МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПРИКАЗ
от 8 февраля 2021 г. N 60
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ПОРЯДКЕ КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ
В соответствии с частью четвертой статьи 4 Федерального закона
от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" <1> и абзацем сорок седьмым подпункта 2 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации
от 11 июля 2004 г. N 868 <2>, приказываю:
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 2016, N 1, ст. 68.
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2020, N 23, ст. 3621.
Утвердить прилагаемое Положение о порядке координации деятельности пожарной охраны.
Министр
Е.Н.ЗИНИЧЕВ
Утверждено
приказом МЧС России
от 08.02.2021 N 60
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ
1. Настоящее Положение определяет порядок координации деятельности пожарной охраны, направленной на обеспечение взаимосвязи (взаимодействия) и слаженности Государственной противопожарной службы, ведомственной, муниципальной, частной и добровольной пожарной охраны <1> в рамках повседневной деятельности (далее - координация).
--------------------------------
<1> Виды пожарной охраны определены частью первой статьи 4 Федерального закона
от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 2004, N 35, ст. 3607).
2. Координация деятельности пожарной охраны, представляющей собой совокупность органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ <2> (далее - соответственно, органы управления, подразделения пожарной охраны), осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) и его территориальными органами (далее - ГУ МЧС России) на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
--------------------------------
<2> Абзац восьмой части первой статьи 1 Федерального закона
от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 2004, N 35, ст. 3607).
3. На федеральном уровне координация возлагается на структурное подразделение центрального аппарата МЧС России (далее - СП ЦА МЧС России), определяемое приказом МЧС России.
4. На региональном и муниципальном уровнях координация возлагается на структурные подразделения ГУ МЧС России (далее - СП ГУ МЧС России), определяемые приказами соответствующих ГУ МЧС России.
5. Координация на федеральном уровне осуществляется СП ЦА МЧС России в отношении органов управления пожарной охраны, подразделения которых осуществляют охрану от пожаров объектов, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным корпорациям, а также организациям, включенным в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации
от 4 августа 2004 г. N 1009 <3>.
--------------------------------
<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3313; 2021, N 2, ст. 380.
6. Координация на региональном и муниципальном уровнях осуществляется СП ГУ МЧС России в отношении органов управления пожарной охраны, не указанных в пункте 5 настоящего Положения, и подразделений пожарной охраны, расположенных на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
7. Координация проводится по следующим направлениям:
доведение информации о целях, задачах и приоритетных направлениях государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности до органов управления (подразделений) пожарной охраны, сбор сведений о работе, проводимой органами управления (подразделениями) пожарной охраны в данном направлении;
ведение учета органов управления (подразделений) пожарной охраны, показателей оперативной деятельности и ресурсов пожарной охраны на территории Российской Федерации;
организация согласованности действий органов управления (подразделений) пожарной охраны в рамках пожарно-спасательных гарнизонов;
согласование положений о ведомственной пожарной охране <4> (на федеральном уровне);
--------------------------------
<4> Часть вторая статьи 12 Федерального закона
от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 2015, N 29, ст. 4360).
разработка соглашений о взаимодействии в области обеспечения пожарной безопасности с федеральными органами исполнительной власти и организациями, в которых созданы органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны (на федеральном уровне);
разработка предложений о необходимости подготовки в образовательных организациях, находящихся в ведении МЧС России, и других образовательных организациях специалистов органов управления (подразделений) пожарной охраны по соответствующим запросам органов управления пожарной охраны.
8. Координация осуществляется в следующих основных формах:
проведение совещаний, указанных в пункте 14 настоящего Положения, иных совещаний с руководителями органов управления (подразделений) пожарной охраны по вопросам организации деятельности пожарной охраны;
проведение учебно-методических сборов, пожарно-тактических учений, занятий в рамках служебной подготовки, в том числе в рамках школ оперативного мастерства, конференций, семинаров, соревнований с привлечением представителей органов управления (подразделений) пожарной охраны;
обмен информацией по вопросам организации деятельности пожарной охраны;
совместные выезды в субъекты Российской Федерации (муниципальные образования) для организации согласованных действий, проверок и оказания помощи органам управления (подразделениям) пожарной охраны по вопросам организации деятельности пожарной охраны, изучения и распространения положительного опыта;
взаимное использование возможностей органов управления (подразделений) пожарной охраны для повышения квалификации личного состава пожарной охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации;
участие в разработке (разработка) учебно-методических пособий по вопросам организации деятельности органов управления (подразделений) пожарной охраны;
выпуск совместных бюллетеней (сборников) и других информационных изданий.
9. В целях координации органы управления и подразделения пожарной охраны:
1) осуществляют:
реализацию в пределах предоставленной компетенции Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации
от 1 января 2018 г. N 2 <5>;
--------------------------------
<5> Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 2, ст. 411.
разработку предложений о повышении эффективности деятельности органов управления (подразделений) пожарной охраны;
подготовку и направление в необходимых случаях информационных материалов по вопросам деятельности органов управления (подразделений) пожарной охраны в адрес федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций;
обобщение практики применения нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы организации деятельности пожарной охраны и подготовку предложений об улучшении такой деятельности;
разработку предложений о совершенствовании правового регулирования деятельности пожарной охраны;
анализ деятельности органов управления (подразделений) пожарной охраны (рекомендуемый образец приведен в приложении к настоящему Положению);
учет подчиненных подразделений пожарной охраны, показателей их оперативной деятельности и ресурсов пожарной охраны;
2) направляют в СП ЦА МЧС России (СП ГУ МЧС России) с соблюдением требований Закона Российской Федерации
от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" <6>, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей:
--------------------------------
<6> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 41, стр. 8220 - 8235; 2021, N 1, ст. 20.
сведения по соответствующим запросам о ходе реализации направлений, указанных в абзацах втором - шестом подпункта 1 пункта 9 настоящего Положения;
сведения по соответствующим запросам о количестве личного состава, о наименованиях и количестве мобильных средств пожаротушения, о наличии пожарного депо, помещений, приспособленных для размещения подразделений пожарной охраны;
ежегодно до 1 декабря анализ деятельности органов управления (подразделений) пожарной охраны;
3) предоставляют возможность допуска уполномоченных должностных лиц СП ЦА МЧС России (СП ГУ МЧС России) в подразделения пожарной охраны для проведения проверки несения караульной службы и контроля предоставляемой информации <7>.
--------------------------------
<7> Пункт 79 Устава подразделений пожарной охраны, утвержденного приказом МЧС России
от 20.10.2017 N 452 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 марта 2018 г., регистрационный N 50452), с изменениями, внесенными приказом МЧС России
от 28.02.2020 N 129 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 июля 2020 г., регистрационный N 58812).
10. Сведения, указанные в подпункте 2 пункта 9 настоящего Положения, направляются:
органами управления пожарной охраны, указанными в пункте 5 настоящего Положения, - в СП ЦА МЧС России;
органами управления (подразделениями) пожарной охраны, указанными в пункте 6 настоящего Положения, - в СП ГУ МЧС России.
11. В целях координации уполномоченные должностные лица СП ЦА МЧС России (СП ГУ МЧС России) вправе:
1) запрашивать необходимую информацию по вопросам деятельности органов управления (подразделений) пожарной охраны;
2) проводить проверки оперативно-служебной деятельности подразделений пожарной охраны. В отношении подразделений ведомственной пожарной охраны федеральных органов исполнительной власти проверки проводятся в рамках соответствующих межведомственных соглашений;
3) принимать участие в мероприятиях (учебно-методических сборах, пожарно-тактических учениях, занятиях, соревнованиях, семинарах, конференциях), проводимых органами управления (подразделениями) пожарной охраны.
12. В целях координации к федеральным органам исполнительной власти и организациям, в которых созданы органы управления ведомственной пожарной охраны, могут прикомандировываться сотрудники федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы в порядке и на условиях, определенных законодательством Российской Федерации <8>.
--------------------------------
<8> Статья 32 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 22, ст. 3089), части 29, 30 статьи 2 Федерального закона
от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7608).
13. Сведения о проведенной работе по координации, в том числе материалы, касающиеся деятельности органов управления (подразделений) пожарной охраны (за исключением сведений, составляющих государственную тайну), включаются в ежегодный анализ деятельности по координации, разрабатываемый СП ЦА МЧС России (СП ГУ МЧС России).
14. Результаты работы по координации рассматриваются не реже одного раза в год на совещаниях, с привлечением руководителей органов управления (подразделений) пожарной охраны, проводимых под руководством:
1) заместителя Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, курирующего деятельность СП ЦА МЧС России, - на федеральном уровне;
2) начальника ГУ МЧС России - на региональном и муниципальном уровнях.
Приложение
к Положению о порядке координации
деятельности пожарной охраны,
утвержденному приказом МЧС России
от 08.02.2021 N 60
Рекомендуемый образец
Анализ деятельности органов управления (подразделений) пожарной охраны |
I. Общие положения |
|
(указывается общая информация об органе управления и подразделениях |
|
пожарной охраны, дата образования, решением какого государственного органа или |
|
учредителя образовано, общие сведения о государственном органе или учредителе) |
II. Информация об органе управления пожарной охраны |
|
(указывается информация об органе управления, динамика изменения его штатной |
|
численности за отчетный период) |
III. Информация о подразделениях пожарной охраны |
|
(указывается процент укомплектованности подразделений пожарной охраны, |
|
по следующим структурным подразделениям: подразделения пожаротушения (караулы, |
|
смены), профилактические подразделения, руководство и структурные подразделения обеспечения) |
IV. Нормативная правовая деятельность |
|
(указывается информация об общем количестве разработанных в течение отчетного периода |
|
нормативных правовых (локальных) актов, регламентирующих деятельность органа |
|
управления и подразделений пожарной охраны (за исключением приказов по личному |
|
составу и иных приказов, не отражающих конкретные вопросы организации |
|
деятельности) и их перечень) |
V. Обстановка с пожарами в закрепленном районе и подрайоне выезда |
|
(указываются показатели, характеризующие динамику изменения состояния |
|
обстановки с пожарами и их последствиями в закрепленном районе и подрайоне выезда за отчетный период) |
VI. Показатели оперативного реагирования |
|
(указываются следующие данные, характеризующие динамику изменения показателей |
|
оперативного реагирования: среднее время сбора и выезда по сигналу тревоги, |
|
среднее время следования к месту вызова, среднее время подачи первого ствола, |
|
среднее время локализации и ликвидации пожара) |
VII. Пожарно-профилактическая деятельность |
|
(указываются следующие данные, характеризующие динамику изменения показателей |
|
пожарно-профилактической деятельности: проведено противопожарных |
|
инструктажей, сходов населения, общий охват, выдано листовок, организовано |
|
проведение детских конкурсов на противопожарную тематику, проведено |
|
выступлений на радио, телевидении, статей в печатных изданиях, изготовлено плакатов на противопожарную тематику) |
VIII. Сведения о создании новых подразделений пожарной охраны за отчетный период |
|
(указываются сведения о создании новых подразделений пожарной охраны, а также |
|
перечень населенных пунктов, прикрытых новыми подразделениями пожарной охраны) |
IX. Сведения о материально-техническом обеспечении за отчетный период |
|
(указываются сведения о приобретенных за истекший период образцах |
|
пожарно-технического и аварийно-спасательного оборудования и вооружения, |
|
средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения и их перечень) |
X. Сведения о подготовке, переподготовке, повышении квалификации личного состава органов управления и подразделений пожарной охраны за отчетный период |
|
(указывается количество личного состава, прошедшего подготовку, переподготовку, |
|
повышение квалификации и перечень программ) |
XI. Сведения о практической подготовке личного состава пожарной охраны |
|
(указывается информация о количестве проведенных пожарно-тактических учений и |
|
занятий, занятий по практической отработке планов и карточек тушения пожаров, |
|
отработке нормативов по пожарно-строевой подготовке) |
XII. Сведения о разработке (переработке) планов и карточек тушения пожаров |
|
(указывается информация об общем количестве разработанных планов и карточек |
|
тушения пожаров, отработанных планов и карточек тушения, в том числе в процентах |
|
от их общего количества) |
XIII. Сведения о лицензировании деятельности |
|
(указывается информация о наличии лицензии на право осуществления деятельности |
|
по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах |
|
и объектах инфраструктуры) |
XIV. Основные направления взаимодействия с федеральной противопожарной службой Государственной противопожарной службы |
|
(указывается перечень основных направлений, по которым осуществлялось взаимодействие) |
XV. Замечания и предложения |
|
(указывается перечень проблемных вопросов, связанных с координацией деятельности |
|
пожарной охраны и предлагаемых путей их решения) |