МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 2 августа 2013 г. N 752
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
250401.03 СТАНОЧНИК ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩИХ СТАНКОВ
В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 250401.03 Станочник деревообрабатывающих станков.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 июня 2010 г. N 701 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 250401.03 Станочник деревообрабатывающих станков" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 июля 2010 г., регистрационный N 17931).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.
Министр
Д.В.ЛИВАНОВ
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 2 августа 2013 г. N 752
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
250401.03 СТАНОЧНИК ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩИХ СТАНКОВ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии 250401.03 Станочник деревообрабатывающих станков для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по данной профессии, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 250401.03 Станочник деревообрабатывающих станков имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих <1>.
--------------------------------
<1> Часть 1 статьи 15 Федерального закона
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППКРС - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ
3.1. Сроки получения СПО по профессии 250401.03 Станочник деревообрабатывающих станков в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС | Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94) <1> | Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения <2> |
среднее общее образование | Станочник деревообрабатывающих станков | 1 год 10 мес. |
основное общее образование | 3 года 10 мес. <3> |
|
--------------------------------
<1> ФГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.
<2> Независимо от применяемых образовательных технологий.
<3> Образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППКРС, в том числе с учетом получаемой профессии СПО.
3.2. Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 6 месяцев.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: выполнение основных операций по обработке и изготовлению изделий из древесины и материалов на основе древесины на деревообрабатывающих станках с использованием технологических процессов производственных организаций.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
деревообрабатывающие станки: продольно-фрезерные, фрезерные, шипорезные, сверлильно-пазовальные, сверлильно-присадочные станки, шлифовальные, кромко-фуговальные, долбежные, токарные станки, специальные и специализированные станки;
материалы: заготовки из древесины и материалов на основе древесины;
нормативно-техническая документация;
наладочный, контрольно-измерительный инструмент;
приспособления, оснастка деревообрабатывающих станков;
ручной деревообрабатывающий и слесарный инструмент.
4.3. Обучающийся по профессии 250401.03 Станочник деревообрабатывающих станков готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Изготовление столярных изделий.
4.3.2. Слесарная обработка деталей.
4.3.3. Наладка и ремонт деревообрабатывающего оборудования.
4.3.4. Обработка и изготовление сложных деталей и заготовок на деревообрабатывающих станках.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) <*>.
--------------------------------
<*> В соответствии с Федеральным законом
от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Изготовление столярных изделий.
1.1. Осуществлять подготовку ручного столярного инструмента к работе.
ПК 1.2. Владеть приемами работы ручным деревообрабатывающим инструментом.
ПК 1.3. Выполнять столярные соединения деталей.
5.2.2. Слесарная обработка деталей.
ПК 2.1. Осуществлять подготовку слесарного инструмента к работе.
ПК 2.2. Владеть приемами работы ручным слесарным инструментом.
5.2.3. Наладка и ремонт деревообрабатывающего оборудования.
ПК 3.1. Выполнять установку и смену режущего инструмента на станках средней сложности.
ПК 3.2. Осуществлять наладку деревообрабатывающих станков на параметры обработки и оптимальные режимы работы.
ПК 3.3. Участвовать в ремонте деревообрабатывающих станков.
5.2.4. Обработка и изготовление сложных деталей и заготовок на деревообрабатывающих станках.
ПК 4.1. Владеть приемами работы на деревообрабатывающих станках.
ПК 4.2. Осуществлять контроль качества и устранять дефекты обработки деталей.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой квалификации. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных
рабочих, служащих
Таблица 2
Индекс | Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час/ден.) | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
| Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" | 2160 | 1440 | | |
ОП.00 | Общепрофессиональный учебный цикл | 834 | 570 | | |
| В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: определять виды и назначение станков; определять основные узлы и механизмы станков; производить выбор приспособлений и оснастки по виду работ; знать: виды, назначение, классификацию, основные виды станков; основные узлы и механизмы, конструктивные и кинематические схемы; органы управления станков; приспособления, оснастку, применяемые при выполнении работ | | | ОП.01. Деревообрабатывающие станки | ОК 1 - 7 ПК 1.1 - 4.2 |
| уметь: определять виды резания; определять характер стружки; определять угловые и линейные параметры резца; подбирать инструмент по виду работ; определять качество подготовки инструмента к работе; определять виды брака, причины возникновения и способы его устранения; знать: виды резания; геометрию резца и стружки; режимы резания; способы резания древесины; виды, устройство и назначение ручного деревообрабатывающего инструмента, его характеристику | | | ОП.02. Основы резания древесины | ОК 1 - 7 ПК 1.1 - 4.2 |
| уметь: читать и оформлять чертежи, схемы и графики; составлять эскизы на обрабатываемые детали с указанием допусков и посадок; пользоваться необходимой справочной литературой; пользоваться спецификацией в процессе чтения сборочных чертежей, схем; знать: основы черчения и геометрии; требования Единой системы конструкторской документации (ЕСКД); правила чтения схем и чертежей обрабатываемых деталей; способы выполнения рабочих чертежей и эскизов | | | ОП.03. Графика | ОК 1 - 7 ПК 1.1 - 4.2 |
| уметь: объяснять все явления, сопровождающие действия электрического тока; составлять электрические и магнитные цепи; применять оборудование с электроприводом; подбирать по справочным материалам приборы и устройства электронной техники с определенными параметрами и характеристиками; знать: названия электротехнических приборов и электротехнических машин, устройство, область их применения; условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин; буквенные обозначения электрических величин; правила составления электрических схем; правила техники безопасности при работе с электрическими приборами; основы электроники, механики, гидравлики, автоматики в пределах выполняемой работы | | | ОП.04. Электротехника | ОК 1 - 7 ПК 1.1 - 4.2 |
| уметь: различать породы древесины; определять пороки древесины; различать по сортам и сортаментам продукцию лесопильного производства; расшифровывать марки материалов; определять основные свойства материалов; выбирать материалы для профессиональной деятельности по их свойствам; знать: породы древесины; строение древесины; пороки древесины; наименование, маркировку и основные свойства обрабатываемых материалов | | | ОП.05. Материаловедение | ОК 1 - 7 ПК 1.1 - 4.2 |
| уметь: находить и использовать необходимую экономическую информацию; определять и сравнивать основные формы заработной платы; знать: организацию производственного и технологического процессов; материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли; механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в современных условиях; основные аспекты отрасли, организации как хозяйствующих субъектов в рыночной экономике | | | ОП.06. Экономические основы производства | ОК 1 - 7 ПК 1.1 - 4.2 |
| уметь: анализировать техническую документацию; определять предельные отклонения размеров по стандартам, технической документации; выполнять расчеты величин предельных размеров и допуска по данным чертежам и определять годность заданных размеров; выполнять графики полей допусков по выполненным расчетам; определять характер сопряжения (группы посадки) по данным чертежей, по выполненным расчетам; применять контрольно-измерительные приборы и инструменты; знать: основные сведения о размерах в деревообработке; основы технических измерений; виды измерительных средств; основные сведения о сопряжениях в деревообработке; основы взаимозаменяемости; систему допусков и посадок; квалитеты и параметры шероховатости; размеры допусков для основных видов механической обработки и для деталей, поступающих на сборку; устройство, назначение, правила настройки и регулирования контрольно-измерительных инструментов и приборов; методы и средства контроля обработанных поверхностей | | | ОП.07. Технические измерения | ОК 1 - 7 ПК 1.1 - 4.2 |
| уметь: проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности; использовать экобиозащитные материалы; знать: особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации | | | ОП.08. Охрана труда | ОК 1 - 7 ПК 1.1 - 4.2 |
| уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | | 68 | ОП.09. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 7 ПК 1.1 - 4.2 |
П.00 | Профессиональный учебный цикл | 1126 | 770 | | |
ПМ.00 | Профессиональные модули | 1126 | 770 | | |
ПМ.01 | Изготовление столярных изделий В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: работы ручным столярным инструментом; уметь: подготавливать инструмент к работе; производить выбор инструмента исходя из поставленной задачи; выполнять приемы работы ручным инструментом; осуществлять контроль качества работ и организации рабочего места; выбирать рациональные приемы работы ручным инструментом; пользоваться инструкционно-технологической, справочной документацией; знать: технологию подготовки инструмента к работе; назначение инструмента; правила и приемы работы ручным инструментом; технические требования к качеству выполняемых работ; способы рациональной работы ручным инструментом | | | МДК.01.01. Технология столярных работ | ОК 1 - 7 ПК 1.1 - 1.3 |
ПМ.02 | Слесарная обработка деталей В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: работы ручным слесарным инструментом; уметь: подготавливать инструмент к работе; производить выбор инструмента исходя из поставленной задачи; выполнять приемы работы слесарным инструментом; осуществлять контроль качества работ и организации рабочего места; выбирать рациональные приемы работы слесарным инструментом; пользоваться инструкционно-технологической, справочной документацией; знать: основные понятия и определения технологических процессов изготовления деталей и изделий; основные виды слесарных работ, технологию их проведения, применяемые инструменты и приспособления; основы техники и технологии слесарной обработки; основы резания металлов в пределах выполняемой работы; основные сведения о механизмах, машинах, деталях машин, сопротивлении материалов; слесарные операции, их назначение, приемы и правила выполнения; технологический процесс слесарной обработки; слесарный инструмент и приспособления, их устройство, назначение и правила применения; правила заточки и доводки слесарного инструмента; технологическую документацию на выполняемые работы, ее виды и содержание; технические требования к качеству выполняемых работ; способы рациональной работы ручным инструментом | | | МДК.02.01. Технология слесарных работ | ОК 1 - 7 ПК 2.1 ПК 2.2 |
ПМ.03 | Наладка и ремонт деревообрабатывающего оборудования В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: работы по наладке и ремонту деревообрабатывающих станков; уметь: производить установку и смену режущего инструмента на станках средней сложности; выполнять наладку деревообрабатывающих станков; работать слесарным наладочным инструментом, принимать участие в ремонте деревообрабатывающего оборудования; настраивать деревообрабатывающие станки на заданный вид работы; пользоваться технической и технологической документацией; осуществлять контроль качества наладки станка и организации рабочего места; устранять дефекты обработки деталей; выбирать рациональные приемы работы; знать: устройство и правила наладки обслуживаемого оборудования; устройство деревообрабатывающих станков; технологию настройки станков на параметры обработки деталей и режимы работы станков; виды деревообрабатывающего инструмента и его назначение; правила установки инструмента; технологию выполнения работ на деревообрабатывающих станках; приспособления и оснастку, применяемые при выполнении работ; дефекты обработки, причины, способы устранения; методы и средства контроля; технические условия на изготавливаемую продукцию; безопасные условия труда и организации рабочего места при выполнении работ | | | МДК.03.01. Устройство и наладка деревообрабатывающего оборудования | ОК 1 - 7 ПК 3.1 - 3.3 |
ПМ.04 | Обработка и изготовление сложных деталей и заготовок на деревообрабатывающих станках В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: работы на деревообрабатывающих станках; уметь: производить пиление с использованием направляющей линейки; производить пиление по разметке криволинейных деталей; выпиливать брусковые детали непрямоугольного сечения; сверлить гнезда и отверстия на многошпиндельных сверлильно-присадочных станках; высверливать и заделывать сучки на автоматах; строгать и профилировать заготовки и детали на четырехсторонних строгальных и калевочных станках, самостоятельно налаженных; строгать кромки в щитах, узлах и в заготовках лущеного и строганого шпона твердых лиственных пород на кромкофуговальных станках; строгать стружку различных спецификации на универсальных стружечных станках; набирать щиты с одновременным фрезерованием профиля и нанесением клея; сшивать детали на кромкосшивальном полуавтомате; выполнять токарные работы по изготовлению деталей сложной конфигурации; фрезеровать криволинейные детали сложной конфигурации по копиру; фрезеровать углубления под фурнитуру в облицованных щитовых деталях по копиру; вырезать с предварительной разметкой образцы для проведения испытаний древесных слоистых пластиков, фанерных и древесно-стружечных плит, фанеры по схемам в соответствии с государственными стандартами; строгать шпон из древесины различных пород на шпонострогальных станках под руководством станочника более высокой квалификации; подбирать партии сырья для строгания по толщине и длине; организовывать рабочее место; осуществлять контроль качества обработанных деталей; знать: технологию выполнения работ на станках различных видов; органы управления станков; приспособления и оснастку, применяемые при выполнении работ; режимы работы станков; дефекты обработки, причины, предупреждение; методы и средства контроля; правила применения контрольно-измерительных инструментов; государственные стандарты на применяемое сырье и изготавливаемую продукцию безопасные условия труда и организации рабочего места при выполнении работ | | | МДК.04.01. Технология работ на деревообрабатывающем оборудовании | ОК 1 - 7 ПК 4.1 ПК 4.2 |
ФК.00 | Физическая культура В результате освоения раздела обучающийся должен: уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни | 200 | 100 | | ОК 2 ОК 3 ОК 6 ОК 7 |
| Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией) | 540 | 360 | | |
| Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС | 2700 | 1800 | | |
УП.00 | Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования | 29 нед./49 нед. | 1044/1764 | | ОК 1 - 7 ПК 1.1 - 4.2 |
ПП.00 | Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
|
ПА.00 | Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования | 2 нед./3 нед. | | | |
|
ГИА.00 | Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования | 1 нед./2 нед. | | | |
|
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 95/117 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" | 50 нед. |
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования | 29 нед./49 нед. |
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования | 2 нед./3 нед. |
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования | 1 нед./2 нед. |
Каникулы | 13 нед. |
Итого | 95 нед./117 нед. |
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) | 57 нед. |
промежуточная аттестация | 3 нед. |
каникулы | 22 нед. |
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона
от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616; 2013, N 27, ст. 3477).
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>. Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.
7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
и других помещений
Кабинеты:
технологии и оборудования деревообрабатывающего производства;
графики;
материаловедения;
технических измерений;
электротехники;
охраны труда и безопасности жизнедеятельности.
Лаборатории:
электротехники.
Мастерски:
слесарная мастерская;
ручной обработки древесины;
механизированной обработки древесины.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
Реализация ППКРС должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.17. Реализация ППКРС осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППКРС образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППКРС образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
8.1. Оценка качества освоения ППКРС должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ППКРС, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования <1>.
--------------------------------
<1> Часть 6 статьи 59 Федерального закона
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
8.6. Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС СПО.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
8.7. Обучающиеся по ППКРС, не имеющие среднего общего образования, в соответствии с частью 6 статьи 68 Федерального закона
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1> вправе бесплатно пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования. При успешном прохождении указанной государственной итоговой аттестации аккредитованной образовательной организацией обучающимся выдается аттестат о среднем общем образовании.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.