МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 11 марта 2020 г. N 130
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОЙ МЕТОДИКИ
МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ
НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с пунктом 43 стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации
от 17 апреля 2019 г. N 768-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 17, ст. 2145), приказываю:
Утвердить прилагаемую единую методику мониторинга состояния и развития конкуренции на товарных рынках субъекта Российской Федерации.
Министр
М.Г.РЕШЕТНИКОВ
Утверждена
приказом Минэкономразвития России
от 11.03.2020 N 130
ЕДИНАЯ МЕТОДИКА
МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ
НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Настоящая единая методика предназначена для проведения органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации мониторинга состояния и развития конкуренции на товарных рынках субъекта Российской Федерации (далее - Мониторинг) в рамках раздела VI стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации
от 17 апреля 2019 г. N 768-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 17, ст. 2145) (далее - Стандарт).
2. Мониторинг осуществляется в целях:
выявления проблемных вопросов в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации;
выявления потенциала развития экономики субъекта Российской Федерации;
выявления рынков, характеризующихся значительными проблемами в сфере развития конкуренции, для их последующего включения в перечень товарных рынков для содействия развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации и разработки соответствующих мероприятий (в том числе системных) по содействию развитию конкуренции.
3. Ответственным за организацию проведения Мониторинга в субъектах Российской Федерации является орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный содействовать развитию конкуренции, определяемый в соответствии с разделом II Стандарта (далее - уполномоченный орган).
4. Рекомендуется утверждение на уровне субъекта Российской Федерации порядка взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при проведении ежегодного Мониторинга.
Рекомендуется при заключении органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления соглашений (меморандумов) о внедрении Стандарта закрепить за органами местного самоуправления обязанность по содействию в проведении Мониторинга, в том числе по предоставлению информации для проведения Мониторинга по соответствующему запросу уполномоченного органа.
5. Мониторинг включает в себя следующие этапы:
сбор информации (проведение опросов населения и субъектов предпринимательской деятельности, сбор статистических данных, направление запросов и др.);
обработка и систематизация полученной информации;
анализ данных;
составление аналитического отчета, со структурированными выводами и наглядным представлением результатов Мониторинга в виде диаграмм различных видов, графиков, матриц, таблиц.
6. Уполномоченный орган вправе самостоятельно проводить Мониторинг или выбрать стороннюю организацию для проведения Мониторинга (подведомственную организацию, победителя по результатам проведения конкурсных процедур в соответствии с Федеральным законом
от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 28 декабря 2019 г., N 0001201912280015), заказ научно-исследовательской работы в рамках государственного задания и т.д.).
7. Анкеты, представленные в приложениях N 1, N 2 и N 3 к настоящей единой методике, являются примерными. При проведении соответствующих опросов указанные анкеты могут быть при необходимости расширены или сокращены.
При проведении опросов населения и субъектов предпринимательской деятельности рекомендуется использовать один или несколько способов анкетирования:
интервью по телефону с возможностью записи разговора с предварительным получением согласия респондента на такую запись (по месту работы или жительства респондента);
личный опрос (глубинное интервью, экспертный опрос, социологический опрос);
раздача опросных листов (в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, центров занятости населения, бюджетных учреждений, организаций частной формы собственности, при проведении массовых мероприятий и конференций);
почтовые опросы (в том числе посредством электронной почты);
CAWI-опросы (использование сервисов для проведения онлайн-опросов (например, Google Forms и др.), размещение ссылок на анкеты и информационных баннеров о начале проведения опросов на официальных сайтах высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного органа и других исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на региональном инвестиционном портале, на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").
Под глубинным интервью для целей настоящей единой методики понимается неструктурированная разновидность личного интервью, при котором интервьюер в длительной беседе один на один опрашивает респондента. Личная беседа дает возможность свободно обсудить различные вопросы, без сторонних свидетелей, которые могут оказать влияние на респондента или вызвать его скованность. Глубинное интервью характеризуется минимальным уровнем стандартизации, вопросы не так жестко определены, как при анкетировании.
Под экспертным опросом для целей настоящей единой методики понимается разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты - квалифицированные специалисты в определенной области деятельности.
Под социологическим опросом для целей настоящей единой методики понимается метод социологического исследования, заключающийся в сборе и получении первичных эмпирических сведений об определенных мнениях, знаниях и социальных фактах, составляющих предмет исследования, путем устного или письменного взаимодействия исследователя (интервьюера) и заданной совокупности опрашиваемых (респонденты).
Под CAWI-опросами для целей настоящей единой методики понимается количественный метод сбора информации, когда опросы проходят через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".
8. Мониторинг состоит из:
а) мониторинга наличия (отсутствия) административных барьеров и оценки состояния конкуренции субъектами предпринимательской деятельности;
б) мониторинга удовлетворенности потребителей качеством товаров, работ и услуг на рынках субъекта Российской Федерации и состоянием ценовой конкуренции;
в) мониторинга удовлетворенности субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров, работ и услуг качеством (в том числе уровнем доступности, понятности и удобства получения) официальной информации о состоянии конкуренции на товарных рынках субъекта Российской Федерации и деятельности по содействию развитию конкуренции, размещаемой уполномоченным органом и муниципальными образованиями;
г) мониторинга деятельности субъектов естественных монополий на территории субъекта Российской Федерации;
д) мониторинга деятельности хозяйствующих субъектов, доля участия субъекта Российской Федерации или муниципального образования в которых составляет 50 и более процентов;
е) мониторинга удовлетворенности населения деятельностью в сфере финансовых услуг, осуществляемой на территории субъекта Российской Федерации;
ж) мониторинга доступности для населения финансовых услуг, оказываемых на территории субъекта Российской Федерации;
з) мониторинга цен (с учетом динамики) на товары, входящие в перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации
от 15 июля 2010 г. N 530 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 30, ст. 4103; 2016, N 13, ст. 1841) (далее - постановление N 530);
и) мониторинга логистических возможностей субъекта Российской Федерации с учетом логистических возможностей субъектов Российской Федерации, имеющих с ним общие территориальные границы;
к) мониторинга развития передовых производственных технологий и их внедрения, а также процесса цифровизации экономики и формирования ее новых рынков и секторов.
9. Мониторинг проводится ежегодно, результаты мониторинга включаются в ежегодный доклад о состоянии и развитии конкуренции на товарных рынках субъекта Российской Федерации и направляются в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации в соответствии с пунктом 48 Стандарта.
II. Источники получения информации
10. В рамках проведения Мониторинга орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации использует следующие источники информации:
опросы субъектов предпринимательской деятельности, экспертов, потребителей товаров, работ, услуг, проводимых уполномоченным органом, общероссийскими общественными организациями (в том числе Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Общероссийской общественной организацией "Деловая Россия", Общероссийской общественной организацией "Российский союз промышленников и предпринимателей", Торгово-промышленной палатой Российской Федерации), ассоциациями (союзами) и организациями, представляющими интересы потребителей;
обращения субъектов предпринимательской деятельности, экспертов, потребителей товаров, работ, услуг, касающиеся состояния конкуренции, в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, политические и общественные организации, в частности, организации, представляющие интересы субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров, работ, услуг;
информация о результатах деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, в том числе Федеральной антимонопольной службы, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы государственной статистики, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
информация научных, исследовательских, аналитических и проектных организаций, в том числе структурных подразделений федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук" в субъекте Российской Федерации (при наличии), экспертные оценки состояния товарных рынков и отраслей экономики субъекта Российской Федерации, информация хозяйствующих субъектов об их деятельности, а также иные данные, в том числе данные, опубликованные в средствах массовой информации;
информация о результатах мониторинга, организация проведения которого планируется в рамках соглашения (меморандума) о внедрении в субъекте Российской Федерации Стандарта и может стать частью мероприятий, предусмотренных планом мероприятий ("дорожной картой") по содействию развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации;
показатели, характеризующие состояние экономики и социальной сферы каждого муниципального образования субъекта Российской Федерации;
информация о результатах общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий;
информация о результатах анализа правоприменительной практики территориальных органов Федеральной антимонопольной службы;
информация территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, в том числе распространяемая в рамках выявления практик по содействию развитию конкуренции и по нарушению антимонопольного законодательства Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
информация территориального учреждения Банка России;
информация, публикуемая на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
данные исполнительных органов государственной власти приграничных субъектов Российской Федерации, получаемые в рамках соглашений между субъектами Российской Федерации по внедрению Стандарта;
иные источники информации, определяемые самостоятельно уполномоченным органом, с указанием таких источников.
III. Определение выборки респондентов
при проведении опросов
11. При проведении опросов населения и представителей субъектов предпринимательской деятельности субъекта Российской Федерации выборочная совокупность определяется таким образом, чтобы максимально обеспечить ее репрезентативность и получить наиболее достоверные результаты.
12. Минимальное количество респондентов, принявших участие в опросах:
для потребителей - не менее 1000 человек для субъектов Российской Федерации с численностью населения более 1 млн человек;
не менее 0,1% от числа проживающих в субъекте Российской Федерации для субъектов Российской Федерации с численностью от 500 тыс. человек до 1 млн человек;
не менее 500 человек для субъектов Российской Федерации с численностью населения менее 500 тыс. человек;
при этом по каждому рынку, на котором осуществляется мониторинг, рекомендуемое число опрошенных составляет не менее 20% от общего числа опрошенных;
для предпринимателей - не менее 10 субъектов предпринимательской деятельности на каждом анализируемом рынке для субъектов Российской Федерации с численностью населения более или равном 1 млн человек;
не менее 5 субъектов предпринимательской деятельности на каждом анализируемом рынке для субъектов Российской Федерации с численностью населения от 500 тыс. до 1 млн человек;
не менее 3 субъектов предпринимательской деятельности на каждом анализируемом рынке для субъектов Российской Федерации с численностью населения менее 500 тыс. человек.
13. Для проведения опроса в рамках проведения Мониторинга рекомендуется использовать квотные выборки: исследователь задает пропорции респондентов по присущим им характеристикам, которые необходимо соблюсти при проведении опроса.
14. При проведении оценки результатов опроса потребителей рекомендуется разделять выборочную совокупность населения субъекта Российской Федерации по:
муниципальным образованиям (городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения);
социальному статусу (работающий, безработный, студент (учащийся), пенсионер и др.);
уровню образования (основное общее образование; среднее общее образование; среднее профессиональное образование; высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации);
возрасту (18 - 24, 25 - 34, 35 - 44, 45 - 54, 55 - 64, 65 и старше).
15. При проведении оценки результатов опроса субъектов предпринимательства рекомендуется применять распределение предприятий по:
видам экономической деятельности;
категориям бизнеса (малый (в том числе микропредприятия) и средний бизнес в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 4 апреля 2016 г. N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 15, ст. 2097), крупный бизнес);
форме ведения предпринимательской деятельности (индивидуальный предприниматель, юридическое лицо).
IV. Предпосылки для включения уполномоченным органом
соответствующего товарного рынка в перечень товарных рынков
для содействия развитию конкуренции в субъекте
Российской Федерации
16. Предпосылками для включения уполномоченным органом соответствующего товарного рынка (в том числе рынка, отбираемого дополнительно с учетом региональной специфики и не входящих в приложение к Стандарту) в перечень товарных рынков для содействия развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации являются факторы (индикаторы), свидетельствующие об ограничении конкуренции, а также реализация на соответствующем товарном рынке в субъекте Российской Федерации мероприятий национальных, федеральных, ведомственных, региональных проектов, обеспечивающих достижение целей и целевых показателей, выполнение задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 20, ст. 2817; N 30, ст. 4717).
17. Факторами (индикаторами), свидетельствующими об ограничении конкуренции, являются следующие:
а) доля организаций частной формы собственности на соответствующем товарном рынке является незначительной или меньше минимальных значений, установленных приложением к Стандарту;
б) наличие значительного количества выявленных антимонопольным органом признаков нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации на соответствующем товарном рынке;
в) выводы, содержащиеся в докладе об антимонопольном комплаенсе, о высоких рисках недопущения, ограничения, нарушения конкуренции со стороны исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые могут оказывать влияние на тот или иной товарный рынок;
г) мнение территориального органа Федеральной антимонопольной службы о целесообразности включения соответствующего товарного рынка в перечень товарных рынков для содействия развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации, основанное на имеющихся в распоряжении территориального органа Федеральной антимонопольной службы сведениях, в том числе данных анализа состояния конкуренции на товарном рынке.
V. Особенности оценки товарных рынков для содействия
развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации,
утвержденных приложением к Стандарту
18. Анализ ситуации на товарных рынках, утвержденных приложением к Стандарту, разработка мероприятий по содействию развитию конкуренции на них, наблюдение за результатами таких мероприятий и оценка достижения числовых значений ключевых показателей развития конкуренции на таких товарных рынках являются приоритетной деятельностью в рамках реализации Стандарта.
19. Результатом оценки достижения числовых значений ключевых показателей развития конкуренции на товарных рынках, которые определены в соответствии с пунктом 21 Стандарта, являются выводы уполномоченного органа о достижении или недостижении установленных числовых значений в разрезе каждого товарного рынка из перечня товарных рынков для содействия развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации.
20. При значении показателя в текущем году ниже минимального значения, установленного Стандартом к 2022 году, соответствующий ему рынок включается в перечень товарных рынков для содействия развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации. Информация о текущем значении показателя на товарном рынке учитывается при планировании мероприятий по содействию развитию конкуренции и разработке показателей развития конкуренции на следующий период.
21. В случае если значение показателя в текущем году равно минимальному значению, установленному Стандартом к 2022 году, или выше него, то решение о включении указанного товарного рынка целесообразно принимать с учетом мониторинга, проведенного в соответствии с разделами VII - VIII и X - XI настоящей единой методики.
22. Результаты оценки, предусмотренной настоящим разделом, включаются в доклад о состоянии и развитии конкуренции на товарных рынках субъекта Российской Федерации, подготавливаемый уполномоченным органом в соответствии с пунктом 46 Стандарта, и могут являться основанием для корректировки перечня товарных рынков согласно пункту 22 Стандарта.
VI. Особенности оценки товарных рынков для содействия
развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации,
отобранных дополнительно с учетом региональной специфики
и не входящих в приложение к Стандарту, а также оценки
деятельности в рамках системных мероприятий
по развитию конкуренции
23. Анализ ситуации на товарных рынках, не входящих в приложение к Стандарту, которые отбираются дополнительно с учетом региональной специфики, разработка мероприятий по содействию развитию конкуренции на них, наблюдение за результатами таких мероприятий и оценка достижения числовых значений ключевых показателей развития конкуренции на таких товарных рынках, наряду с подобной деятельностью в рамках реализации системных мероприятий, обозначенных в пункте 30 Стандарта, и дополнительных системных мероприятий, разработанных при необходимости с учетом региональной специфики, являются приоритетной деятельностью в рамках реализации Стандарта.
24. Решение о включении дополнительного товарного рынка, отобранного с учетом региональной специфики и не входящего в приложение к Стандарту, в перечень товарных рынков для содействия развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации принимается с учетом анализа результатов мониторинга, проведенного в соответствии с разделами VII - VIII и X - XIII настоящей единой методики.
25. Результатом оценки достижения числовых значений ключевых показателей развития конкуренции на товарных рынках, отобранных дополнительно с учетом региональной специфики и не входящих в приложение к Стандарту, являются выводы уполномоченного органа о достижении или недостижении установленных числовых значений в разрезе каждого такого товарного рынка из перечня товарных рынков для содействия развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации.
26. Результатом оценки эффективности реализованных системных мероприятий по развитию конкуренции (по каждому абзацу пункта 30 Стандарта и разработанных при необходимости дополнительно с учетом региональной специфики) являются выводы уполномоченного органа о достижении или недостижении установленных числовых значений ключевых показателей в разрезе каждого такого системного мероприятия по развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации.
27. Результаты оценки, предусмотренной настоящим разделом, включаются в доклад о состоянии и развитии конкуренции на товарных рынках субъекта Российской Федерации, подготавливаемый уполномоченным органом в соответствии с пунктом 46 Стандарта, и могут также являться основанием для корректировки перечня товарных рынков и деятельности в рамках реализации системных мероприятий по развитию конкуренции согласно пункту 22 и 27 Стандарта соответственно.
VII. Мониторинг наличия (отсутствия) административных
барьеров и оценки состояния конкуренции субъектами
предпринимательской деятельности
28. Мониторинг наличия (отсутствия) административных барьеров и оценки состояния конкуренции субъектами предпринимательской деятельности осуществляется путем проведения опросов субъектов предпринимательской деятельности и сбора статистических данных.
29. Примерная анкета для проведения опросов субъектов предпринимательской деятельности о наличии (отсутствии) административных барьеров и оценке состояния конкуренции представлена в приложении N 1 к настоящей единой методике.
30. Источниками информации являются:
данные территориального органа Федеральной налоговой службы, Федеральной службы государственной статистики, территориального органа Федеральной антимонопольной службы, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, предоставляемые по запросу уполномоченного органа или размещенные в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
данные органов местного самоуправления и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих контроль и надзор в соответствующей сфере деятельности, предоставляемые по запросу уполномоченного органа или размещенные в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
данные общественных организаций, представляющих интересы потребителей и предпринимателей, предоставляемые по запросу уполномоченного органа или размещенные в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенный в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: ofd.nalog.ru;
статистика и информационно-аналитические материалы Банка России в региональном разрезе, размещаемые на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
иные информационно-аналитические материалы территориальных учреждений Банка России, предоставляемые по запросу уполномоченного органа;
данные исполнительных органов государственной власти приграничных субъектов Российской Федерации, получаемые в рамках соглашений между субъектами Российской Федерации по внедрению Стандарта;
иные источники информации.
31. По результатам проведенного мониторинга наличия (отсутствия) административных барьеров и оценки состояния конкуренции субъектами предпринимательской деятельности целесообразно сделать выводы:
о структуре субъектов малого и среднего предпринимательства, а также крупного бизнеса по видам деятельности;
о структуре товарных рынков по категориям бизнеса по размеру в соответствии с величиной годовой выручки от реализации товаров (работ, услуг);
о состоянии конкурентной среды на товарном рынке (расчет индекса Херфиндаля-Хиршмана (HHI), коэффициента рыночной концентрации (CR-3) для 3 крупнейших хозяйствующих субъектов и их интерпретация в соответствии с разделом VII Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы
от 28 апреля 2010 г. N 220 (зарегистрирован в Минюсте России 2 августа 2010 г., регистрационный N 18026) <1>, его восприятии субъектами предпринимательской деятельности (слабая, умеренная и высокая конкуренция в отношении сегментов бизнеса и субъекта Российской Федерации в целом) и его изменении во времени (улучшилось, ухудшилось, не изменилось);
--------------------------------
<1> С учетом изменений, внесенных приказами Федеральной антимонопольной службы
от 3 февраля 2012 г. N 65 (зарегистрирован в Минюсте России 21 марта 2012 г., регистрационный N 23545), от 12 марта 2013 г. N 143/13 (зарегистрирован в Минюсте России 29 мая 2013 г., регистрационный N 28571),
от 30 января 2015 г. N 33/15 (зарегистрирован в Минюсте России 27 февраля 2015 г., регистрационный N 36267), от 23 ноября 2015 г. N 1132/15 (зарегистрирован в Минюсте России 7 декабря 2015 г., регистрационный N 39985), от 20 июля 2016 г. N 1000/16 (зарегистрирован в Минюсте России 17 августа 2016 г., регистрационный N 43275).
о причинах изменения или отсутствия изменения количества конкурентов по сегментам бизнеса за последние три года;
о состоянии конкуренции между поставщиками основного закупаемого респондентом товара (работы, услуги) по сегментам бизнеса (в динамике);
о мерах повышения конкурентоспособности, которые предпринимались за последние 3 года в организациях;
о видах административных барьеров во всех сферах регулирования и их уровне (формирование перечня существенных административных барьеров по масштабам бизнеса (для крупных, средних, малых (в том числе микропредприятий) и по сферам деятельности предприятий);
об уровне и преодолимости административных барьеров для ведения текущей деятельности и открытия нового бизнеса на рынке по масштабам бизнеса (для крупных, средних, малых (в том числе микропредприятий) и по сферам деятельности предприятий;
об изменении уровня административных барьеров за последние три года по масштабам бизнеса (для крупных, средних, малых (в том числе микропредприятий) и по сферам деятельности предприятий;
об эффективности деятельности органов власти на основном рынке респондентов по масштабам бизнеса (для крупных, средних, малых (в том числе микропредприятий) и по сферам деятельности предприятий;
о структуре жалоб в надзорные органы об устранении административных барьеров (с распределением по надзорным органам, масштабам бизнеса и сферам деятельности) и динамике их поступления в сравнении с предыдущим отчетным периодом;
о результатах рассмотрения обращений предпринимателей с жалобами об устранении административных барьеров (удалось или не удалось отстоять свои права);
о наличии (отсутствии) возможности недискриминационного доступа на товарные рынки субъекта Российской Федерации и на товарные рынки приграничных субъектов Российской Федерации;
о благоприятных или неблагоприятных условиях ведения деятельности хозяйствующих субъектов (по количеству хозяйствующих субъектов, деятельность которых начата в период не ранее 5 и не позже 3 лет до начала сбора данных об их деятельности и продолжающих свою деятельность в настоящее время) - длительность "жизненного цикла" хозяйствующего субъекта.
VIII. Мониторинг удовлетворенности потребителей качеством
товаров, работ и услуг на рынках субъекта Российской
Федерации и состоянием ценовой конкуренции
32. Мониторинг удовлетворенности потребителей качеством товаров, работ и услуг на рынках субъекта Российской Федерации и состоянием ценовой конкуренции осуществляется путем проведения опросов населения и сбора статистических данных.
33. Примерная анкета для проведения опросов потребителей об удовлетворенности качеством товаров, работ и услуг на рынках субъекта Российской Федерации и состоянием ценовой конкуренции представлена в приложении N 2 к настоящей единой методике.
34. Источниками информации являются:
данные Федеральной службы государственной статистики, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, территориального органа Федеральной антимонопольной службы, предоставляемые по запросу уполномоченного органа или размещенные в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
информационно-аналитические материалы территориальных учреждений Банка России;
статистика Банка России в региональном разрезе, размещаемая в разделе "Статистика" на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
данные исполнительных органов государственной власти приграничных субъектов Российской Федерации, получаемые в рамках соглашений между субъектами Российской Федерации по внедрению Стандарта;
иные источники информации.
35. По результатам проведенного мониторинга удовлетворенности потребителей качеством товаров, работ и услуг на рынках субъекта Российской Федерации и состоянием ценовой конкуренции целесообразно сделать выводы: о восприятии потребителями (с учетом их социального статуса) состояния конкуренции между продавцами товаров, работ, услуг в субъекте Российской Федерации, количестве продавцов (избыточно много, достаточно, мало, нет совсем);
об удовлетворенности потребителей (с учетом их социального статуса) соотношением цены и качества товаров, работ и услуг;
об удовлетворенности респондентов (с учетом их социального статуса) ассортиментом товаров, работ и услуг на товарных рынках субъекта Российской Федерации (удовлетворен, скорее удовлетворен, скорее не удовлетворен, не удовлетворен, затрудняюсь ответить), а также динамики изменения ассортимента товаров, работ и услуг за последние три года (снижение, увеличение, не изменилось);
об удовлетворенности потребителей (с учетом их социального статуса) соотношением цены и качества товаров, работ и услуг, произведенных и оказываемых в субъекте Российской Федерации, и произведенных и оказываемых соответственно в субъектах Российской Федерации, имеющих с ним общие территориальные границы;
о структуре жалоб со стороны потребителей в надзорные органы и динамике их поступления в сравнении с предыдущим отчетным периодом;
о структуре и динамике обращений по различным вопросам нарушения потребительских прав респондентов с распределением по надзорным органам;
о результатах рассмотрения обращений респондентов за защитой прав потребителей.
IX. Мониторинг удовлетворенности субъектов
предпринимательской деятельности и потребителей товаров,
работ и услуг качеством (в том числе уровнем доступности,
понятности и удобства получения) официальной информации
о состоянии конкуренции на товарных рынках субъекта
Российской Федерации и деятельности по содействию развитию
конкуренции, размещаемой уполномоченным органом
и муниципальными образованиями
36. Мониторинг удовлетворенности субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров, работ и услуг качеством (в том числе уровнем доступности, понятности и удобства получения) официальной информации о состоянии конкуренции на товарных рынках субъекта Российской Федерации и деятельности по содействию развитию конкуренции, размещаемой уполномоченным органом и муниципальными образованиями, осуществляется путем проведения опроса субъектов предпринимательской деятельности и населения.
37. Примерные анкеты для проведения опроса предпринимателей и населения об их удовлетворенности качеством официальной информации о состоянии конкуренции на рынках товаров, работ и услуг субъекта Российской Федерации представлены в приложениях N 1 и N 2 к настоящей единой методике.
38. По результатам проведенного мониторинга потребителей и субъектов предпринимательской деятельности об их удовлетворенности качеством официальной информации о состоянии конкуренции на рынках товаров, работ и услуг субъекта Российской Федерации целесообразно сделать выводы:
о качестве официальной информации о состоянии конкуренции на рынках товаров, работ и услуг субъекта Российской Федерации (в разрезе уровня ее доступности, понятности и удобства получения по мнению субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров, работ и услуг);
о полноте официальной информации о состоянии конкуренции на рынках товаров, работ и услуг субъекта Российской Федерации (по мнению субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров, работ и услуг);
об источниках получения субъектами предпринимательской деятельности и населением указанной информации и надежности таких источников.
X. Мониторинг деятельности субъектов естественных монополий
на территории субъекта Российской Федерации
39. Мониторинг деятельности субъектов естественных монополий на территории субъекта Российской Федерации осуществляется путем сбора статистических данных, формирования перечня товарных рынков, на которых присутствуют субъекты естественных монополий, и проведения опросов населения и субъектов предпринимательской деятельности.
40. Примерные анкеты для проведения опросов субъектов предпринимательской деятельности и населения о деятельности субъектов естественных монополий на территории субъекта Российской Федерации представлены в приложениях N 1 и N 2 к настоящей единой методике.
41. Источниками информации являются:
реестр субъектов естественных монополий, размещенный на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: fas.gov.ru;
данные территориального органа Федеральной налоговой службы, Федеральной службы государственной статистики, территориального органа Федеральной антимонопольной службы, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, предоставляемые по запросу уполномоченного органа или размещенные в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
данные органов местного самоуправления и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие контроль и надзор в соответствующей сфере деятельности, предоставляемые по запросу уполномоченного органа или размещенные в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
данные субъектов естественной монополии, предоставляемые по запросу уполномоченного органа или размещенные в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
результаты общественного контроля за субъектами естественных монополий;
иные источники информации.
42. По результатам проведенного мониторинга деятельности субъектов естественных монополий на территории субъекта Российской Федерации целесообразно сделать выводы:
о динамике и количестве юридических лиц, представителей естественных монополий, осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации;
об уровнях тарифов (цен), установленных уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, за текущий и прошедший периоды (рекомендуется формировать перечень товарных рынков, на которых присутствуют субъекты естественных монополий, с данными об уровнях тарифов (цен) на текущий и прошедший периоды и представить анализ их динамики);
о развитии конкуренции на товарных рынках, на которых присутствуют субъекты естественных монополий;
о качестве товаров, работ, услуг на выявленных товарных рынках (на основе субъективных оценок субъектов предпринимательской деятельности, взаимодействующих прямо или косвенно в экономической деятельности с субъектами естественных монополий, в том числе в электронном виде, и потребителей товаров, работ, услуг, предоставляемых субъектами естественных монополий);
о причинах нарушений субъектами естественных монополий установленных тарифов в соответствующих сферах регулирования (электроэнергетика, теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, газоснабжение), с учетом тарифов на технологическое подключение к указанным видам инфраструктуры, и динамике таких нарушений;
об эффективности реализации инвестиционной программы и отдельных инвестиционных проектов субъектов естественных монополий на основании оценок, осуществляемых представителями потребителей товаров, работ, услуг, задействованными в механизмах общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий;
о количестве и динамике количества ресурсоснабжающих организаций, функционирующих на территории субъекта Российской Федерации, за последние 3 года;
о динамике оказываемых ресурсоснабжающими организациями и субъектами естественных монополий услуг по подключению (технологическому присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения в электронном виде, а также об оказании указанных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
XI. Мониторинг деятельности хозяйствующих субъектов,
доля участия субъекта Российской Федерации
или муниципального образования в которых
составляет 50 и более процентов
43. Мониторинг деятельности хозяйствующих субъектов, доля участия субъекта Российской Федерации или муниципального образования в которых составляет 50 и более процентов, осуществляется путем сбора статистических данных.
44. Источниками получения информации являются:
данные исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориального органа Федеральной службы государственной статистики, территориального органа Федеральной налоговой службы, Федеральной службы государственной статистики, территориального органа Федеральной антимонопольной службы, предоставляемые по запросу уполномоченного органа или размещенные в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
данные официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях по адресу: bus.gov.ru;
данные бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный год (в том числе опубликованные на соответствующих информационных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или полученные по запросу уполномоченного органа);
иные источники информации.
45. Результатом проведения указанного мониторинга является составление исчерпывающего реестра всех хозяйствующих субъектов независимо от организационно-правовой формы (в том числе государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения), доля участия субъекта Российской Федерации или муниципального образования в которых составляет 50 и более процентов (далее - Реестр), за исключением предприятий, осуществляющих деятельность в сферах, связанных с обеспечением обороны и безопасности государства, а также включенных в перечень стратегических предприятий.
Для каждого хозяйствующего субъекта, включенного в Реестр, указывается товарный рынок, на котором он осуществляет основной вид деятельности.
46. Для каждого хозяйствующего субъекта, включенного в Реестр, определяется доля по основному виду деятельности.
Доля хозяйствующего субъекта в стоимостном выражении рассчитывается по формуле: