе, выплачивающим
пенсию,
Оборотная сторона
__________________________________________________________________________.
если выплата пенсии прекращена, то с какого времени)
2. Месяц и год предстоящего окончания детьми образовательных организаций __
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
3. Члены семьи имеют право на повышение пенсии и получение надбавок к
пенсии по следующим основаниям: ___________________________________________
(сведения о членах семьи и по каким
___________________________________________________________________________
основаниям (сведения об участии в боевых действиях, работах по ликвидации
__________________________________________________________________________.
последствий радиационных аварий и других мероприятий, дающих право
на льготы)
4. Дети, потерявшие обоих родителей (умершей одинокой матери)
__________________________________________________________________________.
5. Кроме членов семьи, обратившихся за пенсией, умерший (погибший) имел
других членов семьи: ______________________________________________________
(супруга, дети, родители, их фамилии, имена, отчества
___________________________________________________________________________
(при наличии), возраст и адрес регистрации по месту жительства (месту
___________________________________________________________________________
пребывания), а если умерший (погибший) состоял в другом браке, то
указывается с кем, был ли расторгнут брак, когда и где)
6. В настоящее время работаю ______________________________________________
(место работы, занимаемая должность,
__________________________________________________________________________.
рабочий телефон)
Обо всех изменениях, влияющих на размер выплачиваемой пенсии (пособий,
компенсаций) либо лишающих права на дальнейшее получение пенсии (пособия,
компенсации), обязуюсь сообщать в подразделение пенсионной службы
(подразделение государственной службы и кадров) таможенного органа по
адресу регистрации по месту жительства (месту пребывания). Об
ответственности, установленной частью десятой статьи 56 Закона Российской
Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,
Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской
Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их
семей", за предоставление недостоверных сведений, влияющих на размер
выплачиваемой пенсии (пособия, компенсации), предупрежден.
"__" __________ 20__ г. ____________________________
(подпись заявителя)
Заявление принято "__" __________ 20__ г.
Предъявлен паспорт серии ____ N ________, выданный ________________________
Должностное лицо, принявшее заявление _____________________________________
(подпись) (инициалы имени, отчества
(при наличии), фамилия)
"__" __________ 20__ г.
Приложение N 3
к Инструкции о порядке пенсионного
обеспечения сотрудников таможенных
органов Российской Федерации и их семей,
утвержденной приказом ФТС России
от 13 августа 2025 г. N 737
Рекомендуемый образец
В ______________________________________
(наименование таможенного органа по
месту получения пенсии)
от пенсионера таможенных органов
_______________________________________,
фамилия, имя, отчество (при наличии)
зарегистрированного по адресу: _________
(адрес регистрации по месту
________________________________________
жительства (месту пребывания)
_______________________________________,
с указанием почтового индекса)
пенсионное дело ________________________
адрес электронной почты ________________
(при наличии)
телефон: _______________________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
о назначении надбавки на нетрудоспособного члена семьи
Я, пенсионер таможенных органов ______________________________________,
(фамилия, имя, отчество (при наличии)
не работаю с "__" __________ 20__ г.
Прошу установить мне надбавку к пенсии как неработающему пенсионеру, на
иждивении которого находятся следующие нетрудоспособные члены семьи:
Степень родства | Фамилия, имя, отчество (при наличии) | Дата рождения | Род занятий |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
В настоящее время я не работаю, индивидуальным предпринимателем не
являюсь, в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход
("самозанятого") не зарегистрирован.
Подтверждаю, что указанные члены семьи не работают, не являются
индивидуальными предпринимателями, в качестве налогоплательщиков налога на
профессиональный доход ("самозанятого") не зарегистрированы, пособия и
пенсии от Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации
не получают.
Оборотная сторона
С положениями пункта "б" части первой статьи 17, части первой статьи 24
Закона Российской Федерации
от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном
обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних
дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за
оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и
органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии
Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской
Федерации, и их семей" ознакомлен (ознакомлена).
Порядок выплаты надбавки к пенсии как неработающему пенсионеру, на
иждивении которого находятся нетрудоспособные члены семьи, мне известен.
О поступлении на работу (службу), в том числе членов семьи из числа
иждивенцев или назначения им пенсии либо пособия от других органов
(ведомств), а также наступления иных обстоятельств, влияющих на выплату
указанной надбавки (получения статуса индивидуального предпринимателя, либо
приобретения статуса "самозанятого", отчисление совершеннолетнего иждивенца
из учебного заведения, поступление иждивенца на службу в армию ("по
призыву"), поступление совершеннолетнего иждивенца в военное учебное
заведение, переход совершеннолетнего иждивенца с очной формы обучения на
заочную, обязуюсь сообщить в подразделение пенсионной службы таможенного
органа.
В случае утраты права на указанную надбавку к пенсии, приведшей к
излишней выплате, разрешаю удержать возникшую переплату из моей пенсии, но
не более 20% ее размера, до полного погашения переплаты.
Сообщаю, что __________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии) супруга)
получателем пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской
Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,
Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской
Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их
семей", является (не является).
К заявлению прилагаю следующие документы: _____________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
"__" __________ 20__ г. _______________________
(подпись заявителя)
Приложение N 4
к Инструкции о порядке пенсионного
обеспечения сотрудников таможенных
органов Российской Федерации и их семей,
утвержденной приказом ФТС России
от 13 августа 2025 г. N 737
Рекомендуемый образец
УТВЕРЖДАЮ
______________________________________________ N ________________________
(наименование должности с указанием
______________________________________________
структурного подразделения таможенного органа, Инвалидность: _____ группа
______________________________________________ Причина инвалидности: ____
таможенного органа) Срок окончания: __________
______________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии)
________________________________________________
(подпись)
М.П. "__" __________ 20__ г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
о назначении пенсии ________________
(вид пенсии)
1. Фамилия, имя, отчество (при наличии) ___________________________________
2. Специальное звание _____________________________________________________
3. Должность и последнее место службы _____________________________________
4. Дата и место рождения __________________________________________________
5. Дата и причина увольнения со службы ____________________________________
6. Денежное довольствие для исчисления пенсии:
а) должностной оклад ___________________ руб.
б) оклад по специальному званию ________ руб.
в) процентная надбавка
за выслугу ____ лет - ____% ____________ руб.
г) ограничивающий коэффициент __% ______ руб.
7. Пенсия назначена с "__" __________ 20__ г.
за выслугу ____ лет с учетом (без учета) общего трудового стажа ____
лет в размере ___% денежного довольствия;
в связи с установлением _____ группы инвалидности, наступившей
вследствие ранения, контузии, увечья, иного повреждения здоровья или
заболевания, полученных в период прохождения службы, в размере ____%
денежного довольствия.
8. Размер пенсии _____________________________________________________ руб.
9. Надбавки и повышения ______________________________________________ руб.
10. Районный коэффициент __________________________________________________
11. Сумма пенсии в месяц _____________________________________________ руб.
12. Срок выплаты __________________________________________________________
Начальник подразделения
пенсионной службы _________________________________________________________
(подпись) (инициалы имени, отчества
(при наличии), фамилия)
"__" __________ 20__ г.
Должностное лицо
подразделения пенсионной службы ___________________________________________
(подпись) (инициалы имени, отчества
(при наличии), фамилия)
"__" __________ 20__ г.
Оборотная сторона
Порядок выплаты пенсии
Наименование банка получателя ____________ банковские реквизиты ___________
__________________________________________________________________________.
Разрешение на выплату пенсии _____________________________________________.
Адрес регистрации по месту жительства (месту пребывания) и телефон
получателя пенсии: ________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
Отметка о вручении документа, подтверждающего право на реализацию мер
социальной поддержки, _____________________________________________________
__________________________________________________________________________.
Должностное лицо
подразделения пенсионной службы ___________ _____________________________
(подпись) (инициалы имени, отчества
(при наличии), фамилия)
"__" __________ 20__ г.
Сведения об изменении вида пенсии
Пенсия ____________________________ изменена на пенсию ________________
(за выслугу лет (по инвалидности) (по инвалидности
(за выслугу лет)
с "__" __________ 20__ г.
Должностное лицо
подразделения пенсионной службы ___________________________________________
(подпись) (инициалы имени, отчества
(при наличии), фамилия)
"__" __________ 20__ г.
Замечания по пенсионному делу (при наличии):
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Приложение N 5
к Инструкции о порядке пенсионного
обеспечения сотрудников таможенных
органов Российской Федерации и их семей,
утвержденной приказом ФТС России
от 13 августа 2025 г. N 737
Рекомендуемый образец
УТВЕРЖДАЮ
______________________________________________ N ________________________
(наименование должности с указанием
______________________________________________ Инвалидность: _____ группа
структурного подразделения таможенного органа, Причина инвалидности: ____
______________________________________________ Срок окончания: __________
таможенного органа)
______________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии)
________________________________________________
(подпись)
М.П. "__" __________ 20__ г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
о назначении пенсии по случаю потери кормильца
1. Фамилия, имя, отчество (при наличии) сотрудника (пенсионера) ___________
___________________________________________________________________________
2. Специальное звание _____________________________________________________
3. Должность и последнее место службы _____________________________________
4. Сотрудник (пенсионер) умер (погиб, пропал без вести) "__" __________
20__ г. вследствие причин, связанных (не связанных) с исполнением служебных
обязанностей.
5. Члены семьи, которым назначается пенсия:
Степень родства | Фамилия, имя, отчество (при наличии) | Число, месяц и год рождения | Группа инвалидности | Отметки о прекращении выплаты пенсии |
причина | дата |
| | | | | |
6. Получатель пенсии _____________________________________________________.
(на кого выписано разрешение на выплату пенсии)
7. Денежное довольствие для исчисления пенсии:
а) должностной оклад ___________________ руб.
б) оклад по специальному званию ________ руб.
в) процентная надбавка
за выслугу ____ лет - ____% ____________ руб.
г) ограничивающий коэффициент __% ______ руб.
8. Пенсия назначена с "__" __________ 20__ г. на __________________________
членов семьи в размере ____% денежного довольствия (на каждого)
9. Размер пенсии _____________________________________________________ руб.
10. Надбавки и повышения _____________________________________________ руб.
11. Районный коэффициент __________________________________________________
12. Сумма пенсии в месяц _____________________________________________ руб.
13. Срок выплаты __________________________________________________________
Начальник подразделения
пенсионной службы _________________________________________________________
(подпись) (инициалы имени, отчества (при наличии),
фамилия)
"__" __________ 20__ г.
Должностное лицо подразделения
пенсионной службы _________________________________________________________
(подпись) (инициалы имени, отчества (при наличии),
фамилия)
"__" __________ 20__ г.
Оборотная сторона
Порядок выплаты пенсии
Наименование банка получателя ____________ банковские реквизиты ___________
__________________________________________________________________________.
Разрешение на выплату пенсии ______________________________________________
Адрес регистрации по месту жительства (месту пребывания) и телефон
получателя пенсии: ________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
Отметка о вручении документа, подтверждающего право на реализацию мер
социальной поддержки, _____________________________________________________
__________________________________________________________________________.
Должностное лицо
подразделения пенсионной службы ___________________________________________
(подпись) (инициалы имени, отчества
(при наличии), фамилия)
"__" __________ 20__ г.
Замечания по пенсионному делу (при наличии):
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________