N | Административная процедура (действие) | Коррупционный риск и краткое описание возможной коррупционной схемы | Меры по минимизации | Ответственные исполнители |
Осуществление мероприятий по контролю (надзору) | ||||
1. | Формирование профиля риска подконтрольного субъекта | Необоснованный выбор критериев, формирующих области риска при отнесении подконтрольных субъектов к категориям риска с использованием аналитической информации, собранной за предыдущие годы; | Внедрение принципов риск-ориентированного подхода (издание соответствующих актов: постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2017 N 864 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения риск-ориентированного подхода при осуществлении отдельных видов государственного надзора и лицензионного контроля"); | ДНПР, территориальные органы, учреждения и организации МЧС России |
Неправомерное изменение категории риска подконтрольному субъекту, не соответствующее установленным критериям риск-ориентированного подхода; | ||||
Внедрение автоматизации процессов формирования профилей риска; | ||||
Внесение изменений в акты в случае необходимости | ||||
2. | Формирование (утверждение) проекта ежегодного плана проведения проверок | Необоснованное включение (невключение) в план проверок подконтрольного субъекта, отнесенного к высоким категориям риска, с учетом установленной периодичности проведения плановой проверки; | Внедрение принципов риск-ориентированного подхода (издание соответствующих актов: постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2017 N 864 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения риск-ориентированного подхода при осуществлении отдельных видов государственного надзора и лицензионного контроля"); | ДНПР, ДКП, УИН, территориальные органы, учреждения и организации МЧС России |
Необоснованное включение в план проверок подконтрольного субъекта, отнесенного к низким категориям риска, без наличия основания и условий, предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ); | ||||
Внедрение автоматизации процессов формирования планов проверок, автоматическое включение в план проверки на очередной год подконтрольного субъекта, в отношении которого подошел срок проведения проверки; | ||||
Необоснованное исключение/включение в проект ежегодного плана проверки поднадзорного субъекта вследствие наличия конфликта интересов у государственного гражданского служащего; | ||||
Внедрение системы мониторинга привлечения должностных лиц контрольно-надзорных органов к ответственности за совершение неправомерных действий (публикация ключевых результатов мониторинга на официальном сайте контрольно-надзорного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет")); | ||||
Проведение проверок подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицом, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений) соблюдения государственными служащими контрольно-надзорного органа требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов | ||||
3. | Направление уведомления о проведении плановой проверки | Нарушение сроков направления уведомления о проведении плановой проверки, приводящее к их недействительности; | Проведение проверок подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицом, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений) соблюдения государственными служащими контрольно-надзорного органа требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов; | ДНПР, ДКП, территориальные органы, учреждения и организации МЧС России |
Нарушение требования о направлении уведомления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью; | ||||
Создание в сети "Интернет" личного кабинета подконтрольного субъекта, через который будут направляться уведомления; | ||||
Неуведомление саморегулируемой организации о проведении проверки ее членов в нарушение требования части 13 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ; | ||||
4. | Подготовка и утверждение распоряжения о проведении проверки | Сокращение или увеличение перечня мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; | Установление регламентных сроков подготовки распоряжения о проведении проверки; установление контроля за их соблюдением со стороны одного из подразделений службы; | ДНПР, УБВО, ДКП, территориальные органы, учреждения и организации МЧС России |
Разработка информационной системы для подготовки к проведению проверки в части программного определения перечня мероприятий, которые необходимо провести в рамках конкретной проверки; | ||||
Создание системы хранения (в электронном виде) проверочных листов и документации, подтверждающей проверочные мероприятия и обоснованность установления нарушений по результатам проверок; | ||||
Проведение проверок подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицом, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений) соблюдения государственными служащими контрольно-надзорного органа требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов; | ||||
5. | Принятие решения о проведении внеплановой проверки; | Использование немотивированных жалоб в целях проведения внеплановой проверки либо игнорирование мотивированных жалоб в целях непроведения проверки в отношении подконтрольного субъекта; | Установление критериев признания необходимости принятия мер (с указанием таких мер) к установлению обратившегося лица на основании проведенного анализа обращений и заявлений граждан и (или) юридических лиц; | ДНПР, УБВО, ДКП, территориальные органы, учреждения и организации МЧС России |
Проведение внеплановой проверки | ||||
Установление критериев, при которых требуется выездная внеплановая проверка подконтрольного субъекта; | ||||
Проведение внеплановой проверки на основании жалобы без согласования с органами прокуратуры; | ||||
Внедрение системы мониторинга привлечения должностных лиц контрольно-надзорных органов к ответственности за совершение неправомерных действий (публикация ключевых результатов мониторинга на официальном сайте контрольно-надзорного органа в сети "Интернет"); | ||||
Поздний выход на проведение внеплановой проверки, приводящий к переносу сроков устранения нарушений без привлечения к административной ответственности (в связи с истечением срока давности); | ||||
Непринятие решения о проведении внеплановой проверки при наличии достаточных оснований; | Проведение проверок подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицом, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений) соблюдения государственными служащими контрольно-надзорного органа требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов; | |||
Отсутствие контроля за выполнением предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований; | ||||
Затягивание сроков согласования и соответственно начала проверки; | ||||
Использование фото-, видеофиксации объектов обследования при проведении проверки с приложением материалов к акту проверки; | ||||
Запрет на препятствование со стороны государственных служащих использования подконтрольным лицом аудио- видеофиксации при проведении в отношении него проверочных мероприятий; | ||||
"Ротация" государственных служащих, осуществляющих контрольно-надзорные мероприятия, в целях минимизации случаев проверки одного и того же подконтрольного субъекта одним и тем же государственным служащим подряд; | ||||
Заключение соглашений с бизнес-объединениями, их территориальными органами в целях совместного проведения внеплановой проверки | ||||
6. | Согласование проверки с органом прокуратуры | Направление в прокуратуру составленных с нарушениями документов в рамках процедуры согласования внеплановой проверки подконтрольного лица; | Система мониторинга привлечения должностных лиц контрольно-надзорных органов к ответственности за совершение неправомерных действий (публикация ключевых результатов мониторинга на официальном сайте контрольно-надзорного органа в сети "Интернет"; | ДНПР, УБВО, ДКП, территориальные органы, учреждения и организации МЧС России |
Проведение проверок подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицом, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений) соблюдения государственными служащими контрольно-надзорного органа требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов; | ||||
7. | Проведение проверки подконтрольного лица | Превышение сроков проведения проверки; | Ревизия обязательных требований, исключение устаревших, избыточных и (или) дублирующихся требований; | ДНПР, УБВО, ДКП, территориальные органы, учреждения и организации МЧС России |
Использование информационных писем, содержащих требования к участникам рынка, в качестве способа формирования модели поведения участников рынка; Отказ от соблюдения требований приводит к проведению контрольных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов; | ||||
Запрет на установление требований к участникам рынка посредством информационных писем; | ||||
"Ротация" государственных служащих, осуществляющих контрольно-надзорные мероприятия, в целях минимизации случаев проверки одного и того же подконтрольного субъекта одним и тем же государственным служащим подряд; | ||||
Истребование документов, материалов, не относящихся к проведению проверки; | ||||
Использование фото-, видеофиксации объектов обследования при проведении проверки с приложением материалов к акту проверки; | ||||
Приписывание фактов нарушений обязательных требований; | ||||
Проверка в ходе внеплановой проверки аспектов деятельности подконтрольного субъекта, не относящихся к предмету; | Запрет на препятствование со стороны государственных служащих использования подконтрольным лицом аудио- видеофиксации при проведении в отношении него проверочных мероприятий; | |||
Несоблюдение требования о предельной квоте проверок в отношении предприятий - членов саморегулируемой организации; | ||||
Использование при проведении проверки соответствующих форм проверочных листов с исчерпывающим перечнем проверяемых требований; | ||||
Игнорирование нарушений, допущенных поднадзорным субъектом, или их минимизация; | ||||
Прямой запрет на рекомендации получения платных услуг, приобретения товаров, работ у конкретных лиц; | ||||
Неполное определение круга лиц, ответственных за выявленные при проверке нарушения; | ||||
Организация "телефона доверия", "горячей линии" на уровне центрального аппарата контрольно-надзорного органа для подконтрольных субъектов; | ||||
Преувеличение значимости, в том числе неверная квалификация выявленных нарушений; | ||||
Система мониторинга привлечения должностных лиц контрольно-надзорных органов к ответственности за совершение неправомерных действий (публикация ключевых результатов мониторинга на официальном сайте контрольно-надзорного органа в сети "Интернет"; | ||||
Участие в проверке лиц, не указанных в распоряжении о проведении проверки; | ||||
Проведение проверки по вопросам, не относящимся к ведению контрольно-надзорного органа; | ||||
Проведение проверок подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицом, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений) соблюдения государственными служащими контрольно-надзорного органа требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов; | ||||
Затягивание срока вручения акта проверки для ознакомления; | ||||
Навязывание служащим в ходе проверки платных товаров, работ и (или) услуг (в том числе консалтинговых), к проведению лабораторных исследований, экспертиз в конкретных организациях; | ||||
Установление регламентных сроков устранения типовых нарушений, выявляемых в ходе проверки; | ||||
Указание невыполнимых сроков реализации предписаний, невыполнимых требований по устранению нарушений | ||||
Регламентация процедуры (механизма) обращения подконтрольного субъекта в контрольно-надзорный орган о корректировке сроков устранения выявленных в результате проверки нарушений, в случае невозможности устранить эти нарушения в сроки, указанные в предписании; | ||||
8. | Оформление результатов проверки | Затягивание срока вручения документов, подготавливаемых в рамках административной процедуры (акт, постановление, предписание, протокол), которые составляются в результате проверки в отношении подконтрольного субъекта для ознакомления в целях последующей отмены результатов проверки; | Система мониторинга привлечения должностных лиц контрольно-надзорных органов к ответственности за совершение неправомерных действий (публикация ключевых результатов мониторинга на официальном сайте контрольно-надзорного органа в сети "Интернет"; | ДНПР, УБВО, ДКП, территориальные органы, учреждения и организации МЧС России |
Проведение проверок подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицом, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений) соблюдения государственными служащими контрольно-надзорного органа требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов; | ||||
Неуказание всех нарушений в актах проверок; | ||||
9. | Привлечение к административной ответственности | Несоразмерность тяжести совершенного нарушения степени налагаемой ответственности, наличие возможности выбора по усмотрению проверяющего наказания как для хозяйствующего субъекта, так и должностного лица органа государственной власти или обеих мер ответственности одновременно; | Контроль правоприменения: введение статистического учета по налагаемым взысканиям за совершенные административные нарушения для последующего установления степени единообразия в квалификации идентичных нарушений, совершенных разными подконтрольными субъектами; | ДНПР, УБВО, ДКП, территориальные органы, учреждения и организации МЧС России |
Анализ статистики по налагаемым наказаниям за одни и те же нарушения разными государственными служащими; | ||||
Неверная квалификация административных правонарушений путем подмены статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с большей суммой штрафа на статью КоАП РФ с меньшей суммой штрафа (и наоборот); | ||||
Обзор практики правоприменения на основании данного статистического учета; | ||||
Установление унифицированных сроков устранения нарушений в типовых ситуациях; | ||||
Непринятие мер реагирования по выявленным нарушениям обязательных требований | ||||
Установление критериев, при которых применяется крайняя мера административной ответственности, способная привести к закрытию подконтрольного субъекта; | ||||
Организация и проведение государственной экспертизы, предоставление государственной услуги по лицензированию, предоставление государственной услуги по регистрации | ||||
10. | Проведение государственной экспертизы; | Затягивание сроков рассмотрения комплектности документов, сроков процедуры государственной экспертизы или лицензирования; | Внесение изменений в акты в случае необходимости; принятие административных регламентов в случае отсутствия; | ДНПР, ДКП, территориальные органы, учреждения и организации МЧС России |
Лицензирование деятельности, разрешительная деятельность | Предоставление государственных услуг по принципу "единого окна"; | |||
Выдача в ходе проведения государственной экспертизы или лицензирования незаконных требований к документации, представленной для проведения государственной экспертизы или лицензирования; | ||||
Подготовка разъяснений нормативных правовых актов для заявителей в виде инфографики; | ||||
Ранжирование экспертов в зависимости от количества обжалованных решений, принятых ими; | ||||
Принятие незаконного решения (как положительного, так и отрицательного) о выдаче заключения государственной экспертизы или лицензии; | ||||
Система мониторинга привлечения должностных лиц контрольно-надзорных органов к ответственности за совершение неправомерных действий (публикация ключевых результатов мониторинга на официальном сайте контрольно-надзорного органа в сети "Интернет"; | ||||
Предъявление новых (необоснованных) требований при проведении государственной экспертизы или лицензировании; | ||||
Проведение проверок подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицом, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений) соблюдения государственными служащими контрольно-надзорного органа требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов; | ||||
11. | Прием и регистрация поступивших материалов | Затягивание срока регистрации поступивших материалов; | При подаче документов предусмотреть при проверке на комплектность и соответствие обязательным требованиям к документам возможность их однократного возврата с исчерпывающим перечнем недостатков в предоставленных документов, установление запрета на повторный возврат документов в случае устранения заявителем указанных в перечне недостатков; | ДНПР, ДКП, территориальные органы, учреждения и организации МЧС России |
Неоднократный возврат материалов по причине выявления замечаний; | ||||
Прием документации на рассмотрение в электронном виде; | ||||
Программное рассмотрение документов | ||||
12. | Проверка документов на соответствие установленным требованиям | Принятие к рассмотрению неукомплектованных должным образом материалов; | При подаче документов предусмотреть при проверке на комплектность и соответствие обязательным требованиям к документам возможность их однократного возврата с исчерпывающим перечнем недостатков в предоставленных документах, установление запрета на повторный возврат документов в случае устранения заявителем указанных в перечне недостатков; | ДНПР, ДКП, территориальные органы, учреждения и организации МЧС России |
Прием документации на рассмотрение в электронном виде; | ||||
Программное рассмотрение документов; | ||||
Минимизация случаев возврата документов при рассмотрении материалов по существу (устранение технических ошибок, выявленных в документах позднее, в рабочем порядке без возврата документов) | ||||
13. | Принятие решения о выдаче разрешения, лицензии | Выдача разрешения в отсутствие предусмотренных согласований; | Система мониторинга привлечения должностных лиц контрольно-надзорных органов к ответственности за совершение неправомерных действий (публикация ключевых результатов мониторинга на официальном сайте контрольно-надзорного органа в сети "Интернет"); | ДНПР, УБВО, ДКП, территориальные органы, учреждения и организации МЧС России |
Истребование документов и сведений, непредусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими порядок выдачи разрешения (неправомерный отказ в выдаче); | ||||
Проведение проверок подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицом, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений) соблюдения государственными служащими контрольно-надзорного органа требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов; | ||||
Организация "телефона доверия", "горячей линии" на уровне центрального аппарата | ||||