ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приказ Минэкономразвития России от 30.11.2015 N 894 "Об утверждении Методики оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2015 N 40375)

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 30 ноября 2015 г. N 894
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО
ПАРТНЕРСТВА, ПРОЕКТА МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА
В соответствии с частью 7 статьи 9 и частью 2 статьи 16 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4350) приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Методику оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2016 года.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Воскресенского С.С.
Врио Министра
А.Е.ЛИХАЧЕВ
Утверждена
приказом Минэкономразвития России
от 30.11.2015 N 894
МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО
ПАРТНЕРСТВА, ПРОЕКТА МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА
I. Общие положения
1. Настоящая Методика оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества (далее - Методика) разработана в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4350).
2. Методика применяется при разработке предложения о реализации проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства (далее соответственно - предложение, проект) публичным партнером или лицом, которое в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" может быть частным партнером (далее - инициатор проекта), а также при рассмотрении предложения уполномоченным органом и устанавливает требования и порядок расчета показателей, используемых в целях оценки эффективности проекта и определения его сравнительного преимущества.
3. Оценка эффективности проекта проводится до определения сравнительного преимущества проекта на основании следующих критериев:
финансовая эффективность проекта;
социально-экономический эффект от реализации проекта.
4. Определение сравнительного преимущества проводится в случае, если проект признан эффективным по каждому из критериев, указанных в пункте 3 Методики.
5. Сравнительное преимущество проекта определяется на основании соотношения следующих показателей:
1) чистых дисконтированных расходов средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при реализации проекта и чистых дисконтированных расходов при реализации государственного контракта, муниципального контракта (PBV) <1>;
--------------------------------
<1> Справочно: present budget value.
2) объема принимаемых публичным партнером обязательств в случае возникновения рисков при реализации проекта и объема принимаемых таким публично-правовым образованием обязательств при реализации государственного контракта, муниципального контракта. (PRV) <1>.
--------------------------------
<1> Справочно: present risk value.
6. Расчет показателей, используемых для оценки эффективности и определения сравнительного преимущества, осуществляется на основе финансовой модели проекта (далее - финансовая модель), соответствующей требованиям, установленным в разделе II Методики, и документов, необходимых для оценки объемов принимаемых публичным партнером обязательств в случае возникновения рисков.
7. Ставка дисконтирования расходов и поступлений средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемая для определения сравнительного преимущества, зависит от планируемых источников бюджетного финансирования и рассчитывается в соответствии с пунктом 26 Методики.
8. Валюта представления результатов оценки финансовой эффективности проекта и определения сравнительного преимущества - российский рубль. В случае наличия в проекте доходов и расходов, предполагающих расчеты в иностранной валюте (доллар США, евро), финансовая модель должна содержать значения обменного курса в соответствии с актуальным прогнозом Министерства экономического развития Российской Федерации.
II. Требования к финансовой модели
9. Требования к построению и оформлению финансовой модели.
9.1. Построение финансовой модели осуществляется публичным партнером или инициатором проекта.
9.2. Информация в финансовой модели должна быть представлена в следующей последовательности: листы с исходными данными и допущениями, листы с расчетами, листы с результатами расчетов. Визуально эти элементы должны быть разделены, но связаны расчетными формулами. Финансовая модель должна иметь последовательный и логичный формат.
9.3. Все вводные данные финансовой модели должны быть реализованы в виде прямых ссылок на лист финансовой модели с допущениями. Все вычисляемые значения и результаты финансовой модели должны автоматически пересчитываться при изменении вводных данных финансовой модели.
9.4. Финансовая модель должна обладать степенью детализации, то есть содержать в том числе разбивки по основным видам продукции, регионам, производственным единицам, периодам, статьям доходов и затрат (если применимо). Финансовая модель должна представлять информацию в интегрированном виде, а именно - в ее составе должны присутствовать взаимосвязанные друг с другом прогнозный отчет о прибылях и убытках, прогнозный баланс, прогнозный отчет о движении денежных средств.
9.5. Ячейки, содержащие различные типы данных, должны выделяться различными стилями таким образом, чтобы они были легко визуально различимы. В финансовой модели должны быть разделены разными стилями ячейки, которые ссылаются на лист с вводными данными и допущениями, ячейки в финансовой модели, которые изменяются при изменении других ячеек финансовой модели посредством формул, макросов, форм управления или посредством другого программного инструмента, нетипичные вводные данные или вычисления, генерируемые макросами значения, резервные и вспомогательные ячейки, изменяемые параметры для анализа чувствительности, а также другие логические группы ячеек. Подбор стилей должен обеспечивать доступность восприятия финансовой модели.
9.6. Финансовая модель должна отвечать принципу единообразия и последовательности в расчетах и форматировании. Формулы расчета финансовых показателей (коэффициентов), которые присутствуют в финансовой модели, должны быть неизменными для всех частей и периодов финансовой модели.
9.7. Финансовая модель не должна содержать циклических ссылок (последовательность ссылок, при которой формула ссылается (через другие ссылки или напрямую) на саму себя). При необходимости циклические ссылки должны разрешаться при помощи макросов.
9.8. Шаг прогноза в финансовой модели на этапе проектирования и создания объекта соглашения должен составлять не более квартала, а на этапе эксплуатации и (или) технического обслуживания объекта соглашения - не более одного года, в случае наличия месячной или квартальной сезонности - не более месяца (квартала) соответственно. На одном листе финансовой модели недопустимо использование расчетных временных периодов разной продолжительности.
9.9. Финансовая модель не должна содержать ссылок на внешние файлы.
9.10. Валюта представления результатов финансовой модели - российский рубль. При использовании иностранных валют (доллар США, евро) финансовая модель должна содержать значения обменного курса по прогнозу Министерства экономического развития Российской Федерации.
9.11. Финансовая модель должна допускать внесение изменений в первоначально заложенные допущения и автоматически корректировать финансовые прогнозы в случае внесения таких изменений. Финансовая модель должна быть построена так, чтобы позволить проведение анализа чувствительности результатов финансовых прогнозов к изменению всех допущений (исходных данных) модели.
9.12. Финансовая модель должна быть предоставлена в электронном виде в формате Microsoft Excel (2007 или более поздняя версия) на двух дисках CD-R или DVD-R (либо на USB-флеш-накопителях) с пометками "оригинал" и "копия" соответственно и на бумажном носителе в виде отчетной формы, сформированной по результатам проведения расчетов, и книги допущений в двух экземплярах с пометками "оригинал" и "копия" соответственно.
9.13. Финансовая модель должна сопровождаться инструкцией в формате Microsoft Word на электронном носителе, а также в бумажной форме.
9.14. На электронном носителе должны быть записаны две версии файлов финансовой модели и инструкции:
без ограничений на проведение изменений и копирование, а также скрытых листов, любой зашифрованной или защищенной паролем информации;
с ограничением на проведение изменений и копирование, без скрытых листов, любой зашифрованной или защищенной паролем информации.
9.15. Название файлов должны содержать информацию о проекте и наличии ограничений на изменение, копирование. На первом листе финансовой модели должно быть представлено содержание финансовой модели с указанием всех представленных в финансовой модели листов. Каждый пункт содержания должен быть представлен в виде ссылки на соответствующий лист финансовой модели, в каждом листе финансовой модели должна присутствовать ссылка на содержание для удобного перемещения между листами финансовой модели.
10. Инструкция к финансовой модели должна содержать:
подробное описание структуры и функций финансовой модели, включая описание всех заложенных в нее макросов (если применимо);
инструкции по использованию функций финансовой модели, включая проведение анализа чувствительности и (если применимо) сценарного анализа;
контактные данные лиц, ответственных за предоставление разъяснений по финансовой модели.
11. Требования к содержанию книги допущений финансовой модели.
11.1. В книге допущений должны быть детально описаны исходные данные о проекте, использованные для подготовки финансовой модели, в том числе:
11.1.1. Основные методологические предположения, использованные при построении финансовых прогнозов, в том числе:
прогнозный период (не должен быть менее простого периода окупаемости проекта, срока жизни проекта и срока возврата кредита);
начальный момент прогнозного периода (должен быть не ранее трех календарных месяцев до дня представления проектного предложения);
шаг прогноза;
тип денежных потоков (номинальные, реальные) и валюта денежных потоков;
иные ключевые методологические предположения.
11.1.2. Макроэкономические данные (в том числе прогнозы инфляции, обменных курсов, роста реальной заработной платы).
11.1.3. Прогноз капитальных вложений.
11.1.4. Прогноз объема продаж и объема производства (иных количественных факторов, определяющих выручку).
11.1.5. Прогноз цен (тарифов) на готовую продукцию (услуги).
11.1.6. Нормы расхода ресурсов на единицу выпуска.
11.1.7. Прогноз цен на основное сырье и материалы и других затрат, составляющих значительную долю в себестоимости, прогноз иных переменных затрат.
11.1.8. Прогноз затрат на персонал (штатное расписание или бюджет затрат на персонал с учетом планируемых индексаций оплаты труда и увеличения штата).
11.1.9. Прогноз условно постоянных затрат.
11.1.10. Условия расчетов с контрагентами (отсрочки и предоплаты по расчетам с поставщиками и подрядчиками, покупателями, бюджетом, персоналом) и (или) нормативы оборачиваемости.
11.1.11. Налоговые предпосылки: информация о налогах и иных обязательных платежах (в том числе пошлинах, взносах по обязательному страхованию), которые подлежат уплате в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов (с учетом ожидаемых изменений).
11.1.12. Предпосылки по учетной политике (политика по амортизации, капитализации затрат, созданию резервов, признанию выручки).
11.1.13. Прогнозная структура финансирования, условия по заемному финансированию (процентные ставки, график получения и обслуживания долга).
11.1.14. Данные фондового рынка для расчета ставки дисконтирования.
11.1.15. Иные исходные данные и предпосылки, важные для данной отрасли и типа проекта.
11.2. Книга допущений должна содержать источники, использованные для формирования исходных данных и допущений.
11.3. Книга допущений должна содержать описание алгоритма и принципов расчета всех ключевых показателей проекта, рассчитываемых в финансовой модели (в том числе чистая приведенная стоимость проекта (NPVpp <1>), ставка дисконтирования, период окупаемости, DSCR <2> и иные финансовые коэффициенты).
--------------------------------
<1> Справочно: net present value.
<2> Справочно: debt service coverage ratio.
12. Требования к содержанию финансовой модели.
12.1. Финансовая модель должна содержать представленный на одном или нескольких листах список исходных данных и допущений, который:
должен содержать исходные данные и допущения, указанные
в книге допущений и используемые в финансовой модели;
не должен содержать данных, которые противоречат друг другу.
12.2. Финансовая модель должна включать расчеты налоговых платежей и обязательств частного партнера согласно законодательству Российской Федерации о налогах и сборах и законодательству Российской Федерации, регулирующему отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов.
12.3. Финансовая модель должна содержать параметры расчета налога на прибыль, налога на имущество, налога на добавленную стоимость и иных применимых налогов и сборов (включая налоговую ставку, налоговую базу и налоговый период), а также страховых взносов;
информацию о налоговых льготах и льготах при уплате страховых взносов, если таковые предполагаются.
12.4. В финансовой модели должны быть указаны параметры расчета амортизации для целей налогообложения по каждой категории активов для всего периода прогнозирования.
12.5. При составлении финансовых прогнозов в финансовой модели необходимо учитывать следующие ограничения:
1) прогнозируются только денежные потоки, которые будут поступать в распоряжение (расходоваться) по проекту (то есть предполагается, что для реализации проекта будет создана специальная проектная компания, не занимающаяся иной деятельностью);
2) график привлечения финансирования должен быть привязан к графику инвестиций, денежные потоки по финансовой деятельности должны прогнозироваться на основе денежных потоков от операционной и инвестиционной деятельности;
3) по окончании каждого прогнозного шага сумма остатка денежных средств на расчетных и резервных счетах не может принимать отрицательные значения (при возникновении в каком-либо периоде недостатка денежных средств должно прогнозироваться привлечение дополнительных источников финансирования);
4) при привлечении долгового финансирования должны прогнозироваться платежи по обслуживанию долга (с учетом возможной отсрочки выплаты начисленных процентов). В случае предположения о привлечении долгового финансирования, должны рассчитываться свободные денежные потоки, доступные для обслуживания долга (CFADS) <1>. CFADS включает прибыль до уплаты налогов, процентов и амортизационных отчислений, минус налог на прибыль, уплаченный плюс (минус) изменения в оборотном капитале, минус инвестиции, плюс привлечение новых кредитов, плюс взносы учредителей (участников) частного партнера;
--------------------------------
<1> Справочно: cash flow available for debt servicing.
5) необходимо прогнозировать денежные потоки в тех валютах, в которых они реализуются (производятся поступления и платежи), приводить их к единой итоговой валюте - российскому рублю;
6) информацию о движении денежных средств, обусловленном получением и выплатой процентов и дивидендов, следует раскрывать отдельными строками;
7) продолжительность прогнозного периода не может быть менее дисконтированного срока окупаемости проекта и срока возврата долгового финансирования плюс три года.
12.6. В финансовой модели должна быть приведены детальные расчеты:
свободного денежного потока от проекта, поступающего в распоряжение частного партнера;
чистых дисконтированных расходов средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при реализации проекта;
чистых расходов средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при реализации государственного контракта, муниципального контракта;
ставки дисконтирования для частного партнера;
ставки дисконтирования расходов и поступлений средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
12.7. Ставки дисконтирования должны рассчитываться в рублевом эквиваленте. Ставки дисконтирования и дисконтируемые денежные потоки должны относиться к одному и тому же типу:
ставка дисконтирования для частного партнера и свободный денежный поток от проекта, поступающий в распоряжение частного партнера;
ставка дисконтирования расходов и поступлений средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и чистые дисконтированные расходы средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при реализации проекта либо чистые расходы средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при реализации государственного контракта, муниципального контракта.
12.8. На отдельном листе (листах) должны быть представлены результаты финансовой модели, содержащие:
формы прогнозной годовой финансовой отчетности (в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета);
ключевые показатели проекта.
12.9. В финансовой модели должны быть представлены следующие формы прогнозной годовой финансовой отчетности, которые должны соответствовать следующим требованиям:
12.9.1. Прогнозный отчет о прибылях и убытках, содержащий в том числе следующие финансовые показатели по периодам реализации проекта:
выручка (по проекту в целом);
выручка от оказания платных услуг населению;
валовая прибыль (убыток);
субсидии федерального бюджета Российской Федерации;
субсидии бюджета субъекта Российской Федерации;
субсидии бюджета муниципального образования;
себестоимость продаж;
валовая прибыль (убыток);
EBITDA <1> (операционная прибыль до вычета амортизации, процентов и налогов);
--------------------------------
<1> Справочно: earnings before interest, taxes, depreciation and amortization.
амортизационные отчисления;
доходы от участия в других организациях;
проценты к уплате;
прочие расходы;
налоговые платежи в составе прочих расходов;
прибыль (убыток) до налогообложения;
текущий налог на прибыль;
чистая прибыль.
12.9.2. Прогнозный отчет о движении денежных средств, содержащий в том числе следующие финансовые показатели по периодам реализации проекта:
12.9.2.1. Денежные потоки от операционной деятельности:
поступления от продажи продукции, товаров, выполнения работ и оказания услуг;
поступления в виде арендных платежей, лицензионных платежей, роялти, комиссионных и иных аналогичных платежей;
поступления в форме субсидий бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на эксплуатационной стадии;
платежи поставщикам (подрядчикам) за сырье, материалы, работы, услуги;
платежи в связи с оплатой труда работников;
платежи процентов по долговым обязательствам;
платежи по налогу на прибыль организаций;
платежи по налогу на добавленную стоимость;
платежи по налогу на имущество организаций;
платежи по земельному налогу;
прочие платежи.
12.9.2.2. Денежные потоки от инвестиционной деятельности:
платежи в связи с приобретением, созданием, модернизацией, реконструкцией и подготовкой к использованию внеоборотных активов;
платежи в связи с продажей внеоборотных активов.
12.9.2.3. Денежные потоки от финансовой деятельности:
поступления в форме субсидий бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на инвестиционной стадии;
получение кредитов и займов;
денежные вклады учредителей (участников);
выпуск акций, увеличения долей участия;
выпуск облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг;
прочие поступления;
платежи учредителям (участникам) в связи с выкупом у них акций (долей участия) организации или их выходом из состава учредителей (участников);
уплата дивидендов и иных платежей по распределению прибыли в пользу учредителей (участников);
погашение (выкуп) векселей и других долговых ценных бумаг, возврат кредитов и займов.
12.9.3. Прогнозный баланс, который должен содержать следующие финансовые показатели по периодам реализации проекта:
12.9.3.1. Внеоборотные активы: основные средства.
12.9.3.2. Оборотные активы:
запасы;
дебиторская задолженность;
денежные средства;
прочие активы.
12.9.3.3. Капитал и резервы:
уставный капитал;
нераспределенная прибыль.
12.9.3.4. Долгосрочные обязательства:
долгосрочный кредит;
прочие долгосрочные обязательства.
12.9.3.5. Краткосрочные обязательства:
кредиторская задолженность;
прочие краткосрочные обязательства.
12.10. Финансовая модель должна рассчитывать следующие ключевые показатели:
12.10.1. Свободный денежный поток от проекта, поступающий в распоряжение частного партнера.
12.10.2. Чистые дисконтированные расходы средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при реализации проекта.
12.10.3. Чистые расходы средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при реализации государственного контракта, муниципального контракта.
12.10.4. Ставка дисконтирования для частного партнера.
12.10.5. Ставка дисконтирования расходов и поступлений средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
12.10.6. Коэффициент покрытия выплат по обслуживанию долга денежным потоком (DSCR).
12.10.7. Резюме источников финансирования проекта на инвестиционной стадии: собственные средства, долговое финансирование, субсидии бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
12.10.8. Резюме направлений использования средств на инвестиционной стадии: капитальные затраты, налог на добавленную стоимость, финансовые затраты, административные затраты, иные затраты.
12.10.9. Показатели инвестиционной привлекательности для частного партнера:
простой период окупаемости;
дисконтированный период окупаемости;
внутренняя норма доходности на средства, предоставленные учредителями (участниками) частного партнера.
12.11. Коэффициент покрытия выплат по обслуживанию долга денежным потоком (DSCR) рассчитывается по формуле: