МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 2 августа 2013 г. N 889
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
250101.01 МАСТЕР ПО ЛЕСНОМУ ХОЗЯЙСТВУ
В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 250101.01 Мастер по лесному хозяйству.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 июня 2010 г. N 607 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 250101.01 Мастер по лесному хозяйству" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 сентября 2010 г., регистрационный N 18529).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.
Министр
Д.В.ЛИВАНОВ
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 2 августа 2013 г. N 889
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
250101.01 МАСТЕР ПО ЛЕСНОМУ ХОЗЯЙСТВУ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии 250101.01 Мастер по лесному хозяйству для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по данной профессии, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 250101.01 Мастер по лесному хозяйству имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих <1>.
--------------------------------
<1> Часть 1 статьи 15 Федерального закона
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППКРС - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ
3.1. Сроки получения СПО по профессии 250101.01 Мастер по лесному хозяйству в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС | Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94) <1> | Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения <2> |
среднее общее образование | Егерь Лесовод Тракторист Водитель автомобиля | 10 мес. |
основное общее образование | 2 года 10 мес. <3> |
|
--------------------------------
<1> ФГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.
<2> Независимо от применяемых образовательных технологий.
<3> Образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППКРС, в том числе с учетом получаемой профессии СПО.
3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании ППКРС:
егерь - водитель автомобиля;
лесовод - тракторист;
егерь - тракторист;
лесовод - водитель автомобиля.
Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 6 месяцев.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: проведение мероприятий по охране и воспроизводству диких животных; выполнение лесохозяйственных, лесокультурных и лесоохранных работ с использованием современных средств механизации; эксплуатация колесных и гусеничных тракторов, грузовых автомобилей при проведении работ в лесохозяйственном комплексе, их техническое обслуживание и ремонт.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
участки лесного фонда;
лесопитомники;
охотничьи угодья;
колесные и гусеничные трактора, используемые в лесохозяйственном комплексе;
грузовые автомобили.
4.3. Обучающийся по профессии 250101.01 Мастер по лесному хозяйству готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Выполнение мероприятий по охране и воспроизводству диких животных.
4.3.2. Проведение мероприятий по воспроизводству лесов и уходу за лесом.
4.3.3. Управление колесными и гусеничными тракторами, используемыми в лесопромышленном комплексе, их техническое обслуживание и ремонт.
4.3.4. Управление грузовыми автомобилями, их техническое обслуживание и ремонт.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность <*>, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
--------------------------------
<*> В соответствии с Федеральным законом
от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Выполнение мероприятий по охране и воспроизводству диких животных.
ПК 1.1. Проводить биотехнические и охотохозяйственные мероприятия в охотничьих угодьях.
ПК 1.2. Охранять охотничьи угодья от нарушений природоохранного законодательства.
5.2.2. Проведение мероприятий по воспроизводству лесов и уходу за лесом.
ПК 2.1. Выполнять мероприятия по воспроизводству лесов.
ПК 2.2. Проводить мероприятия по защите лесов от пожаров, вредителей и болезней.
ПК 2.3. Выполнять лесохозяйственные технологические операции.
5.2.3. Управление колесными и гусеничными тракторами, используемыми в лесопромышленном комплексе, их техническое обслуживание и ремонт.
ПК 3.1. Осуществлять эксплуатацию колесных и гусеничных тракторов, навесного и прицепного технологического оборудования в лесопромышленном комплексе.
ПК 3.2. Осуществлять техническое обслуживание и участвовать в ремонте тракторов и технологического оборудования.
5.2.4. Управление грузовыми автомобилями, их техническое обслуживание и ремонт.
ПК 4.1. Управлять автомобилем при различных дорожных и метеорологических условиях.
ПК 4.2. Осуществлять техническое обслуживание грузовых автомобилей.
ПК 4.3. Устранять возникшие во время работы автомобиля эксплуатационные неисправности.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных
рабочих, служащих
Таблица 2
Индекс | Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
| Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" | 1026 | 684 | | |
ОП.00 | Общепрофессиональный учебный цикл | 339 | 226 | | |
| В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: применять показатели экономической деятельности лесохозяйственной организации в практической работе; руководствоваться нормами выработки, нормами времени, тарифной системой оплаты труда; анализировать основные затраты производства продукции по выполнению лесохозяйственных работ; оформлять и заполнять документы первичного учета лесохозяйственной организации; знать: особенности развития организаций лесной отрасли в условиях рыночной экономики; организационно-экономическую структуру организаций лесного хозяйства; основные показатели деятельности лесохозяйственного комплекса; состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов лесохозяйственной организации; структуру себестоимости, механизмы ценообразования, формы и системы оплаты труда | | | ОП.01. Основы экономики организации | ОК 1 - 7 ПК 1.1 - 4.3 |
| уметь: ориентироваться в системе нормативных правовых актов по охране труда и использовать их в профессиональной деятельности; выполнять мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий вредных производственных факторов; знать: систему нормативных правовых актов по охране труда; структуру системы охраны труда в лесохозяйственной организации; источники и способы защиты человека от вредных и опасных производственных факторов; эргономические и психофизиологические основы охраны труда | | | ОП.02. Охрана труда | ОК 1 - 7 ПК 1.1 - 4.3 |
| уметь: определять механический состав и спелость почвы; проводить мероприятия по улучшению плодородия почвы; знать: состав и свойства почвы; основные типы почв, их краткую характеристику; агрохимическую характеристику основных типов почвы, в том числе лесных; классификацию, характеристику, способы применения удобрения на лесных объектах; влияние лесохозяйственных мероприятий на почву; экологические основы охраны почв | | | ОП.03. Почвоведение | ОК 1 - 7 ПК 1.1 - 4.3 |
| уметь: проводить полную или частичную разборку и сборку составных узлов и машины в целом; определять взаимодействие деталей, узлов, сборочных единиц тракторов и автомобилей; по данным маркировки определять механические, технологические и другие свойства металлов и сплавов, неметаллических и горюче-смазочных материалов; защищать поверхности деталей машин и механизмов от коррозии; читать чертежи, пользоваться Единой системой конструкторской документации (ЕСКД) в процессе чтения чертежей, схем; составлять эскизы на обрабатываемые детали машин с указанием допусков и посадок; пользоваться необходимой справочной литературой, инструкциями по эксплуатации машин; пользоваться инструкциями по эксплуатации машин и механизмов; оформлять первичные документы по учету работы машин и расходу горюче-смазочных материалов; знать: классификацию, общее устройство тракторов и автомобилей, их технические характеристики; основы работы и устройство двигателей внутреннего сгорания (ДВС), его механизмов и систем; назначение, устройство и принцип работы узлов трансмиссии, ходовой части, органов управления, тормозной, гидронавесной системы, вспомогательного и дополнительного оборудования, электрооборудования; признаки и причины основных неисправностей тракторов и автомобилей и способы их устранения; взаимодействие деталей сборочных единиц, узлов; способы защиты поверхностей деталей машин и механизмов от коррозии; основы черчения и геометрии; требования Единой системы конструкторской документации (ЕСКД); правила чтения схем, рабочих чертежей и эскизов; оптимальные и предельные нагрузки на машинотракторные агрегаты и автомобили | | | ОП.04. Тракторы и автомобили | ОК 1 - 7 ПК 1.1 - 4.3 |
| уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | | 38 | ОП.05. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 7 ПК 1.1 - 4.3 |
П.00 | Профессиональный учебный цикл | 630 | 420 | | |
ПМ.00 | Профессиональные модули | 630 | 420 | | |
ПМ.01 | Выполнение мероприятий по охране и воспроизводству диких животных В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: проведения биотехнических мероприятий в охотничьих угодьях; охраны охотничьих угодий от нарушения природоохранного законодательства; уметь: вести наблюдения за жизнью диких животных и птиц; проводить инвентаризацию охотничьей фауны и флоры; проводить биотехнические мероприятия в охотничьих угодьях; пользоваться картографическими данными охотничьего хозяйства; проводить мероприятия по охране фауны и флоры в приписных охотничьих угодьях; обустраивать простейшие места охоты (лабаз, засидку, вышки) для удобства и безопасности охоты; пользоваться охотничьим оружием и боеприпасами, правильно обращаться с ними; эксплуатировать транспортные средства в работе егеря (снегоходы, водный транспорт) и соблюдать правила безопасного обращения с ними; пользоваться государственными и отраслевыми стандартами на продукцию охотничьего промысла; пользоваться законодательными актами по лесному, охотничьему хозяйству, необходимой справочной литературой; знать: значение и рациональное использование охотничьих ресурсов; особенности биологии охотничье-промысловых животных и места их распространения в охотничьих угодьях; систематику и общие морфобиоценотические особенности каждого отряда зверей и птиц; сведения о характере охотничьих угодий, их ландшафтной характеристике; методику проведения инвентаризации, бонитировки, учета численности зверей и птиц; мероприятия по охране и воспроизводству диких животных; способы и технику охоты на промысловых, хищных животных и птиц; основные правила техники безопасности и пожарной безопасности в охотничьих угодьях, принципы охотничьей этики; способы обустройства мест охоты; основы оружейного дела (виды охотничьего оружия, необходимую документацию на использование его, обращение с ружьем); общее устройство и особенности эксплуатации транспортных средств, используемых в работе егеря; основы собаководства; состав и виды охотничьей продукции (пушнину, мясо, шкуры, пернатую дичь, охотничьи трофеи, чучела зверей и птиц); государственные и отраслевые стандарты, сертификацию, основные документы на продукцию охотничьего промысла; лесное законодательство и основные законодательные акты о ведении и использовании охотничьих угодий; особенности охотохозяйственных мероприятий в заповедно-охотничьих хозяйствах | | | МДК.01.01. Биология охотничье-промысловых животных | ОК 1 - 7 ПК 1.1 - 1.2 |
МДК.01.02. Организация и технология работ на егерских участках |
МДК.01.03. Основы охотоведения и охотничьего законодательства |
ПМ.02 | Проведение мероприятий по воспроизводству лесов и уходу за лесом В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: выращивания посадочного материала, создания лесных культур; выполнения работ по предупреждению и тушению лесных пожаров; выполнения работ по защите лесов от вредителей и болезней; проведения рубок ухода за лесом; уметь: выполнять работы по заготовке семян; выращивать посадочный материал и выполнять работы по созданию лесных культур; определять основные виды хвойных и лиственных пород; классифицировать деревья в лесу по лесохозяйственному назначению; выполнять лесохозяйственные и лесозаготовительные работы; выполнять работы по лесной таксации; выполнять работы по заготовке семян, выполнять технологические операции по рубкам ухода за лесом; выполнять работы по защите лесов от болезней и вредителей, предупреждению и тушению лесных пожаров; знать: основные сведения о лесном фонде Российской Федерации; формы лесопользования, права и обязанности лесопользователя; рубки главного пользования, рубки ухода за лесом; мероприятия по воспроизводству лесов (лесное семеноводство, выращивание сеянцев и саженцев, создание лесных культур); понятие лесной таксации, объекты лесной таксации и методику выполнения таксационных мероприятий; основы лесного товароведения (классификацию, стандартизацию, общую характеристику круглых и пиленых лесоматериалов); понятия о лесоустройстве и этапах его проведения; общую характеристику систем и орудий, используемых в лесном хозяйстве; машины и механизмы для проведения работ в лесном хозяйстве; понятие экологии, охраны природы и природопользования; причины загрязнения окружающей среды и пути решения проблемы загрязнения; лесоохранные мероприятия: защиту лесов от пожаров, методы борьбы с вредителями и болезнями леса | | | МДК.02.01. Лесоводство и лесоразведение | ОК 1 - 7 ПК 2.1 - 2.3 |
МДК.02.02. Основы древесиноведения и лесного товароведения |
МДК.02.03. Охрана и защита леса |
МДК.02.04. Технология и механизация лесохозяйственных работ |
ПМ.03 | Управление колесными и гусеничными тракторами, используемыми в лесопромышленном комплексе, их техническое обслуживание и ремонт В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: выполнения работ на машинно-тракторных агрегатах на базе тракторов двух основных типов (гусеничных, колесных); комплектования машинно-тракторных агрегатов; выполнения технологических регулировок рабочих органов лесохозяйственных машин, использования вспомогательного оборудования и инструментов для настройки рабочих органов лесохозяйственных машин; выполнения операций ежесменного и первого технического обслуживания тракторов; уметь: выполнять операции по техобслуживанию и ремонту машинно-тракторных агрегатов; экономно расходовать горюче-смазочные и другие эксплуатационные материалы; готовить машины к установке на хранение в соответствии с действующими правилами; знать: правила выполнения работ машинно-тракторными агрегатами в соответствии с требованиями агротехники; устройство, принцип действия и основные регулировки тракторов основных типов (колесного и гусеничного), лесохозяйственных машин; правила комплектования машинно-тракторных агрегатов; нормы расхода и мероприятия по экономии горюче-смазочных материалов; основные положения системы технического обслуживания и ремонта машин; назначение инструментов и приспособлений для настройки и регулировки агрегатов, правила пользования ими; правила хранения тракторов и лесохозяйственного оборудования; основы выполнения слесарных, токарных, кузнечно-сварочных работ | | | МДК.03.01. Эксплуатация колесных и гусеничных тракторов в лесопромышленном комплексе | ОК 1 - 7 ПК 3.1 - 3.2 |
МДК.03.02. Система технического обслуживания тракторов и технологического оборудования в лесопромышленном комплексе |
ПМ.04 | Управление грузовыми автомобилями, их техническое обслуживание и ремонт В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: управления грузовым автомобилем в различных дорожных и метеорологических условиях; выполнения требований правил дорожного движения; проверки технического состояния автомобиля перед выездом; устранения возникших во время работы мелких эксплуатационных неисправностей; уметь: безопасно управлять транспортным средством в различных дорожных и метеорологических условиях, соблюдать Правила дорожного движения; знать: назначение, расположение, принцип действия основных механизмов и приборов транспортного средства; Правила дорожного движения, основы законодательства в сфере дорожного движения; порядок выполнения контрольного осмотра транспортного средства перед выездом и при выполнении поездки; правила заправки транспортного средства горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями с соблюдением экологических требований; правила оформления путевой и транспортной документации; действия водителя в нештатных ситуациях; правила устранения возникших во время эксплуатации транспортного средства мелких неисправностей, не требующих разборки узлов и агрегатов; правила перевозки грузов и пассажиров; виды ответственности за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортных средств и норм по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации; основы безопасного управления транспортными средствами | | | МДК.04.01. Основы безопасного управления транспортным средством | ОК 1 - 7 ПК 4.1 - 4.3 |
МДК.04.02. Система технического обслуживания и ремонта автомобилей |
ФК.00 | Физическая культура В результате освоения раздела обучающийся должен: уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни | 76 | 38 | | ОК 2 ОК 3 ОК 6 ОК 7 |
| Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией) | 216 | 144 | | |
| Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС | 1242 | 828 | | |
УП.00 | Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования | 16 нед./36 нед. | 576/1296 | | ОК 1 - 7 ПК 1.1 - 4.3 |
ПП.00 | Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
|
ПА.00 | Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования | 1 нед./2 нед. | | | |
|
ГИА.00 | Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования | 1 нед./2 нед. | | | |
|
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43/65 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" | 23 нед. |
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования | 16 нед./36 нед. |
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования | 1 нед./2 нед. |
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования | 1 нед./2 нед. |
Каникулы | 2 нед. |
Итого | 43 нед./65 нед. |
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке
36 часов в неделю) 57 нед.
промежуточная аттестация 3 нед.
каникулы 22 нед.
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона
от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616; 2013, N 27, ст. 3477).
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>. Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.
7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
и других помещений
Кабинеты:
безопасности жизнедеятельности и охраны труда;
Правил дорожного движения;
технологии и механизации лесохозяйственных работ.
Лаборатории:
тракторы и автомобили;
оборудования охотничьего хозяйства.
Мастерские:
слесарная;
пункт технического обслуживания.
Полигоны:
автодром;
трактородром.
Учебная лесосека.
Тренажеры, тренажерные комплексы:
тренажер грузового автомобиля.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
Реализация ППКРС должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.17. Реализация ППКРС осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППКРС образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППКРС образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
8.1. Оценка качества освоения ППКРС должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ППКРС, если иное не установлено Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования <1>.
--------------------------------
<1> Часть 6 статьи 59 Федерального закона
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
8.6. Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС СПО.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
8.7. Обучающиеся по ППКРС, не имеющие среднего общего образования, в соответствии с частью 6 статьи 68 Федерального закона
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1> вправе бесплатно пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования. При успешном прохождении указанной государственной итоговой аттестации аккредитованной образовательной организацией обучающимся выдается аттестат о среднем общем образовании.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.