ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приказ Госкорпорации Росатом от 14.04.2015 N 1/364-П (ред. от 19.04.2019) "Об утверждении Единой отраслевой антикоррупционной политики Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и ее организаций и единых отраслевых методических указаний по оценке коррупционных рисков в Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и ее организациях"

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "РОСАТОМ"
ПРИКАЗ
от 14 апреля 2015 г. N 1/364-П
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОЙ ОТРАСЛЕВОЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "РОСАТОМ"
И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЙ И ЕДИНЫХ ОТРАСЛЕВЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ПО ОЦЕНКЕ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ
ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "РОСАТОМ" И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЯХ
(в ред. Приказа Госкорпорации "Росатом"
от 27.04.2017 N 1/365-П; от 19.04.2019 N 1/388-П)
(Название в ред. Приказа Госкорпорации "Росатом" от 19.04.2019 N 1/388-П)
В целях обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и оценки коррупционных рисков владельцами групп процессов, в том числе ответственными исполнителями, осуществляющими реализацию крупных проектов:
(преамбула в ред. Приказа Госкорпорации "Росатом" от 27.04.2017 N 1/365-П)
1. Утвердить Единую отраслевую антикоррупционную политику Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и ее организаций (далее - Политика, приложению N 1) и Единые отраслевые методические указания по оценке коррупционных рисков в Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и ее организациях. (далее - Указания, приложению N 2)
(Пункт 1 в ред. Приказа Госкорпорации "Росатом" от 19.04.2019 N 1/388-П)
2. Руководителям организаций, указанных в приложении N 3 к настоящему приказу, в соответствии с регламентом по взаимодействию организации и Госкорпорации "Росатом" обеспечить:
принятие локальных нормативных актов организации, предусматривающих обязательность соблюдения Политики;
разработку и утверждение в организации локального нормативного акта на основании Указаний.
3. Рекомендовать руководителям федеральных государственных унитарных предприятий, в отношении которых Госкорпорация "Росатом" осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества, учреждений, созданных Госкорпорацией "Росатом", акционерных обществ, акции которых принадлежат Российской Федерации и в отношении которых Госкорпорация "Росатом" осуществляет полномочия акционера, их дочерних обществ, хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в собственности Госкорпорации "Росатом", их дочерних обществ, за исключением организаций, указанных в пункте 2 настоящего приказа, обеспечить:
принятие локальных нормативных актов организации, предусматривающих обязательность соблюдения Политики;
разработку и утверждение в организации локального нормативного акта на основании Указаний.
4. Установить, что владельцами коррупционных рисков являются владельцы процессов, в которых выявлены коррупционные риски, а по крупным проектам - ответственные исполнители, осуществляющие реализацию крупных проектов.
(п. 4 в ред. Приказа Госкорпорации "Росатом" от 27.04.2017 N 1/365-П)
5. Сведения об исполнении пунктов 2 и 3 настоящего приказа представить в Департамент защиты активов (Братанов В.В.).
Срок - до 30.04.2015.
И.о. генерального директора
И.М.КАМЕНСКИХ
Приложение N 1
Утверждена
приказом Госкорпорации "Росатом"
от 14 апреля 2015 г. N 1/364-П
(Приложение N 1
в ред. Приказа Госкорпорации "Росатом"
от 19.04.2019 N 1/388-П)
ЕДИНАЯ ОТРАСЛЕВАЯ АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "РОСАТОМ"
И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЙ
1. Назначение и область применения
1.1. Единая отраслевая антикоррупционная политика Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и ее организаций (далее - Антикоррупционная политика) разработана для установления единых принципов, методологических подходов, инструментов противодействия коррупции и обеспечения:
1) формирования регламентных, методических и организационных основ противодействия коррупции в Госкорпорации "Росатом" (далее - Корпорация) и ее организациях в соответствии с законодательными актами и управленческими решениями в области противодействия коррупции;
2) информирования организаций атомной отрасли о правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
3) соблюдения работниками Корпорации и ее организаций норм антикоррупционного поведения, снижения уровня коррупции, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
1.2. Антикоррупционная политика издана во исполнение Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), иных нормативных правовых актов по вопросам противодействия коррупции [4] и является основой для разработки регламентирующих документов любых групп процессов в части, обеспечивающей антикоррупционную направленность этих документов.
1.3. Соблюдение Антикоррупционной политики обязательно для всех работников Корпорации и ее организаций во всех операционных процессах, содержащих риски коррупционных или иных правонарушений, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций.
1.4. Ответственным за актуализацию Антикоррупционной политики и контроль ее исполнения в соответствии с Положением о системе регламентирующих документов Госкорпорации "Росатом" является директор Департамента защиты активов.
2. Термины и сокращения
2.1. Антикоррупционной политикой новые термины не вводятся.
2.2. В Антикоррупционной политике используются следующие сокращения:
Сокращение
Расшифровка
Активы
Ресурсы <1> Корпорации и ее организаций, включая объекты гражданских прав <2>
Антикоррупционные стандарты
Ограничения, запреты и обязанности, налагаемые нормативными правовыми актами, а также локальными нормативными актами Корпорации и ее организаций на отдельные категории их работников в целях обеспечения противодействия коррупции
Безопасность
Отсутствие недопустимого (существенного) риска, связанного с возможностью нанесения ущерба, - оптимальный баланс многих факторов (включая поведение человека), позволяющий свести устранимый риск, связанный с возможностью нанесения ущерба здоровью людей и сохранности имущества, до приемлемого (несущественного) уровня
Должностные лица
Лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в Корпорации и ее организациях
Защита активов
Деятельность, направленная на противодействие коррупционным и иным правонарушениям
Иные правонарушения
Действия (бездействие) и решения физических (в том числе должностных) и (или) юридических лиц, препятствующие и (или) создающие угрозу реализации прав и законных интересов Корпорации и (или) ее организаций в области обеспечения безопасности и качества продукции, ядерной, радиационной, промышленной, пожарной, экологической безопасности, а также безопасности гидротехнических сооружений и охраны труда, соблюдения сводного законодательства и иных сферах осуществления деятельности, направленной на достижение установленных законом целей деятельности Госкорпорации "Росатом"
Коррупция
Злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (пункт 1 статьи 1 Федерального закона N 273-ФЗ)
Подразделения защиты активов
Подразделения защиты активов управляющих компаний дивизионов/ инкубируемых бизнесов/комплексов, организаций, входящих непосредственно в контур управления Корпорации, и подразделения защиты активов организаций, входящих в контур управления управляющих компаний дивизионов/инкубируемых бизнесов/комплексов
Предупреждение коррупции
Деятельность, направленная на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных внутренними нормативными документами, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений в Корпорации и ее организациях
Противодействие коррупции
Деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (пункт 2 статьи 1 Федерального закона N 273-ФЗ):
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений
--------------------------------
<1> Ресурсы - используемые и потенциальные источники удовлетворения потребностей общества (ГОСТ Р 56828.15-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Наилучшие доступные технологии. Термины и определения, (утв. и введен в действие приказом Росстандарта от 26.10.2016 N 1519-ст).
<2> Объекты гражданских прав - вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
3. Основные принципы антикоррупционной деятельности,
подходы к ее осуществлению, а также применяемые инструменты
3.1. Противодействие коррупции в Корпорации и ее организациях основывается на следующих принципах, предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ:
1) обеспечение прав и свобод человека и гражданина (пункт 1 статьи 3 Федерального закона N 273-ФЗ) - любой операционный процесс, в том числе противодействие коррупции, регулируется и осуществляется в Корпорации и (или) ее организациях с соблюдением прав его участников;
2) законность (пункт 2 статьи 3 Федерального закона N 273-ФЗ) - постоянное и точное выполнение требований законодательства, а также изданных на основании и во исполнение соответствующих требований закона локальных нормативных актов;
3) публичность и открытость деятельности Корпорации и ее организаций - доступность для граждан, организаций, средств массовой информации, институтов гражданского общества сведений о деятельности Корпорации и ее организаций, а также их руководителей в сферах, отнесенных к их компетенции, не связанных с соблюдением ограничений, налагаемых законодательством о защите государственной и (или) коммерческой тайны, иной информации, защищаемой на основании закона;
4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений (пункт 4 статьи 3 Федерального закона N 273-ФЗ) - в связи с каждым фактом коррупционного нарушения (при условии доказанной в установленном законом порядке вины) должны назначаться адекватное наказание и приниматься меры к возмещению убытков;
5) комплексное использование в антикоррупционных целях организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых и иных мер (пункт 5 статьи 3 Федерального закона N 273-ФЗ) - последовательное, скоординированное и систематическое осуществление взаимосвязанных мероприятий антикоррупционной направленности во всех осуществляемых процессах;
6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции (пункт 6 статьи 3 Федерального закона N 273-ФЗ) - реализация любого операционного процесса недопустима без осуществления в ходе его регламентации оценки коррупционных рисков <3>, обеспечения антикоррупционного обучения его участников, а также принятия иных мер по выявлению и последующему устранению причин коррупции и предупреждению коррупционных правонарушений;
--------------------------------
<3> Оценка коррупционных рисков в процессах осуществляется в соответствии с Едиными отраслевыми методическими указаниями по оценке коррупционных рисков в Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и ее организациях - приложением N 2 к приказу Госкорпорации "Росатом" об утверждении Антикоррупционной политики.
7) сотрудничество Корпорации и ее организаций с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами в сфере противодействия коррупции - привлечение на взаимоприемлемых условиях представителей институтов гражданского общества, международных организаций и физических лиц к участию в антикоррупционной работе в формах, не препятствующих достижению предусмотренных законодательством Российской Федерации целей Корпорации и (или) ее организаций, а также обеспечение обратной связи (информационный обмен, рассмотрение обращений, участие в опросах и т.п.) по вопросам эффективности применяемых антикоррупционных мер.
3.2. При осуществлении антикоррупционной деятельности в Корпорации и ее организациях применяются следующие методологические подходы:
1) системно-ситуационный подход - противодействие коррупции обеспечивается в ходе осуществления всех видов финансово-хозяйственной деятельности при участии в них, в установленном порядке, структурных подразделений и (или) работников, к полномочиям которых относится противодействие коррупционным и иным правонарушениям;
2) ролевой подход - каждый участник, факт, объект организационной, финансово-хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в Корпорации, а также ее контрагенты одновременно рассматриваются в ролях субъекта и объекта безопасности, источника и объекта угрозы коррупционного и иного правонарушения;
3) риск-ориентированный подход - планирование и осуществление деятельности структурных подразделений и (или) работников, к полномочиям которых относится противодействие коррупционным и иным правонарушениям, на основе анализа и оценки выявленных рисков, присущих операционным процессам, реализуемым в Корпорации, а также сосредоточение антикоррупционных усилий на объектах, ранее подвергавшихся коррупционному воздействию;
3.3. В противодействии коррупции Корпорацией и ее организациями используются следующие типовые инструменты:
1) моделирование угроз, вариантов их реализации, уязвимостей, используемых источниками угроз, возможных потерь и масштабов потенциального ущерба;
2) автоматизация процессов управления антикоррупционными процессами;
3) контроллинг (планирование, учет, анализ состояния и (или) уязвимости) активов Корпорации и (или) ее организации, а также подверженности работников коррупциогенным факторам (воздействиям), непрерывная оценка приемлемости выявленных рисков, вероятности, направлений и масштабов их реализации на базе сбора, анализа и обобщения соответствующей информации;
4) информирование как выработка на основании результатов контроллинга предложений и проектов решений о применении управляющих и (или) корректирующих воздействий;
5) методология как организационное, консультативное и методическое обеспечение по следующим (но не исключительно) вопросам:
соблюдение работниками Корпорации и ее организаций ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими иных обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации (далее - требования к служебному поведению);
консультативная помощь в применении на практике требований к служебному поведению;
правовое просвещение работников;
проведение служебных проверок;
проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых работниками и гражданами, претендующими на замещение должностей в Корпорации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;
подготовка, в том числе антикоррупционная экспертиза, проектов локальных нормативных актов и нормативных правовых актов, в том числе о противодействии коррупции;
взаимодействие с правоохранительными органами в установленной сфере деятельности;
6) мониторинг антикоррупционной работы - осуществляемое в Корпорации и ее организациях наблюдение (получение, истребование, анализ и обобщение сведений) за соответствием требованиям законодательства о противодействии коррупции антикоррупционных локальных нормативных актов организаций Корпорации и их применением с целью оценки состояния и совершенствования управления антикоррупционной работой;
7) горячая линия - канал связи, специально оборудованный для обеспечения конфиденциального информирования Корпорации и ее организаций о правонарушениях и защиты персональных данных заявителей.
3.4. Полномочия по обеспечению следования принципам, применения подходов и инструментов Антикоррупционной политики в Корпорации и ее организациях распределяются между подразделениями и (или) должностными лицами, осуществляющими защиту активов, работу с персоналом, правовую работу при координирующей роли структурных подразделений и (или) должностных лиц, ответственных за защиту активов.
3.5. Руководители Корпорации и ее организаций несут ответственность за соблюдение подчиненными работниками требований антикоррупционных норм международных договоров Российской Федерацией, законодательства Российской Федерации и антикоррупционных стандартов, в том числе за своевременное принятие эффективных мер, направленных на предотвращение и урегулирование конфликта интересов.
4. Нормативные ссылки
4.2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
4.3. Трудовой кодекс Российской Федерации.
4.4. Федеральный закон от 25.12.2008 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".
4.5. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"
4.6. Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
4.7. Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2013 N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции".
4.8. Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2013 N 310 "О мерах по реализации отдельных положений федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности и иных лиц их доходам".
4.9. Указ Президента Российской Федерации от 08.07.2013 N 613 "Вопросы противодействия коррупции".
4.10. Указ Президента Российской Федерации от 29.06.2018 N 378 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы".
4.11. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
4.12. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2012 N 841 "О соблюдении работниками государственных корпораций и государственных компаний положений статьи 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации".
4.13. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 N 613 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, и работниками, замещающими должности в этих организациях, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверке достоверности и полноты представляемых сведений и соблюдения работниками требований к служебному поведению".
4.14. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 N 10 "О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации".
4.15. Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, изданные Минтруда России 08.11.2013.
4.16. Приказ Росстандарта от 26.10.2016 N 1519-ст "Об утверждении национального стандарта Российской Федерации" (ГОСТ Р 56828.15-2016. Национальный стандарт Российской Федерации "Наилучшие доступные технологии. Термины и определения").
4.17. Приказ Госкорпорации "Росатом" от 20.01.2015 N 1/24-П "Об обеспечении антикоррупционной работы в организациях, ведущих внешнеэкономическую деятельность".
4.18. Приказ Госкорпорации "Росатом" от 04.12.2015 N 1/1176-П "Об утверждении Положения о системе регламентирующих документов Госкорпорации "Росатом".
4.19. Приказ Госкорпорации "Росатом" от 03.02.2016 N 1/78-П "Об утверждении Единых отраслевых методических указаний по мониторингу соответствия законодательству о противодействии коррупции антикоррупционных локальных нормативных актов организаций Госкорпорации "Росатом" и их применения и Плана-графика мониторинга соответствия законодательству о противодействии коррупции антикоррупционных локальных нормативных актов организаций Госкорпорации "Росатом" и их применения".
4.20. Приказ Госкорпорации "Росатом" от 30.09.2016 N 1/917-П "Об утверждении Единых отраслевых методических указаний о представлении организациями Госкорпорации "Росатом" сведений о выявляемых в них коррупционных и иных правонарушениях, проводимой антикоррупционной работе, в том числе по выявлению и урегулированию конфликта интересов".
4.21. Приказ Госкорпорации "Росатом" от 20.02.2018 N 1/186-П "Об утверждении Единого отраслевого порядка работы с сообщениями горячей линии в Госкорпорации "Росатом" и ее организациях".
Приложение N 2
Утверждены
приказом Госкорпорации "Росатом"
от 14 апреля 2015 г. N 1/364-П
(Приложение N 2
в ред. Приказа Госкорпорации "Росатом"
от 19.04.2019 N 1/388-П)
ЕДИНЫЕ ОТРАСЛЕВЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОЦЕНКЕ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ
ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "РОСАТОМ" И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЯХ
1. Назначение и область применения
1.1. Единые отраслевые методические указания по оценке коррупционных рисков в Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и ее организациях (далее - Указания) направлены на:
установление в Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и ее организациях (далее соответственно - Корпорация, организации) общих подходов к определению процессов и деловых операций, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками коррупционных правонарушений, как в целях получения личной выгоды, так и в целях получения выгоды Корпорацией и (или) ее организацией;
обеспечение соответствия антикоррупционных мероприятий специфике деятельности работников Корпорации и ее организаций, а также рациональное использование ресурсов, направляемых на профилактику коррупции;
формирование перечней должностей, связанных с высоким коррупционным риском;
разработку комплекса мер по устранению или минимизации коррупционных рисков при сооружении атомных электростанций, реализации крупных проектов с государственным участием и инфраструктурных проектов, финансируемых в рамках федеральных целевых программ и за счет средств Фонда национального благосостояния.
1.2. Указания разработаны в рамках группы процессов "Защита активов" с учетом требований Единой отраслевой антикоррупционной политики Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и ее организаций, а также методических рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях, по контролю за выполнением этих мер <1>.
--------------------------------
<1> Приведенные в пункте 1.2 Указаний функции в настоящее время возложены на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России) [4.14]
1.3. Указания применяются всеми структурными подразделениями и работниками Корпорации и ее организаций при осуществлении всех процессов.
1.4. Ответственным за актуализацию Указаний и контроль их исполнения в соответствии с Положением о системе регламентирующих документов Госкорпорации "Росатом" является директор ДЗА.
2. Сокращения и аббревиатуры
2.1. Сокращения, используемые в целях настоящего документа, и их расшифровки:
Сокращение
Расшифровка
Активы
Ресурсы <2> Корпорации и ее организаций, включая объекты гражданских прав <3>
Антикоррупционные стандарты
Ограничения, запреты и обязанности, налагаемые нормативными правовыми актами, а также ЛНА Корпорации и ее организаций на отдельные категории их работников в целях обеспечения противодействия коррупции
Владелец коррупционного риска
Владелец группы процессов (процесса, подпроцесса, процедуры, операции) или иной руководитель не ниже уровня руководителя структурного подразделения Корпорации или ее организации, в сфере деятельности которых может возникнуть коррупционный риск, а также ответственные за разработку и осуществление мероприятий по управлению коррупционным риском, последующий мониторинг коррупционного риска
Должностные лица
Лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в Корпорации или в ее организациях
Защита активов
Деятельность, направленная на противодействие коррупционным и иным правонарушениям
Иные
правонарушения
Действия (бездействие) и решения физических (в том числе должностных) и (или) юридических лиц, препятствующие и (или) создающие угрозу реализации прав и законных интересов Корпорации и (или) ее организаций в области обеспечения безопасности и качества продукции, ядерной, радиационной, промышленной, пожарной, экологической безопасности, а также безопасности гидротехнических сооружений и охраны труда, соблюдения сводного законодательства и иных сферах осуществления деятельности, направленной на достижение установленных законом целей деятельности Госкорпорации "Росатом"
Карта
Карта коррупционных рисков процесса - справочный вспомогательный документ, содержащий сводное описание критических точек процессов, возможных коррупционных правонарушений и принятых профилактических мер (приложение N 1 к Указаниям)
Ключевая должность
Должность в Корпорации или ее организации, замещение которой работником создает возможность совершения действий (допущения бездействия), принятия решений, необходимых и (или) достаточных для создания угрозы и (или) утраты активов при осуществлении процесса, коррупционные риски которого оцениваются
Ключевое событие договора
Поименованное соответствующим образом определенное обязательство по договору, для которого определен срок исполнения, и факт достижения которого подтверждается сторонами договора путем документального оформления
Ключевое событие проекта
Событие в графике проекта (веха), фиксирующее достижение запланированного результата по одному или нескольким этапам (подэтапам) проекта, подтверждаемое документально [4.27]
Конфликт интересов
Ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей (осуществление полномочий) [4.4]
Коррупция
Злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица [4.4]
Критическая точка процесса
Подпроцесс, процедура, операция, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупционных правонарушений, и которые, как правило, совпадают с точками процесса, обязательными для установления контрольных процедур, например:
ключевые события процесса (вехи процесса);
ситуации, требующие принятия работником решения, затрагивающего его личные или иных лиц, в том числе собственной организации права и законные интересы;
операции, связанные с движением денежных средств и материальных ценностей;
моменты перехода прав владения и (или) распоряжения, и (или) пользования; смена лица, ответственного за сохранность активов;
преобразование вида активов (например, деньги - товарно-материальные ценности, материалы - незавершенное производство);
возникновение или смена обязательств (доходных и расходных);
передача полномочий от одного ответственного лица к другому;
действия, осуществляемые на стыке нескольких процессов (участок перехода ответственности);
изменение формы передачи информации (например, когда данные отчета, подготовленного в бумажном виде, заносятся в информационную систему);
операции, в которых нормативными правовыми актами предусмотрено обязательное исполнение контрольного действия/ процедуры;
прочие действия (бездействие) и (или) решения, которые несут в себе существенные, по мнению владельцев групп процессов, риски процесса
Крупные проекты
Для целей настоящих Указаний:
1) реализуемые с государственным участием, в том числе инфраструктурные проекты, финансируемые в рамках федеральных целевых программ и за счет средств Фонда национального благосостояния, одновременно соответствующие следующим критериям:
проект реализуется в рамках Указа Президента Российской Федерации, федеральной целевой программы, федеральной адресной инвестиционной программы;
финансовое обеспечение реализации проекта осуществляется полностью или частично (в объеме не менее 5 процентов сметной стоимости) за счет средств федерального бюджета и (или) Фонда национального благосостояния;
сметная стоимость проекта составляет 8 млрд рублей и более в ценах соответствующих лет;
фактически выполненный и профинансированный заказчиками (застройщиками) объем работ в рамках реализации проекта по состоянию на 01.01.2014 составляет не более 50 процентов сметной стоимости [4.19];
2) проекты сооружения атомных электростанций;
3) проекты иных объектов использования атомной энергии, при их соответствии критериям, приведенным в пункте 1
Личная заинтересованность
Возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, замещающим должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей (осуществление полномочий), и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, замещающее должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями [4.4]
Мониторинг антикоррупционной работы
Осуществляемое в Корпорации и ее организациях наблюдение (получение, истребование, анализ и обобщение сведений) за соответствием требованиям законодательства о противодействии коррупции антикоррупционных ЛНА организаций Корпорации и их применения с целью оценки состояния и совершенствования управления антикоррупционной работой [4.24]
Ответственные исполнители
Руководители организаций Корпорации, непосредственно реализующих крупные проекты, или уполномоченные ими должностные лица не ниже уровня руководителя структурного подразделения организации, в сфере деятельности которых может возникнуть коррупционный риск и (или) выявлен коррупциогенный фактор [4.19]
Оценка коррупционных рисков
Определение конкретных процессов и деловых операций, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками Корпорации или ее организации коррупционных и иных правонарушений
Предупреждение коррупции
Деятельность, направленная на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных внутренними нормативными документами, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений в Корпорации и ее организациях
Противодействие коррупции
Деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"):
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений
Процесс
Процесс (подпроцесс, процедура, операция)
Реинжиниринг функции
Создание принципиально новых процессов, исключающих реализацию факторов коррупционных рисков
Риск коррупционный (коррупционный риск)
Вероятное событие, обусловленное действиями (бездействием) и (или) решениями граждан, организаций и (или) их должностных лиц, препятствующими и (или) создающими угрозу реализации прав и законных интересов Корпорации и (или) ее организаций в отношении их активов, как в целях получения личной выгоды, так и в целях получения выгоды организацией, а также условия и обстоятельства, предоставляющие возможность для действий (бездействия) лиц, замещающих должности в организациях, с целью незаконного извлечения выгоды при выполнении своих должностных полномочий
Убытки
Расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) [4.2]
Утрата активов
События, действия и др. обстоятельства, в результате которых правообладатель лишился возможности реализовать в отношении актива свои законные права, то есть, как правило - время, место, лица, действия (бездействие) и (или) решения этих лиц, которыми независимо от формы вины, нарушены права и законные интересы правообладателя
Факторы коррупционных рисков (коррупциогенные факторы)
Приведенные в приложении N 2 к Указаниям и иные коренные причины коррупционных рисков - явление или совокупность явлений, объективные (например: доступность/незащищенность актива, отсутствие регламентации, бесконтрольность при осуществлении процесса) и (или) субъективные (например: отрицательная, в т.ч. корыстная мотивация работника, неприязнь, ложно понятые интересы юридических и физических лиц в т.ч. по причине отсутствия необходимой регламентации и т.д.) предпосылки, порождающие коррупционные правонарушения или способствующие их распространению, а также положения (проекты) нормативных правовых актов и локальных нормативных актов:
устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил;
содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции, отсутствие которых исключает утрату активов
Факт хозяйственной жизни
Сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на состояние и состав активов, финансовое положение Корпорации или ее организации, финансовый результат их деятельности и (или) движение денежных средств, в т.ч. определенные в установленном порядке ключевые события реализации проектов сооружения атомных электростанций
--------------------------------
<2> Ресурсы - используемые и потенциальные источники удовлетворения потребностей общества [4.20].
<3> Объекты гражданских прав - вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага [4.2].
2.2. Аббревиатуры, используемые в целях настоящего документа, и их расшифровки:
Аббревиатура
Расшифровка
ЛНА
локальный нормативный акт
3. Основные положения
3.1. Основными поводами для оценки коррупционных рисков, наряду с фактами хозяйственной жизни Корпорации или ее организации являются:
разработка и актуализация регламентирующих документов по процессу;
коррупционные и иные правонарушения или угроза их совершения при реализации процессов вследствие личной заинтересованности и (или) конфликта интересов участников процесса, в том числе повлекшие и (или) создавшие угрозу причинения убытков;
выявление убытков или угрозы их причинения, в том числе вследствие личной заинтересованности и (или) конфликта интересов.
3.2. Оценка коррупционных рисков в организациях Корпорации обеспечивается владельцами коррупционных рисков в последовательности, приведенной в пунктах 3.2.1 - 3.2.8 Указаний.
3.2.1. Определяются (выявляются - описываются и регламентируются) осуществляемые организацией Корпорации процессы, в которых выделяются критические точки процесса.
3.2.2. Для каждой критической точки процесса составляется описание возможных коррупционных правонарушений, включающее:
а) характеристику выгоды или преимущества, которое может быть получено организацией или ее отдельными работниками при совершении коррупционного правонарушения;
б) ключевые должности;
в) вероятные формы осуществления коррупционных платежей и (или) иных выгод и преимуществ, способных заинтересовать и удовлетворить корыстную или иную заинтересованность участников процесса.
3.2.3. На основании проведенного анализа:
а) составляется карта коррупционных рисков процесса;
б) в Карте указываются ключевые должности, а в отношении работников, замещающих такие должности, устанавливаются специальные антикоррупционные процедуры и требования (например, регулярное заполнение декларации о конфликте интересов);
в) разрабатывается комплекс мер по устранению или минимизации коррупционных рисков.
3.2.4. В зависимости от особенностей конкретного процесса для каждой критической точки вырабатываются меры по устранению и минимизации коррупционных рисков, которые, как правило, включают:
а) регламентацию способа и сроков совершения действий работником в критической точке процесса;
б) реинжиниринг функций, в том числе их перераспределение между структурными подразделениями;
в) введение или расширение процессуальных форм внешнего взаимодействия работников с представителями контрагентов, органов государственной власти и др. (например, использование информационных технологий в качестве приоритетного направления для осуществления такого взаимодействия);
г) установление дополнительных форм отчетности работников о результатах принятых решений;
д) введение ограничений, затрудняющих осуществление коррупционных платежей;
е) повышение квалификации лиц, занимающих ключевые должности и т.д.
3.2.5. При составлении Карты в нее добавляется необходимое количество строк для учета того, что устранение коррупционных рисков, обусловленных одной критической точкой процесса, может требовать применения нескольких мер по устранению и (или) минимизации коррупционного риска, а устранение коррупционных рисков, обусловленных несколькими критическими точками процесса, может требовать применения одной и той же меры по устранению и (или) минимизации коррупционного риска.
3.2.6. Наименование процесса указывается в Карте посредством ссылки на локальный нормативный акт и (или) его раздел (пункт), регламентирующие соответственно процесс (подпроцесс, процедуру, операцию).
3.2.7. Участники процессов, в том числе руководители, ответственные за их реализацию, при издании новых и актуализации действующих регламентирующих документов по процессам, в которых выявлены коррупционные риски, обеспечивают хранение Карт, локальных нормативных актов и иных документов, изданных с целью устранения и (или) минимизации коррупционных рисков вместе с официальными экземплярами соответствующих регламентирующих документов организации, а также ознакомление с Картами иных участников процесса.
3.2.8. Владельцы процессов информируют структурное подразделение и (или) должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, о выявлении в результате оценки коррупционных рисков критических точек и ключевых должностей по каждому процессу по мере исполнения подпунктов 3.2.1 - 3.2.7 Указаний при издании или актуализации регламентирующих и иных документов по соответствующему процессу, направленных на исключение или минимизацию выявленных угроз.
3.3. Структурное подразделение или должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений в организации, учитывает сведения, полученные в соответствии с пунктом 3.2.8 Указаний при осуществлении мониторинга антикоррупционной работы организации и в установленном порядке информирует о работе на данном направлении Департамент защиты активов Корпорации [4.23 и 4.24].
3.4. В Корпорации анализ процесса в объеме, предусмотренном пунктом 3.2 Указаний, в том числе составление Карты, на стадии разработки и согласования в установленном порядке проектов регламентирующих документов по реализуемым процессам или их актуализации осуществляется по указанию владельцев коррупционных рисков. При этом особое внимание исключению коррупциогенных факторов уделяется при издании регламентирующих документов во исполнение требований федерального законодательства.
3.5. По крупным проектам ответственные исполнители независимо от выполнения в организации Корпорации пункта 3.2 Указаний и (или) одновременно с его исполнением, до начала стадий реализации проекта (наступления ключевых событий), приведенных в приложении N 2 к Указаниям, обеспечивают:
1) выявление приведенных в приложении N 2 к Указаниям и иных коррупциогенных факторов, и обеспечивают контроль исполнения мероприятий, направленных на исключение или минимизацию негативных последствий их реализации;
2) отражение в Карте принятых решений, изданных ЛНА и проведенных мероприятий, направленных на исключение или минимизацию негативных последствий реализации конкретного коррупциогенного фактора.
4. Нормативные ссылки
4.2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
4.3. Трудовой кодекс Российской Федерации.
4.4. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
4.5. Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
4.6. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
4.7. Федеральный закон от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".
4.8. Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2013 N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции".
4.9. Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2013 N 310 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности и иных лиц их доходам".
4.10. Указ Президента Российской Федерации от 08.07.2013 N 613 "Вопросы противодействия коррупции".
4.11. Указ Президента Российской Федерации от 11.04.2014 N 226 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы";
4.12. Указ Президента Российской Федерации от 01.04.2016 N 147 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы".
4.13. Указ Президента Российской Федерации от 29.06.2018 N 378 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы".
4.14. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 610 "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации".
4.15. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
4.16. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2012 N 841 "О соблюдении работниками государственных корпораций и государственных компаний положений статьи 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации".
4.17. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 N 613 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, и работниками, замещающими должности в этих организациях, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверке достоверности и полноты представляемых сведений и соблюдения работниками требований к служебному поведению".
4.18. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 N 10 "О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации".
4.19. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.11.2015 N 1199 "О мониторинге реализации крупных проектов с государственным участием, в том числе инфраструктурных проектов, финансируемых в рамках федеральных целевых программ и за счет средств Фонда национального благосостояния".
4.20. Приказ Росстандарта от 26.10.2016 N 1519-ст "Об утверждении национального стандарта Российской Федерации" (ГОСТ Р 56828.15-2016. Национальный стандарт Российской Федерации "Наилучшие доступные технологии. Термины и определения").
4.21. Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, изданные Минтрудом России (при разработке настоящей редакции Указаний использовался текст документа, приведенный в соответствии с публикацией на сайте http://www.rosmintrud.ru по состоянию на 10.04.2018).
4.22. Приказ Госкорпорации "Росатом" от 20.01.2015 N 1/24-П "Об обеспечении антикоррупционной работы в организациях, ведущих внешнеэкономическую деятельность".
4.23. Приказ Госкорпорации "Росатом" от 04.12.2015 N 1/1176-П "Об утверждении Положения о системе регламентирующих документов Госкорпорации "Росатом".
4.24. Приказ Госкорпорации "Росатом" от 03.02.2016 N 1/78-П "Об утверждении Единых отраслевых методических указаний по мониторингу соответствия законодательству о противодействии коррупции антикоррупционных локальных нормативных актов организаций Госкорпорации "Росатом" и их применения и Плана-графика мониторинга соответствия законодательству о противодействии коррупции антикоррупционных локальных нормативных актов организаций Госкорпорации "Росатом" и их применения".
4.25. Приказ Госкорпорации "Росатом" от 30.09.2016 N 1/917-П "Об утверждении Единых отраслевых методических указаний о представлении организациями Госкорпорации "Росатом" сведений о выявляемых в них коррупционных и иных правонарушениях, проводимой антикоррупционной работе, в том числе по выявлению и урегулированию конфликта интересов".
4.26. Приказ Госкорпорации "Росатом" от 23.12.2016 N 1/1302-П "Об утверждении Единых отраслевых методических рекомендаций по заключению договоров и государственных контрактов".
4.27. Приказ Госкорпорации "Росатом" от 24.12.2018 N 1/1493-П "Об утверждении Единого отраслевого порядка управления сроками проектов сооружения атомных электростанций".
4.28. Приказ Госкорпорации "Росатом" от 01.02.2019 N 1/106-П "Об утверждении Единых отраслевых методических указаний по организации повышения квалификации лиц, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции".
Приложение N 1
к Указаниям
Карта коррупционных рисков процесса
________________________________________________________
наименование процесса организации и осуществляющих его
структурных подразделений, а также фамилии и инициалы
работников (в т.ч. методолога), ответственных
за реализацию процесса
Определение критических точек процесса
Процедуры, требования и меры по устранению и (или) минимизации коррупционных рисков (пункты 3.2 и 3.5 настоящих Указаний)
Процесс и работник, ответственный за его осуществление
Подпроцесс, процедура, операция и работники, ответственные за их осуществление
Описание возможных коррупционных правонарушений (пункт 3.1.2 настоящих Указаний)
Характеристика выгоды или преимущества, которое может быть получено организацией или ее отдельными работниками
Ключевая должность
Вероятные формы осуществления коррупционных платежей и (или) иных выгод и преимуществ, способных заинтересовать и удовлетворить корыстную или иную заинтересованность участников процесса
Специальные антикоррупционные процедуры и требования
Регламентация способа и сроков совершения действий работником в критической точке процесса
Реинжиниринг функций, в том числе их перераспределение между структурными подразделениями внутри организации
Введение или расширение процессуальных форм внешнего взаимодействия работников организации с представителями контрагентов, органов государственной власти и др.
Установление дополнительных форм отчетности работников о результатах принятых решений
Введение ограничений, затрудняющих осуществление коррупционных платежей и т.д.
Повышение квалификации лиц, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции [4.28]
Реквизиты ЛНА, которым реализованы меры, приведенные в столбцах 6 - 12
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
(например: процесс "Организация и контроль за оформлением прав на недвижимое имущество", ответственный: директор департамента учета Сидоров С.С.)
(например: процедура "Оформление прав на НИ", ответственный: начальник отдела N 1 Иванов И.И.)
(например: процедура оценки НИ, ответственный: руководитель группы N 2 отдела N 1 Евсеев Е.Е.)
Приложение N 2
к Указаниям
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
КОРРУПЦИОГЕННЫХ ФАКТОРОВ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ПОДЛЕЖАЩИХ УЧЕТУ
ПРИ ОЦЕНКЕ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
КРУПНЫХ ПРОЕКТОВ
1. Коррупционные риски подлежат оценке заблаговременно, применительно к соответствующим стадиям реализации проекта. Например, необходимо минимизировать угрозы, обусловленные приведенными ниже, но не ограничиваясь, факторами.
1.1. На стадии отбора исполнителя (подрядной организации):
1.1.1. Не обеспечено проведение всех конкурсных процедур по отбору исполнителей (подрядных организаций) в целях выполнения полного комплекса работ, в том числе по вводу объекта (объектов) в эксплуатацию.
1.1.2. Исполнителями (подрядными организациями) не проводятся конкурсные процедуры по отбору соисполнителей (субподрядных организаций) для выполнения работ.
1.1.3. Имеются факты обжалования результатов конкурсной процедуры (процедур) со стороны участников закупки и (или) иных лиц и организаций.
1.1.4. Имеются факты участия в конкурсных процедурах единственного участника.
1.1.5. Имеется аффилированность между должностными лицами государственного заказчика-застройщика, ответственными за реализацию крупного проекта, и собственниками и (или) руководством исполнителей (подрядных организаций).
1.2. На стадии заключения контракта с исполнителем (подрядной организацией):
1.2.1. Имеются факты заключения контракта с единственным участником конкурсной процедуры.
1.2.2. Имеются факты заключения контрактов с одним и тем же исполнителем по итогам проведения разных конкурсных процедур.
1.2.3. Не обеспечено заключение контрактов (договоров) в целях выполнения полного комплекса работ, в том числе по вводу объекта (объектов) в эксплуатацию.
1.2.4. Заключенные контракты (договоры), содержащие в том числе количественные и качественные показатели и сроки реализации проекта, не соответствующие нормативному правовому акту об утверждении проектной документации.
1.2.5. Заключенные контракты (договоры) предусматривают выплату аванса (предоплаты) за выполнение работ (услуг).
1.2.6. Заключенные контракты (договоры) не содержат условия о предоставлении банковской гарантии (осуществление банковского сопровождения).
1.2.7. Заключенными контрактами (договорами) не предусмотрены штрафные и иные санкции за нарушение существенных условий контрактов (договоров).
1.2.8. Заключенными контрактами (договорами) не предусмотрены штрафные и иные санкции за нарушение срока сдачи объекта в эксплуатацию.
1.2.9. Отсутствуют заключенные исполнителем (подрядной организацией) договоры страхования от невыполнения соисполнителями (субподрядными организациями) предусмотренных контрактом (договором) работ.
1.3. На стадии реализации инвестиционного проекта:
1.3.1. Отсутствует по состоянию на дату начала выполнения работ в рамках реализации проекта полученное в установленном порядке разрешение на выполнение соответствующих работ.
1.3.2. Не оформлены в установленном порядке права на земельные участки, используемые в рамках реализации проекта.
1.3.3. Отсутствует полученное в установленном порядке согласование на устройство (перенос) инженерных коммуникаций к началу выполнения работ в рамках реализации проекта.
1.3.4. Затраты на строительство необходимой внешней инфраструктуры, в том числе транспортной, не предусмотрены в рамках реализации проекта.
1.3.5. При реализации проекта используется импортное оборудование, произведенное за пределами Российской Федерации.
1.3.6. При реализации проекта используются заведомо дорогие материалы и (или) технологические решения.
1.3.7. Используемое при реализации проекта импортное оборудование, произведенное за пределами Российской Федерации, имеет отечественные аналоги.
1.3.8. Имеются факты заключения контрактов (договоров) с соисполнителями (субподрядными организациями) на выполнение профильных для исполнителя (подрядной организации) работ.
1.3.9. Имеются факты заключения контрактов (договоров) по реализации иных инвестиционных проектов между государственным заказчиком-застройщиком, ответственным за реализацию проекта, и исполнителем (подрядной организацией).
1.3.10. Имеются факты наличия кредиторской и (или) дебиторской задолженности по контрактам (договорам).
1.3.11. Имеются факты смены исполнителей (подрядных организаций) в ходе реализации проекта.
1.3.12. Фактические сроки выполнения работ не соответствуют срокам, предусмотренным плановым графиком выполнения работ в соответствии с условиями контрактов (договоров).
1.3.13. Фактические сроки перечисления средств за выполнение работ не соответствуют срокам, предусмотренным плановым графиком платежей в соответствии с условиями контрактов (договоров).
1.3.14. Имеются факты резкого увеличения объемов выполняемых подрядными (субподрядными) организациями работ (в стоимостном выражении) к концу года по сравнению с ранее заявленными.
1.3.15. Имеются факты изменения стоимости объектов в ходе реализации проекта.
1.3.16. Имеются факты изменения существенных условий контрактов (договоров) в ходе реализации проекта, в том числе количественных и качественных показателей, сроков реализации проекта и стоимости контракта (договора).
1.3.17. Имеются факты предъявленных претензий в адрес государственного заказчика-застройщика со стороны исполнителей (подрядных организаций) в ходе реализации проекта.
1.3.18. Отсутствуют факты применения государственным заказчиком-застройщиком штрафных и иных санкций в случаях нарушения исполнителем (подрядной организацией) условий контракта (договора).
1.3.19. Не осуществляется технический надзор эксплуатирующей организацией.
1.4. На стадии сдачи объекта (объектов) в эксплуатацию:
1.4.1. Сдача объекта (объектов) в эксплуатацию производится с нарушением сроков, предусмотренных плановым графиком выполнения работ и условиями контракта (договора).
1.4.2. Не обеспечено выполнение полного комплекса работ в рамках реализации проекта к моменту сдачи объекта (объектов) в эксплуатацию.
1.4.3. Имеются замечания в акте (актах) ввода объекта (объектов) в эксплуатацию.
1.4.4. Государственным заказчиком-застройщиком не проводятся конкурсные процедуры по отбору организации (организаций) для осуществления эксплуатации объекта (объектов).
1.4.5. Имеется аффилированность между должностными лицами государственного заказчика-застройщика, ответственными за реализацию проекта, и собственниками и (или) руководством эксплуатирующей организации.
1.4.6. Предельная сметная стоимость проекта в соответствии с утвержденным заданием на проектирование не соответствует фактически затраченным объемам финансирования.
1.4.7. Показатели мощности проекта в соответствии с утвержденным заданием на проектирование не соответствуют итоговым показателям мощности.
2. При оценке коррупционных рисков, наряду с иными обстоятельствами, необходимо учитывать информацию по следующим вопросам:
2.1. Какие органы государственной власти на федеральном, региональном уровне, органы местного самоуправления имеют распорядительные, согласующие или контрольные функции в отношении проекта.
2.2. В зоне ответственности или должностных обязанностях каких конкретных должностных лиц, включая руководителей (руководителей филиалов) госкомпаний (естественных монополий), находятся вопросы, связанные с реализацией проекта.
2.3. Какова доля руководителей, назначенных в течение трех месяцев до начала реализации проекта среди лиц, указанных в пункте 2.2 настоящего приложения.
2.4. Какова доля сменившихся руководителей среди лиц, указанных в пункте 2.3 настоящего приложения.
2.5. Если затраты на внеплощадочную инфраструктуру, внешние сети, транспортную инфраструктуру не включены в сметную стоимость реализации проекта, то за счет каких источников они будут создаваться; предусмотрены ли соответствующие средства в региональных бюджетах или инвестиционных программах естественных монополий.
2.6. Какие требования и условия наступления ответственности экспертных и проектных организаций предусмотрены в заключенных контрактах (договорах).
2.7. На какие работы и в каком объеме будут привлекаться соисполнители (субподрядные организации).
2.8. Каково общее количество субподрядных организаций по каждому виду работ (разделу сметы).
2.9. Состоят ли все или большинство субподрядчиков в одной саморегулируемой организации и когда эти субподрядчики вступили в саморегулируемую организацию.
2.10. Какова доля экспертных и проектных организаций, имевших ранее опыт взаимодействия с исполнителем (подрядной организацией).
2.11. Если сдача объекта в эксплуатацию происходит не в срок, то какова степень дополнительной финансовой и экономической нагрузки на застройщика.
Приложение N 3
к приказу Госкорпорации "Росатом"
от 14 апреля 2015 г. N 1/364-П
ПЕРЕЧЕНЬ
ОРГАНИЗАЦИЙ ГОСКОРПОРАЦИИ "РОСАТОМ", С КОТОРЫМИ ПОДПИСАНЫ
РЕГЛАМЕНТЫ (ПОЛИТИКИ) ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ МЕЖДУ АКЦИОНЕРНЫМ
ОБЩЕСТВОМ/ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ УНИТАРНЫМ
ПРЕДПРИЯТИЕМ И ГОСКОРПОРАЦИЕЙ "РОСАТОМ"
ОАО "ЦентрАтом";
АО ФЦЯРБ;
АО "Наука и инновации";
АО "Русатом Оверсиз";
АО "НИАЭП";
ЗАО "Гринатом";
АО "Атомкомплект";
АО "Техснабэкспорт";
АО "ОТЭК";
ОАО "Концерн Росэнергоатом";
АО "ТВЭЛ";
АО "Атомредметзолото";
АО "Атомэнергомаш";
АО "АТА";
Uranium One Holding N.V.;
ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ".