ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приказ МЧС России от 25.04.2003 N 218 "О создании психологической службы МЧС России" (вместе с "Положением о психологической службе МЧС России")

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПРИКАЗ
от 25 апреля 2003 г. N 218
О СОЗДАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ
В целях дальнейшего совершенствования оказания экстренной психологической помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера приказываю:
1. Создать до 1 августа 2003 г. в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий психологическую службу и Центр экстренной психологической помощи.
2. Утвердить Положение о психологической службе МЧС России (приложение N 1) и Положение о Центре экстренной психологической помощи МЧС России (приложение N 2). Структурные схемы их организации (приложения N 3 и 4) и План основных мероприятий по созданию Центра экстренной психологической помощи МЧС России (приложение N 5).
3. Начальнику Организационно-мобилизационного департамента разработать и до июня 2003 г. представить на утверждение в установленном порядке необходимые организационные документы.
4. До 10 июля 2003 г. Департаменту кадров и профессиональной подготовки совместно с Организационно-мобилизационным департаментом и Медицинским управлением организовать подбор и расстановку кадров.
5. Руководителю Департамента инвестиций и эксплуатации основных фондов совместно с Департаментом кадров и профессиональной подготовки и Медицинским управлением до 1 июня 2003 г. разработать и представить на утверждение проект плана обеспечения Центра экстренной психологической помощи МЧС России служебными помещениями.
6. Руководителю Департамента финансово-экономической деятельности совместно с руководителем Центра экстренной психологической помощи МЧС России до 1 июня 2003 г. разработать и представить на утверждение проект плана финансового обеспечения Центра экстренной психологической помощи МЧС России и обеспечить его выполнение
7. Признать утратившим силу приказ МЧС России от 17 сентября 1999 г. N 502 "О создании Центра экстренной психологической помощи МЧС России" и положение о службе медико-психологической поддержки МЧС России, утвержденное 11 января 2001 г.
8. Приказ довести до заместителей Министра, начальников (руководителей) департаментов, начальника Главного управления Государственной противопожарной службы, начальников управлений и самостоятельного отдела центрального аппарата МЧС России, начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, командиров соединений и воинских частей войск гражданской обороны центрального подчинения, директора Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины, руководителей организаций МЧС России в установленном порядке.
9. Координацию деятельности психологической службы МЧС России и ответственность за организацию выполнения настоящего приказа возложить на заместителя Министра В.А. Востротина.
Министр
С.К.ШОЙГУ
Приложение N 1
к приказу МЧС России
от 25.04.2003 N 218
ПОЛОЖЕНИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ МЧС РОССИИ
I. Общие положения
1. Психологическая служба МЧС России (далее - Служба) является системой сил и средств МЧС России, организующих и осуществляющих комплекс, мероприятий по психологическому сопровождению деятельности профессиональных контингентов Министерства, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, в т.ч. в подразделениях и учреждениях Государственной противопожарной службы МЧС России, а также мероприятия по оказанию экстремальной психологической помощи пострадавшим при катастрофах и бедствиях.
2. В своей деятельности Служба руководствуется (федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, директивами и указаниями.
3. Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а так же настоящим Положением.
4. Служба функционально и методически объединяет все подразделения МЧС России, занимающиеся оказанием психологической помощи.
5. Служба работает во взаимодействии с соответствующими службами министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
II. Основные задачи службы
Основными задачами Службы являются:
организация и осуществление мероприятий, направленных на профессиональный и психологический отбор кадров в системе МЧС России;
организация и осуществление мероприятий, направленных на проведение психологической экспертизы профессиональной пригодности специалистов МЧС России;
организация и осуществление периодических (мониторинговых) психологических обследований специалистов МЧС России с целью выявления психологических последствий профессиональной деятельности в условиях стресса и профилактики неблагоприятных психологических состояний;
организация и осуществление мероприятий по психологической диагностике стрессовых расстройств в постэкспедиционный период;
организация и проведение мероприятий, направленных на психологическую реабилитацию специалистов МЧС России, приводящихся экстренно в постэкспедиционный период, а также в плановом порядке в амбулаторно-поликлинических и санаторно-курортных условиях;
организация и проведение мероприятий, направленных на психологическую подготовку специалистов МЧС России, к выполнению профессиональной деятельности в экстремальных условиях в общей системе подготовки и обучения;
участие в системе обучения населения Российской Федерации по вопросам гражданской обороны и здоровья человека, окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в части, касающейся психологической подготовки;
организация психологической подготовки современного руководителя в области управления кризисами в рамках обучения в образовательных учреждениях МЧС России;
организация и осуществление мероприятий по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, персоналу, работающему в условиях ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф, а также специалистам МЧС России;
разработка методической базы для решения задач, стоящих перед Службой;
организацию научно-практической деятельности в области психологии экстремальных ситуаций.
III. Основные функции Службы
6. Служба в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет следующие основные функции:
разрабатывает и совершенствует концепцию оказания экстренной психологической помощи при чрезвычайных ситуациях;
изучает общие закономерности течения психологических реакций и психических расстройств, связанных с чрезвычайными ситуациями;
осуществляет научно-исследовательскую деятельность в области психологии экстремальных ситуаций;
принимает участие в организации издания научной и учебно-методической литературы по проблемам психологии экстремальных ситуаций;
разрабатывает диагностический инструментарий для профессионального психологического отбора, психологической экспертизы, периодических (мониторинговых) обследований сотрудников МЧС России, психодиагностических мероприятий в постэкспедиционный период;
разрабатывает программы психологической подготовки сотрудников МЧС России для различных специальностей в соответствии с профессиональными обязанностями специалистов каждой конкретной специальности;
разрабатывает программы психологической подготовки курсантов (слушателей) образовательных учреждений МЧС России;
разрабатывает программу психологической подготовки современного руководителя в области управления кризисами в рамках обучения в образовательных учреждениях МЧС России;
разрабатывает программы обучения населения Российской Федерации по вопросам гражданской обороны, защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в части касающейся психологической подготовки;
разрабатывает программы и методическую базу для экстренной и плановой реабилитации специалистов МЧС России;
оказывает экстренную психологическую помощь пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и профессиональным контингентам, работающим в условиях ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф, непосредственно в очагах чрезвычайных ситуаций;
оценивает характер и уровень развития профессионально важных психологических качеств специалистов МЧС России в ходе мероприятий по профессиональному психологическому отбору;
участвует в мероприятиях по аттестации, переаттестации и психологической экспертизе сотрудников МЧС России;
оценивает уровень накопления стрессорных нарушений у специалистов МЧС России в ходе периодических (мониторинговых) психологических обследований;
оценивает наличие и уровень выраженности негативных психологических последствий профессиональной деятельности в экстремальных условиях у сотрудников МЧС России в постэкспедиционный период;
обучает специалистов МЧС России навыкам оказания экстренной психологической помощи в общей системе подготовки и обучения;
подготавливает специалистов МЧС России к осуществлению профессиональной деятельности в экстремальных условиях, в части, касающейся психологической подготовки;
организует повышение квалификации специалистов Службы;
осуществляет профилактику развития неблагоприятных психологических последствий у специалистов МЧС России, связанных с профессиональной деятельностью;
проводит мероприятия по экстренной психологической реабилитации сотрудников МЧС России в постэкспедиционный период;
проводит мероприятия по плановой психологической реабилитации сотрудников МЧС России в амбулаторно-поликлинических и санаторно-курортных условиях;
оказывает психологическую помощь сотрудникам МЧС России и членам семей.
IV. Руководство Службой
7. Организационно-методическое руководство Службой осуществляет Центр экстренной психологической помощи МЧС России.
8. В состав психологической службы МЧС России входят:
отделы психологического сопровождения образовательных учреждений;
отделы психологических исследований научно-исследовательских учреждений;
психологические группы соединений и воинских частей войск гражданской обороны центрального подчинения;
региональные центры психологического сопровождения;
центры психологического сопровождения органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации;
специалисты - психологи поисково-спасательных служб, органов управления и подразделений (пожарных частей и отрядов) Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации.
V. Принципы и организация деятельности Службы
9. Основными принципами деятельности Службы являются:
обеспечение прав и свобод граждан, на которых распространяется деятельность Службы;
единство взглядов по вопросам психологического сопровождения и оказания психологической помощи;
соблюдение этических норм, принятых в профессиональном психологическом сообществе;
приоритет профилактических мероприятий, направленных на сохранение психологического состояния здоровья специалистов МЧС России;
своевременность, последовательность и преемственность мероприятий по психологическому сопровождению деятельности специалистов МЧС России;
сочетание различных форм и методов в процессе психологического сопровождения на основе системного и индивидуального подходов;
деятельность Службы распространяется на всех сотрудников МЧС России и членов их семей, в том числе на сотрудников Государственной противопожарной службы, курсантов (слушателей) образовательных учреждений МЧС России, а также граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций в период ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф;
мероприятия, осуществляемые Службой по психологической диагностике (профессиональный психологический отбор, постэкспедиционные обследования, периодические психодиагностические обследования, участие в работе по аттестации, переаттестации, психологической экспертизе) и психологической подготовке, обязательны для сотрудников МЧС России, принимающих участие в ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф.
10. Экстренная психологическая помощь в зоне чрезвычайной ситуации осуществляется специалистами Службы в сотрудничестве со специалистами других министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, оказывающими психологическую и психолого-психиатрическую помощь.
11. Порядок отчетности.
Годовые и перспективные планы работы Службы разрабатываются и представляются на утверждение в установленном порядке Центром экстренной психологической помощи МЧС России.
Планы работы подразделений Службы разрабатываются руководителями соответствующих подразделений и утверждаются начальниками учреждений и формирований, в состав которых входят специалисты этих подразделений.
К исполнению обязанностей должностных лиц Службы допускаются специалисты, имеющие высшее психологическое или специальное медицинское образование и опыт работы в соответствующих областях профессиональной деятельности.
Для повышения профессионального уровня специалистов Службы предусматривается:
периодическое (не реже одного раза в три года) направление сотрудников службы на усовершенствование или специализацию;
аттестация должностных лиц Службы в установленном порядке с учетом результатов их работы по психологическому сопровождению;
периодические сборы специалистов Службы (не реже одного раза в три года).
Финансирование деятельности Службы осуществляется за счет средств соединений и воинских частей войск гражданской обороны, организаций, находящихся в ведении МЧС России, поисково-спасательных служб и формирований (в пределах ассигнований, предусматриваемых им на год).
Контроль за соблюдением законности в деятельности Службы осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Организация и порядок проведения мероприятий, осуществляемых Службой, а также порядок отчетности определяется Руководствами по каждому направлению деятельности.
организовывать планирование и выполнение задач, связанных с применением Центра;
руководить подбором и расстановкой кадров Центра, проведением мероприятий по повышению их профессионального уровня;
руководить финансовой и хозяйственной деятельностью Центра, обеспечивая законное и эффективное расходование и использование материальных и денежных средств;
принимать меры по содержанию в исправном состоянии и правильному использованию материальных средств, периодически осуществлять проверку их наличия и состояния;
принимать меры по улучшению быта, сохранению и укреплению здоровья работников Центра;
вести работу по предупреждению правонарушений среди работников Центра.
11. Руководитель Центра имеет право:
разрабатывать и представлять на утверждение Министра проекты документов по организации работы Службы и Центра;
планировать и осуществлять проверки готовности Центра к выполнению задач по предназначению;
участвовать в совещаниях, созываемых руководством МЧС России, при обсуждении вопросов, касающихся Службы и Центра;
получать от департаментов, управлений и самостоятельного отдела центрального аппарата Министерства и организаций, находящихся в ведении МЧС России справочные, информационные и другие материалы, необходимые для выполнения задач Центра;
списывать в установленном порядке материальные и денежные средства в размерах, разрешенных начальнику управления МЧС России;
представлять в установленном порядке материалы о награждении работников Центра государственными наградами Российской Федерации и МЧС России.
IV. Комплектование Центра и подготовка кадров
Комплектование Центра осуществляется в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Подготовка личного состава Центра к выполнению задач по предназначению организуется в соответствии с приказами, директивами и указаниями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также программами и планами специальной подготовки.
V. Обеспечение Центра
14. Материально-техническое и финансовое обеспечение Центра осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.