ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приказ Минкомсвязи России от 31.05.2013 N 127 (ред. от 15.06.2016) "Об утверждении методических указаний по осуществлению учета информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.11.2013 N 30318)

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 31 мая 2013 г. N 127
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ УЧЕТА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И КОМПОНЕНТОВ
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
В соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2012 г. N 644 "О федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 27, ст. 3753) приказываю:
1. Утвердить прилагаемые методические указания по осуществлению учета информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
2. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
Врио Министра
М.Я.ЕВРАЕВ
Утверждены
приказом Министерства связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 31.05.2013 N 127
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ УЧЕТА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И КОМПОНЕНТОВ
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
I. Общие положения
1. Методические указания по осуществлению учета информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (далее - методические указания) разработаны в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2012 г. N 644 "О федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 27, ст. 3753) (далее - постановление N 644).
2. В федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов (далее - система учета информационных систем), размещают сведения об информационных системах (далее - ИС) и компонентах информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (далее - компоненты ИТКИ) федеральные органы исполнительной власти и органы управления государственными внебюджетными фондами (далее - государственные органы).
3. Учет ИС и компонентов ИТКИ осуществляется в целях:
обеспечения единства принципов создания, развития, модернизации и эксплуатации ИС и компонентов ИТКИ на всех уровнях государственного управления;
повышения эффективности использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) государственными органами;
раскрытия информации об использовании ИС и компонентов ИТКИ государственными органами.
4. Обеспечение учета ИС и компонентов ИТКИ является одним из инструментов координации мероприятий по использованию ИКТ в деятельности государственных органов (далее - мероприятия по информатизации), осуществляемой в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 22, ст. 2778; 2012, N 19, ст. 2419; N 37, ст. 5002; N 43, ст. 5883) (далее - постановление N 365).
II. Правила классификации ИС и компонентов ИТКИ
5. При формировании сведений об ИС и компонентах ИТКИ указываются следующие классификационные категории объектов учета:
5.1. ИС обеспечения специальной деятельности (далее - ИС специальной деятельности) - ИС, предназначенные для автоматизации либо информационной поддержки предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, предусмотренных в федеральных законах, актах Президента Российской Федерации, актах Правительства Российской Федерации в качестве полномочий конкретного государственного органа, а также исполняемых им функций по государственному контролю (надзору) (далее - специфические полномочия <1>).
--------------------------------
<1> В целях методических указаний выделяются следующие типы полномочий государственных органов: специфические полномочия, типовые полномочия, не относящиеся к специфическим полномочиям.
5.2. ИС обеспечения типовой деятельности (далее - ИС типовой деятельности) - ИС, предназначенные для автоматизации обеспечивающей деятельности государственных органов в рамках исполнения ими типовых полномочий, предусмотренных нормативными правовыми актами, за исключением специфических полномочий, автоматизация или информационная поддержка которых предусмотрена ИС специальной деятельности.
5.3. Центр обработки данных (далее - ЦОД) - технологически и территориально обособленные серверные комплексы, включая рабочие станции, предназначенные для обслуживающего персонала, и технологическое оборудование, обеспечивающие функционирование серверов (стойки, источники бесперебойного питания, коммутационное оборудование и кабельные системы).
5.4. Типовые компоненты ИТКИ - программно-технические комплексы и средства, выполняющие общие технологические функции, и (или) совместно используемые ИС (средства вычислительной техники, предназначенные для непосредственной работы пользователя).
5.5. Компоненты инфраструктуры электронного правительства - компоненты инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие ИС, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме (далее - компоненты инфраструктуры электронного правительства), комплекс информационно-технологических и телекоммуникационных элементов которой определен постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. N 451 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 24, ст. 3503; N 44, ст. 6274; N 49, ст. 7284; 2012, N 39, ст. 5269; N 53, ст. 7938) (далее - постановление N 451).
6. Каждый объект учета должен соответствовать только одной классификационной категории. Классификатор ИС и компонентов ИТКИ и указания по классификации приведены в Приложении N 1 к методическим указаниям.
7. Сведения об объектах учета представляются в системе учета информационных систем в виде электронных паспортов. Электронные паспорта создаются:
для ИС специальной деятельности - один паспорт на каждую ИС, определяемую для каждого государственного органа;
для ИС типовой деятельности - один паспорт на обеспечивающую сферу деятельности государственного органа в рамках исполнения им типовых полномочий, определяемую для каждого государственного органа в соответствии с Приложением N 1 к методическим указаниям, или паспорт на каждую ИС типовой деятельности, предназначенную для автоматизации определенной обеспечивающей сферы деятельности государственного органа;
для ЦОД - один паспорт на каждый ЦОД, определяемый для каждого государственного органа;
для типовых компонентов ИТКИ - один паспорт на каждую классификационную категорию типовых компонентов ИТКИ, определяемую для каждого государственного органа в соответствии с Приложением N 1 к методическим указаниям;
для компонентов инфраструктуры электронного правительства - один паспорт на каждый компонент инфраструктуры электронного правительства, определяемый в соответствии с постановлением N 451.
8. Для ИС специальной деятельности в электронном паспорте указываются все специфические полномочия, для автоматизации либо информационной поддержки которых используется данная ИС.
9. Сведения в части объектов учета отражаются в электронном паспорте в детализации на программное, техническое обеспечение (далее - ПО, ТО) и иные виды обеспечения (далее - работы, услуги), непосредственно обеспечивающие автоматизацию либо информационную поддержку деятельности государственных органов при реализации ими определенных полномочий.
10. Классификация ПО и ТО, работ, услуг осуществляется в соответствии с классификаторами, приведенными в Приложении N 2 к методическим указаниям.
11. К ТО относят персональные компьютеры, серверы, вычислительные комплексы, иную аппаратуру и оборудование, необходимые для функционирования ИС. Встроенное ПО технических средств (программы, записанные в постоянное запоминающее устройство или в перезаписываемое постоянное запоминающее устройство оборудования и не предназначенные для исполнения отдельно от него) отдельно не учитывается. Допускается учитывать как ТО программно-аппаратные комплексы, если ПО, входящее в их состав, поставляется на условиях использования совместно с конкретной единицей ТО.
12. К ПО относят программы для электронных вычислительных машин (далее - ЭВМ), необходимые для обеспечения функционирования объектов учета. Регистрируемые в системе учета информационных систем средства ПО должны характеризоваться определенным объемом прав использования, передаваемых государственному органу. В зависимости от принадлежащего государственному органу объема прав использования ПО может учитываться как по числу экземпляров (в соответствии с условиями простой (неисключительной) лицензии), так и в качестве объекта исключительного права, при этом количество используемых государственным органом экземпляров ПО не ограничено. Если в результате работ по созданию ПО, в том числе научно-исследовательских (далее - НИР) и опытно-конструкторских работ, государственный орган приобретает права использования на программы для ЭВМ, то такие работы учитываются как ПО.
13. К прочим видам обеспечения относят работы и услуги, результатами которых не является передача государственному органу ПО и ТО, в том числе проектирование ИС, обучение персонала, услуги по ремонту и регламентному обслуживанию ТО, ведению баз данных.
14. Если ПО и ТО используются одновременно несколькими ИС и не входят в состав ЦОД, то они учитываются в паспортах типовых компонентов ИТКИ.
15. Если ИС вместо отдельных средств ПО и ТО использует компонент ИТКИ, то в электронном паспорте этой ИС должен указываться компонент ИТКИ, используемый данной ИС. Сведения об использовании ресурсов определенного компонента ИТКИ различными ИС вносятся в электронный паспорт этого компонента ИТКИ автоматически на основании данных, внесенных в электронные паспорта соответствующих ИС.
16. Автоматизированные рабочие места (далее - АРМ), не входящие в состав определенной ИС или не относящиеся к определенному ЦОД, относят к объекту учета соответствующей классификационной категории типовых компонентов ИТКИ. В электронный паспорт данного объекта учета включают сведения о входящих в состав АРМ средств ПО, ТО, а также связанных с их поставкой, модернизацией и эксплуатацией работ и услуг. Сведения о специализированных программных средствах - клиентских приложениях, используемых непосредственно на рабочих местах пользователей, указываются в составе соответствующей ИС, а не в составе АРМ. Сведения о каналах связи, локальных сетях, периферийном оборудовании коллективного использования (в том числе сетевых принтерах, сканерах) относятся к классификационным категориям объекта учета аналогично.
III. Форма электронного паспорта ИС и электронного паспорта
компонента ИТКИ
17. Электронный паспорт объекта учета формируется в виде совокупности записей в базе данных системы учета информационных систем. Электронный паспорт объекта учета имеет иерархическую структуру и может включать в свой состав подразделы и вложенные элементы, в том числе паспорта ПО, ТО, работ и услуг.
18. Электронный паспорт объекта учета содержит следующие разделы:
Раздел 1. Общая информация: общие сведения, текущий статус, цели, назначение и область применения объекта учета;
Раздел 2. Государственный орган, уполномоченный на создание, развитие, модернизацию ИС или компонента ИТКИ, государственный орган или иное юридическое лицо, уполномоченное на эксплуатацию ИС или компонента ИТКИ, и сведения о должностных лицах государственного органа, ответственных за организацию работ по созданию (закупке) объекта учета;
Раздел 3. Состав объекта учета: сведения об использовании компонента ИТКИ, виды обеспечения объекта учета;
Раздел 4. Реализуемые специфические полномочия: реализуемые государственные услуги и функции;
Раздел 5. Характеристики: функциональные характеристики, сведения о защите информации;
Раздел 6. Мероприятия по информатизации: сроки создания, сведения о мероприятиях, направленных на создание, развитие, модернизацию и эксплуатацию объекта учета;
Раздел 7. Информационное взаимодействие: информационное взаимодействие объекта учета с иными ИС.
19. Форма электронного паспорта объекта учета приведена в Приложении N 3 к методическим указаниям. Состав реквизитов электронных паспортов объектов учета и особенности их заполнения приведены в Приложении N 4 к методическим указаниям.
20. Состав сведений, подлежащих внесению в электронный паспорт, определяется в зависимости от классификационной категории объекта учета:
для ИС специальной деятельности в электронный паспорт вносятся все наборы сведений;
для ЦОД, ИС типовой деятельности, типовых компонентов ИТКИ, компонентов инфраструктуры электронного правительства в электронный паспорт не вносятся наборы сведений: реализуемые специфические полномочия, информационное взаимодействие объекта учета с иными ИС.
21. В электронном паспорте ИС типовой деятельности или типового компонента ИТКИ не указываются сведения об использовании компонента ИТКИ, сроки создания, события объекта учета (далее - текущий статус).
22. При заполнении сведений для объектов учета допускается не детализировать сведения в Разделе 3 электронного паспорта объекта учета в части закупленных ТО, выполненных работ (оказанных услуг) до 1 января 2013 года, и сведения в Разделе 6 электронного паспорта объекта учета в части закупленных ТО, ПО, выполненных работ, услуг до 1 января 2013 года, указав только:
в Разделе 1 электронного паспорта объекта учета суммарные затраты на основе данных бюджетного учета на создание объекта учета до 2013 года (включая затраты на развитие и модернизацию) и суммарные затраты на эксплуатацию в 2012 году (только для объектов учета, введенных в эксплуатацию);
в Разделе 3 электронного паспорта объекта учета - сведения в части ПО.
IV. Порядок формирования и присвоения уникальных
идентификационных номеров ИС и компонентам ИТКИ
23. Уникальный идентификационный номер объекта учета присваивается Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в случае соответствия сведений об объекте учета, размещенных в системе учета информационных систем, требованиям, предусмотренным пунктами 9 и 10 Положения о федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утвержденного постановлением N 644 (далее - Положение о системе учета информационных систем).
24. Один идентификационный номер объекта учета соответствует одному электронному паспорту в системе учета информационных систем.
25. Идентификационный номер объекта учета имеет вид "00.0000000" и состоит из двух частей:
двух цифр (классификационных разрядов), соответствующих классификационной категории объекта учета, указания по классификации объекта учета приведены в Приложении N 1 к методическим указаниям;
семизначного порядкового номера, генерируемого системой учета информационных систем. Порядковый номер дополняется до семи знаков ведущими нулями и отделяется от классификационных разрядов точкой.
26. Уникальный идентификационный номер присваивается объекту учета однократно и не изменяется в течение всего времени его создания, развития, модернизации и эксплуатации.
27. Уникальный идентификационный номер объекта учета повторно не используется.
V. Правила размещения государственными органами
в системе учета информационных систем сведений об ИС
и компонентах ИТКИ
28. Размещение сведений в системе учета информационных систем осуществляется государственными органами, являющимися уполномоченными государственными органами на создание, развитие, модернизацию объектов учета. Особенности учета ИС и компонентов ИТКИ, созданных и (или) введенных в эксплуатацию до вступления в силу постановления N 644, приведены в Главе VI методических указаний.
29. Внесение сведений в электронные паспорта объектов учета осуществляется должностными лицами, обеспечивающими размещение сведений в системе учета информационных систем, определенными в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 постановления N 644.
30. Доступ должностных лиц государственного органа к системе учета информационных систем осуществляется с использованием логинов и паролей, выдаваемых Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на основании официального запроса государственного органа, направляемого на бумажном носителе.
31. Внесение сведений в электронные паспорта и их актуализация осуществляются в порядке и сроки, установленные Главой III Положения о системе учета информационных систем.
32. Состав сведений, вносимых в электронные паспорта в автоматическом режиме, определяется готовностью ИС государственных органов к интеграции с системой учета информационных систем. Сведения об автоматизированном взаимодействии системы учета информационных систем с ИС государственных органов публикуются на портале ведомственной и региональной информатизации (http://365.minsvyaz.ru/).
33. Государственные органы при наступлении событий, перечисленных в пункте 15 Положения о системе учета информационных систем, дополняют электронные паспорта объектов учета сведениями о выполнении мероприятий по информатизации (закупках средств ПО, ТО, работ, услуг, изменении показателей назначения и функциональных характеристик объекта учета), иными сведениями, предусмотренными Положением о системе учета информационных систем и формой электронного паспорта, установленной методическими указаниями.
34. Ввод сведений о событиях, связанных с объектом учета (кроме принятия решения о создании объекта учета), осуществляется через пользовательский интерфейс системы учета информационных систем с использованием отдельной для каждого события электронной формы, содержащей только те сведения электронного паспорта объекта учета, которые непосредственно затрагиваются соответствующим событием, исключающей двойной ввод информации, а также обеспечивающей увязку вновь вводимых данных с ранее введенными, либо через аналогичные по назначению и функциям машинные интерфейсы. Внесение информации из электронных форм учета событий в разделы электронного паспорта выполняется системой учета информационных систем автоматически по факту ввода без предварительной проверки Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
35. Сведения о заключении государственных контрактов <1>, подписании актов сдачи-приемки работ <2>, поставленных товаров, вводе в эксплуатацию объектов учета, выводе объектов учета из эксплуатации вносятся в электронные паспорта в увязке с ранее введенными данными, в том числе с мероприятиями по информатизации, содержащихся в утвержденных планах информатизации государственных органов, формируемых государственными органами в соответствии с постановлением N 365.
--------------------------------
<1> При регистрации государственного контракта указывается, к какому виду обеспечения объекта учета (ПО, ТО, работам, услугам) относятся работы, услуги, закупки товаров по данному государственному контракту, а также, при наличии утвержденного плана информатизации, указываются мероприятия по информатизации, соответствующие государственному контракту.
<2> При регистрации актов сдачи-приемки работ, накладных и иных документов, фиксирующих выполнение работ и закупку товаров по государственным контрактам, - указывается ранее внесенный в электронный паспорт объекта учета государственный контракт, а также к какому виду обеспечения объекта учета относится документ.
36. В соответствии с пунктом 10 Положения о системе учета информационных систем изменения, вносимые в электронные паспорта объектов учета, включая изменения, вносимые без предварительной проверки (пункт 34 методических указаний), подписываются электронной подписью должностного лица государственного органа, ответственного за организацию размещения сведений в системе учета информационных систем или уполномоченного им лица.
37. В случае выявления Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации несоответствия размещенных сведений в электронном паспорте, внесенном в систему учета информационных систем, данный электронный паспорт возвращается на доработку в государственный орган, являющийся уполномоченным государственным органом на создание (развитие, модернизацию) объекта учета. К возвращаемому электронному паспорту прикладывается справка с указанием несоответствий и со ссылками на пункты методических указаний. Возврат на доработку осуществляется в электронной форме через систему учета информационных систем (присвоением электронному паспорту статуса "возвращен на доработку"). До момента обновления действующей считается прежняя версия электронного паспорта.
38. Должностному лицу государственного органа, подписавшему электронный паспорт объекта учета, содержащий сведения, вносимые в систему учета информационных систем, по электронной почте высылается автоматическое уведомление о возврате электронного паспорта объекта учета на доработку или успешном прохождении проверки и присвоении объекту учета уникального идентификационного номера либо о дополнении сведений в электронном паспорте ранее зарегистрированного объекта учета.
39. Для ИС специальной деятельности и ЦОД при регистрации в системе учета информационных систем, а также при дополнении и актуализации сведений, вносимых в электронные паспорта объектов учета, системой учета информационных систем устанавливается текущий статус объекта учета:
"подготовка к созданию" - при регистрации объекта учета (кроме случаев, когда объект учета регистрируется в соответствии с Главой VI методических указаний);
"разработка" - при внесении сведений о факте заключения государственного контракта на разработку, поставку средств ПО и ТО, выполнение иных работ по созданию объекта учета;
"эксплуатация" - при внесении сведений об акте ввода в промышленную эксплуатацию <1> объекта учета (далее - эксплуатация) в целом или его части - автоматизированных подсистем, комплексов задач, статус не изменяется при выводе из эксплуатации части объекта учета, отдельного экземпляра объекта учета (при наличии более чем одного объекта внедрения). Опытная эксплуатация <2> является видом испытаний, ввод в опытную эксплуатацию не является основанием для перевода объекта учета в статус "Эксплуатация";
--------------------------------
<1> Справочно: государственный стандарт Союза ССР ГОСТ 34.601-90 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания", утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 29 декабря 1990 г. N 3496.
<2> Справочно: межгосударственный стандарт ГОСТ 34.603-92 "Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем", утвержденный постановлением Комитета стандартизации и метрологии СССР от 17 февраля 1992 г. N 161.
"выведен из эксплуатации" - при внесении сведений об акте вывода из эксплуатации объекта учета в целом или после вывода из эксплуатации последнего экземпляра объекта учета (при наличии более чем одного объекта внедрения).
40. Если государственный орган приобретает услуги аренды ПО по принципу "ПО как услуга", то указанное ПО должно учитываться на соответствующем объекте учета как соответствующий вид обеспечения согласно классификатору работ и услуг, приведенному в Приложении N 2 к методическим указаниям.
41. Если для реализации мероприятия по информатизации, относящегося к определенному объекту учета, государственный орган приобретает ПО и размещает его в арендуемой инфраструктуре, то в видах обеспечения объекта учета указываются сведения по приобретенному ПО с использованием классификатора программных средств, а для вида обеспечения "Услуги по аренде ТО и ПО" указываются сведения по арендуемой инфраструктуре и условиям ее использования.
42. При осуществлении учета ИС и компонентов ИТКИ, которые используются в территориальных органах или подразделениях государственного органа, формирующего сведения об объекте учета, должна обеспечиваться взаимосвязь объектов учета и входящих в их состав средств ПО, ТО, работ, услуг и соответствующего объекта внедрения (подразделения или учреждения, в котором устанавливаются ИС или компоненты ИТКИ, либо их части). При этом возможны следующие ситуации:
42.1. Закупки товаров, работ, услуг для создания, развития, модернизации и эксплуатации ИС или компонентов ИТКИ осуществляются центральным аппаратом федерального органа исполнительной власти или органа управления государственным внебюджетным фондом. Отражение факта использования объекта учета в территориальных органах или подразделениях государственного органа осуществляется через показатели объекта учета - количество пользователей, количество обрабатываемых запросов, количество территориальных органов.
42.2. Закупки товаров, работ, услуг, направленных на внедрение и эксплуатацию компонентов ИТКИ или ИС государственного органа, осуществляются территориальными подразделениями данного государственного органа. В этом случае размещение сведений об объекте учета в части объявления торгов (запроса котировок цен), заключенных государственных контрактах, подписания актов сдачи-приемки работ осуществляются ответственными должностными лицами территориальных подразделений или ответственными должностными лицами центрального аппарата государственного органа.
VI. Особенности учета ИС и компонентов ИТКИ,
созданных и (или) введенных в эксплуатацию до вступления
в силу постановления N 644
43. Сведения об ИС, зарегистрированных в реестре федеральных государственных информационных систем (далее - реестр ФГИС), в соответствии с Положением о регистрации федеральных государственных информационных систем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 723 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 37, ст. 4416; 2012, N 27, ст. 3753; N 53, ст. 7958) (далее - постановление N 723), вносятся в систему учета информационных систем Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Государственные органы, являющиеся уполномоченными государственными органами на создание, развитие, модернизацию соответствующих ИС, обеспечивают дополнение соответствующих электронных паспортов объектов учета необходимыми сведениями.
44. Внесение сведений в систему учета информационных систем об объектах учета, созданных и (или) введенных в эксплуатацию до вступления в силу постановления N 644, осуществляется органами государственной власти на основании правовых актов, данных бюджетного учета, технической, контрактной и другой документации, содержащей сведения о данных объектах учета.
45. Все имеющиеся ИС, ЦОД, прочие компоненты ИТКИ, используемые государственным органом, должны быть классифицированы по классификационным категориям, указанным в пункте 5 методических указаний.
46. Если в государственном органе закупки работ, товаров, услуг предусматривались решениями о создании (закупке) в рамках одной ИС, которая не может быть отнесена к определенной классификационной категории, то такая ИС называется комплексной ИС, и для целей учета должна быть разделена на подсистемы, соответствующие определенным классификационным категориям. Указанные подсистемы регистрируются в системе учета информационных систем как самостоятельные объекты учета. В электронных паспортах подсистем информационных систем, классифицированных как ИС специальной деятельности или как ЦОД, в Разделе 1 электронного паспорта объекта учета указывается комплексная ИС, к которой относится данный объект учета. Комплексные ИС при этом не являются объектами учета, а используются только для определения входящих в их состав ИС специальной деятельности и ЦОД и внесения информации о нормативных правовых актах, относящихся к комплексной ИС в целом. Для каждого объекта учета, находящегося в составе комплексной ИС, в электронном паспорте объекта учета указываются реквизиты решения о создании (закупке) с присоединением файла, содержащего электронную копию (электронный образ) указанного решения.
47. Выделение ИС специальной деятельности из комплексных ИС осуществляется по имеющейся документации исходя из следующих критериев:
программно-аппаратный комплекс ИС специальной деятельности должен быть технологически обособлен и обеспечивать возможность его вывода из эксплуатации, замены, модернизации без существенного нарушения работы смежных ИС;
дальнейшее планирование мероприятий по информатизации должно осуществляться с привязкой каждого мероприятия к определенному объекту учета.
48. Выделение для целей учета ЦОД из комплексных ИС осуществляется по принципу их территориальной и технологической обособленности. Программно-технические комплексы, создававшиеся в рамках различных мероприятий по информатизации, но размещенные в одном специально приспособленном помещении (комплексе помещений) с общими инженерно-технологическими системами, должны рассматриваться как единый ЦОД. В то же время технологически разобщенные программно-технические комплексы должны регистрироваться как отдельные объекты учета, даже если они создавались в рамках одного мероприятия по информатизации или государственного контракта.
49. Для ИС специальной деятельности и ЦОД при регистрации в системе учета информационных систем должен быть определен соответствующий текущий статус:
49.1. "Подготовка к созданию" - устанавливается для объектов учета, о создании которых принято решение (в том числе ИС, создание которых предусмотрено нормативными правовыми актами), но проектирование которых не начато. Статус устанавливается также для объектов учета, по которым ведутся предпроектные работы (разработка концепции, технического задания, иные предпроектные НИР), объявлены закупки, но не заключены государственные контракты на поставку и разработку ПО и ТО.
49.2. "Разработка" - устанавливается для объектов учета, по которым непосредственно ведутся работы по созданию, в том числе находящихся в стадии технического или рабочего проектирования, подготовки к внедрению и внедрения, поставки средств ПО и ТО, если ни одна часть объекта учета (автоматизированные подсистемы, комплексы задач) на текущий момент не принята в эксплуатацию.
49.3. "Эксплуатация" - устанавливается для объектов учета, полностью или частично введенных в эксплуатацию. При регистрации объекта учета в данном статусе обязательным является наличие акта о вводе в эксплуатацию ИС (компонента ИТКИ), утвержденного в установленном порядке. При выявлении ИС и компонентов ИТКИ, фактически находящихся в эксплуатации, но не введенных в эксплуатацию, необходимо в установленном порядке утвердить акты о вводе в эксплуатацию. До этого момента объект учета определяется как находящийся в разработке.
50. Объекты учета, выведенные из эксплуатации до вступления в силу постановления N 644, регистрации в системе учета информационных систем не подлежат.
51. При заполнении разделов электронного паспорта, относящихся к средствам ПО, ТО, работам, услугам, закупка и поставка (сдача) которых были осуществлены до вступления в силу постановления N 644, допускается не детализировать состав ТО, работ и услуг, отражая только состав ПО, суммарный размер затрат на основе данных бюджетного учета в соответствии с пунктом 22 методических указаний.
52. Не допускается включение одних и тех же средств ПО, ТО, работ или услуг в электронные паспорта нескольких объектов учета. Если какие-либо виды обеспечения фактически используются в нескольких объектах учета, они должны быть отнесены к компонентам ИТКИ соответствующего типа.
VII. Методика оценки эффективности
и результативности мероприятий по созданию, развитию,
модернизации и эксплуатации ИС и компонентов ИТКИ
53. Оценка эффективности и результативности мероприятий по информатизации, осуществляемых государственными органами, выполняется Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на основе анализа достижения плановых значений показателей и (или) индикаторов мероприятий по информатизации расходов федерального бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов на достижение показателей и (или) индикаторов мероприятий по информатизации.
54. Плановые и фактически достигнутые значения показателей и (или) индикаторов мероприятий по информатизации предусматриваются планами информатизации государственных органов и отчетами о выполнении планов информатизации государственных органов. Значения показателей и (или) индикаторов мероприятий по информатизации размещаются в электронном паспорте объекта учета в соответствии с пунктом 14 Положения о системе учета информационных систем.
55. Оценка эффективности и результативности мероприятий по информатизации проводится ежегодно после предоставления государственными органами в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации отчетов о выполнении планов информатизации, формируемых государственными органами во исполнение постановления N 365.
56. Результативность мероприятия по информатизации оценивается по следующей формуле: