ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приказ Минкультуры России от 24.03.2025 N 522 "Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения "Церковь Рождества Христова с колокольней", XVII в. (Ярославская область, г. Ярославль, ул. Кедрова, д. 1)"

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 24 марта 2025 г. N 522
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕДМЕТА
ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА С КОЛОКОЛЬНЕЙ", XVII В.
(ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. ЯРОСЛАВЛЬ, УЛ. КЕДРОВА, Д. 1)
Руководствуясь Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и подпунктом 5.3.6 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 590, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения "Церковь Рождества Христова с колокольней", XVII в. (Ярославская область, г. Ярославль, ул. Кедрова, д. 1).
2. Департаменту государственной охраны культурного наследия (Р.А. Рыбало) обеспечить внесение соответствующих сведений в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и их опубликование.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Первый заместитель Министра
С.Г.ОБРЫВАЛИН
Приложение
к приказу Министерства культуры
Российской Федерации
от 24 марта 2025 г. N 522
ПРЕДМЕТ
ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА С КОЛОКОЛЬНЕЙ", XVII В.
(ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. ЯРОСЛАВЛЬ, УЛ. КЕДРОВА, Д. 1)
Церковь Рождества Христова
Градостроительные характеристики здания:
- Местоположение, участие в формировании основных городских панорам, правого берега р. Волги, Волжской набережной (частичное раскрытие через сквер), композиционные особенности здания, участвующего в формировании линии застройки улицы Кедрова; локальная объемная доминанта в структуре застройки квартала.
Архитектурные характеристики и конструктивные элементы объекта:
- Объемно-пространственная композиция сложного, поставленного на подклет объема с галереями, приделами и крыльцом, в том числе высотные отметки по венчающему карнизу храма и приделов: уравновешенная асимметричная композиция сложного объема, состоящего из четверика храма с пониженным алтарем (двухапсидным в уровне подклета и трехапсидным в уровне основного этажа), примыкающих по линии восточного фасада с севера пониженным столпообразным северо-восточным приделом (во имя Николая Чудотворца в уровне подклета и Петра и Павла в уровне основного этажа) со скругленной в плане апсидой и примыкающей с запада трапезной и закрытой папертью, с юга пониженным по отношению к четверику столпообразным юго-восточным приделом (во имя Акиндина, Пегасия, Авфония, Елпидифора и Анемподиста) со скругленной в плане апсидой, закрытой галереи, охватывающей четверик с запада и юга, и объединяющей восточные приделы, с повышенным ("домообразным") западным крыльцом на "ползучих" арках и окруженным с севера и запада галереями-притворами, столпообразный Казанский придел;
- Композиционно-планировочные характеристики ансамбля XVII века, включающего церковь Рождества Христова (восточный объем) и колокольню с церковью Гурия, Самона и Авива, обращенные северными фасадами к улице Кедрова, формирующие застройку улицы и квартала;
- Размеры, форма круглого в плане светового барабана четверика под луковичной главой; размеры, форма и местоположение оснований четырех утраченных световых барабанов четверика; размеры, форма круглых в плане глухих барабанов северо-восточного, юго-восточного и юго-западного приделов: конфигурация крыш центрального куба, трех приделов, галерей (вокруг основного объема и Казанского придела), апсид, крыльца;
- Высотные отметки по венчающему карнизу храма, апсид, приделов, крылец, барабанов и крестов;
- Крыши четверика, апсид, приделов, галерей и крыльца: уклоны скатов, высотные отметки по завершениям глав храма, приделов и коньку крылец, их конструкция из кованых стропил с подкосами, металлическое окрашенное кровельное покрытие со стоячим фальцем;
- Композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов, включая размер, форму и местоположение дверных и оконных проемов, в том числе заложенных:
- Гладкие лопатки, включая угловые, а также разделяющие на три прясла фасады четверика, южного фасада Казанского придела, разделенного надвое до уровня подоконника второго яруса, северной стены трапезной и притвора северо-восточного придела, отмечающие местоположение примыкающих внутренних поперечных стен с введением дополнительной декоративной лопатки между окнами среднего прясла в уровне подклета;
- Декорированные ширинками лопатки галерей в уровне подклета и крыльца в дух ярусах: на южном фасаде с фигурными кирпичными вставками "часты звезды", на северо-западном углу притвора северо-восточного придела - из гладких ромбов и розеток, на крыльце со вставками из "муравленых" изразцов "малой руки" квадратной и круглой формы с рельефным рисунком семилепестковой розетки;
- Граненые столбы второго яруса галерей с мелкопрофилированными базами и капителями, в том числе заложенные: со скругленными бочкообразными стволами на западном фасаде и прямыми на южном;
- Трехчетвертные колонки между апсидами;
- Столбы открытых галерей подклета: мощные сложнопрофилированные восьмигранные столбы паперти придела Николая Чудотворца и гладкие квадратного сечения под западным фасадом галереи Казанского придела с карнизом простой профилировки (две полочки, разделенных четвертным валиком), выделяющим высокую цокольную часть;
- Цоколь, профилированный в основании фасадов основного объема приделов и алтаря, столбов и парапетов южной галереи, а также столбов западной галереи в виде простого уступа в основании крыльца;
- Горизонтальные междуэтажные тяги, разделяющие уровень основного объема храма и подклет;
- Карниз, отделяющий стену четверика от закомар, включающий изразцовую ленту с храмоздатной надписью;
- Венчающие карнизы: простой профилировки из чередующихся валиков и полочек на северо-восточном приделе, галереях и крыльце, измельченный, поддерживающий белокаменные выступающую гладкую фризовую часть и широкий гусек венчающего карниза на южном фасаде юго-восточного придела, широкий мелкопрофилированный с большим белокаменным гуськом венчающего карниза и фризом из аркатурного пояска и поребрика в основании - на Казанском приделе, сложносоставной, включающий разделенные полуваликом поребрик (в основании), пояс "муравленых" изразцов "малой руки" (сохранились фрагменты под забелкой), гладкий поясок и ступенчатые зубчики-кронштейны на апсидах основного объема, аналогичный, по без поребрика и с сохранившимся поясом изразцов на центральном барабане и четырех утраченных, с поребриком и зубчиками - кронштейнами на барабане Казанского придела, только с зубчиками-кронштейнами - на восточных приделах;
- Кирпичный декор, в том числе:
- Глубокие ширинки парапетной части второго яруса южной галереи и Казанского придела с фигурными кирпичными вставками "часты звезды", более мелкие ширинки западной части галереи основного объема и боковых фасадов крыльца с изразцовыми вставками в виде семилепестковых розеток, подчеркнутые на крыльце поясом из цепочки розеток, перемежающихся с ромбами; мелкозаглубленные ширинки парапета первоначальной галереи подклета, декорированные формованными кирпичными вставками ромбов;
- Обрамления оконных проемов закладок второго яруса южной галереи простыми рамочными наличниками в виде валика, акцентированные архивольтом из двух валиков с поребриком, опирающимся на две горизонтальные тяги такой же профилировки, соединенные с профилированными углами арок галереи, обрамленных простыми архивольтами из валиков, соединенных по горизонтали тягой того же профиля;
- Аналогичные валики-архивольты по внешнему краю кладки арок в уровне подклета соединенные в уровне пяты на западной части галерей и обрывающиеся у лопаток на южной галерее и подпружной арке алтаря Казанского придела;
- Поребрик между двумя валиками, опоясывающий в уровне пяты арки крыльца и переходящий над проемами в архивольты;
- Мелкопрофилированные архивольты закомар с зубчиками-кронштейнами;
- Обрамления оконных проемов профилированными наличниками и контрналичниками с треугольным завершением на окнах нижнего яруса Казанского придела и двух апсидах основного объема, в том числе перехваты контрналичников на алтаре;
- Наличники оконных проемов апсид основного объема и юго-восточного придела в уровне второго яруса, акцентированные "бровками" на двух южных апсидах и обрамлением заглубленных ступенью перемычек арок двух северных апсид;
- Аркатурно-колончатые с перехватами пояса всех барабанов; "кокошники" в основании барабанов четверика;
- Размеры, форма и материал луковичных глав храма и приделов, характер кровельного покрытия: металлическое покрытие "в шашку" на основном объеме, поливная городчатая черепица северо-восточного и юго-восточного приделов, выколотка из меди "под черепицу" на Казанском приделе;
- Простые позолоченные кресты на яблоках с растяжками на главах храма, северо-восточном и юго-восточном приделе, позолоченные "корсунский" крест и просечной подзор главы Казанского придела: материал, исторический характер и рисунок столярных заполнений оконных и дверных проемов: металлические заполнения, в том числе решетчатые, входных и оконных проемов;
- Материал и характер отделки фасадных поверхностей на XVII в. - известковая обмазка и побелка; в том числе сюжетные росписи в закомарной части средних прясел фасадов четверика: сюжетные росписи в интерколумниях аркатурно-колончатого пояса центрального барабана (уточняется в ходе проведения комплексных научно-исследовательских работ);
- Рельефные "муравленые" изразцы (включая румпу) с растительным, геометрическим и зооморфным орнаментом, их форма, материал, размеры, рельеф, колористическое решение, система расстановки с особенностями характерного набора на отдельных частях здания;
- Историческое колористическое решение фасадов, в том числе изразцовых вставок и поливы черепицы;
- Пространственно-планировочная структура двухъярусного четырехстолпного храма с приделами, галереями, притворами и крыльцом в капитальных стенах; проемов, ниш, включая сводчатые перекрытия, в том числе с распалубками; местоположение и конфигурация алтарных преград приделов и основного храма, а также местоположение, конфигурация и габариты рельефно выделенных солеи и амвона;
- Капитальные стены XVII в., из большемерного глиняного кирпича, сложенного на известковом растворе; белокаменные плиты толщиной в кирпич, тесаные под профилировку ширинки в нижней части заложенного юго-восточного столба крыльца;
- Своды четверика, апсид, галерей, приделов, подклета, их конструкция и материал, внутреннее перекрытие центрального барабана; воздушные и внутристенные металлические связи; голосники в парусах под утраченными восточными барабанами основного объема;
- Расположение, габариты и конфигурация дверных проемов, ниш и оконных проемов, в том числе заложенных, во внутренних капитальных стенах;
- Лестницы XVII в., их местоположение, конструкция, материал, оформление, в том числе ползучие арки западного крыльца, историческая система внутристенных лестниц (уточняется проведением комплексных научных исследований);
- Деревянные конструкции опорной части иконостаса храма на алтарной преграде (в уровне второго света) между восточными столпами основного яруса, в том числе, лестницы;
- Материал и конструкции полов, в том числе: чугунные без рисунка плиты в четверике и алтаре храма; квадратная терракотовая керамическая плитка с диагональной раскладкой в жертвеннике храма, приделах Богоотца св. Иоакима и Анны, юго-восточном, Казанском, фрагментарно - в притворе храма и южной галерее (перед южным порталом четверика) приделе, кирпичные "в елочку" в притворе, галерее вокруг храма, в северной галерее Казанского придела, северных приделах (уточняется проведением комплексных научных исследований), подклете, кроме помещения под Казанским приделом (полы утрачены), дощатые в южном притворе-галереи Казанского придела; гранитные блоки-пороги в порталах четверика; плита из яшмы (порода камня уточняется проведением исследований) перед царскими вратами на солее храма; белокаменный амвон в приделе Николая Чудотворца; белокаменная надгробная плита в выстилке пола солеи придела Николая Чудотворца;
- Архитектурно-художественное оформление интерьеров четверика, приделов, галерей:
- Орнаментальная и сюжетная роспись стен, столпов, откосов оконных и дверных проемов, сводов, барабана и его перекрытия в основном храме, (включая алтарную часть), юго-восточном и Казанском приделах, фрагменты на южной стене и на портале северного входа в четверик в приделе Петра и Павла, дверного полотна парадного входа с внутренней стороны;
- В основном ярусе: перспективные порталы с килевидным завершением западного и северного входов в Казанский придел, наличник из тесаного лекального кирпича, состоящий из полочки и крупного валика с круглой гирькой в основании по бокам северного портала четверика в основном ярусе, сложнопрофилированные цоколи из тесаного лекального кирпича вдоль стен четверика и северо-восточного придела, отбивка одинарным валиком цоколя вдоль западной и северной стен Казанского придела, расширенная на апсиде введением второго валика; пристенные скамьи первоначальных галереях; металлические двери с замками, скобяными изделиями, в том числе дверца печуры алтаря храма, кованая решетка с крещатым рисунком звеньев перед западным порталом;
- В подклете: перспективные порталы - белокаменный западного входа в четверик основного объема, кирпичные южного входа в четверик и западного входа в придел Николая Чудотворца; ширинки с фигурными кирпичными вставками на столбах первоначальной галереи, в том числе заложенные, ширинки с остатками румп изразцовых вставок на частично заложенном юго-восточном столбе галереи, включающем в нижней ширинке два ряда белокаменных плит, тесаных под профиль ширинки;
- Элементы внутреннего убранства - конструкции, форма, резьба, роспись и позолота деревянных иконостасов храма, в том числе: барочный иконостас середины XVIII века с горельефной резьбой в двух нижних ярусах и простыми тяблами вверху; ампирный иконостас конца XVIII века придела Богоотца Иоакима и Анны; поздний с включением фрагментов тяблового иконостаса середины XVII века и фрагментом царских врат (столбики и коруна) из деревянной церкви XVI века в приделе Акиндина, Пегасия, Авфония, Елпидифора и Анемподиста; тябельный иконостас XVII века, выложенный узорчатым ажурным оловом в Казанском приделе;
- Историческое колористическое решение интерьеров;
- Инженерная система здания: система вентиляционных ходов и дымоходов, в том числе заложенных;
- Движимое имущество в составе памятника: иконы в соответствии с инвентарными книгами Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника; паникадила.
Колокольня церкви Рождества Христова
- Градостроительные характеристики объекта: местоположение, участие в формировании основных городских панорам, правого берега р. Волги, Волжской набережной (частичное раскрытие через сквер), композиционные особенности здания, участвующего в формировании линии застройки улицы Кедрова; локальная высотная доминанта в структуре застройки квартала;
- Архитектурные характеристики и конструктивные элементы объекта: объемно-пространственная композиция сложного объема с надвратной церковью, галереями и башнями, в том числе высотные отметки по карнизам ярусов, галерей, барабана, яблока главы и креста, пикам шатров башен: уравновешенная симметричная композиция сложного трехъярусного объема, состоящего из вытянутого по оси север-юг нижнего яруса с тремя арками, две из которых сквозные, а одна заложена до размеров дверных проемов, выстроенной по линии восточного фасада трехчастной композиции из высокого двусветного четверика надвратной церкви Гурия, Самона и Авива и фланкирующих его двух столпообразных башен с четырехгранными шатрами, объединенной открытой галереей, охватывающей четверик с севера, запада и юга в уровне второго яруса, восьмигранника открытого яруса звона колокольни и шатра с тремя рядами слухов в третьем ярусе, увенчанного восьмигранным барабаном с миниатюрной луковичной главкой и крестом;
- Размеры, форма шатров башен и колокольни, барабана и главки;
- Односкатная крыша галереи, окрытия карнизов, архивольтов и уступов стен: уклоны, высотные отметки по линии примыкания крыши к четверику и по завершению главы, их форма и материал покрытия;
- Композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов:
- Размер, форма и местоположение арочных дверных и оконных проемов; форма, габариты и осевое расположение проемов яруса звонов и трех ярусов "слухов" на колокольне, кокошников и слухов на башнях; форма и габариты арочных пролетов галереи; сдвоенные арки с фигурными "гирьками" проездных арок нижнего яруса;
- Гладкие лопатки, включая угловые, выделяющие четверик на южном фасаде, обрамляющие углы северо-восточной башни и, поставленные соосно колонкам, разбивающие на прясла плоскости нижнего яруса под галереей;
- Вертикали из трех ширинок со вставками из "муравленых" изразцов "малой руки" квадратной и круглой формы с рельефным рисунком семилепестковой розетки лопатки трехчастного восточного портала, сдвоенные по бокам центрального проезда и переходящие на угол южного фасада, в том числе, на выделенных из плоскости стены лопатках юго-восточного угла и южной опоры проездной арки;
- Мелкопрофилированные трехчетвертные колонки трехчастного портала западного фасада, набранные из "катушек", цилиндра, призмы и "бочки" с различного профиля перехватами, включая два ряда "бусин", колонки-кубышки второго яруса галерей, спаренные трехчетвертные колонки с крупными шапкообразными навершиями, сложного профиля и перехватами на стволах на западных углах четверика; колонки с перехватами на гранях столбов восьмерика яруса звона по фасадам и без перехватов с внутренней стороны (на стыке граней); гурты восьмигранного шатра;
- Цоколь из валика, поставленного под углом на ребро кирпича и полочки в основании; горизонтальные межэтажные тяги, в виде простого валика над скошенным выступом первого яруса, усложненный, с полочками, валиками и поребриком карниз галереи, охватывающие весь периметр, кроме северо-восточной башни, "поребрик" под валиком и полочкой парапета галереи, простой карниз из двух рядов полочек, перемежающихся с полуваликами на фасадах четверика и огибающий угловые спаренные колонны, а также на парапетной стенке между шатрами башен и восточными столбами яруса звона;
- Кирпичный декор, в том числе:
- Горизонтали из ширинок с чередующимися вставками из "муравленых" изразцов квадратной и круглой формы на парапете галереи, переходящие на стены угловых башен; аналогичные со вставками из фигурного кирпича на парапете яруса звона;
- Широкие мелкопрофилированные архивольты трехчастных порталов, профилированные края арочных проемов, акцентированные над проездной частью карнизами над двойными арками с "гирьками" и "бровками" над боковыми проемами западного и восточного фасадов: валики-архивольты арок галереи; профилированные карнизы килевидных фронтонов в основании шатров угловых башен и на уступах четверика над карнизом восточного фасада;
- Обрамления оконных проемов профилированными наличниками и контрналичниками с треугольным завершением на окнах нижнего яруса южного фасада; сложнопрофилированный сандрик с треугольным фронтоном на высоком карнизе над окном второго яруса восточного фасада; профилированный портал с килевидным завершением перед дверным проемом церкви в уровне второго яруса; профилированные наличники с контрналичниками ниш-киотов с килевидным завершением под венчающими карнизами всех четырех фасадов четверика и в тимпане портала проездной арки на западном фасаде;
- Профилированные килевидные кокошники с поясом "бусин" над проемами арок яруса звона и без "бусин" над широкими арочными проемами нижнего ряда слухов; наличники второго и третьего ярусов слухов, а также слуховых окон башен, декорированные колонками с перехватами, раскрепованными карнизами и объемными треугольными сандриками; "гурты" на ребрах и по осям граней шатра колокольни, собранные в пучок венчающим карнизом, включающим "поребрик"; "кокошники" в основании барабана и пояс "бусин" под его карнизной частью, включающей зубчики-кроншнейны; "яблоки" с конусами на пиках шатров угловых башен;
- Обрамление проемов колокольни полуколоннами с перехватами и завершениями: килевидным - яруса звонов, треугольными объемными сандриками - ярусов "слухов"; аркатурные пояса на барабанах; "кокошники" в поясе и на углах четверика Ризположенского придела, в завершении придела во имя Гурия, Самона и Авива, в основании барабанов четверика; обрамление контрналичниками оконных проемов четверика: угловые полуколонны глухой нижней части колокольни: "выпущенные" ребра восьмигранных шатров, на Ризположенском приделе со сдвоенными горизонтальными "перехватами";
- Форма и материал главы: луковичная, крытая "в чешую"; позолоченные крест, конус, яблоко: растяжки;
- Материал, исторический характер и рисунок столярных заполнений оконных и дверных проемов: металлические заполнения, в том числе решетчатые, входных и оконных проемов;
- Материал и характер отделки фасадных поверхностей - известковая обмазка и побелка;
- Рельефные "муравленые" изразцы "малой руки" (включая румпу) квадратной и круглой формы с рельефным рисунком семилепестковой розетки, их форма, материал, размеры, рельеф, система расстановки с особенностями характерного набора на отдельных частях здания;
- Историческое колористическое решение фасадов; в том числе изразцовых вставок;
- Конструкция, материал капитальных стен и сводов открытых яруса звона и галерей; перекрытие шатра; воздушные металлические связи, внутристенные связи;
- Материал и конструкции полов, в том числе, кирпич, уложенный плашмя "в елочку" на галерее; квадратная терракотовая керамическая плитка в открытом ярусе звона;
- Пространственно-планировочная структура трехъярусного сооружения в капитальных стенах, проемах, нишах, включая сводчатые перекрытия, в том числе с распалубками;
- Капитальные стены XVII в., из большемерного глиняного кирпича, сложенного на известковом растворе;
- Коробовые своды проходной и проездной арок нижнего яруса, а также палатки в юго-восточной башне в уровне второго света второго яруса, сомкнутые своды четверика второго яруса и часовой палатки в юго-восточной башне; шатер северо-восточной башни; воздушные и внутристенные металлические связи;
- Расположение, габариты и конфигурация дверных проемов и ниш во внутренних капитальных стенах;
- Лестницы XVII в., их местоположение, конструкция, материал, оформление, в том числе ползучая арка южной одномаршевой лестницы, винтовая лестница в северной башне;
- Материал и конструкции полов, в том числе: квадратная терракотовая керамическая плитка в церкви, кирпич, уложенный плашмя "в елочку" в проезде и проходе нижнего яруса, историческое мощение полов в палатке южной башни и под южной лестницей;
- Архитектурно-художественное оформление интерьера четверика: фрагментарно сохранившаяся роспись стен с элементами гризайля; историческое колористическое решение интерьеров;
- Инженерная система здания: гиревая шахта в южной башне.
Схема предмета охраны объекта культурного наследия
федерального значения "Церковь Рождества Христова
с колокольней", XVII в. (Ярославская область,
г. Ярославль, ул. Кедрова, д. 1)
ЦЕРКОВЬ
ПОДКЛЕТ
ЦЕРКОВЬ
ОСНОВНОЙ ЯРУС
ЦЕРКОВЬ
УРОВЕНЬ ВТОРОГО СВЕТА
КОЛОКОЛЬНЯ
ПЕРВЫЙ ЯРУС
ВТОРОЙ ЯРУС
КОЛОКОЛЬНЯ
ТРЕТИЙ ЯРУС
ЧЕТВЕРТЫЙ ЯРУС
КОЛОКОЛЬНЯ
ПЯТЫЙ ЯРУС
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
- Объемно-пространственная композиция здания
- Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов
- Пространственно-планировочная структура здания в пределах капитальных стен, проемов, перекрытий.
- Капитальные стены первого этапа строительства (до 1644 г.).
- Капитальные стены второго этапа строительства (середина XVII в.).
- Поздние закладки.
- Сводчатые перекрытия, арки, распалубки, перемычки дверных проемов.
- Архитектурно-художественное оформление интерьеров - роспись стен, откосов оконных и дверных проемов, металлические двери, решетки.
- Лестница.
- Голосники.