МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 21 марта 2025 г. N 513
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕДМЕТА
ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"ЦЕРКОВЬ НИКОЛЫ НАДЕИНА", 1621 Г. (ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ,
Г. ЯРОСЛАВЛЬ, НАРОДНЫЙ ПЕР., Д. 2А)
Руководствуясь Федеральным законом
от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и подпунктом 5.3.6 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 20 июля 2011 г. N 590, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения "Церковь Николы Надеина", 1621 г. (Ярославская область, г. Ярославль, Народный пер., д. 2а).
2. Департаменту государственной охраны культурного наследия (Р.А. Рыбало) обеспечить внесение соответствующих сведений в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и их опубликование.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Первый заместитель Министра
С.Г.ОБРЫВАЛИН
Приложение
к приказу Министерства культуры
Российской Федерации
от 21 марта 2025 г. N 513
ПРЕДМЕТ
ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"ЦЕРКОВЬ НИКОЛЫ НАДЕИНА", 1621 Г. (ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ,
Г. ЯРОСЛАВЛЬ, НАРОДНЫЙ ПЕР., Д. 2А)
Градостроительные характеристики здания:
- Местоположение и градостроительные характеристики здания в организации застройки Народного переулка и Волжской набережной, его роль в структуре застройке квартала.
Архитектурные характеристики и конструктивные элементы здания:
- Объемно-пространственная композиция здания с галереями, приделами и шатровой колокольней типа восьмерик на четверике, в том числе высотные отметки по венчающему карнизу храма, приделов, и завершению колокольни: уравновешенная асимметричная композиция сложного объема, состоящего из четверика храма с пониженным трехапсидным алтарем, примыкающих по линии восточного фасада, с севера пониженным столпообразным Благовещенским приделом со скругленной в плане апсидой и примыкающей с запада закрытой папертью, с юга пониженным по отношению к четверику приделом Александра Свирского со скругленной в плане апсидой, закрытой галереей, охватывающей четверик с запада и юга, и объединяющей придел и колокольню, повышенного ("домообразного") западного крыльца на "ползучих" арках, шатровой колокольни типа "восьмерик на четверике", расположенной на северном углу западного фасада галереи;
- Размеры, форма круглого в плане светового барабана под шлемовидной главой четверика; размеры, форма и местоположение оснований четырех утраченных барабанов четверика; конфигурация шатрового завершения колокольни; размеры, форма круглого в плане светового барабана северного придела с заложенными проемами и восьмигранных барабанов южного придела и колокольни; конфигурация крыш центрального куба, приделов Благовещения и Александра Свирского, галереи, апсид, крыльца;
- Конструкции и материал бутового фундамента, в том числе система мощных деревянных связей, проложенных в первом ряду кирпичной кладки над фундаментом;
- Крыши четверика, апсид, приделов, галерей и крыльца, их конструкция, характер кровельного покрытия, в том числе высотные отметки по завершениям глав храма и колокольни;
- Композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов, включая размер, форму и местоположение дверных и оконных проемов, в том числе заложенных; форма, габариты и осевое расположение проемов яруса звонов и двух ярусов "слухов" на колокольне;
- Лопатки, разделяющие на прясла фасады четверика, двух ярусов галереи и рундук крыльца; угловые лопатки, в том числе гладкие в верхнем ярусе Благовещенского придела, декорированные ширинками со вставками из лекального кирпича в виде бусин и ромбов в двух ярусах северо-западного угла и втором ярусе северного фасада колокольни, а также на боковых фасадах крыльца;
- Профилированный цоколь, в том числе из белокаменных блоков в основании столбов галереи, колокольни и крыльца;
- Горизонтальные тяги, разделяющие уровень основного объема храма и подклет, второй и третий ярусы колокольни и разбивающие третий глухой ярус колокольни на три неравные части;
- Пояс из чередующихся крупных "катушек" и сдвоенных столбиков ("книжек") из тесаного лекального кирпича над межъярусным карнизом апсид главного храма и северного придела;
- Кирпичный декор, в том числе валики барабанов со ступенчатыми кронштейнами под центральной главой, ширинки подоконной части галерей, под карнизом второго яруса колокольни с фигурными (бусины, ромбы), на парапете; ограждения открытого яруса колокольни с полихромными изразцовыми вставками; наличник киота западного фасада крыльца; венчающие карнизы;
- Металлические просечные подзоры под крышами галерей, приделов и апсид;
- Обрамления оконных проемов второго яруса северной, западной галерей и боковых фасадов крыльца простыми рамочными наличниками в виде валика, акцентированные архивольтом из двух валиков с поребриком, опирающимся на две горизонтальные тяги аналогичной профилировки, соединенные с лопатками, такой же формы архивольты с килевидным завершением над проемами яруса звона колокольни;
- Обрамление слуховых окон колокольни полуколонками с перехватами и завершениями объемными треугольными фронтонами; аркатурный пояс на центральном барабане и аркатура килевидной формы на фасадах Благовещенского придела;
- Наличники ложных круглых окон в закомарах, треугольный щипец западного крыльца.
- Форма и материал куполов храма и колокольни (черепица и металлическое покрытие): шлемовидная глава основного объема, увенчанная золоченым крестом с полумесяцем, луковичные главы, увенчанные простыми крестами с перекладиной на Благовещенском приделе и колокольне, шаровидная глава придела Александра Свирского; характер кровельного покрытия глав четверика, северного придела и колокольни - лемеховая поливная черепица; характер покрытия главы южного придела - металл "в чешую";
- Материал, характер и рисунок столярных заполнений оконных и дверных проемов; металлические заполнения, в том числе решетчатые, входных и оконных проемов;
- Материал и характер отделки фасадных поверхностей обмазка и побелка, сюжетные росписи в закомарной части средних прясел фасадов четверика, в щипце западного крыльца;
- Историческое колористическое решение фасадов;
- Пространственно-планировочная структура четырехстолпного храм в капитальных стенах, проемов, ниш, включая сводчатые перекрытия, в том числе с распалубками;
- Местоположение и конфигурация алтарных преград приделов и основного храма, в том числе тябла иконостаса первой половины XVII века в четверике и Благовещенском приделе, конструкции иконостаса середины XVIII века, включая систему лестниц и переходов, обеспечивающих доступ к его верхним ярусам с тыльной стороны, дощатая расписанная обшивка иконостаса со стороны алтаря основного храма, а также местоположение, конфигурация и габариты рельефно выделенных солеи и амвона;
- Капитальные стены; своды четверика, апсид, галерей, приделов, подклета, их конструкция и материал, внутренние перекрытия барабанов; белокаменные "усы" в основании распалубок подклета; воздушные и внутристенные металлические связи; воздушные деревянные связи в уровне подклета; голосники в основном объеме и Благовещенском приделе";
- Лестницы XVII в., их конструкция, материал, оформление, в том числе ползучие арки западного крыльца, лестницы в северный придел и третьего яруса колокольни; белокаменные ступени западного крыльца и белокаменные перила двух нижних маршей колокольни;
- Материал и конструкции полов, в том числе дощатые в четверике, алтаре и на колокольне, дощатые щитовые в галерее, кирпичные "в елочку" в Благовещенском приделе и подклете, включая белокаменную ступень на перепаде уровней при переходе из южной галереи в западную;
- Архитектурно-художественное оформление интерьеров четверика, приделов, галерей - орнаментальная и сюжетная фресковая роспись стен, откосов оконных и дверных проемов, сводов с барабанами и их перекрытиями, орнаментальная полихромная роспись конструкций и дощатых зашивок иконостаса четверика со стороны алтаря, а также тыльной стороны сохранившихся фрагментов тяблового иконостаса основного объема, перспективных порталов проемов с белокаменными вставками, украшенные орнаментальной росписью пристенные скамьи; полихромная раскраска цоколей галерей, в том числе пояса из чередующихся крупных "катушек" и "книжек" из тесаного лекального кирпича; изразцовая печь ренессансного типа в приделе Александра Свирского;
- Элементы внутреннего убранства - деревянные иконостасы храма: резьба, роспись и позолота иконостаса середины XVIII в., роспись обшивки иконостаса со стороны алтаря, роспись древних тябел, резьба иконостаса придела Михаила Малеина (дьяконник), иконостас северного придела, в том числе тябла его верхних ярусов с "выколотным орнаментом", резная деревянная сень алтаря с главками и крестом, металлические и деревянные двери с замками, пристенные каменные скамьи галерей;
- Историческое колористическое решение интерьеров;
- Инженерная система здания: система вентиляционных ходов, в том числе заложенных;
- Движимое имущество в составе памятника: иконы в соответствии с инвентарными книгами Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника; паникадила.
Схема предмета охраны объекта культурного наследия
федерального значения "Церковь Николы Надеина", 1621 г.
(Ярославская область, г. Ярославль, Народный пер., д. 2а)
ПОДКЛЕТ
ОСНОВНОЙ ЭТАЖ
ЯРУС ОКОН
ЯРУС ЗВОНА КОЛОКОЛЬНИ
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
| - Объемно-пространственная композиция здания 1621 г. |
| - Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов. |
| - Пространственно-планировочная структура здания в пределах капитальных стен, проемов, перекрытий. |
| - 1621 г. | - Капитальные стены, перекрытия. |
- 1690-е гг. |
| - Заложенные проемы. |
| - Сводчатые перекрытия, арки, распалубки, перемычки проемов. |
| - Архитектурно-художественное оформление интерьеров - роспись стен, откосов оконных и дверных проемов, металлические двери с замками изразцовая печь. |
| - Лестница. |
| - Голосники |