ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приказ Генпрокуратуры России от 10.10.2022 N 581 (ред. от 07.07.2025) "Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочий в сфере противодействия коррупции"

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 10 октября 2022 г. N 581
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОКУРОРАМИ ИНЫХ
ПОЛНОМОЧИЙ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
В целях обеспечения действенного прокурорского надзора, учитывающего требования законодательства и международных обязательств Российской Федерации в области противодействия коррупции, а также эффективной координации деятельности правоохранительных органов в этой области, с учетом приоритетности данного направления прокурорской деятельности, руководствуясь статьей 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур" важнейшими задачами надзорной деятельности считать своевременное предупреждение коррупционных правонарушений, выявление и устранение их причин и условий, минимизацию и (или) ликвидацию последствий коррупционных правонарушений.
2. Управлению по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, Главной военной прокуратуре, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, прокурору комплекса "Байконур" согласно компетенции:
2.1. При осуществлении прокурорского надзора принимать исчерпывающие меры по выявлению и пресечению фактов злоупотребления служебными (должностными) полномочиями с целью получения выгоды имущественного характера, дачи и получения взяток, коммерческого подкупа, иных коррупционных правонарушений, совершаемых государственными и муниципальными служащими, лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, руководителями коммерческих или иных организаций.
Особое внимание уделять бюджетной сфере, реализации национальных проектов, сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, проведению торгов в соответствии с требованиями главы 8 Лесного кодекса Российской Федерации и статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, распоряжению государственным и муниципальным имуществом, земельными участками и другими ограниченными ресурсами, сферам жилищно-коммунального хозяйства и природопользования.
2.2. Осуществлять защиту лиц, сообщающих о фактах коррупции, от преследования и ущемления их прав и законных интересов, оказание им необходимой правовой помощи в порядке, предусмотренном действующим законодательством и организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а также защиту имущественных прав граждан, организаций и государства в случае их нарушения в результате совершения коррупционных правонарушений.
2.3. С целью получения данных о коррупционных правонарушениях, а также их предупреждения наладить и поддерживать взаимодействие с общественными объединениями, иными институтами гражданского общества, средствами массовой информации, субъектами предпринимательской деятельности, в том числе в области антикоррупционного просвещения.
На системной основе проводить мониторинг публикаций средств массовой информации с целью выявления сведений о коррупционных правонарушениях и преступлениях и рассмотрения вопроса об организации по ним проверочных мероприятий. Результаты мониторинга оформлять в виде справки.
2.4. При наличии информации о нарушении организациями требований законодательства о противодействии коррупции проверять соблюдение ими положений статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).
2.5. Регулярно при необходимости с привлечением Федеральной антимонопольной службы, ее территориальных органов, органов финансового контроля, а также других государственных органов проверять соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации, в целях противодействия коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе в части предотвращения конфликта интересов и нарушений, связанных с заключением государственных (муниципальных) контрактов с юридическими лицами, привлеченными к административной ответственности по статье 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Во взаимодействии с уполномоченными государственными органами принимать меры, направленные на противодействие коррупционным правонарушениям в сфере закупок, акцентируя внимание на выявлении и пресечении фактов откатов, хищений, нецелевого использования бюджетных средств и других уголовно наказуемых деяний.
2.5.1. При получении информации о совершении преступлений коррупционной направленности в сфере закупок, причинивших ущерб бюджету любого уровня, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов, оценивать ее с использованием единой информационной системы в сфере закупок и других информационных ресурсов на предмет выявления иных фактов коррупции при заключении и исполнении контрактов, в том числе аффилированности, конфликта интересов между заказчиками и исполнителями, иных неправомерных действий при расходовании бюджетных средств. В случае установления признаков указанных нарушений организовывать проверки соблюдения законодательства, при наличии оснований принимать исчерпывающие меры прокурорского реагирования, направленные на корректировку и приведение существующих правоотношений в соответствие с законом, привлечение виновных к ответственности.
При выявлении признаков таких нарушений, совершенных на территории или объектах, поднадзорных другим прокурорам, незамедлительно направлять им соответствующие сведения.
Осуществлять контроль за результатами проверок по каждой поступившей информации, об итогах уведомлять инициатора.
2.6. Исключен. - Приказ Генпрокуратуры России от 19.04.2023 N 265.
2.6. Систематически проверять исполнение законодательства о противодействии коррупции в поднадзорных федеральных органах исполнительной власти, законодательных и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, органах военного управления, органах контроля, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, на служащих (работников) которых в соответствии с требованиями федеральных законов распространяются ограничения и запреты, требования о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также обязанности, установленные в целях противодействия коррупции Федеральным законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами (требования к служебному поведению).
В ходе таких проверок акцентировать внимание на выявлении значимых коррупционных правонарушений, прежде всего связанных с нарушениями уголовного законодательства либо влекущих увольнение виновных в связи с утратой доверия.
При организации надзорных мероприятий активно использовать специализированные информационные ресурсы и информационную систему межведомственного электронного взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации (ИС МЭВ).
Принимать меры к установлению имущества, приобретенного на неподтвержденные доходы, в том числе оформленного на аффилированных лиц, а также полученного в результате должностных злоупотреблений или несоблюдения антикоррупционных запретов. Выявлять доходы от него, включая превращенные или преобразованные в иные активы или приобщенные к имуществу, приобретенному из законных источников. В каждом таком случае обращаться с заявлениями в суд на основании подпункта 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и добиваться обращения неправомерно нажитого имущества в доход Российской Федерации по решению суда.
При рассмотрении вопроса о направлении иска в суд учитывать судебную практику Конституционного Суда Российской Федерации, исходить из отсутствия в законодательстве срока, ограничивающего возможность подачи иска прокурором.
2.7. Средствами прокурорского надзора обеспечить принятие органами и организациями нормативных правовых актов (нормативных актов и локальных нормативных актов), регламентирующих порядок и сроки представления служащими (работниками) сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационных комиссий).
2.8. В ходе проведения надзорных проверок оценивать деятельность уполномоченных органов, подразделений и должностных лиц по исполнению обязанностей, в том числе возложенных на них статьями 8.2, 13.5 Федерального закона N 273-ФЗ, Федеральным законом от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее - Федеральный закон N 230-ФЗ).
2.9. При поступлении материалов в случаях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 8.2, частью 3 статьи 13.5 Федерального закона N 273-ФЗ, частями 3 и 6 статьи 16 Федерального закона N 230-ФЗ, давать оценку соблюдению установленного порядка и срока их направления. При выявлении фактов неисполнения требований закона принимать меры прокурорского реагирования, по результатам которых ставить вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности.
2.10. При наличии оснований для передачи материалов, указанных в пункте 2.9 настоящего приказа, согласно компетенции принимать соответствующее решение не позднее двух рабочих дней со дня их поступления. Материалы, поступившие из другой прокуратуры с нарушением компетенции, в течение 3 рабочих дней перенаправлять соответствующему прокурору по согласованию с вышестоящим, а прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним специализированным прокурорам - с управлением по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
2.11. По результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 2.9 настоящего приказа, решение о проведении проверки, предусмотренной частью 4 статьи 8.2, частью 4 статьи 13.5 Федерального закона N 273-ФЗ, либо об осуществлении контроля за расходами в соответствии с Федеральным законом N 230-ФЗ принимать не позднее 10 рабочих дней со дня получения данных материалов.
Учитывать, что решение о проведении проверки, об осуществлении контроля за расходами по материалам, указанным в пункте 2.9 настоящего приказа, в Генеральной прокуратуре Российской Федерации принимается Генеральным прокурором Российской Федерации либо уполномоченным им заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, в Главной военной прокуратуре - Главным военным прокурором либо его заместителем, в иных органах прокуратуры - руководителем соответствующей прокуратуры.
О принятом решении уведомлять проверяемое лицо в сроки, предусмотренные частью 5 статьи 8.2, частью 5 статьи 13.5 Федерального закона N 273-ФЗ, частью 3 статьи 7 Федерального закона N 230-ФЗ, а также разъяснять ему его права и обязанности.
2.12. При проведении проверки в соответствии с частью 4 статьи 8.2, частью 4 статьи 13.5 Федерального закона N 273-ФЗ, осуществлении контроля за расходами своевременно принимать меры к установлению всех значимых для проверки, контроля за расходами обстоятельств, сбору подтверждающих их сведений и материалов, используя полномочия, предоставленные Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" и другими федеральными законами.
В случае необходимости направления запросов организаторам и иным организациям - участникам оборота цифровых валют, цифровых финансовых активов, иных цифровых прав (криптобиржи, финансовые организации и т.д.), находящимся за пределами юрисдикции Российской Федерации, материалы для подготовки соответствующего запроса представлять в управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
При проведении бесед по ходатайствам лиц, в отношении которых проводятся такие проверки или осуществляется контроль за расходами, предоставлять им разъяснения по интересующим вопросам. Результаты проведенной беседы оформлять в письменном виде.
2.13. При рассмотрении вопроса о необходимости изменения основания и формулировки увольнения лица оценивать тяжесть совершенного им проступка, исковое заявление в суд направлять только в случаях установления нарушений, влекущих в соответствии с законодательством увольнение в связи с утратой доверия.
2.14. По результатам рассмотрения материалов, поступивших на основании части 2 статьи 8.2, части 1 статьи 13.5 Федерального закона N 273-ФЗ, части 3 статьи 16 Федерального закона N 230-ФЗ, в срок не позднее двух месяцев со дня их получения готовить заключение, а при наличии оснований для предъявления искового заявления - его проект.
Данный срок может быть продлен до даты не позднее чем за месяц до истечения четырех месяцев со дня первичной регистрации материалов в органах прокуратуры.
При необходимости передачи материалов вышестоящему прокурору для принятия мер реагирования докладывать с проектом заключения и при наличии оснований - с проектом искового заявления в срок, установленный абзацем первым настоящего пункта. При этом итоговые заключение и проект искового заявления направлять вышестоящему прокурору не позднее чем за месяц до истечения четырехмесячного срока со дня первичной регистрации материалов в органах прокуратуры.
2.15. При завершении проверки, предусмотренной частью 3 статьи 8.2 или частью 2 статьи 13.5 Федерального закона N 273-ФЗ, контроля за расходами в срок не позднее четырех месяцев со дня увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица готовить заключение о результатах проверки, а при наличии оснований для предъявления искового заявления - его проект.
Данный срок может быть продлен до даты не позднее чем за месяц до истечения шести месяцев со дня увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица.
При необходимости передачи материалов проверки вышестоящему прокурору для принятия мер реагирования докладывать с проектом заключения о результатах проверки, контроля за расходами и при наличии оснований - с проектом искового заявления в срок, установленный абзацем первым настоящего пункта. При этом итоговые заключение и проект искового заявления направлять вышестоящему прокурору не позднее срока, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Не позднее одного месяца со дня завершения проверки, контроля за расходами (рассмотрения материала) информировать о результатах должностное лицо, направившее в орган прокуратуры указанные материалы, и проверяемое лицо.
Учитывать, что в Генеральной прокуратуре Российской Федерации соответствующие уведомления направляются за подписью первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, иного уполномоченного им лица, в Главной военной прокуратуре - Главным военным прокурором, его заместителем, в иных органах прокуратуры - соответствующим прокурором или уполномоченным им лицом.
2.16. Организовать ведение реестра материалов, поступивших в порядке частей 2 и 3 статьи 8.2, части 3 статьи 13.5 Федерального закона N 273-ФЗ, частей 3 и 6 статьи 16 Федерального закона N 230-ФЗ, и принятых по ним решений, включая информацию о направленных в суд заявлениях и об отсутствии оснований для обращения в суд.
2.17. В каждом случае установления (в том числе в рамках реализации надзорных полномочий, включая полномочия в уголовно-процессуальной сфере) имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы, доходов от этого имущества, а также имущества и денежных средств, полученных в результате преобразования такого имущества или доходов от него, обращаться с заявлениями в суд об обращении такого имущества в доход Российской Федерации.
2.18. Одновременно с заявлением об обращении в доход государства имущества и (или) денежных средств инициировать принятие судом мер по обеспечению иска и осуществлять контроль за незамедлительным исполнением судебных актов по таким ходатайствам.
2.19. В десятидневный срок направлять информацию о результатах рассмотрения судами исковых заявлений в орган государственной власти, орган местного самоуправления или организацию, в которых лицо, в отношении которого осуществлялись проверка или контроль за расходами, замещает или замещало должность.
2.20. Инициировать в рамках предоставленных полномочий выработку механизма взаимодействия между органами (организациями) в ходе осуществления проверок, предусмотренных статьями 8.2 и 13.5 Федерального закона N 273-ФЗ, статьей 16 Федерального закона N 230-ФЗ, в том числе в случае выявления признаков преступления, административного или иного правонарушения.
Регулярно проверять исполнение правоохранительными и иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами обязанности информировать подразделения кадровых служб соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений о ставших им известными фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами (требований к служебному поведению).
Обеспечить оперативное и полное представление имеющейся информации при получении запросов в порядке пункта 4 части 2 статьи 11 Федерального закона N 230-ФЗ.
2.21. Руководствуясь методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96, проводить на постоянной основе данную работу.
Учитывать, что антикоррупционная экспертиза в соответствии с установленной компетенцией проводится органами прокуратуры в отношении нормативных правовых актов, принятых поднадзорными им федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами и организациями, органами местного самоуправления и их должностными лицами.
2.22. При реализации полномочий наладить взаимодействие с иными субъектами антикоррупционной экспертизы, в том числе проводящими независимую экспертизу на коррупциогенность в порядке, предусмотренном Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96.
2.23. В требовании прокурора об изменении нормативного правового акта (далее - требование) указывать конкретные предложения о способе устранения коррупциогенных факторов: внесение изменений в нормативный правовой акт, отмена нормативного правового акта (или его отдельных норм), разработка и принятие иного нормативного правового акта, устраняющего коррупциогенный фактор.
2.24. Обеспечивать рассмотрение требований, направленных в иные органы государственной власти и местного самоуправления, организации и должностным лицам, с участием представителей прокуратуры.
В случае отклонения требований использовать право на обращение в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
2.25. Организовать учет и проведение проверок по обращениям, поступившим в органы прокуратуры согласно части 5 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ).
Осуществлять антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, соответствующих критериям, предусмотренным частью 2 статьи 3 Федерального закона N 172-ФЗ, или направление информации в орган (организацию), уполномоченную на проведение такой экспертизы.
2.26. При реализации полномочий осуществлять учет нормативных правовых актов, внесенных требований, а также результатов рассмотрения исков (заявлений) прокурора в порядке административного, арбитражного судопроизводства.
Установить, что нормативные правовые акты подлежат изучению в соответствующих органах прокуратуры не позднее одного года со дня их принятия.
При наличии оснований, в том числе по результатам анализа практики применения нормативного правового акта, прокурор вправе вернуться к проведению антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта.
2.27. Ежеквартально изучать показатели формы федерального статистического наблюдения N 1-КОРР "Сведения о результатах работы правоохранительных (правоприменительных) органов по борьбе с преступлениями коррупционной направленности", касающиеся преступлений, совершенных в интересах (от имени) юридических лиц (с обязательным документальным оформлением результатов изучения).
2.28. В ходе надзорных проверок в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, предварительное расследование, проводить сверку с ранее поступившими сведениями и материалами, содержащими данные о признаках административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ, при наличии оснований рассматривать вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении.
2.29. В обязательном порядке оценивать на предмет наличия оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.28 КоАП РФ, поступающие в органы прокуратуры в порядке части 4 статьи 146 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) постановления о возбуждении уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности, а также в порядке части 4 статьи 148 УПК РФ постановления об отказе в возбуждении уголовного дела данной категории.
2.30. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, прокурору комплекса "Байконур" направлять в управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции сведения о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 19.28 КоАП РФ в течение пяти рабочих дней с момента вынесения постановления.
В дальнейшем в тот же срок со дня вынесения соответствующего постановления представлять информацию о направленных ходатайствах об обеспечительных мерах и принятых по ним определениях, результатах рассмотрения дела по существу, последующем обжаловании и вступлении в законную силу постановлений суда, имеющихся по ним исполнительных производствах и фактическом их исполнении, а также о фактах отказа в привлечении к административной ответственности по постановлениям о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 19.28 КоАП РФ с указанием принятых мер по обжалованию состоявшихся решений либо причин невозможности такового.
Военным прокурорам указанные сведения направлять в Главную военную прокуратуру.
2.31. Силами подразделения (должностного лица), осуществляющего надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции, при исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях тщательно проверять соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве сроков совершения исполнительных действий по розыску и оценке имущества юридического лица, имеющихся банковских счетов и применения мер принудительного исполнения; мерами прокурорского надзора обеспечивать завершение исполнительного производства в максимально возможный короткий срок; незамедлительно реагировать на факты затягивания исполнительных действий.
Копии вступившего в законную силу определения судьи о наложении ареста и постановления о назначении административного наказания для контроля за их исполнением незамедлительно передавать в подразделение (должностному лицу), осуществляющее надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции, устанавливая персональную ответственность за обеспечение надлежащего надзора за законностью действий судебных приставов при исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях.
Военным прокурорам осуществлять контроль во взаимодействии с прокурорами субъектов Российской Федерации, городов и районов, другими территориальными прокурорами.
2.32. Проверять соблюдение организациями требований статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ, при наличии оснований рассматривать вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении.
2.33. Обеспечить действенный прокурорский надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях коррупционной направленности, законностью принимаемых процессуальных решений о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовных дел. При установлении фактов волокиты, принятия незаконных решений, неполноты проверок ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных лиц, а также прокурорских работников, не обеспечивающих надлежащий надзор за их деятельностью.
2.34. Ежеквартально проводить в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проверки соблюдения законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на сбор данных о преступлениях коррупционной направленности, и принятии решений по их результатам.
Оценивать законность и полноту принимаемых мер по установлению имущества, подлежащего конфискации, по добыванию информации, необходимой для принятия решений, предусмотренных положениями части 3 статьи 7 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", о соблюдении лицами ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, об исполнении ими обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции, а также деятельность по исполнению обязанности, возложенной частью 4.1 статьи 5 Федерального закона N 273-ФЗ (учитывая в каждом конкретном случае цели оперативной разработки). В случаях выявления нарушений вносить акты прокурорского реагирования.
2.35. В ходе осуществления надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности следить за соблюдением разумных сроков уголовного судопроизводства и полнотой мер, принимаемых по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений, а также оценивать полноту принимаемых органами расследования и органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, мер по установлению и аресту имущества, на которое может быть обращено взыскание в целях обеспечения исполнения приговора, в том числе возможной конфискации имущества.
2.36. Повышенное внимание в пределах компетенции уделять обеспечению соблюдения требований закона о недопустимости воздействия в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, иных органов, средств массовой информации, их представителей, должностных лиц на сотрудников органов предварительного расследования в целях оказания влияния на принимаемые ими решения или воспрепятствования в какой-либо форме их деятельности, а также обеспечению соблюдения принципа свободы оценки доказательств.
Своевременно предпринимать меры к пресечению незаконного воздействия на прокурорских работников с целью повлиять на законность и обоснованность принимаемых по уголовному делу или материалу проверки сообщения о преступлении решений.
В ходе подготовки к судебным процессам выяснять полноту принятых на досудебной стадии уголовного судопроизводства обеспечительных мер по установлению и аресту имущества, на которое может быть обращено взыскание в целях исполнения приговора либо оно может быть конфисковано. Устанавливать причины невыполнения этих требований, устранять допущенные нарушения предусмотренными процессуальным законом способами на начальной стадии судебного разбирательства. Давать принципиальную оценку каждому факту отсутствия исковых требований о возмещении имущественного вреда, оставления иска без рассмотрения и (или) его передаче для разрешения в порядке гражданского судопроизводства.
Иметь в виду, что правовая судьба предмета преступления коррупционной направленности, не определенная судом в уголовно-процессуальном порядке, либо когда совершенное деяние не получало уголовно-правовой квалификации, может быть установлена в рамках гражданского судопроизводства.
2.37. Предлагая назначить подсудимому наказание в виде штрафа, кратного сумме взятки или коммерческого подкупа, учитывать имущественное положение подсудимого, при наличии данных о невозможности оплаты штрафа ориентировать суды на назначение иного вида наказания.
2.38. С учетом конкретных обстоятельств уголовного дела и личности виновного, при наличии условий, указанных в части 3 статьи 47 и статье 48 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), высказывать предложения о возможности назначения подсудимому дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
При наличии оснований ориентировать суды на применение меры в виде конфискации имущества.
2.39. Принимать исчерпывающие меры к обжалованию незаконных и необоснованных судебных решений о прекращении уголовного дела о преступлениях коррупционной направленности или уголовного преследования в связи с назначением лицу меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в порядке, предусмотренном статьей 25.1 УПК РФ и статьей 76.2 УК РФ.
2.40. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур, прокурору комплекса "Байконур" направлять в управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции информацию о поданных в суд заявлениях об обращении в доход Российской Федерации имущества (земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты), в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, а также об обращении в доход Российской Федерации денежных средств, законность происхождения которых не подтверждена, в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления.
В направляемой информации отражать сведения о заявителе (орган прокуратуры Российской Федерации), заявленные требования, наименование суда и дату вынесения решения.
В дальнейшем в тот же срок со дня вынесения соответствующего постановления направлять информацию о принятых обеспечительных мерах, рассмотрении дела по существу, последующем обжаловании и вступлении в законную силу постановлений суда, имеющихся по ним исполнительных производствах и фактическом их исполнении, об отказе в удовлетворении указанных требований, а также об оставлении без удовлетворения заявленных требований в рамках гражданского, арбитражного и уголовного судопроизводства о возмещении ущерба, причиненного актами коррупции, с указанием принятых мер по обжалованию состоявшихся судебных постановлений (актов) либо причин невозможности такового.
Военным прокурорам указанные сведения направлять в Главную военную прокуратуру.
3. Управлению по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции в соответствии с Положением об управлении и иными организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации:
3.1. Координировать деятельность подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в области противодействия коррупции, в том числе по реализации мероприятий, определенных Национальным планом противодействия коррупции.
3.2. Во взаимодействии с подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации по федеральным округам знакомиться в порядке части 2.1 статьи 37 УПК РФ с материалами уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, расследование по которым осуществляется следственными управлениями Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации (первым, вторым, третьим, четвертым, пятым, шестым и восьмым), Главным следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу и Главным управлением МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, в целях выявления сведений о коррупционных правонарушениях, а также выполнения иных задач, определенных организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
3.3. Контролировать работу прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур по осуществлению надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции, обеспечить организационное и методическое руководство такой деятельностью, проверять организацию прокурорского надзора за исполнением законодательства в указанной области.
3.4. Проводить работу по обеспечению имплементации положений Конвенции ООН против коррупции.
3.5. Совместно с Главным управлением международно-правового сотрудничества обеспечивать взаимодействие Генеральной прокуратуры Российской Федерации с международными органами и организациями, а также с органами, организациями и учреждениями иностранных государств по вопросам противодействия коррупции, в том числе возврата из-за рубежа активов, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений.
3.6. Проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов и организаций во взаимодействии с правовым управлением, при необходимости - с другими заинтересованными подразделениями и (или) Университетом Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
4. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, прокурору комплекса "Байконур":
4.1. Лично осуществлять оперативное руководство подразделениями по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
4.2. Обсуждать наиболее актуальные проблемы борьбы с преступлениями коррупционной направленности на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов.
4.3. В случаях нарушения руководителями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, территориальных и специализированных подразделений Следственного комитета Российской Федерации законодательства о противодействии коррупции вносить в управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции мотивированные предложения о постановке перед соответствующими федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации вопроса о привлечении руководителей территориальных (специализированных) подразделений к ответственности (военным прокурорам соответствующие предложения направлять в Главную военную прокуратуру).
4.4. При проведении в установленном порядке проверок соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами (требований к служебному поведению), принимать меры, направленные на получение информации от иностранных банков и иных иностранных организаций в порядке, установленном организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
4.5. Лично контролировать организацию надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, имеющих повышенный общественный резонанс, в том числе уголовных дел, по которым установлены факты вывода за рубеж активов, полученных от преступной деятельности.
4.6. При осуществлении надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности особое внимание уделять организации своевременной проверки постановлений нижестоящих прокуроров об отмене решений органов предварительного расследования о возбуждении уголовного дела, а также вынесенных органами предварительного расследования постановлений о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) по реабилитирующим основаниям об отмене меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста либо изменении ее на более мягкую меру, изменении квалификации особо тяжкого преступления на менее тяжкое.
Обеспечить незамедлительное представление в управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции первичной информации о таких процессуальных решениях с последующим направлением сведений о результатах изучения материалов уголовного дела процессуальной проверки. При согласии с данным решением направлять заключение о его законности.
Военным прокурорам указанную информацию направлять в Главную военную прокуратуру.
4.7. При организации поддержания государственного обвинения по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности обеспечивать участие в судебном рассмотрении наиболее значимых и резонансных уголовных дел работников отделов (старших помощников, помощников прокуроров) по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
Поручать наиболее квалифицированным сотрудникам поддержание государственного обвинения по делам указанной категории, по особо значимым делам поддерживать государственное обвинение лично.
При постановлении судом оправдательного приговора, а также иного реабилитирующего решения (по всем пунктам обвинения) по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности либо назначении осужденному за совершение особо тяжкого коррупционного деяния наказания, не связанного с реальным лишением свободы, не позднее дня, следующего за днем провозглашения судебного решения, кратким рапортом сообщать в управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции предварительное мнение о наличии перспективы апелляционного пересмотра уголовного дела. Не позднее дня, следующего за днем вручения копии итогового судебного решения, докладывать подробным рапортом, содержащим окончательное заключение о его законности и обоснованности с мотивированным мнением относительно наличия оснований для принесения апелляционного представления.
Военным прокурорам указанную информацию направлять в Главную военную прокуратуру в установленном порядке.
4.8. Ежеквартально (до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, а по итогам года - до 20 января) докладывать в управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции о состоянии прокурорского надзора в обозначенной сфере согласно типовой схеме докладной записки (военным прокурорам представлять соответствующие материалы в Главную военную прокуратуру).
Информацию о практике участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, включая практику назначения наказания в виде штрафа, кратного сумме взятки или коммерческого подкупа, и результаты исполнения данных приговоров с приложением копий судебных постановлений по наиболее значимым делам до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Главное уголовно-судебное управление.
4.9. Обеспечивать достоверность статистических данных, отражающих результаты деятельности в сфере противодействия коррупции, представляемых в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
5. Главной военной прокуратуре результаты обобщения практики прокурорского надзора согласно типовой схеме докладной записки ежеквартально направлять:
в Главное уголовно-судебное управление - до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, а по итогам года - до 25 января;
управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции - до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, а по итогам года - до 30 января.
6. Главным управлениям и управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуре, Университету прокуратуры Российской Федерации к 1 февраля представлять в пределах своей компетенции в управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции имеющуюся информацию по итогам года для подготовки доклада Совету при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции о результатах работы органов прокуратуры в области противодействия коррупции, в том числе по вопросам:
надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, при выявлении преступлений, возбуждении, расследовании и прекращении уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности;
поддержания государственного обвинения по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности;
участия в рассмотрении судами исков о денежных и имущественных взысканиях, связанных с актами коррупции;
деятельности координационных совещаний, создание и функционирование которых предусмотрено статьей 8 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации";
результатов работы правоохранительных органов по борьбе с коррупционными проявлениями.
6.1. Подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации по федеральным округам, Главному управлению по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью, управлению по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, управлению по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере незамедлительно направлять в управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции сведения о незаконном вознаграждении от имени или в интересах юридического лица, полученные в ходе осуществления надзора, а также информацию, поступающую в порядке информационного взаимодействия из правоохранительных органов.
6.1.1. Главному управлению по надзору за расследованием особо важных дел при поступлении из органов предварительного расследования копии постановления о привлечении в качестве обвиняемого, передавшего, предложившего или обещавшего незаконное вознаграждение от имени или в интересах юридического лица, в окончательной редакции направлять ее вместе с копиями постановления о возбуждении уголовного дела и имеющимися в материалах уголовного дела сведениями о юридическом лице в управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.28 КоАП РФ.
6.1.2. Управлению по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции обеспечить своевременную проверку поступивших материалов и рассмотрение их в порядке, установленном КоАП РФ.
6.2. Подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации по федеральным округам:
незамедлительно информировать управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции о возбуждении подразделениями органов предварительного расследования, перечисленными в пункте 3.2 настоящего приказа, уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, принятии к производству при передаче из другого следственного органа, их приостановлении (прекращении), предъявлении обвинения, направлении в суд, а также о коррупционных правонарушениях, ставших им известными в ходе осуществления надзора за расследованием уголовных дел указанной категории;
по запросу управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции представлять иную необходимую информацию, связанную с расследованием указанных уголовных дел.
7. Управлению по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, Главной военной прокуратуре, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур" обеспечить функционирование постоянно действующих рабочих групп из числа представителей правоохранительных и контрольно-надзорных органов, в рамках работы которых планировать и осуществлять совместные мероприятия, контролировать ход реализации мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции и действующими на поднадзорной территории долгосрочными планами противодействия коррупции.
8. Признать утратившими силу приказы Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2014 N 454 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции", от 28.12.2009 N 400 "Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов", от 14.04.2015 N 179 "О реализации прокурорами полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", и об организации прокурорского надзора за исполнением данного Федерального закона" с внесенными в указанные приказы изменениями, указание Генерального прокурора Российской Федерации от 14.05.2019 N 341/86 "О порядке работы органов прокуратуры Российской Федерации по привлечению к ответственности юридических лиц, от имени или в интересах которых совершаются коррупционные преступления".
9. Настоящий приказ опубликовать в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
10. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, курирующего вопросы противодействия коррупции, и заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора.
Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, советникам Генерального прокурора Российской Федерации, старшим помощникам Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, помощникам заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур", которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
И.В.КРАСНОВ