ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приказ Минкомсвязи России от 20.09.2018 N 486 (ред. от 10.09.2021) "Об утверждении методических рекомендаций по переходу государственных компаний на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения"

МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ
И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 20 сентября 2018 г. N 486
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ПЕРЕХОДУ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОМПАНИЙ НА ПРЕИМУЩЕСТВЕННОЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ,
В ТОМ ЧИСЛЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОФИСНОГО
ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
В соответствии с пунктом 13 плана перехода в 2016 - 2018 годах федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2016 г. N 1588-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 31, ст. 5068), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по переходу государственных компаний на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения (далее - методические рекомендации).
2. Заместителю Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации А.В. Соколову организовать взаимодействие с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом с целью доведения методических рекомендаций до государственных компаний, а также в целях обеспечения мониторинга за ходом перехода государственных компаний на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе офисного программного обеспечения, с учетом методических рекомендаций.
Министр
К.Ю.НОСКОВ
Приложение
к приказу Министерства
цифрового развития, связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 20.09.2018 N 486
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПЕРЕХОДУ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОМПАНИЙ НА ПРЕИМУЩЕСТВЕННОЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ,
В ТОМ ЧИСЛЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОФИСНОГО
ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
I. Общие положения
1. Настоящие методические рекомендации по переходу государственных компаний на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения (далее - методические рекомендации), разработаны в целях реализации пункта 13 плана перехода в 2016 - 2018 годах федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2016 г. N 1588-р (далее соответственно - распоряжение, План перехода), а также во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2018 г. N АД-П10-2209, от 26 июня 2018 г. N МА-П10-3673.
2. Методические рекомендации направлены на оказание методической помощи государственным компаниям при переходе на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения.
3. Под государственными компаниями в рамках настоящих методических рекомендаций понимаются организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации превышает 50 процентов (за исключением предприятий, учреждений и организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным внебюджетным фондам, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации) (далее - государственные компании), в том числе:
акционерные общества с государственным участием, в уставном капитале которых доля прямого или косвенного участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, в совокупности превышает 50 процентов (за исключением предприятий, учреждений и организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным внебюджетным фондам, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации), в том числе акционерные общества, включенные в приложение 1 специального перечня, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2003 N 91-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 4, ст. 377), в уставных капиталах которых доля прямого и (или) косвенного участия Российской Федерации превышает 50 процентов (за исключением предприятий, учреждений и организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным внебюджетным фондам, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации), а также их дочерние организации, в уставных капиталах которых суммарная доля прямого и (или) косвенного участия указанных акционерных обществ превышает 50 процентов (за исключением предприятий, учреждений и организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным внебюджетным фондам, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации);
федеральные государственные унитарные предприятия, государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, муниципальные предприятия (далее - государственное предприятие);
федеральные казенные предприятия, казенные предприятия субъектов Российской Федерации, муниципальные казенные предприятия (далее - казенное предприятие);
бюджетные учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием;
государственные корпорации;
иные хозяйственные общества, а также их дочерние общества, в том числе созданные в соответствии с указами Президента Российской Федерации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает 50 процентов (за исключением предприятий, учреждений и организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным внебюджетным фондам, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации).
4. В соответствии с законодательством Российской Федерации <1> под программным обеспечением, происходящим из Российской Федерации (далее - отечественное программное обеспечение), понимаются программы для электронных вычислительных машин или базы данных, сведения о которых включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения).
--------------------------------
<1> Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства РФ, 23.11.2015, N 47, ст. 6600).
5. В соответствии с законодательством Российской Федерации <2> под программным обеспечением, происходящим из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - евразийское программное обеспечение), понимаются программы для электронных вычислительных машин и базы данных, сведения о которых включены в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - единый реестр евразийского программного обеспечения).
--------------------------------
<2> Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства РФ, 23.11.2015, N 47, ст. 6600).
6. В соответствии с законодательством Российской Федерации <3> к офисному программному обеспечению относятся операционная система, коммуникационное программное обеспечение, офисный пакет, почтовые приложения, органайзер, средства просмотра, интернет-браузер, редактор презентаций, табличный редактор, текстовый редактор, программное обеспечение файлового менеджера, справочно-правовая система, программное обеспечение системы электронного документооборота и средства антивирусной защиты.
--------------------------------
<3> Пункт 3 Дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. N 325 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 14, ст. 2062).
Офисное программное обеспечение состоит из автономного и (или) сетевого программного обеспечения и клиентского программного обеспечения. Офисное программное обеспечение может представлять собой совокупность взаимосвязанных программных продуктов, соответствующих классификатору программ для электронных вычислительных машин и баз данных в соответствии с законодательством Российской Федерации <4>.
--------------------------------
<4> Пункт 3 Дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. N 325 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 14, ст. 2062).
7. Офисное программное обеспечение обеспечивает работу пользователей на персональных электронных вычислительных машинах, устройствах терминального доступа (далее - автоматизированное рабочее место пользователей) и абонентских устройствах радиоподвижной связи без подключения к локальным вычислительным сетям, и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и (или) с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронной форме, создания, доступа, обработки, хранения и удаления электронных документов ("облачная" технология), и (или) с использованием локальных вычислительных сетей доступа пользователей к программному обеспечению, установленному на серверном оборудовании <5>.
--------------------------------
<5> Пункт 4 Дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. N 325 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 14, ст. 2062).
8. Переход на преимущественное использование отечественного программного обеспечения рекомендуется осуществлять в отношении классов программ для электронных вычислительных машин и баз данных, перечень которых установлен приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 22 сентября 2020 г. N 486 "Об утверждении классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в соответствии с настоящими методическими рекомендациями.
9 - 10. Исключены. - Приказ Минкомсвязи России от 18.04.2019 N 156.
II. Переход государственных компаний на преимущественное
использование отечественного программного обеспечения,
в том числе отечественного офисного
программного обеспечения
9. При переходе государственных компаний на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, рекомендуется обеспечить совокупность процессов, действий и организационно-технических мероприятий, осуществляемых государственными компаниями и связанных с заменой ранее закупленного и используемого ими программного обеспечения, в том числе офисного программного обеспечения, сведения о котором не включены в единый реестр российского программного обеспечения (далее - программное обеспечение, происходящее из иностранных государств; иностранное программное обеспечение), на отечественное программное обеспечение, в том числе отечественное офисное программное обеспечение, в соответствии с законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, с учетом установленных запретов и (или) ограничений на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также в части касающейся с учетом законодательства Российской Федерации <6>, устанавливающего приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
--------------------------------
<6> Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 года N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами (Собрание законодательства РФ, 26.09.2016, N 39, ст. 5649).
При этом допускается при переходе на использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, использование евразийского программного обеспечения, сведения о котором включены в единый реестр евразийского программного обеспечения.
10. В целях организации эффективного перехода государственной компании на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, рекомендуется определить уполномоченное должностное лицо государственной компании, занимающего должность не ниже заместителя руководителя исполнительного органа государственной компании (заместителя руководителя государственной компании), ответственного за реализацию мероприятий по переходу на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, а также за достижение установленных государственной компанией целевых показателей и соответствующих им значений индикаторов эффективности перехода на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения (далее - ответственное должностное лицо).
11. Государственным компаниям рекомендуется внести изменения в программы, планы развития и деятельности компании на краткосрочный, среднесрочный период и на долгосрочную перспективу, в том числе в долгосрочную программу развития, программу инновационного развития, и иные документы, предусматривающие краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные приоритеты и (или) мероприятия по внедрению и использованию информационно-коммуникационных технологий, предусмотрев включение положений и (или) мероприятий, направленных на приоритетное использование российских информационно-коммуникационных технологий, в том числе положений и (или) мероприятий по переходу на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения.
12. Переход государственных компаний на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, рекомендуется осуществлять с использованием программного обеспечения, сведения о котором включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, соответствующего дополнительным требованиям к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. N 325 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 14, ст. 2062) (далее - Дополнительные требования), а также иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к соответствующим классам (типам) программного обеспечения, в том числе требованиям в сфере обеспечения информационной безопасности.
13. При наличии технической возможности с учетом архитектурных особенностей функционирования прикладного программного обеспечения автоматизированных информационных систем, используемых государственными компаниями, а также наличии нормативной правовой базы, регулирующей вопросы оказания государственным компаниям "облачных" услуг, в том числе услуг по предоставлению программного обеспечения по "облачной" технологии, предоставление отечественного программного обеспечения пользователям по "облачной" технологии, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, рекомендуется осуществлять с применением инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
По решению государственной компании для предоставления программного обеспечения пользователям по "облачной" технологии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд или о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, может быть использована иная внешняя программно-аппаратная и телекоммуникационная инфраструктура, соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о защите информации, о защите персональных данных и о связи, а также обеспечивающая предоставление пользователям программного обеспечения с применением "облачной" технологии.
14. Переход на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, рекомендуется осуществлять в отношении:
а) иностранного программного обеспечения, в том числе офисного программного обеспечения и (или) программного обеспечения, в том числе офисного программного обеспечения, сведения о котором не включены в единый реестр российского программного обеспечения, ранее установленного и используемого государственными компаниями в результате приобретения права (либо продления срока действия права) на использование такого программного обеспечения независимо от вида договора и (или) соглашения на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в составе автоматизированных информационных систем, и (или) программного обеспечения, в том числе офисного программного обеспечения, сведения о котором не включены в единый реестр российского программного обеспечения, предустановленного производителем программного обеспечения, производителем офисного программного обеспечения и (или) производителем оборудования и (или) иной организацией на персональных электронных вычислительных машинах, устройствах терминального доступа, абонентских устройствах радиоподвижной связи, иных технических средствах и программно-аппаратных комплексах, в том числе на серверном оборудовании, используемых государственными компаниями, и (или) программного обеспечения, в том числе офисного программного обеспечения, сведения о котором не включены в единый реестр российского программного обеспечения, используемого государственными компаниями в результате закупки товаров, работ, услуг, предусматривающих предоставление пользователям в государственных компаниях программного обеспечения, в том числе офисного программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (далее - инфраструктура центра обработки данных, услуги центра обработки данных по предоставлению программного обеспечения), и (или) посредством предоставления заказчику в пользование программно-аппаратных комплексов, на которых установлено и (или) функционирует программное обеспечение, в том числе офисное программное обеспечение;
б) программного обеспечения, в том числе офисного программного обеспечения, планируемого к приобретению государственными компаниями (приобретение исключительных прав и (или) прав на использование программного обеспечения, в том числе офисного программного обеспечения, в соответствии с законодательством Российской Федерации), для использования на персональных электронных вычислительных машинах, устройствах терминального доступа, абонентских устройствах радиоподвижной связи, иных технических средствах и программно-аппаратных комплексах, в том числе на серверном оборудовании, и (или) устанавливаемого производителем программного обеспечения, производителем офисного программного обеспечения и (или) производителем оборудования и (или) иной организацией на планируемых к закупке государственными компаниями автоматизированных рабочих местах пользователей, абонентских устройствах радиоподвижной связи, иных технических средствах и программно-аппаратных комплексах, в том числе серверном оборудовании, и (или) программного обеспечения, в том числе офисного программного обеспечения, планируемого к приобретению государственными компаниями в результате закупки товаров, работ, услуг, предусматривающих предоставление пользователям в государственных компаниях программного обеспечения, в том числе офисного программного обеспечения, посредством оказания услуг центра обработки данных по предоставлению программного обеспечения, в том числе офисного программного обеспечения и (или) посредством предоставления заказчику в пользование программно-аппаратных комплексов, на которых установлено и (или) функционирует программное обеспечение, в том числе офисное программное обеспечение;
в) новых версий программного обеспечения, в том числе офисного программного обеспечения, и (или) его отдельных компонентов и (или) программных модулей, в том числе в составе автоматизированных информационных систем, исключительные права и (или) права на использование которых возникают на основании заключаемых государственными компаниями договоров и (или) соглашений о технической поддержке и (или) эксплуатации (обеспечении функционирования) программного обеспечения, в том числе офисного программного обеспечения и (или) программно-аппаратных комплексов на которых установлено и (или) функционирует программное обеспечение, в том числе офисное программное обеспечение.
15. В случае планирования использования программного обеспечения на базе свободного программного обеспечения при переходе на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, рекомендуется использовать такое программное обеспечение, сведения о котором включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, и соответствующего Дополнительным требованиям, а также иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к соответствующим классам (типам) программного обеспечения, в том числе требованиям в сфере обеспечения информационной безопасности.
16. В случае, если при переходе на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, планируется использовать программное обеспечение, сведения о котором включены в единый реестр российского программного обеспечения и представляющее собой совокупность программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализующих функции, относящиеся к одному или нескольким классам (типам) программного обеспечения (далее - "сборник программного обеспечения"), то рекомендуется использовать "сборник программного обеспечения", в котором сведения о каждой программе для электронных вычислительных машин и баз данных, являющейся частью такого "сборника программного обеспечения", включены в единый реестр российского программного обеспечения.
III. Планирование перехода на преимущественное использование
отечественного программного обеспечения, в том числе
отечественного офисного программного обеспечения
17. Планирование перехода государственных компаний на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, рекомендуется осуществлять на основе планов мероприятий перехода на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, утверждаемых государственной компанией (далее - План мероприятий).
18. План мероприятий рекомендуется сформировать и утвердить на период 2018 - 2021 годов.
19. Утвержденные государственными компаниями Планы мероприятий, не содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, или сведения конфиденциального характера, рекомендуется размещать на официальном сайте государственной компании в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
20. Подготовку и утверждение Планов мероприятий, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, или сведения конфиденциального характера, рекомендуется осуществлять с соблюдением законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны или иной информации ограниченного доступа.
21. В План мероприятий рекомендуется включать:
а) организационно-технические мероприятия, направленные на организацию работы по обеспечению перехода на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, с указанием для каждого организационно-технического мероприятия срока реализации, сведений об ответственных подразделениях и их руководителях, а также планируемые к достижению результаты;
б) сведения о планируемых финансовых ресурсах с указанием сроков, объемов и источников финансирования, необходимых для эффективной реализации определяемых организационно-технических мероприятий и достижения устанавливаемых целевых показателей и соответствующих им значений индикаторов эффективности перехода на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения;
в) целевые показатели и соответствующие им значения индикаторов эффективности перехода на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, сформированные с учетом настоящих методических рекомендаций на планируемый период в отношении каждого класса (типа) программного обеспечения, а также в отношении доли закупаемого государственной компанией отечественного программного обеспечения в общем объеме закупаемого государственной компанией программного обеспечения.
22. При описании результатов реализации организационно-технических мероприятий могут быть использованы качественные и количественные индикаторы и показатели. При формировании целевых показателей и соответствующих им значений индикаторов эффективности перехода на преимущественное использование отечественного программного обеспечения рекомендуется использовать количественные показатели, сформированные в числовом и (или) процентном выражении.
23. В целях обеспечения эффективного планирования в части организационно-технических мероприятий перехода на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, и установления целевых показателей и соответствующих им значений индикаторов эффективности перехода на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, государственным компаниям рекомендуется, в том числе:
а) провести обследование существующей информационно-технологической инфраструктуры, в том числе прикладного программного обеспечения автоматизированных информационных систем и иных компонентов программной инфраструктуры, используемой государственной компанией. Сформировать перечень используемых автоматизированных информационных систем и иных компонентов программной инфраструктуры.
б) на основе проведенного обследования существующей информационно-технологической инфраструктуры определить текущие показатели и характеристики использования программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в том числе сформировать перечень такого программного обеспечения, а также определить текущие показатели и характеристики использования программного обеспечения, сведения о котором включены в единый реестр российского программного обеспечения;
в) провести анализ требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации к функционированию различных классов (типов) программного обеспечения, в том числе функциональных требований и требований по обеспечению информационной безопасности;
г) провести анализ сведений о программном обеспечении, включенном в единый реестр российского программного обеспечения, определить перечень потенциальных отечественных программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализующих функции соответствующего программного обеспечения, для дальнейшего перехода на преимущественное его использование в своей деятельности;
д) провести анализ текущих сроков амортизации используемых государственной компанией на момент планирования персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, абонентских устройств радиоподвижной связи, программно-аппаратных комплексов, в том числе серверного и иного технологического оборудования, иных средств вычислительной техники и периферийных устройств, а также провести оценку совместимости отечественного программного обеспечения с указанным оборудованием и программно-аппаратными комплексами;
е) провести анализ срока действия прав на использование программного обеспечения, в том числе офисного программного обеспечения, и сроков полезного использования нематериальных активов в отношении используемого на момент планирования программного обеспечения, сведения о котором не включены в единый реестр российского программного обеспечения;
ж) провести анализ прикладного программного обеспечения автоматизированных информационных систем и иных программных компонентов, используемых государственной компанией, в том числе в части касающейся:
применяемых технологий обработки данных, в том числе электронных документов, отчетных и иных форм, форматов и расширений электронных документов;
совместимости с различными классами (типами) отечественного программного обеспечения, сведения о котором включены в единый реестр российского программного обеспечения;
определения на основе проведенного анализа факторов и барьеров, препятствующих на момент планирования переходу на использование отечественного программного обеспечения (для соответствующих классов (типов) программного обеспечения);
оценки необходимости и объемов доработки прикладного программного обеспечения с целью обеспечения совместимости с отечественным программным обеспечением.
з) определить требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам, предъявляемым к различным классам (типам) программного обеспечения (для каждого класса (типа) программного обеспечения) со стороны прикладного программного обеспечения автоматизированных информационных систем.
и) сформировать перечень задач и мероприятий, направленных на устранение факторов и барьеров, препятствующих переходу на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, а также на обеспечение совместимости прикладного программного обеспечения автоматизированных информационных систем, используемых государственной компанией, с отечественным программным обеспечением, в том числе отечественным офисным программным обеспечением.
к) в части офисного программного обеспечения сформировать функциональную классификацию автоматизированных рабочих мест работников государственной компании и требования к ним в соответствии с установленными в государственной компании должностными функциональными обязанностями работников государственной компании, требования к офисному программному обеспечению на основе применения дифференцированного подхода с учетом сформированной функциональной классификации автоматизированных рабочих мест и функциональных требований, предъявляемых прикладным программным обеспечением автоматизированных информационных систем.
л) сформировать требования к функциональным, техническим, эксплуатационным характеристикам, предъявляемым к персональным электронным вычислительным машинам, устройствам терминального доступа, абонентским устройствам радиоподвижной связи, программно-аппаратным комплексам, в том числе серверному и иному технологическому оборудованию, иным средствам вычислительной техники и периферийным устройствам, планируемым к закупке в последующие периоды с учетом необходимости обеспечения совместимости с отечественным программным обеспечением.
м) провести анализ существующих планов закупки программного обеспечения, в том числе закупки прав на использование программного обеспечения и закупки технической поддержки (обновлений) программного обеспечения, сведения о котором не включены в единый реестр российского программного обеспечения, на последующие периоды, и провести их корректировку с учетом задач по переходу на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, и формируемой системы целевых показателей и соответствующих им значений индикаторов эффективности перехода на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения.
н) провести оценку требуемых временных и финансовых ресурсов для реализации задач по переходу на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения.
24. В случае использования государственной компанией программного обеспечения, исключительное право на которое принадлежит указанной государственной компании, и сведения о котором не включены в единый реестр российского программного обеспечения, но соответствующего требованиям, установленным в Правилах формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", государственным компаниям рекомендуется осуществить мероприятия по включению указанного программного обеспечения в единый реестр российского программного обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
25. В случае, если в едином реестре российского программного обеспечения или едином реестре евразийского программного обеспечения отсутствует программное обеспечение соответствующего класса (типа), являющееся аналогом иностранного программного обеспечения, государственным компаниям рекомендуется проработать вопрос о замене проприетарного иностранного программного обеспечения путем перехода на использование соответствующего свободного программного обеспечения, соответствующего следующим требованиям:
а) может быть установлено и использовано на всей территории Российской Федерации;
б) обеспечено гарантийной и технической поддержкой со стороны российских компаний, не находящихся под контролем иностранных юридических и физических лиц;
в) не имеет принудительного обновления и управления из-за рубежа;
г) позволяет осуществлять его модернизацию силами российских компаний, не находящихся под контролем иностранных юридических или физических лиц, на территории Российской Федерации;
д) не осуществляет несанкционированную передачу информации, включая технологическую, в том числе производителю программного обеспечения и оборудования.
26. При планировании государственной компанией перехода на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, государственным компаниям также рекомендуется предусмотреть мероприятия, в том числе по:
разработке долгосрочной стратегии (концепции) импортозамещения программного обеспечения;
совершенствованию правил и требований к закупкам товаров, работ, услуг, предусмотрев в них положения, направленные на обеспечение соответствия процессов планирования и формирования требований, предъявляемых к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам товаров, работ, услуг, плану мероприятий перехода на преимущественное использование отечественного программного обеспечения и установленным целевым показателям и соответствующим им значениям индикаторов эффективности перехода на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения;
совершенствованию внутрикорпоративных организационных, технических и технологических стандартов, предусмотрев в них положения, связанные с использованием отечественного программного обеспечения;
формированию перечня программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, подлежащего замещению в краткосрочной и среднесрочной перспективе, а также перечня программного обеспечения, сведения о котором включены в единый реестр российского программного обеспечения, обеспечивающего замещение указанного иностранного программного обеспечения;
уточнению в 2018 году используемых государственной компанией программно-технических решений при необходимости модернизации прикладного программного обеспечения автоматизированных информационных систем и иных элементов информационно-технологической инфраструктуры в связи с переходом на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения;
модернизации прикладного программного обеспечения автоматизированных информационных систем, используемых государственными компаниями, для обеспечения взаимодействия и совместимости указанного прикладного программного обеспечения с отечественным программным обеспечением, в том числе с отечественным офисным программным обеспечением;
тестированию, апробации и пилотному внедрению на объектах организации в 2018 году отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения;
заключению среднесрочных и долгосрочных договоров с отечественными производителями программного обеспечения, сведения о котором включены в единый реестр российского программного обеспечения;
формированию предложений по совершенствованию программного обеспечения, сведения о котором включены в единый реестр российского программного обеспечения, исходя из технических и функциональных требований, предъявляемых государственной компанией, обеспечению взаимодействия с отечественными производителями программного обеспечения, сведения о котором включены в единый реестр российского программного обеспечения, в том числе в рамках проводимых государственной компанией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с импортозамещением программного обеспечения;
разработке плана реагирования и ускоренной замены иностранного программного обеспечения на случай введения ограничений или запрета на закупки и использование иностранного программного обеспечения, в том числе на закупки услуг, связанных с оказанием технической поддержки иностранного программного обеспечения, обеспечив при этом проработку состава иностранного программного обеспечения, требующего ускоренной замены на отечественное программное обеспечение, сроков возможной замены такого программного обеспечения, а также определение объемов и источников финансирования ускоренной замены иностранного программного обеспечения на отечественные аналоги.
27. Государственным компаниям рекомендуется при создании (проектировании) новых информационных систем и иных элементов информационно-технологической инфраструктуры применять программы для электронных вычислительных машин и баз данных, сведения о которых включены в единый реестр российского программного обеспечения и (или) в единый реестр евразийского программного обеспечения.
28. Рекомендуемая форма плана мероприятий перехода государственной компании на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, на период 2018 - 2021 годы, а также рекомендованные показатели и соответствующие им индикаторы эффективности перехода государственной компании на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, приведены в приложении N 1 к методическим рекомендациям.
IV. Заключительные положения
29. При переходе государственных компаний на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, рекомендуется достижение государственными компаниями целевых показателей и соответствующих им значений индикаторов эффективности перехода на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, не ниже значений, указанных в приложении N 1 к методическим рекомендациям.
30. Управление реализацией плана мероприятий по переходу на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, рекомендуется осуществлять с применением проектного подхода.
В этих целях государственным компаниям рекомендуется:
образовать проектную рабочую группу под руководством ответственного должностного лица;
организовать мониторинг и контроль хода реализации утвержденных планов мероприятий перехода на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения;
организовывать не реже одного раза в квартал рассмотрение результатов реализации утвержденных планов мероприятий в рамках деятельности координационного органа, управляющего процессом импортозамещения, создание которого рекомендовано методическими рекомендациями по подготовке корпоративных планов импортозамещения государственными корпорациями, государственными компаниями, акционерными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает 50 процентов, организациями, реализующими инвестиционные проекты, включенные в реестр инвестиционных проектов в соответствии с решением Правительственной комиссии по импортозамещению, утвержденными распоряжением Министра экономического развития Российской Федерации от 11 августа 2016 года N 219Р-АУ, либо в рамках деятельности иных координационных органов, созданных в государственной компании (далее - координационный орган по импортозамещению).
31. Государственным компаниям рекомендуется до утверждения государственной компанией плана мероприятий по переходу на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, приостановить (отменить) процедуры размещения заказа на закупку товаров, работ, услуг (не осуществлять мероприятия по объявлению новых процедур размещения заказа), связанные с приобретением иностранного программного обеспечения (приобретением прав на использование иностранного программного обеспечения), сведения о котором не включены в единый реестр российского программного обеспечения, работ, услуг, связанных с технической поддержкой указанного программного обеспечения, в том числе функционирующего в составе автоматизированных информационных систем, а также работ, услуг, связанных с развитием (модернизацией) прикладного программного обеспечения автоматизированных информационных систем и иных программных элементов информационно-технологической инфраструктуры, функционирующих на базе иностранного программного обеспечения.
При этом в случае обоснованной необходимости осуществления указанных процедур размещения заказа рекомендуется:
провести заседание координационного органа по импортозамещению, на котором рассмотреть целесообразность и обоснованность необходимости осуществления закупок до утверждения плана мероприятий по переходу государственной компании на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе офисного программного обеспечения, а также принять соответствующее решение, утверждаемое ответственным должностным лицом;
ограничить период действия закупаемых прав на использование программного обеспечения, в том числе в составе автоматизированных информационных систем, и (или) период оказания производителями иностранного программного обеспечения технической поддержки программного обеспечения, в том числе в составе автоматизированных информационных систем, сроком не более одного календарного года.
32. Государственным компаниям рекомендуется предусмотреть реализацию мероприятий, направленных на обучение работников государственной компании с целью формирования у работников необходимых навыков и компетенций по установке, обеспечению функционирования и использованию отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения.
33. Государственным компаниям рекомендуется при необходимости в целях обеспечения эффективного перехода на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, переработать утвержденные ранее планы мероприятий (планы-графики) импортозамещения информационно-коммуникационных технологий, в том числе предусматривающих переход на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, с учетом положений настоящих методических рекомендаций.
34. Государственным компаниям рекомендуется до конца 2018 года внести изменения в распорядительные и иные документы, в том числе в сфере организации делопроизводства и документооборота, а также устанавливающие требования к элементам информационно-технологической инфраструктуры государственных компаний, в проектную и эксплуатационную документацию на информационные системы, используемые государственными компаниями, в части исключения из указанных документов положений, связанных с использованием конкретных наименований производителей, являющихся правообладателями иностранного программного обеспечения, торговых наименований иностранного программного обеспечения, проприетарных шрифтов, принадлежащих компаниям - правообладателям иностранного офисного программного обеспечения и (или) иным иностранным компаниям, а также форматов (расширений), применяемых для создания и сохранения электронных документов и используемых в иностранном офисном программном обеспечении.
35. Государственным компаниям после утверждения плана мероприятий по переходу на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, рекомендуется направить копию указанного плана мероприятия в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
36. Государственным компаниям рекомендуется в целях формирования единой системы мониторинга и наблюдения за переходом на преимущественное использование отечественного программного обеспечения направлять сведения о ходе и достигнутых результатах перехода на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации ежегодно не позднее 31 января за предыдущий календарный год.
37. Рекомендуемая форма предоставления государственными компаниями сведений о ходе реализации плана мероприятий перехода на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе офисного программного обеспечения, а также о достижении запланированных результатов организационно-технических мероприятий и показателей эффективности перехода на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, приведены в приложении N 2 к методическим рекомендациям.
38. При формировании системы целевых показателей и соответствующих им индикаторов эффективности перехода на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, государственным компаниям рекомендуется:
а) по каждому классу (типу) программного обеспечения установить фактические значения уровня использования отечественного программного обеспечения на дату 1 января 2018 года;
б) в случае, если какое-либо программное обеспечение не используется в организации, в соответствующих полях (класс/тип программного обеспечения/год) указывать в качестве значения "не используется";
в) при формировании системы целевых показателей эффективности использовать значения индикаторов эффективности перехода на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, установленные в приложении N 1 к методическим рекомендациям;
г) в случае, если при формировании системы целевых показателей эффективности устанавливаются значения индикаторов эффективности ниже рекомендованных значений, по каждому из них подготовить и утвердить за подписью ответственного должностного лица государственной компании обоснование невозможности выполнения рекомендованных значений индикаторов эффективности в отношении каждого класса (типа) программного обеспечения, по которому устанавливаются значения индикаторов эффективности ниже рекомендованных;
д) в случае установления значений индикаторов эффективности ниже рекомендованных значений, значения индикаторов эффективности устанавливать с отклонением не более 10 процентов от рекомендованных в настоящих методических рекомендациях значений;
е) в случае, если в едином реестре российского программного обеспечения или в едином реестре евразийского программного обеспечения отсутствует программное обеспечение соответствующего класса (типа), указывать рекомендуемые значения, при этом в отношении указанного класса (типа) программного обеспечения указать сноску "при условии наличия программного обеспечения в едином реестре российского программного обеспечения или в едином реестре евразийского программного обеспечения".
Приложение N 1
к методическим рекомендациям
по переходу государственных компаний
на преимущественное использование
отечественного программного обеспечения,
в том числе отечественного офисного
программного обеспечения,
утвержденным приказом Министерства
цифрового развития, связи и массовых
коммуникаций Российской Федерации
от 20.09.2018 N 486
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ФОРМА ПЛАНА
МЕРОПРИЯТИЙ ПЕРЕХОДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОМПАНИЙ
НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ,
В ТОМ ЧИСЛЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОФИСНОГО ПРОГРАММНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ, А ТАКЖЕ РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИМ ИНДИКАТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕРЕХОДА
НА ПРЕИМУЩЕСТВЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО
ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО
ОФИСНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ,
НА ПЕРИОД 2018 - 2021 ГОДЫ
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПЕРЕХОДА НА ПЕРИОД 2018 - 2021 ГОДЫ
____________________ (ПОЛНОЕ НАИМЕНОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
КОМПАНИИ) НА ПРЕИМУЩЕСТВЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО
ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО
ОФИСНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. План мероприятий по организации перехода ____________________ (полное наименование государственной компании) на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, на период 2018 - 2021 годы
N п.п.
Наименование мероприятия
Краткое описание состава и содержания запланированного мероприятия
Наименование ответственного структурного подразделения и ФИО руководителя подразделения
Должность и ФИО ответственного должностного лица <7>
Срок выполнения
Ожидаемый результат
1. Организационные мероприятия, направленные на подготовку к переходу государственной компании на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения
2. Технические мероприятия, направленные на подготовку к переходу государственной компании на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе офисного программного обеспечения
3. Мероприятия, направленные на обеспечение перехода государственной компании на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения
4. Иные организационно-технические мероприятия
--------------------------------
<7> В соответствии с пунктом 13 Методических рекомендаций.
2. Рекомендованные показатели эффективности перехода государственной компании на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения, на период 2018 - 2021 годы
2.1. Рекомендованные показатели эффективности в отношении закупок программного обеспечения, осуществляемых государственными компаниями на период 2018 - 2021 годы
N
Наименование показателя эффективности
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
Факт
Индикатор эффективности
Индикатор эффективности
Индикатор эффективности
Индикатор эффективности
1.
Доля закупок программного обеспечения, сведения о котором включены в единый реестр российского программного обеспечения, а также работ, услуг, связанных с указанным программным обеспечением, в общем объеме закупок готового программного обеспечения, работ, услуг, связанных с указанным программным обеспечением (в денежном выражении), %
Указываются фактические данные по итогам 2017 г.
Не менее 55%
Не менее 65%
Не менее 75%
Не менее 85%
Доля закупок программного обеспечения, сведения о котором включены в единый реестр российского программного обеспечения, а также работ, услуг, связанных с указанным программным обеспечением, в общем объеме закупок готового программного обеспечения, работ, услуг, связанных с указанным программным обеспечением (в денежном выражении), определяется как отношение суммы затрат, произведенных государственной компанией за истекший календарный год на программное обеспечение, сведения о котором включены в единый реестр российского программного обеспечения, а также работ, услуг, связанных с указанным программным обеспечением, к общей сумме затрат государственной компании за закупку программного обеспечения и связанных с ним работ, услуг и рассчитывается по формуле: