ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приказ Минэкономразвития России от 30.06.2016 N 423 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке, корректировке, мониторингу среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 30 ноября 2009 г. N 492"

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 30 июня 2016 г. N 423
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО РАЗРАБОТКЕ, КОРРЕКТИРОВКЕ, МОНИТОРИНГУ СРЕДНЕСРОЧНОГО
ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМ СИЛУ ПРИКАЗА
МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ ОТ 30 НОЯБРЯ 2009 Г. N 492
В соответствии с пунктом 4 Правил разработки, корректировки, мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2015 г. N 1234 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6598), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке, корректировке, мониторингу среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
2. Признать утратившим силу приказ Минэкономразвития России от 30 ноября 2009 г. N 492 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период".
Министр
А.В.УЛЮКАЕВ
Утверждены
приказом Минэкономразвития России
от 30.06.2016 N 423
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ, КОРРЕКТИРОВКЕ, МОНИТОРИНГУ СРЕДНЕСРОЧНОГО
ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 4 Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2015 г. N 1234 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила), в целях методического обеспечения деятельности участников стратегического планирования по подготовке и представлению материалов, необходимых для разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период (далее - прогноз).
2. Прогноз разрабатывается ежегодно на очередной финансовый год и плановый период Минэкономразвития России совместно с участниками разработки прогноза на основе анализа внешних и внутренних условий социально-экономического развития Российской Федерации с учетом основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, а также на основе данных, представляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другими участниками стратегического планирования (далее - участники разработки прогноза).
3. Прогноз разрабатывается в трех основных вариантах - базовом, консервативном и целевом:
базовый вариант среднесрочного прогноза характеризует основные тенденции и параметры развития экономики в условиях консервативных траекторий изменения внешних и внутренних факторов при сохранении основных тенденций изменения эффективности использования ресурсов;
консервативный вариант прогноза разрабатывается на основе консервативных оценок темпов экономического роста с учетом существенного ухудшения внешнеэкономических и иных условий;
целевой вариант среднесрочного прогноза основан на достижении целевых показателей социально-экономического развития, учитывающих в полном объеме достижение целей и задач стратегического планирования при консервативных внешнеэкономических условиях.
4. Процесс разработки прогноза включает в себя два этапа:
1) На первом этапе разрабатываются сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации (далее - сценарные условия) и основные параметры прогноза.
2) На втором этапе на основе вариантов прогноза по видам экономической деятельности, секторам, сферам экономики и направлениям развития, а также иных материалов, необходимых для разработки соответствующих разделов прогноза, подготовленных участниками стратегического планирования на основе сценарных условий и основных параметров среднесрочного прогноза, одобренных Правительством Российской Федерации, разрабатывается прогноз.
II. Основные принципы и положения разработки
среднесрочного прогноза
5. Прогноз базируется на исходных условиях и гипотезах, используемых как вероятностные и уточняемые в процессе разработки и реализации прогноза.
Прогноз рекомендуется разрабатывать в форме числовой модели в виде системы таблиц, отражающих последовательное развитие (трансформацию) состояния экономики под воздействием внутренних процессов, внешних и внутренних факторов и принимаемых решений, а также обоснование этих изменений.
6. В исходные условия рекомендуется включать две группы показателей:
1) Первая группа состоит из показателей, в наименьшей степени зависимых от решений, принимаемых в области экономической и социальной политики, и включает следующие внешние и внутренние условия:
цены на нефть марки "Юралс" (мировые);
цены на природный газ; темпы роста мировой экономики;
курс евро к доллару США; курс доллара США к рублю (среднегодовой);
индекс реального эффективного обменного курса рубля;
численность населения (в среднегодовом исчислении);
численность населения трудоспособного возраста;
численность населения старше трудоспособного возраста.
Первая группа также может дополняться иными показателями, которые формируются как реакция экономики на внешние условия, но с учетом действия таких внутренних факторов, как:
объем добычи нефти и природного газа;
экспорт и импорт нефти, нефтепродуктов и природного газа и другие.
2) Вторая группа показателей в существенной степени зависит от принимаемых решений в области экономической и социальной политики, в том числе от:
прогноза инфляции на конец года и в среднем за год;
предельных уровней цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора;
государственных капитальных вложений.
7. Рекомендуется последовательно уточнять исходные условия и основные показатели прогноза по мере их разработки и балансировки как на этапе разработки сценарных условий, так и на этапе формирования прогноза, а также осуществлять детализацию прогноза в разрезе видов экономической деятельности, основных продуктов и товарных групп.
Уровень рабочей детализации определяется требованиями обоснования принятых для разработки показателей прогноза.
8. Обоснованность прогноза в целом и его показателей может определяться:
репрезентативностью (надежностью и полнотой) используемой статистической информации (как ретроспективной, так и текущей), ее методической сопоставимостью и однородностью;
применением современных методов экономического анализа и прогнозирования динамических рядов и их взаимосвязей, выявления тенденций, отклонений от них, циклических, сезонных и случайных составляющих;
осуществлением факторного обоснования динамики показателей с использованием системы структурно-балансовых и эконометрических моделей разного уровня;
обоснованием возможного повышения эффективности использования ресурсов вследствие научно-технического прогресса и организационно-структурных мер политики;
обоснованным использованием экспертных оценок, методов сопоставлений и аналогий;
верификацией используемых методов на основе ретроспективного прогноза.
9. При прогнозировании рекомендуется применять балансовый принцип, который определяет не только использование совмещенного подхода от спроса и от производственных возможностей, но и построение системы балансов, охватывающих все разрезы экономики: производство и использование продукции, затраты и выпуск, формирование ресурсов (трудовых, капитальных, материальных, энергетических, финансовых) и их использование, формирование доходов, их распределение, перераспределение и конечное использование.
Основные балансы могут быть представлены в Системе национальных счетов (СНС-2008), а также в ряде сопутствующих и обосновывающих балансов, в том числе в системе таблиц "затраты-выпуск".
10. Разработка прогноза предполагает расширение использования вероятностного подхода, учитывающего возможные изменения условий под влиянием плохо прогнозируемых факторов, внешних шоков, анализ рисков и последствий принимаемых решений.
Прогноз совмещает использование принципа инерционности (инвариантности имманентных параметров) с принципом эволюции (возможного изменения определяющих параметров под влиянием действия активных факторов, шоков и принимаемых решений). Но эти изменения должны быть соответствующим образом обоснованы, прежде всего технологическими и структурно-организационными решениями.
Использование целевых установок, в том числе в целевом варианте развития, рекомендуется обосновывать не только с точки зрения формируемых целей развития, но также с точки зрения путей их достижения и необходимых для этого ресурсов с учетом возможной их эффективности.
11. Рекомендуется разрабатывать среднесрочный прогноз на 3-летний период с более детальной проработкой годового периода, включающей последовательное расширение квартального режима прогнозирования.
Сбалансированная квартальная проработка может осуществляться по определяющим (избранным) показателям прогноза.
III. Разработка сценарных условий и основных параметров
среднесрочного прогноза
12. Сценарные условия и основные параметры среднесрочного прогноза разрабатываются на основе сведений, представляемых в Минэкономразвития России участниками разработки прогноза в соответствии с пунктами 18 - 33 Правил.
13. При подготовке сценарных условий рекомендуется формировать варианты социально-экономического развития с их предварительными макроэкономическими оценками на основе определения влияния факторов, а также внешних и внутренних условий экономического роста с оценкой их количественных изменений.
14. Разработку сценарных условий и основных параметров прогноза рекомендуется осуществлять в 2 этапа:
1) В рамках первого (аналитического) этапа на базе статистической информации ретроспективного периода проводится анализ основных тенденций, факторов и проблем социально-экономического развития Российской Федерации, а также осуществляется поиск вариантов решений указанных проблем, на основании которых разрабатываются гипотезы и параметры прогноза.
Анализ основных тенденций, факторов и проблем социально-экономического развития Российской Федерации, а также поиск вариантов решений указанных проблем рекомендуется осуществлять посредством:
а) исследования динамических рядов статистических показателей, выделения в них трендовых, циклических и сезонных компонент;
б) исследования компонент, определяемых различными факторами развития, в том числе конъюнктурными, экстенсивными и интенсивными.
2) В рамках второго этапа с целью предварительной балансировки сценариев развития и параметров сценарных условий рекомендуется осуществлять проработку сценарных условий и макроэкономического прогноза экономического развития в квартальном и годовом режиме.
15. Рекомендуется при разработке сценарных условий и основных параметров среднесрочного прогноза также учитывать:
а) данные о прогнозных показателях (индикаторах) государственных программ Российской Федерации и соответствующих им объемах финансирования государственных программ Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;
б) данные об объеме бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период на реализацию федеральных целевых программ, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства и на приобретение объектов недвижимого имущества, не включенных в федеральные целевые программы, планируемых к включению (включенных) в федеральную адресную инвестиционную программу.
16. Сценарные условия содержат наиболее вероятные внешние и внутренние условия и характеристики социально-экономического развития Российской Федерации, соответствующие целям социально-экономического развития на среднесрочный период, и включают прогнозные показатели, определенные пунктом 16 Правил.
В составе внешних и сопряженных с ними условий рекомендуется сформировать гипотезы по следующим показателям:
мировые цены на энергоносители;
темпы роста мировой экономики;
экспорт нефти, нефтепродуктов и газа;
возможный приток (отток) капитала;
условия для заимствований и импорта технологий.
Разработку основных показателей вероятного развития мировой экономики и определяющих его важнейших стран и экономических центров (США, Европейский союз с выделением основных стран, Япония, Китай, Индия, Бразилия, СНГ за исключением России) рекомендуется осуществлять на основе обобщения прогноза международных экономических и финансовых организаций и иностранных государств и на основе составления консенсус-прогноза.
Траекторию мировых цен на нефть рекомендуется формировать на основе прогнозов мировых энергетических агентств с учетом принципа консервативности.
Цены на газ рекомендуется прогнозировать на основе лаговой зависимости от динамики цен на нефть (нефтепродукты) с поправочным коэффициентом, учитывающим условия поставок российского газа.
Объем экспорта рекомендуется прогнозировать по агрегированным товарным группам товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) с учетом мирового спроса, экспортного потенциала и оценки внутренних нужд. Экспортные цены рекомендуется определять с учетом прогнозируемых цен на нефть и состояния рынков.
В составе внутренних условий рекомендуется определить гипотезы по следующим показателям:
уровень инфляции;
изменение валютного курса рубля;
демографические параметры;
прогноз цен и предельных уровней регулируемых тарифов на услуги компаний инфраструктурного сектора на среднесрочный период, который строится с учетом достижения целевого уровня инфляции;
иные позиции исходных условий (параметры налоговой, таможенно-тарифной политики (ставки налогов, внешнеэкономические тарифы и пошлины), бюджетной политики в области расходов, которые отражают варианты экономической политики Правительства Российской Федерации).
В качестве основных факторов при прогнозировании инфляции рекомендуется рассматривать следующие группы факторов:
факторы издержек (рост импортных и экспортных цен, динамика курса рубля, размер индексации тарифов);
факторы спроса (динамика реальных располагаемых доходов населения, розничный товарооборот и другие);
иные структурные факторы (доля отечественной и импортной продукции на потребительском рынке, поведение потребителей в зависимости от стадии экономического цикла и прочие).
Начальная оценка курса рубля на первом этапе составления прогноза определяется динамикой цен на нефть, затем корректируется, исходя из достижения равновесного состояния платежного баланса с учетом прогнозируемого оттока капитала.
Демографические параметры рекомендуется определять на основе демографического прогноза, разрабатываемого Росстатом. Прогноз рынка труда рекомендуется строить на основе демографических параметров с учетом гипотез об изменении экономической активности по возрастным группам и перспективной потребности экономики в трудовых ресурсах.
17. На основе сформированных исходных условий рекомендуется разрабатывать макроэкономический прогноз, в рамках которого проверяется взаимная сбалансированность исходных условий (по ряду параметров).
На основе гипотезы об исходных условиях рекомендуется формировать прогнозные оценки основных компонентов факторной модели валового внутреннего продукта (ВВП): изменение численности занятых в экономике, рост основного капитала (через рост инвестиций в основной капитал и его выбытие), рост физических объемов экспорта и цен на нефть, а также изменения совокупной производительности факторов.
Прогноз инвестиции в основной капитал, необходимый на данном этапе для оценки факторной модели, рекомендуется разрабатывать сначала укрупненно (в зависимости от динамики цен на нефть, курса рубля и процентной ставки по кредитам), а затем более детально по следующим компонентам:
инвестиционные программы компаний инфраструктурного сектора (по их предложениям с учетом позиции министерств);
государственные инвестиции в целом или расходы инвестиционного характера.
Рекомендуется рассматривать следующие варианты инвестиций:
вариант инвестиций, принятый для подготовки проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
вариант инвестиций, опирающийся на основные параметры федеральных целевых программ и параметры государственных программ Российской Федерации;
вариант форсированного роста инвестиций в соответствии с указаниями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по разработке целевого варианта развития или в соответствии с потребностями по развитию избранных секторов экономики.
Гипотезы о росте частных инвестиций рекомендуется составлять на основе их зависимости от динамики доходов частного сектора и его склонности к инвестированию, прогноза кредитования инвестиционной деятельности (в том числе с учетом эффекта инфляции, реальной ставки процента и курса рубля), влияния притока и оттока капитала.
Прогноз инвестиций по ведущим комплексам, в том числе с учетом капиталоемкости развития различных видов деятельности при ожидаемых темпах их роста, рекомендуется балансировать с объемом инвестиционных ресурсов.
Рекомендуется прогнозировать повышение совокупной производительности факторов, например, на основе ее зависимости от повышения доли вложений в человеческий капитал и инновационные сектора экономики.
Прогноз роста физического объема экспорта рекомендуется разрабатывать отдельно по следующим позициям:
- экспорт нефти, нефтепродуктов и газа;
- нетопливный экспорт, с выделением следующих товарных групп:
продовольственные товары, включая зерно;
машины и вооружение;
металлы;
химические продукты;
лес и лесоматериалы.
Прогноз составляется с учетом возможностей экономики, мировых цен и мирового спроса, с использованием системы коэффициентов эластичности экспорта указанных товарных групп по темпу роста мировой экономики, курса рубля, ВВП и росту инвестиций.
Результаты расчетов факторной модели определяют динамику потенциального объема ВВП (на данном этапе - в физическом выражении), которая учитывается при разработке прогноза ряда других параметров экономики, прежде всего доходов и их использования.
Для этого рекомендуется прогнозировать основные компоненты ВВП по методу использования (конечное потребление домашних хозяйств, конечное потребление сектора государственного управления, валовое накопление, экспорт за вычетом импорта).
Рекомендуется оценить балансирующие компоненты счета ВВП по методу использования доходов, прежде всего импорт, а также учесть возможные изменения в запасах материальных оборотных средств.
Потребительский импорт рекомендуется рассчитывать в зависимости от изменения курса рубля и роста доходов населения.
Промежуточный импорт рекомендуется рассчитывать в зависимости от изменения курса рубля и роста ВВП.
Инвестиционный импорт рекомендуется рассчитывать в зависимости от изменения курса рубля и динамики инвестиций в основной капитал.
Соответствующие эластичности рекомендуется прогнозировать с учетом гипотез об их поведении, прежде всего развития импортозамещения.
Изменение запасов материальных оборотных средств рекомендуется оценивать с учетом сезонного фактора (при расчете квартальной модели) и ожидаемого роста ВВП (в квартальном и годовом разрезе).
Прогноз основных компонентов ВВП в сопоставимых ценах в счете использования доходов рекомендуется согласовывать с величиной потенциального ВВП, рассчитанного по факторной модели. Балансировка может потребовать циклического пересчета ряда показателей.
Стоимостные объемы ВВП в текущих ценах прогнозного года рекомендуется оценивать с применением показателей ценового прогноза и согласовывать с другими стоимостными показателями макроэкономического прогноза. Процесс согласования может потребовать уточнения индексов-дефляторов.
На первом этапе также рекомендуется составлять предварительные прогнозные варианты платежного баланса и денежной программы. Основная цель расчета платежного баланса на этом этапе - оценка финансового счета и возможного оттока капитала при прогнозируемом курсе рубля, а прогноз денежной программы составляется для оценки кредитных источников финансирования инвестиций в основной капитал и кредитования населения. Результатом расчетов и балансировки платежного баланса, денежной программы и исходных условий может выступать корректировка первоначального прогноза валютного курса рубля и инфляции, а также кредитов экономики и инвестиций в основной капитал. В случае их корректировки цикл разработки макроэкономического прогноза рекомендуется повторять.
Более полную балансировку счета производства ВВП и счета по использованию доходов (или более широко - производственных возможностей и конечного спроса) рекомендуется осуществлять на основе разработки прогнозного межотраслевого баланса (таблиц "затраты-выпуск") в сопоставимых и текущих ценах.
Целесообразно осуществлять прогнозную оценку межотраслевого баланса на этапе формирования макроэкономического прогноза развития.
Для этого составляющие конечного спроса рекомендуется детализировать в разрезе видов экономической деятельности. Одновременно осуществляется предварительный прогноз возможных выпусков продукции по соответствующим отраслям экономики.
Объем и структуру накопления основного капитала рекомендуется определять на основе прогноза отраслевой структуры инвестиций в основной капитал, согласованной с прогнозом развития основных сфер экономики (видов деятельности).
Прогноз экспорта и импорта детализируется по товарным группам, а затем преобразуется в прогноз экспорта по видам экономической деятельности.
Для перехода к прогнозам производства по видам экономической деятельности рекомендуется использовать модель межотраслевого баланса: на ее основе рассчитывается потребность в выпуске по всем видам экономической деятельности, отвечающая прогнозу объемов и структуры конечного спроса. Следующим шагом разработки макроэкономического прогноза является балансировка конечного спроса на отраслевую продукцию и ее предложения с учетом представленных на первом этапе составления прогноза участниками стратегического планирования данных по развитию отраслей и секторов экономики.
Балансировку конечного спроса и отраслевых прогнозов рекомендуется производить по линии использования продукции. Инструментами балансировки показателей в постоянных ценах должны выступать коэффициенты удельных затрат продукции в отраслях экономики (гипотезы о ресурсоэкономии) и функциональные элементы конечного спроса (в основном прирост запасов материальных оборотных средств и импорт). Балансировку в текущих ценах рекомендуется осуществлять с учетом возможной корректировки по показателям.
Результатом балансировки является уточнение элементов конечного спроса и отдельных позиций производства.
Балансировку по линии инвестиций в основной капитал рекомендуется осуществлять уже на следующем - основном этапе разработки среднесрочного прогноза.
В связи с неустойчивостью экономики и особой необходимостью обоснованности годовых значений показателей прогнозов рекомендуется повысить роль квартального и месячного режимов разработки ряда показателей среднесрочного прогноза.
Рекомендуется при разработке макроэкономического прогноза уже на первом этапе включать расчет бюджетных параметров.
Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации рекомендуется рассчитывать по видам доходов на основании оценки налоговых баз, определяемых из макроэкономического прогноза, и возможных корректировок налогового законодательства. В зависимости от экономической ситуации в России и в мире в качестве экзогенных параметров по годам прогнозного периода выбираются величина бюджетного дефицита либо объем бюджетных расходов (в отдельных случаях ищется комплексное решение) в соответствии с действующими в настоящее время бюджетными правилами.
Распределение расходов по направлениям и предварительные лимиты средств, выделяемых на финансирование государственных программ Российской Федерации, а также выбор источников финансирования бюджетного дефицита рекомендуется определять посредством экономической политики государства и соответствующими обоснованиями государственных программ.
Этап расчетов и обоснований параметров макроэкономического прогноза рекомендуется завершать формированием сводных экономических показателей и показателей системы национальных счетов (СНС). Производится расчет показателей финансовых потоков и осуществляется окончательное взаимное согласование показателей спроса, производства, доходов, динамики ценовых показателей в рассматриваемых аспектах по видам деятельности и секторам экономики. Уточняются начальные оценки платежного баланса, денежной программы, проектировок бюджетной системы Российской Федерации. Подготавливается сводный документ "Сценарные условия функционирования экономики и основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период".
В пояснительной записке (докладе) о сценарных условиях наряду с описанием сценариев, положенных в основу разработки прогноза, и вариантов прогноза (базового, консервативного и целевого) рекомендуется отразить характеристику рисков, связанных с реализацией прогноза.
После одобрения Правительством Российской Федерации сценарные условия доводятся до федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые отвечают за разработку прогнозов развития соответствующих секторов экономики и субъектов Российской Федерации, а также до других участников стратегического планирования.
IV. Разработка прогноза социально-экономического развития
Российской Федерации на среднесрочную перспективу
18. Среднесрочный прогноз разрабатывается Минэкономразвития России на основе анализа внешних и внутренних условий социально-экономического развития Российской Федерации с учетом основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, а также на основе прогнозов и материалов, представляемых участниками разработки прогнозов в соответствии с пунктом 2 Правил.
19. Среднесрочный прогноз разрабатывается на основе сведений, представляемых в Минэкономразвития России участниками разработки прогноза в соответствии с пунктами 38 - 51 Правил.
20. В состав прогноза включаются показатели объемов производства и реализации налогооблагаемой и подакцизной продукции в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Ответственные за разработку этих показателей федеральные органы исполнительной власти определены в пунктах 44, 45, 48, 49, 51 Правил.
21. В состав среднесрочного прогноза рекомендуется включать следующие показатели и характеристики:
а) оценка достигнутых результатов и тенденций социально-экономического развития;
б) характеристика условий социально-экономического развития в среднесрочном периоде, включая основные показатели демографического и научно-технического развития, состояния окружающей среды и природных ресурсов;
в) основные показатели развития мировой экономики на среднесрочный период, включая прогноз мировых цен на отдельные сырьевые ресурсы;
г) оценка факторов и ограничений социально-экономического развития на среднесрочный период;
д) показатели одного или нескольких вариантов социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период;
е) направления и основные показатели социально-экономического развития, балансы по основным видам экономической деятельности и институциональным секторам экономики, показатели развития транспортной и энергетической инфраструктуры на среднесрочный период с учетом основных параметров государственных программ Российской Федерации;
ж) сводный топливно-энергетический баланс, рассчитанный в соответствии с методологией Минэнерго России;
з) основные показатели регионального развития на среднесрочный период, в том числе величина валового регионального продукта субъектов Российской Федерации, прогноз потребления топливно-энергетических ресурсов на территории субъектов Российской Федерации;
и) иные показатели, определенные Правительством Российской Федерации.
22. Составление прогноза рекомендуется осуществлять с учетом результатов анализа достигнутых результатов и тенденций социально-экономического развития в период, предшествующий прогнозному.
Характеристика достигнутых результатов и тенденций социально-экономического развития может отражать:
общеэкономические условия, в которых развивается экономика в текущий период;
общую тенденцию экономического развития в рассматриваемый период (ускорение, замедление или стагнация) и факторы ее определяющие - динамика экономического роста (динамика ВВП), промышленного производства, инвестиций в основной капитал, потребления домашних хозяйств (оборот розничной торговли и платные услуги населению), экспорта и импорта товаров, а также инфляции и безработицы. При необходимости характеристика общей тенденции может быть расширена за счет других основных показателей прогноза, в том числе показателей изменения структуры экономики (например, структуры ВВП по производству и использованию доходов, структуры платежного баланса страны);
оценку достигнутого уровня показателей социально-экономического развития в сравнении с прогнозными показателями, положенными в основу утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период бюджета;
прогнозную оценку основных показателей до конца периода, предшествующего прогнозируемому, с обоснованием факторов, способных повлиять на изменение текущих тенденций.
Для подготовки данного раздела рекомендуется использовать методы экономического анализа, межстрановых сопоставлений, эконометрические методы, в том числе факторные модели.
При анализе показателей роста, подверженных сезонным колебаниям, наряду с показателями их роста (изменения) к соответствующему периоду предыдущего года (темпы роста или прироста) рекомендуется использовать показатели, очищенные от сезонного и календарного факторов.
В качестве информационной базы исследования рекомендуется использовать отчетные данные Росстата, данные отчетности Таможенного комитета Российской Федерации, данные Центрального банка Российской Федерации, Минфина России, других федеральных министерств и ведомств, а также оценки таблиц "затраты-выпуск", подготавливаемые Росстатом и научно-исследовательскими организациями.
23. Цели социально-экономического развития Российской Федерации в среднесрочной перспективе рекомендуется определять с учетом:
стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период и долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации;
указов Президента Российской Федерации и решений Правительства Российской Федерации по социально-экономическим вопросам;
достижения долгосрочных целей, учитывая текущее развитие ситуации (внешнеэкономических условий и экономической ситуации в России) и складывающиеся тенденции социально-экономического развития;
отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации;
основных параметров государственных программ Российской Федерации;
проводимой корректировки ресурсов долгосрочной бюджетной стратегии.
Все качественные характеристики целей сохраняются обычно вне зависимости от колебаний текущей экономической конъюнктуры, но уровень их достижения может корректироваться с учетом указанных документов.
Приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации в среднесрочной перспективе рекомендуется определять с учетом целей социально-экономического развития и последовательности решения задач, направленных на их достижение.
24. Оценку перспектив развития мировой экономики рекомендуется осуществлять на начальной стадии составления среднесрочного прогноза российской экономики. Она нацелена на выявление важнейших внешних условий функционирования интегрированной в систему мирохозяйственных связей экономики страны (в том числе включает прогноз потенциала внешнего спроса и уровня цен на основные виды товаров, торгуемых Россией).
Прогноз внешних условий рекомендуется представлять системой количественных показателей и в описательной форме (как систему выводов о благоприятных и неблагоприятных для российской экономики внешних факторах и их обоснований).
В характеристику внешних условий в среднесрочный период на количественном уровне рекомендуется включать три блока показателей:
а) темпы экономического роста ВВП мировой экономики, основных стран и страновых группировок, в том числе США, Европейского союза с выделением основных стран, Японии, Китая, Индии, СНГ (за исключением России), с выделением стран Таможенного союза, изменение курса евро по отношению к доллару США;
б) прогноз мировых цен на нефть, газ и отдельные сырьевые ресурсы;
в) прогноз среднеконтрактных цен на основные виды продукции российского экспорта и импорта товаров, в том числе в разрезе 11 товарных групп ТН ВЭД.
Разработке основных показателей вероятного развития мировой экономики и определяющих его важнейших стран и экономических центров должен предшествовать анализ наблюдающейся в них текущей экономической ситуации, факторов и ограничений экономического роста.
Рекомендуемый состав стран, используемых для целей анализа основных характеристик, включает:
США;
страны Европейского союза (в том числе Германию, Францию, Италию);
Японию;
Китай;
Индию;
Бразилию;
страны СНГ (за исключением России);
другие страны мира.
Анализ рекомендуется проводить с привлечением опубликованных аналитических материалов по этому вопросу, в том числе докладов правительственных структур и международных организаций. Целесообразно оценивать меры, предпринимающиеся в странах для решения экономических задач (в том числе бюджетная политика, политика центральных банков). Рекомендуемый перечень показателей, характеризующих уровень развития стран, представлен в таблице 1.
Таблица 1
Рекомендуемый перечень показателей, характеризующих уровень развития стран
Показатели
1
Индекс физического объема ВВП
2
Динамика инвестиций
3
Динамика потребления домашних хозяйств
4
Инфляция
5
Уровень безработицы
6
Индекс валютного курса (нац. валюта/долл. США), для США (долл. США/евро)
7
Дефицит/профицит бюджета (% к ВВП)
8
Сальдо торгового баланса
9
Сальдо текущего счета платежного баланса
10
Государственный долг (% к ВВП)
11
Характеристика денежно-кредитной и бюджетной политики
Разработку основных показателей вероятного развития мировой экономики и определяющих его важнейших стран и экономических центров рекомендуется осуществлять на основе обобщения прогноза международных экономических и финансовых организаций и иностранных государств, позиций российских аналитиков и составления консенсус-прогноза. Особое внимание рекомендуется уделять эффектам, связанным с монетарной политикой в США и других странах, с развитием интеграционных механизмов, в том числе по устранению финансовой фрагментации и реализации программ Европейского центрального банка в Европейском союзе, динамикой интеграционных процессов в Европе и Азии.
Исходя из ожидаемого эффекта от реализации внутренней экономической политики в США и странах Европейского союза оцениваются изменения в курсе евро по отношению к доллару США. При этом также учитывается возможное ослабление внешнего спроса на американскую валюту, в частности в Российско-Азиатском регионе, при развитии расчетов между странами региона в национальной валюте стран региона через специально создаваемые под эти цели банковские структуры.
Рекомендуется оценить и учесть перспективы развития стран - экспортеров основных биржевых товаров.
На основе публикуемых данных (отчетов и прогнозов) международных организаций, ведомств и аналитических центров стран рекомендуется осуществить анализ процессов в мировой торговле: темпов роста оборота, динамики физических объемов экспорта энергоносителей и готовых промышленных изделий.
Особое внимание рекомендуется уделить рынкам углеводородов, металлов, зерна. Рекомендуется оценить перспективы развития спроса и предложения, движения запасов, динамики цен на этих рынках в среднесрочной перспективе.
Нефть
Рекомендуется исследовать динамику потребления и производства жидких углеводородов, в том числе по основным их потребителям и производителям, представляемую в отчетных и прогнозных данных международных организаций.
При составлении прогноза цен на нефть рекомендуется учитывать факторы подавления и ускорения динамики нефтяных цен. К таким факторам можно отнести:
возможное расширение предложения со стороны США, Ирана и Ирака;
ужесточение монетарной политики в ряде ключевых развитых стран;
напряженность обстановки на Ближнем Востоке и надежность гарантий стабильных поставок из стран Арабского региона;
политику ОПЕК (в том числе Саудовской Аравии) по загрузке свободных мощностей в нефтедобыче;
перспективы экономического роста основных энергопотребляющих стран (в том числе США, Китая, Индии, Бразилии) и динамику энергоемкости стран;
реализацию политики на замещение ядерной энергетики (в Германии и частично в Японии).
При прогнозировании мировых цен на нефть используются данные международных агентств и организаций, специализирующихся на мониторинге и прогнозе мировых цен на нефть (Международный валютный фонд, Управление энергетической информации США, Всемирный банк и другие). При прогнозировании в качестве базовых учитываются усредненные мировые цены марки на нефть марки "Юралс" котировочных агентств. Для этого (а также в иных целях) рекомендуется использовать результаты мониторинга цен на нефть марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском), осуществляемого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 155 "О порядке мониторинга цен на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском), а также о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 251". Список основных потребителей и производителей жидких углеводородов рекомендуется представлять в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2
Список основных потребителей и производителей жидких углеводородов
Потребление
Оценка по годам в млн. тонн, в % к предыдущему году
Производство
Оценка по годам в млн. тонн, в % к предыдущему году
Мировое потребление
Мировое производство
США
ОЭСР
Европа (ОЭСР)
США
ОЭСР - всего
Канада
Япония
Китай
Китай
Бразилия
Индия
ОПЕК
Бразилия
Россия
Россия
Страны - не члены ОЭСР
Страны - не члены ОЭСР
Страны - не члены ОПЕК
Расчетные среднеконтрактные цены на нефть для дальнего зарубежья и стран - членов СНГ рекомендуется прогнозировать исходя из складывающихся в отчетный период соотношений мировых и средних контрактных цен.
Прогноз цен на нефть марки "Юралс" рекомендуется составлять на вариантной основе, поскольку позиции аналитиков в оценках динамики нефтяных цен, как правило, не совпадают. При формировании основного варианта траектории мировых цен на нефть рекомендуется учитывать принцип консервативности (оценки уровня нефтяных цен по основному варианту находятся внутри границ, определяемых "вилкой" выбранных возможных вариантов).
Нефтепродукты
Средние контрактные цены на основные виды нефтепродуктов рекомендуется определять на основе выявления их зависимости от цен на нефть. Выделяются следующие виды нефтепродуктов: автомобильный бензин, дизельное топливо, мазуты.
Природный газ
При составлении прогноза спроса и цен на газ рекомендуется учитывать данные о мировом потреблении и мировом производстве газа по странам и группам стран, представляемые в отчетных и прогнозных данных международных организаций. Список основных потребителей и производителей газа рекомендуется представлять в соответствии с таблицей 3.
Таблица 3
Список основных потребителей и производителей газа
Оценка по годам в млрд. куб. м, в % к предыдущему году
Оценка по годам в млрд. куб. м, в % к предыдущему году
Мировое потребление
Мировое производство
Развитые страны
Развитые страны
США
США
Европа
Европа
Развивающиеся страны
Развивающиеся страны
Китай
Ближний Восток
Индия
Россия
Бразилия
Россия
При составлении прогноза цен на газ рекомендуется учитывать ретроспективные данные и прогнозы по США (терминал Henry Hub, газовые цены для промышленности и домашних хозяйств), цены на газ в Европе по долгосрочным фьючерсным контрактам, которые представлены в аналитических материалах стран и международных организаций.
По итогам аналитических оценок составляется динамика и цены мирового производства и потребления природного газа в соответствии с таблицей 4.
Таблица 4
По годам ретроспективы (за три года)
Прогноз по годам среднесрочного периода
Динамика мирового производства, млрд. куб. м в год
Динамика мирового потребления, млрд. куб. м в год
Изменение запасов, млрд. куб. м в год
Оптовая цена газа терминала Henry Hub (США), долл. США/тыс. куб. м
Цена газа (цены доставки (отпускные) для промышленности США, долл. США/тыс. куб. м
Цена газа (цены доставки (отпускные) для домашних хозяйств США, долл. США/тыс. куб. м
Цена газа в Европе по долгосрочным контрактам, долл. США/тыс. куб. м
Доля России в мировом производстве, %
Доля России в мировом потреблении, %
При составлении прогноза средних контрактных цен на российский газ для дальнего зарубежья рекомендуется использовать как прогнозы тенденций на газовых рынках международных организаций, так и разработанные аналитиками лаговые функции, показывающие траекторию движения газовых цен в зависимости от нефтяных цен (модель цены на газ), прогнозы ПАО "Газпром".
При использовании модельных инструментов для прогнозирования газовых цен рекомендуется учитывать факторы, которые могут повлиять на ослабление определившейся в ретроспективе связи между динамикой цен на газ и нефть и привести в среднесрочном периоде к торможению динамики газовых цен относительно нефтяных цен:
рост предложения газа на мировом рынке и обострение конкуренции поставщиков;
освоение новых источников топлива и технологий газодобычи;
развитие промышленной эксплуатации Японией газогидратных месторождений и другие.
Рекомендуется учитывать достигнутые договоренности и соглашения на межгосударственном уровне по газовым контрактам, тенденции и направления развития экономических связей с отдельными странами.
Средние контрактные цены на газ для стран - членов СНГ устанавливаются на основе данных двусторонних договоров.
Рынок металлов
При составлении прогноза мировых цен на металлы рекомендуется оценивать динамику цен на основные виды металлов - сталь, алюминий и медь.
Составление прогноза внешних цен на металлы (сталь, алюминий, медь) должно базироваться на учете ретроспективной динамики мирового производства и потребления, изменения запасов по этим видам металлов, а также биржевых цен. Рекомендуется учитывать прогнозы международных организаций, биржевых аналитиков. Прогноз внешних цен на металлы носит характер консенсус-прогноза.
Для каждого из основных видов металла рекомендуется разрабатывать укрупненный баланс производства и потребления металла в натуральном выражении, изменения запасов и прогноз цены в долларах США за тонну.
Рынок зерна
Перспективы развития производства зерновых культур в значительной степени определяют ситуацию (в том числе динамику цен) на мировом продовольственном рынке, влияют на результаты развития животноводческой отрасли.
При составлении среднесрочного прогноза рынка зерна (объемов мировой торговли и цен) рекомендуется учитывать оценки объемов мирового производства и потребления пшеницы, кукурузы и риса, изменения запасов зерновых, динамики цен, составляемые международными организациями и странами - крупнейшими региональными производителями сельскохозяйственной продукции. В частности, рекомендуется использовать оценки Мирового совета по зерну, Министерства сельского хозяйства США, Всемирного банка.
На основе этих данных и оценок Минэкономразвития России составляется консенсус-прогноз по мировым ценам на зерновом рынке, в том числе на пшеницу, и осуществляется выбор оценки для основного (базового) сценария среднесрочного прогноза России. Прогнозы производства и потребления зерна строятся в соответствии с таблицей 5.
Таблица 5
Производство и потребление пшеницы, динамика цен
По годам ретроспективы (за три года)
Прогноз по годам среднесрочного периода
Мировое производство, млн. т
Мировое потребление, млн. т
Переходящие запасы, млн. т
Изменение запасов, млн. т
Консенсус-прогноз, цена (долл. США/т)
Прогноз среднеконтрактных индексов цен на другие экспортные, а также импортные товары (в разрезе основных видов) рекомендуется определять различными методами. Исследуется эластичность их связи с мировыми ценами на нефть, металлы или зерно (в зависимости от рассматриваемых видов продукции), с динамикой развития мировой экономики, а также основных групп стран, проводится тренд-анализ.
Состояние и перспективы мировой торговли
Сравнение динамики мировой торговли и динамики ВВП, влияние перспектив мировой торговли на возможности расширения экспорта как компонента структуры ВВП по использованию в соответствии с таблицей 6.
Таблица 6
Средний темп прироста, %
Периоды
Периоды
Мировая торговля
реальный темп
реальный темп
Мировой ВВП
реальный темп
реальный темп
Основные источники информации для разработки прогноза
внешних условий
Таблица 7
Основные источники информации для разработки прогноза внешних условий
1
International Monetary Fund (IMF):
International Financial Statistics Database,
Primary Commodity Prices,
World Economic Outlook Databases
Международный валютный фонд (МВФ):
Базы данных международной финансовой статистики МВФ,
Обзор цен на товарных рынках,
Статистические базы данных и обзоры МВФ
2
OECD:
OECD Economic Outlook,
OECD iLibrary,
OECD StatExtracts
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР):
Макроэкономические обзоры и прогнозы ОЭСР,
Базы статистических данных ОЭСР,
Статистические выборки и ряды ОЭСР
3
World Bank
World Bank. Pink data (pink sheet),
World Bank. Global Economic Prospects,
World DataBank
Мировой Банк:
Обзор тенденций мировых товарных рынков,
Доклад Мирового банка о перспективах развития мировой экономики,
Базы данных статистики Мирового банка
4
Eurostat
Евростат
5
Energy Information Administration (EIA):
EIA. Analysis & Projections,
EIA. Annual Energy Outlook
Управление энергетической статистики США:
Аналитика и прогнозы,
Материалы энергетического ежегодника
6
IHS Global Insight
7
Cambridge Energy Research Associates (IHS CERA)
Кембриджская группа по исследованиям в энергетической области
8
NYMEX. Energy products
Данные об энергетических товарах, торгуемых на Нью-Йоркской товарной бирже (фьючерсы)
9
Worldsteel
Всемирная организация производителей стали
10
UNCTAD
Конференция ООН по торговле и развитию
11
LME
Лондонская биржа металлов
12
International Copper Study Group
Международная группа по исследованию рынка меди
13
International Nickel Study Group
Международная группа по исследованию рынка никеля
14
World Grain Council
Мировой совет по зерну
15
United States Department of Agriculture, USDA
Министерство сельского хозяйства США
25. При подготовке исходных условий прогноза и разработке параметров среднесрочного прогноза рекомендуется использовать важнейшие показатели бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации.
Также рекомендуется учитывать решения по индексации заработной платы в бюджетной сфере, пенсий и других социальных выплат.
26. Налоговая политика - инструмент государственной политики, обеспечивающий: перераспределение в бюджетную систему части создаваемого в секторах экономики дохода, формирование налоговых условий для решения структурных и иных задач развития. Налоговая политика реализуется в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.
27. Таможенно-тарифная политика реализуется методами таможенно-тарифного регулирования (система таможенных тарифов, товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности), нетарифного регулирования (квотирование, лицензирование, специальные защитные меры и другие), а также мерами экономического и административного характера, способствующими развитию внешнеторговой деятельности (в том числе методами кредитования, страхования, гарантирования и так далее). На территории стран Таможенного союза проводится согласованная таможенно-тарифная политика по отношению к третьим странам.
При формировании сценарных условий в описательной форме рекомендуется указывать наиболее значимые запланированные Правительством Российской Федерации и учитываемые в прогнозных расчетах в среднесрочной перспективе изменения в налоговой и таможенно-тарифной политике.
28. При разработке среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации необходимо учитывать положения, изложенные в Основных направлениях бюджетной политики, закрепленные в Бюджетном кодексе Российской Федерации и федеральных законах о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период; положения Налогового кодекса Российской Федерации и Основных направлений налоговой политики; положения Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"; межправительственные соглашения в рамках Таможенного союза (в том числе единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности); "Основные направления таможенно-тарифной политики"; другие регулирующие и правоустанавливающие документы в этой области.
29. При формировании оценок налоговых доходов, таможенных пошлин и других неналоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации применяется соответствующий модельный аппарат и нормативный подход.
Рекомендуется оценивать показатели нефтегазовых доходов и дополнительных нефтегазовых доходов с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и соответствующих методических указаний по их расчету. Их оценка базируется на данных о добыче и экспорте нефтегазовой продукции в натуральном выражении, представленных в топливно-энергетических балансах, разрабатываемых по годам на среднесрочную перспективу; прогнозируемых внешних ценах на нефтегазовую продукцию; курсах валюты и другой необходимой информации.
При формировании оценок акцизов необходимо учитывать поступления акцизов по видам продукции и прогнозные показатели из соответствующих натуральных балансов по видам облагаемой акцизами продукции.
30. При разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу также рекомендуется учитывать влияние налогово-бюджетной и таможенно-тарифной политик на условия ведения бизнеса (в том числе малого и среднего) в секторах экономики, структурные сдвиги в производстве товаров и услуг, экспорте и импорте товаров, а также на характер преобразований в институциональной среде и в социальной сфере.
Учет влияния налогово-бюджетной и таможенно-тарифной политик на показатели среднесрочного прогноза может осуществляться как путем получения количественных оценок на основе применения числовых моделей, так и путем формирования соответствующих аналитических выводов.
31. При разработке показателей среднесрочного прогноза рекомендуется учитывать Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, разрабатываемые Банком России согласно главе VII Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России") (далее - ОНЕДКП).
При прогнозировании денежной программы наряду с учетом принципов денежно-кредитной политики, изложенных в ОНЕДКП, а также характеристик текущего и прогнозируемого состояния экономики, рекомендуется использовать прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации (в частности, прогнозное изменение валютных резервов). Как входящий параметр используется и прогноз изменения объемов средств суверенных нефтегазовых фондов (резервного фонда Российской Федерации и Фонда национального благосостояния).
Рекомендуется также производить прогноз денежных агрегатов - денежной массы в национальном определении (агрегат М2) покомпонентно, широкой денежной массы (агрегат М2X), узкой денежной базы, а также широкой денежной базы, которая в узком понимании денежным агрегатом не является.
Исходными показателями для прогноза агрегатов являются номинальные объемы ВВП, оборота розничной торговли, фонда оплаты труда, ожидаемой прибыли, а также номинальные доходы населения.
К основным инструментам и методам денежно-кредитной политики Банка России, учитываемым при среднесрочном прогнозировании, относятся:
процентные ставки по операциям Банка России;
обязательные резервные требования;
операции на открытом рынке;
рефинансирование кредитных организаций;
валютные интервенции;
установление ориентиров роста денежной массы;
прямые количественные ограничения;
эмиссия облигаций от своего имени;
другие инструменты, определенные Банком России.
Основным индикатором направленности денежно-кредитной политики является "ключевая ставка" Банка России - процентная ставка по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности на аукционной основе на срок одна неделя.
В состав характеристик внутренних сценарных условий, относящихся к денежно-кредитной политике, включаются параметры инфляции и валютного курса.
При подготовке среднесрочного прогноза рекомендуется учитывать основные показатели, характеризующие политику по кредитованию внутренней экономики, внешним заимствованиям и управлению международными резервами (доходы от их размещения), представленные в денежной программе, оценках платежного баланса и прогнозе счета кредитных организаций.
При разработке сценарных условий их значения рекомендуется определять с учетом ожидаемой внешней и внутренней ситуации в соответствующие годы среднесрочного периода и по базовым параметрам согласовывать с Банком России.
При разработке показателей среднесрочного прогноза рекомендуется учитывать влияние ситуации на рынке заемных средств, уровня инфляции, валютного курса на инвестиционную политику корпораций, потребительский спрос и другие показатели прогноза.
Учитывается введенный Банком России с конца 2014 года режим плавающего валютного курса и переход к таргетированию инфляции.
При составлении среднесрочного прогноза рекомендуется принимать во внимание, что:
Банк России может прибегать к валютным интервенциям для целенаправленного изменения валютного курса, складывающегося под влиянием рыночных факторов, лишь в случае угрозы финансовой стабильности;
достижение целевых установок Банка России по уровню инфляции будет обеспечиваться его процентной политикой, нормативами по резервированию, а также иными, помимо целенаправленного воздействия на валютный курс, методами.
В ходе разработки среднесрочного прогноза при составлении оценок динамики валютного курса рекомендуется учитывать основные рыночные факторы, определяющие динамику спроса и предложения валюты (динамика доходов от экспорта, чистого притока капитала, расходов на импорт, обслуживание накопленных иностранных обязательств и другие). Разрабатывается прогнозный платежный баланс, на основании которого оценивается равновесный уровень валютного курса. Оценки валютного курса в ходе итерационных расчетов уточняются.
Курс доллара США к рублю рекомендуется разрабатывать как в среднегодовом выражении, так и на конец каждого года прогнозного периода. Также рассчитывается прогнозное изменение реального эффективного курса национальной валюты.
Показатель курса доллара США к рублю рекомендуется использовать при переводе прогнозируемых показателей платежного баланса (представляются в долларах США), включая развернутый прогноз показателей торгового баланса, в оценку в национальной валюте.
Реальный эффективный курс рекомендуется применять в основном для оценки процесса ослабления (укрепления) национальной валюты и получения соответствующих выводов об изменении условий конкурентоспособности отечественного производства.
Рекомендуется при разработке среднесрочного прогноза согласовывать с Банком России оценки инфляции и основных показателей денежной программы, полученные в ходе системных расчетов с комплексным учетом всех внешних и внутренних условий и связей между прогнозными показателями. При необходимости в расчетные оценки вводятся соответствующие корректировки и прогноз уточняется.
Рекомендуется учитывать, что удорожание заемных средств под влиянием процентной политики, прямых ограничений по рефинансированию или сужения их предложения в результате роста норматива по резервированию в целях сдерживания роста денежной массы и инфляции может сопровождаться повышением издержек производителей на обслуживание заемных средств и торможением спроса на заемные средства.
Рекомендуется учитывать обратную связь между ценой заемных средств и динамикой инвестирования в производство, динамикой остатков на счетах в кредитных организациях. Эта связь может усиливаться или ослабляться в зависимости от бюджетной политики по инвестированию экономики, притока иностранного капитала. Для иностранного капитала может быть привлекательна разница между процентными ставками на российском рынке и в других странах.
Также рекомендуется учитывать ключевое балансовое тождество, вытекающее из уравнения Фишера, и систему функционально связанных между собой факторов, влияющих на его параметры:
IfGDP · IdGDP = IMD · IV
где:
IfGDP и IdGDP - индекс физического объема и индекс-дефлятор ВВП соответственно;
IMD и IV - индекс динамики денежного агрегата и индекс, трактуемый как изменение скорости оборота денег, соответственно.
В расчетах по оценке согласованности прогноза монетарных показателей с параметрами экономического роста, финансовыми показателями развития рекомендуется применять модельные инструменты (балансовые модели и эконометрические функции) для оценки потребностей в заимствованиях институциональных секторов экономики, для оценки финансовых ресурсов банковской системы, в том числе для внутреннего кредитования, расчета динамики денежных агрегатов. Оценка этих показателей может проводиться на последней стадии расчетных работ, после построения прогнозных оценок счетов институциональных секторов экономики и получения прогноза по показателям "чистое кредитование/чистое заимствование".
В качестве одной из основных моделей, используемых в расчетах показателей внутреннего кредитования и денежных показателей, рекомендуется использовать модель кредитных организаций, составленную на основе балансовых таблиц обзора кредитных организаций, разрабатываемых Банком России.
В указанной модели оцениваются:
основные внутренние источники финансовых ресурсов кредитных организаций;
использование финансовых ресурсов на кредитование секторов внутренней экономики, резервирование в Банке России;
чистые иностранные активы кредитных организаций.
Исходными данными для данного баланса, помимо прочего, являются приток (отток) капитала банковского сектора (из прогноза платежного баланса) и рефинансирование банковского сектора со стороны Банка России (из денежной программы). Входящими данными являются источники финансирования дефицита федерального бюджета (в части сальдо внутренних и внешних заимствований).
При составлении прогноза показателей баланса кредитных организаций рекомендуется учитывать методологические положения Банка России по формированию данных, образующих исходную информацию модели, их соответствие аналогам в статистике платежного баланса и международной инвестиционной позиции.
В качестве основных источников ретроспективной информации рекомендуется использовать данные, представляемые на сайте Банка России и в ежемесячном "Бюллетене банковской статистики", выпускаемом Банком России, а также в сборниках Росстата "Национальные счета России".
32. Сформированные исходные условия в рамках каждого сценария являются основой для разработки основных экономических показателей среднесрочного прогноза, в ходе построения которых оцениваются ключевые факторы экономического роста и обеспечивается согласованность и сбалансированность всех исходных условий между собой в рамках единого сценария.
33. При составлении прогноза ВВП, который характеризует конечный результат производственной деятельности экономических единиц - резидентов и измеряется стоимостью товаров и услуг, произведенных этими единицами для конечного использования, рекомендуется учитывать две основные группы факторов экономического роста:
факторы спроса, на основе которых формируется оценка ВВП по методу использования дохода (в сопоставимых ценах базового года и в текущих ценах прогнозных лет);
факторы предложения продукции, на основе которых формируется оценка ВВП с помощью макроэкономических функций (начальная ориентировочная оценка в целом по экономике в сопоставимых ценах базового года) и производственным методом (с учетом производственных возможностей секторов и отраслей экономики в ценах базового года и текущих ценах прогнозных лет).
34. При разработке среднесрочного прогноза рекомендуется учитывать влияние финансовых и ценовых факторов (условий) на показатели спроса и предложения, динамику показателей производства и использования ВВП.
35. Составление и согласование оценок ВВП с учетом факторов спроса и предложения (включая финансовые условия) может базироваться на учете методологических положений СНС по оценке ВВП тремя методами счета, соответствующими различным стадиям воспроизводства: производственным методом, методом использования доходов, методом формирования ВВП по источникам доходов.
ВВП при расчете производственным методом представляет собой суммарную оценку валовой добавленной стоимости, созданной во всех отраслях или институциональных секторах экономики, и чистых налогов на продукты и импорт.
ВВП, рассчитанный методом использования доходов, характеризует сумму расходов всех институциональных секторов на конечное потребление, валовое накопление плюс чистый экспорт.
ВВП, рассчитанный методом формирования по источникам доходов, складывается как суммарная оценка элементов, образующих валовую добавленную стоимость (оплаты труда наемных работников, валовой прибыли и валовых смешанных доходов, скрытых оплаты труда и смешанных доходов, других чистых налогов на производство), плюс чистые налоги на продукты и импорт.
36. Учет факторов конечного спроса, ценовых и финансовых условий при формировании оценок ВВП методом использования доходов.
При оценке факторов конечного спроса рекомендуется применять показатели использования доходов, которые представляются в следующем составе: