ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приказ Минэкономразвития России от 26.06.2025 N 424 "Об утверждении формы конкурсной заявки муниципального образования, представляемой для участия во Всероссийском конкурсе "Лучшая муниципальная практика" по номинации "Повышение эффективности управления территорией муниципального образования", и методики оценки конкурсных заявок муниципальных образований, представляемых для участия во Всероссийском конкурсе "Лучшая муниципальная практика" по номинации "Повышение эффективности управления территорией муниципального образования" (Зарегистрировано в

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 26 июня 2025 г. N 424
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ
КОНКУРСНОЙ ЗАЯВКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРЕДСТАВЛЯЕМОЙ
ДЛЯ УЧАСТИЯ ВО ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ "ЛУЧШАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ
ПРАКТИКА" ПО НОМИНАЦИИ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
ТЕРРИТОРИЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ", И МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ
КОНКУРСНЫХ ЗАЯВОК МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ
ДЛЯ УЧАСТИЯ ВО ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ "ЛУЧШАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ
ПРАКТИКА" ПО НОМИНАЦИИ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
ТЕРРИТОРИЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
В соответствии с подпунктом "б" пункта 9 Положения о Всероссийском конкурсе "Лучшая муниципальная практика", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2016 г. N 815, и абзацем первым пункта 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
форму конкурсной заявки муниципального образования, представляемой для участия во Всероссийском конкурсе "Лучшая муниципальная практика" по номинации "Повышение эффективности управления территорией муниципального образования", согласно приложению N 1 к настоящему приказу;
методику оценки конкурсных заявок муниципальных образований, представляемых для участия во Всероссийском конкурсе "Лучшая муниципальная практика" по номинации "Повышение эффективности управления территорией муниципального образования", согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
2. Признать утратившим силу приказ Минэкономразвития России от 20 июля 2020 г. N 435 "Об утверждении формы конкурсной заявки муниципальных образований, представляемой для участия во Всероссийском конкурсе "Лучшая муниципальная практика" по номинации "муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами", и методики оценки конкурсных заявок муниципальных образований, представляемых для участия во Всероссийском конкурсе "Лучшая муниципальная практика" по номинации "муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами" (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2020 г., регистрационный N 59344).
Министр
М.Г.РЕШЕТНИКОВ
Приложение N 1
к приказу Минэкономразвития России
от 26.06.2025 N 424
форма
КОНКУРСНАЯ ЗАЯВКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,
представляемая для участия во Всероссийском конкурсе
"Лучшая муниципальная практика" по номинации "Повышение
эффективности управления территорией
муниципального образования"
___________________________________________________________________________
(наименование муниципального образования)
___________________________________________________________________________
(субъект Российской Федерации)
___________________________________________________________________________
(наименование номинации)
Прошу организовать рассмотрение настоящей конкурсной заявки
муниципального образования, представляемой для участия во Всероссийском
конкурсе "Лучшая муниципальная практика" по номинации "Повышение
эффективности управления территорией муниципального образования" (далее -
конкурсная заявка и конкурс соответственно).
С условиями и требованиями конкурса, предусмотренного постановлением
Правительства Российской Федерации от 18 августа 2016 г. N 815 "О
Всероссийском конкурсе "Лучшая муниципальная практика", ознакомлен и
согласен.
По вопросам участия прошу взаимодействовать с
___________________________________________________________________________
(фамилия, имя и отчество (при наличии), должность лица (при наличии),
номер телефона и адрес электронной почты (при наличии)
Описание практики муниципального образования (далее - описание практики)
N п/п
Признаки элемента практики
Содержание
1
Наименование практики, направленной на повышение эффективности управления территорией муниципального образования
(присваивается муниципальным образованием самостоятельно с кратким отражением реализуемой практики)
2
Направления практики
(осуществляется выбор не менее двух следующих направлений практики: "Инвестиции", "Управление имуществом и инфраструктурой", "Новые источники доходов бюджета и управление муниципальными заимствованиями")
3
Описание механизмов, составляющих управленческую практику
(краткое описание механизмов, применяемых при реализации практики)
4
Результаты реализации описываемых практик, которые подтверждаются соответствующими значениями показателей
(краткое описание достигнутых результатов при реализации практики, включая цифровые значения)
5
Презентационные материалы (не более 7 слайдов)
Прикладываются в качестве приложения к настоящей конкурсной заявке.
Показатели, характеризующие деятельность муниципального образования
N п/п
Наименование показателя
Исходные данные
Значение показателя
Раздел 1. Показатели, характеризующие социально-экономическую ситуацию в муниципальном образовании
1.1
Средний темп роста численности постоянного населения муниципального образования за три последних отчетных года, рассчитываемый по формуле:
Ain =
Ain-1 =
Ain-2 =
Ain-3 =
где:
U11i - значение соответствующего показателя в i-м муниципальном образовании;
Ain, Ain-1; Ain-2, Ain-3 - численность постоянного населения i-го муниципального образования соответственно в ____ г., ____ г., ____ г. и ____ г.
1.2
Средний темп роста объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) на территории муниципального образования в расчете на 1 жителя за три последних отчетных финансовых года, рассчитываемый по формуле:
Ain =
Ain-1 =
Ain-2 =
Ain-3 =
Bin =
Bin-1 =
Bin-2 =
Bin-3 =
где:
U12i - значение соответствующего показателя в i-м муниципальном образовании;
Ain, Ain-1; Ain-2, Ain-3 - объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) на территории i-го муниципального образования соответственно в ____ г., ____ г., ____ г. и ____ г.;
Bin, Bin-1, Bin-2, Bin-3 - численность постоянного населения i-го муниципального образования соответственно в ____ г., ____ г., ____ г. и ____ г.
1.3
Средний темп роста оборота розничной торговли на территории муниципального образования за три последних отчетных финансовых года, рассчитываемый по формуле:
Ain =
Ain-1 =
Ain-2 =
Ain-3 =
где:
U13i - значение соответствующего показателя в i-м муниципальном образовании;
Ain, Ain-1, Ain-2, Ain-3 - оборот розничной торговли на территории i-го муниципального образования соответственно в ____ г., ____ г., ____ г. и ____ г.
1.4
Средний темп роста среднемесячной заработной платы работников организаций на территории муниципального образования за три последних отчетных финансовых года, скорректированный на стоимость жизни, рассчитываемый по формуле:
Ain =
Ain-1 =
Ain-2 =
Ain-3 =
Bin =
Bin-1 =
Bin-2 =
Bin-3 =
где:
U14i - значение соответствующего показателя в i-м муниципальном образовании;
Ain, Ain-1; Ain-2, Ain-3 - среднемесячная заработная плата работников организаций на территории i-го муниципального образования соответственно в ____ г., ____ г., ____ г. и ____ г.;
Bin, Bin-1, Bin-2, Bin-3 - прожиточный минимум в субъекте Российской Федерации соответственно в ____ г., ____ г., ____ г. и ____ г.
1.5
Средний темп роста налоговой базы по налогу на доходы физических лиц на территории муниципального образования за три последних отчетных финансовых года, рассчитываемый по формуле:
Ain =
Ain-1 =
Ain-2 =
Ain-3 =
где:
U15i - значение соответствующего показателя в i-м муниципальном образовании;
Ain, Ain-1; Ain-2, Ain-3 - налоговая база по налогу на доходы физических лиц, подлежащая налогообложению по всем налоговым ставкам на территории i-го муниципального образования соответственно в ____ г., ____ г., ____ г. и ____ г.
1.6
Отношение числа граждан, занятых в экономике муниципального образования, к численности населения муниципального образования в трудоспособном возрасте за отчетный финансовый год (мужчины 16 - 65 лет, женщины 16 - 60 лет), рассчитываемое по формуле:
Ai =
Bi =
U16i = Ai / Bi,
где:
U16i - значение соответствующего показателя в i-м муниципальном образовании;
Ai - число граждан, занятых в экономике муниципального образования;
Bi - численность населения муниципального образования в трудоспособном возрасте (мужчины 16 - 65 лет, женщины 16 - 60 лет).
1.7
Рост среднегодовой численности занятых в экономике за отчетный год по сравнению с уровнем года, предшествующего отчетному (источник: Росстат), рассчитываемый по формуле:
Ai =
Bi =
U17i = Ai / Bi,
где:
U17i - значение соответствующего показателя в i-м муниципальном образовании;
Ai - среднегодовая численность занятых в экономике за отчетный год;
Bi - среднегодовая численность занятых в экономике за предыдущий год.
1.8
Коэффициент напряженности на рынке труда на 1 января года подачи конкурсной заявки, рассчитываемый по формуле:
Ai =
Bi =
U18i = Ai / Bi,
где:
U18i - значение соответствующего показателя в i-м муниципальном образовании;
Ai - число незанятых граждан, зарегистрированных в службах занятости;
Bi - вакантные рабочие места.
Раздел 2. Показатели, характеризующие управление муниципальными финансами
2.1
Средний темп роста налоговых доходов бюджета муниципального образования за три последних отчетных финансовых года, рассчитываемый по формуле:
Ain =
Ain-1 =
Ain-2 =
Ain-3 =
где:
U21j - значение соответствующего показателя в i-м муниципальном образовании;
Ain, Ain-1; Ain-2, Ain-3 _ объем налоговых доходов бюджета i-го муниципального образования, поступивших по единым нормативам отчислений, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации соответственно в ____ г., ____ г., ____ г. и ____ г.
2.2
Доля налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) от общего объема собственных доходов бюджета муниципального образования в отчетном финансовом году, рассчитываемая по формуле:
Ai =
Bi =
U22i = Ai / Bi,
где:
U22i - значение соответствующего показателя в i-м муниципальном образовании;
Ai - объем налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в отчетном финансовом году;
Bi - общий объем собственных доходов местного бюджета в отчетном финансовом году.
2.3
Отношение объема просроченной кредиторской задолженности бюджета муниципального образования и муниципальных казенных учреждений к объему расходов бюджета муниципального образования, рассчитываемое по формуле:
Ai =
Bi =
U23i = Ai / Bi,
где:
U23i _ значение соответствующего показателя в i-м муниципальном образовании;
Ai - объем просроченной кредиторской задолженности местного бюджета и муниципальных казенных учреждений i-го муниципального образования на 1 января текущего финансового года;
Bi - объем расходов бюджета i-го муниципального образования в отчетном финансовом году.
2.4
Отношение объема субсидий, предоставляемых из бюджета муниципального образования социально ориентированным некоммерческим организациям, к общему объему расходов бюджета муниципального образования, рассчитываемое по формуле:
Ai =
Bi =
U24i = Ai / Bi,
где:
U24i _ значение соответствующего показателя в i-м муниципальном образовании;
Ai - объем субсидий, предоставленных из бюджета i-го муниципального образования социально ориентированным некоммерческим организациям, не являющимся муниципальными учреждениями, на реализацию муниципальных услуг в отчетном финансовом году;
Bi - объем расходов местного бюджета i-го муниципального образования в отчетном финансовом году.
2.5
Отношение объема расходных обязательств муниципального образования, не связанных с решением вопросов местного значения и исполнением полномочий по указанным вопросам, к объему расходных обязательств по вопросам местного значения (согласно информации из реестра расходных обязательств муниципального образования, предусмотренного статьей 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации), рассчитываемое по формуле:
Ai =
Bi =
U25i = (Ai - Bi) / Ai,
где:
U25i - значение соответствующего показателя в i-м муниципальном образовании;
Ai - объем расходных обязательств муниципального образования, связанных с решением вопросов местного значения и полномочий i-го муниципального образования в отчетном финансовом году;
Bi - объем расходных обязательств и полномочий, не связанных с решением вопросов местного значения i-го муниципального образования в отчетном финансовом году (без учета объема расходных обязательств, осуществляемых за счет субвенций).
2.6
Отношение недополученных доходов по местным налогам в результате действия налоговых льгот, установленных представительным органом местного самоуправления муниципального образования в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, к общему объему поступлений по местным налогам, рассчитываемое по формуле:
Ai =
Bi =
U26i = Ai / Bi,
где:
U26i - значение соответствующего показателя в i-м муниципальном образовании;
Ai - объем недополученных доходов по местным налогам в результате действия налоговых льгот, установленных представительными органами местного самоуправления i-го муниципального образования в отчетном финансовом году;
Bi - общий объем доходов от поступлений по местным налогам в i-м муниципальном образовании в отчетном финансовом году.
2.7
Исполнение бюджета муниципального образования по расходам относительно первоначально утвержденного бюджета (за исключением расходов за счет межбюджетных трансфертов), рассчитываемое по формуле:
Ai =
Bi =
U27i = |Ai - Bi| / Bi,
где:
U27i - значение соответствующего показателя в i-м муниципальном образовании;
Ai - фактический объем расходов бюджета i-го муниципального образования (за исключением расходов за счет межбюджетных трансфертов) в отчетном финансовом году;
Bi - первоначально утвержденный решением о бюджете i-го муниципального образования объем расходов местного бюджета (за исключением расходов за счет межбюджетных трансфертов) за отчетный финансовый год.
2.8
Доля сотрудников, имеющих высшее образование, в фактической штатной численности финансового органа муниципального образования, рассчитываемая по формуле:
Ai =
Bi =
U28i = Ai / Bi,
где:
U28i _ значение соответствующего показателя в i-м муниципальном образовании;
Ai - численность в отчетном финансовом году сотрудников, имеющих высшее образование, финансового органа i-го муниципального образования;
Bi - штатная численность финансового органа i-го муниципального образования на 1 января текущего года.
2.9
Доля сотрудников, имеющих ученую степень, в штатной численности финансового органа муниципального образования, рассчитываемая по формуле:
Ai =
Bi =
U29i = Ai / Bi,
где:
U29j - значение соответствующего показателя в i-м муниципальном образовании;
Ai - численность в отчетном финансовом году сотрудников, имеющих ученую степень, финансового органа i-го муниципального образования;
Bi - фактическая на 1 января текущего года штатная численность финансового органа i-го муниципального образования.
2.10
Доля сотрудников, работающих в финансовом органе муниципального образования более 3 лет, рассчитываемая по формуле:
Ai =
Bi =
U210i = Ai / Bi,
где:
U210i - значение соответствующего показателя в i-м муниципальном образовании;
Ai - количество сотрудников финансового органа, работающих в финансовом органе более 3 лет, на 1 января текущего года;
Bi - фактическая штатная численность финансового органа i-го муниципального образования.
Раздел 3. Показатели, характеризующие выбранное направление практики
Подраздел 3.1. Показатели, характеризующие направление практики "Инвестиции"
(раздел заполняется при выборе направления практики "Инвестиции", описанного в пункте 2 описания практики)
3.1.1
Средний темп роста числа субъектов малого и среднего предпринимательства за три последних отчетных финансовых года, рассчитываемый по формуле:
Ain =
Ain-1 =
Ain-2 =
Ain-3 =
где:
U311i - значение соответствующего показателя в i-м муниципальном образовании;
Ain, Ain-1, Ain-2, Ain-3 - число субъектов МСП на территории i-го муниципального образования соответственно в ____ г., ____ г., ____ г. и ____ г.
3.1.2
Средний темп роста численности работников субъекта малого и среднего предпринимательства за три последних отчетных финансовых года, рассчитываемый по формуле:
Ain =
Ain-1 =
Ain-2 =
Ain-3 =
где:
U312i - значение соответствующего показателя в i-м муниципальном образовании;
Ain, Ain-1, Ain-2, Ain-3 - численность работников субъекта малого и среднего предпринимательства на территории i-го муниципального образования соответственно в ____ г., ____ г., ____ г. и ____ г.
3.1.3
Рост оборота малых и средних предприятий за отчетный год по сравнению с уровнем года, предшествующего отчетному, рассчитываемый по формуле:
Ai =
Bi =
U313i = Ai / Bi,
где:
U313i - значение соответствующего показателя в i-м муниципальном образовании;
Ai - оборот малых и средних предприятий за отчетный год;
Bi - оборот малых и средних предприятий за год, предшествующий году подачи конкурсной заявки.
3.1.4
Средний темп роста суммы налога, подлежащего уплате в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на территории муниципального образования за три последних отчетных финансовых года, рассчитываемый по формуле:
Ain =
Ain-1 =
Ain-2 =
Ain-3 =
где:
U314i - значение соответствующего показателя в i-м муниципальном образовании;
Ain, Ain-1, Ain-2, Ain-3 - сумма налога, подлежащего уплате в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на территории i-го муниципального образования соответственно в ____ г., ____ г., ____ г. и ____ г.
3.1.5
Средний темп роста количества индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения на территории муниципального образования за три последних отчетных финансовых года, рассчитываемый по формуле:
Ain =
Ain-1 =
Ain-2 =
Ain-3 =
где:
U315i - значение соответствующего показателя в i-м муниципальном образовании;
Ain, Ain-1, Ain-2, Ain-3 - количество индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения на территории i-го муниципального образования соответственно в ____ г., ____ г., ____ г. и ____ г.
3.1.6
Степень внедрения муниципального инвестиционного стандарта, рассчитываемая по формуле (показатель рассчитывается только для практик муниципальных образований I категории):
Ai =
Bi =
Ci =
Di =
Ei =
Fi =
Gi =
Hi =
Ii =
Ji =
где:
U316i _ значение соответствующего показателя в i-м муниципальном образовании;
Ai - наличие на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации по работе с представителями бизнес-сообщества (при положительном ответе - 1, при отрицательном ответе - 0);
Bi - наличие инвестиционного профиля/паспорта муниципального образования (при положительном ответе - 1, при отрицательном ответе - 0);
Ci - наличие инвестиционного уполномоченного муниципального образования (при положительном ответе - 1, при отрицательном ответе - 0);
Di - наличие совещательного органа при главе администрации муниципального образования (при положительном ответе - 1, при отрицательном ответе - 0);
Ei - наличие в документе стратегического планирования муниципального образования раздела, содержащего информацию о реализации инвестиционных проектов и создании необходимой для инвесторов инфраструктуры (при положительном ответе - 1, при отрицательном ответе - 0);
Fi - наличие в муниципальном образовании регламента сопровождения инвестиционных проектов (при положительном ответе - 1, при отрицательном ответе - 0);
Gi - наличие утвержденных ключевых показателей эффективности деятельности главы местной администрации и инвестиционного уполномоченного муниципального образования (при положительном ответе - 1, при отрицательном ответе - 0);
Hi - наличие механизма "обратной связи" между инвесторами и администрацией, в том числе ежеквартальные встречи с представителями бизнес-сообщества (при положительном ответе - 1, при отрицательном ответе - 0);
Ii - регулярное прохождение профессиональной переподготовки и повышения квалификации для содействия в реализации инвестиционных проектов (при положительном ответе - 1, при отрицательном ответе - 0);
Ji - наличие соглашения с агентствами развития субъекта Российской Федерации (при положительном ответе - 1, при отрицательном ответе - 0).
3.1.7
Уровень развития муниципально-частного партнерства в муниципальном образовании:
Ai =
Bi =
Ci =
Di =
Ei =
где:
U317i - значение соответствующего показателя в i-м муниципальном образовании;
Ai - наличие в открытом доступе перечня объектов в муниципальном образовании, в отношении которых планируется заключение соглашений муниципально-частного партнерства, концессионных соглашений (при положительном ответе - 1, при отрицательном ответе - 0);
Bi - наличие льготных условий (налоговые льготы, иные меры поддержки частных партнеров) (при положительном ответе - 1, при отрицательном ответе - 0);
Ci - стадия реализации проекта муниципально-частного партнерства;
Di - доля частных инвестиций в общей стоимости проекта муниципально-частного партнерства в процентах, оценка выставляется путем деления значения в процентах на 100;
Ei - срок реализации проекта муниципально-частного партнерства (срок действия концессионного соглашения).
Подраздел 3.2. Показатели, характеризующие направление практики "Управление имуществом и инфраструктурой"
(раздел заполняется при выборе направления практики "Управление имуществом и инфраструктурой" в пункте 2 описания практики)
3.2.1
Наличие размещенного в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее - ФГИС ТП) <1> документа территориального планирования муниципального образования, соответствующего законодательству о градостроительной деятельности, с учетом периодичности обновления (не реже 1 раза в 5 лет)
да/нет
Реквизиты нормативного правового акта
Ссылка на ФГИС ТП
3.2.2
Средний темп роста налоговой базы по налогу на имущество организаций на территории муниципального образования за три последних отчетных финансовых года, рассчитываемый по формуле:
Ain =
Ain-1 =
Ain-2 =
Ain-3 =
где:
U322i _ значение соответствующего показателя в i-м муниципальном образовании;
Ain, Ain-1, Ain-2, Ain-3 - налоговая база по налогу на имущество организаций i-го муниципального образования соответственно в ____ г., ____ г., ____ г. и ____ г.
3.2.3
Сокращение доли площадей неиспользованного муниципального имущества за отчетный год по сравнению с уровнем года, предшествующего отчетному, рассчитываемое по формуле:
Ain =
Ain-1 =
U323i = Ain / Ain-1
где:
U323i _ значение соответствующего показателя в i-м муниципальном образовании;
Ain - площадь неиспользуемого муниципального имущества за отчетный год;
Ain-1 - площадь неиспользуемого муниципального имущества за год, предшествующий отчетному.
3.2.4
Средний темп роста внебюджетных инвестиций в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) (в части сферы ЖКХ применимы разделы D и E Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД), рассчитываемый по формуле:
Ain =
Ain-1 =
Ain-2 =
Ain-3 =
где:
U324i _ значение соответствующего показателя в i-м муниципальном образовании;
Ain, Ain-1, Ain-2, Ain-3 - суммарный объем инвестиций (за исключением бюджетных средств) по разделам D и E ОКВЭД), рассчитываемый по формуле соответственно в ____ г., ____ г., ____ г. и ____ г.
3.2.5
Доля аварийного муниципального имущества от общей площади муниципального имущества, рассчитываемая по формуле:
Ai =
Bi =
U325i = Ai / Bi,
где:
U325i _ значение соответствующего показателя в i-м муниципальном образовании;
Ai - площадь аварийного муниципального имущества в отчетном финансовом году;
Bi - площадь муниципального имущества.
3.2.6
Средний темп роста налоговой базы по земельному налогу на территории муниципального образования за три последних отчетных финансовых года, рассчитываемый по формуле:
Ain =
Ain-1 =
Ain-2 =
Ain-3 =
где:
U326i - значение соответствующего показателя в i-м муниципальном образовании;
Ain, Ain-1, Ain-2, Ain-3 - кадастровая стоимость земельных участков, в отношении которых исчислен земельный налог к уплате соответственно в ____ г., ____ г., ____ г. и ____ г.
3.2.7
Количество востребованных лучших практик повышения производительности труда в муниципальных организациях сфер культуры, образования, социального обеспечения, спорта и здравоохранения, размещенных на ИТ-платформе управленческих и технологических компетенций (производительность.рф) <2> (далее - ИТ-платформа производительность.рф) (предоставляется с 2026 года), рассчитываемое по формуле:
A1i =
...
Ani =
где:
U327i _ значение соответствующего показателя в i-м муниципальном образовании;
n - общее число практик, размещенных муниципальным образованием на ИТ-платформе производительность.рф;
A1i-AnI - число внедрений каждой из размещенных практик в других муниципальных образованиях.
3.2.8
Доля массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг, доступных в электронном виде, предоставляемых с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) <3>, в общем количестве таких услуг, предоставляемых в электронном виде, рассчитываемая по формуле:
Ai =
Bi =
U328i = Ai / Bi,
где:
U328i - значение соответствующего показателя в i-м муниципальном образовании;
Ai - число массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг, доступных в электронном виде;
Bi - общее число услуг, предоставляемых в электронном виде.
3.2.9
Доля обращений за получением массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) без необходимости личного посещения органов государственной власти, органов местного самоуправления и многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в общем количестве таких услуг, рассчитываемая по формуле:
Ai =
Bi =
U329i = Ai / Bi,
где:
U329i _ значение соответствующего показателя в i-м муниципальном образовании;
Ai - число обращений за получением массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронном виде;
Bi - суммарное число обращений за получением массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг.
3.2.10
Возможность подачи обращения по проблеме на территории муниципального образования в электронном виде с приложением фото и видео (при положительном ответе - 1, при отрицательном ответе - 0).
да/нет
3.2.11
Наличие функционирующей базы знаний решений управленческих и рабочих задач в администрации муниципального образования (при положительном ответе - 1, при отрицательном ответе - 0).
да/нет
3.2.12
Наличие в администрации муниципального образования электронной среды взаимодействия, выполняющей один из следующих функционалов: организационное проектирование, планирование и контроль задач, внутренняя коммуникация, совместная работа над документами, справочник организационных документов (при положительном ответе - 1, при отрицательном ответе - 0).
да/нет
Подраздел 3.3. Показатели, характеризующие направление практики "Новые источники доходов бюджета и управление муниципальными заимствованиями"
(раздел заполняется при выборе направления практики "Новые источники доходов бюджета и управление муниципальными заимствованиями" в пункте 2 описания практики)
3.3.1
Доля средств самообложения граждан и (или) инициативного бюджетирования в объеме собственных доходов местного бюджета, рассчитываемая по формуле:
Ai =
Bi =
U331i = Ai / Bi,
где:
U331i - значение соответствующего показателя в i-м муниципальном образовании;
Ai - объем средств самообложения граждан и (или) инициативного бюджетирования в отчетном финансовом году;
Bi - объем собственных доходов местного бюджета i-го муниципального образования в отчетном финансовом году.
3.3.2
Отношение объема выплат по муниципальным гарантиям к общему объему предоставленных муниципальным образованием гарантий, рассчитываемое по формуле:
Ai =
Bi =
U332i = Ai / Bi,
где:
U332i _ значение соответствующего показателя в i-м муниципальном образовании;
Ai - объем выплат по муниципальным гарантиям i-го муниципального образования в отчетном финансовом году;
Bi - объем муниципального долга по предоставленным i-м муниципальным образованием гарантиям на 1 января отчетного финансового года.
3.3.3
Объем просроченной задолженности по долговым обязательствам муниципального образования, тыс. руб. (при наличии просроченной задолженности по долговым обязательствам муниципального образования, с указанием источника информации)
3.3.4
Средний темп роста неналоговых доходов бюджета муниципального образования за три последних отчетных финансовых года, рассчитываемый по формуле:
Ain =
Ain-1 =
Ain-2 =
Ain-3 =
где:
U334i - значение соответствующего показателя в i-м муниципальном образовании;
Ain, Ain-1, Ain-2, Ain-3 - объем неналоговых доходов бюджета i-го муниципального образования, поступивших в бюджет муниципального образования соответственно в ____ г., ____ г., ____ г. и ____ г.
3.3.5
Эффективность управления финансовыми вложениями, осуществляемыми за счет средств местного бюджета, рассчитываемая по формуле:
Ai =
Bi =
U335i = Ai / Bi,
где:
U335i - значение соответствующего показателя в i-м муниципальном образовании;
Ai - доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ или дивидендов по акциям, принадлежащим i-му муниципальному образованию, в отчетном финансовом году;
Bi - балансовая стоимость акций, находящихся в собственности i-го муниципального образования, и иных форм участия в капитале хозяйственных товариществ и обществ на начало отчетного финансового года.
3.3.6
Отношение муниципальных заимствований,
привлеченных в целях финансирования инвестиционных расходов, к общему объему привлеченных муниципальных заимствований, рассчитываемое по формуле:
Ai =
Bi =
U336i = Ai / Bi,
где:
U336i _ значение соответствующего показателя в i-м муниципальном образовании;
Ai - объем в отчетном финансовом году муниципальных заимствований, привлеченных в целях финансирования инвестиционных расходов, i-го муниципального образования;
Bi - объем привлеченных в отчетном финансовом году муниципальных заимствований i-го муниципального образования.
3.3.7
Отношение поступивших доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных поступлений от бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к объему доходов, первоначально утвержденному решением о местном бюджете, рассчитываемое по формуле:
Ai =
Bi =
U337i = |Ai - Bi| / Bi,
где:
U337i - значение соответствующего показателя в i-м муниципальном образовании;
Ai - объем доходов, поступивших в бюджет i-го муниципального образования без учета безвозмездных поступлений от бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отчетном финансовом году;
Bi - первоначально утвержденный решением о бюджете i-го муниципального образования объем доходов местного бюджета на отчетный финансовый год без учета безвозмездных поступлений от бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
3.3.8
Наличие акта муниципального образования об установлении и введении в действие туристического налога на текущий финансовый год (при положительном ответе - 1, при отрицательном ответе - 0).
да/нет
Реквизиты акта
3.3.9
Равномерность распределения расходов на погашение муниципального долга за последние три года, рассчитываемая по формуле:
Amaxi =
Amini =
Asi =
U339i = (Amaxi - Amini) / Asi,
где:
U339i _ значение соответствующего показателя в i-м муниципальном образовании;
Amaxi - максимальный годовой объем погашения муниципального долга i-го муниципального образования за три последних отчетных финансовых года;
Amini - минимальный годовой объем погашения муниципального долга i-го муниципального образования за три последних отчетных финансовых года;
Asi - средний годовой объем погашения муниципального долга i-го муниципального образования за три последних отчетных финансовых года.
3.3.10
Доля поступлений от уплаты местных налогов в объеме налоговых доходов местного бюджета за отчетный финансовый год, рассчитываемая по формуле:
Ai =
Bi =
U3310i = Ai / Bi,
где:
U3310i - значение соответствующего показателя в i-м муниципальном образовании;
Ai - объем поступлений от уплаты местных налогов в бюджет i-го муниципального образования в отчетном финансовом году;
Bi - объем налоговых доходов местного бюджета i-го муниципального образования в отчетном финансовом году.
3.3.11
Прирост объема доходов автономных и бюджетных учреждений от приносящей доход деятельности, рассчитываемый по формуле:
Ai =
Bi =
U3311i = Ai / Bi,
где:
U3311i _ значение соответствующего показателя в i-м муниципальном образовании;
Ai - объем доходов автономных и бюджетных учреждений от приносящей доход деятельности i-го муниципального образования в отчетном финансовом году;
Bi - объем доходов автономных и бюджетных учреждений от приносящей доход деятельности i-го муниципального образования в году, предшествующем отчетному финансовому году.
3.3.12
Соотношение недоимки по местным налогам на начало текущего финансового года и недоимки по местным налогам на начало отчетного финансового года, рассчитываемое по формуле:
Ai =
Bi =
U3312i = Ai / Bi,
где:
U3312i _ значение соответствующего показателя в i-м муниципальном образовании;
Ai - объем недоимки по местным налогам i-го муниципального образования на начало текущего финансового года;
Bi - объем недоимки по местным налогам i-го муниципального образования на начало отчетного финансового года.
3.3.13
Соотношение недоимки по местным налогам на начало текущего финансового года к поступлениям по местным налогам на начало текущего финансового года, рассчитываемое по формуле:
Ai =
Bi =
U3313i = Ai / Bi,
где:
U3313i - значение соответствующего показателя в i-м муниципальном образовании;
Ai - недоимка по местным налогам на начало текущего финансового года;
Bi - сумма поступления по местным налогам на начало текущего финансового года.
3.3.14
Доля налогоплательщиков, зарегистрированных на территории муниципального образования, имеющих задолженность по местным налогам, в общем количестве налогоплательщиков, зарегистрированных на территории муниципального образования, рассчитываемая по формуле:
Ai =
Bi =
U3314i = Ai / Bi,
где:
U3314i _ значение соответствующего показателя в i-м муниципальном образовании;
Ai - количество налогоплательщиков, зарегистрированных на территории муниципального образования, имеющих задолженность по местным налогам i-го муниципального образования на начало текущего финансового года;
Bi - общее количество налогоплательщиков по местным налогам, зарегистрированных на территории муниципального образования i-го муниципального образования на начало текущего финансового года.
Приложение: на ___ л.
Достоверность представленной в составе конкурсной заявки информации
подтверждаю.
Глава муниципального образования
___________________________________________________________________________
(подпись и расшифровка подписи)
СОГЛАСОВАНО
___________________________________________________________________________
(наименование должности визирующего должностного лица,
ответственного в субъекте Российской Федерации
за предоставление конкурсной заявки на федеральный этап
конкурса и за финансовое направление в субъекте
Российской Федерации
___________________________________________________________________________
(подпись и расшифровка подписи)
--------------------------------
<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 289 "О федеральной государственной информационной системе территориального планирования".
<2> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 671-р "Об утверждении Федерального плана статистических работ".
<3> Положение о федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 N 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)".
Приложение N 2
к приказу Минэкономразвития России
от 26.06.2025 N 424
МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ КОНКУРСНЫХ ЗАЯВОК МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ,
ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ ДЛЯ УЧАСТИЯ ВО ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ
"ЛУЧШАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРАКТИКА" ПО НОМИНАЦИИ "ПОВЫШЕНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИЕЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
1. Оценка конкурсных заявок муниципальных образований, представляемых для участия во Всероссийском конкурсе "Лучшая муниципальная практика" по номинации "Повышение эффективности управления территорией муниципального образования" (далее - конкурсные заявки) осуществляется по каждой из категорий участников конкурса, указанных в пункте 4 Положения о Всероссийском конкурсе "Лучшая муниципальная практика", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2016 г. N 815 "О Всероссийском конкурсе "Лучшая муниципальная практика" (далее - конкурс), в целях выявления и отбора примеров лучшей муниципальной практики на региональном и федеральном этапах конкурса путем присвоения количества баллов согласно настоящей Методике.
2. Оценка конкурсных заявок на федеральном этапе осуществляется по трем разделам показателей, характеризующих деятельность органа местного самоуправления, приведенных в приложении N 1 к настоящему Приказу (далее - показатели, характеризующие деятельность органа местного самоуправления), из которых:
итоговая оценка формируется Минэкономразвития России по разделу 1 "Показатели, характеризующие социально-экономическую ситуацию в муниципальном образовании" (далее - раздел 1), подразделу 3.1 "Показатели, характеризующие направление практики "Инвестиции" раздела 3 "Показатели, характеризующие выбранное направление практики" (далее - подраздел 3.1 и раздел 3 соответственно) и подразделу 3.2 "Управление имуществом и инфраструктурой" раздела 3 (далее - подраздел 3.2) показателей, характеризующих деятельность органа местного самоуправления;
итоговая оценка формируется Минфином России по разделу 2 "Показатели, характеризующие управление муниципальными финансами" (далее - раздел 2) и подразделу 3.3 "Показатели, характеризующие направление практики "Новые источники доходов бюджета и управление муниципальными заимствованиями" (далее - подраздел 3.3) раздела 3 показателей, характеризующих деятельность органа местного самоуправления, и направляется в Минэкономразвития России.
3. Оценка конкурсных заявок на региональном этапе конкурса рассчитывается исполнительным органом субъекта Российской Федерации, организационным комитетом или иным коллегиальным органом, образованным для проведения регионального этапа конкурса в соответствующем субъекте Российской Федерации по формулам, предусмотренным пунктами 4, 5, 6, 7, 8 настоящей Методики, в зависимости от категории и направления практики.
Конкурсные заявки, поданные менее чем по двум направлениям, оценке не подлежат.
4. Индексы определяются с учетом следующего:
а) показателям, предусмотренным пунктами 3.2.1, 3.2.10, 3.2.11, 3.2.12 и 3.3.8 показателей, характеризующих деятельность органа местного самоуправления, в случае положительного ответа присваивается индекс 1, в случае отрицательного - 0;
показателю, предусмотренному пунктом 3.3.3 показателей, характеризующих деятельность органа местного самоуправления, в случае положительного ответа присваивается индекс 0, в случае отрицательного - 1;
б) к показателям, предусмотренным пунктами 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 2.1, 2.2, 2.4, 2.5, 2.8, 2.9, 2.10, 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3, 3.1.4, 3.1.5, 3.1.6, 3.1.7, 3.2.2, 3.2.4, 3.2.6, 3.2.7, 3.2.8, 3.2.9, 3.3.1, 3.3.4, 3.3.5, 3.3.6, 3.3.10 и 3.3.11 показателей, характеризующих деятельность органа местного самоуправления, применяется индекс (Ип), рассчитываемый по формуле:
Ип = (Пi - Пмин) / (Пмакс - Пмин),
где:
Пi - значение соответствующего показателя муниципального образования;
Пмин - минимальное значение соответствующего показателя среди муниципальных образований;
Пмакс - максимальное значение соответствующего показателя среди муниципальных образований;
в) к показателям, предусмотренным пунктами 1.8, 2.3, 2.6, 2.7, 3.2.3, 3.2.5, 3.3.2, 3.3.7, 3.3.9, 3.3.12, 3.3.13 и 3.3.14 показателей, характеризующих деятельность органа местного самоуправления, применяется индекс (Ип), рассчитываемый по формуле:
Ип = (Пмакс - Пi) / (Пмакс - Пмин),
где:
Пi - значение соответствующего показателя муниципального образования;
Пмин - минимальное значение соответствующего показателя среди муниципальных образований;
Пмакс - максимальное значение соответствующего показателя среди муниципальных образований.
5. Итоговая сумма баллов конкурсной заявки (Крегi) определяется по следующей формуле:
Крегi = 0,2 x К1i + 0,2 x К2i + 0,6 x К3i,
где:
Крегi - итоговая сумма баллов конкурсной заявки по i-му муниципальному образованию на региональном этапе;
К1i - итоговая сумма коэффициентов по разделу 1 показателей, характеризующих деятельность органа местного самоуправления;
К2i - итоговая сумма коэффициентов по разделу 2 показателей, характеризующих деятельность органа местного самоуправления;
К3i - итоговая сумма коэффициентов по разделу 3 показателей, характеризующих деятельность органа местного самоуправления.
6. Итоговая сумма коэффициентов по разделу 1 показателей, характеризующих деятельность органа местного самоуправления (К1i), рассчитывается по формуле:
где:
U11i, U12i, U13i, U14i, U15i, U16i, U17i, U18i - индексы показателей, соответствующие пунктам 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7 и 1.8 показателей, характеризующих деятельность органа местного самоуправления.
7. Итоговая сумма коэффициентов по разделу 2 показателей, характеризующих деятельность органа местного самоуправления (К2i), рассчитывается по формуле:
где:
U21i, U22i, U23i, U24i, U25i, U26i, U27i, U28i, U29i, U210i - индексы показателей, соответствующие пунктам 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9 и 2.10 показателей, характеризующих деятельность органа местного самоуправления.
8. Итоговая сумма коэффициентов по разделу 3 показателей, характеризующих деятельность органа местного самоуправления (К3), рассчитывается по формуле:
где:
К31i - итоговая сумма коэффициентов по подразделу 3.1 раздела 3 показателей, характеризующих деятельность органа местного самоуправления, рассчитываемая по формулам, различающимся в зависимости от категории (I категория - муниципальные округа, городские округа (городские округа с внутригородским делением) и городские поселения, II категория - сельские поселения):
для практик I категории по формуле:
где:
U311i, U312i, U313i, U314i, U315i, U316i, U317i - индексы показателей, соответствующие пунктам 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3, 3.1.4, 3.1.5, 3.1.6 и 3.1.7 показателей, характеризующих деятельность органа местного самоуправления;
для практик II категории по формуле:
где:
U311i, U312i, U313i, U314i, U315i, U317i - индексы показателей, соответствующие пунктам 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3, 3.1.4, 3.1.5 и 3.1.7 показателей, характеризующих деятельность органа местного самоуправления;
К32i - итоговая сумма коэффициентов по подразделу 3.2 раздела 3 показателей, характеризующих деятельность органа местного самоуправления, рассчитываемая по формуле:
где:
Крег - оценка конкурсной заявки на региональном этапе;
U321i, U322i, U323i, U324i, U325i, U326i, U327i, U328i, U329i, U3210i, U3211i, U3212i - индексы показателей, соответствующие пунктам 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3, 3.2.4, 3.2.5, 3.2.6, 3.2.7, 3.2.8, 3.2.9, 3.2.10, 3.2.11, 3.2.12 показателей, характеризующих деятельность органа местного самоуправления;
К33i - итоговая сумма коэффициентов по подразделу 3.3 раздела 3 показателей, характеризующих деятельность органа местного самоуправления, рассчитываемая по формуле:
где:
U331i, U332i, U333i, U334i, U335i, U336i, U337i, U338i, U339i, U3310i, U3311i, U3312i, U3313i, U3314i - индексы показателей, соответствующие пунктам 3.3.1, 3.3.2, 3.3.3, 3.3.4, 3.3.5, 3.3.6, 3.3.7, 3.3.8, 3.3.9, 3.3.10, 3.3.11, 3.3.12, 3.3.13 и 3.3.14 показателей, характеризующих деятельность органа местного самоуправления;
A31i - коэффициент, равный 1, если конкурсная заявка i-го муниципального образования подана по направлению "Инвестиции", 0 - в противном случае;
A32i - коэффициент, равный 1, если конкурсная заявка i-го муниципального образования подана по направлению "Управление имуществом и инфраструктурой", 0 - в противном случае;
A33i - коэффициент, равный 1, если конкурсная заявка i-го муниципального образования подана по направлению "Новые источники доходов бюджета и управление муниципальными заимствованиями", 0 - в противном случае.
9. Конкурсные заявки, поступившие в комиссию, распределяются по каждой категории участников конкурса с использованием формул, предусмотренных пунктами 4, 5, 6, 7, 8 настоящей Методики, по убыванию количества набранных баллов.
10. Оценка конкурсных заявок на федеральном этапе конкурса осуществляется в отношении 25 муниципальных образований в каждой категории участников конкурса, набравших в соответствии с пунктом 5 настоящей Методики наибольшее количество баллов.
Оценка конкурсных заявок на федеральном этапе конкурса (Кфед) рассчитывается по формуле:
Кфед = Ксчет + 0,1 x Оэ,
где:
Кфед - оценка конкурсной заявки на федеральном этапе;
Ксчет - количественная оценка конкурсной заявки, рассчитываемая идентично оценке конкурсной заявки на региональном этапе;
Оэ - значение качественной экспертной оценки конкурсной заявки, проводимой согласно пунктам 11 и 12 настоящей Методики (далее - экспертная оценка).
11. Экспертная оценка осуществляется в соответствии с экспертными мнениями простого большинства членов подкомиссии федеральной конкурсной комиссии по организации и проведению Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика" по номинации "Повышение эффективности управления территорией муниципального образования" (Оэi) (далее - подкомиссия) следующим образом:
где:
N - общее число опросных листов, заполненных членами подкомиссии;
Pj - значение экспертной оценки конкурсной заявки j-м членом подкомиссии (от 1 до 10 баллов; при этом лучшей, по мнению j-го члена подкомиссии, конкурсной заявке присваивается наибольшее количество баллов).
Выставление экспертной оценки осуществляется членами подкомиссии после ознакомления с презентацией конкурсной заявки, а также приобщенным к ней кратким описанием практики.
Конкурсные заявки, в презентации которых не содержится примеров практики повышения эффективности управления территорией в муниципальном образовании, не подлежат экспертной оценке.
12. При выставлении экспертной оценки членами подкомиссии учитываются следующие факторы:
а) исходные предпосылки реализации практики и принципиальные подходы, избранные при разработке и внедрении практики;
б) реализация практики способствовала росту инвестиционной привлекательности муниципального образования, предпринимательской активности, благосостояния населения, росту налоговых и неналоговых доходов бюджета, эффективному управлению муниципальными заимствованиями;
в) уникальные преимущества и сильные стороны практики, выделяющие ее из ряда подобных;
г) алгоритмы (последовательность) действия по внедрению практики;
д) ресурсы (материальные и нематериальные средства), которые необходимы для реализации практики;
е) возможность повторения (тиражирования) практики в других муниципальных образованиях;
ж) риски, которые необходимо принять во внимание при использовании практики.
13. Определение победителей конкурса по номинации "Повышение эффективности управления территорией муниципального образования", среди которых распределяются первое - пятое места победителей конкурса, набравших наибольшее количество баллов в соответствии с пунктом 6 настоящей Методики, осуществляется комиссией.